Развитие индивидуальности ребенка в процессе внеурочной деятельности

Развитие индивидуальности ребенка в процессе внеурочной деятельности thumbnail

                                        МБОУ «СОШ№10»

                    Развитие индивидуальности

ребенка в процессе

внеурочной деятельности.

 Выступление на МО классных руководителей

                                     подготовила классный руководитель

                 7 «А» класса Кавун Е.Н.

                                                      12.02.2014г.

Основное предназначение внеурочной деятельности– удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных  социокультурных и образовательных потребностей детей.

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека.

Цели внеурочной деятельности:

·       создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;

·       создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться,  в рамках внеурочной творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Школа после уроков подобна творческой лаборатории. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Сам процесс внеурочной деятельности, будь-то танцы, песни  или спортивные занятия, приносит учащимся истинную радость и способность к самовыражению. Они расширяют круг познания, стремятся к разносторонности своей деятельности.

Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы  и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с  отстающими или одарёнными детьми.

       Как известно, дети проводят в образовательном учреждении большую часть своей  жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д. — я знаю,  все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеурочная работа.

 На базе МБОУ «СОШ№10» в партнерстве с Сотниковской ДЮСШ более 3 лет ведется  спортивная секция «Волейбол».

Целью спортивной секции является: развитие двигательной активности и способностей учащихся, формирования навыков здорового образа жизни, становления характера. Игра приучает детей к согласованным действиям, точности и своевременности выполнения игровых заданий, к ответственности перед командой или группой, за которую играют дети.

Кроме руководителя спортивной секции Кавун Е.Н. с ребятами занимается опытный тренер-преподаватель Агеев В.С.. Совместными усилиями сформирована команда девушек. Хотя сейчас дети и подростки предпочитают своё свободное время проводить дома за компьютером или телевизором, руководителям удалось увлечь девочек занятиями волейболом. На сегодняшний день полностью сформирована команда девушек, которые в любую погоду, бросая все свои дела бегут на тренировку. Ведь здесь у них есть возможность заниматься любимым делом, развивать свои способности, получать удовлетворение от занятий и общения со сверстниками. Для ребенка вообще важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство своей группы, формируется умение взаимодействовать на окружающие объекты реальной действительности.

Для того чтобы поддерживать интерес к занятиям, стимулировать учащихся для дальнейшего развития и достижения лучших результатов, в декабре 2013 года были организованы 2 товарищеские встречи с командой девушек Сотниковской ДЮСШ. И 1, и 2 игру команда девушек МБОУ «СОШ№10»  выиграли. Было столько радости, море эмоций. Ведь каждый член команды, благодаря своим способностям, индивидуальности, сплоченности  внес вклад в эту победу. Это придало девчонкам больше уверенности в себе и они с удвоенной силой продолжили подготовку к зональному этапу Первенства района по волейболу, в котором они заняли 2 место и вышли в финал.

        В заключении хотелось бы сказать, школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей нашей школы, наполненная разнообразными делами,  организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе. Это тем более важно, что не все дети обладают способностями к академическому обучению и что выход в другие сферы деятельности, их успех в них, в конечном итоге, положительно сказывается и на результатах общего образован

Читайте также:  История развития ребенка карта орел

Источник

Доклад на тему:

«Развитие индивидуальности ребенка в процессе внеурочной деятельности»

Выполнила: учитель музыки Ишкова Н.В.

МБОУ СОШ «Гармония» города Можайска.

2016 учебный год

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики — стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать индивидуальные потребности и способности каждого ребенка.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы.

В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа – «самоузнавание», «самооткрытие».

Дети младшего школьного возраста открыты, восприимчивы и любопытны. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию способностей ребенка, в том числе и индивидуальности.

Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.

Организационно-педагогические условия, благоприятные для формирования индивидуальности детей младшего школьного возраста:

1. Конструирование ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.

2. Использование сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий.

3. Создание ситуаций, в которых ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что должно получиться? и т.д.»

4. Использование различных инструкций, памяток, схем, образцов в рассуждениях.

5. Включение учащихся в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов:

групповая форма организации обучения;

систему дифференцированных заданий;

анализа практических задач;

совместного решения проблемных ситуаций.

Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

В процессе такой работы и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.

Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, то есть детьми и педагогом как равноправными субъектами. Такой поисковый режим образования наиболее полно реализован в моем классе.

Примерные программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.

Это спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления.

В основу примерных программ внеурочной деятельности моего класса положены следующие принципы:

Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

В школе созданы условия для внеурочной деятельности. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

· свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

· помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

· стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

· быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культур

Источник

Филиал № 1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

 в селе Старосеславино

Доклад на тему:

 «Развитие индивидуальности ребенка в процессе внеурочной деятельности»

Читайте также:  Кто написал умственное развитие ребенка

Учитель начальных классов –

 Алмазова Наталья Николаевна

2013 2014 учебный год

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики — стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать индивидуальные потребности и способности каждого ребенка.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы.

В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа – «самоузнавание», «самооткрытие».

Дети младшего школьного возраста открыты, восприимчивы и любопытны. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию способностей ребенка, в том числе и индивидуальности.

Составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность.  

