Роль взрослого в развитии познавательной сферы ребенка

Роль взрослого в развитии познавательной сферы ребенка thumbnail

Роль взрослых в активизации познавательной деятельности малышей

Предметная сфера, окружающая ребенка, организованная наилучшим образом, не может сама с собой, без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет окружающую среду, делает её понятной и доступной для малыша.

На протяжении первого и второго года жизни «деловое общение» усложняется, постепенно приобретая ярко выраженный познавательный характер. Эмоциональный контакт,  взрослого с ребенком заменяется общение по поводу тех или иных предметов, интересных для малыша, общение принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит ребенка с окружающей действительностью. Совместная деятельность – основной метод воздействия на младенца первого рода жизни в процессе его развития. Своевременно перевести ребенка на более высокий уровень общения с взрослыми – задача не только воспитателей, но и родителей. Воспитатель должен обратить внимание родителей на то, что общение является одним из основных условий воспитания у детей чисто человеческих, социальных навыков и повышения уровня их умственной активности.

С ростом жизненного опыта и возможностей малыша ярче проявляется его стремление к самостоятельности. Это условие в воспитании детей начала второго года жизни следует учитывать особо, так как при недостатке двигательной активности, если взрослые не учитывают возрастающую потребность в освоении близлежащего пространства, наступает, как утверждают психологи «кризис» одного года. Ребенка уже не устраивает прежнее положение, когда все для него делал взрослый: умывал, одевал, кормил. Не владея еще рядом фундаментальных навыков и умений, он тем не менее стремится к самостоятельности.

Познание окружающего малыш начинает осуществлять через ориентировочно-исследовательскую деятельность. Его интересует все. Но удовлетворению любопытства мешают плохо развитые умение действовать предметами, навык ходьбы, речевое общение со взрослым. Однако потребность в освоении окружающего, несмотря ни на что, в этом возрасте является действенным фактором развития активности. Именно в этот период отмечается обостренная реакция на воздействие нового (присутствие посторенних людей или какие либо новые игрушки, предметы). Малыш уже ни так охотно, как раньше, идет к незнакомому человеку. Негативность и настороженность при появлении нового являются особой формой активной ориентировки ребенка в незнакомой ситуации и наиболее трудным состоянием адаптации его к условиям детского учреждения, к незнакомым людям.  

Как же должен вести себя взрослый в общении с ребенком – ведь возникшее противоречие между потребностями и возможностями ребенка в состоянии разрешить только он?! Взрослый должен перестроить свои отношения с малышом, поднять их на качественно новый уровень. Теперь педагог делает не за ребенка, а выполняет что-либо вместе с ним. Он прежде всего удовлетворяет развивающуюся у малыша потребность в освоении окружающего, обеспечивает ему достаточную двигательную активность, продумывает и организовывает окружающую среду, осуществляет методически правильный подбор предметов, игрушек. Педагогу необходимо проявлять к каждому ребенку исключительную чуткость, постепенно развивая его возможности в освоении окружающего: приучать к преодолению посильных трудностей, получению радости от достижения цели; постепенно обогащать малыша впечатлениями при общении с посторонними людьми, другими детьми, давать образец доброго, внимательного взаимодействия с ними. Все новое надо вносить в его жизнь на фоне частично знакомого ил находящегося в логическом сочетании с ним.

Как бы ни был мал ребенок, необходимо добиваться, что бы он чувствовал, на что направлены усилия взрослого. Установить двусторонний характер взаимопонимания с детьми раннего возраста нелегко. Для малыша все имеет значение: и выражение глаз, и улыбка, и чуткие, спокойные руки, и мягкий, ласковый голос взрослого. Эмоциональное проявление очень рано становятся каналом связи, доступным средством влияния на поведение ребенка.

Огромное значение для возникновения «душевного» комфорта малышей имеют личные качества людей, воспитывающих их, поскольку взаимоотношения в период раннего детства носят интимный характер: они строятся порой на «полутонах», зависят от интуиции взрослого, умение настроится на «волну» детства, почувствовать потребности и переживания ребенка. Это во многом зависит от мастерства и тактичности педагога. Вместе с тем в организации воспитательного процесса особую роль играют профессиональные знания воспитателя. Любовь к ребенку в сочетании с обоснованными педагогическими требованиями —  вот факторы, позволяющие воспитывать детей и сердцем и разумом.

Источник

Роль взрослого в развитии познавательной активности детей
Ребенок может постигать мир самостоятельно путем проб и ошибок, через манипуляции с объектами. Но при этом огромный пласт информации, значимой для его развития, останется невостребованным, пройдет мимо, а многое будет усвоено примитивно, поверхностно и даже превратно. Психические и интеллектуальные возможности малыша пока не позволяют ему полноценно и правильно воспринимать и перерабатывать обрушивающийся на него извне поток информации. Но малыш не одинок в мире. Рядом всегда есть взрослый — друг, помощник, наставник, который занимает особое место в жизни маленького ребенка.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка в год и два месяца

Взрослый — обладатель колоссального опыта, который он передает детям в процессе общения и взаимодействия с ними.

