Показатели нормального развития ребенка в 2 года

Показатели нормального развития ребенка в 2 года thumbnail

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).

Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).

Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).

Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.

Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).

В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия (сюжетно-отобразительные):

Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.

Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители.

Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):

  • по просьбе взрослого, без показа,
  • по подражанию.

Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.

Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)

  • по просьбе взрослого,
  • по образцу,
  • самостоятельно.

Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Эмоциональное, активное, деятельное состояние.

Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.

Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.

Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.

Кричит, жестикулирует, капризничает:

  • при нежелании выполнить просьбу взрослого,
  • подражая близкому человеку, другому ребенку,
  • для привлечения внимания.

Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.

Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.

Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.

Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.

Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).

Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.

Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.

Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).

Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.

Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.

С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.

Эмоционально предвосхищает результаты:

  • собственного действия,
  • действия взрослого.

Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:

  • по примеру взрослого,
  • по собственной инициативе (редко).

Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».

Речевое развитие

Понимание речи:

Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).

Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). «Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого. Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).

Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):

Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.

Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.

Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называет предметы на картинке:

  • по просьбе взрослого,
  • самостоятельно (комментирует).

Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.

Бытовые навыки

Ест аккуратно, не обливаясь.

При умывании трет ладони, часть лица.

Вытирается с помощью взрослого.

Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)). Частично раздевается.

Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при напоминании). Контролирует физиологические потребности.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом. Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.

Поднимается и спускается по лестнице детской горки. Меняет темп: ходьбу на бег. Бегает семенящим шагом. Подпрыгивает.

Читайте также:  Объем ребенка в 2 года

Удерживает мяч одной или двумя руками. Бросает мяч в горизонтальную цель. Ловит мяч с близкого расстояния. Скатывает мяч с горки.

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.

Ну, показатели очень общие, но в основном проходят. Правда, не знаю, есть ли дети , соответствующие ВСЕМУ написанному :). Да и не надо это -а то где же индивидуальность;). Кто-то лучше рисует, кто то поет…
Мой Леха из перечисленного — не рисует ( ну, линию проведет -в лучшем случае), никогда долго не плачет ( оказывается,должен:)), не любит смотреть мультики( вот уж точно интересное умение -мы своего вообще к телевизору не приучаем — очень удивилась, что надо…),
и уж точно не относится спокойно к слову «нельзя» …
Все остальное — к двум год делает.А вот по физическому воспитанию мы точно обогнали — мой уже хорошо прыгает( и вперед, и вниз),подтягивается на руках, висит в позе уголок до минуты, лазит по шведским стенкам -и перелезать на др. сторону умеет, и о-очень любит лазить по всяким железкам/деревяшкам :)).
Говорит он хорошо — действительно хорошо и выговаривает почти все. И предложения строит из 3-5 слов свободно. Запас слов -примерно 200, но не считала — он же просто говорит -как тут посчитаешь :).Стихов наизусть знает много — из общеизвестных Мойдодыра, Бармалея,Федорино горе — и рассказывает почти без ошибок;). Правда, о себе пока говорит в третьем лице — исключая утверждение » Я — Леша Петров» :))…
А в обсуждении статьи еще хочу заметить, что дети развиваются неравномерно — каждый по отрезкам. И отрезки не обязательно должны кончаться в 2/3/4 и др. целые годы. Ну очень у всех по разному! Все-таки правильнее было бы оценивать показатели к 3 годам -там уже все дети говорят, все что-то умееют и т.д. ИМХО

2005-06-09, kicik (Леша 2,1)

Нам годик и полмесяца, мы многое умеем: формы в аналогичные отверстия умеем складывать, с матрешками слабее, но когда покажешь, повторит. Кормит мишку ложкой или просто в рот пытается ему запихать булку :), катает в машинке, тоже по просьбе, скажешь ему, мол, покатай мишку, он его сажает в кузов и катает. Выносим памперс сами, уже без просьбы, увидел, памперс грязный валяется, хватает и несет в мусорку, открывает сам дверцу, бросает и закрывает и говорит «кака» 🙂 Так и с мусором, скажешь ему, это кака, он сразу несет в мусорку, поэтому я уже очень осторожно говорю это слово, мало ли что в мусорке окажется 🙂 Пытается и сам кормится, конечно, мимо, но если помочь, в рот попадет, по просьбе пытается шапку на голов натянуть, тоже слабо получается, но он понимает, самое главное, думаю. Что еще умеем? Слова говорим — мама, папа, кака, сися, глазик (показывает), ушко (показывает), носик (показывает) и т.д. Приносит свою обувь по просьбе. Причем уже отличает прогулочную от домашней 🙂 Короче, много чего умеем и очень стремимся быть самостоятельным 🙂 Это радует. Ну, у нас папа был очень ранний он в 10 месяцев сказал — какади — крокодил 🙂 Стал программером ) Не Гошка меня очень радует 🙂 Сообщает, когда пописает/покакает, уже постфактум — быстрее бы заранее стал проситься…

2005-06-09, Sabayka&Гошик (годовасик :о)

Нам годик и полмесяца, мы многое умеем: формы в аналогичные отверстия умеем складывать, с матрешками слабее, но когда покажешь, повторит. Кормит мишку ложкой или просто в рот пытается ему запихать булку :), катает в машинке, тоже по просьбе, скажешь ему, мол, покатай мишку, он его сажает в кузов и катает. Выносим памперс сами, уже без просьбы, увидел, памперс грязный валяется, хватает и несет в мусорку, открывает сам дверцу, бросает и закрывает и говорит «кака» 🙂 Так и с мусором, скажешь ему, это кака, он сразу несет в мусорку, поэтому я уже очень осторожно говорю это слово, мало ли что в мусорке окажется 🙂 Пытается и сам кормится, конечно, мимо, но если помочь, в рот попадет, по просьбе пытается шапку на голов натянуть, тоже слабо получается, но он понимает, самое главное, думаю. Что еще умеем? Слова говорим — мама, папа, кака, сися, глазик (показывает), ушко (показывает), носик (показывает) и т.д. Приносит свою обувь по просьбе. Причем уже отличает прогулочную от домашней 🙂 Короче, много чего умеем и очень стремимся быть самостоятельным 🙂 Это радует. Ну, у нас папа был очень ранний он в 10 месяцев сказал — какади — крокодил 🙂 Стал программером ) Не Гошка меня очень радует 🙂 Сообщает, когда пописает/покакает, уже постфактум — быстрее бы заранее стал проситься…

Читайте также:  Слизь в стуле ребенка 2 года

2005-06-09, Sabayka&Гошик (годовасик :о)

А мой в 2,8 упорно не желает сам одеваться и учиться это делать не желает. Зато раздевается очень быстро, видимо любит воздушные ванны)))
Про «вылавливает сачком предметы из воды» впечатлило)))) а если сачка нет? или в воду ничего не упало?)))
В 2 года говорил он не очень много и практически совсем не понятно. Еще в марте, когда мы в сад собирали справки, логопед грозно сообщила нам, что если к трем годам не научимся правильно произносить шипящие и «Р», то запишет нам отставание. Гы))) Не успела. Сейчас и рычит и шипит — все в порядке. И слова стал ясно произносить. Выяснилось, что он все марки машин знает. Во как! А тут — 300 слов в 2 года)))

2005-06-09, БуБуся

все то что надо уметь делать из статьи мы все умеем и все с удовольствием делаем, правда петь начали со дня своего рождения (2 х летия)а теперь каждый день слышу от него пение да еще и с придтанцовкой, а вот с речью как и у многих проблемы, говорит вроде много и пытается повторять правда не всегда удачно, но четких и понятных слов очень мало, хотя так же как и остальные уделяем немало внимания пальчиковым играм, логопед на 2 года написал 10 слов + 100 ассоциативных (т.е. ав ав, би-би, ко-ко-ко и т.д.) и до сих пор не могу понять как она могла установить это все при стесняющемся чуть-ли не до истерик ребенке, на единственном посещении.

