Интеграция в обществе ребенка с отклонениями в развитии
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
Яновская Т.А., воспитатель
ГБУ РС (Я) РРЦ «СУВАГ»
Современное общество признает уникальность каждой личности и право индивидуума на сохранение и развитие своей уникальности. Новые идеи все решительнее влияют на формирование отношения общества к людям, которых раньше называли и считали инвалидами, и, которые в новой системе ценностей рассматриваются как люди с особенностями развития, в том числе это относится и к умственно отсталым людям.
Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. Он считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования. Никто не отрицает необходимость последнего, но специальные знания и обучение нужно подчинить общему воспитанию, общему обучению.
Таким образом, Л.С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.
В условиях произошедших изменений в политической, экономической и социальной жизни, а также постоянного увеличения притока детей с интеллектуальной недостаточностью, встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности, в том числе и аномальной, обеспечить ее право быть защищенной государством и всеми его институтами; уделить особое внимание проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, исключающие какие бы то ни было формы его социальной изоляции.
Процесс социализации умственно отсталого ребенка крайне затруднен, прежде всего, тем что у него значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Выготский Л.С. называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагога-дефектолога он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.
Наш Центр «СУВАГ» наряду с детьми с нарушенным слухом посещают дошкольники с нарушением интеллекта и РДА. В начале реабилитации — это совершенно беспомощные дети: большинство из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится дома в семье, воспитанника нашей группы приходится долго и упорно обучать. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе.
За время работы с нашими детьми мы сделали вывод: нет «необучаемых» детей, нужно просто уметь любить их такими, какие они есть. Как результат работы следует считать то, что из 6 детей, проходящих реабилитацию в нашем Центре,4 ребенка были интегрированы из группы коррекционно-развивающего обучения.1 ребенок через год начал посещать в общеобразовательное дошкольное учреждение по месту жительства и успешно там адаптировался, 1 ребенок интегрирован в логопедическую группу нашего центра, два ребенка c глубокой умственной отсталостью интегрированы в 1 класс школы VIII. Остальные дети продолжают проходить реабилитацию в ГУСО РРЦ «СУВАГ», г. Нерюнгри.
Обучая ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями, невозможно достигнуть стремительно-высоких показателей, но мы не должны опускать руки, а маленькими шагами постепенно и настойчиво идти к намеченной цели.
Понимания силу тяжести физического и интеллектуального нарушения, мы не отбрасываем значимость развития познавательной деятельности, однако именно успешная социализация детей со сложной структурой дефекта, становится одной из главных педагогических задач, стоящих перед специалистами специальной группы. Необходимо заложить основу формирования личности, научить ребенка «выживать» в наше непростое время. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания.
Социализация — важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л.С.Выготский говорил о том, что социальное воспитание глубоко умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания.
У детей с интеллектуальными нарушениями взаимоотношения с окружающей средой выстраиваются только с помощью взрослого, что и впоследствии скажется на взаимодействии с окружающими людьми. Так же как и мы, ребенок с интеллектуальной недостаточностью живет в определенной социальной среде, он вынужден пользоваться предметами, созданными человечеством, которыми в той или иной мере он удовлетворяет требования общества по отношению к поведению, общению. Для того чтобы общение состоялось, необходимо и желание взаимодействовать с другим человеком, умение проявить или поделиться с ним своим эмоциональным состоянием, или должным образом попросить его о помощи. Мы должны научить этому наших детей — уметь правильно реагировать на поступки других, дифференцировать их, и проявлять своевременно, адекватно своё эмоционально-нравственное поведение.
Перечисленные проблемы умственно отсталого ребенка, препятствующие успешной социализации, очевидны, но работу в этом направлении необходимо продолжать, изыскивая по выражению Выготского Л.С. «обходные пути», чтобы помочь ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии приспособиться к окружающему миру.
Главная задача, которую мы перед собой ставим, — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применяем в работе как можно больше форм взаимодействия с ребенком, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
На первом этапе работы необходимо решить основные задачи – установление эмоционального контакта, преодоление негативизма к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.
Если педагог установил эмоциональный контакт с ребёнком, если появились эмоционально насыщенные формы такого контакта в игре, рисовании, если усилия педагога поддерживают родители, — то можно приступать к развитию навыков взаимодействия педагога и ребёнка в более формальной учебной ситуации. Это уже второй этап работы.
По мнению Л.С.Выготского, «главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких детей потребностью, привычкой».
Дети с особыми образовательными способностями видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована; дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Например: во время занятия физкультурой им не понятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Чтобы их деятельность стала более осмысленной, мы в зале на полу раскладываем несколько игрушек и даем ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину, когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще одни круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок видит план своих действий и становится более спокойным. Подобной осмысленности мы добиваемся при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие. С этой целью в группе мы размещаем так называемые пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Так, например, схему последовательности действий ребенка при сборах на прогулку мы помещаем на шкафчике, (Показ схемы) схему «Обед» — в уголке для дежурного, в приемной вывешиваем схему выполнения распорядка дня. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь (эта методика разработана воспитателями детских садов г. Санкт – Петербурга). Недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще «путешествовать» с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не хочет повторять название, мы делаем это сами).
Ребенок с умственной отсталостью плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Поэтому в групповой комнате у нас размещено зеркало на уровне глаз ребенка. Время от времени воспитатель привлекает внимание ребенка к его отражению. Этот прием дает положительные результаты. Для лучшего осознания своего тела ребенку помогает следующее упражнение: положив его на большой лист бумаги, мы обводим контуры его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашиваем этот контур.
Осложняется процесс социализации детей с выраженными интеллектуальными нарушениями и трудностями в общении. У наших детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка
Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Поэтому на первый план в обучении детей с выраженной умственной отсталостью выходят занятия по привитию навыков самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд, социальная коммуникация.
Работа по формированию вышеперечисленных умений и навыков не ограничивается рамками занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, проводимых учителем-дефектологом, а продолжается на воспитательских занятиях по изобразительной деятельности, в игре.
Такие межпредметные связи позволяют умственно отсталому ребёнку лучше и полнее усвоить изучаемую тему, тем самым способствуя максимально возможной его социализации.
Для того чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями. Это очень сложный и важный аспект деятельности педагогов. Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку мы часто приглашаем родителей в группу, которую посещает ребенок. Родители для работы со своими детьми используют индивидуальные игры, различные рекомендации, которые мы им предлагаем. В сферу нашей деятельности входит и пропаганда дефектологических знаний среди окружающих ребенка людей. Это необходимо, потому что трудности социальной адаптации ребенка зависят не только от своеобразия его психики, особенностей личности, но и от неподготовленности людей к общению с ним, непонимание его нужд. Работая с нашими детьми, мы понимаем, что коррекционная работа будет продолжительной. Чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.
Таким образом, наибольший эффект в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, т.е. исправление присущих этим детям недостатков.
« Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание.»(Л.С. Выготский, 1985)
Литература:
- Хралыпина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. Москва 1996 г.
- Вельковский В.В. Психология детства. Екатеринбург 1995 г.
- Теория социальной работы: учебник под редакцией профессора Холостовой Е.И. Москва. 2001 г.
- Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями в следствии заболеваний нервной системы. Методически рекомендации. Москва. Санкт-Петербург. 1998 г.
- Жулковска Т. Ковалева А.И. Луков В.А. «Ненормальные в обществе: социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями: научная монография». Москва: Издательство МГУ, 2003 г.
Источник
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Адаптация (от лат. «приспособляю») — это приспособление строения и функций организма, его психологических систем к условиям среды. Выделяют несколько форм адаптации: биологическую, сенсорную, психологическую, социальную.
Биологическая адаптация — это приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды: температуре, влажности, освещенности и др.; а также к изменениям в организме (внутренней среде): заболеванию, потери какого-либо органа или ограничению его функции.
Человек, в отличие от животных, обладает способностью к произвольной психологической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. Используются средства физической тренировки, закаливания организма.
Сенсорная адаптация. Это приспособление органов чувств к действующим на них раздражителям. Она достигается за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности как рецепторов, так и нервных центров анализаторов. Играет важную роль в компенсации дефектов зрения, слуха,
Психологическая адаптация. Это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с социальными требованиями; внутреннее психологическое равновесие в соответствии с собственными потребностями, мотивами, интересами. Основные проявления психологической адаптации — адекватное взаимодействие человека с окружающими и его активная продуктивная деятельность. Средствами ее достижения являются образование, воспитание, профессиональная подготовка.
Главным условием успешной социализации и социальной адаптации детей с отклоняющимся развитием является совершенствование системы их интеграции в общество. Такая система должна включать несколько подсистем (каждая подсистема имеет пути совершенствования и требует специальных исследований): дефектологии, управления и программно-методического обеспечения, воспитания и формирования социально мобильной личности, коррекционно-развивающего обучения, профориентации, трудоустройства, взаимосвязи школы, семьи и трудовых коллективов.
Адаптация и интеграция детей с отклонениями в развитии предполагает их право на образование, диагностику, охват специальным образованием в вариативных формах, разработку соответствующих программ, методов, содержания работы, помощь семьям, дифференцированное обучение.
Системой специального образования охвачена только часть нуждающихся детей. Почти не охвачены дети с неярко выраженными отклонениями, и неэффективна помощь детям с глубоким нарушением интеллекта.
Специальное образовательное учреждение реализует, в зависимости от его структуры, программы дошкольного, начального и среднего общего образования.
В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ. В нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру.
Кроме них существуют учреждения системы социального обеспечения (в частности, детские дома для глубоко умственно отсталых детей и для слепоглухих).
Ученые предлагают еще две формы интеграции:
— обучение в коррекционном учреждении и последу
ющий перевод учеников в общеобразовательную
школу (при обучении детей с нарушениями слуха,
но сформированной устной речью);
— полную или частичную интеграцию лиц с отклоне
ниями в развитии в ходе профессионального обу
чения (для детей с нарушением слуха, зрения, реже
интеллекта).
Еще один тип — образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-санитарной помощи. В учреждениях такого типа осуществляются диагностика и консультирование, психолого-медико-социальное сопровождение; психолого-педагогическая реабилитация и коррекция; лечебная педагогика и дифференцированное обучение и др. Эти учреждения рассчитаны на детей от 3 до 18 лет.
Контингент этих учреждений специфичен, туда попадают дети с высокой степенью педагогической запущенности, с нарушениями эмоционально-волевой сферы; подвергшиеся различным формам психического и физического насилия; вынужденные покинуть семью, в том числе по причине несовершеннолетия матери; из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф.
В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти учреждения созданы для оказания помощи семье в воспитании детей и получении ими образования, проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите при длительном лечении. В соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.
Не менее важную роль в воспитании и развитии ребенка с интеллектуальными отклонениями играет семья. К сожалению, этому часто мешают многие факторы: неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, жестокое обращение с ребенком и др.); низкий образовательный уровень родителей, их педагогическая безграмотность. Поэтому необходима коррекционная работа не только с ребенком, но и с его семьей.
Достаточно часто семьи людей с интеллектуальными нарушениями создаются из-за случайной беременности, девиантного полового влечения. Поэтому очень важно вовремя начать подготовку детей к нормальному интимному общению и созданию семьи. Этому может способствовать углубленное изучение курса «Этика и психология семейной жизни».
В рамках курса необходимо проводить лекции, беседы с учетом возрастных, половых и индивидуально-типологических особенностей детей. Такая информация способствует лучшей подготовке школьников к будущей семейной жизни, более удачному выбору супруга, профилактике ранних родов и нежелательной беременности.
В настоящее время вопрос интеграции детей с отклонениями в развитии в общество здоровых сверстников является дискуссионным, он осуществляется в виде эксперимента. Существует несколько условий, которые во многом способствуют развитию интеграционных процессов:
— готовность общества понимать и разделять проблемы человека с нарушениями интеллекта и другими отклонениями в развитии;
—высокий уровень сформированности практических
и социально значимых навыков у выпускников спе
циальных школ, позволяющих им вести самостоя
тельную жизнь;
—адекватное осознание выпускниками перспектив бу
дущей жизни;
—гарантированное государством материальное обес
печение, трудоустройство лиц с нарушениями ин
теллекта.
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
В системе образования интеграция означает минимизацию ограничивающей альтернативы для лиц с любыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или с равными возможностями в образовательном учреждении или общего назначения.
Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближены к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей. Заложены многие традиции кор-рекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования.Созданы дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями:
— слуха (глухих, слабослышащих);
— зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косог
лазием и амблиопией);
— речи (с заиканием, общим недоразвитием речи,
фонетико-фонематическим недоразвитием);
— интеллекта (умственно отсталых);
— опорно-двигательного аппарата.
В таких ДОУ меньшая по сравнению с обычными детскими садами наполняемость групп (до 15 воспитанников), в штат введены специалисты-дефектологи (олиго-френопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, другие медицинские работники).
Образовательный процесс здесь осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии и утвержденными Министерством образования Российской Федерации. В некоторых специальных дошкольных учреждениях занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами.
В настоящее время дошкольники с проблемами в развитии интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам. Выделяют четыре группы таких детей:
— ^диагностированные;
— дети, родители которых, зная о проблемах своего
ребенка, настаивают на обучении и воспитании в
массовом детском саду;
— воспитанники специальных дошкольных обособлен
ных групп, функционирующих в обычном детском
саду, являются, как правило, обособленными и изо
лированными;
— дети, которые в результате длительной коррекци-
онной работы подготовлены к интегрированному
обучению.
Выделяют пять видов интеграционных моделей в ДОУ.
Комбинированная. Ею охвачены дети с уровнем психофизического развития, соответствующим или близким к возрастной норме. Как правило, они по одному или по два воспитываются в обычных группах, но при этом получают специальную коррекционную помощь.
Частичная. Она охватывает проблемных детей, еще не способных вместе со здоровыми сверстниками овладевать программой. Включаются по 1—2 ребенка только на часть дня в обычную группу.
Временная. Воспитанники специальных групп вне зависимости от уровня психофизического развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера.
Полная. Она эффективна для детей, которые по уровню психофизического развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному обучению со здоровыми сверстниками.
АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ
ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Вспомогательная школа VIII вида осуществляет комплексную систему обучения и воспитания детей и подростков с умственной отсталостью, обеспечивающую адекватный их возможностям уровень общего образования и первоначальной профессиональной подготовки. Цель вспомогательной школы — разностороннее воспитание личности, социально адаптированной к условиям жизни и работы в обществе.
Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса.
Организация социально-бытовой ориентации в такой школе осуществляется по этапам:
— в дошкольном возрасте формируются первые пред
ставления об окружающем, навыки общения и пра
вильного поведения в группе;
— в младшем школьном возрасте расширяются пред
ставления об окружающей действительности, фор мируются более сложные формы общения в совместной деятельности;
— с пятого года обучения начинаются занятия по со
циально-бытовой ориентации, составляющие соци
альный опыт и умение вести себя в определенных
жизненных ситуациях;
— в 16—18 лет значительно расширяется социальный
опыт, закрепляются навыки поведения в различ
ных жизненных ситуациях, совершенствуются на
выки общения со сверстниками, формируются пра
вильные взаимоотношения с лицами противопо
ложного пола.
Занятия по социально-бытовой ориентации проводятся вне сетки уроков. Они требуют от педагогов серьезной подготовки. Этот предмет ведет один учитель, который отвечает за прохождение программы, качество знаний и умений учащихся, за методическое оснащение занятий, оформление кабинета.
Учащиеся знакомятся с организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У детей развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Они обретают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Дети учатся ухаживать за жилищем, планировать свой бюджет, помогать старшим, ухаживать за младшими. Они усваивают морально-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере развивается художественный вкус. Действенным методическим приемом на занятиях является моделирование реальных ситуаций, предполагающее распределение ролей между участниками, вступающими в определенные отношения. Разыгрывая и разбирая различные бытовые ситуации, учащиеся развивают навыки общения, учатся строить свои отношения с другими людьми.
Проводимая во внеурочное время воспитательная работа дополняет занятия по социально-бытовой ориентации. Основное внимание уделяется воспитанию положительных качеств личности, а также повторению, закреплению и расширению полученных знаний, автоматизации умений, приобретению новых и формированию полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к различным жизненным ситуациям.
Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Главное условие успешности решения поставленных задач — ежедневная разнообразная практическая деятельность учащихся. Во внеурочное время основное внимание должно уделяться практическим упражнениям, экскурсиям в различные учреждения, сюжетно-ролевым играм и беседам. Формированию необходимых в быту знаний и умений способствует также участие школьников в кружках по домоводству, кулинарии, шитью, вязанию, в работе ремонтных бригад. Социально-бытовой ориентировке школьников способствует также общественно полезный труд.
Связь воспитания с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия.
Всю работу учитель и воспитатель должны проводить систематически и последовательно, начиная с самых простых дел по самообслуживанию и личной гигиене и завершая наиболее сложными умениями — правильным поведением в различных учреждениях и транспорте, подсчетом стоимости покупок, правильной сервировке стола и др. Формируя знания и умения, необходимо стимулировать развитие учащихся, ставить перед ними постепенно усложняющиеся задачи, ориентируясь на зону ближайшего развития, при этом следует учитывать индивидуальные особенности детей. Учителю и воспитателю необходимо постоянно поддерживать в работе взаимосвязь, предъявлять единые требования к детям.
Социальный педагог — специалист в области специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. Он взаимодействует со всеми другими педагогами, психологами, врачами, медицинскими и социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями и заинтересованными лицами. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи должно проводиться по особой системе и включать педагогическое просвещение родителей. Социальные педагоги изучают структуру каждой семьи, образовательный уровень родителей, характер уклада семейной жизни и атмосферу в семье, жилищные условия и материальную обеспеченность и др.
Формы работы вспомогательной школы с семьей могут быть общешкольными (родительские собрания, лекции по вопросам психического и физического развития детей, проведение родительских дней, организация выставок ученических работ, показ художественной самодеятельности учащихся и др.), классными (классные родительские собрания, открытые уроки, групповые консультации, беседы и др.) и индивидуальными (посещение учителем и воспитателем семей учащихся).
Источник