Интеграция в обществе ребенка с отклонениями в развитии

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Яновская Т.А., воспитатель

ГБУ РС (Я) РРЦ «СУВАГ»

        Современное общество признает уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. Новые идеи все решительнее влияют на формирование отношения общества к людям, которых раньше называли и считали инвалидами, и, которые в новой системе ценностей рассматриваются как люди с особенностями развития, в том числе это относится и к умственно отсталым людям.

        Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. Он считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования. Никто не отрицает необходимость последнего, но специальные знания и обучение нужно подчинить общему воспитанию, общему обучению.

          Таким образом, Л.С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.

         В условиях произошедших изменений в политической, экономической и социальной жизни, а также постоянного увеличения притока детей с интеллектуальной недостаточностью, встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности, в том числе и аномальной, обеспечить ее право быть защищенной государством и всеми его институтами; уделить особое внимание проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, исключающие какие бы то ни было формы его социальной изоляции.

         Процесс социализации умственно отсталого ребенка крайне затруднен, прежде всего, тем что у него значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Выготский Л.С. называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагога-дефектолога он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.

         Наш Центр «СУВАГ»  наряду с детьми с нарушенным слухом посещают дошкольники с нарушением интеллекта  и РДА. В начале реабилитации — это совершенно беспомощные дети: большинство  из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится дома в семье, воспитанника нашей группы  приходится долго и упорно обучать. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе.

      За время работы с нашими детьми мы сделали вывод: нет «необучаемых» детей, нужно просто уметь  любить их  такими, какие  они есть. Как результат работы  следует считать то, что из 6 детей,  проходящих реабилитацию в нашем Центре,4 ребенка были интегрированы из группы коррекционно-развивающего обучения.1 ребенок через год начал посещать в общеобразовательное дошкольное учреждение по месту жительства и успешно там адаптировался, 1 ребенок интегрирован в логопедическую группу нашего центра,  два ребенка c глубокой умственной отсталостью интегрированы в 1 класс школы VIII. Остальные дети продолжают  проходить реабилитацию в ГУСО РРЦ «СУВАГ», г. Нерюнгри.

      Обучая ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями,    невозможно достигнуть стремительно-высоких показателей, но  мы не  должны опускать  руки, а маленькими шагами постепенно и настойчиво  идти к намеченной цели.

      Понимания силу тяжести физического и интеллектуального нарушения,  мы не отбрасываем значимость развития  познавательной деятельности, однако  именно  успешная социализация детей со сложной структурой дефекта, становится  одной  из главных педагогических задач, стоящих перед специалистами специальной группы. Необходимо  заложить основу формирования  личности, научить ребенка «выживать» в наше непростое время. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания.

        Социализация — важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л.С.Выготский говорил о том, что социальное воспитание глубоко умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания.

   У детей с  интеллектуальными нарушениями взаимоотношения с окружающей средой выстраиваются только с помощью взрослого, что  и впоследствии скажется на взаимодействии с окружающими людьми.  Так же как и мы, ребенок с интеллектуальной недостаточностью живет в определенной социальной среде, он вынужден пользоваться предметами, созданными человечеством, которыми в той или иной мере он удовлетворяет требования общества по отношению к поведению, общению. Для того чтобы общение состоялось, необходимо и желание взаимодействовать с другим человеком, умение проявить  или  поделиться с ним своим эмоциональным состоянием, или должным образом попросить его о помощи.  Мы должны научить этому наших детей — уметь правильно реагировать на  поступки других, дифференцировать их, и  проявлять  своевременно, адекватно своё эмоционально-нравственное поведение.

          Перечисленные проблемы умственно отсталого ребенка, препятствующие успешной социализации, очевидны, но работу в этом направлении необходимо продолжать, изыскивая по выражению Выготского Л.С. «обходные пути», чтобы помочь ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии приспособиться к окружающему миру.

         Главная задача, которую мы перед собой ставим, — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью  применяем в работе как можно больше форм взаимодействия с ребенком, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

         На первом этапе работы необходимо решить основные задачи – установление эмоционального контакта, преодоление негативизма к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.

         Если педагог установил эмоциональный контакт  с ребёнком, если появились эмоционально насыщенные формы такого контакта в игре, рисовании, если усилия педагога поддерживают родители, — то можно приступать к развитию навыков взаимодействия педагога и ребёнка в более формальной учебной ситуации. Это уже второй этап работы.

Читайте также:  Развитие ребенка с болезнью дауна

         По мнению Л.С.Выготского, «главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких  детей  потребностью, привычкой».

          Дети с особыми образовательными способностями видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована; дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Например: во время занятия физкультурой им не понятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Чтобы их деятельность стала более осмысленной, мы в зале на полу раскладываем несколько игрушек и даем ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину, когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще одни круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок видит план своих действий и становится более спокойным. Подобной осмысленности мы добиваемся при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.  С этой целью в  группе  мы размещаем так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Так, например, схему последовательности действий ребенка при сборах на прогулку мы помещаем на шкафчике, (Показ схемы) схему «Обед» — в уголке для дежурного, в приемной вывешиваем схему выполнения распорядка дня. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь (эта методика разработана воспитателями детских садов г. Санкт – Петербурга). Недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще «путешествовать» с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не хочет повторять название, мы делаем это сами).

          Ребенок с умственной отсталостью плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому в групповой комнате у нас размещено зеркало на уровне глаз ребенка. Время от времени воспитатель привлекает внимание ребенка к его отражению. Этот прием дает положительные результаты. Для лучшего осознания своего тела  ребенку помогает следующее упражнение: положив его на большой лист бумаги, мы обводим контуры его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашиваем этот контур.

        Осложняется процесс социализации детей с выраженными интеллектуальными нарушениями и трудностями в общении. У наших детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка                    

         Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Поэтому на первый план в обучении детей с выраженной умственной отсталостью выходят занятия по  привитию навыков самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд, социальная коммуникация.

        Работа по формированию вышеперечисленных умений и навыков не ограничивается рамками занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, проводимых учителем-дефектологом, а продолжается  на  воспитательских занятиях  по изобразительной деятельности, в игре.

       Такие межпредметные связи позволяют умственно отсталому ребёнку лучше и полнее усвоить изучаемую тему, тем самым способствуя максимально возможной его социализации.

        Для того чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями. Это очень сложный и важный аспект деятельности педагогов.  Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку мы часто приглашаем родителей в группу, которую посещает ребенок. Родители для работы со своими детьми используют индивидуальные игры, различные рекомендации, которые мы им предлагаем. В сферу нашей деятельности входит и пропаганда дефектологических знаний среди окружающих ребенка людей. Это необходимо, потому что трудности социальной адаптации ребенка зависят не только от своеобразия его психики, особенностей личности, но и от неподготовленности людей к общению с ним, непонимание его нужд. Работая с нашими детьми, мы понимаем, что коррекционная работа будет продолжительной. Чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

Таким образом, наибольший эффект в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, т.е. исправление присущих этим детям недостатков.

« Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание.»(Л.С. Выготский, 1985)

Литература:

  1. Хралыпина Л.П.  Основы реабилитации инвалидов. Москва 1996 г.
  2. Вельковский В.В. Психология детства. Екатеринбург 1995 г.
  3. Теория социальной работы: учебник под редакцией профессора Холостовой Е.И.  Москва. 2001 г.
  4. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями в следствии заболеваний нервной системы.  Методически рекомендации. Москва. Санкт-Петербург. 1998 г.
  5. Жулковска Т.  Ковалева А.И. Луков В.А. «Ненормальные в обществе: социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями: научная монография». Москва: Издательство МГУ, 2003 г.

Источник

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Адаптация (от лат. «приспособляю») — это приспо­собление строения и функций организма, его психоло­гических систем к условиям среды. Выделяют несколько форм адаптации: биологическую, сенсорную, психоло­гическую, социальную.

Биологическая адаптация — это приспособление орга­низма к изменяющимся условиям внешней среды: тем­пературе, влажности, освещенности и др.; а также к изме­нениям в организме (внутренней среде): заболеванию, по­тери какого-либо органа или ограничению его функции.

Человек, в отличие от животных, обладает способностью к произвольной психологической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. Используются средства физической тренировки, закаливания организма.

Читайте также:  Условия для развития ребенка его творческого я

Сенсорная адаптация. Это приспособление органов чувств к действующим на них раздражителям. Она дости­гается за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности как рецепторов, так и нервных цент­ров анализаторов. Играет важную роль в компенсации дефектов зрения, слуха,

Психологическая адаптация. Это приспособление чело­века как личности к существованию в обществе в соот­ветствии с социальными требованиями; внутреннее пси­хологическое равновесие в соответствии с собственны­ми потребностями, мотивами, интересами. Основные проявления психологической адаптации — адекватное вза­имодействие человека с окружающими и его активная продуктивная деятельность. Средствами ее достижения являются образование, воспитание, профессиональная подготовка.

Главным условием успешной социализации и соци­альной адаптации детей с отклоняющимся развитием является совершенствование системы их интеграции в общество. Такая система должна включать несколько под­систем (каждая подсистема имеет пути совершенствова­ния и требует специальных исследований): дефектоло­гии, управления и программно-методического обеспече­ния, воспитания и формирования социально мобильной личности, коррекционно-развивающего обучения, про­фориентации, трудоустройства, взаимосвязи школы, се­мьи и трудовых коллективов.

Адаптация и интеграция детей с отклонениями в раз­витии предполагает их право на образование, диагности­ку, охват специальным образованием в вариативных фор­мах, разработку соответствующих программ, методов, содержания работы, помощь семьям, дифференцирован­ное обучение.

Системой специального образования охвачена только часть нуждающихся детей. Почти не охвачены дети с неярко выраженными отклонениями, и неэффективна по­мощь детям с глубоким нарушением интеллекта.

Специальное образовательное учреждение реализует, в зависимости от его структуры, программы дошкольно­го, начального и среднего общего образования.

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ. В нормативно-правовых и официаль­ных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру.

Кроме них существуют учреждения системы социаль­ного обеспечения (в частности, детские дома для глубо­ко умственно отсталых детей и для слепоглухих).

Ученые предлагают еще две формы интеграции:

— обучение в коррекционном учреждении и последу­
ющий перевод учеников в общеобразовательную
школу (при обучении детей с нарушениями слуха,
но сформированной устной речью);

— полную или частичную интеграцию лиц с отклоне­
ниями в развитии в ходе профессионального обу­
чения (для детей с нарушением слуха, зрения, реже
интеллекта).

Еще один тип — образовательное учреждение для де­тей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-санитарной помощи. В учреждениях такого типа осуществ­ляются диагностика и консультирование, психолого-меди­ко-социальное сопровождение; психолого-педагогическая реабилитация и коррекция; лечебная педагогика и диффе­ренцированное обучение и др. Эти учреждения рассчита­ны на детей от 3 до 18 лет.

Контингент этих учреждений специфичен, туда по­падают дети с высокой степенью педагогической запу­щенности, с нарушениями эмоционально-волевой сфе­ры; подвергшиеся различным формам психического и физического насилия; вынужденные покинуть семью, в том числе по причине несовершеннолетия матери; из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных ка­тастроф.

В нашей стране существуют также различные оздоро­вительные образовательные учреждения санаторного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей. Эти учреждения созданы для оказания помощи семье в воспитании детей и получении ими образова­ния, проведения реабилитационных и лечебно-оздоро­вительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите при длительном лечении. В соответ­ствии с Типовым положением, утвержденным постанов­лением правительства Российской Федерации от 28 ав­густа 1997 № 1117, в таких учреждениях могут откры­ваться группы для детей дошкольного возраста.

Не менее важную роль в воспитании и развитии ре­бенка с интеллектуальными отклонениями играет семья. К сожалению, этому часто мешают многие факторы: не­благополучная обстановка в семье (алкоголизм родите­лей, жестокое обращение с ребенком и др.); низкий об­разовательный уровень родителей, их педагогическая без­грамотность. Поэтому необходима коррекционная работа не только с ребенком, но и с его семьей.

Достаточно часто семьи людей с интеллектуальными нарушениями создаются из-за случайной беременности, девиантного полового влечения. Поэтому очень важно вов­ремя начать подготовку детей к нормальному интимному общению и созданию семьи. Этому может способствовать углубленное изучение курса «Этика и психология семей­ной жизни».

В рамках курса необходимо проводить лекции, беседы с учетом возрастных, половых и индивидуально-типоло­гических особенностей детей. Такая информация способ­ствует лучшей подготовке школьников к будущей семей­ной жизни, более удачному выбору супруга, профилакти­ке ранних родов и нежелательной беременности.

В настоящее время вопрос интеграции детей с откло­нениями в развитии в общество здоровых сверстников является дискуссионным, он осуществляется в виде эк­сперимента. Существует несколько условий, которые во многом способствуют развитию интеграционных про­цессов:

— готовность общества понимать и разделять пробле­мы человека с нарушениями интеллекта и другими отклонениями в развитии;

—высокий уровень сформированности практических
и социально значимых навыков у выпускников спе­
циальных школ, позволяющих им вести самостоя­
тельную жизнь;

—адекватное осознание выпускниками перспектив бу­
дущей жизни;

—гарантированное государством материальное обес­
печение, трудоустройство лиц с нарушениями ин­
теллекта.

Интеграция в общество человека с особыми образо­вательными потребностями и ограниченной трудоспособ­ностью сегодня означает процесс и результат предостав­ления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенси­рующих ему отклонения в развитии и ограничения воз­можностей.

В системе образования интеграция означает миними­зацию ограничивающей альтернативы для лиц с любы­ми образовательными потребностями: получение обра­зования в специальном (коррекционном) образователь­ном учреждении или с равными возможностями в образовательном учреждении или общего назначения.

Интеграция основывается на концепции «нормализа­ции», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближены к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В ходе становления и развития сети специальных до­школьных образовательных учреждений (ДОУ) учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики откло­нений в развитии детей. Заложены многие традиции кор-рекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального до­школьного образования.Созданы дошкольные учреждения (группы) для де­тей с нарушениями:

— слуха (глухих, слабослышащих);

— зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косог­
лазием и амблиопией);

— речи (с заиканием, общим недоразвитием речи,
фонетико-фонематическим недоразвитием);

— интеллекта (умственно отсталых);

— опорно-двигательного аппарата.

В таких ДОУ меньшая по сравнению с обычными дет­скими садами наполняемость групп (до 15 воспитанни­ков), в штат введены специалисты-дефектологи (олиго-френопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопе­ды, другие медицинские работники).

Читайте также:  Центр развития ребенка счастливое детство

Образовательный процесс здесь осуществляется в со­ответствии со специальными комплексными программа­ми обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии и утвержден­ными Министерством образования Российской Федера­ции. В некоторых специальных дошкольных учреждениях занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по раз­витию игровой деятельности проводятся не воспитателя­ми, а учителями-дефектологами.

В настоящее время дошкольники с проблемами в раз­витии интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Выделяют четыре груп­пы таких детей:

— ^диагностированные;

— дети, родители которых, зная о проблемах своего
ребенка, настаивают на обучении и воспитании в
массовом детском саду;

— воспитанники специальных дошкольных обособлен­
ных групп, функционирующих в обычном детском
саду, являются, как правило, обособленными и изо­
лированными;

— дети, которые в результате длительной коррекци-
онной работы подготовлены к интегрированному
обучению.

Выделяют пять видов интеграционных моделей в ДОУ.

Комбинированная. Ею охвачены дети с уровнем пси­хофизического развития, соответствующим или близ­ким к возрастной норме. Как правило, они по одному или по два воспитываются в обычных группах, но при этом получают специальную коррекционную помощь.

Частичная. Она охватывает проблемных детей, еще не способных вместе со здоровыми сверстниками овладе­вать программой. Включаются по 1—2 ребенка только на часть дня в обычную группу.

Временная. Воспитанники специальных групп вне зави­симости от уровня психофизического развития объ­единяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера.

Полная. Она эффективна для детей, которые по уров­ню психофизического развития соответствуют возраст­ной норме и психологически подготовлены к совместно­му обучению со здоровыми сверстниками.

АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ

ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Вспомогательная школа VIII вида осуществляет ком­плексную систему обучения и воспитания детей и под­ростков с умственной отсталостью, обеспечивающую адекватный их возможностям уровень общего образова­ния и первоначальной профессиональной подготовки. Цель вспомогательной школы — разностороннее воспи­тание личности, социально адаптированной к условиям жизни и работы в обществе.

Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса.

Организация социально-бытовой ориентации в такой школе осуществляется по этапам:

— в дошкольном возрасте формируются первые пред­
ставления об окружающем, навыки общения и пра­
вильного поведения в группе;

— в младшем школьном возрасте расширяются пред­
ставления об окружающей действительности, фор мируются более сложные формы общения в совме­стной деятельности;

— с пятого года обучения начинаются занятия по со­
циально-бытовой ориентации, составляющие соци­
альный опыт и умение вести себя в определенных
жизненных ситуациях;

— в 16—18 лет значительно расширяется социальный
опыт, закрепляются навыки поведения в различ­
ных жизненных ситуациях, совершенствуются на­
выки общения со сверстниками, формируются пра­
вильные взаимоотношения с лицами противопо­
ложного пола.

Занятия по социально-бытовой ориентации проводятся вне сетки уроков. Они требуют от педагогов серьезной подготовки. Этот предмет ведет один учитель, который отвечает за прохождение программы, качество знаний и умений учащихся, за методическое оснащение занятий, оформление кабинета.

Учащиеся знакомятся с организациями и учреждения­ми, в которые им придется обращаться по различным воп­росам, начав самостоятельную жизнь. У детей развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

Они обретают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Дети учатся ухажи­вать за жилищем, планировать свой бюджет, помогать старшим, ухаживать за младшими. Они усваивают мораль­но-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере разви­вается художественный вкус. Действенным методическим приемом на занятиях является моделирование реальных ситуаций, предполагающее распределение ролей между участниками, вступающими в определенные отношения. Разыгрывая и разбирая различные бытовые ситуации, учащиеся развивают навыки общения, учатся строить свои отношения с другими людьми.

Проводимая во внеурочное время воспитательная ра­бота дополняет занятия по социально-бытовой ориента­ции. Основное внимание уделяется воспитанию положи­тельных качеств личности, а также повторению, закреплению и расширению полученных знаний, автоматиза­ции умений, приобретению новых и формированию по­лезных привычек, эталонов поведения, оценочного от­ношения к различным жизненным ситуациям.

Все это необходимо для самостоятельного ведения до­машнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых кол­лективах, общения с окружающими людьми. Главное ус­ловие успешности решения поставленных задач — ежед­невная разнообразная практическая деятельность учащихся. Во внеурочное время основное внимание должно уделяться практическим упражнениям, экскурсиям в различные уч­реждения, сюжетно-ролевым играм и беседам. Формиро­ванию необходимых в быту знаний и умений способству­ет также участие школьников в кружках по домоводству, кулинарии, шитью, вязанию, в работе ремонтных бригад. Социально-бытовой ориентировке школьников способ­ствует также общественно полезный труд.

Связь воспитания с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия.

Всю работу учитель и воспитатель должны проводить систематически и последовательно, начиная с самых про­стых дел по самообслуживанию и личной гигиене и за­вершая наиболее сложными умениями — правильным по­ведением в различных учреждениях и транспорте, под­счетом стоимости покупок, правильной сервировке стола и др. Формируя знания и умения, необходимо стимули­ровать развитие учащихся, ставить перед ними постепенно усложняющиеся задачи, ориентируясь на зону ближай­шего развития, при этом следует учитывать индивиду­альные особенности детей. Учителю и воспитателю необ­ходимо постоянно поддерживать в работе взаимосвязь, предъявлять единые требования к детям.

Социальный педагог — специалист в области специаль­ного образования и социальной защиты детей с откло­нениями в развитии. Он взаимодействует со всеми други­ми педагогами, психологами, врачами, медицинскими и социальными работниками, сотрудниками правоохра­нительных органов, трудовыми коллективами, родите­лями и заинтересованными лицами. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи дол­жно проводиться по особой системе и включать педаго­гическое просвещение родителей. Социальные педагоги изучают структуру каждой семьи, образовательный уро­вень родителей, характер уклада семейной жизни и ат­мосферу в семье, жилищные условия и материальную обеспеченность и др.

Формы работы вспомогательной школы с семьей мо­гут быть общешкольными (родительские собрания, лек­ции по вопросам психического и физического развития детей, проведение родительских дней, организация выс­тавок ученических работ, показ художественной самоде­ятельности учащихся и др.), классными (классные роди­тельские собрания, открытые уроки, групповые консуль­тации, беседы и др.) и индивидуальными (посещение учителем и воспитателем семей учащихся).



Источник