Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка

Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка thumbnail

Проблеме интеллектуального развития и воспитания в педагогике уделяется немало внимания. Оно и понятно: воспитание интеллектуальных компетенций подрастающего поколения – залог будущего благополучия не только отдельно взятого ребенка, но и общества в целом. И если ценность темы интеллектуального воспитания очевидна, то пути достижения цели могут быть самыми разными – о них мы расскажем ниже.

Содержание интеллектуального (умственного) воспитания по сути состоит из нескольких направлений, или видов:

  • интеллектуально-нравственное, духовное воспитание (сюда же можно отнести и эстетическое) – формирование нравственной позиции, знакомство с общечеловеческими нормами морали и этики. Важно, чтобы необходимость поступать в соответствии с ними стала внутренней потребностью маленького человека. Обогащение внутреннего мира ребенка, развитие способности видеть прекрасное;
  • интеллектуально-познавательное воспитание – развитие познавательных способностей, любознательности, умения анализировать, глубины и скорости мышления, общей эрудиции, критического, логического и абстрактного мышления;
  • интеллектуально-творческое воспитание позволяет ребенку создавать что-либо новое, придумывать нестандартные решения и претворять идеи в реальность.

Что касается целей и задач интеллектуального воспитания, они понятны любому взрослому. К ним относятся:

  • умственное развитие ребенка;
  • развитие познавательной активности;
  • повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, восприятия.

Интеллектуальное воспитание детей в семье: мероприятия, игры

На уровень развития человека влияют в наибольшей степени два фактора: наследственность и окружающая обстановка.

Поэтому воспитание интеллектуально развитого ребенка немыслимо без участия близких родственников. Если наследственные особенности кардинальным образом изменить невозможно, то в силах родителей создать благоприятную обстановку для правильного развития сына или дочери. Лучше всего это сделать с учетом особенностей интеллектуального воспитания детей разного возраста.

Воспитание дошкольников

Отметим, что программа интеллектуального развития и воспитания дошкольников довольно проста и строится в соответствии с особенностями возрастной психологии и физиологии. Так, в развитии дошкольников велика роль интеллектуальных игр.

  • Научите ребенка играть в шахматы (о введении в школах обязательных занятий шахматами читайте здесь). Вместе с ним отгадывайте ребусы, головоломки, решайте кроссворды. Неплохо было бы купить адаптированные для дошкольников наборы для опытов по физике и химии, разнообразные конструкторы и развивающие настольные игры (обзор лингвистических игр вы найдете здесь). Лепку, рисование и аппликации также имеет смысл включить в ваш план интеллектуального воспитания.
  • Как можно больше разговаривайте с ребенком. Если он совсем маленький, подойдут потешки, народные сказки. С ребенком постарше, вступившим в возраст почемучек, старайтесь находить исчерпывающие объяснения для всего, что его интересует. Поощряйте вопросы на любую тему и сами спрашивайте, побуждая его мыслить, анализировать, обращать внимание на неочевидные вещи. 
  • Читайте дошкольнику вслух – это не только развивает кругозор малыша, но и способствует сближению родителей и детей любого возраста.
  • Особое внимание следует уделять физической активности – это стимулирует мыслительные процессы. Чем больше подвижных игр будет у ребенка ежедневно, тем лучше. 
  • Полезны для развития сюжетно-ролевые игры, кукольный театр.

Детский психолог Маргарита Корнилова рекомендует:

Чтобы стимулировать интеллектуальное развитие ребенка и подготовить его к школе, родители начинают усиленное умственное развитие малыша: пишут вместе в прописях, решают задачки… Но для детсадовца лучший способ интеллектуального развития – игра. Играйте вместе с ним и чаще оставляйте наедине с самим собой (без гаджетов!). Сначала он поскучает, а затем начнет возводить дом из подушек (для себя или для плюшевого медведя) или поезд из стульев, придумывать сказки, мастерить совершенно невообразимые наряды для себя и кукол, строить целую флотилию из подручных материалов, рыть тоннель и возводить замки в песочнице. Именно в игре у дошкольника закладываются все необходимые навыки, развиваются фантазия, творчество, инициативность и, конечно, интеллект – все то, что понадобится ему в школе и не только. 

Воспитание школьников

Что касается интеллектуального воспитания школьников, то здесь роль родителей остается по-прежнему важной. Они не должны самоустраняться, полагая, что раз ребенок пошел в школу, то его умственное развитие теперь прерогатива учителей.

  • Поощряйте интерес ребенка к чтению. Знакомьте его с хорошими книгами – можно даже не в строгом соответствии с возрастом, а с некоторым опережением, «на вырост». Обсуждайте прочитанное. Можно предложить ребенку рассказать всю историю или ее часть с точки зрения другого персонажа, а не того, от лица которого она рассказана.
  • Посещайте музеи и тематические выставки, ходите в театр (в том числе и на постановки по произведениям из школьной программы), на экскурсии, мастер-классы и квесты. 
  • Обеспечьте школьнику занятия спортом, правильное питание, свежий воздух и 8–10-часовой сон – ребенку будет легче даваться учеба.
  • Играйте всей семьей в интеллектуальные настольные игры, отгадывайте головоломки. 
  • Если видите, что школьник проявляет явный интерес или склонность к какому-либо предмету и хочет изучать его углубленно, поощряйте это стремление, даже если вам кажется, что такое увлечение ненадолго.
Читайте также:  Восьмимесячный недоношенный ребенок развитие

Интеллектуальное воспитание детей в школе: мероприятия, игры

Понятно, что учеба в любом образовательном заведении уже сама по себе имеет целью умственное развитие. Стандартной учебной программы вполне достаточно, чтобы получить необходимый набор знаний и выйти на качественно новый уровень мышления. Тем не менее есть способы, позволяющие сделать процесс обучения более интересным и эффективным. Отметим, что средства и методы интеллектуального воспитания учащихся разного возраста не тождественны друг другу. 

Варианты для учеников начальной школы

  • Ребенок-ведущий с помощью мимики и жестов изображает какое-либо чувство, состояние. Тот из детей, кто первый угадал задуманное, становится новым ведущим. Это упражнение способствует развитию эмоционального интеллекта, учит детей быть внимательными, понимать эмоции и желания друг друга. Социальные навыки, в свою очередь, влияют на школьную успеваемость.
  • Учитель называет предмет, а дети по очереди подбирают по одному прилагательному к данному существительному. Повторять слова за другими участниками нельзя. Тот, кто не смог вспомнить подходящее прилагательное, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последним назвал слово.
  • Учитель начальных классов из Кемеровской области Светлана Алексеевна Горбикова предлагает такую игру. Педагог называет предмет: например, «вертолет». Дети записывают на листочке слова, близкие к этому предмету по какому-либо признаку: например, «машина» (транспорт), «бабочка» (летает), «отвертка» (принцип вращения) и т. д. Выигрывает тот, кто придумает больше всего таких групп.

Варианты для подростков

Работа с подростками отличается от интеллектуального воспитания младших школьников. Полноценное мышление развивается к 14-15 годам, проходя через несколько стадий: 

  • сенсомоторного, или наглядно-действенного мышления (к 2 годам);  
  • дооперационального, или наглядно-образного мышления (к 7 годам);
  • конкретных операций, или словесно-логического мышления (к 11-12 годам);
  • формальных операций, или абстрактно-логического мышления (к 14-15 годам).

Что же можно предложить подросткам?

  • Как ни банально это звучит, но воспитанию интеллектуальных способностей больше всего помогает вдумчивое изучение предметов школьной программы. Ведь именно они развивают логику (физика, химия, математика), грамотную речь (русский язык, литература), память (история, иностранные языки), воображение (музыка, ИЗО, МХК). 
  • Ирина Васильевна Богуславская, педагог индустриально-судостроительного лицея в Санкт-Петербурге проводит такую игру для учащихся (16–20 лет). Они делятся на две команды, ведущий закрепляет самодельный маятник, приводит его в движение и позади него показывает три репродукции картин. Ученики должны посчитать, сколько колебаний совершил прибор, и запомнить содержание картин. После этого три игрока из каждой команды по очереди дают описание одной из репродукций, а четвертый сообщает, сколько раз качнулся маятник. Выигрывает команда, участники которой дали наиболее правильные ответы. По опыту Богуславской, это упражнение развивает произвольное внимание, что положительно сказывается на учебной деятельности подростков и, как следствие, на оценках. 
  • Для школьников любого возраста непременное условие интеллектуального воспитания – чтение книг сверх школьной программы. Важное условие: это должны быть не дешевые бульварные издания, а литература хорошего качества, знакомство с которой принесет пользу. Василий Александрович Сухомлинский рассказывал, что педагоги его школы убедились: плохо или медленно соображающим детям для полного усвоения обязательных знаний следует прочитать некий объем дополнительной научно-популярной литературы – не для запоминания, а чтобы активизировать умственную работу, настроить мозг на осмысление и сохранение в памяти основных знаний. Когда Сухомлинский преподавал физику, он давал прочитать неуспевающим ученикам интересные научно-популярные брошюры. В результате дети стали быстрее осмысливать причинно-следственные связи, лучше запоминать информацию. От самостоятельного чтения зависит развитие памяти, абстрактного мышления, уровень интеллектуального воспитания.
  • Одна из форм интеллектуального воспитания подростков – воспитание информационной культуры. Для этого вполне подойдут классные часы. Темы могут охватывать самые разные вопросы в виде цикла: от правил поведения в виртуальном пространстве до умения распознавать фейковую информацию. Здесь стоит исходить из интересов и уровня развития конкретного класса. Кстати, об информационной гигиене и правилах поведения в Сети мы подробно рассказывали в этой статье. 

Независимо от возраста

Напоследок отметим, что умственному развитию школьников любого возраста способствуют:

  • викторины и олимпиады различного уровня по школьным дисциплинам;
  • знакомство с биографиями выдающихся ученых, творцов, политических деятелей;
  • участие в опытах, проектах, экспериментах.

Автор: Марина Севастьянова

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Взаимосвязь интеллектуального и нравственного развития ребенка дошкольного возраста

Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста находятся в тесном единстве, они взаимообусловлены, способствуют активизации воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, развитию самосознания и самооценки, социальных чувств.

Читайте также:  Периоды развития ребенка во время беременности

Развитие ребенка должно быть направленно на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным и защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят. Дошкольнику следует иметь представление о своих правах и обязанностях, овладевать нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимать их целесообразность и необходимость.

Важно, чтобы отношения с близкими взрослыми были доверительными, доброжелательными, но ребенок должен понимать, что он многого еще не знает, не умеет, что взрослый более образован и опытен. Поэтому надо прислушиваться к его советам и словам. Но в то же время нужно учить отличать хорошие поступки от дурных. В общении с детьми желательно избегать повелительного тона, чаще выражать уверенность в их возможностях. Вместо «ты должен сделать это» — «ты можешь»; вместо «не делай так» — «сделай так». Очень нужно, чтобы в жизни детей было больше положительных эмоций, смеха, шуток, музыки, ситуаций, требующих проявление внимания и заботы друг о друге.

Надо иметь по — больше терпения и уважения к потенциалу ребенка, его переживаниям и чувствам.

Воспитатель анализирует с детьми их поступки и умения. Главная задача — привлечь внимание ребенка к самому себе и вызвать желание становиться лучше, учиться тому, чему еще не научился. Работу можно проводить по подгруппам и тогда предметами разговора становятся достижения детей: анализируется то, что они умеют делать хорошо, может быть несколько лучше других детей в группе. А вот разговор о недостатках надо проводить индивидуально и конечно вести его следует с верой в ребенка, в его возможность, способность научиться тому, чего он пока не умеет.

Мы редко обращаем внимание малыша на то, что у него хорошо получается, боясь воспитать зазнайство и нескромность. При этом формируем позицию ложного равенства, позицию «не высовывайся». А, значит, зачем стараться уметь делать что- то лучше других? Эта неправильная позиция мешает развитию потенциальных возможностей личности, гасит уверенность в себе.

Важным следствием развития интеллекта ребенка по осознанию, познанию им себя является понимание ребенком такой отличительной особенности человека, как способность думать: «Я — человек, и поэтому я умею думать и рассказывать о том, что я думаю». Здесь воспитатель решает 2 задачи: формирует представление о себе, как о мыслящем существе, который сможет решать проблемы, оценивать поступки. И вторая задача — добиться понимания того, что и другие люди умеют думать и надо с уважением относиться к их мыслям и поступкам.

Первая задача решается в разнообразной деятельности, требующей планирования, принятия решения, придумывания. Каждый раз воспитатель обращает внимание на то, что результат получен вследствие размышления, продумывания. Способствует этому процессу игры на развитие фантазии, воображения и т. д.

Вторая задача решается в специально создаваемых педагогом ситуациях.

Каков будет интеллектуальный уровень развития ребенка, таковы будут и его нравственные мотивы. Они будут выражаться в отношении к людям. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает нравственные нормы поведения. И по этому, наша задача заключается в том, чтобы ребенок видел только положительные примеры, и они повлияют в дальнейшем на его поступки и дела.

Источник

Нравственное и Интеллектуальное Развитие на Уроках в Школе

Интеллектуальное развитие отличается от нравственного критическим мышлением, толкованием, пониманием и анализом фактов. С другой стороны, нравственное воспитание нацелено на ценности и определяет, что хорошо, а что плохо. Тем не менее любое образование критически важно для развития и подготовки сложившейся личности к дальнейшей жизни.

Интеллектуальное развитие на уроках

Составные части

К интеллектуальному развитию относятся уроки, посвящённые запоминанию информации: слов, дат и т.д. Например, школьникам нужно знать, что Первая мировая война началась в 1914 году, чтобы получить отсылку к временному периоду и получить урок о событии из прошлого. Эта информация обрабатывается интеллектуально.

Однако, обсуждение ценностей, которых придерживались солдаты и политические лидеры, и таких понятий как отвага и доблесть даёт ученикам урок нравственного воспитания.

Навыки

Интеллектуальное развитие требует от учеников применения когнитивных навыков для обработки информации: память, рассуждение и оценка. Эти навыки особенно важны для заданий, в которых происходят споры, толкование информации для обобщений, оценивание важности информации и её последствий, а также усвоение понятий, таких как математическое уравнение.

Важной составляющей интеллектуального развития является способность делать логические заключения на основе фактов и имеющейся информации.

Нравственное воспитание на уроках

Составные части

Составные части нравственного воспитания концентрируются на ценностях, преподаваемых на примерах хорошего и плохого поведения.

Читайте также:  Рузская развитие общения ребенка

Положительные качества: справедливость, честность, сострадание – могут быть показаны на примере людей, служащих нравственными ориентирами. И наоборот, истории о безнравственных людях могут продемонстрировать ученикам отрицательные последствия поведения нечестных, жадных и эгоистичных людей.

Например, учитель может задавать вопросы, на которые ученикам нужно дать ответы нравственного характера, например, как поступить, если нашёл кошелёк с деньгами.

Отличным обучающим пособием в данном случае могут выступать басни.

Навыки

В отличие от интеллектуального развития, требующего когнитивных навыков, нравственное воспитание концентрируется на развитии эмоциональных и волевых процессов. Эмоции помогают соединить ученика с сутью предмета, а воля развивает способность поступать в соответствии со своими желаниями.

Школьникам необходимо отличать правильное от неправильного при принятии решения. К тому же учитель может помочь ученикам ощутить эмоциональную связь с предметом, демонстрируя, как определённая тема напрямую соотносится с их жизнями. 

Уроки, на которых ученикам необходимо найти решения с помощью своих собственных представлений, оказывают влияние на их нравственное воспитание.

  • Материалы по теме:

    … loading images

Источник

Елена Маркелова
Взаимосвязь интеллектуального и нравственного развития ребенка дошкольного возраста

Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста находятся в тесном единстве, они взаимообусловлены, способствуют активизации воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, развитию самосознания и самооценки, социальных чувств.

Развитие ребенка должно быть направленно на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным и защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят. Дошкольнику следует иметь представление о своих правах и обязанностях, овладевать нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимать их целесообразность и необходимость.

Важно, чтобы отношения с близкими взрослыми были доверительными, доброжелательными, но ребенок должен понимать, что он многого еще не знает, не умеет, что взрослый более образован и опытен. Поэтому надо прислушиваться к его советам и словам. Но в то же время нужно учить отличать хорошие поступки от дурных. В общении с детьми желательно избегать повелительного тона, чаще выражать уверенность в их возможностях. Вместо «ты должен сделать это»«ты можешь»; вместо «не делай так»«сделай так». Очень нужно, чтобы в жизни детей было больше положительных эмоций, смеха, шуток, музыки, ситуаций, требующих проявление внимания и заботы друг о друге.

Надо иметь по — больше терпения и уважения к потенциалу ребенка, его переживаниям и чувствам.

Воспитатель анализирует с детьми их поступки и умения. Главная задача — привлечь внимание ребенка к самому себе и вызвать желание становиться лучше, учиться тому, чему еще не научился.Работу можно проводить по подгруппам и тогда предметами разговора становятся достижения детей: анализируется то, что они умеют делать хорошо, может быть несколько лучше других детей в группе. А вот разговор о недостатках надо проводить индивидуально и конечно вести его следует с верой в ребенка, в его возможность, способность научиться тому, чего он пока не умеет.

Мы редко обращаем внимание малыша на то, что у него хорошо получается, боясь воспитать зазнайство и нескромность. При этом формируем позицию ложного равенства, позицию «не высовывайся». А, значит, зачем стараться уметь делать что- то лучше других? Эта неправильная позиция мешает развитию потенциальных возможностей личности, гасит уверенность в себе.

Важным следствием развития интеллекта ребенка по осознанию, познанию им себя является понимание ребенком такой отличительной особенности человека,как способность думать: «Я — человек, и поэтому я умею думать и рассказывать о том, что я думаю».Здесь воспитатель решает 2 задачи: формирует представление о себе, как о мыслящем существе, который сможет решать проблемы, оценивать поступки. И вторая задача — добиться понимания того, что и другие люди умеют думать и надо с уважением относиться к их мыслям и поступкам.

Первая задача решается в разнообразной деятельности, требующей планирования, принятия решения, придумывания. Каждый раз воспитатель обращает внимание на то, что результат получен вследствие размышления, продумывания. Способствует этому процессу игры на развитие фантазии, воображения и т. д.

Вторая задача решается в специально создаваемых педагогом ситуациях.

Каков будет интеллектуальный уровень развития ребенка, таковы будут и его нравственные мотивы. Они будут выражаться в отношении к людям. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает нравственные нормы поведения. И по этому, наша задача заключается в том, чтобы ребенок видел только положительные примеры, и они повлияют в дальнейшем на его поступки и дела.

Источник