Индивидуальное развитие ребенка в дополнительном образовании

Индивидуальная работа с обучающимися в

системе дополнительного образования.

Реализация индивидуального образовательного маршрута в танцевальном коллективе «Колибри»

Педагог:

Климчук К.Д.

Личностно-ориентированный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельного, нравственно-духовного. Индивидуально-образовательный маршрут имеет три основных составляющих:

  • представлений – «знаю»;
  • субъективных отношений – «хочу»;
  • индивидуальных технологий деятельности – «могу».

Формируя сферу личностного роста ребенка, помогаю ребенку осмыслить свои жизненные устремления и раскрыть свои способности. Пусть к самосовершенствованию лежит через признание своих сил и возможностей.

В начале учебного года мы в индивидуальной беседе знакомимся с жизненными планами ребенка, анализируем достижения, строим цели для успешного продвижения ребенка в образовательной творческой, социальной деятельности. При построении индивидуального образовательного маршрута содержание образования формируется на основе:

  • личного заказа ребенка и его родителей;
  • динамики развития результатов;
  • многообразия функций, видов деятельности и образовательных программ;
  • многообразия содержательных аспектов деятельности (теоретической, практической, исследовательской, познавательной, самообразовательной и др.).

Индивидуальный образовательный маршруториентирован:

  • динамичность образовательного процесса;
  • стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способностей к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;
  • активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей, а также их применение в различных ситуациях;
  • обобщение жизненного опыта обучающегося;
  • самостоятельная оценка ребенком тем или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;
  • новое восприятие знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладению специализированными знаниями юных исполнителей;
  • преемственность содержания различных постановок с учетом эволюции сознания учеников и развитие всего многообразия форм их жизнедеятельности.

Диагностика эффективности реализации индивидуального

образовательного маршрута:

Для изучения процесса и результатов личностно-ориентированного обучения в ходе реализации дополнительной образовательной программы «Эстрадный танец» по индивидуальному маршруту применялись методики, позволяющие изучить удовлетворенность детей процессом и результатом образовательной деятельности по разделам: «классический танец», «эстрадный танец», «современный танец»:

  • индивидуальные занятия с воспитанником;
  • сольная программа (для участия в конкурсах необходимо представить два номера);
  • постановка номеров с выбранными участниками;
  • заказ костюмов для выступления;

При построении образовательных маршрутов обучающихся танцевального коллектива «Колибри» учтены следующие пожелания, выведенные из результатов диагностики:

Ф.И. воспитанниц

Хорошие задатки и способности, составляющие основу образовательного маршрута

Качества и умения, которые необходимо выработать воспитанницам.

Екатерина Василюк

Аккуратная,волевая, настойчивая, трудолюбивая, определяющая перспективу, умеющая предвидеть результат

Обучение приемам классического танца, разучивание сольных номеров. Развитие необходимых качеств и умений для повышения исполнительского мастерства. Развитие художественного вкуса.

Ольга Зюзина

Аккуратная, артистичная, коммуникабельная, с большим желанием научиться танцевать, имеющая данные тацора.

Обучение приемам классического танца, разучивание сольных номеров. Развитие необходимых качеств и умений для повышения исполнительского мастерства. Развитие художественного вкуса.

Настя

Карнаухова

Терпеливая, настойчивая, имеющая данные исполнителя классического танца, имеет музыкальный слух.

Развитие артистизма, повышение уверенности в собственных силах (преодоление страха перед выступлениями). Повышение качества исполнительского мастерства. Сольная программа по классическому танцу.

Любовь Челобанова

Имеющая отличный музыкальный слух, хороший вкус, трудолюбива.

Развитие артистизма, повышение уверенности в собственных силах (преодоление страха перед выступлениями). Повышение качества исполнительского мастерства. Сольная программа в народном танце.

Кристина

Чабан

Яркая, эмоциональная, коммуникабельная, трудолюбивая. Обладает прекрасной гибкостью. Активна.

Обучение приемам современной хореографии с элементами акробатики. Разучивание сольной программы.

В качестве задач обучения детей в танцевальном коллективе «Колибри» определяющих структурное, содержательное и методическое обеспечение процесса обучения, было определено:

  • создание информационно-методической основы для обеспечения результативности процесса организации личностно-ориентированного обучения по индивидуально образовательному маршруту;
  • формирование и совершенствование навыков и умений хореографии в выбранном направлении (классический, эстрадный, современный танцы)
  • развитие способностей, навыков, умений, личностных характеристик;
  • укрепление взаимоотношений педагога и воспитанниц;
  • расширение концертной программы, участие в конкурсах;
  • проведение анализа промежуточных и конечных результатов совместной деятельности.

5. Процедура выбора индивидуального маршрута:

Мероприятия

Периодичность

1.

Информация для обучающихся и родителей о возможности создания сольной программы и дополнительных концертных номеров. Финансовое обеспечение дополнительной программы обучения.

В начале учебного года

2.

Анализ жизненных планов обучающихся.

1 раз в четверть

3.

Педагогическая диагностика уровня исполнительского мастерства (наличие учебных достижений)

1 раз в четверть

4.

Индивидуальная работа с обучающимися в процессе подготовки сольной программы

В течение учебного года

5.

Анализ творческий и социальных достижений воспитанника

В течение учебного года

6.

Размещение информации о достижениях на сайте коллектива (создание персональной страницы).

С течение учебного года.

7.

Индивидуальные консультации специалистов. Коррекция работы.

Во время конкурсов.

В течении учебного года.

6. Личностно-ориентированное обучение воспитанников танцевального коллектива «Колибри»

Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод, что выбор занятий в танцевальной коллективе диктуется личностными потребностями обучающихся, их интересом к самовыражению и стремлением к повышению исполнительского мастерства. Желание самореализации выступает в качестве мотива, сила которого определяется ступенью трудолюбия и целеустремленности.

Таким образом, показателями мотивационной стороны занятий в танцевальном коллективе являются: интерес к новымпостановкам, самореализации, лидерству.

Для развития мотивации обучающихся я опираясь на современные образовательные технологии, использовала активные методы обучения,методы стимулирования мотивации деятельности, создавая положительный эмоциональный настрой.Теоретическая база опыта основана напрограммах мастеров народного танца и современного.

7. Реализация программы «Индивидуальный образовательный маршрут»:

Учебная программа «Индивидуальный образовательный маршрут» является частьюосновополагающей программы коллектива и представляет собой документ определяющий цели, задачи, содержание образовательного процесса в целом.

1 этап: школа классического танца;

2 этап: навыки гимнастики и акробатики;

3 этап: индивидуальная работа.

На основе трех этапов создаются сольные постановки, постановкив миниатюре (до 6 человек), ансамбле (от 7 человек).

Цель программы: создание условий, способствующих формированию у обучающихся собственного женского начала — систему нравственных отношений и духовно-ценностных ориентаций, социально значимых качеств личности, обеспечивающих жизненное, социальное определение, профессиональную готовность к творческойсамореализации в сфере хореографического искусства.

Обучающие:

  • приобретение знаний, умений, навыков базового образовательного обучения;
  • формирования образа реальной трудовой деятельности;
  • обучение искусству хореографии;
  • формирование устойчивого интереса к здоровому образу жизни и досугу.

Воспитательные:

  • воспитание конкурентно способной личности, способной к адаптации в активной жизни, саморазвитию и самосовершенствованию, труду и творчеству в социокультурной среде;
  • формирование основ нравственного мировоззрения, общечеловеческих ценностных ориентаций подростков;
  • формирование ценностных ориентаций в области искусства хореографии;
  • развитие познавательных способностей, активности, самостоятельности, трудолюбия воспитанниц.

Развивающие:

  • формирование потребности к творческой деятельности;
  • формирование умения самостоятельно решать творческие задачи, необходимые для создания образа на сцене;
  • развитие художественного кругозора;
  • развитие способностей соотносить составные части образа (форма, размер, стиль, жанр).
Читайте также:  Курсовая творческое развитие ребенка дошкольного возраста

Основные особенности по освоению индивидуального маршрута детьми:

  • определяем общую цель;
  • подбираем и разучиваем лексический материал, который позволит закрепить и повысить уровень исполнительского мастерства;
  • на дополнительных занятиях создаю условия для раскрытия природных задатков и способности реализовать свой потенциал;
  • комфортная атмосфера на занятиях и грамотно подобранным лексический и музыкальный материал способствуют раскрытию душевных качеств личности, раскрытию ее духовно-нравственных качеств, раскрепощению.

8. Результативность реализации программы «Индивидуальный образовательный маршрут»:

к конце обучения у обучающихся сформировались основные компоненты духовной культуры личности:

  • система нравственных убеждений и эстетическая культура личности;
  • ориентация на общезначимые ценностичеловеческой культуры (Любовь, Истина, добро, Красота);
  • гуманизм как система отношения к другим людям на основе духовных принципов;
  • практический интеллект.

Показателями результативности являются:

  • овладение навыками классического танца;
  • участие в конкурсах разных уровней;
  • участие в показательных выступлениях;
  • выражение желания и готовности заниматься и дальше в танцевальном коллективе, а также по сквозным и развивающим программам;
  • проявление культуры в общении, готовность оказать поддержку другим обучающимся;
  • участие в социально-значимых делах коллектива ЦДО и школы.

Проведенное исследование динамики личностного роста развития воспитанников танцевального коллектива «Колибри» — показало, что построение обучения по индивидуальным образовательным маршрутам с использованием в образовательной деятельности самостоятельной работы воспитанников оказали положительное влияние на развитие мотивационной сферы.

Исследования показали, что на начало обучения у обучающихся исполнительское мастерство находилось на более низком уровне и личностный рост был внутри группы. Через 3 года через личностный рост и усложнение образовательной программы улучшился результат коллектива в целом. Произошло это потому, что в ходе занятий у обучающихся развивалась познавательная активность при изучении видео материалов, стремление познать красоту исполнительского мастерства у профессионалов, узнать больше полезной информации. Все это способствовалокоррекции мотивов: улучшилась содержательная доля мотивов и широкая социальная направленность деятельности. Рост внутренних мотивов на улучшение качества исполнительского мастерства положительно сказывается на всем коллективе.

Такая динамика результатов была достигнута благодаря организации внутренних мотивов по индивидуальному образовательному маршруту.

Обучающиеся коллектива танца «Колибри» постоянные участницы городских концертов и конкурсов разных уровней.

9.1. Достижения коллектива за период с 2014 -2018(на период реализации индивидуального образовательногомаршрута):

Уровень участия

Название конкурса

Результат

Муниципальный

Конкурс «Зимняя сказка» 2015 год

Диплом I степени

Муниципальный

Фестиваль-конкурс детского творчества «БЕБИ-БУМ» 2016 год

Диплом I степени

5-6 лет

Муниципальный

Фестиваль-конкурс детского творчества «БЕБИ-БУМ» 2017 год

Диплом I степени

4-5 лет

Муниципальный

Открытый фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Зимняя сказка» 2018 год

Диплом I степени

Муниципальный

Открытый фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Зимняя сказка» 2018 год

ГРАН-ПРИ

Областной

Саратовский областной центр народного творчества им. Л.А. Руслановой 2017 год

ГРАН-ПРИ

Всероссийский

конкурс-фестиваль юношеского и взрослого творчества «Магия искусства» 2016 год

Диплом I степени

Всероссийский

конкурс-фестиваль юношеского и взрослого творчества «Магия искусства» 2017 год

ГРАН-ПРИ

Всероссийский

Конкурс юных талантов «орлята России»2017 год

Диплом I степени

Международный

IV фестиваль-конкурс «Новые звезды» 2016 год

Диплом I степени

Международный

II конкурс детско-юношеского и молодежного творчества «Формат — 64» 2017 год

Диплом I степени

Международный

III конкурс детско-юношеского и молодежного творчества «Формат — 64» 2018 год

Диплом I степени

Международный

III конкурс детско-юношеского и молодежного творчества «Формат — 64» 2018 год

Диплом II степени

Международный

III конкурс детско-юношеского и молодежного творчества «Формат — 64» 2018 год

Диплом II степени

9.2. Личные достижения участников эксперимента по индивидуальному образовательному маршруту в коллективе танца «Колибри»

Источник

Индивидуализация образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.

 Современное российское общество ориентировано на образованную, творчески активную, инициативную личность, которая может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны. Создать условия для формирования такой личности можно только при условии глубокой индивидуализации процесса образования в целом и, соответственно, его образовательного пространства. Однако проблема индивидуализации имеет определённые особенности, связанные как с терминологическим употреблением, так и со сферой рассмотрения самого явления «индивидуализация».

«Индивидуальность» понимается как «во-первых, высокий уровень продуктивности взаимоотношений личности с окружающим миром и самой собой и, во- вторых, её самобытность, ярко выраженное индивидуальное своеобразие».

Значение индивидуальности как уникальности, неповторимости и особенности в человеке трудно переоценить. Индивидуальность как качество, характеристика, признак человека относится к разряду системообразующих свойств личности. При этом именно индивидуализация позволяет обеспечить развитие разных детей в системе образования: и одаренных, и детей-инвалидов, и детей с социальными проблемами, и детей со средними способностями.

Государственный интерес к проблеме индивидуализации находит подтверждение в правительственных документах. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» индивидуализация образовательного процесса, обеспеченная многообразием образовательных программ, видов и форм обучения учащихся названа ожидаемым результатом реализации данного документа.

В реальной школьной практике противоречия между образовательным стандартом и свободным развитием личности влияют на неоднозначность процесса индивидуализации.

Что же касается образовательных организаций дополнительного образования, то указанные особенности «школьной индивидуализации» здесь преодолеваются, так как образовательное пространство этих организаций потенциально индивидуализировано благодаря механизму набора детей в объединения, кружки, студии, творческие коллективы. Ничто не является препятствием для желания ребёнка, его родителей погрузиться в атмосферу определённого вида деятельности, и любое объединение начинает свою работу по принципу «разно-равных» возможностей.

О принципе индивидуализации в образовательной деятельности образовательных организаций дополнительного образования пишет И.С. Якиманская. Она полагает, что решающим фактором личностно — ориентированного образования является субъектный опыт ученика, для которого следует создавать разнообразную среду, где каждый может реализовать себя в соответствии с присущими ему познавательными потребностями, используя все условия для индивидуализации обучения.

Большими возможностями для индивидуализации образовательного процесса, развития индивидуальности обладает система дополнительного образования детей, которая предназначена для свободного выбора и освоения ребенком дополнительных образовательных программ, независимо от осваиваемой ими основной образовательной программы. Кроме того, дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Оно признано быть средством развития мотивации ребенка к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, разновозрастных группах. Есть основания полагать, что для ряда детей дополнительное образование на отдельных этапах общего образования является не только необходимым, но и ведущим в развитии индивидуальности ребенка, удовлетворения его потребностей.

Читайте также:  Физическое воспитания для развития ребенка

В учреждении дополнительного образования детей у обучающихся нет прежней ученической репутации, оценка личности делается по деятельности без стереотипов оценки школьных учебных успехов. Поэтому каждый ребёнок в УДОД имеет возможность начать новый этап в своей жизни. Отсутствие боязни оказаться в числе отстающих создаёт психологически комфортные условия, раскрепощает обучающихся. Успехи детей сравниваются только с их предыдущими достижениями. Одобрение всех целесообразных способов деятельности ребёнка способствует его личностному росту, установлению отношений взаимоответственности в формате «педагог — обучающийся».

Не вызывает сомнения, что в обеспечении процессов индивидуализации важная роль принадлежит педагогу. Какую позицию должен занять педагог, участвуя в этих процессах? Какие методы педагогической деятельности выбрать? Отвечая на эти вопросы, нужно помнить, что построение жизненной траектории будет эффективным, если ребенок сам будет принимать решения, выступать ведущим субъектом реализации своих жизненных целей. В этих условиях особую актуальность приобретает психолого-педагогическое сопровождение ребенка, обеспечивающее становление его самостоятельности, индивидуальности, помощь и поддержку в выборе и достижении целей.

В системе дополнительного образования детей каждый может продвигаться своим темпом: освоить дополнительную образовательную программу, рассчитанную на год, за более длительный или, наоборот, сокращённый срок, получая по своему желанию консультации педагога, литературу. В отличие от школьного образования здесь нет жёстких требований к результатам деятельности в конце занятий и др.

Персональное взаимодействие педагога с каждым ребёнком является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребёнок приходит на занятия в дополнительное образование в том числе и для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. К тому же педагогу необходимо отслеживать организационные вопросы: как регулярно ребёнок посещает занятия, насколько он активен в учебном процессе и внеучебных мероприятиях, каковы его отношения с другими детьми.

Дополнительное образование даёт возможность ребёнку самому строить собственные границы; это самостоятельная сфера развития индивидуальных качеств ребёнка, соотносимых с творчеством и способностями личности. Но самое главное — в процессе индивидуализации педагог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение ребенка. В дополнительном образовании реально можно ставить две взаимосвязанные цели: педагогу — создать условия для проявления и развития индивидуальности ребёнка, ребёнку — эффективно используя свои возможности, стать и быть самим собой. В основе индивидуализации — признание не только уникальности и неповторимости каждой личности, но и однозначное признание свободы человека в качестве высшей ценности, его права свободного выбора в дополнительном образовании вида деятельности, объединения, педагога. Без различения себя среди других, вне понимания собственного смысла жизни нет полноценного образования. Помогать растущему человеку в этом — главное предназначение педагога дополнительного образования.

Современному педагогу, обеспечивающему индивидуализацию как важнейшую концептуальную основу дополнительного образования, необходимо понять сущность процесса индивидуализации, а также использовать средства, способы, технологии ее осуществления.

Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. И именно поэтому, технологии, которые   необходимо использовать  в своей деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствовать  обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.

Технология индивидуализации обучения — представляет динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы, средства. Несмотря на общие принципы технологий индивидуализации, можно выделить особенности их содержания и методики.

   Слово «технология» происходит от греческих слов «techne» – искусство, мастерство и «logos» – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят о том, что это качественно новая ступень в развитии педагогики.

           В дополнительном образовании педагогические технологии имеют особое значение и место по ряду причин:

  1. выбор способа решения дидактической задачи в дополнительном образовании предоставляется самому педагогу, но опыт показывает, что такая задача посильна далеко не каждому. Происходит это по ряду причин, связанных с уровнем профессиональной компетенции, так как, зачастую, работают высококвалифицированные специалисты по профилю, но не имеющие педагогического образования и опыта работы с детьми; следовательно, полезнее вооружить их готовой технологией;
  1. в условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?» т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечат им комфортные условия развития;
  2. учреждение дополнительного образования особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

  Следовательно, объектом технологии дополнительного образования является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса.

           Современная школа перегружает головы учеников знаниями, их роль преувеличивается, они выступают как цель, а не как средство развития способностей ребенка. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.

           Учреждение дополнительного образования детей, в отличие от массовой школы, имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам и учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на уровень умственного развития ребенка и корректироваться в зависимости от его конкретных возможностей, способностей и запросов. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы и вообще никто не «выпадает» из учебного процесса.

           Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику их деятельности современные педагогические технологии:

  • учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
  • обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
  • психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;
  • детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий;
  • допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).

            Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности. К педагогическим технологиям на основе личностно-ориентированного подхода относятся: личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.); технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов); коллективный способ обучения; технологии адаптивной системы обучения; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); технология КТД; технология ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология; технология программированного обучения; игровые технологии; технологии развивающего обучения.

Читайте также:  Создание среды для развития ребенка

           Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

            В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

            В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

  1. Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.
  2. Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.
  3. Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.
  4. Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.

    Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет обучающемуся работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В массовой школе индивидуальное обучение применяется ограниченно.

            Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

             Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

             Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

            Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;
  • работа в парах;
  • групповая работа на принципах дифференциации.

  Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

             Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.

В основе технологии коллективной творческой деятельности лежат организационные принципы: 

  • социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • романтизм и творчество.

Цели технологии:

  • выявление, учет, развитие творческих способностей детей и приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
  • воспитание общественно-активной творческой личности и способствование организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

           Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

           Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.

            Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

Таким образом, именно индивидуализация образования как создание условий для выстраивания ребенком индивидуальных образовательных маршрутов, для развития одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе принятия во внимание особенностей каждого индивида является эффективным средством развития ребенка и системы дополнительного образования детей в целом.

Литература:

  1. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. — М., 1970.
  2. Бродецкая Е.В. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей (https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/01/14/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii-v)
  3. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2000.
  4. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
  5. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Ростов: Изд-во «Учитель», 2007.
  6. Казакова Н. А.  Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей  (https://davaiknam.ru/text/sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-v-dopolnitelenom-obrazo)
  7. Обзор современных педагогических технологий        https://zavuch.by/obzor.html)
  8.   Педагогические технологии в дополнительном образовании детей (https://www.gddut.ru/sites/default/files/Педагогические%20технологии%20в%20дополнительном%20образовании.doc )
  9.   Современные педагогические технологии в дополнительном образовании (нормативно-методическая статья) // Внешкольник. – 1999. — № 7-8. – С. 37.
  10.  Фришман И.И. Организация и проведение коллективно-творческого дела в детских общественных объединениях // Внешкольник. – 2007. — № 2. – С. 11.
  11. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 1996

Источник