Ирга у ребенка 5 лет

Ирга у ребенка 5 лет thumbnail

Летний период является самым урожайным на ягоды. При условии, что весна была ранней, иргу можно ждать уже в июне. Самый сезон сбора приходится на начало июля. Плоды этого растения полезны детям. Но важно правильно ввести иргу в рацион ребёнка.

Спелые плоды ирги на дереве

Фото: Depositphotos.com. Автор: Ohotnik.

Состав и калорийность

Ирга — один из рекордсменов по содержанию витамина C среди других ягод.

НазваниеВитамин C, мг на 100 г
Ирга40
Белая смородина40
Крыжовник30
Малина25
Красная смородина25
Голубика20
Клюква15
Ежевика15
Вишня15
Черника10

Помимо витамина C, ягода богата другими полезными веществами:

  • витамины: бета-каротин, B2, B9;
  • минералы: калий, кальций, фосфор, железо, медь, кобальт;
  • пищевые волокна (в т. ч. пектин);
  • природные сахара: глюкоза и фруктоза;
  • фитостерины;
  • дубильные вещества;
  • флавоноиды (антоцианы и пр.);
  • органические кислоты (в основном яблочная кислота).

Справка. В составе ирги в малых дозах может присутствовать свинец. Но плоды способны накапливать этот элемент, что опасно, если место сбора — загрязнённые районы, территории вблизи крупных городов и трасс.

Калорийность ягод всего 45 ккал на 100 г.

Полезные для детей свойства

Целебные свойства ирги позволяют использовать её в детском питании при следующих проблемах со здоровьем:

  • Частые простудные заболевания, связанные с пониженным иммунитетом. Благодаря высокому содержанию витамина C, ягода помогает восстанавливать защитные силы организма и справляться с авитаминозом, что особенно актуально в зимний и весенний периоды.
  • Ухудшение качества сна, бессонница, раздражительность в результате повышенных эмоциональных нагрузок. Плоды ирги благоприятно воздействуют на нейроны головного мозга, снижая напряжение и восстанавливая спокойный сон.
  • На заметку. Нервная система ребёнка ещё не до конца сформирована и ежедневно испытывает большие нагрузки, особенно у школьников.

  • Проблемы в работе желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Благодаря пектину и другим пищевым волокнам ягоды нормализуют пищеварение, а также ускоряют метаболизм. Улучшение обменных процессов способствует снижению избыточного веса. А дубильные вещества помогают справиться с диареей.
  • Нарушение целостности кожи в результате различных травм. Бета-каротин и витамин C стимулирует регенерацию клеток эпителия и соединительной ткани, что ускоряет восстановление целостности кожных покровов, а также улучшает состояние волос и ногтей.
  • Воспалительные заболевания горла и органов дыхания. Благодаря бактерицидному, обволакивающему и противовоспалительному свойствам иргу можно применять при лечении различных инфекционных патологий.

Вред для ребёнка

Несмотря на ощутимую пользу, употребление данной ягоды в детском возрасте имеет ряд противопоказаний. Не следует вводить ягоду в рацион ребёнка, если у него:

  • пониженное артериальное давление;
  • индивидуальная непереносимость;
  • склонность к возникновению аллергических реакций;
  • гастрит или язва, нарушения в работе ЖКТ, связанные с частыми запорами;
  • эпилепсия в анамнезе.

При чрезмерном употреблении возможны следующие побочные эффекты:

  • снижение качества памяти и внимания в связи с седативным действием ягод;
  • ухудшение свёртываемости крови;
  • возникновение приступов эпилепсии;
  • учащение мочеиспускания.

Внимание! Ирга запрещена беременным и кормящим женщинам, так как может спровоцировать аллергические реакции, а также придаёт грудному молоку горький привкус.

Эти ягоды нежелательно сочетать с молоком и молочными продуктами — это чревато диареей.

Также нежелателен одновременный приём с некоторыми лекарственными средствами:

  • гипотоническими (плоды обладают аналогичными свойствами);
  • снотворными и седативными.

Риск аллергии

В ряду ягод ирга имеет высокую степень аллергенности.

ЯгодаСтепень аллергенности
Белая смородинаНизкая
Крыжовник
Белая черешня
БрусникаСредняя
Черника
Клюква
Чёрная смородина
Красная смородина
ИргаВысокая
Клубника
Малина
Земляника
Вишня
Облепиха

Симптомы аллергии со стороны следующих органов и систем:

  • дыхания: насморк, кашель, зуд в горле, отёк слизистых оболочек;
  • зрения: покраснение глаз и слезотечение;
  • кожных покровов: красные пятна, крапивница, сыпь, зуд.

Нужно знать. Возможна перекрёстная аллергия. При непереносимости берёзовой пыльцы или орехов может проявиться реакция и на иргу.

Когда можно давать

Ввиду высокой аллергенности, иргу не рекомендуется давать ребёнку до трёх лет.

Правила введения в детское меню, начиная с четвёртого года жизни:

  • Начните с одной ягоды в первой половине дня.
  • Если нежелательные эффекты отсутствуют, на следующий день увеличьте число ягод до 2.
  • При появлении побочных реакций отложите знакомство с продуктом до 5 лет и старше.
Возраст, летЯгод в день
31–2 шт.
43–4 шт.
550–70 г
>10до 100 г

Как выбрать для детского питания

Правила выбора ирги для детского стола:

  • Спелые ягоды имеют тёмно-синий или тёмно-фиолетовый цвет.
  • На плодах допустимо наличие небольшого налёта.
  • Кожица гладкая, без повреждений и вмятин.
  • Место сбора урожая должно располагаться в экологически чистом районе, вдали от крупных автомагистралей и больших городов.
  • Время покупки совпадает с сезоном созревания — июль-август.

Внимание! Трещины на кожице и неприятный запах свидетельствуют о неправильном хранении и начавшейся порче продукта. Такие ягоды давать малышам нельзя.

Домашние рецепты

Варенье

Ингредиенты:

  • ирга — 1 кг;
  • сахар — 1 кг;
  • вода — 200 мл;
  • лимонная кислота — 5 г.

Способ приготовления:

  1. Ягоды промойте и подсушите.
  2. Из сахара и воды сварите сироп.
  3. После того как сироп закипел, добавьте в него ягоды, убавьте огонь и кипятите в течение 30 минут.
  4. После снятия с огня всыпьте лимонную кислоту.
  5. Готовое варенье можно закрыть в стерильные банки.

На заметку. Для улучшения вкуса в варенье можно добавить ягоды смородины или вишни, при этом пропорционально увеличив количество сахара и воды.

Благодаря бактерицидному действию ягоды ирги, варенье особенно будет полезно деткам во время ангины и других инфекционных заболеваний.

Компот

Ингредиенты:

  • ирга — 0,5 кг;
  • вода — 3 л;
  • сахар — 1 стакан.

Способ приготовления:

  1. Ягоды промойте и поместите в кастрюлю, залейте водой.
  2. Варите в течение 20–30 минут.
  3. В конце добавьте сахар, перемешайте и остудите.
  4. При желании закатайте в банки на зиму.
Читайте также:  Лучшая зубная паста ребенку в 5 лет

Сок из ирги

Ягоды разомните и отожмите из них сок. Сок профильтруйте, доведите до кипения, добавьте по вкусу в горячую жидкость сахар, разлейте по стерильным банкам.

В народной медицине этот напиток используют для полоскания горла при различных респираторных инфекциях.

Совет. Свежие плоды плохо отдают сок, поэтому перед приготовлением их выдерживают на стеллажах при комнатной температуре в течение недели.

Ягодное желе

Ингредиенты:

  • сок ирги — 0,5 л;
  • сок смородины — 0,5 л;
  • сахар — 0,5 кг.

Способ приготовления:

  1. Ягоды ирги нагрейте до 60 °C и поварите в течение 10 минут.
  2. После этого отожмите из плодов сок, добавьте сок смородины и сахар.
  3. Нагрейте смесь и уварите до загустения. Желе готово!

Холодный чай

Богатый витаминами чай со льдом поможет малышу охладиться в жаркую погоду, избежать обезвоживания и насытить организм полезными веществами.

Ингредиенты:

  • кипяток — 400 мл;
  • ирга — 3 ст. л.;
  • любой чай по вкусу — чёрный, зелёный или красный;
  • лёд.

Способ приготовления:

  1. Кипяток разделите пополам. Одной половиной залейте ягоды и проварите 5–7 минут.
  2. Вторую используйте для заваривания чая.
  3. Сок ягод процедите, добавьте в чай.
  4. После того как напиток остыл, разлейте его по бокалам и добавьте лёд.
  5. Для улучшения вкуса можно добавить немного сахара и дольки лимона.

Со скольких лет можно давать детям иван-чай.

Мармелад

Мармелад из ирги обладает приятным вкусом и нежной текстурой, которые должны понравиться маленькому привереде.

Ингредиенты:

  • ирга — 1,5 кг,
  • сахар — 0,5 кг,
  • желатин — 1 ст. л.,
  • вода — 1 стакан.

Способ приготовления:

  1. Мытые ягоды проварите в течение 2–3 минут.
  2. Слейте воду и протрите плоды через сито.
  3. К пюре добавьте сахар.
  4. Желатин залейте водой и подождите несколько минут, пока он разбухнет.
  5. Смешайте подготовленный желатин с перетёртой ягодной массой и покипятите 10–15 минут.
  6. Разлейте смесь в приготовленные формы и оставьте до полного застывания.

Заготовка на зиму

Помимо варенья и компота, иргу можно заготовить на зиму — заморозить или засушить.

  • Для сушки требуется температура 45–50 °C. Это можно сделать в духовке, электросушилке или на открытом солнце. Сушёные ягоды перестают выделять сок и становятся более плотными.
  • Для заморозки вымытые и слегка подсушенные ягоды уложите на доску в один ряд и отправьте в морозилку. Через 3–4 часа переложите иргу в пакеты или контейнеры для длительного хранения.

Благодаря терпкому и сладкому вкусу ягоды ирги используют в выпечке, для украшения мороженого, а также для приготовления различных коктейлей. Они хорошо сочетаются с яблоками, смородиной, клюквой и вишней.

Можно ли ребёнку есть жимолость.

Источник

Надежда Гавриш
Игры для детей 5–6 лет

«Береги руки»

Играющие образуют круг, стоя на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель назначает одного водящего, который становится в середине круга.

Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх.

По сигналу воспитателя: «Береги руки!» водящий старается коснуться ладоней одного из играющих.

Как только стоящий в кругу ребенок заметит, что водящий хочет коснуться его рук, он тотчас прячет их за спину.

Те дети, до ладоней которых дотронулся водящий, считаются проигравшими. Когда появятся 2–3 проигравших, водящий выбирает вместо себя другого ребенка (но не из числа проигравших) и меняется с ним местом.

«Волшебное слово»

Водящий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, стойте, присядьте, встаньте на носочки, шагайте на месте…» и т. д.

Играющие повторяют движения лишь в том случае, если водящий добавит слово «пожалуйста». Тот, кто ошибается, выходит из игры.

«Горячие руки»

Дети образуют круг.

Водящий встает в центре круга. Стоящие вокруг него играющие поднимают руки до уровня пояса и держат их ладонями вверх.

Водящий стремится осалить кого-нибудь по ладони. Играющие, спасаясь, быстро опускают руки. Тот, кого водящий осалит, становится водящим.

Если играющих много, водящими могут быть два, три человека. Играющие могут и не убирать руки, а поворачивать их ладонями вниз.

Игра проходит живее, когда водящий пытается быстро перемещаться по кругу в разных направлениях.

«Зеваки»

Дети образуют круг и идут по кругу друг за другом.

По сигналу водящего: «Стоп!» останавливаются, четыре раза хлопают в ладоши, поворачиваются на 180° и начинают движение в обратную сторону. Совершивший ошибку выходит из игры.

«Земля, вода, воздух»

Дети садятся в круг или в ряд.

Ведущий ходит между ними и, указывая по очереди на каждого,произносит слово: «Вода!». Ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу или животное, которое живет в воде.

Если водящий произнес слово «земля», ребенок называет того, кто живет на земле, если названо слово «воздух» – того, кто летает.

«Золотые ворота»

Назначаются двое ведущих. Они встают, взявшись за руки, и поднимают их вверх, показывая ворота. Все остальные участники проходят через ворота,проговаривая:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Ведущие опускают руки по окончании стиха. Перед кем закрылись ворота, тот участник встает вместе с ведущими, поднимают руки.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не превратятся в ворота.

«Ипподром»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Лошадка бежит, бежит. (Хлопаем руками по коленкам.)

Лошадка идет по траве. (Трем ладошки рук.)

А тут барьер (Набираем воздух в рот и ударяем по щекам.)

И еще барьер…

Действия меняются. Игра повторяется несколько раз.

Читайте также:  Ребенок 5 лет спит с открытым ртом

«Краски»

Дети выбирают «хозяина» и двух «покупателей», все остальные играющие – «краски».

Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выберут цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится:

– Тук-тук!

– Кто там?

– Покупатель.

– Зачем пришел?

– За краской.

– За какой?

– За голубой.

Если голубой краски нет,хозяин говорит:

Иди по голубой дорожке,

Найди голубые сапожки,

Поноси да назад принеси!

Если же покупатель угадал цвет краски, он забирает краску себе.

Подходит второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так покупатели проходят по очереди и разбирают краски.

Выигрывает покупатель, который угадал больше красок.

При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей выбирают играющие.

Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.

«Колечко»

Дети стоят в кругу, а водящий – внутри круга. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому-либо из ребят. Ладошками, сложенными в лодочку, водящий по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. А тот, кому досталось колечко, не выдает себя.

По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» – ребенок с колечком выбегает в центр круга. Он становится водящим.

Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают его в круг. Игру в этом случае продолжает прежний водящий.

«Кружочек»

Дети образуют круг,ходят хороводом и произносят:

Кру-кру-кружочек,

Сыграй во рожочек,

Раз, два, три —

Таня, перевернись ты!

Названная по имени девочка (мальчик) должна повернуться на 180°. Игра продолжается.

«Кто ушел?»

Дети стоят в кругу или полукругом.

Воспитатель предлагает одному из играющих запомнить тех, кто находится рядом (5–6 человек, а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза.

Один ребенок прячется.

Воспитатель говорит: «Отгадай, кто ушел?» Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать.

«Кто приехал?»

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Кто приехал? (Складывают вместе ладошки и пальцы обеих рук, 4 раза хлопают кончиками больших пальцев.)

Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопают 3 раза.)

Мама, мама, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончиками указательных пальцев.)

Папа, папа, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопаем кончиками средних пальцев.)

Братец, братец, это ты?

или:

Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончиками безымянных пальцев.)

Дедушка, а это ты?

или:

Бабушка, а это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да! (Хлопаем кончиками мизинцев.)

Все мы вместе, Да, да, да! (Хлопаем в ладоши.)

«Лавата»

Дети образуют круг.

Не держась за руки, дети двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону,произнося:

Дружно мы танцуем —

Тра-та-та, тра-та-та,

Танец наш любимый —

Это лавата.

Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево.Затем водящий дает другие задания:

плечи хороши, а у соседа лучше.

уши хороши, а у соседа лучше.

глазки хороши, а у соседа лучше.

щеки хороши, а у соседа лучше.

талия хороша, а соседа лучше.

коленки хороши, а у соседа лучше.

пятки хороши, а у соседа лучше.

«Ладошки»

Двое играющих становятся друг против друга.

Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и снова ладони вместе.

Сначала движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала.

«Лягушка»

Положить руки на пол (стол). Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Мы по Африке гуляли»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Мы по Африке гуляли (Топаем ногами.)

И бананы собирали. (Изображают, как собирают бананы.)

Маме дам, папе дам (Стучим по правому, затем по левому колену.)

И себя не обделям. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

Вдруг огромная горилла (Обводим большой круг руками.)

Чуть меня не раздавила. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

Маме дам, папе дам (Стучим по правому, затем по левому колену.)

И себя не обделям. (Стучим правой, левой рукой по груди.)

«Мяч»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Десять, девять, (Хлопают в ладоши.)

Восемь, семь, (Шлепают по коленям.)

Шесть, пять, (Хлопают.)

Четыре, три, (Шлепают.)

Два, один. (Хлопают.)

Мы с мячом (Прикрывают глаза то внутренней, то внешней стороной ладони.)

Играть хотим.

Только надо

Нам узнать: (Хлопают на каждое слово.)

Мяч кто будет (Топают на каждое слово.)

Догонять. (Приседают.)

«Найди и промолчи»

Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю.

Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет.

По разрешению воспитателя дети поворачиваются, открывают глаза и приступают к поискам спрятанного предмета. Нашедший предмет подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если ребенок сказал правильно, он отходит в сторону.

Читайте также:  Каким творчеством можно заняться с ребенком 5 лет

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут предмет.

«Низко – высоко»

Дети стоят в кругу.

Взрослый говорит: «Украсили мы елочку разными игрушками,а в лесу елочки разные растут: широкие, низкие, высокие, тонкие.Я скажу:

«Высокие» – поднимайте руки вверх;

«Низкие» – приседайте и руки опускайте;

«Широкие» – делайте круг шире;

«Тонкие» – делайте круг уже.

Игра проходит веселее, если взрослый старается запутать детей.

«Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

– Динь, динь, динь!

– Кто там?

– Почта.

– Откуда?

– Из страны сказок.

– А что там делают?

– Умываются (танцуют, рисуют, бегают, причесываются, приседают, улыбаются и т. д.). Играющие имитируют или выполняют названное действие.

«Пять имен»

Дети делятся на две команды.

Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд, становятся рядом перед двумя линиями.

По сигналу они должны пройти вперед (сначала один, потом другой, сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики – имена девочек, девочки – имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто.

Можно назвать пять других слов (животные, растения, предметы домашнего обихода и т. п.). Имен множество, но подобрать пять имен и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.

Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имен.

«Съедобное – несъедобное»

Дети стоят в кругу.

Водящий произносит слово и бросает мяч играющему.

Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты, то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Если слово обозначает несъедобный предмет, мяч не ловится.

Ребенок, не справившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово и бросает мяч кому-либо.

«Тик – так – тук»

Дети стоят врассыпную.

Воспитатель подает сигнал: «Тик!» – дети делают наклоны влевовправо;по сигналу: «Так!» – останавливаются,а по сигналу: «Тук!» – подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5–8 раз. Последовательность сигналов должна меняться.

По окончании игры следует отметить самого внимательного игрока.

«Три, тринадцать, тридцать»

Выбирают водящего. Играющие становятся по кругу и размыкаются на вытянутые руки. Водящий стоит в центре круга. При первом проведении игры желательно, чтобы водящим был воспитатель.

Педагог объясняет,что если он скажет: «Три» – все играющие ставят руки в стороны;если он скажет: «Тринадцать» – все ставят руки на пояс;если он скажет: «Тридцать» – все поднимают руки вверх (можно выбрать любые движения).

Воспитатель быстро называет то одно, то другое движение. Игрок, допустивший ошибку, садится на пол. Когда в кругу останутся 1–2 игрока, игра заканчивается; объявляются победители.

«Свободное место»

Играющие сидят в кругу.

Воспитатель вызывает двух рядом сидящих детей.Они становятся спиной друг к другу и по сигналу: «Раз, два, три – беги!» – бегут в разные стороны за кругом, добегают до своего места и садятся.

Взрослый и все играющие отмечают, кто из ребят первым занял свободное место. Затем воспитатель вызывает других двух ребят, игра повторяется.

«Сиди, сиди, Яша»

Дети образуют круг. В центре круга ребенок с завязанными глазами. Остальные играющие, взявшись за руки,идут по кругу и произносят:

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки каленые

Милому дареные.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши:

Чок, чок, пятачок,

Вставай, Яша-мужичок.

Ребенок-водящий встает и медленно кружится внутри круга.

Где твоя невеста,

В чем она одета,

Как ее зовут

И откуда привезут?

С последними словами «Яша» идет к детям, выбирает любого ребенка, ощупывает его и пытается угадать, кого он нашел, описать его одежду и назвать по имени.

«Угадай, что делали»

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель выбирает одного ребенка, который отходит от всех играющих на 8—10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают играющие.

Дети договариваются о том, какое действие они будут изображать.По слову воспитателя: «Пора!» водящий поворачивается,подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы бывали?

Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели – не скажем,

А что делали – покажем.

Если водящий угадывает, он выбирает вместо себя другого ребенка. Если он отвечает неправильно, игра повторяется с тем же водящим.

«Хлопки»

Дети свободно двигаются по залу (площадке).

На один хлопок водящего они должны подпрыгнуть, на два хлопка – присесть, на три хлопка – встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).

Все дети изображают какое-нибудь действие, например, играют на гармошке, скачут на лошадках и т. д. Водящий отгадывает изображаемое действие. Если водящий не отгадал, то он проигрывает. Дети говорят ему, что они делали, и придумывают новое действие. Водящий отгадывает снова.

Затем выбирается другой водящий, игра повторяется.

«Чистюли»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Моем шею, моем уши, (Ладонями трут шею, уши.)

Вытираем их посуше. (Имитируют растирание полотенцем.)

Чистота всего дороже. (Грозят пальцем.)

Мы и зубы чистим тоже. (Имитируют чистку зубов.)

Раз-два-три, раз-два-три, (Хлопают в ладоши.)

Зубы щеткой чище

Источник