Развитие личности ребенка урунтаева

Развитие личности ребенка урунтаева thumbnail

Детская психология, Урунтаева Г.А., 2013.

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (профиль «дошкольное образование», квалификация «бакалавр»).
Учебник посвящен проблемам психического развития детей раннего и дошкольного возраста в нем излагаются базисные представления об особенностях умственного развития дошкольника, освоения им разнообразных видов деятельности.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Также может быть полезен практическим психологам,воспитателям детских садов и всем, кто интересуется вопросами психологии дошкольника, становления его личности.

Детская психология, Урунтаева Г.А., 2013

Предмет детской психологии, ее связь с другими науками.

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.). изучает ребенка, но имеет свои особый предмет,в качестве которого выступает психическое развитие па протяжении детства, т. е. первых семи лет жизни — от рождения до поступления в школу.в этот довольно короткий отрезок времени психическое развитие идет как никогда бурно и стремительно. Ребенок представляет собой постоянно меняющееся существо, причем, чем он младше, тем более интенсивны и значительны происходящие в нем изменения, как количественные, так и качественные.

Детскую психологию интересуют факты детского развития, отличительные признаки каждого периода, типичные для большинства детей этого возраста, и их психологическое содержание. Кроме того, детская психология анализирует закономерности и механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, поскольку наблюдаемые на разных этапах дошкольного детства изменения в психике ребенка имеют не случайный,а закономерный характер. Специфика изучения ребенка детской психологией состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления.

Следует различать понятия «рост», «созревание», «развитие».
Рост как отдельный аспект развития представляет собой количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции, например, изменение высоты и массы тела, увеличение запаса слов, освоение навыка ходьбы или произношения.

Оглавление.

Предисловие.
Раздел I. Общие вопросы детской психологии.
Глава 1. Предмет и методв1 детской психологии.
Глава 2. Закономерности психического развития.
Раздел II. Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве .44
Глава 3. Психическое развитие в младенчестве.
Глава 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
Раздел III. Развитие деятельности дошкольника.
Глава 5. Характеристика игровой деятельности.
Глава 6. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
Глава 7. Развитие продуктивных видов деятельности.
Глава 8. Развитие бытовой и трудовой деятельности.
Раздел IV. Умственное развитие дошкольника.
Глава 9. Развитие речи.
Глава 10. Сенсорное развитие.
Глава 11. Развитие внимания.
Глава 12. Развитие памяти.
Глава 13. Развитие воображения.
Глава 14. Развитие мышления.
Раздел V. Развитие личности дошкольника.
Глава 15. Развитие самосознания.
Глава 16. Развитие воли, произвольности и мотивов поведения.
Глава 17. Эмоциональное развитие.
Глава 18. Нравственное развитие.
Глава 19. Развитие способностей.
Глава 20. Кризис семи лет и психологическая готовность к обучению в школе.
Список литературы

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Детская психология, Урунтаева Г.А., 2013 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 22.06.2019 16:58 UTC

Теги:

психология :: Урунтаева :: 2013

Следующие учебники и книги:

  • Юридическая психология, учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности, Аминов И.А., 2010
  • Национализм и моральная психология сообщества, Як Б., 2017
  • Музыка и игра в детской психотерапии, Ворожцова О.А., 2004
  • Основы психотерапии, Ваинер И., 2002

Предыдущие статьи:

  • Медицинская психология, учебник, Тюльпин Ю.Г., 2004
  • Методические основы преподавания психологии, учебно-методическое пособие, Ткаченко Н.С., 2012
  • 54 инструмента для эффективной психотерапии взрослых и детей, Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А., 2018
  • Танцевальная терапия и глубинная психология, движущее воображение, Ходоров Дж., 2009

Источник

Детская психология, Урунтаева Г.А., 2013.

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (профиль «дошкольное образование», квалификация «бакалавр»).
Учебник посвящен проблемам психического развития детей раннего и дошкольного возраста в нем излагаются базисные представления об особенностях умственного развития дошкольника, освоения им разнообразных видов деятельности.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Также может быть полезен практическим психологам,воспитателям детских садов и всем, кто интересуется вопросами психологии дошкольника, становления его личности.

Детская психология, Урунтаева Г.А., 2013

Предмет детской психологии, ее связь с другими науками.

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.). изучает ребенка, но имеет свои особый предмет,в качестве которого выступает психическое развитие па протяжении детства, т. е. первых семи лет жизни — от рождения до поступления в школу.в этот довольно короткий отрезок времени психическое развитие идет как никогда бурно и стремительно. Ребенок представляет собой постоянно меняющееся существо, причем, чем он младше, тем более интенсивны и значительны происходящие в нем изменения, как количественные, так и качественные.

Детскую психологию интересуют факты детского развития, отличительные признаки каждого периода, типичные для большинства детей этого возраста, и их психологическое содержание. Кроме того, детская психология анализирует закономерности и механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, поскольку наблюдаемые на разных этапах дошкольного детства изменения в психике ребенка имеют не случайный,а закономерный характер. Специфика изучения ребенка детской психологией состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления.

Следует различать понятия «рост», «созревание», «развитие».
Рост как отдельный аспект развития представляет собой количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции, например, изменение высоты и массы тела, увеличение запаса слов, освоение навыка ходьбы или произношения.

Оглавление.

Предисловие.
Раздел I. Общие вопросы детской психологии.
Глава 1. Предмет и методв1 детской психологии.
Глава 2. Закономерности психического развития.
Раздел II. Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве .44
Глава 3. Психическое развитие в младенчестве.
Глава 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
Раздел III. Развитие деятельности дошкольника.
Глава 5. Характеристика игровой деятельности.
Глава 6. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
Глава 7. Развитие продуктивных видов деятельности.
Глава 8. Развитие бытовой и трудовой деятельности.
Раздел IV. Умственное развитие дошкольника.
Глава 9. Развитие речи.
Глава 10. Сенсорное развитие.
Глава 11. Развитие внимания.
Глава 12. Развитие памяти.
Глава 13. Развитие воображения.
Глава 14. Развитие мышления.
Раздел V. Развитие личности дошкольника.
Глава 15. Развитие самосознания.
Глава 16. Развитие воли, произвольности и мотивов поведения.
Глава 17. Эмоциональное развитие.
Глава 18. Нравственное развитие.
Глава 19. Развитие способностей.
Глава 20. Кризис семи лет и психологическая готовность к обучению в школе.
Список литературы

Читайте также:  Волгоград развитие ребенка 5 лет

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Детская психология, Урунтаева Г.А., 2013 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 22.06.2019 16:58 UTC

Теги:

психология :: Урунтаева :: 2013

Следующие учебники и книги:

  • Юридическая психология, учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности, Аминов И.А., 2010
  • Национализм и моральная психология сообщества, Як Б., 2017
  • Музыка и игра в детской психотерапии, Ворожцова О.А., 2004
  • Основы психотерапии, Ваинер И., 2002

Предыдущие статьи:

  • Медицинская психология, учебник, Тюльпин Ю.Г., 2004
  • Методические основы преподавания психологии, учебно-методическое пособие, Ткаченко Н.С., 2012
  • 54 инструмента для эффективной психотерапии взрослых и детей, Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А., 2018
  • Танцевальная терапия и глубинная психология, движущее воображение, Ходоров Дж., 2009

Источник

Развитие личности ребенка урунтаева

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Г. А. УРУНТАЕВА

ДЕТСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

УЧЕБНИК

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

6 е издание, переработанное и дополненное

Москва

2006

1

ÓÄÊ 3159.9(075.32) ÁÁÊ 88.8ÿ723

Ó73

Ð å ö å í ç å í ò :

доктор психологических наук, профессор А. И. Подольский; доктор психологических наук, профессор О.А.Карабанова

Урунтаева Г.А.

У73 Детская психология : учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А.Урунтаева. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

ISBN 5-7695-2680-7

Учебник (предшествующие издания выходили под названием «Дошкольная психология») написан на основе базовых методологических и теоретико-психологических положений, принятых в отечественной психологии. Он дает полное представление о психологии как науке и о ее практическом применении. Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Учебник имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка.

Для студентов средних педагогических учебных заведений. Может быть полезен также студентам педагогических институтов и воспитателям детских садов.

ÓÄÊ 3159.9(075.32) ÁÁÊ 88.8ÿ723

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Урунтаева Г.А., 1996

© Урунтаева Г.А., с изменениями, 2006

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2006

ISBN 5-7695-2680-7

© Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие …………………………………………………………………………………….

3

Ð À Ç Ä Å Ë I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Г л а в а 1. Предмет детской психологии …………………………………………….

5

§ 1. Из истории детской психологии …………………………………………………..

5

§ 2. Основные закономерности психического развития ………………………

16

§ 3. Движущие силы и условия психического развития ………………………

18

§ 4. Возрастная периодизация психического развития………………………..

24

Г л а в а 2. Принципы и методы детской психологии…………………………….

29

§ 1. Принципы изучения психики ребенка ………………………………………..

29

§ 2. Методы детской психологии ……………………………………………………….

31

§ 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка ………..

39

Г л а в а 3. Общая характеристика психического развития ребенка

от рождения до семи лет …………………………………………………..

42

§ 1. Особенности психического развития в раннем возрасте ………………

42

§ 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни …………………….

44

§ 3. Психическое развитие ребенка от одного года до трех лет ……………

53

§ 4. Психическое развитие ребенка от трех до семи лет………………………

60

Ð À Ç Ä Å Ë II

РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Г л а в а 4. Развитие бытовой деятельности…………………………………………

67

§ 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве …………………………..

67

§ 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве ………………………..

70

§ 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте ………………

72

Г л а в а 5. Развитие трудовой деятельности ………………………………………..

78

§ 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве …..

78

§ 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте ……………..

80

Г л а в а 6. Развитие игровой деятельности………………………………………….

90

§ 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве ………………………….

90

§ 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте …..

95

§ 3. Характеристика других видов игровой деятельности

дошкольника……………………………………………………………………………

110

§ 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка …………………………

115

Г л а в а 7. Развитие продуктивных видов деятельности ……………………..

120

§ 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте ….

120

§ 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте …..

129

Г л а в а 8. Развитие общения дошкольников со взрослыми

и сверстниками……………………………………………………………….

134

§ 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми ………………………..

134

§ 2. Отношение дошкольников к личности воспитателя …………………..

141

§ 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками ……………………

144

Ð À Ç Ä Å Ë III

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКА

Г л а в а 9. Развитие внимания ………………………………………………………….

153

§ 1. Функции и виды внимания ………………………………………………………

153

§ 2. Развитие внимания в младенчестве……………………………………………

155

§ 3. Развитие внимания в раннем детстве ………………………………………..

156

§ 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте ……………………………….

157

§ 5. Руководство развитием внимания ……………………………………………..

159

Г л а в а 10. Развитие речи ……………………………………………………………….

162

§ 1. Развитие речи в младенчестве……………………………………………………

162

§ 2. Развитие речи в раннем детстве ………………………………………………..

165

§ 3. Развитие речи в дошкольном возрасте ……………………………………….

169

Г л а в а 11. Сенсорное развитие………………………………………………………..

181

§ 1. Сенсорное развитие в младенчестве…………………………………………..

181

§ 2. Сенсорное развитие в раннем детстве ……………………………………….

185

§ 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте………………………………

187

Г л а в а 12. Развитие памяти…………………………………………………………….

197

§ 1. Развитие памяти в младенчестве ……………………………………………….

197

§ 2. Развитие памяти в раннем детстве …………………………………………….

199

§ 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте …………………………………..

200

§ 4. Руководство развитием памяти ………………………………………………….

204

Г л а в а 13. Развитие воображения ……………………………………………………

208

§ 1. Развитие воображения в раннем детстве ……………………………………

208

§ 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте ………………………….

211

§ 3. Руководство развитием воображения …………………………………………

222

Г л а в а 14. Развитие мышления ………………………………………………………

226

§ 1. Развитие мышления в младенчестве ………………………………………….

226

§ 2. Развитие мышления в раннем детстве ……………………………………….

229

Читайте также:  Система интенсивного развития ребенка сирс

§ 3. Развитие мышления в дошкольном возрасте ……………………………..

233

§ 4. Руководство развитием мышления …………………………………………….

244

Ð À Ç Ä Å Ë IV

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Г л а в а 15. Развитие самосознания ………………………………………………….

248

§ 1. Развитие самосознания в младенчестве ……………………………………..

248

§ 2. Развитие самосознания в раннем детстве …………………………………..

252

§ 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте …………………………

256

§ 4. Руководство развитием самосознания ……………………………………….

263

Г л а в а 16. Развитие воли………………………………………………………………..

268

§ 1. Развитие волевого действия в дошкольном возрасте…………………..

268

§ 2. Руководство развитием воли ……………………………………………………..

279

Г л а в а 17. Эмоциональное развитие ………………………………………………..

283

§ 1. Эмоциональное развитие в младенчестве …………………………………..

283

§ 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве………………………………..

287

§ 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте ………………………

292

§ 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины ……………….

298

Г л а в а 18. Нравственное развитие …………………………………………………..

302

§ 1. Нравственное развитие в младенчестве ……………………………………..

302

§ 2. Нравственное развитие в раннем детстве …………………………………..

304

§ 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте …………………………

307

Г л а в а 19. Развитие темперамента…………………………………………………..

320

§ 1. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет

жизни ……………………………………………………………………………………..

320

§ 2. Характеристика детей с разными типами темперамента …………….

322

§ 3. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной

работе с дошкольниками …………………………………………………………

324

Г л а в а 20. Развитие способностей ………………………………………………….

329

§ 1. Развитие способностей дошкольника ………………………………………..

329

§ 2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте…………….

336

Г л а в а 21. Психологическая готовность к обучению в школе …………..

340

§ 1. Социальная ситуация развития в период перехода

от дошкольного к младшему школьному возрасту……………………..

340

§ 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе …..

341

Литература …………………………………………………………………………………….

348

Словарь психологических терминов ………………………………………………..

350

Персоналии ……………………………………………………………………………………

357

366

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дошкольное детство — первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. А значит, наряду с педагогикой и частными методиками курс детской психологии является одним из основных в подготовке воспитателей дошкольных учреждений.

Данный учебник предназначен учащимся педагогических учи- лищ, колледжей и студентам вузов. Его цель — раскрыть основные закономерности психического развития, показать главные приобретения ребенка от рождения до поступления в школу.

В основу учебника положен сложившийся в отечественной детской психологии подход к проблеме психического развития как к усвоению общественно-исторического опыта. При отборе материала мы опирались на фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, А.В.Запорожцем, Д.Б.Элькониным, С.Л.Рубинштейном, Л.А.Венгером, Л. И. Божович, А. А. Люблинской, М. И. Лисиной и др., поскольку на этих положениях строилась и строится система дошкольного образования.

Учебник состоит из четырех разделов. В разделе I рассматриваются предмет детской психологии, принципы и методы психологи- ческого изучения ребенка. В разделах II—IV показываются преобразования в главных сферах психики дошкольника: деятельности, познавательных процессах и личности.

Мы не ограничились рассмотрением психического развития ребенка только в возрасте трех—семи лет. В каждом разделе немаловажное место занимают периоды младенчества и раннего детства. Это вызвано следующими обстоятельствами. Во-первых, воспитателю необходимо иметь представление о развитии ребенка на более ранних возрастных этапах, чтобы понять логику, закономерности становления психических процессов, свойств и качеств личности в дальнейшем. Во-вторых, без учета психических особенностей, присущих младенцу и преддошкольнику, воспитатель

3

не сможет спроектировать их последующее психическое развитие. В-третьих, материал, касающийся формирования психики ребенка в младенчестве и раннем возрасте, необходим тем спе- циалистам-воспитателям, которые будут работать в ясельных группах детских садов и домах ребенка.

Отбирая и анализируя материал, мы исходили из его ценности и значимости для педагогической деятельности. Поэтому в каждой сфере психического развития мы выделили основные показатели, которые могут использоваться при постановке целей диагностики, для контроля за его ходом и при формулировании задач воспитания.

Для того чтобы связать психологические знания с педагогиче- ской практикой, мы рассмотрели некоторые принципы руководства тем или иным психическим процессом или функцией, например волей, самосознанием, памятью, вниманием, воображением и пр.

Изложение материала в учебнике сопровождается примерами, которые описывают разнообразные ситуации из жизни детей. Они подобраны из проведенных нами исследований. Примеры не только иллюстрируют теоретические положения, но и восполняют недостаток психологического опыта у студентов и учащихся, дают им повод для дальнейших размышлений и сравнения с фактами, полученными в собственной деятельности. К тому же примеры уточ- няют, раскрывают и наполняют смыслом научные понятия.

Учебник знакомит читателей с наиболее выдающимися отечественными психологами, их достижениями и основными положениями исследований.

4

Развитие личности ребенка урунтаева

Ð À Ç Ä Å Ë I

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

à ë à â à 1

ПРЕДМЕТ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Из истории детской психологии

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики

Читайте также:  Для развития ребенка картинки весна

на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни. Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что

исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и она делает резкий скачок.

Следовательно, развитие психики — не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

Психология, прежде чем стать самостоятельной наукой, в те- чение длительного времени развивалась внутри философии. По-

5

этому психология, в том числе и детская, имеет тесные связи с философией, ведь в основе понимания сущности человека, его сознания, личности, деятельности, психического развития лежат те или иные философские теории.

Детская психология взаимосвязана с другими отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологии используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой. В общей психологии были выделены такие феномены, как психические процессы, свойства и состояния, изучены их основные закономерности. В свою очередь, детская психология, используя генетический метод исследования, стала прослеживать их происхождение. Раскрывая законы развития психических процессов и свойств, детская психология помогает понять их динамику, структуру и содержание.

Психология развития, или генетическая психология, имеет с детской психологией общий предмет. Но если первая изучает общие закономерности психического развития человека на протяжении всей его жизни — от рождения до смерти, то детская — только в дошкольном возрасте. Она выясняет, какой фундамент закладывается в детстве и какое значение он имеет для дальнейшего развития. Психологию личности интересуют такие категории, как самосознание, самооценка, мотивация, мировоззрение и т.д., а детскую — как они складываются и проявляются на протяжении дошкольного детства. Детская психология, опираясь на закономерности социальной психологии, прослеживает, как зависят развитие дошкольника, его деятельность, поведение от особенностей социальных групп, в которые он включается (семья, сверстники, группа детского сада и т.п.). Для детской и педагоги- ческой психологии фундаментальной выступает проблема связи психического развития с воспитанием и обучением. Данные детской психологии помогают обосновать и выбрать соответствующие методы воспитания и обучения детей. Педагогическая психология выясняет, как влияют различные формы и методы воспитания на психическое развитие дошкольника. Психодиагностика, опираясь на показатели психического развития детей, разрабатывает методы контроля за его ходом, выявления и измерения индивидуаль- но-психологических особенностей личности ребенка.

Анатомия, физиология, гигиена помогают понять биологиче- скую сущность человека, роль созревания коры больших полушарий, развития нервной системы и органов чувств в психическом развитии, взаимосвязи психического и физического развития, особенно тесные в раннем и дошкольном возрасте. Педагогика и дошкольная педагогика, в частности, опираются на детскую психологию. Педагогика должна знать закономерности развития лич- ности и деятельности детей, чтобы способствовать их развитию и изменению, поэтому все педагогические проблемы должны полу-

6

чить психологическое обоснование. Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимо для практики воспитания и обучения. Понимая переживания, желания, интересы ребенка, вовремя выявляя возникающие в его развитии проблемы, отклонения или одаренность, воспитатель устанавливает с ребенком тесные личные контакты, выбирает адекватные методы взаимодействия, воспитания и обучения.

Предпосылками оформления детской психологии в самостоятельную отрасль науки в середине XIX в. выступили запросы педагогической практики, осознание необходимости построения научной теории воспитания, а также разработка идеи развития в философии и биологии, появление экспериментальной психологии и связанных с ней объективных методов исследования. Все крупнейшие педагоги прошлого (Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) говорили о необходимости строить воспитание и обучение с опорой на знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Они не только проявляли интерес к детской психологии, но и сами были ее знатоками. Г.Гегель распространил на психологию разработанные им в философии принцип развития и диалектический метод и показал, что психическое развитие подчинено определенным закономерностям. Изучение этого процесса с помощью диалектического метода потребовало выяснения качественных отличий психики ребенка от психики взрослого, а также качественного своеобразия психики ребенка на разных возрастных этапах.

Становлению детской психологии как отдельной области науки, широкому проникновению в нее генетического принципа и объективных методов исследования способствовала эволюционная теория Ч.Дарвина (1859). Приспособляемость организма к природе Ч.Дарвин истолковал, опираясь на установленный им факт изменчивости видов, естественного отбора, протекающего в условиях борьбы живых существ за существование на основе изменчивости и наследственности. Психические явления Ч.Дарвин рассматривал как орудие приспособления организма к среде. Такой взгляд на психику и психические процессы предполагал изучение фактов приспособительного поведения животных и че- ловека, доступных внешнему объективному наблюдению. Вслед за открытием Ч.Дарвином законов эволюции в органическом мире встала задача изучить движущие силы психического развития, роль наследственности и среды в этом процессе, особенности взаимодействия ребенка со средой, адаптации к ней.

Сам Ч.Дарвин интересовался детской психологией. Он вел наблюдения за поведением сына от рождения до трех лет, а затем опубликовал данные о развитии моторики, сенсорики, речи, мышления, эмоций, нравственного поведения (1877). Ранее попытка подробного и последовательного описания психического разви-

7

Источник