При передаче детям информации очень важно учитывать характерные для их возраста познавательные потребности и интересы, возможности и способы познания мира. Взрослому нужно правильно определить меру своего участия в познавательных действиях ребенка,- чтобы не задавить детскую инициативу, не погасить желание ребенка открывать мир. И, конечно, надо знать, что конкретно ребенок не в состоянии освоить самостоятельно, без помощи взрослого человека.

На что же педагогам следует обратить внимание в работе с детьми трех-четырех лет?

Прежде всего на то, что ребенок данного возраста продолжает активно осваивать различные характеристики предметов и объектов окружающей действительности, постигает способы действия с ними. Но дело в том, что в процессе познания малыш в первую очередь вычленяет в предмете второстепенные, внешние признаки: цвет, форму, величину и др. Наиболее существенную, главную характеристику предмета -его функцию (как предмет используется) маленькому ребенку самостоятельно осознать очень трудно, а иногда и просто невозможно. Ведь функция — скрытая характеристика. Она хранит в себе определенный опыт человечества. Познавая предмет, постигая и осваивая его функцию, ребенок приобщается к этому опыту.

Назначение предмета, его функцию ребенок осваивает только при активном участии взрослого, который показывает, объясняет, учит использовать различные предметы по их назначению.

И еще один, существенный для развития ребенка трех-четырех лет, момент. Невозможно переоценить роль взрослого в процессе формирования у детей определенного отношения к окружающей действительности. Выпуская детей в мир, мы хотим, чтобы они бережно и созидательно относились ко всему, что его наполняет.

Бережное отношение к предметному содержанию нашего мира проявляется в умении использовать каждый отдельный предмет по его назначению, в правильном владении его функцией.

Созидательное отношение к миру проявляется в творческом, разумном преобразовании окружающей действительности. Важное, а возможно, и первостепенное значение в данном вопросе имеет поведение взрослых, которые окружают ребенка. В их поступках, как в зеркале, отражается истинное чувство к окружающему. Маленький ребенок, наблюдая за взрослыми, воспринимает их поведение как норму, эталон человеческого отношения к миру. Поэтому рядом с маленьким ребенком должны быть добрые, внимательные люди, с действительно бережным и созидательным отношением к окружающему миру.

Зная, что дети трех-четырех лет стремятся подражать взрослым, педагоги должны быть очень требовательны к себе: к своим поступкам, манерам, речи.

Помните, что от» внимания детей не ускользает ничто. Если они вас любят, то очень хотят быть во всем похожими на вас, смотреть на мир «вашими глазами», говорить с людьми вашими словами. Поэтому трехлетние малыши слепо перенимают, присваивают себе все, что есть в вас хорошего и плохого.

Формируя у ребенка бережное и созидательное отношение к миру, педагоги должны использовать его стремление активно включаться в различную деятельность тех взрослых, к которым малыш испытывает глубокую симпатию: И здесь важно всячески поддерживать ребенка, осуществляя разумное «разделение труда», предоставляя детям возможность участвовать в реальных делах взрослых. Только активное, посильное участие детей в реальных делах наравне со взрослыми способствует становлению бережного и созидательного отношения к миру. И главное, ваш совместный с ребенком труд должен быть таким, чтобы малыш мог видеть, наблюдать, как результаты его усилий приносят радость другим, используются в жизни. Так ребенок постепенно начнет осознавать необходимость, значимость и ценность созидания, у него появится стремление как можно больше и лучше что-то делать на благо всему окружающему, бережно относиться к результатам своего и чужого труда.

Задачи работы педагога

Наступило время назвать основные задачи работы педагогов по развитию познавательной активности у детей трех-четырех лет.

1. Создавать условия для расширения опыта детей, накопления запаса представлений об окружающей их действительности.

2. Закладывать основы бережного и созидательного отношения к окружающей ребенка действительности.

Реализовывать вышеназванные задачи можно по-разному:

— через создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной активности;

— через специально организованные взрослыми мероприятия.

Для Женского журнала www.blackpantera.ru: 
В. Шишкина

Источник

Познавательная сфера дошкольника является единой функциональной системой, позволяющей ребенку познавать окружающий мир. В дошкольном периоде познавательное развитие происходит особенно интенсивно. Ребенок растет, развивается, превращается в активную личность и постепенно складывает свою картину мира. Помогают ему в этом психические процессы, речь, способности, включение в деятельность, интерес. В совокупности они образуют познавательную сферу. 

