Индивидуальные особенности развития ребенка и отклонения от нормы
×åëîâåê êàê ñóáúåêò äåÿòåëüíîñòè è îáùåíèÿ ðàçâèâàåòñÿ íà îñíîâå óíàñëåäîâàííûõ è âðîæäåííûõ ñâîéñòâ. Ñëåäîâàòåëüíî, ïðåäïîñûëêè ñóáúåêòà ñëåäóåò èñêàòü òàêæå â òåõ èñõîäíûõ èíäèâèäóàëüíî-òèïè÷åñêèõ ñâîéñòâàõ ÷åëîâåêà, ê êîòîðûì Á. Ã. Àíàíüåâ îòíîñèò êîíñòèòóöèþ, íåéðîäèíàìèêó è ôóíêöèîíàëüíóþ àñèììåòðèþ ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà. Ó ÷åëîâåêà ñïåöèôèêà ýòèõ è ðÿäà äðóãèõ ïðåäïîñûëîê «ñîñòîèò â òîì, ÷òî ó ðåáåíêà ñðàçó ïîñëå ðîæäåíèÿ ýòè ôîðìû èìåþò íåçàâåðøåííûé õàðàêòåð è èõ äàëüíåéøåå ðàçâèòèå ïðîèñõîäèò â ñîöèàëüíîé ñðåäå» (Ðûáàëêî Å. Ô., ñ. 42).
Çäåñü ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî â ñâîåì ïîâåäåíèè äåòè óæå ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè îòëè÷àþòñÿ äðóã îò äðóãà. Ýòî ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ íå òîëüêî â õàðàêòåðå ðåàêöèé íà ðàçäðàæèòåëè, íà íåóäîáñòâî, íà ãîëîä, íî è â òåõ ïðåäïî÷òåíèÿõ, êîòîðûå ìîãóò îáíàðóæèâàòüñÿ óæå ó íîâîðîæäåííîãî, íàïðèìåð â òîì, êàêèì ñïîñîáîì åãî ìîæíî áûñòðåå óñïîêîèòü. Èìåííî â ýòîì âîçðàñòå îêàçûâàåòñÿ êðàéíå âàæíûì çíàíèå è ïîíèìàíèå ðîäèòåëÿìè èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé ñâîåãî ðåáåíêà, åãî ïðèâû÷åê, ïîòðåáíîñòåé è æåëàíèé.  ïåðâóþ î÷åðåäü, êîíå÷íî, ýòî êàñàåòñÿ ìàòåðè.
Íàáëþäåíèÿ
Àìåðèêàíñêèå èññëåäîâàòåëè çàìåòèëè, ÷òî, åñëè ðîäèòåëè ðåàãèðóþò íà çàïðîñû ðåáåíêà íåàäåêâàòíî, ïûòàþòñÿ óñïîêîèòü åãî ñïîñîáîì, âñòóïàþùèì â ïðîòèâîðå÷èå ñ åãî ñîáñòâåííûìè æåëàíèÿìè, «ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ôîðìèðîâàíèþ ó íèõ è ó ìàëûøà íåæåëàòåëüíûõ ñòåðåîòèïîâ ïîâåäåíèÿ, êîòîðûå âïîñëåäñòâèè áóäåò òðóäíî èçìåíèòü» (Êðàéã Ã., ñ. 210). Îòìå÷àåòñÿ, íàïðèìåð, ÷òî åñëè íà êðèê ðåáåíêà, êîòîðûé ìîæåò áûòü âûçâàí ðàçëè÷íûìè ïðè÷èíàìè äèñêîìôîðòà, âñåãäà ñëåäóåò îäíà è òà æå ðåàêöèÿ ðîäèòåëåé íàêîðìèòü, òî ó ìàëåíüêîãî ðåáåíêà ìîæåò ñôîðìèðîâàòüñÿ è çàêðåïèòüñÿ ñòåðåîòèï, êîòîðûé ìîæíî âûðàçèòü ôîðìóëîé «Åäà ñïàñåíèå îò âñåõ áåä» (Ðàíøáóðã É., Ïîïïåð Ï.).
