Ребенок 2 года не реагирует на обращение к нему

Ребенок 2 года не реагирует на обращение к нему thumbnail

esli_rebenok_ne_reagiruet

На прошлой неделе в рассылке я задала вопрос: “Что вас беспокоит больше всего в ребенке, себе, семье?”

После этого на меня обрушилась лавина писем с ответами на этот вопрос. И они продолжают поступать :).

Чтобы ответить всем — мне понадобится время, поэтому большая просьба набраться терпения. Сейчас я структурирую ваши письма, чтобы подготовить ряд статей. У нас получится нечто в форме письменного марафона :).

И сейчас вы уже можете прочитать ответ на первый вопрос от мамы Юлианы:

Больше всего меня сейчас беспокоит развитие моей дочки.
Ей 1,5 года. Дело в том, что она практически не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть. Мне это кажется странным, особенно когда я вижу, как отличаются в этом плане ее сверстники.
Когда ей что-то объясняешь, она вообще не смотрит в сторону говорящего, ну может в 80-90 % случаев. Но со слухом у нее все в порядке и говорит она уже несколько слов, как мама папа, кать, пить, кака, около 10 слов наверно.
И если например, сказать ей что-то, что я как понимаю, она хочет делать — пойдем смотреть мультики, например, то она быстро туда направляется… А одеваться на улицу или кушать, одевать памперс — ее приходиться тащить буквально.
На запреты реагирует, но часто выражает недовольство криком или плачем, если куда-то не пускаю ее или что то не даю делать. Рвать цветы на клумбе, например.
Это вообще нормальное поведение ребенка или стоит что-то делать по этому поводу??

Добрый день, Юлиана!

Спасибо за ваш вопрос и описание ситуации!

Для 1,5 годовалого малыша вполне нормально явление протеста во время переодевания или сопротивления предстоящим событиям (еда, сон, прогулки, лечение, путешествия и т.д.). Этот период нужно просто спокойно переждать, параллельно корректируя свой подход к ребенку.

В этом возрасте впервые начинает проявляться понимание причинно-следственных связей, т.е. ребенок видит, что на его протесты родители ведут себя странно: прежде милые и ласковые, они вдруг злятся и кричат. И малыш как бы думает: «Интересно… А что будет, если я…?» «А что потом?» «А вот это что такое?»

Здесь на первый план выступает осознание у малыша своего психологического отделения от вас, мамы (физическое отделение совершилось еще в роддоме )).
Итак, если раньше он был вашей частью, и вам было легко с ним общаться. А теперь что ни каждое действие — сразу трение: «Не-е-т!» и неизбежная ломка прежнего поведения.

Итак, вам по этому поводу волноваться не стоит. Нужно просто приглядеться к крохе и немного изменить свой стиль общения: где-то предоставить свободу больше, чем было, где-то схитрить, вовлечь в увлекательную игру, а где-то просто переключить.

Чем меньше получает кроха запретов (они должны быть продуманными) в этот активный период исследования окружающего мира — тем реже возникают ситуации «стычек» и капризов.

Чем чаще ребенок получает возможность что-то делать руками, ногами и всем телом (пересыпать, перебрать, поставить, потянуть, бросить, поднять, подползти, схватить и т.д.) — тем лучше восполняется его жажда к исследованию и легче направляется общее поведение в нужное русло.

И наоборот, малыш, получающий слишком мало сенсорных впечатлений, будет беспокойным и капризным, чаще ныть т.к. базовые потребности в связи с его возрастом — не удовлетворяются.

Очень хорошо помогает в этом плане:

  • владение собой (персонально каждому родителю предписание иметь мешок терпения и колодец любви))
  • преобразование окружающего пространства и его адаптация под подрастающего малыша (все опасное, нежелательное убираем, а все, что способствует физическому и психическому развитию — даем продуманно и дозировано).
  • стабильный режим и предсказуемость в течение всего дня (бессистемность и хаос — частый спутник капризам).
  • разбор промахов и выстраивание оптимальной стратегии (анализ помогает учитывать ошибки и достижения).

По каждому пункту можно очень много говорить, так или иначе, эта тема бездонна ????

На тренинге «Как преодолеть капризы у ребенка»  мы разбираем этот период, начиная с 1-1,5 года. Анализируем себя, поведение ребенка, его соответствие общим нормам психического развития и ищем пути, чтобы смягчить и преодолеть возникающие сложности в поведении и капризы. Наши мамы выполняют домашки и получают обратную связь от меня индивидуально. Очень рекомендую этот материал для изучения.

Что касается вашего второго вопроса о дочери («не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть; не смотрит в сторону говорящего»).

Без дополнительного анализа ситуации ответить на этот вопрос невозможно. Пока навскидку что могу предположить — по какой-то причине у вашего ребенка недостаточно сформирован тесный эмоциональный контакт с близким и значимым Взрослым (мамой, папой).

Ребенок может:

  • или уходить от зрительного контакта, проявлять аутистические черты характера, погружаться в предметный мир больше, чем нацеливаться на вербальное общение.
  • или просто упрямиться и делать вид, что не слышит, хотя все прекрасно понимает и чувствует, и с общением все в порядке.
  • или же это особенности характера и темперамента (любит игру с самим собой, малообщителен, интровертирован по отношению к окружающим).
Читайте также:  Можно ли дюфалак ребенку 2 года

Чтобы получить полный ответ и, тем самым, исключить все тревоги касательно общего поведения и сенсорного развития соответственно текущему возрасту, проще всего обратиться к психологу, чтобы провести несколько диагностических заданий по этим сферам и определить, где и что «проседает»:

  • зрительное восприятие
  • слуховое восприятие (не в плане слышит-не слышит, а в плане понимания обращенной речи и соответствующей реакции)
  • тактильное восприятие, чувство равновесия, телесный контакт
  • эмоционально-волевая сфера
  • мелкая, крупная моторика
  • речевое развитие
  • уровень мышления
  • характер игровой деятельности

Также следует проанализировать анамнез жизни ребенка (как прошли роды, были ли осложнения, заболевания, реакции на прививки и т.п.). И семейный срез (семейный климат, стиль воспитания, внутренние отношения между родителями и ребенком).

Вы можете самостоятельно найти хорошую литературу по диагностике, например, отличный вариант: “Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста” под ред. Н.В. Серебряковой, почитать книги по эмоциональному развитию детей, например: Баенская Е.Р. “Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст”, поиграть в эмоциональные игры (тактильные объятия, потешки, пальчиковые игры, массаж со смешными стишками) и т.д.

Если нет возможности все это находить самой — можем провести данную диагностику и, если понадобится,  наметить путь к коррекции на нашей индивидуальной консультации.

Формат: общение в скайпе или по е-мейлу, на этапе диагностики я подготавливаю чек-листы и даю обратную связь по каждому пункту. Вы получите ряд заданий, чтобы в естественных условиях дома протестировали малышку и определили ее текущий уровень.
Понадобится около недели в среднем: на проведение диагностики, чтобы не перегружать ребенка.

После консультации вы увидите общую картину развития по ключевым пунктам. Вы поймете, куда нужно двигаться дальше в плане коррекции, на что сделать акцент, если выявится несоответствие, чтобы помочь ребенку развиваться правильно.

Источник

анонимно, Женщина, 30 лет

Здравствуйте. Моему сыну 2,5 года. Он очень активный и подвижный ребенок. Даже слишком. Но, в последнее время начали замечать, он не реагирует, когда его зовут по имени, и даже не смотрит в сторону зовущего. С рождения он был нормальным ребенком. Родился здоровым и без осложнений. Рано начал ходить, еще 10 месяцев не было. Сейчас бегает, прыгает, пытается прыгать на одной ноге. Танцует. С детьми играет хорошо, особенно в подвижные игры. Если видит, дети бегают или играют в мяч, он к ним старается присоединится. У меня дочка старшая, у них 1 год 9 мес. разница. То они могут обниматься, брать за ручки, кружиться. Но воюют за игрушки, в основном младший пытается забрать все, что она возьмет. По имени он ее тоже не называет. Никак не называет. В песочнице пытается забрать все себе, даже у не знакомых деток. Со взрослыми смотря когда и с кем. Если незнакомый с ним заговорит, может расплакаться или опускает голову, как-будто стесняется. К соседям и знакомым и на руки вылазит, и улыбается. На улице, увидев меня из далека, бежит на встречу и кричит мамии. Когда прихожу домой, он точно также радостно выбегает и кричит мами, и даже помогает мне снять верхнюю одежду. Вообще от меня ни на шаг, обнимаемся, целуемся. Прошу дай цем, или иди к маме на ручки, тут же прибегает. Если ударится или обидится, ищет меня, чтобы пожаловаться. На звуки громкие реагирует. Если я включаю миксер или фен, прибегает посмотреть, что это гудит, а потом убегает.
В туалет по большому просимся, берет меня или папу за руку и ведет в туалет. По маленькому подает сигнал, иногда сам бежит в туалет, но штаны забывает снимать. Если заиграется, может пописять в штаны. Но это бывает редко. Сам чистит зубки. Сразу смотрел как мы это делаем и улыбался, после начал это делать сам.
Строит из кубиков башню вверх, старается построить как можно выше. Хорошо играет с конструктором. Кушает сам, пьет из чашки сам. Часто бежит на кухню и старается взять сам, что хочет. Если что не может достать, берет за руку, ведет и тянет мою руку показывая, что он хочет. Или тянется, чтоб взяли его на руки, и он сам показывает, что он хочет. Говорить, мы не говорим вообще. Раньше повторяли слова. Сейчас вообще не хочет. У нас семья двуязычная. Папа говорит только на английском, ребенок часто смотрит английские мультики, а точнее песни. Теперь он повторяет все эти песенки и подражает мультикам. Особенно песню с пальчиками — пальчиковая семья. Теперь он все свои игрушки пытается посадить на пальчики и поет эту песенку. Когда он играется, к нему достучаться вообще нереально. Хоть кричи, он не реагирует. Сидит что-то себе поет под нос, лепечет и играет. Но подолгу на одном месте и одним и тем же не играет, ему все быстро надоедает. Только когда к нему подойдешь близко и тронешь его, тогда он повернется к тебе и посмотрит. А так ноль на массу. Это и пугает больше всего. Но, если его позвать кушать или предложить конфету, тут же бежит. Или если услышит интересный ему мультик или рекламу, то тут же бежит и садится на диван. Если ему что-то нравится, смотрит и улыбается. Иногда очень смеется, например, если смотрит Машу и Медведь определенные серии. Речь понимает. Когда я говорю, иди кушать, или идем спать, давай собирать игрушки. Если ему показать, он собирает. Иногда крутит головой нет. Даже если я говорю не ему, что вот надо Мише нос закапать, он тут же реагирует криком и визгом. На животных реагирует хорошо на улице. Дома на вопрос где то или это, показывать отказывается. Книжки листает, и мурлыкает песенки на английском в зависимости от картинки. Чтоб ему читали, не особо хочет, не хватает терпения, переворачивает страницы. Может особо и не прислушиваться к тому, что читают. Еще когда ему что-то пытаешься рассказать, такое впечатление, он себе на уме, и вообще не слушает, пытаешься его удержать, он вырывается и старается не смотреть в нашу сторону и протестует. Хотя я знаю, что со слухом у него все в порядке. Два месяца назад, он показывал в книжечках все что спрашивали, сейчас не хочет. Если говорю на английском прыгай, маршируй, в игровой форме, он делает и повторяет. Пою песенку, он может петь тоже. Если ему что-то дам, прошу сказать спасибо, он говорит на английском. Но не всегда. Иногда такое впечатления, что он просто игнорирует то, что ему кто-то что-то говорит. Особенно когда смотрит телевизор, я пытаюсь обратить на себя его внимание, ноль на массу, даже если приседаю на его уровень, он старается смотреть телевизор. За два последних месяца я была в учебе, подготовка к IELTS, ребенок был предоставлен сам себе, и смотрел только мультики, притом одни и те же, так как он имеет предпочтения и требует то, что ему нравится. Старшая дочка в садике. Так он сам с собой играл. Может это из-за этого? Я прочитала про аутизм, что как раз в таком возрасте у ребенка, особенно у мальчиков, он проявляется. Что дети не обзываются на имя и не реагируют на просьбы. Также у нас бывает, что мы смеемся в пустоту, это меня тоже пугает, раньше он и во сне смеялся, или как засыпал. Раньше это было чаще, сейчас реже. Машинки или животных мы иногда любим выстраивать в ряд, а потом ломать этот ряд. Еще он бывает агрессивным, когда у него допустим заберу то, что ему нельзя, он может за мной гоняться и пытаться ударить головой. Может просто бегать и кричать. Энергии много, некуда девать. В ролевые игры мы с ним не играли. Вот только на днях показала ему приготовить чай и покормить игрушку, повторил. Рисовать — рисует мелом по доске, а карандаши любит держать в руке или перебирать , или опять ставить на пальчики и петь песенку про фингер фемели. Я ему перестала ставить мультики вообще, надеюсь, что он забудет про это. Но все равно, очень переживаю, а вдруг это аутическое поведение? Собираюсь записываться на прием к психотерапевту. Но у нас в городе хороших специалистов нет, город маленький. Поэтому хотела получить предварительную консультацию. Скажите пожалуйста, похоже это на аутизм, или это просто наше упущение в развитии ребенка? Спасибо.

Читайте также:  Запоры у ребенка 2 года причины и лечение

Источник

Ребенок может слушать сказки?

Аноним_619

(автор)

2

Аноним_619

(автор)

28 февраля 2014 в 17:57

Ответ для Olga_72

Цитата:

Ребенок может слушать сказки?

НЕТ…

Фекла Персиковна

3

Фекла Персиковна

28 февраля 2014 в 17:57

тсю
так так делают все дети

Русская Богатырша

4

Русская Богатырша

28 февраля 2014 в 17:58

Может ребенок банально плохо слышит? Вы уверены в состоянии его здоровья в этом плане?

слух проверили? он понимает что ему говорят когда вы фиксируете его внимание?

6

Ол_я

28 февраля 2014 в 17:59

Это нормально!Вы ему предложите , например, конфету — посмотрите. услышит сразу. Нам 3.5 и мы до сих пор слышим только то, что нас интересует

У нас так же было, к 3м годам прошло.

Аноним_599

8

Аноним_599

28 февраля 2014 в 18:00

А когда мультик в соседней комнате включительно бежит?

Аноним_619

(автор)

9

Аноним_619

(автор)

28 февраля 2014 в 18:00

со слухом у нас все отлично!!! он просто не реагирует на обращение к нем, ну если это не касается сладкого или тому подобного… тобиш против того что ему не нравится

Аноним_619

(автор)

10

Аноним_619

(автор)

28 февраля 2014 в 18:01

Ответ для Аноним_599

Цитата:

А когда мультик в соседней комнате включительно бежит?

сейчас весь в мультике

Аноним_619

(автор)

11

Аноним_619

(автор)

28 февраля 2014 в 18:01

Ответ для malenkiy_sb

Цитата:

У нас так же было, к 3м годам прошло.

спс!!! а само прошло?

Новогодняя пальма

13

Новогодняя пальма

28 февраля 2014 в 18:02

Ответ для Аноним_619

Цитата:

спс!!! а само прошло?

Вместе с кризисом 3-летки

Аноним_619

(автор)

14

Аноним_619

(автор)

28 февраля 2014 в 18:03

Ответ для katazhina

Цитата:

сходите к неврологу, потому что если что-то есть. не теряйте времени, если нет — Слава Богу.

немного не поняла, а чем нам может помочь невролог?

15

Наивка

28 февраля 2014 в 18:03

до 3-лет он такие случаи смотрит, после 3-х психиатр.

17

katazhina

28 февраля 2014 в 18:04

Ответ для Аноним_619

Цитата:

немного не поняла, а чем нам может помочь невролог?

только к хорошему идите. а то нам в нашей поликлинике сказали что это вы плохие родители не занимаетесь дитем и мы потеряли время.

Аноним_608

18

Аноним_608

28 февраля 2014 в 18:07

У меня ребенок очень плохо говорил. И чтобы избегать общения он игнорил отворачивался к нам спиной а сам игрался чем-то ’на мороз падал’(типа не слышит или не к нему обращаемся) чтобы не заставляли говорить , отвечать. Такой у него был ньюанс. При этом если тихонько спросить :’конфету хочешь?’ Он молнееносно поворачивался и прибегал с протянутой ручонкой за конфетой. Тоесть со слухом все ОК.
Прошло время, я отстала он него со словами повтори это слово за мной.Мне врач посоветовал, сказал, что с ребенком все ОК, но из-за того что мы к нему пристаем ’скажи’ да ’скажи’ он замкнулся и не хочет общаться. Поэтому надо не говорить слово ’скажи’ а поменять тактику.)) И стала сама вслух комментировать все свои действия. Сама вслух днями все свои действия комментировала. К вечеру язык болел от постоянного разговора. Так я говорила сама вслух 3-4 недели. (думала что уже с ума сойду)))).
И ребенок мой перестал отворачиваться и игнорить и заговорил.

Белоснежко

19

Белоснежко

28 февраля 2014 в 18:08

 

а моему 16 лет. Тоже слух избирательный. Странно. Убери за собой -не слышит. Иди кушай аж бежит.

Аноним_599

20

Аноним_599

28 февраля 2014 в 18:11

Ответ для Аноним_619

Цитата:

сейчас весь в мультике

Так вам нужно ограничить и посмотреть,а на улице когда обращаетесь реагирует?

Аноним_619

(автор)

21

Аноним_619

(автор)

28 февраля 2014 в 18:12

Ответ для Белоснежко

Цитата:

а моему 16 лет. Тоже слух избирательный. Странно. Убери за собой -не слышит. Иди кушай аж бежит.

Аноним_619

(автор)

22

Аноним_619

(автор)

28 февраля 2014 в 18:13

Ответ для Аноним_599

Цитата:

Так вам нужно ограничить и посмотреть,а на улице когда обращаетесь реагирует?

только на то что ему хочется, на все запрети отвечает игнором

Аноним_599

23

Аноним_599

28 февраля 2014 в 18:18

Ответ для Аноним_619

Цитата:

только на то что ему хочется, на все запрети отвечает игнором

Вам нужно проконсультироватся с неврологом обязательно,а говорит уже?

Аноним_619

(автор)

24

Аноним_619

(автор)

28 февраля 2014 в 18:19

Ответ для Аноним_599

Цитата:

Вам нужно проконсультироватся с неврологом обязательно,а говорит уже?

практически нет

Аноним_599

25

Аноним_599

28 февраля 2014 в 18:20

Ответ для Аноним_619

Цитата:

практически нет

Ну лепечет хоть?мама папа обращение есть?если что то нужно ему то как просит?

Левый Локоть

26

Левый Локоть

28 февраля 2014 в 18:21

Мне тоже так иногда казалось,когда мы были в вашем возрасте.Или не реагировала,или отвечала невпопад.Спрашиваешь одно,а она отвечает другое,о своём о чём -то.Тоже переживала,аутизм себе придумала.Потом, к трём годам, это всё прошло,’’поумнела’’.Моей умничке скоро 4 года

Аноним_619

(автор)

27

Аноним_619

(автор)

28 февраля 2014 в 18:22

Ответ для Аноним_599

Цитата:

Ну лепечет хоть?мама папа обращение есть?если что то нужно ему то как просит?

ааа ну это да! но так что бы говорил полностью увы

Аноним_619

(автор)

28

Аноним_619

(автор)

28 февраля 2014 в 18:23

Ответ для Левый Локоть

Цитата:

Мне тоже так иногда казалось,когда мы были в вашем возрасте.Или не реагировала,или отвечала невпопад.Спрашиваешь одно,а она отвечает другое,о своём о чём -то.Тоже переживала,аутизм себе придумала.Потом, к трём годам, это всё прошло,’’поумнела’’.Моей умничке скоро 4 года

Аноним_599

29

Аноним_599

28 февраля 2014 в 18:23

Ответ для Аноним_619

Цитата:

ааа ну это да! но так что бы говорил полностью увы

Руки предметы постоянно во рту держит?

Аноним_619

(автор)

30

Аноним_619

(автор)

28 февраля 2014 в 18:23

Ответ для Аноним_599

Цитата:

Руки предметы постоянно во рту держит?

да!

Источник