Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр в доу пример
Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 87
Утверждаю
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87
________________К.Е.Некрасова
Приказ №_______
«_____» ______________ 2019 г.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О. ребенка: __________
Дата рождения: __________
Основания: Заключение ЦПМПК от __________
Заключение ЦПМПК: обучающийся с ОВЗ. Выявлены трудности, обусловленные нарушением познавательной деятельности и всех компонентов речи.
Рекомендации ЦПМПК: ЦПМПК рекомендует обучение по АОП дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи:
учитель – логопед: коррекция фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, слоговой структуры слов, связной речи, формирование навыков звукового анализа и синтеза;
учитель – дефектолог: развитие познавательной деятельности, высших психических функций, формирование предпосылок к учебной деятельности;
педагог – психолог: развитие познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности, коммуникативных навыков.
Рекомендуемые условия обучения: дозирование эмоциональной и учебной нагрузки с учетом индивидуальных особенностей ребенка, реализация индивидуального подхода.
Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923; № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесение в них изменений, утвержденных в постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)
В ИОМ учитываются:
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности.
Цель ИОМ:
Создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.
Основные задачи коррекционного обучения:
— развитие понимания обращенной речи; обогащение и активизация словарного запаса; формирование простой фразы, навыков продуктивного взаимодействия;
— социализация ребенка в обществе, развитие коммуникативных навыков, формирование эмоционального интеллекта, развитие волевых качеств;
— помощь в освоении АОП.
Срок реализации ИОМ — 1 год
График посещения детского сада ребенком: понедельник – пятница – 8.00 – 18.00
Педагог-психолог
Направления работы
Диагностическая работа:
-диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективно-эмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития);
— повторные обследования ребенка в течение года (январь, май);
-коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований.
Коррекционно-развивающая работа:
-проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных);
-решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком.
Консультативная работа:
— проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома;
— проведение консультаций по запросу родителей, по вопросам личных психологических трудностей родителей;
— обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах.
Психопрофилактическая работа:
— оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду;
— составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка;
— изучение медицинской документации на ребенка;
— создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений;
-подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости.
Источник
Алена Уклеина
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития
Возраст 5 лет
По итогам мониторинга у ребенка очень слабо развитывсе познавательные процессы: слуховое восприятие, внимание, слуховая и долговременная память, мышление. Недостаточно сформированы все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм).Слабо сформированы элементарные математические представления: счет до 5; временные понятия и ориентировка в пространстве.
Индивидуальные занятия по развитию познавательных интересов, интеллектуального развития детей,через решение следующих задач:
• сенсорного развития;
• свободного общения с взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов устной речи детей;
• формировать целостную картину мира, расширение кругозора;
• формировать элементарные математические представления;
• учить слушать и слышать учебную задачу, выполнять одну и двух ступенчатую инструкцию, переносить полученный опыт в другие условия;
• формировать опыт самоконтроля.
• Учить играть в дидактические и сюжетно-ролевые игры. Учить ставить игровую задачу, распределять роли, разворачивать сюжет игры, договариваться между собой, вести ролевую беседу, выполнять правила игры.
Формы и условия работы с ребенком:
– игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;
– индивидуальные коррекционные занятия с педагогом – психологом и учителем-логопедом;
– гостевые визиты во время проведения игрового сеанса детей из группы дошкольного учреждения;
– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;
– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком;
– обучение матери способам взаимодействия с ребенком.
Первый период обучения: середина сентября, октябрь, ноябрь.
Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром.
Цели.
1. Расширять кругозор ребенка по теме «Осень»: труд взрослых осенью, овощи, фрукты, подготовка диких животных и птиц к зиме, подготовка природы к зиме.
2.Обогащение предметного словаря существительных по темам этого периода: овощи и фрукты, деревья, грибы, ягоды, сад, огород, человек, предметы за уходом тела, посуда, продукты питания.
3. Расширить словарь прилагательных и глаголов.
4. Образование существительных множественного числа от единственного.
5. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения.
6. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
7. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.
Ребенок – смотрит. Дети – смотрят.
8. Составление рассказа-описания по плану.
Содержание работы.
• Игра «Угадай, когда это бывает?».
• Игра «Времена года» (Лото). Игра «Времена года» (разрезные картинки)
• Игра «Какой, какая, какие?»
• Игра «Что он делает?»
• Лото «Овощи и фрукты». Домино «Овощи»
• Игра «Один — много» с мячом.
• Игра «Назови ласково» с мячом.
• Игра «Жадина» — моя машина, мой самовар, мое мороженное.
• Игра «Какой, какая, какие»
•Составление рассказа — описания по схеме или по плану: Моя любимая игрушка, моя любимая еда, рассказ о посуде и другие.
Сенсорное развитие.
Цели.
1. Зрительное восприятие формы.Закреплять форму предметов: круг и квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
2. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название цвета красный и синий, желтый, зеленый, находить их в окружающей обстановке.
3. Зрительное соотнесение размера.Учить пользоваться в речи словами: «большой», «поменьше», «побольше», «маленький», «одинаковые по размеру».Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий», «повыше», «пониже», «одинаковые по высоте».
Содержание работы.
• Составление бус из геометрических фигур одинакового цвета,чередуя их: круг, квадрат, треугольник, овал, круг …
• Составление бус из геометрических фигур разного цвета.
• Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому.
• Игра «Цвет, форма»
• Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет»
• Игра «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету»
• Игра «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы»
• Игра «Разложи предметы (овощи, ягоды. фрукты) по форме.
•Игры: «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы.
•Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы».
• Д/и «Блоки Дьенеша»: разложи по цвету; построй такой же предмет как на рисунке.
Психические процессы.
Цели.
1. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.
Содержание работы.
•Игры: «Чего не бывает?» (картинки «Времена года»).
• Игры «Чем похожи?», «Что изменилось?»
• Игра «Чего не стало?»
• Игра «Сравни два предмета»
• Игра «Кубики» (из 6- 9.)
• Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 4-6 частей)
• Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.
• Учить загадки, приметы, стихотворение к осеннему празднику «Осень»
• Выкладывание цифр, букв, геометрических фигур из палочек, камешек, фасоли, гороха, ниток.
• Обводка по трафаретам предметов по лексическим темам.
•Работа в тетради в клетку: штриховка, рисование узора по точкам, обводить клеточки и писать палочки, рисование геометрических фигур по клеточкам.
Формирование мышления
Цель.
1.Продолжать учить группировать предметы: по цвету (красные, синие, зеленые, желтые). По форме — (круглые, овальные, треугольные)
2. Учить заканчивать по смыслу предложения.
3. Закреплять обобщающие слова по темам.
4. Учить пользоваться предметами целевого назначения.
5. Учить составлять и угадывать описательные загадки.
Содержание работы.
• Игра «Сгруппируй предметы по цвету»
• Игра «Сгруппируй предметы по форме»
• Игра «Сгруппируй предметы по размеру»
• Игра «Закончи предложение» —
Я пил молоко из … (чашки);
Я взял зонт, потому что … (идет дождь).
• Игра «Четвертый лишний»
• Игра «Что художник перепутал»
• Отгадай загадку.
• Игра «Назови одним словом»
• Игра «Продолжи — это посуда -… ; это овощи — … ; это ягоды…».
• Настольная игра «Лото — магазин»
• Игра «Подбери предметы необходимые осенью».
Формирование элементарных математических представлений.
Цель.
1. Учить находить один, несколько, мало и много предметов; использовать их в речи.
2. Учить согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало», «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.
3. Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах 5.
4. Упражняем в счете в пределах 5, используя разные анализаторы.
5. учим пересчитывать пальцы на одной и другой руке, используя пальчиковую гимнастику.
6. Закрепляем цвет, форму и размер предметов.
7. Пространственная ориентировка на столе.
8. Временная ориентировка (утро — завтрак, день — обед, вечер — ужин) .
Содержание работы.
• Игра «Один и много»
• Игра «Найди в комнате много одинаковых предметов»
• Игра «Принеси несколько предметов»
• Игра «Покажи, каких мало предметов»
• Игра «Блоки Дьенеша»
• С/Игра «Магазин»
• Игра «Найди карточки с одним (до 5) предметом»
• Д/У «Расставь цифры по порядку на числовую прямую» (до 5)
• Игра «Найди все цифры (1 2, 3, 4, 5)
• Игра «Найди столько предметов, сколько показывает данная цифра»
• «Чудесный мешочек» (с цифрами до 5, геометрическими фигурами и мелким раздаточным материалом). Узнать на ощупь цифру, геометрическую фигуру, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра.
Источник
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
Индивидуальное сопровождение – это система, взаимосвязанных по целям, времени, задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а так же направлено на всестороннее развитие задатков, способностей ребенка.
Осуществление индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ.
1. Собирается информация о ребенке, его родителях, условиях жизни и др.
Изучаются медицинские показания (проводят мед. работники). Берется на заметку:
Группа здоровья.
Изучают заключения специалистов о состоянии здоровья.
Выявляют, стоит ли ребенок на инвалидности.
На основании изучения документации выявляют детей «группы риска» и доводят до сведения администрации, воспитателей той группы, куда идет ребенок.
Выявление условий семейного воспитания проводят воспитатели группы, психолог:
*Условия проживания.
*Вредные привычки родителей.
*Тип воспитания. Неблагополучные семьи берутся на заметку.
2. Изучаются особенности ребенка в период адаптации к условиям детского сада. Это очень важный период, как для ребенка, так и для всех, кто с ним работает. Потому что, именно в это время важно выявить все проблемы, связанные с развитием ребенка. Обращается внимание на:
· Коммуникативное поведение.
· Эмоциональное поведение.
· Познавательную сферу.
· Игровую деятельность.
3. Анализ полученной информации и выбор индивидуального маршрута сопровождения. Составляется индивидуальный план развития.
4. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Работа воспитателей в группе, оздоровительные мероприятия, занятия с логопедом, психологом и другими специалистами в детском саду.
5. Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками сопровождения (Что удалось? Что не получилось? Почему?). Выбор дальнейшего пути.
Все эти шаги условны, т.к. у каждого ребенка своя проблема, в решении которой используются адекватные пути. У всех участников индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ присутствует заинтересованность в судьбе ребенка, желание помочь. Активно привлекайте родителей в процесс сопровождения, т.к. именно родители в первую очередь должны быть осведомлены о проблеме ребенка. Формируйте у родителей мнение на проблему ребенка.
В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
В эти условия входят:
определённые организационные формы обучения;
определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);
содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;
индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе.
Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:
диагностику;
индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.
Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель и педагог-психолог. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего профессионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты. Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество
Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующее:
общие сведения о ребёнке.
анамнестические данные
психолого-педагогическое обследование, которое включает:
внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).
исследование движений и действий (состояние опорно-двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев , готовность руки к овладению письмом).
состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).
изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.
состояние игровой деятельности.
состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)
состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).
особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).
Изучение каждого процесса происходит с помощью различных диагностических методик
Затем педагогами разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).
В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени (весь период воспитания и обучения в группе).
Мы определили принципы построения индивидуального образовательного маршрута. Это-
Диагностика.
Индивидуальный подбор педагогических технологий.
Систематический контроль и корректировка.
Наблюдение.
Пошаговая фиксация.
Наметили цели работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конкретного ребёнка:
-повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,
-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,
-социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.
-коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,
-направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.
Вся коррекционная работа в ДОУ осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальной деятельности не имеет формальный характер. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программами: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Е.А. Стребелева), « Подготовка к школе детей с ЗПР» (С.Г. Шевченко), в рамках каждой задачи педагоги определяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:
сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;
накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;
формирование элементов учебной деятельности;
формирование адекватных эмоционально — волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.
Динамику коррекционно – развивающего процесса отражаем в листе контроля (лист обследования) динамики. Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.
Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического обследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.
Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе.
Основными средствами реализации предназначения образовательного учреждения являются:
· Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
· Реализация специализированных (коррекционных) программ дошкольного образования: Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Стребелевой,программа «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко, программа «Здоровье» (В.Г. Алямовская), технология М. Монтессори (сенсомоторика), а так же используются коррекционные методики, которые не противоречат основным направлениям образовательной работы по вышеуказанным программам, совершенствуют содержание образования и обеспечивают его программно-методическими материалами. Процессы воспитания и обучения не противоречат друг другу, взаимодополняют и обогащают развитие ребенка. Реализуя каждый раздел программы, сохраняется общая тенденция преемственности в обучении и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития. Создается личностно-ориентированная образовательная среда, направленная на:
· Обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического образования, предусмотренного Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании»
· Освоение дошкольниками обязательного минимума содержания дошкольного образования.
· Использование современных развивающих технологий, обеспечивающих качество образовательного процесса: проблемно-диалогическое обучение, игровые технологии обучения.
· Предоставление воспитанникам возможности реализовать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, коммуникативной, организаторской, трудовой в специально-организованных формах обучения и свободной деятельности, создание личностно-ориентированной образовательной среды.
· Организация комплексного подхода к ребенку со стороны всех участников педагогического процесса.
· Построение воспитательно-образовательной работы на основе психолого-медико-педагогической диагностики.
· Обеспечение благоприятного психологического климата, развитие совершенствование предметно — развивающей среды.
Таким образом, в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР развивается мыслительная деятельность, что способствует эффективному освоению детьми таких действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.
В результате работы у детей повышается уровень познавательной и мыслительной деятельности, улучшается память, внимание; активизировался пассивный и активный словарь. Дети становятся общительными и организованными, что свидетельствует о правильно организованной коррекционно – развивающей деятельности.
Источник