Íåñìîòðÿ íà èíäèâèäóàëüíûå ðàçëè÷èÿ, ðàçâèòèå ÷åëîâåêà êàê àêòèâíîãî äåÿòåëÿ ïðè áëàãîïðèÿòíûõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèÿõ ïîä÷èíåíî íàñòîëüêî îïðåäåëåííûì çàêîíîìåðíîñòÿì, ÷òî îíè ïîçâîëÿþò äàæå ñóäèòü î íîðìàëüíîñòè èëè àíîìàëüíîñòè èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ (Ò. Áàóýð).
 ÷àñòíîñòè, Äåííèñ íàáëþäàë çà ðàçâèòèåì õîäüáû ó äåòåé èíäåéöåâ ïëåìåíè õîïè, æèâóùèõ â óñëîâèÿõ íàöèîíàëüíûõ è åâðîïåéñêèõ òðàäèöèé. Îêàçàëîñü, ÷òî íåçàâèñèìî îò íàöèîíàëüíîãî èëè åâðîïåéñêîãî ñòèëÿ âîñïèòàíèÿ äåòè õîïè è â òîì è äðóãîì ñëó÷àå íà÷èíàþò õîäèòü â 15 ìåñÿöåâ.
Äåòè èíäåéöåâ õîïè áîëüøóþ ÷àñòü âðåìåíè ñïåëåíóòû
Ñïåöèôèêà îáðàùåíèÿ èíäåéöåâ õîïè ñî ñâîèìè äåòüìè â èõ ðàííåì âîçðàñòå çàêëþ÷àëàñü â ñëåäóþùåì.  âîçðàñòå äî 1,5 ëåò äåòè áûëè ïîñòîÿííî òóãî ñïåëåíóòûìè. Ïðè âûïîëíåíèè âçðîñëûì êàêîé-íèáóäü ðàáîòû ñïåëåíóòîãî ðåáåíêà ïðèâÿçûâàëè ê îáðåçêó äîñêè, êîòîðûé ñòàâèëè âåðòèêàëüíî â çàùèùåííîì ìåñòå òàê, ÷òîáû ðåáåíîê ìîã âèäåòü âçðîñëîãî. Íà âåðõíåì êîíöå äîñêè óñòðàèâàëñÿ íåáîëüøîé íàâåñ, çàùèùàâøèé ðåáåíêà îò äîæäÿ è ñîëíöà. Ïîñëå äîñòèæåíèÿ ðåáåíêîì 1,5 ëåò åãî ðàñïåëåíûâàëè è íà÷èíàëè ó÷èòü õîäèòü.
 ñâîåì ïðåäèñëîâèè ê êíèãå Ò. Áàóýðà (1985) À. Â. Çàïîðîæåö è Á. Ì. Âåëè÷êîâñêèé ïèøóò: «Â ïîñëåäíèå ãîäû â ìèðîâîé, â òîì ÷èñëå è àíãëèéñêîé, ïñèõîëîãèè (Äæ. Áðóíåð, Ê. Òðèâàðçåí, Ð. Õàððå) áûëî ïîëó÷åíî ìíîæåñòâî ýìïèðè÷åñêèõ äàííûõ, ïîäòâåðæäàþùèõ âûâîä î òîì, ÷òî îáùåíèå ñ îêðóæàþùèìè è âûïîëíåíèå ñîâìåñòíûõ ñ íèìè äåéñòâèé ñîñòàâëÿþò íåîáõîäèìîå óñëîâèå ðàçâèòèÿ ìëàäåíöà».
Источник
ТОП 10:
Человек как субъект деятельности и общения развивается на основе унаследованных и врожденных свойств. Следовательно, предпосылки субъекта следует искать также в тех исходных индивидуально-типических свойствах человека, к которым Б. Г. Ананьев относит конституцию, нейродинамику и функциональную асимметрию полушарий головного мозга. У человека специфика этих и ряда других предпосылок «состоит в том, что у ребенка сразу после рождения эти формы имеют незавершенный характер и их дальнейшее развитие происходит в социальной среде» (Рыбалко Е. Ф., с. 42).
Здесь следует отметить, что в своем поведении дети уже с первых дней жизни отличаются друг от друга. Это может проявляться не только в характере реакций на раздражители, на неудобство, на голод, но и в тех предпочтениях , которые могут обнаруживаться уже у новорожденного, например в том, каким способом его можно быстрее успокоить. Именно в этом возрасте оказывается крайне важным знание и понимание родителями индивидуальных особенностей своего ребенка, его привычек, потребностей и желаний. В первую очередь, конечно, это касается матери.
Наблюдения
Американские исследователи заметили, что, если родители реагируют на запросы ребенка неадекватно, пытаются успокоить его способом, вступающим в противоречие с его собственными желаниями, «это может привести к формированию у них и у малыша нежелательных стереотипов поведения, которые впоследствии будет трудно изменить» (Крайг Г., с. 210). Отмечается, например, что если на крик ребенка, который может быть вызван различными причинами дискомфорта, всегда следует одна и та же реакция родителей – накормить, то у маленького ребенка может сформироваться и закрепиться стереотип, который можно выразить формулой «Еда – спасение от всех бед» (Раншбург Й., Поппер П.).
Несмотря на индивидуальные различия, развитие человека как активного деятеля при благоприятных социальных условиях подчинено настолько определенным закономерностям, что они позволяют даже судить о нормальности или аномальности индивидуального развития (Т. Бауэр).
В частности, Деннис наблюдал за развитием ходьбы у детей – индейцев племени хопи, живущих в условиях национальных и европейских традиций. Оказалось, что независимо от национального или европейского стиля воспитания дети хопи и в том и другом случае начинают ходить в 15 месяцев.
Дети индейцев хопи большую часть времени спеленуты
Специфика обращения индейцев хопи со своими детьми в их раннем возрасте заключалась в следующем. В возрасте до 1,5 лет дети были постоянно туго спеленутыми. При выполнении взрослым какой-нибудь работы спеленутого ребенка привязывали к обрезку доски, который ставили вертикально в защищенном месте так, чтобы ребенок мог видеть взрослого. На верхнем конце доски устраивался небольшой навес, защищавший ребенка от дождя и солнца. После достижения ребенком 1,5 лет его распеленывали и начинали учить ходить.
В своем предисловии к книге Т. Бауэра (1985) А. В. Запорожец и Б. М. Величковский пишут: «В последние годы в мировой, в том числе и английской, психологии (Дж. Брунер, К. Триварзен, Р. Харре) было получено множество эмпирических данных, подтверждающих вывод о том, что общение с окружающими и выполнение совместных с ними действий составляют необходимое условие развития младенца».
Синдром «госпитализма»
Госпитализм(от франц. hospital – больница) – синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающий в результате отделения его от матери, а также ранней его институализации.
Исследования
Сошлемся лишь на данные Рене Спитца (1945), впервые подробно описавшего синдром «госпитализма» у детей, воспитывавшихся в приютах для младенцев. По наблюдению ученого, дети, лишенные постоянных эмоциональных контактов с кем-то из взрослых и личностного участия в их развитии, имели ряд отличительных черт. В частности, эти малыши долго не могли научиться самостоятельно сидеть и стоять, ничем не интересовались, не умели радоваться и огорчаться, были апатичны, их активность сводилась к тому, что они совершали однообразные движения рукой, ногой или корпусом, сосали палец вплоть до образования кровавых ран.
Признаками госпитализма являются также потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д.
«Современный госпитализм», или институализация, характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи (Авдеева Н. Н. и др., 1996).
Синдром госпитализма развивается, как правило, у детей, содержащихся в домах ребенка, детских домах, в изоляции от материнской заботы и ласки. И несмотря на накопившийся опыт обращения с подобными детьми, специалистам в этих вопросах полностью не удается преодолеть явление госпитализма.
Резюме
Таким образом, основная линия развития поведения ребенка в раннем возрасте представляет собой последовательное движение от менее дифференцированных движений, характерных для первой половины первого года жизни, когда реализуется стремление к формированию эмоционального контакта со взрослым, через интенсивное освоение своего собственного тела к достаточно высоко дифференцированной предметной деятельности, становлению речи и интенсификации общения со взрослым на втором году жизни.
Рефлексы новорожденного– рефлексы, которыми обладает новорожденный ребенок и большинство из которых исчезает к концу 2–4-го месяца его жизни. Помимо описанного рефлекса «поиска груди» и сосательного рефлекса, смысл которого понятен, имеются следующие.
