Дневник развития ребенка по месяцам до года
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник
Что должен уметь новорожденный ? Сколько малышу положено спать ? Какие игрушки ему нужны ?
Развитие ребенка до года — Первый месяц
- У ребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный»: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный»: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать
cосательные движения; «хватательный»:Если вложить палец в ручку
ребенка, он крепко сожмет его.
- Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
- Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
- Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
- Реагировует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;
- К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
- Внезапно вздрагивает,(это называют рефлекс Моро) при громком звуке
- Кулачки крепко сжаты
- Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить
- Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя
Развитие ребенка до года — Второй месяц
- Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку;
- Провожать взглядом предмет (прямо перед ним);
- Издавать звуки (агукать).
- Лежа на животе, поднимать голову на 45°;
- В положении сидя удерживает голову прямо, хотя неуверенно
- Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;
- Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
- Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;
- Может успокоиться сосанием
- Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека
- Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик младенец сосредоточенно его сосет
Развитие ребенка до года — Третий месяц
Что может ребенок 3 месяца:
- Смеется вслух;
- Капризничает и хнычет, протестующе кричит;
- Гулит в ответ на звуки
- Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.
- Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками;
- Захватывает игрушку и тянет ее в рот;
- На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок;
- Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками
- Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны
- Находит источник звука и света
- Ручки к уже вполне разворачивают кулачки
- Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног
- Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными
- Подтягивает свое тело, когда его берут на руки
- Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.
Развитие ребенка до года — Четвертый месяц
- Узнает маму и предпочитает ей всем остальным;
- Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать
- Произносит первые слоги;
- Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот
- Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими
- Приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
- Лежа на животе, поднимает голову на 90°;
- Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
- При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
- В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.
- Громко смеется,
- Визжит от восторга
- Твердо держит голову в вертикальном положении поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит
- Переворачивается (в одну или обе сторону);
- Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке
- Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему
- Смеется, когда его щекочут
- Затихает, когда слышит музыку
Развитие ребенка до года — Пятый месяц
- Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо
- Кувыркается, раскачивается и сгибается
- Подтягивается на руках, пытаясь сесть
- Сосет пальцы на ногах
- Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы
- Играет с погремушкой, вложенной ему в руку
- Умеет держать бутылочку одной или двумя руками
- С удовольствием рассматривает лица на картинках
- Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам
- Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку
- Различает знакомых и незнакомых людей
- Любит играть во время еды
- Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м)
- Осматривается в незнакомой обстановке
- Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет
Развитие ребенка до года — Шестой месяц
- Пытается ползти на животе
- Поворачивается и наклоняется в любых направлениях
- Перекатываясь со спины на бок
- Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку
- Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
- Может сидеть сам, с поддержкой короткое время
- Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия
- Любит играть едой
- Перекладывает предметы из одной емкости в другую
- Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку
- Внимательно вслушивается в речь
- Откликается на свое имя
- Издает самые разнообразные звуки
- У него могут резко меняться настроение и эмоции
- Долго и тщательно изучает предметы
- Находит взглядом предметы, о которых вы говорите
- Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н)
- Может сравнивать два предмета
Развитие ребенка до года — Седьмой месяц
- Ребенок становится более подвижным.
- Совершенствуется умение сидеть.
- Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
- Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках
- Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые — ползают задом.
- Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.
- Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
- Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга
- Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта
- Гладит свое отражение в зеркале
- Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса
- Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки «да», «па», «ма», «та», «ба».
Развитие ребенка до года — Восьмой месяц
- У малыша проявляется повышенный интерес ко всему
- Ребенок ползает
- Он любит играться сидя, но иногда «заваливается» на бочок
- Может долго играться с предметами
- Привязан к родителям, остерегается посторонних
- Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать
- Осознано говорит «мама» и «папа»
- Ползает с игрушкой в руке
- Встает у опоры
- Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо
- Хлопает в ладоши и машет руками
- Гладит и целует свое отражение в зеркале
- Все пробует на вкус
Развитие ребенка до года — Девятый месяц
- Хлопает в ладоши и стучит предметами
- Поднимает и играет двумя предметами одновременно
- Может листать толстые страницы картонной книжки
- Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками
- Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа
- Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
- Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
- Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает
- Может разворачиваться, когда ползает
- Сует пальчики во все дырочки;
- Может научиться защищать себя и свои игрушки
- Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
- Имитирует различные звуки
- Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят
- Находит игрушку, спрятанную у него на глазах
- Выполняет простые просьбы
Развитие ребенка до года — Десятый месяц
- Может вставать у опоры
- Ходит, держась обеими руками
- Садится из положения стоя
- Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться
- Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает»
- Может унести два мелких предмета в одной руке
- Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела
- Обожает играть с водой
- Подражает жестам, выражениям лица, звукам
- Боится незнакомых мест
- Любит подражать действиям других
- Понимает и выполняет некоторые просьбы
- Открывает ящики и исследует их содержимое
- Любит помещать предметы друг в друга
Развитие ребенка до года — Одинадцатый месяц
- Самостоятельно садиться из положения на животе;
- Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев
- Понимать слово «нельзя».
- Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
- Ходить, держась за мебель;
- Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев;
- Короткое время стоять без посторонней помощи;
- Отчетливо произносить «папа» или «мама», «дай»;
- Выражать свои желания другим способом, кроме плача;
- «Играть в мячик» (катить вам мяч обратно);
- Пить из чашки без посторонней помощи;
- Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
- Произносить 3 (или больше) слова, кроме «мама» или «папа»;
- Отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку);
Развитие ребенка до года — Двеннадцатый месяц
- Самостоятельно стоит
- Самостоятельно ходит
- Встает из положения сидя на корточках
- Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток
- Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
- Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков
- Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам
- Начинает капризничать
- Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности
- Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили
- Начинает проявлять чувство юмора
- Откусывает, жует твердую пищу;
- Пользуется ложкой и чашкой
- Понимает почти все из того, что ему говорят
- Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов
- Узнает животных на картинках
- Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал
- Проявляет самостоятельность.
Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни больше никогда он не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют. Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.
Источник
Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.
Первый год жизни: календарь развития ребенка
Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им 12-ти месячного возраста. Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:
Первый месяц
1-ый месяц жизни считается периодом адаптации как для мамы, так и для новорождённого ребенка. Организм младенца постепенно привыкает к новой обстановке. Если ребенок здоров и его ничего не беспокоит, он может проводить во сне большую часть суток. В короткие периоды бодрствования кроха хаотично двигает ручками и поджимает в коленях ножки. С первых дней жизни он начинает прислушиваться к разговорам окружающих, звукам погремушек и музыкального мобиля.
Физическое развитие
Новорожденный малыш 70% времени проводит во сне. В первые недели жизни младенец часто делает судорожные движения ручками. Физическая активность основана преимущественно на рефлексах: сосательном (рефлекторное сосание); хватательном (вложив палец в ладонь ребенка, он крепко сожмет свои пальчики); поисковым (рефлекс позволяет найти грудной сосок во время кормления).
В этом возрасте могут начать беспокоить кишечные колики. Избавиться от них поможет согретая пеленка перед кормлением, положенная на животик, легкий массаж живота по часовой стрелке, выкладывание на животик и специальные травяные чаи (укропная вода, фенхель).
Психомоторное развитие
Ближе к концу 1 месяца малыш подносит ручки к лицу (глазам, рту), чтобы они были в поле зрения. Лежа на животе, ребенок в этот период старается повернуть голову из стороны в сторону, но еще не удерживает её вес.
Основные моменты развития ребенка первого месяца жизни:
кормления по требованию (могут доходить до 10-12 раз в сутки, включая ночные);
физическая активность ребенка основана на рефлексах (сосательном, хватательном, поисковом);
плач обусловлен дискомфортом;
распознает материнский голос и запах, реагирует на него;
на несколько секунд может сфокусировать взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.
Второй месяц
Во 2 месяце жизни у ребенка постепенно вырабатывается распорядок приема пищи и отхода ко сну. К этому возрасту малыш уже вовсю радует родителей своей улыбкой. Двухмесячный кроха способен чувствовать эмоциональное состояние мамы. Во время бодрствования младенец уже более активно двигает ножками и ручками, особенно в моменты общения со взрослым.
Физическое развитие
Во втором месяце жизни кроха уже более уверенно держит голову. Лежа на животе, малыш 10-15 секунд может удерживать голову и поворачивать её в разные стороны. У двухмесячного ребенка движения более скоординированы.
Психомоторное развитие
Что умеет ребенок в 2 месяца? Он любит рассматривать лица, подолгу фокусирует взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 20-30 см. Появляются звуки гуления “а-а-а”, “е-е-е” и т.д. На знакомый голос отвечает улыбкой, улыбается при общении со взрослым.
Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:
реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
рефлексы новорождённого постепенно угасают;
у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.
Третий месяц
В 3 месяца ребенок меняется с каждым днем, превращаясь из полностью зависимого от мамы младенца в активного, общительного грудничка. К трём месяцам малыш избавляется от рефлексов новорождённых, и учится сознательно контролировать своё тело. Ребенок все более интересуется происходящим вокруг него, у него вызывают любопытство новые лица, голоса. Малыш в ответ на общение может потихоньку “ворковать” и гулить.
Физическое развитие
Трехмесячный младенец уверенно опирается на предплечья в положении лежа на животе. Контролирует пальцы рук, разжимает и сжимает их. В вертикальном положении хорошо удерживает голову.
Психомоторное развитие
В этом возрасте малыш уже может хватать и удерживать игрушки. В гулении присутствуют тянущиеся звуки “б-у”, “ш-и” и т.д. При обращении взрослого активно двигает ручками и ножками, издает звуки, радуется.
Основные моменты развития ребенка третьего месяца жизни:
умеет поворачиваться со спины на бочок в обе стороны;
легко распознает источник звука и света, поворачивается к нему;
пытается схватить и удержать погремушку;
тянет в рот предметы и свои пальцы;
исследует руками своё лицо, поднимает и подтягивает к себе ножки.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 2,5 см.
Четвертый месяц
В 4 месяца у ребенка уже достаточно укреплены мышцы шеи. Малыш освоил умение держать голову и с удовольствием осматривает происходящее вокруг по собственной воле. Поле зрения ребенка расширяется, теперь он видит не только общую картину, а может замечать и отдельные черты. Захват ладоней у младенца окреп, и кроха теперь может не только удерживать погремушку, но и пытается перекладывать её из одной ручки в другую.
Физическое развитие
Четырехмесячный младенец уже легко переворачивается с бока на спинку. Лежа на животе поднимает высоко голову и подбородок. Движения его ручек и глаз скоординированы. Пытается захватить подвешенную игрушку, тянется к ней.
Психомоторное развитие
В четыре месяца малыш узнает на расстоянии привычные предметы и лица. Он улыбается в ответ на речь родителей. Четырехмесячный ребенок начинает имитировать некоторые звуки. Подолгу и нараспев гулит. Отличает маму от других взрослых. При попытке посторонних поиграть с ним настораживается, но после проявляет оживление.
Основные моменты развития ребенка четвертого месяца жизни:
в положении лежа на спине делает первые попытки сесть, приподнимая верхнюю часть тела;
лежа на животе делает первые ползающие движения;
при кормлении из бутылочки поддерживает её руками;
следит глазами за движущимися объектами, фиксирует взгляд;
с любопытством рассматривает свое отражение в зеркале на руках у взрослого.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 750 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.
Пятый месяц
В 5 месяцев кроха хорошо видит удаленные предметы. Он может улыбаться стоящей посередине комнаты маме, и заметит вас на расстоянии нескольких метров от кроватки. Пятимесячный малыш с интересом всматривается в работающий экран телевизора. Ребенок уже научился самостоятельно переворачиваться, и пытается ползать на животе.
Физическое развитие
У пятимесячных малышей происходит новый скачок в развитии. Лежа на животе, кроха упирается в поверхность ладонями вытянутых рук. При поддержке подмышками он устойчиво стоит на ножках. Малыш способен взять из рук взрослого игрушку и удерживать её.
Психомоторное развитие
В 5 месяцев грудничок певуче гулит с разнообразной интонацией и громкостью. Улавливает различие ласкового и строгого тона. При прерывании общения, если мама отлучается, он сучит ножками и возмущенно кричит.
Основные моменты развития ребенка пятого месяца жизни:
будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Шестой месяц
Ребенок в 6 месяцев лучше выражает свои эмоции и желания, часто озвучивает их. Теперь он может плакать не только тогда когда ему некомфортно или он хочет кушать. Плач может быть вызван желанием сменить занятие или же поиграть с другой игрушкой. Активное укрепление мышц спины и шеи способствуют умению сидеть, ребенок может без поддержки просидеть короткое время. Но самостоятельно приседать он научится чуть позже. Лежа на животе подтягивает поочередно ножки и пытается встать на четвереньки, чтобы поползти.
Физическое развитие
В этом возрасте при подтягивании за руки малыш садится из положения лежа на спине. Сидит при поддержке взрослых или опоре в виде подушек. Осваивает ползание вперёд. Ребенок уже способен удерживать игрушку и перекладывать её из одной руки в другую.
Психомоторное развитие
Шестимесячный малыш уже может отличить своё имя от других и реагирует на его произношение. У младенца появляется лепет, отдельные слоги (“па”, “ба”, “ма”). В этот период малыш любит находиться на руках у мамы. Кроха перестает плакать, когда его берут на руки.
Основные моменты развития ребенка шестого месяца жизни:
осваивает ползание “по-пластунски”, к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Седьмой месяц
В 7 месяцев малыш переживает настоящий скачок в эмоциональном развитии. Начинает проявляться его характер и темперамент. Он не только впитывает в себя информацию, но и прилагает к повседневной жизни полученные знания. Ребенок различает крупные предметы (часы, телевизор, зеркало) и способен показать их. К концу месяца ребенок сможет ненадолго удерживать свой вес на ногах и самостоятельно вставать, держась обеими руками за опору.
Физическое развитие
Семимесячный малыш сидит без поддержки с опорой на ладони рук. С удовольствием бросает игрушки на пол или стучит ими друг об друга. С легкостью поворачивается с живота на спину. Младенцы в этом возрасте – настоящие непоседы.
Психомоторное развитие
Кроха подолгу лепечет, находясь в кроватке. Различает близких и незнакомых людей. На незнакомцев реагирует громким плачем. Может подолгу изучать лицо мамы с помощью рук. Любит разглядывать картинки, листать книжки.
Основные моменты развития ребенка седьмого месяца жизни:
тянется за предметом или к маме обеими руками;
садится с помощью взрослого и сидит без поддержки;
пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Восьмой месяц
Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.
Физическое развитие
Восьмимесячный ребенок испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.
Психомоторное развитие
Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.
Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:
держась за опору, ходит приставными шагами;
легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Девятый месяц
В 9 месяцев малыш чувствует уверенность, стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.
Физическое развитие
Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.
Психомоторное развитие
Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.
Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:
садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
много лепечет на собственном языке, понятном только близким.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Десятый месяц
Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. В 10 месяцев ребенок может по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.
Физическое развитие
Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.
Психомоторное развитие
Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)
Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:
может стоять несколько мгновений без опоры;
делает 2-3 шага вперед без поддержки;
ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
показывает части тела на себе и на взрослом.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Одиннадцатый месяц
Малыши в 11 месяцев проявляют любопытство ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.
Физическое развитие
В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.
Психомоторное развитие
Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.
Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:
активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
может показать пальцем на желаемый предмет;
новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Двенадцатый месяц (1 год)
Ребенок к году уже окреп как маленькая личность. Здесь подробно описано, что умеет ребенок в один год. Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и быт
Источник