Исследовательская работа интеллектуальное развитие ребенка

Исследовательская деятельность как средство интеллектуального развития детей . Методика А.И. Савенкова.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Но что  получится, если обучать только на подражании, повторении и послушании? Мы сводим на нет, главную черту исследовательского поведения — поисковую активность. Итог: потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить.

Как утверждает ряд исследователей, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании. Значит перед нами стоит важная задача – развитие исследовательских способностей ребенка.

Исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Исследовательский Метод – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. основные составляющие метода – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. главное в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ. при этом слово, в отличие от традиционного обучения, отодвигается на второй план.

Что такое исследовательская деятельность?

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Одно из главных, базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

Гипотеза – это предположительное, вероятное значение, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она превращается в ложное предположение. Для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребенка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже «провокационные идеи». Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский потенциал ребенка.

Большой ошибкой  является убеждение, что стоит только загрузить ребенка задачей проведения собственного исследования, как работа пойдет полным ходом, и задачи исследовательского обучения реализуются сами собой.  Ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему  знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

А.И.Савенков предлагает осуществлять это обучение во время тренировочных занятий, это первый этап. Второй этап – самостоятельные учебные исследования старших дошкольников.

учебное исследование дошкольника так же, как и исследование, проводимое взрослым, неизбежно включает в себя основные этапы:

   выделение и постановка проблеМы (выбор теМы исследования;

  выработка гипотез, предположений;

     поиск и предложение возможных вариантов решения;

    сбор материала;

    обобщение полученных данных;

    подготовка материалов исследования (сообщение, доклад и др.);

      защита.

Прочитав это, мысль о том, что старший дошкольник способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается исследовательская работа с детьми.

Учебные исследования в нашем саду проводятся в рамках кружка «Юный исследователь» с детьми подготовительных групп, но практика показала, что начинать обучение необходимо раньше, с детьми старших групп. чтобы специальные знания, умения и навыки исследовательского поиска, полученные в старшей группе, закрепились в подготовительной группе.

Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

эмпирические– темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

теоретические – темы, по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. это то, что можно спросить у других людей, это то, что содержится в фильмах, написано в книгах и др.

Вслед за выбором темы идет поиск ее решения посредством выдвижения догадок или гипотез.

Обобщая материал, выделяются главные и второстепенные идеи. Для детей это очень сложная задача, поэтому бывает, необходима помощь взрослого. Но вместе с тем на этом материале можно развивать мышление и творческие способности ребенка, научить его смело высказывать свои определения.

Наши исследования заканчиваются докладом или сообщением. На докладчика надеваются академический головной убор и мантия. Это необходимо, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной.

Конечно, качество представляемой информации зависит от общего уровня развития ребенка. Вместе с тем это сообщение будет служить и важным средством развития и обучения. Длятся первые «доклады» обычно не долго, но с приобретением исследовательского опыта  собирается все больше информации. Доклады становятся более глубокими.

После выступления докладчика обязательно устраивается обсуждение доклада, дается возможность слушателям задать вопросы. Процессом руководит взрослый.

Как показала наша практика, детские исследования нередко разворачиваются за пределами непосредственно внимания педагога, т.е. в домашних условиях. поэтому проводится обучающая работа с родителями. Итогом является выступление, доклад ребенка.

Предполагаемые приобретенные исследовательские умения и навыки детей:

§  умение видеть проблеМы

§  умение задавать вопросы, искать на них ответы

§  умение выдвигать гипотезы

§  умение давать определения понятиям

§  умение классифицировать

§  умение наблюдать, сравнивать изучаемые предметы

§  умение проводить опыты, эксперименты

§  умение структурировать полученный в ходе исследования материал

§  умение делать выводы и умозаключения

§  умение доказывать и защищать свои идеи

§  умение готовить собственные мини-доклады с помощью взрослого.

Мониторинг исследовательской деятельности проводится в виде наблюдения.

Критериями оценки результатов детских учебных исследований (по Савенкову  А.И.) являются:

1.     степень самостоятельности. (ребенок выполняет работу под руководством взрослого, но участие взрослого должно быть дозированным).

2.     познавательная ценность темы.

3.     исследовательское мастерство. (  степень владения знанияМи, уменияМи и навыками.)

4.     логичность изложения.

5.     умение отвечать на вопрос

Мониторинг показал, что дети старших групп, занимавшиеся детскими исследованиями первый год, показали высокие результаты.

Отзывы родителей:

1. Моя дочь Бубненко Маша занималась в кружке «Юный иследователь»  у Пинахиной Елены Борисовны в 2014-2015 году. Занятия в кружке нам очень понравились. Было очень интересно.  Результатом работы было выступление моей дочери на Фестивале детских исследовательских проектов в мае 2015 с докладом «Баобаб».

Я надеюсь, что в следующем году мы продолжим ходить на кружок «Юный исследователь» к Пинахиной  Елене Борисовне. Спасибо Вам б.ольшое

 (Бубненко Ольга Вадимовна)

Источник

Министерство образования и науки  Республики Бурятия
Управление  образования АМО «Заиграевский  район»

Читайте также:  Социальные и индивидуализация как основной путь развития личности ребенка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Горхонская средняя общеобразовательная школа №73»

671333  Заиграевский район с. Горхон ул. Железнодорожная 22

Тема исследовательской работы:

«Интеллект, способы развития интеллекта»

Направление: общая психология

Выполнила: ученица 8 класса

Кравец Елена

Руководитель:

Сураева Мария Николаевна

Заместитель директора по ВР

2019 год

Оглавление

Введение ………………………………….……………………………………………..3

1. Теоретическая часть………………………………………………………………….4 — 6
1.1  Интеллект и его значение в жизни человека……………………………………… 4
1.2 Виды интеллекта…………………………………………………………………….4-5

1.3 Способы развития интеллекта……………..………………………………………. 7

2. Практическая часть, анкетирование…………………………………………………6-8
2.1 Рекомендации для развития интеллекта у учащихся ……………………………..7-8

3.  Заключение ……………………………………………………………………………8
4. Литературные и электронные источники………………………………….…………9

Приложение………………………………………………………………………………10-11

Введение

Интеллект, как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.        О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект. Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой каждый в отдельности интеллектом не обладают.

Интелле́кт (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а так же внимание,  волю и рефлексию.

Актуальность моей работы состоит  в том, что влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации и данный момент не прекращает своего развития и совершенствования.

Гипотеза работы: Уровень интеллектуального развития взаимосвязан с образованием и зависит от него.

Целью работы: Анализ методов диагностик интеллектуального развития.

Для достижения поставленной цели был решён ряд основных задач:

1. Раскрыть понятие интеллект.

2. Выяснить какую роль играет интеллект в жизни человека

3. Определить способы развития интеллекта

4. Сделать выводы к анкетированию

5. Дать рекомендации учащимся

Объектом исследования – является интеллект

Предмет исследования – способы развития интеллекта

Методы исследования:

— изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;

— анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии;

— проведение анкетирования

— анализ полученных результатов

— составление рекомендаций.

1. Теоретическая часть.

1.1 Интеллект и его значение в жизни человека.

Интеллект в переводе с латинского языка означает понимание, рассудок, познание. С его помощью человек анализирует ситуацию, делает выводы, воспринимает и усваивает новые знания. Именно по его уровню оценивают и умственные способности личности. На протяжении жизни он развивается и совершенствуется.

Интеллект является основой целеполагания, служит для планирования ресурсов, а также построения стратегии для достижения поставленной цели. Влияние интеллекта человека не ограничивается пределами жизни одной личности, одного человека. Развиваясь, интеллект, позволил человеку выделиться из среды животных. Это стало началом развития общества, развитие диалектически переросло в развитие человеческой цивилизации. Интеллект человека как способность, в жизни реализуется при помощи различных (других) способностей.

Читайте также:  Английский язык для детей развитие ребенка

Интеллект оказывает влияние на все сферы человеческой жизни и общественных отношений. Люди с более развитым интеллектом, как правило, добиваются больших успехов в жизни и имеют большее количество талантов, чем те, у которых он менее развит. Осознанность поступков, рационализаторское мышление, способность к концентрации внимания, планированию и критической оценке информации, память, спортивные успехи и даже общение с окружающими напрямую зависят от уровня интеллекта. Он может совершенствоваться на протяжении всей человеческой жизни.

1.2 Виды интеллекта.

Существует несколько видов интеллекта человека:

  • логический;
  • вербальный;
  • пространственный;
  • музыкальный;
  • физический;
  • социальный;
  • эмоциональный;
  • духовный;
  • творческий.

— Вербальный отвечает за человеческое общение, речь, чтение литературы. 

— Логический – за умение грамотно осуществлять расчеты, анализировать данные и логически размышлять над ситуацией. 

— Пространственный интеллект отвечает за визуальное восприятие окружающего мира, физический – за координацию движений.

— Благодаря музыкальному интеллекту человек учится воспринимать музыку, петь, танцевать.

— Физический интеллект – физическая деятельность.

— Общение с окружающими, коммуникабельность развиваются в тесной взаимосвязи с социальным интеллектом. 

— Эмоциональным обеспечивается выражение эмоций и чувств. 

— Творческий интеллект дает возможность человеку развивать в себе новые навыки и умения, созидать что-то новое и не останавливаться на достигнутом. 

— Духовный интеллект вызывает в личности желание самосовершенствоваться.

1.3 Способы развития интеллекта.

          Может показаться, что описанные методики и интеллект не имеют ничего общего. Но не стоит предполагать заранее. Именно в необычности и кроется эффективность упражнений. Особенное преимущество заключается в повседневном использовании данных методов. Главное заниматься регулярно, и не отвлекаясь на посторонние моменты.

В своей работе я хочу рассказать о некоторых самых простых способах, которые подойдут для всех и  помогут развивать интеллект:

1. Отдых. Основа всех основ в любом развитии человеческого тела. В уставшем состоянии эффект от занятий будем минимальным. Поэтому перед началом саморазвития нужно как следует отдохнуть.

2. Записи.  Основной анализ информации происходит в момент записи данных в блокнот. Бывают моменты, когда в голову приходит гениальная идея, но вместо того, чтобы быстренько ее записать, человек надеется на свою память. Также, с помощью записей удобно размышлять о будущих планах или событиях. Большая вероятность выполнения всего запланированного происходит, когда все дела были записаны на бумагу.

3. Тихая обстановка. Большая масса людей после рабочего дня привыкли заниматься не общим развитием, а делами, которые способствуют дополнительной усталости в организме. К таким делам относят компьютерные игры, соцсети, телевизор и т. д. Вместо этого лучше сесть почитать книгу в спокойной обстановке или отправиться на вечернюю прогулку.

4. Игры для развития. Логические игры считаются отличным способом для развития умственных способностей. Существуют игры как для одного, так и для всей семьи. Например, шарады, кроссворды, шашки, шахматы, домино, командные настольные игры.

5.Общение. Благодаря общению человек может не только скрасит досуг, но и узнать много нового. Особенно полезно общение с более умными людьми. За ними хочется тянуться и впитывать опыт. Также частые знакомства избавят от скованности, застенчивости и разовьет коммуникативные навыки.

6. Чтение. Данный вид развития помогает развить воображение, словарный запас. Такой метод подходит и взрослому и ребенку. Нужно лишь выбирать подходящую литературу. Читая познавательную книгу, человек постоянно поддерживает мозг в тонусе.

7. Обучение. С помощью обучения человек всегда стремится стать умнее. Находясь на занятиях, происходит изучение как теоретических, так и практических навыков. Если человек нигде не учится на данный момент, можно самостоятельно начать изучать языки или любую другую интересную тему.

8. Самообразование. Данный метод частично относится к обучению, так как половину знаний человек находит самостоятельно. Имея желания, всегда можно найти возможность научиться чему-то новому и полезному. В современном мире предостаточно возможностей, позволяющих обучится. Например, бесплатные мастер классы, вебинары, тематические курсы и т.д.

2. Практическая часть, анкетирование.
Мне было интересно узнать, знают ли учащиеся 8-9 классов  (29 человек)– Что такое интеллект?  

Для этого мы провели анкетирование по следующим вопросам:

 1.Что такое интеллект?   (Приложение 1)

2. Хорошо ли вы запоминаете информацию? (Приложение 2)

3. Развиваете ли вы свой интеллект? (Приложение3)

Результаты анкетирования показали, что все 100% участников  анкетирования знают, что такое интеллект; практически все учащиеся 76%  плохо запоминают информацию. Целенаправленно развитием интеллекта занимается несколько человек, которые составляют  10 %  от опрошенных учащихся.

2.1. Разработка рекомендаций для развития интеллекта у учащихся.

Для того чтобы развивать свои интеллектуальные способности необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Чтобы запомнить небольшие по объему числа, названия чего-либо, формулы, фамилии, номера телефонов и пр., нужно многократно повторять их в течение 10-20 секунд  любым способом: вслух, про себя, записать несколько раз, думая о них, сосредоточив на них внимание.
2. В основе эффективного и быстрого запоминания лежат ассоциации. Ассоциирование – это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Необходимо постараться выстроить связи между запоминаемыми и уже имеющимися в памяти данными (логические, ассоциативные и др.).
3. Для эффективности запоминания больших объемов учебного материала предлагается весь требующий запоминания материал перед началом работы разделить на части таким образом, чтобы на каждую часть нужно было затратить 15-20 минут при первом повторении. После этого можно приступать к повторению этих частей.

Читайте также:  Помощь в развитии адаптации ребенка в школе

4. При разделении материала на составные части нужно, чтобы каждая повторяемая часть чем-то отличалась от предыдущей и последующей. Для этого можно чередовать части из разных разделов и разных областей знаний.
5. Для повышения эффективности процесса запоминания повторение должно быть активным. Перед началом любого повторения попытайтесь припомнить самостоятельно изученное ранее. Мозг должен работать, действовать, извлекать даже, казалось бы, совсем забытую, утерянную информацию изо всех уголков памяти при каждом повторном чтении, просмотре текста, повторении его, переводить информацию в долговременную память.
6. При повторении хорошо использовать схемы-тезисы, составленные из так называемых словесных опор, выделенных при структурном анализе во время чтения и изучения материала. Повторяя квалифицированно словесные опоры, выделенные в тексте, вы практически повторяете весь материал.
7. Воображение – значимый фактор в процессе усвоения новой информации. Чем активнее человек визуализирует то, что связано с запоминаемым материалом, тем эффективнее происходит запоминание этого материала.
8. Применение разнообразных мнемотехник. Они сугубо индивидуальны, и каждый человек должен подстроить существующие приемы под себя, выбрать такие стратегии усвоения информации, которые будут для него удобными и максимально результативными.

9. Соблюдение принципов эффективного запоминания. Это те приемы, которые не являются сами по себе техниками быстрого запоминания, а их применение осуществляется параллельно с какой-либо из них (или же с их сочетанием).

3. Заключение.
        Таким образом,  достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы: что значение интеллекта в жизни человека очень велико и необходимо для человека и его образования в целом. Интеллект как форма психического отражения представляет собой способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это отражение того, что было в прошлом опыте. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.
Существует множество способов управления и тренировки интеллекта. Каждый человек хотел бы улучшить интеллект, но не всякий знает, что для этого нужно. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизведя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память.

Из всего выше сказанного я сделала вывод: интеллект объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а так же внимание,  волю и рефлексию. Используйте все направления и развивайте свой интеллект.

4. Литературные и электронные источники

1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. № 1. С. 111-131. 1995

2. Виноградов А.Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания. Дисс…. канд. психол. наук. Киев: Киев. ун-т. 1990

3.  Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. № 5. С. 121-128. М., 1990

4. Дружнин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.

5. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – М., 1997.

6.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001.

7. Шмелёв А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. – М., 1996. 
8.  Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=40019

                                                                                                                        Приложение 1

Приложение 2

                                                                                                                               

Приложение 3 

Источник