Рефлекс шагания– если ребенка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и передвигать его над ней, то он производит движения, похожие на шагание.
Рефлекс Моро– если голове ребенка придать некоторое ускорение, например, слегка ударить по подушке под его головой, он быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы. Создается впечатление, что в этой ситуации, напоминающей внезапное падение, ребенок проявляет готовность за что-то ухватиться.
Шейно-тонический рефлекс– если голову лежащего на спине ребенка повернуть в сторону, он принимает позу, похожую на позу фехтовальщика.
Хватательный рефлекс– ребенок так крепко хватается за любой предмет, коснувшийся его ладони, что он может, ухватившись за что-либо, держаться на весу целую минуту.
Помимо этих имеется множество других рефлексов, которые управляют поведением новорожденного.
Предметная деятельность– это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.
Моторика– движения, осуществляемые скелетно-мышечной системой.
«Спонтанная» («гастрическая») улыбка – улыбка новорожденного, появляющаяся или спонтанно, или при удовлетворении каких-либо его потребностей, или в комфортных условиях, например при купании его в теплой воде.
Социальная улыбка– знаменующая собой конец периода новорожденности улыбка, возникающая у младенца в ответ на голос матери или на ее появление в его поле зрения.
Предметное общение– общение ребенка со взрослым, основным средством которого является предмет. В процессе такого общения ребенок начинает усваивать общественно обусловленное значение предмета.
Базовое (или базальное) доверие– положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному, миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и поддержки со стороны взрослых.
Механизм эмоционального заражения– появление эмоциональной реакции или эмоционального состояния у ребенка, соответствующих таковым у взрослого в процессе общения с ним.
Глава 6
Источник
Человек как субъект деятельности и общения развивается на основе унаследованных и врожденных свойств. Следовательно, предпосылки субъекта следует искать также в тех исходных индивидуально-типических свойствах человека, к которым Б. Г. Ананьев относит конституцию, нейродинамику и функциональную асимметрию полушарий головного мозга. У человека специфика этих и ряда других предпосылок «состоит в том, что у ребенка сразу после рождения эти формы имеют незавершенный характер и их дальнейшее развитие происходит в социальной среде» (Рыбалко Е. Ф., с. 42).
Здесь следует отметить, что в своем поведении дети уже с первых дней жизни отличаются друг от друга. Это может проявляться не только в характере реакций на раздражители, на неудобство, на голод, но и в тех предпочтениях , которые могут обнаруживаться уже у новорожденного, например в том, каким способом его можно быстрее успокоить. Именно в этом возрасте оказывается крайне важным знание и понимание родителями индивидуальных особенностей своего ребенка, его привычек, потребностей и желаний. В первую очередь, конечно, это касается матери.
Наблюдения
Американские исследователи заметили, что, если родители реагируют на запросы ребенка неадекватно, пытаются успокоить его способом, вступающим в противоречие с его собственными желаниями, «это может привести к формированию у них и у малыша нежелательных стереотипов поведения, которые впоследствии будет трудно изменить» (Крайг Г., с. 210). Отмечается, например, что если на крик ребенка, который может быть вызван различными причинами дискомфорта, всегда следует одна и та же реакция родителей – накормить, то у маленького ребенка может сформироваться и закрепиться стереотип, который можно выразить формулой «Еда – спасение от всех бед» (Раншбург Й., Поппер П.).
Несмотря на индивидуальные различия, развитие человека как активного деятеля при благоприятных социальных условиях подчинено настолько определенным закономерностям, что они позволяют даже судить о нормальности или аномальности индивидуального развития (Т. Бауэр).
В частности, Деннис наблюдал за развитием ходьбы у детей – индейцев племени хопи, живущих в условиях национальных и европейских традиций. Оказалось, что независимо от национального или европейского стиля воспитания дети хопи и в том и другом случае начинают ходить в 15 месяцев.
Дети индейцев хопи большую часть времени спеленуты
Специфика обращения индейцев хопи со своими детьми в их раннем возрасте заключалась в следующем. В возрасте до 1,5 лет дети были постоянно туго спеленутыми. При выполнении взрослым какой-нибудь работы спеленутого ребенка привязывали к обрезку доски, который ставили вертикально в защищенном месте так, чтобы ребенок мог видеть взрослого. На верхнем конце доски устраивался небольшой навес, защищавший ребенка от дождя и солнца. После достижения ребенком 1,5 лет его распеленывали и начинали учить ходить.
В своем предисловии к книге Т. Бауэра (1985) А. В. Запорожец и Б. М. Величковский пишут: «В последние годы в мировой, в том числе и английской, психологии (Дж. Брунер, К. Триварзен, Р. Харре) было получено множество эмпирических данных, подтверждающих вывод о том, что общение с окружающими и выполнение совместных с ними действий составляют необходимое условие развития младенца».
Синдром «госпитализма»
Госпитализм(от франц. hospital – больница) – синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающий в результате отделения его от матери, а также ранней его институализации.
Исследования
Сошлемся лишь на данные Рене Спитца (1945), впервые подробно описавшего синдром «госпитализма» у детей, воспитывавшихся в приютах для младенцев. По наблюдению ученого, дети, лишенные постоянных эмоциональных контактов с кем-то из взрослых и личностного участия в их развитии, имели ряд отличительных черт. В частности, эти малыши долго не могли научиться самостоятельно сидеть и стоять, ничем не интересовались, не умели радоваться и огорчаться, были апатичны, их активность сводилась к тому, что они совершали однообразные движения рукой, ногой или корпусом, сосали палец вплоть до образования кровавых ран.
Признаками госпитализма являются также потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д.
«Современный госпитализм», или институализация, характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи (Авдеева Н. Н. и др., 1996).
Синдром госпитализма развивается, как правило, у детей, содержащихся в домах ребенка, детских домах, в изоляции от материнской заботы и ласки. И несмотря на накопившийся опыт обращения с подобными детьми, специалистам в этих вопросах полностью не удается преодолеть явление госпитализма.
Резюме
Таким образом, основная линия развития поведения ребенка в раннем возрасте представляет собой последовательное движение от менее дифференцированных движений, характерных для первой половины первого года жизни, когда реализуется стремление к формированию эмоционального контакта со взрослым, через интенсивное освоение своего собственного тела к достаточно высоко дифференцированной предметной деятельности, становлению речи и интенсификации общения со взрослым на втором году жизни.
Рефлексы новорожденного– рефлексы, которыми обладает новорожденный ребенок и большинство из которых исчезает к концу 2–4-го месяца его жизни. Помимо описанного рефлекса «поиска груди» и сосательного рефлекса, смысл которого понятен, имеются следующие.
Рефлекс шагания– если ребенка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и передвигать его над ней, то он производит движения, похожие на шагание.
Рефлекс Моро– если голове ребенка придать некоторое ускорение, например, слегка ударить по подушке под его головой, он быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы. Создается впечатление, что в этой ситуации, напоминающей внезапное падение, ребенок проявляет готовность за что-то ухватиться.
Шейно-тонический рефлекс– если голову лежащего на спине ребенка повернуть в сторону, он принимает позу, похожую на позу фехтовальщика.
Хватательный рефлекс– ребенок так крепко хватается за любой предмет, коснувшийся его ладони, что он может, ухватившись за что-либо, держаться на весу целую минуту.
Помимо этих имеется множество других рефлексов, которые управляют поведением новорожденного.
Предметная деятельность– это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.
Моторика– движения, осуществляемые скелетно-мышечной системой.
«Спонтанная» («гастрическая») улыбка – улыбка новорожденного, появляющаяся или спонтанно, или при удовлетворении каких-либо его потребностей, или в комфортных условиях, например при купании его в теплой воде.
Социальная улыбка– знаменующая собой конец периода новорожденности улыбка, возникающая у младенца в ответ на голос матери или на ее появление в его поле зрения.
Предметное общение– общение ребенка со взрослым, основным средством которого является предмет. В процессе такого общения ребенок начинает усваивать общественно обусловленное значение предмета.
Базовое (или базальное) доверие– положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному, миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и поддержки со стороны взрослых.
Механизм эмоционального заражения– появление эмоциональной реакции или эмоционального состояния у ребенка, соответствующих таковым у взрослого в процессе общения с ним.
Глава 6
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник