Интегрированные задачи развития ребенка

Лена Рафалович
Интегрированные занятия, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей

Требования времени обязывают работников дошкольных учреждений искать новые методы обучения и подачи информации. Это обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который позволяет выявить его интересы, способности, творческие задатки. Одним из способов реализовать это требование является внедрение интегрированных занятий в детском саду.

Что значит «интегрированное занятие»?

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими.

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы.

Технология интегрированного занятия в ДОУ позволяет выполнить основную задачу дошкольного обучения в принципе – раскрыть тему полно и глубоко, но при этом сделать занятие минимально продолжительным. Это позволяет не перегружать детей и оставлять больше времени для других мероприятий, например, прогулок и подвижных игр. Кроме того, это положительно отражается на мотивации к обучению, поскольку интегрированное занятие, помимо подачи нового материала, предусматривает активное включение в него детей посредством элементов игры, которая, как известно, является ведущим видом деятельности дошкольника.

Цели и задачи интегрированных занятий в ДОУ

Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям этого возраста.

К задачам интегрированных занятий для дошкольников относят:

• формирование целостного восприятия окружающего мира;

• развитие навыков самостоятельного освоение и применения новой информации;

• приобщение ребенка к искусству, формирование эстетического вкуса;

• развитие творческих способностей.

Отличие интегрированного занятия от комплексного

Наряду с интегрированными занятиями педагогами также используются комплексные занятия. У этих двух методов много общих черт – они являются тематическими и включают в свой процесс различные виды деятельности. Но комплексное занятие предусматривает также эпизодическое включение заданий и вопросов из других дисциплин, для более разностороннего и полного осмысления. Основное же отличие заключается в том, что интегрированное занятие очень сложно разделить на разные виды деятельности, а в комплексном они более явны и чередуются.

Интегрированные занятия как одна из форм совместной деятельности педагога и воспитанников позволяют одновременно решать задачи нескольких образовательных областей. (Приложение 1)

Интегрированные занятия, как правило, имеют несколько целей. Главная, доминирующая цель относится к основному виду деятельности, которому посвящается занятие, а остальные – второстепенные. Так, интегрированные занятия по развитию речи могут быть направлены на освоение детьми умений составлять рассказ по картине, а дополнительно осуществлять знакомство с родной природой; совершенствовать навыки аппликации с использованием осенних листьев; отрабатывать движения в беге и ходьбе при проведении физкультминутки.

Интегрированные знания могут включаться в занятия в виде фрагмента (вспоминаем названия животных, которые начинаются на звук [к], отдельного этапа (актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях при работе со сказками, в течение всего занятия (формирование целостного образа понятия «Лес», «Насекомые» и тому подобное).

Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать:

1. Одиночные понятия — названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников

2. Обобщенные понятия, в состав каких входит определенная система объектов:

• лес: совокупность животных, растений, отдых;

• море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;

• магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;

• строительство: рабочие, машины, оборудование;

• класс живой природы: животный, растительный мир, характерные свойства, условия существования, охрана, польза и вред;

• хлебозавод: работники, оборудование, продукты;

• парк: дизайн, развлечения, растения;

• музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения и т. д.

При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.

Возрастных ограничений для проведения интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения.

Методика подготовки интегрированного занятия

• Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

• Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.

• Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

• Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.

Читайте также:  Для развития 3 летнего ребенка

• Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.

• Продумать развивающие задачи.

• Использовать разнообразные виды деятельности (например, (драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики).

• Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

• Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.)

• Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным».

Приложение 1.

Пример: на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем, который будет ключевой фигурой на занятии. Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая физкультминутка или подвижная игра «Кто быстрее?»; музыкальная исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность «Чего в лесу больше?» и т. п.

Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т. п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Цыпленок» не систематизируются и скорее всего не расширяются.

По этой же теме «Цыпленок» на интегрированном занятии можно предложить такие задания:

• беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т. п.);

• составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)

• выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последовательности событий — необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор);

• дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)

• решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и п. т.)

• конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей

• доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).

В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта. Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.

Так, на занятии «Поможем Федоре» (для детей 4-5 лет) детям предлагались задания разного характера:

1) Математические (к Федоре вернулась посуда, её надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, а это значит, соотнести цифру с количеством предметов)

2) Задания, направленные на закрепление знаний об окружающем мире. (Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная) Суп готов, надо накрывать стол для обеда, выбери посуду. (столовая) Посуда выбрана, но всё ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки. Перед детьми ставится проблема: где взять ложку? Большинство из детей приходят к выводу: — ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на её поиски.)

3) Задания, направленные на развитие речи, мимики, жестов. (В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки.) Детям предлагается игра-драматизация по этой сказке.

4) Продуктивная деятельность (Федора не стала просить ложку у Жихарки. И дети решили сделать ложку для Федоры) Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски, бумага, трафареты.

Источник

Галина Шелудякова
Интеграция как средство развития ребёнка

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодняшний семинар – практикум посвящен теме «Интеграция как средство развития ребёнка».

Слайд 2

Как помочь вам — педагогам в реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ? Как активизировать деятельность каждого педагога? Какими средствами и способами это можно сделать? Об этом я предлагаю поговорить сегодня на семинаре.

Читайте также:  Развитие мышления ребенка в дошкольном возрасте

Слайд 3

А мы начинаем нашу работу.

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть.

Слайд 4

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Слайд 5

На слайде представлены слова. Подберите слова — синонимы к понятию «интеграция»,как вы понимаете это слово из предложенных слов на слайде: взаимодействие, соединение, совмещение, объединение, «два в одном». Синонимов понятия «интеграция» много, определений в различных источниках тоже.

Самое доступное,но отражающее наиболее точно суть данного понятия следующее: «Интеграция — это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития».

Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ — интегрированные занятия.

Слайд 6

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что в последние годы возрос интерес к интегрированным занятиям. И «теоретики» и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, музыка, физкультуру. Интегрированныезанятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащает словарь, развиваются коммуникативные умения. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности.

Слайд 7

Обращаю ваше внимание на актуальность проведения интегрированных занятий

1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях в его многообразии и единстве

2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности

3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности

4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности

5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов

Слайд 8

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей основными целями и задачами интегрированных занятий являются:

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

• формирование эстетического восприятия окружающего мира;

• приобщение к миру искусства;

• воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству,

• умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные

• эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

• детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и

• театрализованной деятельности.

Многие педагоги не всегда правильно различают интегрированные занятия от комплексных. С одной стороны очень похожи между собой в принципе, но есть между ними и отличия.

Слайд 9

Сейчас я предлагаю вашему вниманию технологическую матрицу сравнения и планирования интегрированных и комплексных занятий.

Интегрированные занятия имеют отличительные особенности, которые прослеживаются в матрице.

Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.

На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как «настроение», с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент – образ.

Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии педагоги ДОУ используют большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов, используя проектор и ноутбук, чтобы дети могли свободно подойти, рассмотреть и использовать.

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.

Слайд 10

Читайте также:  Особенности личностного развития ребенка 6 лет

Если учесть, что интегрированное занятие проводят два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов.

Я остановлюсь подробнее на том, как наши педагоги готовятся к проведению интегрированного занятия, если его проводит воспитатель +специалист.

Во-первых, воспитатель и специалист согласовывают свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общей для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог продумывает содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения.

Во-вторых, в процессе подготовки к занятию проводят взаимные «консультации — встречи» педагогов по вопросам изучения темы. Это помогает выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.

Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и содержании им сообщается. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (принимают участие в организации экскурсий с детьми в музей и выставочные залы картинной галереи, подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).

Слайд 11

Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Наиболее эффективны из них следующие:

• сюрпризный, игровой моменты;

• рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование;

• сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

• проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

• разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Слайд 12

Мы заметили, что интегрированные занятия более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.

Стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных её сферах (рисовании, пении, театрализованной и художественно-речевой) – это и есть широта интересов ребёнка, которую формирует педагог средствами интегрированных занятий.

Слайд 13

«Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать?»

Предлагаю поучаствовать в ситуативном мозговом штурме, который позволит решить сначала проблему «Как пробудить желание в человеке есть салат». Наша задача – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы. (Идёт обсуждение)

Слайд 14

Я попрошу Анну Юрьевну записывать все варианты ответов. Итак, мы составили некий алгоритм действий по решению нашей проблемы. Получилось где – то так. И я думаю, что убедили есть человека салат. Посмотрите на экран.

Тщательно очистить его

Украсить его

Подать в необычной сервировке

Придумать салат с любимым вкусом

Придумать интригующее название

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

Убедить в полезности состава ингредиентов

А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст, а затем применим найденные решения к реальным обстоятельствам — найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т. е. решить наш главный поисковый вопрос.

Тщательно очистить его Тщательнее подготовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить его Использовать наглядность, средства мультимедиа и др.

Подать в необычной сервировке Проводить в нестандартной форме

Придумать салат с любимым вкусом Интегрировать с другой деятельностью

Придумать красивое (необычное) название Превратить «скучные» темы организованной деятельности во «вкусные»

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания

Убедить в полезности состава ингредиентов Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни

Слайд 15

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.

Упражнение «Ладошка».

Педагоги берут нарисованную ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

Большой – для меня это важно и интересно потому что…

Указательный – я получил конкретные рекомендации (указать какие)

Средний – мне было трудно (указать трудности) или не понравилось…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно…

Источник