Итерации у ребенка 2 года

Физиологические итерации (от лат. iterare — повторять). М.Зееман отмечает, что повторения вообще часто наблюдаются в детской речи, и это признак не болезненный, а физиологический, характерный для определенного периода развития детской речи. Некоторые авторы (Доротти, Дейвис, Джонсон, Десперт) считают, что итерация свойственна 80% детей в период активного формирования у них фразовой речи (2 года — 5 лет). Если нет осложнения, это повторения проходят, как только ребенок приобретает с укреплением речевых условных рефлексов достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью.

Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Известно, что речевые возможности ребенка младшего возраста ограничены периодом формирования самой речи и ее аппарата: активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки и т.д. Но ребенок уже многое понимает, а еще больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими сопровождается обычно высоким эмоциональным подъемом. Это приводит к тому, что речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и фразового оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и прочими несовершенствами.

Подобное состояние речи у детей на определенном этапе их развития является естественным. Со временем под влиянием воспитательного воздействия окружающих и развития речевых движений детская речь выравнивается, и ее несовершенства исчезают бесследно.

Физиологические несовершенства детской речи (в том числе и запинки) могут задерживаться у ребенка при различных неблагоприятных факторах (болезнь, травмы, неправильные педагогические приемы, неблагоприятная речевая среда).

У детей с задержками в речевом развитии нередко наблюдаются и речевые запинки. Неумение сразу найти нужное слово, грамматически правильно построить фразу, ясно произнести тот или иной звук — все это может быть причиной нарушения плавности и темпа речи ребенка, т.е. быть причиной необоснованных пауз, спотыканий, повторений.

Это обычно происходит, когда ребенку не помогают в накоплении и правильном использовании новых понятий, слов, когда родители не ставят перед собой цели постепенно знакомить его с окружающим миром, не указывают на внешние и внутренние особенности окружающих его предметов, событий, явлений. К тому же еще нередко родители не только не исправляют недостатки детской речи, но и подражают им, культивируют их в семье, демонстрируют близким и знакомым, умиляются.

Задерживающиеся физиологические несовершенства речи часто наблюдаются у детей в тех семьях, где родители сами говорят очень неорганизованно, быстро, проглатывая ими смазывая окончания слов или целые слова во фразе.

Отрицательное влияние на формирование речи у ребенка может оказать и неблагоприятный в речевом отношении детский коллектив. В этом случае имеет значение большая склонность маленьких детей к подражанию.

«У нас на даче сосед сильно заикался, — рассказывала как-то медицинская сестра З. — Мне тогда было лет 5—6, но хорошо помню, что мне очень нравилось самой «заикаться». Мне казалось, что сосед нарочно так говорит. Кажется, я довольно успешно «заикалась», пока однажды мама не обратила внимание на мои причуды. Именно ей я, видимо, больше всего обязана за свою нормальную речь сегодня. Помню, она объяснила мне прежде всего, что сосед не нарочно так говорит. А впоследствии много раз обращала мое внимание на красивую, выразительную речь артистов в детских радиопередачах. Мы даже сами импровизировали, рассказывая сказки в лицах. Мне понравилась игра в красивую речь».

Одни авторы (М.Зееман и др.) видят в итерации самостоятельное речевое отклонение, другие (А.Гуцман, Э.Фрешельс, М.И.Пайкин) считают итерацию начальным этапом заикания. По мнению последних, после итеративного этапа заикания следует фиксация ребенка на своем дефекте, а позднее появляются и побочные аффективные состояния, которые можно считать правомерными, так как запинки несудорожного характера могут перерастать в запинки судорожного характера. Но это далеко не во всех случаях. Примером может служить хотя бы разная распространенность физиологических запинок (80%) и заикания (2%) среди детей.

Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений

. —— 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Источник

Физиологические итерации (лат. iteracio — повторение) — повторения детьми некоторых звуков или слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательных анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте.

Чешский ученый М. Зееман считал, что итерации начинают проявляться ещё в стадии «агукания», а затем в стадии появления первых самостоятельных слов. Однако преобладает точка зрения, что у большинства детей (в 80 % случаев) итерации наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи. Ф. А. Рау также говорил о подобных явлениях детской речи, отмечая их как персеверации (застревания). Причину этих явлений он видит в том, что у дошкольников слуховые и кинестетические образы многих слов ещё недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.

Читайте также:  Где отметить день рождения ребенка 2 года идеи

Физиологические итерации относятся к числу возрастных нарушений темпо-ритмической стороны устной речи и наиболее ярко они проявляются в период формирования фразовой речи, то есть с 2 лет.

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Физиологические запинки, повторения в речи ребёнка являются следствием того, что развитие мышления ребёнка опережает развитие его речевых возможностей, которые, в свою очередь, ограничены периодом формирования самой речи и её аппарата. А также выявляется значительное несоответствие между пока ещё недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает возможности её моторной реализации.

В период формирования речи отмечается следующая её особенность: дети повторяют некоторые звуки или слоги. Причём сами они не замечают подобных явлений, и, следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению. К этому периоду ребёнок уже многое понимает, а ещё больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими эмоционально насыщены. Все это приводит к тому, что речь ребёнка от 2 до 5 лет обычно полна различного рода повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью, разбросанностью, нечёткостью звукопроизношения и фразового оформления и прочими несовершенствами.

Подобное состояние речи у детей является естественным на определённом этапе их развития. Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребёнка с окружающими, их воспитательному воздействию в результате систематической речевой практики к 4-5 г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие несовершенства фонетики. А это означает, что в коре головного мозга ребёнка образовались четкие, прочные слуховые и кинестетические образы слов и словосочетаний. И в дальнейшем ребёнок оказывается в состоянии не только управлять работой своих речевых органов, но и контролировать её, а в случаях необходимости исправлять допущенные фонетические ошибки. Однако при нервной ослабленности ребёнка, других неблагоприятных факторах (болезни, травма, неправильные педагогические приемы) физиологические итерации могут задерживаться у ребёнка и в дальнейшем перейти в заикание.

Заикание внешне также выражается различными видами речевых запинок: многократные повторения, напряжённое произнесение отдельных звуков или звукосочетаний, внезапное прерывание речи молчанием, и разные совокупности этих проявлений. Большое количество итераций часто наблюдается у детей с невротической формой заикания, что нередко привлекает внимание окружающих. Но если в норме наибольшее количество итераций совпадает с интенсивным периодом формирования развернутой фразовой речи и ограничено во времени 2—3 месяцами, то у детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени. Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы (с 2 до 6 лет).

Физиологические итерации относятся к запинкам несудорожного характера.
Причины возникновения запинок несудорожного характера:

  1. Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребёнка. Речевые запинки здесь — результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата ребёнка, его словарного запаса, выразительных средств (физиологические запинки);
  2. Задержки психофизического развития в результате перенесённых болезней, травм, неблагоприятной наследственности;
  3. Недостатки речи: звукопроизношения, слово- и фразообразования;
  4. Безудержно-быстрая, хаотическая речь;
  5. Неблагоприятное речевое окружение.

Таким образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.

Литература[править | править код]

  • Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.
  • Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. — М.: Профессиональное образование, 1993. — 232 с.
  • Шевцова Е. Е. Преодоление рецидивов заикания. — М.: В.Секачев, 2005. — 128 с.
  • Селиверстов В. И. Заикание у детей. М., «Просвещение», 1972. 160 с.

Источник

«Ты не пройдешь!!!» Иллюстрация автора

Всем привет!

Была у нас такая неприятная страница в жизни — физиологические запинки. Да, это не смертельно, но страшно смотреть, когда твой маленький ребенок не может выговорить нормально слово, а «добрые» люди еще начинают говорить:

-Да у тебя заикания, девочка. Ой-ой-ой!

Но обо всём по порядку.

Два года в стрессе ????

Все началось в одно сентябрьское утро, когда Алисе только-только исполнилось 3 года. Она вместо того, чтобы нормально выговаривать слова (как она это делала раньше) начала повторять первые слоги слов. Например: «МА-ма-ма-ма-МА», «ДА-да-да-дай» и т.д.

Пару дней я думала, что Алиса так играет. Но она продолжала периодически так говорить. Мне уже стало страшно. И я начала предполагать, что у ребенка заикания.

Наш терапевт указала к кому надо сходить на обследование. Это оказались логопед и невролог (листайте галерею).

Заключение невролога от 02.10.14

Заключение невролога от 02.10.14

Читайте также:  С днем рождения ребенка 2 года родителям мальчика в прозе

Врачи однозначно сказали, что это у Алисы не заикание, а именно физиологические запинки☝️. Выдержка с сайта «ЛОГОПЕД ДОМА»:

«????Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей.

????Вся деятельность ребенка и общение с окружающими сопровождается обычно высоким эмоциональным подъемом.

????Это приводит к тому, что речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и фразового оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и прочими несовершенствами. «

https://logopeddoma.ru/news/fiziologicheskie_iteracii_zapinki_nesudorozhnogo_kharaktera/2013-06-20-288

Я успокоилась. И мы терпеливо с мужем стали жать, когда они сами закончатся.

Но прошло полгода, год, а «воз и ныне там». Но я точно знала, что это у нее запинки. Мы ей повторяли, чтобы она не спешила говорить: «Подумай, что ты хочешь сказать, а потом говори. Не спеши.«

Казалось её мысли бежали галопом вперед, а артикуляция не справлялась с этим напором, и она просто захлебывалась в звуках.

Моя боль ????

В садике в честь праздника 9 мая, к ним приходили ветераны, и дети их поздравляли. Дарили цветы????.

Вечером, когда я забрала Алису из садика, дома она была очень расстроенной и молчаливой.

— Алисик, что случилось?

И тут дочка рассказала то, от чего у меня ком встал в горле, и я еле сдержала слёзы.

-В садике, бабушка которой я дарила цветы, сказала, что я заикаюсь. Это правда мама?

Вы не представляете, как мне было горько. Вот как так можно?! Сказать ребенку такое. Не понимаю…

Я долго с дочкой говорила, и в итоге она повеселела. И забыла об этой ситуации.

Через год, после осмотра у врачей, я вновь повела Алису на консультацию.

Заключение невролога от 10.11.2015

Как видите, ничего не было у нее выявлено. На приеме у врача Алиса говорила АБСОЛЮТНО нормально????.

Больше не буду грузить вас хождениями по врачам. Их было много. И Алиса была здорова. Врачи ничего не могли поделать с ее запинками.????

❗️Как избавились от них

Я поняла, что уже не стоит надеяться на врачей, НАДО БРАТЬ ВСЕ В СВОИ РУКИ. Рассуждала так:

«Все дело в голове, это уже психологическая проблема. Алиса не может выговорить слово… дыхание… воздух… И тут меня озарило!

Алиса пытается сказать слована вдохе, и поэтому она не может их нормально произнести. Ей надо показать, что говорить надо на выдохе

-Алисик, смотри. Представь, что слова — это кораблики⛵, которое плывут вместе с потоком воздуха из твоего рта. Как лодочки по реке????…

Вы не поверите, но после того, как мы поняли в чем причина проблемы, все стало ясно как божий день. За неделю, Алиса стала ГОРАЗДО лучше говорить. Спустя месяц от запинок ни осталось и следа. Я боялась поверить своему счастью!

Сейчас Алисе 8, но теперь уже никто не сможет сказать, что у неё когда-то были запинки.

А вот как мы лечили у Олежки — непроходимость слёзного канала. https://zen.yandex.ru/media/family_blog_mr/moi-opyt-neprohodimost-sleznogo-kanala-kak-my-lechili-5cf79cb0c4f43e0a1d116347

Ваш автор — Юлия.

Наш опыт. Физиологические запинки у ребенка. Как мы победили

Источник

Очень часто мне задают вопрос. Что с моим ребенком, он стал запинаться и повторять слоги и слова? У него, что-заикание? Сегодня я бы хотела разделить 2 логопедических понятия понятия: «итерации» и «заикание»Физиологические
итерации

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Физиологические
итерации
(лат. iteracio — повторение) —
повторения детьми некоторых звуков или слогов, обусловленные возрастными
несовершенствами деятельности слухового и
речедвигательных анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте.

Чешский
ученый М. Зееман
считал, что итерации начинают проявляться ещё в стадии «агукания», а затем в
стадии появления первых самостоятельных слов. Однако преобладает точка зрения,
что у большинства детей (в 80 % случаев) итерации наиболее ярко
проявляются в период формирования фразовой речи. Ф. А. Рау также говорил о
подобных явлениях детской речи, отмечая их как персеверации (застревания).
Причину этих явлений он видит в том, что у дошкольников слуховые и
кинестетические образы многих слов ещё недостаточно четки. А нечеткость
словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь
детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.

Физиологические
итерации относятся к числу возрастных нарушений темпо-ритмической стороны
устной речи и наиболее ярко они проявляются в период формирования фразовой
речи, то есть с 2-х лет.

В
речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает
большое напряжение. Физиологические запинки, повторения в речи ребёнка являются
следствием того, что развитие мышления ребёнка опережает развитие его речевых
возможностей, которые, в свою очередь, ограничены периодом формирования самой
речи и её аппарата. А также выявляется значительное несоответствие между пока
ещё недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью
произнесения сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает
возможности её моторной реализации.

Читайте также:  Стискивает зубы ребенок 2 года

В
период формирования речи отмечается следующая её особенность: дети повторяют
некоторые звуки или слоги. Причём сами они не замечают подобных явлений, и,
следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению. К
этому периоду ребёнок уже многое понимает, а ещё больше хочет знать. Вся его
деятельность и общение с окружающими эмоционально насыщены. Все это приводит к
тому, что речь ребёнка от 2 до 5 лет обычно полна различного рода повторами,
перестановками, спотыканиями, хаотичностью, разбросанностью, нечёткостью
звукопроизношения и фразового оформления и прочими несовершенствами.

Подобное
состояние речи у детей является естественным на определённом этапе их развития.
Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребёнка с окружающими, их
воспитательному воздействию в результате систематической речевой практики к 4-5
г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие
несовершенства фонетики. А это означает, что в коре головного мозга ребёнка
образовались четкие, прочные слуховые и кинестетические образы слов и
словосочетаний. И в дальнейшем ребёнок оказывается в состоянии не только
управлять работой своих речевых органов, но и контролировать её, а в случаях
необходимости исправлять допущенные фонетические ошибки. Однако при нервной
ослабленности ребёнка, других неблагоприятных факторах (болезни, травма,
неправильные педагогические приемы) физиологические итерации могут
задерживаться у ребёнка и в дальнейшем перейти в заикание.

Заикание
внешне также выражается различными видами речевых запинок: многократные
повторения, напряжённое произнесение отдельных звуков или звукосочетаний,
внезапное прерывание речи молчанием, и разные совокупности этих проявлений.
Большое количество итераций часто наблюдается у детей с невротической формой
заикания, что нередко привлекает внимание окружающих. Но если в норме
наибольшее количество итераций совпадает с интенсивным периодом формирования
развернутой фразовой речи и ограничено во времени 2-3-мя месяцами, то у детей
данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более
длительного времени. Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой
фразовой речи после перенесенной психической травмы (с 2 до 6 лет).

Физиологические
итерации относятся к запинкам несудорожного характера. Причины возникновения
запинок несудорожного характера:

  1. Неравномерное развитие
    мышления и речевых возможностей ребёнка. Речевые запинки здесь — результат
    возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных
    несовершенств речевого аппарата ребёнка, его словарного запаса,
    выразительных средств (физиологические запинки);
  2. Задержки психофизического
    развития в результате перенесённых болезней, травм, неблагоприятной
    наследственности;
  3. Недостатки речи:
    звукопроизношения, слово- и фразообразования;
  4. Безудержно-быстрая,
    хаотическая речь;
  5. Неблагоприятное речевое
    окружение.

Таким
образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они
и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией,
а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.

 Заикание- это нарушение речи, которому свойственны запинки судорожного характера. В речевой мускулатуре возникает судорога, которая не позволяет ребенку говорить плавно, без запинок!!!

Отличие от заикания

Внешние проявления заикания весьма
напоминают итерации: ребенок многократно повторяет слоги или звуки, при
этом напряжение при повторе звука-слога-слова очевидно и носит
судорожный характер. Речь может внезапно прерываться достаточно
длительной паузой. Большое количество таких запинок или сочетание
различных «спотыканий» и пауз характерно для детей с невротической
формой заикания. При этом запинки и паузы проявляются и после периода
становления речи, то есть с 2 до 6 лет, и сохраняются более долгое время
(более 2-3 месяцев) и очевидны на фоне хорошо развитой фразовой речи.
Если итерации появляются в речи как показатель развития и
совершенствования познавательной активности и формирования словаря и
грамматической стороны речи ребенка, то заикание чаще всего появляется
остро и чаще всего после перенесенной психической травмы. 

Если внимательно наблюдать за речью
своего ребенка, вы поймете, что он вступил в фазу становления и
совершенствования своего умения говорить. Следите за «почемучками»,
отвечайте на их вопросы просто, но в то же время правдиво, ненавязчиво
поправляйте ошибки и просите правильно повторить слово. Со временем
ребенок научится повторять за вами правильный вариант произношения и
будет использовать привычный (нормальный) вариант слов. Если же вы
видите, что задержка фразы, неправильное произношение или длительные
паузы в речи связаны с судорожными явлениями, если ребенок мучительно
пытается начать фразу и не может, возможно, это заикание, для лечения
которого важно своевременное обращение к логопеду. 

Если вы сомневаетесь, физиологические
итерации у крохи или заикание, не стесняйтесь обращаться к специалистам –
ваш ребенок важнее комплексов, и его здоровье и успешность должны
побороть все ваши родительские стеснения. Совершенствуйте свои и детские
коммуникативные навыки, расширяйте словарный запас и будьте уверены: в
будущем такая работа принесет свои плоды.

Источник