Изменение пропорций тела в процессе развития ребенка
Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка.
Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т. е. в 11 – 15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75 – 80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0 – 3,2 кг, а к концу года – 9,5 – 10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5 – 2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0 – 5,0 см.
Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7 – 8 и даже 10 см. Причем с 11 –12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13 – 14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14 – 15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.
Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз.
Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет – 1/5, 6 лет – 1/6, 12 лет – 1/7 и у взрослых – 1/8. С возрастом, рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.
Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 16 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде – за счет роста туловища.
Кривые роста отдельных частей тела, а также многих органов в основном совпадают с кривой роста Длины тела. Однако некоторые органы и части тела имеют иной тип роста. Например, рост половых органов происходит усиленно в период полового созревания, рост лимфатической ткани к этому периоду заканчивается. Размеры головы у детей 4 лет достигают 75% от величины головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти.
Неравномерность роста – приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток.
Мы уже отмечали, что развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост – к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами дифференцировки.
Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками, имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.
2. Позвоночный столб.Основными частями скелета являются скелет туловища, состоящий из позвоночного столба и грудной клетки, скелет верхних и нижних конечностей и скелет головы – череп.
Позвоночный столб человека является осевой частью, стержнем скелета, верхним концом соединяющегося с черепом, нижним – с костями таза. Позвоночный столб занимает 40% длины тела. В нем различают следующие отделы: шейный, состоящий из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, поясничный – из 5 позвонков, крестцовый – из 5 позвонков и копчиковый – из 4 – 5 позвонков. У взрослого человека крестцовые позвонки срастаются в одну кость – крестец, а копчиковые – в копчик. Позвоночные отверстия всех позвонков образуют позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. К отросткам позвонков прикрепляются мышцы.
Между позвонками расположены межпозвоночные диски из волокнистого хряща; они способствуют подвижности позвоночного столба. С возрастом высота дисков меняется.
Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В течение первых полутора лет жизни рост различных отделов позвоночника относительно равномерен. Начиная с 1,5 и до 3 лет, замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков и быстрее начинает увеличиваться рост поясничного отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника.
Усиление темпов роста позвоночника отмечается в 7 – 9 лет и в период полового созревания, после завершения которого, прибавка в росте позвоночника очень невелика.
Структура тканей позвоночного столба существенно изменяется с возрастом. Окостенение, начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение всего детского возраста. До 14 лет окостеневают только средние части позвонков. В период полового созревания появляются новые точки окостенения в виде пластинок, которые сливаются с телом позвонка после 20 лет. Процесс окостенения отдельных позвонков завершается с окончанием ростовых процессов – к 21 – 23 годам. Позднее окостенение позвоночника обусловливает его подвижность и гибкость в детском возрасте. Кривизна позвоночника, являющаяся его характерной особенностью, формируется в процессе индивидуального развития ребенка. В самом раннем возрасте, когда ребенок начинает держать головку, появляется шейный изгиб, направленный выпуклостью вперед (лордоз). К 6 месяцам, когда ребенок начинает сидеть, образуется грудной изгиб с выпуклостью назад (кифоз). Когда ребенок начинает стоять и ходить, образуется поясничный лордоз. С образованием поясничного лордоза центр тяжести перемещается кзади, препятствуя падению тела при вертикальном положении.
К году имеются уже все изгибы позвоночника. Но образовавшиеся изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры, К 7 годам уже имеются четко выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже – в 12 – 14 лет.
Изгибы позвоночного столба составляют специфическую особенность человека и возникли в связи с вертикальным положением тела. Благодаря изгибам позвоночный столб пружинит. Удары и толчки при ходьбе, беге, прыжках ослабляются и затухают, что предохраняет мозг от сотрясений. Нарушения кривизны позвоночного столба, которые могут возникнуть в результате неправильной посадки ребенка за столом и партой, приводят к неблагоприятным последствиям в его здоровье.