Читайте также:  Центр развития ребенка бонифаций

Особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте

Рассмотрим, какими возможностями познания себя и окружающей действительности оперируют дети дошкольного возраста. В краткой характеристике познавательной сферы дошкольника перечислим главные средства.

Познавательные процессы

Психические процессы, с помощью которых человек получает информацию и оперирует приобретенным материалом, не зря называют познавательными. Благодаря этим процессам осваивается действительность, формируется понимание всего того, что окружает личность.

В дошкольном возрасте все они интенсивно развиваются: восприятие, воображение, память, мышление. Проводником в формировании каждого их перечисленных процессов выступает внимание.

Интерес познания

Именно внимание выделяет объект из окружающего мира, благодаря чему информация о нем поступает в мозговой центр ребенка.

Все познавательные процессы работают в тесной взаимосвязи. Дошкольник активно задействует органы восприятия – смотрит, слушает, исследует предметы и явления, осознает пространство и время. Его восприятие становится все более целостным и структурным, с выстраиванием отношений между предметами.

Особенно активно в дошкольном возрасте развивается воображение. Ребенок представляет образы, слушая истории и сказки. Приступая к рисованию, он имеет некоторый план, что ему хочется изобразить. Дошкольник легко наделяет новыми качествами уже известных ему героев, охотно фантазирует. Познавательная функция воображения заключается и в активной проработке информации и в применении материала в новых условиях.

В дошкольном возрастном периоде преобладает наглядно образное мышление. Но также многое ребенок пытается понять, используя действия. Практически любой мальчишка, чтобы прояснить, как устроена машинка, разберет ее по частям. К 6-7 годам уровень развития мышления достигает такого уровня, что дошкольник в состоянии вернуть исходную целостную форму этой разобранной игрушке.

Формированию умений способствуют такие мыслительные операции как анализ и синтез – ведущие в мышлении дошкольника. Они же подтягивают развитие более сложных операций – сравнение, классификация, обобщение.

Особая роль в развитии познавательной сферы детей отводится памяти. На протяжении всего дошкольного детства преобладает непроизвольная память, но с возрастом развиваются умения и навыки длительного запоминания. Таким образом, краткосрочное удерживание информации дополняется долговременной памятью. В сравнении с младшим дошкольным возрастом, ребенок на пороге школы отличается значительно большим объемом памяти, что крайне важно для усвоения учебного материала.

Познавательные способности

К способностям ребенка, позволяющим познавать мир, прежде всего, следует отнести наблюдательность, умение задавать вопросы и слушать ответы на них, восприятие информации и ее осмысление. Такая детская заинтересованность станет фундаментом для развития когнитивных способностей и интеллекта.

Если дошкольник задает вопрос за вопросом, не дожидаясь ответа и отвлекаясь уже через секунду на другой заинтересовавший его объект, то о способности к познанию в подобных случаях говорить не стоит.

Интерес

Познавательный интересУстойчивый интерес служит эффективным средством обогащения познавательной сферы ребенка. Пытливый ум выясняет свойства и назначение ранее неизвестных им предметов, проявляет интерес к счету и чтению, к новым сведениям, замечает своеобразие явлений.

Заинтересовавшись формой и особенностями конструкций, дети дошкольного возраста способны провести анализ, при необходимости задать уточняющие вопросы и самостоятельно реализовать свою задумку. Старшие дошкольники в состоянии гораздо дольше заниматься делом, если оно им интересно.

Познавательная активность

На интерес ребенка опирается еще одна важная составляющая – познавательная активность. Дошкольник может проявлять заинтересованность различными способами и в разных направлениях. Его может увлечь постижение какого-то содержания (например, такая цепочка: почему лампочка светится, что такое электрический ток, как он вызывает свечение в лампочке и пр.).

Ребенок может настойчиво искать новые способы решения знакомой для него задачи (могу ехать на велосипеде, сев спиной к рулю…). У дошкольника часто проявляется стремление поделиться новыми знаниями с родителями или сверстниками.

Ребенок познает окружающий мир

Ребенок познает окружающий мир

Новообразования дошкольного возраста

Развитие познавательной сферы приводит дошкольника к новым образованиям, которые выводят личность на новый уровень. Новообразования – важнейшие критерии, отделяющие один возрастной период от другого и раскрывающие его сущность. В старшем дошкольном возрасте содержательным приобретением является мировоззрение и произвольность.

Формирование мировоззрения

Постепенно в сознании ребенка устанавливаются связи между всем, о чем он уже знает. Следовательно, складывается первичное мировоззрение. Важны и такие психологические аспекты как развитие самосознания и понимания системы отношений между людьми.

Детский мозг в состоянии выявлять некоторые закономерности. Старший дошкольник уже отлично понимает, что действия и поступки приводят к определенным последствиям, и морально-этическим, в том числе.

Формирование мировоззрения как психического новообразования дошкольного детства еще довольно схематично. Своего рода, это канва, которая начнет активно наполняться, как только ребенок пойдет в школу.

Читайте также:  Коммуникативно речевое развитие ребенка в фгос

Формирование произвольности

Главным достижением дошкольного возраста считают формирование произвольности. Это также новообразование, которое стимулирует развитие познавательной сферы. Если младший дошкольник воспринимает, обращает внимание, мыслит непроизвольно – что его больше привлекает, на то и направлено его познание, — то в старшем дошкольном возрасте, хотя бы частично, этим процессом можно управлять.

Произвольное восприятие

Произвольное восприятие

Произвольность обеспечивает восприятие той информации, которую ребенку преподносит взрослый. Произвольное внимание позволяет дошкольнику видеть и слушать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Поэтому произвольность – важнейшее «приобретение» для познавательной сферы в дошкольном периоде.

Роль взрослого в развитии познавательной сферы дошкольника

Родителям важно осознавать, что познавательная сфера их ребенка эффективнее расширится и наполнится при активном участии взрослых. В дошкольном детстве возможности познания практически не знают границ. Ребенок-почемучка сам инициирует множество вопросов и увеличивает свою информационную базу благодаря доступным для понимания ответам. Активные дети получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, а также опытным путем, насколько окружающие позволяют им экспериментировать и действовать.

Но особенности развития познавательной сферы дошкольника таковы, что психические процессы, направленные на познание, в большей степени носят непроизвольный характер. Для всестороннего развития взрослые должны направлять внимание, интерес и активность ребенка. И это нужно практиковать не только на занятиях по развитию, но и в повседневном общении с детьми.

Источник

Светлана Бондарева
Роль взрослого в развитии познавательных интересов у детей

Как хочется нам вырастить своих детей не только здоровыми и крепкими, но и инициативными, думающими, творческими, способными достойно выйти из любой жизненной ситуации. А это невозможно, если ребенок обладает нестандартным, творческим мышлением. Значит, детей необходимо учить мыслить, фантазировать, придумывать новое, что, несомненно, формирует гибкость и оригинальность мышления.

Активность детей постепенно переносится с процесса действия на его результат, проявляется стремление и умение предвидеть конечный результат, итог своих действий. Ребенок способен самостоятельно поставить несложную цель, наметить пути, ведущие к ее достижению. Способен, это не значит умеет. Если не помочь, не направить, возможности останутся скрытыми и не превратятся в умения.

Немалую роль в формировании устойчивых интересов играет успех в той деятельности, которой занимается ребенок.

Достичь успеха без упражнений невозможно. Если не спешить, стараться опереться на те детские интересы, которые уже сложились, замкнутый круг вполне можно разорвать. Можно предложить с помощью взрослого нарисовать постройку, посоветовать что – то изобразить для украшения постройки и при этом помочь так, чтобы ребенок получил удовольствие.Детям хочется принимать личное участие во всех делах близких людей: вместе с папой прибивать полочку, вместе с мамой приготовить обед, вместе с бабушкой покупать продукты. И если ребенка привлекают к простым видам труда, он проявит интерес и к тому, как ими пользуются, и к процессу труда, и к его результату.

В игре развиваютсявсе стороны личности ребенка: чувства и воля, воображение и мышление, память и любознательность.

Игра — вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность.

Интеллектуальная игра — это игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека (ребенка, его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны: учебные цели, развивающие цели.

Учебная цель: проверить уровень полученных знаний. В данном случае игра выступает в роли видоизмененной проверки. Это вопросы на воспроизведение выученных знаний в игровой форме повышает у детей интерес к знанию;

стимулирование самостоятельного изучения материала, например, дать задание детям повторить дома с родителями геометрические фигуры, названия, форму, размер, или чтение сказок взрослых ребенку. … Здесь игра является итогом самостоятельной работы детей по заданию воспитателя.

Регулярное проведение игр такой направленности дает детям много знаний.

Развивающие цели: развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность. Это основные цели проведения таких игр, как викторина. Очень важно и ответственно отнестись к подбору вопросов, заданий, а также к организации самой игры. Участие детей в игре позволяет приобрести умения выражать эмоции и чувства, расширять кругозор, формирует умение вести коллективный поиск истины.

Интеллектуальная игра преследует помимо воспитательной, и игровую, и познавательную цель. Интеллектуальные игры влияют положительно на познавательную деятельность интеллектуально- пассивных детей. Игра носит обучающий характер, и игровой. Поэтому они представляются ребенку не просто забавой, а интересным необычным занятием.

Источник