2005-06-09, madam_sha&son (Данила 2г)

Моему сыну 1год11мес. разговаривает хорошо с 1г2м. Сейчас реально все то, о чем написано+ голова уже болит от его болтовни. Говорит очень много и практически постоянно, требует читать книги (уже целая библиотека дома), знает стишки, сочиняет песенки И постоянные вопросы:ЭТО КТО? оТКУДА ? кУДА ? чТО? кТО? Зачем? Если он со мной на кухне, а папа из комнаты его зовет, то нет чтоб сходить. Сынок меня спрашивает: Зачем папа зовет? И только потом идет. Болтовня постоянная. Но у нас в семье я заговорила в 1г1м., ситать сама начала в 2,6 ; и муж заговорил в 1,3. Но все детки разные…

2007-02-13, НАТАЛЬЯ

Нам два года и пол месяца мы не говорим не то что 200-300 слов там дай бог 20-30 при большом спасибо!Хотя даже при нашем небольшом словарном запасе довольно чотко выражаем свои мысли, даже, даже не даже, а вполне нормально составляем(складываем) предложения. У нас мальчик говорят мальчики разговаривают позже; зато ходим, залезаем на все и пройдем везде где можно особенно нельзя, это мы мастеры.Вообще все дети разные, мы этим себя и утешаем.Вот мы до года опережали сильно в 7-8 месяцев ходли, а теперь отстаем.

2007-01-18, Надежда

Всего 38 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник

Дети растут очень быстро. Еще недавно ваш малыш был совсем крохой, не умеющим даже держать голову, а сегодня это уже весьма подросший, активный и даже немного самостоятельный ребенок.

Для любых родителей нормально волноваться об умственном и физическом формировании своих детей. Именно для того, чтобы развеять все сомнения и опасения, рекомендуется обратить внимание на приведенные ниже нормы развития ребенка в 2 года.

Данные показатели являются ориентировочными, ведь все дети растут и развиваются индивидуально. Однако они дадут представление родителям о том, что должны знать и уметь дети в 2 года.

Физическое развитие ребенка 2 года

Главные показатели правильного физического развития детей двухлетнего возраста – это цифры роста и веса. Мальчики обычно опережают девочек по этим показателям. Примерные параметры должны быть такими:

ПолРостВес
Мальчики84.5-89 см12-13 кг
Девочки83.5-87 см 11.5 — 12.5 кг

Полноценное физическое развитие ребенка невозможно без правильного питания. В рационе двухлетнего малыша обязательно должны присутствовать белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Меню должно быть сбалансированным и разнообразным, а также включать в себя сезонные фрукты и овощи.

Читать также: Самые вкусные и полезные каши для ребенка на завтрак.

Какие физические навыки формируются у ребенка к двум годам?

  1. Уверенная ходьба, бег. Некоторые дети прыгают на одной или двух ногах.
  2. Спуск и подъем по лестнице.
  3. Активно развиваются игры с мячом: ребенок ловит мяч с небольшого расстояния, подбрасывает его вверх и прямо перед собой.
  4. Малыш держит равновесие при ходьбе по узкой доске или по бордюру.
  5. Уверенно перешагивает через препятствия, лежащие на полу.
  6. Мелкая моторика также претерпевает развитие: дети крепко держат карандаш или ложку, начинают пользоваться ими по назначению.
  7. Перелистывание страниц книги тоже не вызывает затруднений.
Читайте также:  Фенистил как давать ребенку 2 года

Совет родителям.

Дети подвижны от природы, особенно дети двухлетнего возраста. Не стоит запрещать малышу побегать, забраться на стол или диван, перепрыгнуть через небольшую ямку. Игры с мячом тоже будут очень полезны. Данные упражнения положительно влияют на физическое развитие ребенка, а также улучшают координации движений. Главное, во время таких игр соблюдать основные меры предосторожности.

Психологическое развитие ребенка в 2 года

Психологические нормы развития ребенка в 2 года включают в себя следующие аспекты: познавательное развитие и социально-эмоциональное развитие.

Также родители должны помнить, что двухлетнему ребенку сложно заострять внимание на определенном занятии слишком долгое время. Не стоит изнурять малыша длительными «развивашками», толку от этого все равно не будет.

Еще одним немаловажным фактором развития ребенка является эмоциональная атмосфера в доме. Даже самые маленькие дети ощущают на себе чувства и настроение взрослых. Поэтому крайне важно, чтоб все занятия и игры с малышом проходили в спокойной обстановке.

Познавательное развитие

Развитие ребенка в 2 года

Согласно нормам развития ребенок в 2 года должен освоить следующие навыки:

  • отличать геометрические фигуры;
  • соотносить их с аналогичным изображением на бумаге;
  • отличать предметы по их качествам («мягкий-твердый», «легкий-тяжелый», «холодный-горячий»);
  • собирать и разбирать пирамидку, несложную мозаику;
  • различать до 5 цветов, сортировать предметы по цвету;
  • рисовать линии на бумаге, объяснять, что рисует;
  • сооружать башенки из кубиков;
  • игры уже носят сюжетный характер: ребенок кормит куклу, укладывает спать, купает.

Социально-эмоциональное развитие

Дети в возрасте двух лет становятся весьма коммуникабельными. Они легко находят контакт со своими сверстниками, проявляют заинтересованность по отношению к другим людям. Также дети этого возраста с удовольствием подражают взрослым. Кроме того, 2 года – это период, когда малыш начинает определять себя по половой принадлежности.

Что еще можно заметь в психологическом развитии двухлетки:

  • очень эмоциональное выражение чувств с использованием мимики, вскриков, жестикуляции;
  • первые проявления упрямства при запретах на что-либо;
  • капризы при невозможности достичь желаемой цели;
  • реакция на тон взрослого: ребенок обижается, если с ним грубо разговаривают;
  • желание слышать похвалу и одобрение в свой адрес;
  • стеснение при общении с незнакомыми людьми;
  • подражание взрослым и другим детям;
  • также ребенок в 2 года с удовольствием слушает музыку, танцует под нее, сморит мультфильмы.
  • Испытывает радость от совместных игр с родителями или детьми.

Совет родителям!

Игры очень важны в развитии малыша. Главная задача родителей – это поощрение этих игр. Играя, дети обучаются новым правилам, учатся находиться в коллективе. Следует помнить, что нельзя резко прерывать игру ребенка, т. к. дети сильно вживаются в свои роли и не могут сразу выйти из них.

Развитие речи

Речь двухлетки становится более развитой, однако существуют недочеты в произношении. Это абсолютно нормально, со временем малыш научится правильно произносить слова.

Кроме того, ребенок понимает обращенную к нему речь, с ним можно договориться, ему уже можно объяснить что можно, а что нельзя.Словарный запас ребенка двух лет состоит из 300 слов, в речи начинают использоваться прилагательные, местоимения и наречия.

Также речевые нормы развития ребенка в 2 года включают следующие умения:

  • ребенок может по просьбе взрослого показать у себя на лице нос, губы, глаза и т. д.;
  • запоминает небольшие стихи, может договаривать знакомые фразы за взрослыми;
  • в речи начинает использовать простые предложения, однако они еще грамматически не оформлены;
  • задает вопросы, комментирует свои и чужие действия;
  • вместо упрощенных слов начинает произносить правильные;
  • может назвать и показать знакомые предметы на картинке.

Бытовые навыки ребенка в 2 года

Дети двух лет уже гораздо более самостоятельные. Они могут сами надеть и снять шапку, шарф. Пытаются сами одеваться и раздеваться. Самостоятельно кушают с помощью ложки и пьют из чашки. Также двухлетний малыш умеет пользоваться салфеткой, знает, где лежат его игрушки, одежда.

Бытовые навыки ребенка в 2 года

Без сомнения, все эти навыки и знания ребенку сложно приобрести самостоятельно. Очень важен вклад родителей в развитие малыша. Чтение книг, занятия по обучающим пособиям, развивающие игрушки, активные игры на свежем воздухе – вот на что следует делать упор. А вот количество мультфильмов и просмотр телевизора рекомендуется ограничить.

Зная основные нормы развития ребенка в 2 года, родитель сможет без труда подобрать обучающие занятия, которые помогут направить активность малыша в нужное русло.

Автор статьи

фото врач-педиатрЕвгения Сергеевна врач  первой категории, более пяти лет работает в больнице.  Окончила Донецкий Государственный Медицинский Университет имени Максима Горького. Регулярно посещает тематические конференции и конгрессы.

Второе высшее образование — детский психолог . Изучает  психологию детей дошкольного возраста, конфликтологию и социальную адаптацию ребенка в детских коллективах. Интересуется влиянием детского творчества на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Источник