3. Грудная клетка. Грудная клетка образует костную основу грудной полости. Она защищает сердце, легкие, печень и служит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечностей. Грудная клетка состоит из грудины, 12 пар ребер, соединенных сзади с позвоночным столбом.
Форма грудной клетки существенно изменяется с возрастом. В грудном возрасте она как бы сжата с боков, ее переднезадний размер больше поперечного (коническая форма). У взрослого же преобладает поперечный размер.
На протяжении первого года жизни постепенно меняется форма грудной клетки, что связано с изменением положения тела и центра тяжести. Уменьшается угол ребер по отношению к позвоночнику. Соответственно изменению грудной клетки увеличивается объем легких. Изменение положения ребер способствует увеличению движений грудной клетки и позволяет эффективнее осуществлять дыхательные движения.
Дальнейшие изменения строения грудной клетки с возрастом происходят в том же направлении. Коническая форма грудной клетки сохраняется до 3 – 4 лет. К 6 годам устанавливаются свойственные взрослому относительные величины верхней и нижней части грудной клетки, резко увеличивается наклон ребер. К 12 – 13 годам грудная клетка приобретает ту же форму, что у взрослого.
На форму грудной клетки влияют физические упражнения и посадка. Под влиянием физических упражнений она может стать шире и объемистее. При длительной неправильной посадке, когда ребенок опирается грудью о край стола или крышку парты, может произойти деформация грудной клетки, что нарушает развитие сердца, крупных сосудов и легких.
4. Скелет конечностей. Скелет верхних конечностей состоит из пояса верхних конечностей и костей свободных конечностей. Пояс верхних конечностей образуют лопатки и ключицы.
Скелет свободной верхней конечности образован плечевой костью, подвижно соединенной с лопаткой, предплечьем, состоящим из лучевой и локтевой костей, и костями кисти. В состав кисти входят мелкие кости запястья, пять длинных костей пясти и кости пальцев кисти.
Ключицы относятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопатки окостеневают в постнатальном онтогенезе, процесс этот завершается после 16 – 18 лет. Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и заканчивается в 18 – 20 лет, а иногда и позже.
Кости запястья у новорожденного только намечаются и становятся ясно видимыми к 7 годам. С 10 – 12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков они опаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а запястья – в 12 лет. Эти данные следует учитывать в педагогическом процессе.
Окончательно не сформированная кисть быстро утомляется, детям младших классов не удается беглое письмо. Вместе с тем умеренные и доступные движения способствуют развитию кисти. Игра на музыкальных инструментах с раннего возраста задерживает процесс окостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению («пальцы музыканта»).
Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и костей свободных нижних конечностей. Тазовый пояс образует крестец и неподвижно соединенные с ним две тазовые кости. У новорожденного каждая тазовая кость состоит из трех костей (подвздошной, лобковой и седалищной), сращение которых начинается с 5 – 6 лет и завершается к 17 – 18 годам.
В подростковом возрасте происходит постепенное срастание крестцовых позвонков в единую кость – крестец. У девочек при резких прыжках с большой высоты, при ношении обуви на высоких каблуках несросшиеся кости таза могут сместиться, что приведет к неправильному сращению их и, как следствие, сужению выхода из полости малого таза, что может в дальнейшем весьма затруднить прохождение плода при родах.
После 9 лет отмечаются различия в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.
Тазовые кости имеют круглые впадины, куда входят головки бедренных костей. Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, двух костей голени – большеберцовой и малоберцовой и костей стопы. Стопа образована костями предплюсны, плюсны и фаланг пальцев стопы.
Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. Различают продольный и поперечный своды стопы. Продольный, пружинящий свод стопы присущ только человеку, и его формирование связано с прямохождением. По своду стопы равномерно распределяется тяжесть тела, что имеет большое значение при переносе тяжестей. Свод действует как пружина, смягчая толчки тела при ходьбе.
У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже, когда ребенок начинает ходить.
Сводчатое расположение костей стопы поддерживается большим количеством крепких суставных связок, При длительном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей, при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощению стопы.
5. Череп. Череп – скелет головы. Различают два отдела черепа: мозговой, или черепную коробку, и лицевой, или кости лица. Мозговой отдел черепа является вместилищем головного мозга.
У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Эта перепонка особенно велика там, где сходятся несколько костей. Это – роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Это имеет большое значение при прохождении головки плода по родовым путям. Малые роднички зарастают к 2 – 3 месяцам, а наибольший – лобный – легко прощупывается и зарастает лишь к полутора годам.
У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом, особенно с 13 – 14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз больше лицевого, а у взрослого в 2 – 2,5 раза.
Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания. С возрастом существенно изменяется соотношение между высотой головы и ростом. Это соотношение используется как один из нормативных показателей, характеризующих возраст ребенка.
Источник
«Утверждаю»
зав. кафедрой педиатрии,
д.м.н., профессор А.И.
Кусельман
_____________________
«_____» _____________2006г.
Методические
рекомендации для студентов 3 курса
педиатрического факультета по теме:
«МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ТЕХНИКА АНТРОПОМЕТРИИ.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА.
СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ».
ВИД
ЗАНЯТИЯ: практическое
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
ЗАНЯТИЯ: 2
часа
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Освоить
методику оценки физического развития
детей и подростков. Изучить семиотику
нарушений физического развития детей
и подростков»
Студент должен знать:
Физическое развитие детей. Определение.
Факторы, определяющие рост детей
(генетические, средовые, роль эндокринной
и нервной системы и др.).Понятие об акселерации и ретардации
развития детей.Изменение длины и массы тела в процессе
роста и развития детей, изменение
пропорций тела, типа телосложения в
процессе роста:
внутриутробное развитие плода;
рост после рождения;
масса тела после рождения;
соответствие показателей длины и массы
тела (определение по формулам)скорость развития и изменения окружностей
головы и грудной клетки;
5. Определение поверхности тела
Методика антропометрических измерений
и расчет различных показателей
физического развития (ФР) у детей
различного возраста (длина тела, масса,
окружность груди, окружность головы,
окружность живота, окружность
конечностей).Сочетанная оценка различных
антропометрических признаков
(параметрический или сигмальный способ;
непараметрический или центильный
способ).Семиотика наиболее частых отклонений
физического развития детей: нарушение
роста, недостаточная или избыточная
масса тела, непропорциональное развитие
отдельных частей тела и их причины.Понятие о гипо- и паратрофии, гипостатуре,
нанизме, гигантизме.
Вопросы для самостоятельной работы
студентов:
Диагностика низкорослости.
Задержка роста детей с эндокринной
патологией.Соматотипы.
Студент должен уметь:
—
Оценить физическое развитие детей и
подростков.
Уметь проводить антропометрические
исследования.Уметь оценивать физическое развитие
по формулам и таблицам.Высчитывать индексы физического
развития детей.Определять соматотип детей и подростков.
Уметь рассчитывать поверхность тела.
Выяснить сведения о физическом развитии
ребенка.Выявлять наиболее частые отклонения
в физическом развитии у детей и
подростков.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Физическое
развитие в
клинической педиатрии понимается как
динамический процесс роста (увеличение
длины и массы тела, развитие отдельных
частей тела и др.) и биологическое
созревание ребенка в том или ином периоде
детства.
Скорость роста, увеличение массы тела,
последовательность в увеличении
различных частей тела, а следовательно,
и пропорций, так же как созревание
различных органов и систем на каждом
возрастном этапе, в основном
запрограммированы наследственными
механизмами и при оптимальных условиях
жизнедеятельности идут по определенному
плану.Факторы,
определяющие физическое развитие детей,
можно условно разделить на генетические,
экзогенные и трудноклассифицируемые.
1. Генетические факторы, безусловно,
наиболее значительные. Считается, что
генов, регулирующих скорость и предел
роста человека, более 100, однако получить
прямые доказательства их роли трудно.
Влияние наследственности в целом
сказывается на физическом развитии,
особенно росте, ребенка, после 2 лет
жизни. Выделяется два периода, когда
корреляция между ростом родителей
и детей наиболее значима. Это возраст
от 2 до 9 лет, когда сказывается действие
одной группы генов (первый семейный
фактор), и возраст от 14 до 18 лет, когда
регуляция роста зависит от других генов
(второй семейный фактор). Наследственные
факторы определяют темп и возможный
предел роста ребенка при оптимальных
условиях жизни и воспитания.
2. Влияние экзогенных факторов на скорость
и предел роста детей изучено лучше.
Наиболее важным считается влияние
питания.
— Умеренный дефицит питания
задерживает нарастание массы и увеличивает
время роста и созревания, но рост ребенка
может не уменьшаться. Большие степени
пищевой недостаточности не
компенсируются удлинением срока развития
и приводят к низкорослости с изменением
пропорций тела. Дефицит некоторых
пищевых компонентов (витамин А, цинк,
йод и др.) избирательно нарушает процессы
роста детей. Избыточность питания,
особенно в раннем возрасте, также
неблагоприятно отражается на процессе
развития особенно в раннем периоде
детства. При этом биологическое созревание
может ускоряться.
— Режим жизни для развития ребенка также
небезразличен. Можно назвать два наиболее
важных режимных фактора, влияющих на
физическое развитие: первый — адекватная
физическая подвижность, создающая ту
степень вертикальной и перемежающейся
по направлению механической нагрузки
на костный скелет, которая является
стимулятором остеогенеза и роста хряща,
а также мышечного развития. Избыточная
вертикальная нагрузка, например, при
переносе тяжестей, обладает обратным
эффектом — тормозит рост. Поэтому
необходимо постоянно контролировать
режим жизни ребенка, не допуская ни
гипокинезии, ни занятий такими видами
спорта или работы, которые могут вредно
отразиться на его развитии. Второй
важный фактор — недостаточность
сна. Именно во сне осуществляются все
основные метаболические и клеточные
перестройки, определяющие рост детского
скелета.
— Эмоциональное состояние ребенка —
психическая напряженность, депрессия,
психическая травма, всегда приводит к
торможению роста, что связано с включением
нейроэндокринных механизмов, блокирующих
процессы роста и ускоряющих катаболизм.
Острые и особенно хронические заболевания
ребенка могут вызывать задержку
роста, так как на длительный срок нарушают
анаболические процессы, вызывают
расстройства микроциркуляции и
гипоксемию.
— Факторы внешней
среды могут также оказывают влияние
на рост. К разряду средовых факторов
можно отнести и влияние различных
климатогеографических условий. Жаркий
климат и условия высокогорья обладают
тормозящим влиянием на рост, но
одновременно могут существенно
ускорять созревание детей. Широко
известны колебания скорости роста в
связи с сезонами года (ускорение весной
и торможение в осенне-зимние месяцы).
Сезонность роста вызывает необходимость
строить оценки скорости роста детей на
основании годичной динамики.
3. Менее всего изучено влияние на рост
ребенка факторов, которые входят в
неклассифицируемую группу. К ним можно
отнести такие, как порядковый номер
беременности и родов, срок наступления
родов, масса тела плода (новорожденного)
к моменту его рождения, возраст матери
и в меньшей степени отца, сезон рождения
ребенка. Степень влияния сравнительно
невелика.
4.Рост ребенка
контролируется многими эндокринными
железами: щитовидной, гипофизом,
вилочковой, половыми и надпочечниками.
Влияние их изменяется в зависимости от
возраста ребенка.
Важное влияние на
процесс роста оказывает соматотропный
гормон (СТГ – гормон роста), выделяемый
гипофизом. СТГ стимулирует соматический
рост (костный возраст, увеличение
органов), он
оказывает влияние на дифференцирование
структуры костей,
влияет на белковый, жировой и углеводный
обмен. СТГ основной стимулятор роста
на уровне тканей. Синтез СТГ находится
под контролем гипоталамических
нейросекреторных факторов – соматолиберина
и соматостатина. На этот процесс влияют
также трийодтиронин, глюкокортикостероиды,
опиоидные пептиды, допамин и некоторые
аминокислоты. Альфа-адренергическая и
серотонинергическая стимуляция
гипоталамуса вызывают секрецию СТГ, а
бета-адренергическая ингибирует её.
Начиная с
периода полового созревания, соматотропный
гормон в процессах роста не играет
существенной роли. Функция регуляции
роста переходит к андрогенам.
На процессы роста
влияют и другие гормоны. Так гормоны
щитовидной железы способствуют синтезу
белка и энергетическому обеспечению
синтетических процессов. В течение всей
жизни они стимулируют выделение гормонов
роста. До
периода полового созревания рост костей
ускоряется гормонами вилочковой
железы, который в дальнейшем передает
эту функцию половым железам.
Половые гормоны
ускоряют рост и дифференцировку костной
ткани. В то же время они способствуют
слиянию эпифизарных щелей, ограничивая
рост. Андрогены
продуцируются не только мужскими
половыми железами, но и женскими, а также
корковым слоем надпочечников.
Андрогены также обеспечивают рост
организма. Если мужской организм на
определенном этапе развития растет за
счет андрогенов семенников и частично
надпочечников, то женский организм
растет только за счет андрогенов
надпочечников.
Минералокортикоиды нормализуют обмен,
глюкокортикостероиды дают катаболический
эффект, их избыток отрицательно
сказывается на росте. Кальцитонин и
паратгормон оказывает влияние на
завершение процессов кальцификации.
Внутриутробное развитие плода происходит
под влиянием хорионического соматотропина,
гормонов щитовидной железы, половых
гормонов матери.
С тех пор как в 30-х годах прошлого столетия
в практику медицинского обследования
детей были введены антропометрические
измерения, стали замечать, что от
десятилетия к десятилетию рост детей
увеличивается, а половое созревание
наступает у них в более раннем возрасте.
Это явление получило название
акселерации (от лат.acceleratio— ускорение). Не так давно археологические
исследования, которые были проведены
на месте знаменитой Полтавской битвы,
показали, что рост солдат времен
ПетраIбыл ниже современного
взрослого человека в среднем на 20 см.
Длина тела детей в возрасте 15 лет с 1882
до 1970 г. увеличилась на 19 — 20 см. Рост в
настоящее время 7-летнего ребенка
соответствует росту 9-летнего, а
15-летнего подростка — 17-летнему юноше,
жившему в началеXXстолетия. Такое ускоренное развитие
коснулось и внутриутробного периода,
что подтверждается неуклонным нарастанием
средних показателей длины и массы тела
новорожденных. В Западной Европе в целом
увеличение роста взрослого человека
на 1 см в каждое десятилетие отмечается
уже на протяжении 100 лет. Происходит
также и более быстрое развитие мышечной
силы, о чем свидетельствуют постоянно
изменяющиеся (в сторону увеличения)
мировые спортивные рекорды, которые
теперь все чаще устанавливаются юношами,
а не взрослыми спортсменами.
Ускорился также и срок биологического
созревания. Об этом свидетельствуют
более ранние, чем несколько десятилетий
назад, сроки появления ядер окостенения,
прорезывания постоянных зубов, прекращения
роста, а также полового созревания.
В
последние годы нередко отмечается
диссонанс между временем созревания
разных органов и систем
— ускоренное развитие одних признаков
сопровождается диспропорциональной
незрелостью других. Это привело к
омолаживанию
и увеличению частоты заболеваний в
юношеском возрасте (гипертония,
язвенная болезнь желудка, ожирение,
сахарный диабет и др.).
Точный генетический фактор биологической
акселерации не установлен.
Основные
причины, действие
которых часто объединяется, по мнению
разных
ученых следующие:
значительная миграция (территориальное
передвижение) населения
планеты и
бракосочетания лиц разных рас;более рациональное питание;
часто
перекармливание ребенка, особенно
белками и жирами, повы
шающими
рост через эндокринную систему;экологические факторы:
влияние космической радиации;
действие магнитного поля;
повышенный радиационный фон;
химические
вещества (лекарственные средства,
консерванты, пес
тициды,
углекислый газ и т.п.);
5) влияние
повышенной солнечной радиации, а также
прием витами
на
D
с целью профилактики и лечения рахита
(особенно его передозиров
ка)
— это ускоряет процесс окостенения.
Истинная акселерация сопровождается
увеличением продолжительности жизни
и репродуктивного периода взрослого
населения.
Следует
отличать истинную акселерацию от
ускоренного развития детей, обусловленного
перекармливанием (особенно за счет
белка). Обычно в отличие от истинной
акселерации ускоренное развитие детей
при перекармливании (белковом)
вызывает более раннее созревание
биохимических систем (в основном
ферментов), что фактически отражает
нарушение хода «биологических часов»
созревания. Это может быть причиной
омолаживания патологии у взрослых
(например, ожирения, гипертонической и
ишемической болезни, сахарного диабета
и др.).
В
связи с происходящими изменениями
сроков развития, скорости нарастания
массы тела и других показателей
физического развития должны периодически
пересматриваться нормативы, которыми
мы располагаем, причем целесообразно
пользоваться для оценки физического
развития региональными нормативами.
Ретардация
– задержка физического развития
и формирования функциональных систем
организма. В группе и тех, и других детей
бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо
учитывать при определении школьной
готовности. Психофизиологическое
созревание обеспечивает условия для
возникновения и реализации психических
функций. По морфологическим и функциональным
показателям можно судить о процессах
созревания и степени зрелости структур
и функций организма на отдельных этапах
развития каждого ребенка. При этом
нельзя забывать, что каждому присущ
индивидуальный темп развития.
При внутриутробном (гестационном)
периоде развития ребенка происходит
самое интенсивное нарастание длины и
массы тела за счет клеточного размножения
(гиперплазии). За 40 нед внутриутробного
развития происходит 44 последовательных
клеточных деления. Главными факторами,
регулирующими и определяющими рост
плода, являются маточный кровоток и
плацентарная перфузия. Возможно, что
плацента среди многих низкомолекулярных
пептидов вырабатывает и факторы роста.
Тиреоидные гормоны плода также вряд ли
могут быть факторами роста, однако
доказано, что их влияние необходимо для
формирования нейронов и глиальных
клеток мозга. Наиболее вероятно ростовое
влияние инсулина и соматомединов. К
концу внутриутробного развития скорость
роста замедляется. Это связано с
возникновением в конце беременности
явлений «объемного торможения», т. е.
тормозящего влияния ограниченного
объема и упругости матки на развитие
плода. Объемное торможение является
механизмом, посредством которого
осуществляется формирование примерного
анатомического соответствия размеров
плода и родовых путей матери. Для
ориентировочного суждения о длине тела
в зависимости от срока внутриутробного
развития можно пользоваться следующими
эмпирическими формулами:
1. Формула Гаазе:длина тела плода
в первые 5 мес внутриутробного развития
равна квадрату месяца беременности;
после 5 мес длина плода равна числу
месяцев, умноженному на 5.
2. Длина тела плода при сроке беременности
от 25 до 42 недравна сроку беременности
в неделях + 10 см.
Для определения массы тела плода
пользуются следующими формулами.
В сроки 25 — 42 нед: масса тела плода 30 нед
равна 1300 г, на каждую последующую
неделю нужно прибавить 200 г, на каждую
недостающую отнять 100 г.
Примеры:
возраст
плода 26 недель, его масса приблизительно
равна 1300 — 100 х 4
=
900г;при
возрасте 35 недель масса приблизительно
равна 1300 + 200 х 5 =
2300
г.
Длина тела плода в зависимости от гестационного возраста высчитывается следующими способами:
в
возрасте 25-42
недель
длина
тела равна: срок
беременности в неделях
+
10
см (пример:
возраст плода 32 недели, длина его тела
равна 32+10 =
42
см);длина
плода в
первые 5 месяцев беременности равна:
месяц внутриутробного
развития в квадрате (пример:
гестационный возраст плода 3 месяца,
его длина равна 3×3- 9см), а
дальше, с
6
месяца
беременности рост
плода равен: количество
месяцев, умноженное
на
5 (пример:
возраст
плода 7 месяцев, его длина равна 7×5 =
35см).
Для определения соответствия массы
длине тела плода: плод длиной 40 см имеет
массу 1300 г, на каждый дополнительный
сантиметр длины тела масса увеличивается
на 200 г, на каждый недостающий сантиметр
вычитается 100 г. Несоответствие массы
длине тела отражает недостаточность
внутриутробного питания или другие
неблагоприятные влияния в процессе
беременности. Более точные показатели
массы тела в зависимости от срока
беременности приведены в табл. 1.
Окружность груди плода при сроках
гестации от 25 до 42 нед равна сроку
гестации (в неделях) —7 см. Окружность
головы при сроке гестации 34 нед
приблизительно равна 32 см. На каждую
недостающую неделю нужно вычесть 1 см,
на каждую последующую прибавить 0,5
см.
По указанным показателям можно судить
о фактическом возрасте новорожденного.
Нередко стоит задача определения
соответствия длины и массы тела плода
известному из анамнеза сроку беременности,
что имеет важное значение для диагностики,
выявления повышенного риска заболевания
детей, имеющих это несоответствие.
Таблица
1. Масса тела при рождении в зависимости
от срока беременности
Срок беремен- ности, нед | Масса тела при рождении, | ||||
10% | 25% | 50% | 75% | 90% | |
24 | 530 | 660 | 840 | 1025 | 1260 |
25 | 605 | 740 | 880 | 1070 | 1035 |
26 | 685 | 830 | 965 | 1140 | 1360 |
27 | 770 | 925 | 1045 | 1220 | 1435 |
28 | 860 | 1025 | 1150 | 1340 | 1550 |
29 | 960 | 1140 | 1270 | 1485 | 1690 |
30 | 1060 | 1250 | 1395 | 1645 | 1840 |
31 | 1170 | 1380 | 1540 | 1815 | 2030 |
32 | 1290 | 1520 | 1715 | 2020 | 2280 |
33 | 1440 | 1685 | 1920 | 2290 | 2600 |
34 | 1600 | 1880 | 2200 | 2595 | 2940 |
35 | 1800 | 2130 | 2435 | 2870 | 3200 |
36 | 2050 | 2360 | 2710 | 3090 | 3390 |
37 | 2260 | 2565 | 2900 | 3230 | 3520 |
38 | 2430 | 2720 | 3030 | 3360 | 3640 |
39 | 2550 | 2845 | 3140 | 3435 | 3735 |
40 | 2630 | 2930 | 3230 | 3520 | 3815 |
Различают случаи, когда размеры плода
соответствуют предполагаемому сроку
беременности; размеры плода являются
малыми относительно срока беременности;
размеры плода являются крупными для
срока беременности. Кроме того, при
сопоставлении массы и длины тела можно
говорить об относительной недостаточности
(внутриутробная гипотрофия) или
избыточности массы при данной длине
тела.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник