Идей личностного развития ребенка направленная на реализацию фгос

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка,  направленная на реализацию ФГОС.

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. 
          Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня. 
          Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса. 
          Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования. 
Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской. 
          Мы, взрослые (педагоги, родители) обязаны хорошо понимать, что ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. Готовность к успешному школьному обучению и дальнейшей жизни состоится, если в период с двух месяцев и до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, понимания самого себя. Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его разнообразие и богатство, занимаясь конструированием или рисованием, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, научается их воспроизводить (использовать), что позволяет эффективно общаться, расти духовно и физически. 
          Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей (законных представителей), всех членов семьи воспитанников обеспечивает сотрудничество, взаимопонимание в вопросах организации радостного и интересного дошкольного детства. 

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что развивающая предметно – пространственная среда является важным фактором при реализации образовательной программы ДОУ. Именно ее эффективное планирование и организация призваны обеспечивать:

  1. полноценное развитие детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. 
  2. возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых, 
  3. реализацию различных образовательных программ; 
  4. создание необходимых условий для организации инклюзивного образования; 
  5. учет национально-культурных, климатических условий. 

          Содержание развивающего пространства должно быть направлено на реализацию возрастных потребностей старших дошкольников в игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности как форм детского самовыражения. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 

При выделении принципов организации развивающей предметно-пространственной среды (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность) разработчики ФГОС использовали теоретические идеи и подходы В. А. Петровского, В.В. Давыдова, Р.Б. Стеркиной и др., ранее определявшие концепцию проектирования ПРП. 

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 

Полифункциональность материалов и оборудования среды предполагает возможность разнообразного использования детской мебели, матов, мягких модулей, легких, переносных, трансформирующихся ширм. 

Вариативность среды предполагает наличие в групповой комнате небольших рекреаций для игр, конструирования, уединения, а также материалов, игр, игрушек, спортивного оборудования для самостоятельного использования. 

Свободный доступ среды для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, формирует у дошкольников понимание, что все предметы предназначены для их игр и занятий. Свободный доступ среды обеспечивается принципом сомаштабности оборудования рукам, глазам и росту ребенка. 

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям, обеспечивающим надежность и безопасность при их использовании. 
            Если понимать под стандартом содержания образования перечень, номенклатуру образовательной информации, подлежащей изучению, анализу и усвоению, то объектами стандартизации является вся совокупность носителей образовательной информации в аспекте создания психолого — педагогических условий развития ребенка в ДОУ. Предметно-развивающее пространство обеспечивает постоянное обогащение и развитие способов деятельности, обобщение практического опыта деятельности и уточнение образа мира. По определению С. Л. Новоселовой развивающая предметная среда – «это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика». 
           Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого развития личности ребенка (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия). Предметный мир – это не только игровая среда, а среда развития всех видов специфической детской деятельности: речевой, познавательной, продуктивной, оздоровительной. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы деятельности. Психологически благоприятная развивающая предметно – пространственная среда, косвенно воздействует на ребенка через все органы чувств, учитывает субкультуру дошкольника, без излишних назиданий формирует представления о красоте, ценностях познания и общения, опыт поведения, чувство эмоциональной защищенности, комфорта, снимает стрессы и напряжения, обогащает процесс становления культуротворчества, улучшает качество жизни. 
           Разнообразная деятельность детей в развивающей предметно – пространственной среде «строит» психику. Бездеятельность, отсутствие предметов обедняет формирование практического опыта ребенка, ограничивает возможности, творческие замыслы и способности. Процесс развития ребенка и та среда, которую создают педагоги ДОУ, находятся в постоянном взаимодействии: с одной стороны, среда может быть стимулом для развития личности ребенка, с другой стороны – преградой в проявлении индивидуальности, культуротворчества, реализации возрастных потребностей. Объективно развивающая предметно-пространственная среда в практике дошкольного образования должна пониматься как условие развития «самости» (В. И. Слободчиков) ребенка, и как показатель проявления профессиональной компетентности педагога, его творчества, индивидуальности. 

Читайте также:  Единство организма и среды в развитии ребенка

Источник

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС . 

1. Введение. Как организовать образовательный процесс и создать развивающую образовательную среду в ДОО, чтобы иметь возможность максимально развивать личность дошкольника? Считаю, что основными аспектами в решении этой задачи являются: — Работа с помощью метода проектов; — Оснащение окружающей среды в ДОО (детей должны окружать только добрые «правильные» игрушки и игры, а не монстры и уродцы, которых сейчас полным- полно в магазинах игрушек); — Приобщение детей к народной культуре; — Теснейшая взаимосвязь с родителями. Формирование личности ребенка, как известно, идет одновременно в разных направлениях. Интеллектуальное развитие — это некая сумма знаний и умений, а так же способность эти самые знания усваивать и решать с помощью них любые нестандартные ситуации. Эмоциональное развитие дошкольника — формирование умения управлять своими эмоциями. Социальное развитие — формирование умения выстраивать отношения с детьми и взрослыми, с обществом. Уже несколько лет в своей работе я использую технологию проектной деятельности. Именно эта технология, на мой взгляд, подходит для новой ступени образования по ФГОС. Концепция моей педагогической системы основана на интеграции календарно- тематического планирования и планирования проектной деятельности. И определяется параметрами результативности овладения дошкольниками компетентностей: информационными, исследовательскими, социальными, коммуникативными и личностными. Определяется конечный прогнозируемый результат: что дошкольники будут знать, что будут уметь, в какой мере родители будут подключены к работе в проекте. Данная технология проектной деятельности удачно вписывается во ФГОС. Вся деятельность у дошкольников проходит в игровой форме, соответствующей их возрастному синкретизму. Именно в процессе игры у ребенка развивается эмоциональное мышление и вживание в роль. Те знания, которые дети получают в течение дня в детском саду, в семье и социуме в игре закрепляются. Проект предполагает конкретную цель. Когда к этой цели воспитатели и родители совместно ведут дошкольников, используя всевозможные игры – результат в конце работы над проектом бывает хорошим.

2. Актуальность.  Девиз моей профессиональной деятельности таков: «Желательно, чтобы каждый ребенок каждый день, уходя из детского сада, стал хоть немножко, хоть «капельку» умнее, добрее, здоровее и самостоятельнее». Сейчас это наиболее актуально, потому что в настоящее время становятся родителями дошкольников «дети 90-х годов», которые в силу сложившейся тогда в нашей стране сложной обстановки, оказались без должного внимания и воспитания со стороны их родителей. Поэтому у них (нынешних родителей дошкольников) несколько искажены представления о воспитании детей. Конечно, не у всех, но у большинства. С этим сталкиваются все воспитатели. Но будущее нашей страны и каждого из нас зависит как раз от молодежи. В связи с этим, считаю, что формировать личность ребенка необходимо в тесном контакте с его родителями, помогая им в воспитании детей. ФГОС нас на это и ориентирует. Игры и игрушки. Игра — важное средство умственного воспитания ребёнка. В ней умственная активность детей всегда связана с работой воображения, которое проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он будет лишён увлекательной игры. Непременный спутник игры — игрушка. Серийная игрушка, с которой, к сожалению, имеет дело современный ребёнок, по сути дела является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Внешняя привлекательность игрушки становится важнее игрового применения, отсюда — новые формы, материалы, несвойственные традиционной игрушке. Серийная игрушка противостоит развивающей, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребёнка и его личностному и нравственно- духовному росту, конструктивной, многофункциональной (мяч, обруч, палка, шары, ленты на палочках, музыкальные инструменты). Игрушка для ребёнка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Зачастую современные же игрушки не оставляют места для домысливания сюжета. Очень люблю в своей работе приобщать детей к истории нашей страны, к изготовлению народных игрушек. Ибо, «у того, кто не знает прошлого, нет будущего». И, удивительно, но эти глиняные или тряпичные игрушки становятся их любимыми. Дети ими гордятся, их берегут и играют с ними в такие добрые игры! Взаимосвязь с родителями. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Читайте также:  Развитие ребенка день за днем

Источник

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка,  направленная на реализацию ФГОС.

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования. 
Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.

Мы, взрослые (педагоги, родители) обязаны хорошо понимать, что ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. Готовность к успешному школьному обучению и дальнейшей жизни состоится, если в период с двух месяцев и до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, понимания самого себя. Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его разнообразие и богатство, занимаясь конструированием или рисованием, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, научается их воспроизводить (использовать), что позволяет эффективно общаться, расти духовно и физически.

Читайте также:  Как заниматься с ребенком дома для развития

Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей (законных представителей), всех членов семьи воспитанников обеспечивает сотрудничество, взаимопонимание в вопросах организации радостного и интересного дошкольного детства.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что развивающая предметно – пространственная среда является важным фактором при реализации образовательной программы ДОУ. Именно ее эффективное планирование и организация призваны обеспечивать:

  1. полноценное развитие детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. 
  2. возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых, 
  3. реализацию различных образовательных программ; 
  4. создание необходимых условий для организации инклюзивного образования; 
  5. учет национально-культурных, климатических условий.

Содержание развивающего пространства должно быть направлено на реализацию возрастных потребностей старших дошкольников в игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности как форм детского самовыражения. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

При выделении принципов организации развивающей предметно-пространственной среды (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность) разработчики ФГОС использовали теоретические идеи и подходы В. А. Петровского, В.В. Давыдова, Р.Б. Стеркиной и др., ранее определявшие концепцию проектирования ПРП.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов и оборудования среды предполагает возможность разнообразного использования детской мебели, матов, мягких модулей, легких, переносных, трансформирующихся ширм.

Вариативность среды предполагает наличие в групповой комнате небольших рекреаций для игр, конструирования, уединения, а также материалов, игр, игрушек, спортивного оборудования для самостоятельного использования.

Свободный доступ среды для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, формирует у дошкольников понимание, что все предметы предназначены для их игр и занятий. Свободный доступ среды обеспечивается принципом сомаштабности оборудования рукам, глазам и росту ребенка.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям, обеспечивающим надежность и безопасность при их использовании.

Если понимать под стандартом содержания образования перечень, номенклатуру образовательной информации, подлежащей изучению, анализу и усвоению, то объектами стандартизации является вся совокупность носителей образовательной информации в аспекте создания психолого — педагогических условий развития ребенка в ДОУ. Предметно-развивающее пространство обеспечивает постоянное обогащение и развитие способов деятельности, обобщение практического опыта деятельности и уточнение образа мира. По определению С. Л. Новоселовой развивающая предметная среда – «это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика».

Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого развития личности ребенка (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия). Предметный мир – это не только игровая среда, а среда развития всех видов специфической детской деятельности: речевой, познавательной, продуктивной, оздоровительной. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы деятельности. Психологически благоприятная развивающая предметно – пространственная среда, косвенно воздействует на ребенка через все органы чувств, учитывает субкультуру дошкольника, без излишних назиданий формирует представления о красоте, ценностях познания и общения, опыт поведения, чувство эмоциональной защищенности, комфорта, снимает стрессы и напряжения, обогащает процесс становления культуротворчества, улучшает качество жизни.

Разнообразная деятельность детей в развивающей предметно – пространственной среде «строит» психику. Бездеятельность, отсутствие предметов обедняет формирование практического опыта ребенка, ограничивает возможности, творческие замыслы и способности. Процесс развития ребенка и та среда, которую создают педагоги ДОУ, находятся в постоянном взаимодействии: с одной стороны, среда может быть стимулом для развития личности ребенка, с другой стороны – преградой в проявлении индивидуальности, культуротворчества, реализации возрастных потребностей. Объективно развивающая предметно-пространственная среда в практике дошкольного образования должна пониматься как условие развития «самости» (В. И. Слободчиков) ребенка, и как показатель проявления профессиональной компетентности педагога, его творчества, индивидуальности.

Источник