Игры способ развития личности ребенка

Татьяна Зайцева
Игра как средство развития личности (из опыта работы)

Доклад по теме

«Игра как средство развития личности»

Введение.

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

В современном мире все большее значение уделяется развитию социально-коммуникативных качеств личности человека. Отсюда вытекают две задачи.Первая задача: как развить многообразную развитую личность?А вторая: какие условия необходимо создать, чтобы человек мог выстраивать успешные связи в обществе?

В связи с тем, что первичная социализация формируется в детстве, одним из важнейших видов деятельности, способных благополучно решить эти задачи, является игра. Интерес к ней авторов психологии традиционен.Проблемами игры занимались: К. Бюллер, А. Валлон, Л. С. Выготский, К. Гросс, А. В. Запорожец, К. Коффка, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, З. Фрейд, В. Штерн, Д. Б. Эльконин и др.

Социальная значимость возможностей применения различных видов игр, их влияние на развитие психических процессов человека были неоднократно доказаны. Показаны преимущества игрового общения перед обучающим. И это закономерно, потому, что личность ребенка раскрывается наиболее органично именно в игре, т. к. в процессе игровой деятельности дети ведут себя спонтанно, снимается напряжение. Таким образом, предлагаемые задачи решаются более легко.

Благодаря многолетним наблюдениям и исследованиям было доказано, что при правильно организованных играх уже к 4-5 годам дошкольники показывают высокий уровень коммуникации, заинтересованное отношение к познавательной деятельности. Это подтверждает аксиому о том, что игра, как ведущий вид деятельности дошкольников, способствует усвоению новых знаний и навыков, творческих способностей, т. к. в процессе игр дети учатся выражать свои мысли, развивают эмоционально-чувственную сферу, усваивают правила действий.

Цель данной работы — изучение теоретических аспектов и основ психологического воздействия игровой деятельности на развитие детей.

1. Психологические основы игры.

Ведущие руды педагогов-психологов рассматривали значение и психологические основы игровой деятельности. Особенно ярко это выражено в дошкольном возрасте. Игравлияет на формирование произвольных психических процессов: произвольного внимания и памяти. В ходе игры ребята лучше сосредотачиваются и поэтому лучше запоминают и усваивают информацию. Сами игровые условия настраивает ребенка сосредоточиться на предметах, участвующих в игре, правилах, по которым нужно действовать.

Играя, ребенок не копирует действительность, а интегрирует различные впечатления с собственным, пусть небольшим, жизненным опытом. Общаясь, дети развивают речь, обогащают словарный запас, стараясь высказать свое мнение, учатся формулировать мысли.

В игровой деятельности начинает складываться учебная мотивация. Дошкольник начинает учиться играя, совместно со сверстниками познает мир, соревнуясь, общаясь, сравнивая и комбинируя способы действий.

Определяя цель игры, ребенок выстраивает цепочку последовательных действий. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Таким образом, игра формирует самостоятельность, инициативность, организованность, что так пригодится будущему первокласснику, ведь играя, он принимает решения, структурирует наглядный или игровой материал, а в старшем дошкольном возрасте, сам организует игру.

Игра – важнейшее средство интеллектуального развития. Знания, полученные на занятиях и повседневной жизни, находят в игре практическое применение. Воспроизводя в играх сюжеты знакомых литературных произведений, дети постигают смысл многих явлений, культурные основы жизни людей, общества. В игре определяется понятие «дружбы», формируются моральные качества личности ребенка, ведь он несет ответственность перед товарищами по игре, учится решать спорные вопросы.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

В зарубежной психологии были введены возрастные задачи развития. Так в психосоциальном развитиидошкольника Грейс Крайг выделяет следующие возрастные задачи:

1) «ребёнок должен понимать, что такое плохое и хорошее поведение;

2) уметь справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами;

3) знать, чего ожидают от него его семья, община и все общество, в котором он живет;

4) дети начинают усваивать нормы, правила и обычаи своей культуры;

5) они вырабатывают «Я-концепцию», которая сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни».

Итак, именно в игре формируются важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также говорить о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.

2. Что включает понятие «игровая деятельность»?

В культурах разных стран «игра» обозначает радость, веселье, эмоциональный подъем. Так или иначе, игра, как явление жизни, постоянно привлекает к себе всеобщее внимание своей яркостью, неповторимостью и многопрофильностью. Она сочетает легкость общения и трудности обучения, поэтому, является одним их замечательных явлений. Так игра становится способом реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Читайте также:  Центр развития ребенка камышлов

Игра любого человека связанна с работой воображения, выражает потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности, отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры.

Итак, игровая деятельность – вид осмысленной, непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате, а в самом процессе.

Игра – ведущий вид деятельности (А. Н. Леонтьева, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, развиваются психические процессы, подготовительный переход к высшей ступени развития.

3. Классификация и виды игр.

При изучении игры, ученые увидели ее многогранность, потому, что каждый видит ее по-своему, в зависимости от того, какие функции присущи данной игре и какие задачи она решает.

Можно выделить основные функции игровой деятельности.

Функция игры Влияние функции

Обучающая Способствует решению конкретных образовательных задач.

Развивающая

Развитие и коррекция психических и физиологических процессов ребёнка.

Воспитательная Помогает выявить индивидуальные особенности личности ребенка, скорректировать их в соответствии с культурными ценностями личности, воспитать волевые качества и самостоятельность.

Коммуникативная Состоит в развитии и удовлетворении потребности каждого ребенка в общении, умения взаимодействовать, строить дружеские отношения в коллективе.

Развлекательная Способствует повышению эмоционального фона ребенка, комфортному проживанию детства.

Психологическая

Состоит в развитии психологических новообразований, индивидуальных творческих способностей каждого ребенка и положительного психологического климата в детском коллективе.

Релаксационная

Заключается в восстановлении физических и психологических функций организма ребенка, умении адекватно реагировать на результаты игры.

Самореализации Предполагает развитие умения каждого ребенка высказывать и защищать свое мнение, решать игровые задачи нестандартным способом, создавать собственные игровые и творческие продукты.

Диагностическая Позволяет проводить диагностическую оценку развития личности ребенка в различных видах деятельности.

Игровую деятельность можно классифицировать по нескольким направлениям.

По виду деятельности

Спортивные Организованная или самостоятельная двигательная активность детей, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий и физических упражнений, основанных на различных обще-развивающих движениях, сопряженная с выполнением правил играющих.

Умственные/интеллектуальные Игры, в основе которых лежат знания детей в различных сторонах познания окружающего мира, формирования элементарных математических представлений, с применением игроками интеллекта и эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы или выполнить задания из различных сфер жизни.

Трудовые Игра, основанная на продуктивной деятельности с применением трудовых навыков.

Социальные Игры, направленные на социальное взаимодействие участников, способствующие формированию коммуникативных навыков, разрешению конфликтных ситуаций, умению строить взаимодействие со сверстниками.

Психологические Последовательность ходов (транзакций) по взаимодействию с другими людьми, в которой явно декларируется одна цель взаимодействия (социальная цель, но главной является другая скрытая, неосознаваемая цель (психологическая цель)

По характеру педагогического процесса

Обучающие/дидактические Одно из важнейших и эффективных средств обучения детей дошкольного и школьного возраста, в котором участники ориентированы на достижение игровой цели, сопряженной с обобщением, систематизацией или приобретением новых знаний, умений и навыков. Наряду с обучающей задачей в них явно прослеживаются задачи коммуникативного взаимодействия участников.

Тренировочные Их еще называют игры-тренинги. форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок в ходе выполнения конкретных упражнений.

Контролирующие Игровая деятельность, позволяющая проконтролировать степень усвоения детьми ряда умений и навыков.

Развивающие Игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Понятие развивающих игр связано, в основном, с детским периодом жизни человека. Дети, играющие в развивающие игры, тренируют собственные мышление, изобретательность, воображение, креативность.

По характеру игровой методики

Предметные Игра детей с предметами материальной и духовной культуры или их заменителями, подчиняемая культурно историческим особенностям этих предметов и их прямому назначению.

Сюжетно-ролевые это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения

Образные Игра, в которой ребенок принимает на себя образ того или иного персонажа и действует в соответствии с его характером.

Деловые Игры-имитации рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

Игры-драматизации Игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки, песни, стишки. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения

По структуре

Игры-упражнения Игры, имеющие характер упражнений в той или иной сфере деятельности. Как правило, они имеют заданный алгоритм и повторяемость. (Например: спортивные или релаксационные упражнения)

Игры-состязания Игры соревновательного характера, в которых участвуют группы людей или два человека, подчиненные определенными правилами и временными отрезками. Состязания могут проводиться в разных видах деятельности (спортивной, интеллектуальной и т. д.)

Игровая деятельность детей является сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у каждого ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.

Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально. Через игру он вновь творит свой реальный жизненный опыт, приобретаемый в общении со взрослым, в наблюдении за его жизнью, в собственной практической деятельности.

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Элементы игры появляются в младенческом возрасте, затем, многогранно развиваются в дошкольном возрасте. «Ненаигравшийся ребенок», как правило, плохо подготовлен к школьному обучению. Поэтому, основная задача дошкольного детства, как можно полнее обогатить игровой и опыт ребенка, для того, чтобы перейти на новую ступень развития – обучение в школе.

Читайте также:  Доктор комаровский развитие недоношенного ребенка

Со временем у ребенка складываются высшие формы игры, которые переходят в овладение учебными знаниями и первичными профессиональными навыками.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что игра – это важная и неотъемлемая часть жизни дошкольника, в которой осуществляется становление личности, принятие норм, правил, социальных ролей общества, в котором он живёт и воспитывается. Окружающим взрослым важно помнить об этом, оказывать внимание играм детей, помогать в развитии игр, давать материал для них. Так как от того, в какие игры и как играет ребёнок, зависит дальнейшее развитие личности, и всего последующего поколения общества в целом.

Список литературы.

1. Богомолова Н. Н. Ситуационно — ролевая игра, как активный метод социально — психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва — МГУ, 1977 г.

2. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.

3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду, Москва. Мозаика-Синтез, 2008 г.

4. Добрынская Е. И. Свободное время и развитие личности. Спб.: «Питер», 1993 г. – 354 с.

Источник

Ольга Перелигина
Психологические игры для развития личности у дошкольников

«Кактусы растут в пустыне»

Предназначена игра для детей дошкольного возраста.

Все встают в круг, берутся за руки,ходят и говорят:

«Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне…» Ведущий стоит в центре круга, иногда поворачивается.Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!». Он обязательно должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепляют руки. Если ведущий увидит, как кто-то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его плеча, и тот остается в общем круге.

Ведущий спрашивает: «Что с тобой?»

Играющий придумывает любой ответ, связанный с кактусом (например:«Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус»).

После этого играющий возвращается обратно в круг, и выпрыгивать могут другие. Самое главное условие – не повторяться, отвечая на вопрос ведущего.

Те дети, которые чаще всех оказываются вне круга, наиболее активны и обладают большими лидерскими способностями.

«Медвежата на прогулке»

В такую игру полезно вовлечь детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нее можно играть в детском саду или на празднике в начальной школе.

Сначала ведущий говорит: «Вы все – маленькие медвежата, вы гуляете по лугу и собираете сладкую землянику. Один из вас – самый старший, он следит за всеми остальными».

Звучит веселая музыка, дети ходят по комнате и изображают из себя медвежат – переваливаются, делают вид, будто собирают ягоду, напевают песенки.

В это время ведущий выбирает одного играющего и, когда музыка останавливается, объявляет, что он и есть старший медвежонок. Его задача (объявляется заранее) – как можно быстрее проверить, все ли медвежата на месте, то есть дотронуться до плеча каждого игрока.

После того как он удостоверится, что никто не потерялся, игра возобновляется, а через несколько минут ведущий назначает другого старшего. Игра идет до тех пор, пока все не побывают в этой роли. Тот, кто выполнит это задание быстрее всех, объявляется самым быстрым и самым старшим. Естественно, это получится только у того, кто будет действовать спокойнее и организованнее, чем остальные. В конце игры ведущий объясняет, почему выигравший смог выполнить задание лучше, чем остальные.

Игра «Медвежата на прогулке» позволяет детям научиться быстро реагировать на задание и правильно организовывать свои действия. Ее можно проводить довольно часто, изменяя медвежат на котят, цыплят, слонят и т. д.

«Далеко-далеко, в густом лесу…»

Игра – для дошкольников. В этом возрасте лидерские качества проявляются довольно ярко, обычно они непосредственно связаны с умственным или физическим превосходством. С возрастом эти качества могут пропасть, если их не развивать.

Играющие садятся на стулья, закрывают глаза,и ведущий объясняет правила: произносится фраза «далеко-далеко, в густом лесу… кто?» Один из играющих отвечает,например: «лисята». Если произносятся несколько ответов одновременно, ведущий не принимает их и повторяет фразу еще раз. Иногда играющим бывает сложно решить, кто должен отвечать, но ведущий не должен вмешиваться и дать ребятам самим разобраться.

Когда единственный ответ получен,ведущий говорит следующую фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята… что делают?» Ответы принимаются по тем же правилам.

В эту игру можно играть довольно долго, пока не надоест. Или – когда первая фраза станет достаточно длинной, можно начать сначала.Единственное условие:все фразы должны начинаться одинаково: «Далеко-далеко, в густом лесу…»

Обычно получается так, что один или несколько игроков отвечают больше всех. На них стоит обратить внимание – именно они обладают наиболее развитыми лидерскими способностями.

«Кораблекрушение»

Игра – для детей дошкольного и школьного возраста.

Ведущий объявляет: «Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но мотор сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Что делать?»

Ситуация может быть и другой, главное – чтобы из нее существовало несколько выходов.

Ребятишки обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные выходы из нее. Кто-то предлагает один выход, кто-то – другой. Важно обратить внимание на того, кто активнее всего принимает участие в обсуждении, отстаивает свое мнение.

Читайте также:  Роль взрослого в развитии познавательной сферы ребенка

В итоге обсуждения играющие сообщают ведущему свой выход из ситуации, а он рассказывает им, что из этого получилось. Естественно, результат должен быть удачным. Ведущему нельзя допустить «раскола» среди играющих, то есть того, что одна половина ребятишек выберет один вариант, а вторая – другой.

«Пожарная команда»

Для детей дошкольного возраста.

В начале игры выбирается ведущий. Остальные игроки представляют из себя «пожарную команду». Ведущий должен отправить их «пожар» тушить. Игроки должны бегать, суетиться и совершать какие-то бестолковые действия. Задача ведущего – суметь их «собрать» и заставить «потушить пожар». В результате каждый игрок дает по пятибалльной шкале свою оценку поведению ведущего.

Затем игроки меняются местами – ведущим становится кто-то другой. Игра повторяется. Далее каждый из игроков снова дает свою оценку поведению ведущего. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков не окажется на месте ведущего. Победителем будет тот, кто получил больше баллов.

«Фотограф»

Игра для дошкольников.

В начале игры выбирается ведущий – «фотограф». Ведущий должен сделать интересные «фотографии», значит ему надо усадить остальных ребят по своему усмотрению. «Фотографу» предстоит действовать быстро и четко. Кому-то из участников игры он может предложить роль учителя – следовательно, тому надо принять соответствующую позу. Кто-то может стать «полицейским», кто-то «актрисой», кто-то «фокусником».

Каждый из игроков дает свою оценку действиям «фотографа» по пятибалльной шкале. Далее игроки меняются, «фотографом» становится другой. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не побывают в роли «фотографа». А чтобы игра была еще интереснее, можно взять «полароид» и делать моментальные снимки. У лучшего «фотографа», соответственно, снимки получатся качественнее, значит он лучше других умеет добиваться, чтобы окружающие выполняли его требования, и является лидером.

«Я самый лучший, а ты?»

Для детей дошкольного возраста.

Все ребятишки должны ощутить сплоченность и получить порцию ободрения и одобрения, а в атмосфере взаимовосприятия и хорошего настроения дети хоть на некоторое время позабудут о своих страхах и сомнениях. Игра рассчитана на участие не слишком большого числа детей (от 3 до 5).

Одного из ребятишек под всеобщие возгласы одобрения взгромождают на стул, и на некоторое время мечта оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты становится реальностью. Остальные плотным кольцом окружают стул и хлопают в ладоши.

На этом почетном месте должен побывать каждый из игроков, а наслаждение от игры получают и те, в чей адрес раздаются аплодисменты, и те, кто рукоплещет.

«По главной улице с оркестром»

Для детей дошкольного возраста.

Игра помогает детям избавиться от негативных эмоций, а также представить себя важным дирижером оркестра. Это упражнение не только взбадривает, но и создает ощущение спаянности. Для игры пригодится кассета с записью задорной и веселой музыки, которая нравилась бы детям и вызывала у них положительные эмоции.

Все ребятишки должны вспомнить дирижера и те движения, которые он выполняет в оркестровой яме. Всем вместе надо встать в общий круг, представить себя дирижерами и «дирижировать» воображаемым оркестром.При этом должны участвовать все части тела: руки, ноги, плечи, ладони…

«Садовник»

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста; желательно, чтобы число участников было не меньше 10.

Выберите ведущего. Им нередко становится взрослый человек.

Все дети берут себе названия цветов. Ведущий начинает игру,произнося следующий текст: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…», и называет один из цветков из числа избранных детьми. Например, «…кроме розы». «Роза»немедленно должна откликнуться: «Ой!».Ведущий или кто-то из игроков спрашивает: «Что с тобой?» «Роза»отвечает: «Влюблена».Тот же игрок или ведущий спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например, «В фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» и т. д. Если вы не откликнулись, когда назвали ваш цветок, или сами «влюбились» в того, кого здесь нет, то вы проиграли. Игра начинается сначала.

Нос, рот…

Для детей дошкольного возраста. Она учит умению быстро реагировать на ситуацию, развивает их внимание и способность быстро переключать его с одного предмета на другой.

Обычно ведущим становится взрослый человек. Сядьте лицом к детям, рассадив их полукругом. Начните игру,произнося: «Нос, нос, нос, нос…». При этом вытянутым указательным пальцем притрагивайтесь к своему носу. Дети должны делать то же самое.Вдруг измените слово: «Нос, нос, рот…», но прикоснуться вы должны не ко рту, а к другой части головы, например ко лбу или уху. Задача детей – дотронуться до той же части головы, что и вы, а не до той, которую вы назвали. Тот, кто ошибается больше 3 раз, выходит из игры.

Победителем считается игрок, дольше всех оставшийся в игре.

«Продуктовая база»

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выбирается ведущий. Он будет «директором продуктовой базы». Еще один – «директором магазина». Остальные игроки являются «продавцами». Суть игры заключается в следующем – к «директору продуктовой базы» приходит один «продавец» и спрашивает его о том, какие продукты есть в наличии. «Директор базы» называет ему определенный список,например: «Есть мороженое, колбаса „Останкинская“, колбаса „Салями“, копченые сосиски, сыр „Голландский“, чай „Индийский“, молоко, масло, маргарин».

«Продавец» должен все запомнить и передать «директору магазина». Сложность в том, что записывать наименование продуктов нельзя, можно только запоминать. При этом сами ведущие вполне могут записать то, что сказали, чтобы потом проверить игроков. За каждый верно названный продукт игрок получает очко. Побеждают те, кто наберет их больше.

Источник