Школа  после  уроков  –  это  мир  творчества,  проявления  и  раскрытия  каждым  ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок  делает   выбор,   свободно   проявляет   свою   волю,   раскрывается   как   личность.   Важно  заинтересовать  ребенка  занятиями  после  уроков,  чтобы  школа  стала  для  него  вторым   домом,   что   даст   возможность   превратить   внеурочную   деятельность   в   полноценное   пространство    воспитания    и   образования.    Важно  иметь  в  виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному  общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или  одаренными детьми.

Организационно-педагогические условия, благоприятные для формирования индивидуальности детей младшего школьного возраста:

1. Конструирование ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.

2. Использование сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий.

3. Создание ситуаций, в которых ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что должно получиться? и т.д.»

4. Использование различных инструкций, памяток, схем, образцов в рассуждениях.

5. Включение учащихся в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов:

групповая форма организации обучения;

систему дифференцированных заданий;

анализа практических задач;

совместного решения проблемных ситуаций.

Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

В процессе такой работы и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.

Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, то есть детьми и педагогом как равноправными субъектами. Такой поисковый режим образования наиболее полно реализован в моем классе.

Примерные программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.

Это спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления.

В основу примерных программ внеурочной деятельности моего класса положены следующие принципы:

  • Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты  и цельности образования в целом;
  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
  • Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

В школе созданы условия для внеурочной деятельности. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

·  свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

·  помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

·  стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

·  быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

Источник

Пономарева И.Н.

Развитие индивидуальности ребенка в процессе внеурочной деятельности

Проблема развития индивидуальности младшего школьного возраста является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы.

Читайте также:  Центр развития ребенка радужный

В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа – «самоузнавание», «самооткрытие».

Первые годы обучения в школе – годы очень заметного развития интересов. И основной из них познавательный интерес, интерес к познанию окружающего мира. Развитие интереса идет от интересов к отдельным фактам к интересам, связанным с раскрытием причин, закономерностей связей и взаимосвязей между явлениями. В связи с формированием интересов и склонностей начинают формироваться и способности школьников.

Дети младшего школьного возраста открыты, восприимчивы и любопытны. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию способностей ребенка, в том числе и индивидуальности.

Составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность.  

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.

Курс «Экономика для младших школьников» имеет познавательную направленность. На каждом занятии прослеживаются межпредметные связи.

Развитие речи. Чтение текстов художественной и научно-познавательной литературы, работа с пословицами, рассказы детей по заданной теме

Математика. В ТТЗ включены текстовые задачи, задачи по комбинаторике.

Окружающий мир. Ознакомление с экономической деятельностью людей в природе, влияние экономической деятельности на окружающую природу. Развитие представлений детей о природных ресурсах.

Изобразительная деятельность. Выполнение рисунков на заданную тему.

Трудовое обучение. Изготовление поделок из различных материалов.

Организационно-педагогические условия, благоприятные для формирования индивидуальности детей младшего школьного возраста:

1. Конструирование ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.

1 класс. Тема «Зачем нужно изучать экономику»img001.jpg

Стр. 11 № 1. Рисунок «Всё в хозяйстве перепуталось». Отметить «-» всё, что ты считаешь ошибочным, «+» — что нарисовано правильно.

1 класс. Тема «Разнообразие потребностей»

Стр. 14 № 1. img002.jpg

1 класс. Тема «Потребности в пище, воде, воздухе и еде»

Стр. 17, № 1img003.jpg

img005.jpg

2 класс. Тема «Выбор»

Стр. 11 № 15.

2. Использование сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий.

1 класс. Тема «Потребность в сохранении здоровья»

Занятие в форме устного журнала «Береги здоровье смолоду» (Разыгрывание сценок).

1 класс. Тема «Услуги». Игра «Салон красоты»

1 класс. Обобщающее занятие «Экономическое поле чудес»

2 класс. Игра «Как вести учет доходов и расходов»

2 класс. Тема «Покупатель и продавец». Игра «Магазин»

1 класс. Тема «Потребность в образовании». Путешествие в Страну Знаний»

(Вместе с героями сказок «путешествуем» по заливу Читалия, по Лиману родного языка, отправляемся на мыс Математики и заканчиваем путешествие в Порту Природы).

«Справочное бюро» (в каждом классе)

3. Создание ситуаций, в которых ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что должно получиться? и т.д.»

1 класс. Тема «Использование одной и той же вещи для удовлетворения различных потребностей».

Необычное использование обычных вещей (конкурс фантазеров)

1 класс. Тема «Ресурсы»

Стр. 33, № 4. Напиши, какие ресурсы понадобятся тебе, чтобы сделать поздравительную открытку.

2 класс. Стр. 16. № 24

img006.jpg

4. Использование различных инструкций, памяток, схем, образцов в рассуждениях.

5. Включение учащихся в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов:

групповая форма организации обучения;

систему дифференцированных заданий;

анализа практических задач;

совместного решения проблемных ситуаций.

2 класс. Тема «Бюджет». Групповая работа по составлению бюджета семьи.

В развитии индивидуальности с детьми в начальной школе имеют 3 момента:

1) в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости ребенка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;

2) учителю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его воспитанию. Выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого школьника, не всегда легко, зато этот приём воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит учителя за затраченный труд;

3) нередко хорошие результаты дает, открыто выражаемое доверие к нравственным силам школьников. Они очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым еще никто ничего не доверял.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник