Индивидуальная траектория развития ребенка инвалида

Индивидуальная траектория развития ребенка инвалида thumbnail

Цель: создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья воспитанника, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей ребенка.

Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие познавательных процессов ребенка, а также на коррекцию формирования межличностного общения, эмоционально-личностного развития ребенка.

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения; способствует формированию личностных  качеств воспитанника.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;

взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами.

Информационно-просветительская работа предусматривает различные формы просветительской деятельности (беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогической помощи детей с ограниченными возможностями здоровья;

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Сроки проведения

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Зрительное восприятие

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

«Подбери по цвету»

«Найди такого же цвета»

«Подбери домик для игрушки»

«Собери букет»

«Покажи шарик красного цвета, синего

цвета…»

«Какого цвета колечко?»

«Назови цвет каждой из улиток»

сентябрь – январь

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб)

«Найди такую же фигуру»

«Каждую фигуру на свое место»

«Коробка форм»

«Мебель для кукол»

«Покажи круг, квадрат…»

«Подбери предмет такой же формы»

«Что похоже на квадрат? круг?»

Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)

«Матрешки» (разбери и собери)

«Разбери пуговки» ( по величине)

«Расставь всех матрешек по росту»

«Строим лесенку» (палочки Кьюзера)

Слуховое восприятие

Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток)

«Угадай, что звучит?»

декабрь — май

Тактильное восприятие

Развивать  тактильное восприятие

«Чудесный мешочек»

«Найди кубик, шарик…»

декабрь — май 

Пространственное восприятие

Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко)

«Мячик – далеко, а машинка… – близко»

«Кукла – высоко, а мишка…- низко»

«Что где расположено?»

декабрь — май

Пространство времени

Развивать пространство времени

«Скажи, где кубик», «Что где расположено»

«Назови части суток по картинкам»

Развитие внимания

Развивать объем внимания

«Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»

февраль-май

Развивать  концентрацию внимания

«Парные картинки»

«Найди отличия»

«Найди такую же»

«Найди  на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки»

«Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»

Развивать устойчивость внимания

«Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт)

«Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт)

Развитие памяти

Развивать слуховую

память (4 слова, 3-4 звука)

«Запомни слова»

«Запомни звуки»

«Послушай и запомни, кто что делает?»

март-май

Развивать зрительную память (4-5 предметов)

«Что пропало?»

«Угадай, чего не стало?»

 «Что изменилось?»

Развитие мышления

Развивать обобщение/конкретизация  

«Чей домик?»

«Покажи овощи…фрукты…грибы»

«Назови одним словом»

октябрь – январь

Развивать синтез

«Разрезные картинки»

 «Собери картинку» (посуда)

«Кубики с картинками 4 – 6 кубиков»

Развивать анализ

«Чего не хватает у каждого предмета»

 «Что лишнее?»

«Четвертый лишний»

«Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи»

февраль- май

Развивать сравнение

«Найди отличия»

Развивать систематизацию

«Подбери заплатки к коврикам»

«Пустой квадрат»

Развитие воображения

Развивать репродуктивное воображение

«Дорисуй картинку»

«На что похожи эти фигурки»

«Что держит в руках каждый из детей»

январь – февраль

март

апрель

Развитие тонкой моторики рук

Развивать тонкую моторику

Пальчиковые игры

Самомассаж пальцев и кистей рук

Читайте также:  Физическое развитие ребенка и его оценка введение

«Пластилинография»

«Собираем бусы»

«Собери картинку» (игры с прищепками)

«Нарисуй пятнышки на жирафе»

«Нарисуй для коровушки много травки»

«Дорисуй котятам усы»

«Нарисуй ежику иголки»

«Помоги Гномикам нарисовать узоры»

ежедневно

ноябрь-декабрь

январь-март

февраль — март

апрель

май

Импрессивная речь

Развитие речи

Развивать лексические категории

  • понимание конкретных существительных
  • понимание обобщающих слов
  • понимание действий
  • понимание поручений (по речевой инструкции)

«Покажи у мишки голову, лапы.уши…»

«Покажи стул, стол, окно, голову, руку…»

«Возьми стул, куклу…»

«Назови, что покажу»

«Покажи на картинках:

 Игрушки

Посуду

Одежду

Животных

«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет»

«Принеси мне мишку»

«Принеси большой мяч»

«Найди и принеси зайчонка»

Октябрь — май

Лексика

  • развивать номинативный словарь
  • развивать атрибутивный словарь
  • антонимы
  • предлоги

«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам)

 «Назови предметы одним словом» (по картинкам)

 «Назови, кто это?» (дом. животные)

«Назови, какого цвета»

«Назови, какой формы»

«Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый)

«Скажи, где находиться» (в, на, под)

Октябрь — май

Источник

Ф.И. ученика

дата рождения.

Ознакомлены:

Родители (законные представители)

___________________________подпись

«___»______________201_____г.

II. Пояснительная записка

Обучение и воспитание ребенка с ОВЗ организовано в общеобразовательном классе в режиме инклюзивного обучения (индивидуально на дому по медицинским показаниям). Такой подход к обучению обеспечивает полноценное получение образования и социальное развитие ребенка. Ребенок получает образование в основные/пролонгированные сроки по адаптированной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (задержкой психического развития) и т.д.

Заключение ПМПК и рекомендации

Адаптированная образовательная программа ОО для обучающихся с задержкой психического развития.

Справка МСЭ (для ребенка – инвалида)

Цель психологического сопровождения: оказание помощи по усвоению ребенком образовательной программы, преодоление социально – психологических трудностей в процессе адаптации и учебной деятельности. Дальнейшая профессиональная ориентация.

Профессиональное сопровождение – знакомство с определенными ограничениями на получение профессии и с возможностями получения разнообразных профессий и последующей самореализации в профессиональной деятельности. Составление карты профессиональной зрелости.

Логопедическое сопровождение – предполагает коррекцию и развитие ребенка с речевыми проблемами.

Педагогическое сопровождение — обучение детей навыкам выполнения учебных заданий, получение знаний, организации времени, социальной адаптации.

Социальное сопровождение — обеспечение социального и эмоционального благополучия ребенка. Вовлечение в мероприятия различного уровня.

Лечебно-оздоровительное сопровождение – формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способностей справляться со стрессами и болезнями.

Воспитательное сопровождение – обуславливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдение личной гигиены, соблюдение правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

  1. Психолого-педагогическая характеристика

  1. Учебная деятельность.

  2. Особенности высших психических процессов: памяти, внимания, мышления.

  3. Особенности речевого развития.

  4. Особенности характера и темперамента.

  5. Общие психолог-педагогические выводы

  1. Индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут в рамках психолого-педагогического сопровождения

  1. График работы специалистов службы ПМПс

  1. Организация освоения образовательной программы по учебным предметам в рамках ИТР

Химия

Характеристика Ф.И. ученика.

1.Познавательная деятельность:

Скорость учебной деятельности невысокая, объем и полнота восприятия низкие. Память неустойчивая, в речи не способна использовать химический язык и терминологию. Устно не отвечает, письменно работает лучше. Степень усвоения программного материала ниже среднего, химические формулы веществ не запоминает, знаки химических элементов не знает, знания свойств химических веществ отсутствуют, причинно – следственные связи выстроить самостоятельно не может, усваивает фрагментарно, домашнее задание выполняет в том случае, если необходимо списать текст.

2.Эмоционально-волевая сфера:

К рекомендациям учителя прислушивается, работает в основном письменно, устная речь не развита.

3.Умение работать с наглядными пособиями и выполнять задания учителя:

Работает по алгоритму, при этом глубина знаний небольшая. Хорошо работает с учебником, быстро находит справочную информацию. Может работать самостоятельно, проявляет инициативу, если успешна в выполнении задания.

4.Мотивы к учебной деятельности ниже среднего

Проявляет старательность не всегда, усвоение материала на низком уровне, к замечаниям учителя относится адекватно.

Читайте также:  Цепочка для развития ребенка

1.

Введение

7

Индивидуальный подход на уроке при изучении тем: «Характеристика металла и неметалла на основании его положения в ПСХЭ», «Амфотерные оксиды и гидроксиды», «Генетическая связь».

Дозирование учебных заданий на уроке. Отсутствие домашнего задания или его наличие только при желании ученика.

«Отдых – пауза» на уроке..

2.

Металлы

15

Индивидуальный подход на уроке при изучении тем: «Общие химические свойства металлов», «Химические свойства щелочных металлов», «Химические свойства щелочноземельных металлов», «Химические свойства алюминия», «Химические свойства железа».

Дозирование учебных заданий на уроке. Отсутствие домашнего задания или его наличие только при желании ученика.

«Отдых – пауза» на уроке.

3.

Практикум № 1

Свойства металлов и их соединений

3

Индивидуальный подход при выполнении практических работ, дозированное задание.

4.

Неметаллы

23

Индивидуальный подход на уроке при изучении тем.

Использование заданий низкой степени сложности. Сложность задания повышать только по желанию ученика и при его возможности активизировать свои мыслительные функции.

Использование максимально возможно наглядных пособий, видеофрагментов, тренажеров.

Дозирование учебных заданий на уроке. Отсутствие домашнего задания или его наличие только при желании ученика.

«Отдых – пауза» на уроке.

5.

Химический практикум №2

«Свойства неметаллов и их соединений»

3

Дозирование учебных заданий на уроке. Отсутствие домашнего задания или его наличие только при желании ученика.

6.

Органические соединения.

13

Индивидуальный подход на уроке при изучении тем.

Использование на уроках заданий практико – ориентированной направленности: собирание моделей молекул, работа на компьютерных тренажерах, выполнение мини – тестов. Выполнение лабораторных работ.

Дозирование учебных заданий на уроке. Отсутствие домашнего задания или его наличие только при желании ученика.

«Отдых – пауза» на уроке.

7.

Обобщение знаний за курс основной школы

6

Отсутствие домашнего задания.

Выполнение лабораторных опытов.

Дозированные задания на уроке.

Отдых – пауза на уроке.

  1. Учет видов коррекционной помощи

  1. Формирование социальной компетенции обучающихся

    повышение степени освоения социальных навыков и компетенций, необходимых для продолжения образования и успешной социализации в обществе; сопоставление карты профессионального самоопределения и личного портфолио.

    Срок:

    Направления коррекционно – развивающей работы

    Мероприятия

    Планируемые результаты

    Оценка эффективности

    Рекомендации родителям

  2. Лист контроля динамики развития обучающегося

Виды динамики развития обучающегося: положительная динамика развития, незначительная динамика развития, регрессивная (отрицательная) динамика развития.

В случае регрессивной динамики развития педагогом отмечаются причины негативных факторов (медикаментозные, социальные, ухудшение здоровья обучающегося с ОВЗ).

  1. Рекомендации по результатам диагностических исследований Определение типа будущей профессии (по методике Е.А. Климова)

Определение типа мышления Методика «Опросник профессиональных предпочтений» Диагностика профессиональных склонностей Диагностика ведущего типа темперамента Методика «Профиль» Методика обследования устной речи по Фотековой Т.А. Методика обследования письменной речи по Садовниковой И.Н.

Рекомендации:

  1. Заключения и рекомендации на конец учебного года

1.Педагог-психолог:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись____________________________(______________________)

2.Учитель — логопед:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись____________________________(______________________)

3.Учитель — логопед:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись____________________________(______________________)

4.Социальный педагог:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись____________________________(______________________)

5.Учителя — предметники:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись____________________________(______________________)

6.Классный руководитель:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись____________________________(______________________)

7.Воспитатель (в случае проживания ребенка в интернате):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись____________________________(______________________)

8.Медицинский работник:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись____________________________(______________________)

Дата «________»______________________201____год

Ознакомлен:

Подпись____________________________(______________________)

Источник

Тема. Проектироваие индивидуальной образовательной траектории обучабщихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»

Адольф Дистерверг

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.

Безусловно, отдельного внимания на сегодняшний день требуют категории детей с особыми потребностями, в частности  дети с ограниченными возможностями здоровья.

Следовательно, для проектирования индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды.

Читайте также:  Что обозначает группа развития ребенка

Индивидуальная образовательная траектория развития может рассматриваться в качестве определенной последовательности компонентов деятельности, направленной на реализацию собственных целей познания. При этом она должна соответствовать возможностям, способностям, мотивации, интересам человека. Осуществляется эта деятельность при организующей, координирующей, консультирующей поддержке педагога и во взаимодействии с родителями.

Как показывают исследования, индивидуальная образовательная траектория ученика с ОВЗ может быть успешно пройдена во всех познавательных областях при наличии определенных условий. В частности, должны быть предоставлены следующие возможности:

  1. Определять смысл изучения дисциплин.
  2. Ставить свои цели при освоении конкретного модуля, курса, раздела, темы.
  3. Выбирать оптимальные темпы и формы обучения согласно уровню подготовки.
  4. Использовать те способы познания, которые максимально соответствуют личным особенностям.
  5. Осознавать полученный результат в виде сформированных компетенций и пр.
  6. Выполнять оценку и корректировку работы в соответствии со спецификой общего хода познавательной деятельности.

В начальной школе для детей с ОВЗ осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности ребенка, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию ребенка, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.

Для того чтобы инклюзивное  обучение и воспитание оказалось эффективным педагогу необходимо ознакомиться с рекомендациями лечащего врача, чтобы правильно  определить  режим  нагрузок при организации образовательного процесса (организация режима дня, смена видов деятельности на занятиях,  проведение физкультурных пауз).

Важнейшей задачей является тесное сотрудничество семьи и школы, что успешно сказывается на  адаптации  ребенка к массовой школе. Необходимо воспитание  окружающих  толерантности и эмпатии  как ценностных основ инклюзивного образования.

Учитель, работающий с детьми с ОВЗ должен стать  координатором по организации  системного сопровождения ребёнка медицинским работником, психологом школы, составить индивидуальную образовательную программу, включающую коррекционно–развивающую программу. Составляя индивидуальную образовательную программу педагог должен учитывать следующее:

  1. Слайд Индивидуальная образовательная программа касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ испытывает реальные трудности. При определении приемов педагогической деятельности учитель опирается  на знание возможностей ребенка, его сильные стороны, а также на точное понимание его возможных затруднений, индивидуальные особенности усвоения учебного материала, поведения.
  2.  В соответствии с требованиями ФГОС педагогу необходимо включить мероприятия по формированию социальной компететности ребенка, которая позволит ему самореализоваться в дальнейшей жизни.
  3.  С целью успешной социализации ребенка и полноценного развития школа совместно с родителями должны разработать индивидуальный образовательный маршрут,который включил в себя  и дополнительное образование, и мероприятия по формированию социальной активности детей с ОВЗ.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения детей с ОВЗ:

1) дистанционное обучение

2) творческие конкурсы, фестивали;

3) кружки, студии, предусматривающие развитие дефицитных функций детей.

В рамках образовательной программы обучающийся должен научиться определять свои личные шаги к достижению знания. Они могут дополнительно фиксироваться в форме разного рода записей (дневниковых, например). Это, в свою очередь, потребует от обучающегося высокой культуры планирования и способностей подводить итоги. Как показывают наблюдения, данная деятельность достаточно легко осуществляется современными школьниками с помощью компьютерных технологий. При этом работа не вызывает какого-либо неприятия с их стороны. Формализация и в определенной степени детализация программ и планов с использованием рисунков, карт, логико-смысловых моделей, таблиц, по мнению самих обучающихся, дают возможность регулировать и явно видеть познавательную стратегию и перспективу в жизни.

Таким образом индивидуальная образовательная траектория есть процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование.

Главная цель – это научить школьников учиться.

Своё выступление я хотела бы закончить словами Сократа.

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

Источник