История развития правового статуса ребенка в россии

История развития правового статуса ребенка в россии thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важнейшей гарантией гармоничного развития общества на пути формирования правового государства является обеспечение прав несовершеннолетних. Значительные изменения в общественно-политической жизни и экономическом развитии России требуют совершенствования всех общественных отношений. В первую очередь это относится к отношениям, обеспечивающим личную безопасность несовершеннолетних граждан, защиту их жизни, здоровья, личные права и свободы, как этого требует Конституция Российской Федерации[7].

История развития прав несовершеннолетних уже неоднократно привлекала внимание исследователей[8]. В данной статье предпринята попытка соединить исследования системы ювенальной юстиции[9], международной[10] и национальной систем защиты прав детей[11] для формирования полной, объективной картины данного правового института.

Человеческое общество на ранних этапах своего развития относилось к слабейшим своим членам, в том числе и к несовершеннолетним, по-разному. «Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей (видимо, используемых в качестве пищи в голодные годы) и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей, повседневной практикой… Безусловно, полуживотное состояние человека делало неизбежным преобладание биологического начала над социальным…»[12] — пишет Г.П. Медведев.

Позднее общество нашло применение подрастающему поколению. Это происходит тогда, когда человечество научилось добывать огонь и возникла необходимость его сохранения, и тогда несовершеннолетним наряду с женщинами поручалось охранять очаг — источник жизни. «Постепенное усложнение труда повлекло за собой необходимость обучения подрастающего поколения приемам профессиональной деятельности, передачи трудовых навыков и хитрости охоты…»[13].

В итоге общество перешло от инстинктивного к осознанному пониманию необходимости защиты и воспитания своих будущих членов. А когда появились нормы права, то, понятно, возникла необходимость их применения в отношении младших членов общины[14].

В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста. Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II — I вв. до н.э., 3-я книга, § 1) называет институт отцовской власти «ius proprium civium romanorum» (строго национальным институтом римских граждан).

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г.[15] за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 г. предписывало «бить их кнутом нещадно».

В петровские времена родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь. Таким образом, можно констатировать улучшение положения детей.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 г., хотя начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX в. если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).

Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (ст. 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь. В XIX в. такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.

В Своде законов Российской империи (ст. 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых». Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.

Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.

Особую роль в вопросе прав несовершеннолетних традиционно играло правосудие. Становление и развитие уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних в разных странах и в разные периоды истории происходило неодинаково. В России до XVII в. не было гарантий защиты прав данной категории лиц. Уместно упомянуть работу Бычкова, одну из немногих рассматривающих данный институт всесторонне и полно[16].

В начале XVIII в. одной из гарантий защиты прав несовершеннолетних являлся запрет пыток в их отношении (ч. 10 главы 6 Краткого изображения процессов и судебных тяжб 1715 г. [17]), но возрастные границы не указываются.

Впервые об особом статусе малолетних и несовершеннолетних по вопросу применения наказания говорится в ст. ст. 143 — 150 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.[18]. В данном документе гарантируется смягчение наказания несовершеннолетним либо освобождение от наказания несовершеннолетних в зависимости от возраста и от тяжести совершенного преступления.

Читайте также:  Методика занятий с ребенком с задержкой речевого развития

В XX в. были зафиксированы небывало высокие темпы преступности молодежи и подростков. Поэтому в конце XIX в. прогрессивные юристы Европы и Америки подняли голоса в защиту детей и подростков, поставили вопрос о необходимости создания для них специальных судов. В России специализированные суды по делам несовершеннолетних были созданы в 1910 — 1917 гг.

Первый такой суд начал действовать еще в 1910 г. в Санкт-Петербурге[19]. Суды для несовершеннолетних просуществовали в России недолго. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Декретом от 14 января 1918 г. суды для несовершеннолетних были упразднены.

После издания Постановления ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. в Москве и ряде других городов СССР дела о преступлениях несовершеннолетних были переданы в ведение общих судов с созданием специальных камер (участков) для рассмотрения дел подростков до 16 лет. Однако специальные камеры (участки), созданные при общих судах, просуществовали недолго, так как были упразднены Законом «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16 августа 1938 г. (ст. 5), вводившим унифицированные организационные формы судебной деятельности страны.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» в целях повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних[20].

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой»[21].

В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены основные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей[22]. При всей своей краткости эта Декларация заложила основополагающие начала, имеющие принципиальный характер.

Следующим документом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних, является Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях[23].

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 г. Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 г., Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 г., касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

В настоящий момент 193 страны либо подписали Конвенцию о правах ребенка 1989 г., либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР — 13 июня 1990 г.), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г.[24]. В 1996 г. по инициативе Франции 20 ноября, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно отмечать как День прав ребенка.

В 1991 г. был создан Комитет ООН по правам ребенка. Это международный избираемый орган, куда входят эксперты с опытом работы в области защиты прав детей.

В 1992 г. Россия представила в этот Комитет свой первый Государственный периодический доклад. В январе 1993 г. Комитет принял «Заключительные замечания», в которых, в частности:

— рекомендовал государству-участнику провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отражения правосудия в отношении несовершеннолетних;

— выразил озабоченность практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения и рекомендовал активно развивать альтернативные формы ухода за детьми, заменяющие уход в интернатных учреждениях;

— выразил озабоченность случаями грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее и предложил «разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними».

Все перечисленные рекомендации и выражения озабоченности Комитет ООН по правам ребенка был вынужден повторить в 1999 г. в «Заключительных замечаниях» Комитета на второй Государственный периодический доклад РФ. Третий периодический доклад России был представлен в конце 2002 г. Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, Россия, безусловно, стремится к исполнению своих международных обязательств.

Итак, завершая краткий обзор истории прав несовершеннолетних, следует отметить, что любое сравнительное исследование, в котором речь идет об изучении юридических институтов, должно включать в них исторически-правовой анализ, оценку исторического пути развития. Применение исторического подхода способствует полноте изучения взаимосвязи институтов правосудия по делам несовершеннолетних, их преемственности и противоречий. Лишь при таком подходе можно ожидать определенных позитивных результатов, сравнения и использования их для выработки модели правосудия, приближающейся к оптимальной. Бедственное положение несовершеннолетних в современной России еще больше усугубляется и ввиду того, что отечественное законодательство до настоящего времени в должной мере не гарантировало им надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых: в семье, в воспитательных учреждениях, обществе. Недостаточно разработаны также правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Остается надеяться, что обращение к истории позволит с большей эффективностью решать указанные проблемы.

Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5965; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Особое внимание необходимо уделить изучению правового положения несовершеннолетних в период с 1917 г. до начала 90-х, поскольку социалистические преобразования в России отразились в семейных отношениях, на воспитании детей. Прогрессивное европейское общество конца XIX, XX век называло «веком ребенка», но мировые события ушедшего двадцатого столетия ввергли детское население России и Западной Европы в пучину бедствий, голода, нищеты, нравственного страдания и физического истребления. Не могло не сказаться на детях и «революционное брожение», когда в центре внимания взрослых граждан была политическая борьба, а думать о детях считалось не главным делом.

Читайте также:  Примеры заключений на уровень развития ребенка

История права знает проект малоизвестной Декларации прав ребенка 1918 г., послужившей прообразом Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 года. Автором Декларации о правах ребенка являлся К.Н. Вентцель, русский теоретик, педагог, так называемого свободного воспитания, почти на семьдесят лет, опередивший свое время. К.Н. Вентцель, считал, что «в детях скрыты все величайшие возможности», и что младенец «это естественный зародыш и зерно всех свобод». В проекте он четко сформулировал основные социально-экономические, политические и экономические права и свободы ребенка. Приведем некоторые из них. Так, например:

« каждый ребенок независимо от социального положения родителей имеет право на существование, то есть ему должна быть обеспечена определенная сумма жизненных условий; забота об этом лежит на родителях, обществе в его целом, на государстве;

каждый ребенок любого возраста — есть определенная личность. Ни в коем случае он не может считаться ни собственностью своих родителей, ни собственностью общества, ни собственностью государства;

каждый ребенок любого возраста имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями;

каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований, то есть право на воспитание и образование, сообразно с его индивидуальностью. (При этом оно обеспечивается бесплатными воспитательными и образовательными учреждениями);

ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или иного воспитательного или образовательного учреждения. Воспитание и образование во всех его ступенях являются свободным делом ребенка; каждый ребенок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идет в разрез с его индивидуальностью».

Для того чтобы был контроль за соблюдением прав ребенка, К.Н. Вентцель предлагал создать специальный фонд, финансовые средства которого формировались бы за счет специального налога или отчислений из государственных средств. К сожалению, идеи К.Н. Вентцеля не смогли реализоваться, поскольку России требовалось сначала установить основы экономического строя и потом уже создавать правовые преобразования семьи. Но государство по политическим соображениям не собиралось оставлять без внимания семью и воспитание ребенка особенно после того, как произошло отделение церкви от государства. Теперь отношения родителей и детей будут регулироваться светским законодательством. В этом направлении Советское государство, прежде всего, ликвидировало понятие «родительская власть» в Декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», и установило взаимные права и обязанности родителей и детей.

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22 октября 1918 года несколько расширили текст Декрета от 18 декабря 1917 г. Права законных и незаконнорожденных детей в отношении родителей и их родственников были полностью уравнены (ст.133 Кодекса). В соответствии со ст.140 Кодекса, мать внебрачного ребенка не позднее, чем за три месяца до родов, могла подать заявление об установлении отцовства.

Опека предусматривалась и трактовалась первым семейным кодексом исходя из политических мотивов, когда родители воспитывают детей: «В духе, не соответствующим началам коммунизма, внушая детям вражду к коммунизму и развивая в детях контрреволюционные устремления».

Опека приобретает черты публичности. Быть опекуном считалось почетной обязанностью, а опекунство рассматривается в качестве должности, на которую назначал орган опеки и попечительства. Согласие опекуна на «должность» не требовалось.

Вопросы содержания детей определялись ст.132 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Так, супруги наделялись правом установить соглашение и в нем определить, кто и в какой мере будет содержать детей. Судья, вынося постановление о разводе, одобрял и соглашение, придавая ему, таким образом, силу судебного решения. Однако, такое соглашение могло нарушать интересы ребенка, тогда, он имел право взыскать алименты с каждого из родителей на общих основаниях, что следовало из ст.166 названного Кодекса. Если соглашение отсутствовало, спор разрешался в исковом порядке (ст.133 Кодекса). Алименты устанавливались судом в твердой денежной сумме (ст.130 Кодекса).

«В результате продолжающихся социально-экономических потрясений нищета стала все больше проникать в семью, отравлять в буквальном смысле слова жизнь родителей и детей». Понятно, что требовалась корректировка действующего законодательства. Так, в 1923 году началась работа над созданием нового кодекса. В 1925 году проект нового кодекса вынесли на всенародное обсуждение, поскольку с первого раза проект не был принят. Ведение в действие нового Кодекса законов о браке, семье и опекеосуществилось 1 января 1927 года.

Установление отцовства внебрачного ребенка производилась матерью после рождения ребенка без всяких доказательств. Ею составлялось заявление, на основе которого и производилась запись об отце. Отца ставили об этом в известность, после чего он мог обжаловать такую запись в суде в течение одного года.

На родителей по политическим соображениям в стране «смотрели исключительно как на воспитателей, как на опекунов детей, которые в силу закона призывались к исполнению этих обязанностей впредь до того момента, пока их не находили нужным заменить другими людьми».

Читайте также:  Развитие ребенка по зайцеву

Большое значение уделяется, как и прежде опеке (попечительству) над несовершеннолетними, а круг лиц-опекунов сужался. Статья 7 п. «а» Кодекса законов о браке, семье и опеке 1927 г. не давала возможности быть опекуном лицу, которое лишено избирательных прав. Помимо этого сюда относилась категория лиц, записанная в статье 65 Конституции РСФСР 1918 года, то есть опекунами не могли быть:

— лица, прибегающие к наемному труду с целью увеличения

лица, живущие на нетрудовой доход, как, то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления от имущества и т.д.

частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

— служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома.

При анализе семейного законодательства, становится заметно, что государство активно вмешивается в семейные отношения, поскольку «социалистическое государство оставляет за собой, весьма, значительную сферу прямого и активного вмешательства в семейные отношения. Оно отвергает взгляд на отношения между полами, как на отношения индивидуалистические, личные, нейтральные для общества и государства. Государство кровно заинтересовано в каждом индивидуальном семейном отношении, оно диктует, властно указывает, определяет условия, гарантирующие интересы коллектива, обеспечивающие выполнение долга по отношению к коллективу».

В период второй мировой войны были приняты: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года «Об усыновлении». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» всячески запрещал устанавливать отцовство и усложнял процедуру расторжения любого брака, даже если речь шла о другой, фактически сложившейся семье, где уже росли совместные дети.

В итоге и не возникало право на получение алиментов от фактического отца. Статья 4 Указа давала возможность женщине, не состоящей в браке, право поместить рожденного ею ребенка в детское учреждение на воспитание за государственный счет. В итоге «был открыт путь к безответственному отношению к родительским правам и обязанностям и к формированию не одного поколения детей, выросших, по общему правилу, ущербными физически и нравственно… ? налицо парадокс, пустивший глубокие корни, создавший благоприятную почву для всякого рода неблагополучия в физическом и нравственном развитии будущих поколений».

В 1968 году принимается общесоюзный семейно-правовой акт — Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и республик, на базе которых были разработаны семейные кодексы союзных республик, которые ни в чем не расходились с Основами. Таким образом, появляется 30 июля 1969 года Кодекс о браке и семье РСФСР. Согласно этому нормативному акту, установление отцовства осуществлялось в двух формах:

добровольной (на основании письменного заявления отца и матери ребенка);

в форме судебного порядка, (на основании установления следующих обстоятельств: совместного проживания ответчика с матерью ребенка и ведение совместного хозяйства до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ребенка и другие доказательства).

Дальнейшие тенденции развития института защиты прав и законных интересов несовершеннолетних прослеживаются в ряде указов. Так, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 г. «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей», судья наделялся возможностью рассматривать спорные дела об алиментах единолично, в административном порядке, без возбуждения гражданского дела.

Указом Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 г., в ч.2 ст.68 Кодекса о браке и семье РСФСР были внесены дополнения об уменьшении размера алиментов по любым причинам, которые будут признаны судом уважительными, а также устанавливался минимальный размер алиментов, подлежащих взысканию на несовершеннолетних детей. Минимальный размер алиментов был отменен лишь в декабре 1994 года.

Наконец, Закон СССР от 22 мая 1990 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» вносит изменения в Основы законодательства о браке и семье, расширяя права несовершеннолетних. Так, им предоставлялась возможность обращаться за защитой в органы опеки и попечительства в случае злоупотребления родительской властью.

Второй этап периодизации правового статуса несовершеннолетних отмечен следующим моментом. Родителей государство признавало «временными» воспитателями или опекунами и за ненадлежащее воспитание детей, которое не соответствовало духу коммунизма, заменяло их другими, более «надежными элементами», соответствующими проводимой политики. Императивно вмешиваясь в семью — «святая святых», ставя государственные интересы превыше семейных, государство, предприняв попытку установления контроля за ней с целью сделать ее послушной государственной политике, само и не осознавая происходящего, разрушало ее. Однако, в итоге, семья доказала свою жизнеспособность, и приспособляемость к внешним обстоятельствам.

Таким образом, ребенок в рассматриваемый нами период из объекта родительской власти «превратился» в объект государственной политики, поэтому попытки создать детское право, где ребенок стал бы субъектом общественных отношений, не увенчались успехом.

Стало быть, семейное законодательство в конце ХХ века требовало дальнейшего совершенствования. Реформирование сферы регулирования и охраны прав несовершеннолетних произойдет с присоединением России к Конвенции о правах ребенка (1989 г.) и провозглашении приоритета действия ее принципов. И как показывает время, Государственной Думой в 1994 году создается рабочая группа по подготовке Семейного кодекса РФ (Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г.),в который войдут конвенционные нормы по защите прав ребенка.

Источник