Группа развития особый ребенок

Марина Воронкина
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок»

Распространение в России процесса интеграции детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательные организации является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование. Инклюзивное образование рассматривается как путь и как одно из возможных средств более успешной социализации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это относительно новая форма обучения, в которой реализуется принцип «научения жить вместе», построенный на гуманистических началах педагогики и психологии.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.

Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме участвовать в жизни коллектива дошкольной организаций.

ФГОС дошкольного образования направлен на решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, в том числе и детей с ОВЗ и создание благоприятных условий для развития детей, учитывая совокупность особенностей каждого ребёнка и уважение к личности ребёнка.

При реализации стандарта обязательно учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования и особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

С каждым годом в нашем муниципалитете увеличивается количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям и их родителям необходима не только помощь со стороны различных специалистов, но и общение дошкольников со своими сверстниками, расширение их небогатого социального опыта. Помимо забот по уходу за ребенком и его лечению, которые отнимают много сил и времени, родители ребенка с ОВЗ сталкиваются еще с одной серьезной проблемой – невозможностью определить своего малыша в детский сад на полный день из-за особенностей заболевания ребенка.

Решением данной проблемы на территории Шебекинского района стало открытие на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – детксий сад № 2 г. Шебекино» группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». Данную группу посещает 6 человек в возрасте от 3 до 7 лет имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии. Зачисление в группу осуществляется по решению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии на срок от 3 месяцев до 3 лет. Режим работы группы «Особый ребенок» составляет три дня в неделю по 2 часа. К работе в данной группе привлечены воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог детского сада, прошедшие профессиональную переподготовку по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Дошкольную группу посещают дети, проживающие в г. Шебекино и Шебекинском районе, у которых имеется тяжелое нарушение речи (либо полное ее отсутствие, отсутствие навыков общения, самообслуживания, совместной коллективной деятельности и другие физические заболевания, не позволяющие находится ребенку в детском саду в течение полного дня.

У детей с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с нормально развивающимися сверстниками запаздывает формирование основных психических функций, в том числе и навыков общения. Часто «особому ребенку» бывает трудно установить эмоциональный контакт даже с близкими и родными людьми, а тем более с другими детьми и взрослыми. Отсутствие навыков общения и несформированность механизмов саморегуляции затрудняет внедрение ребенка с ОВЗ в детскую группу. Но если нормально развивающийся ребенок самостоятельно овладевает навыками общения и взаимодействия, то у «особого ребенка» эти навыки могут сформироваться только в результате специальной работы.

Работа с «особым ребенком» начинается с индивидуальных занятий с воспитателем (учителем-логопедом) или психологом, а затем осуществляется постепенное внедрение нового ребенка в небольшую подгруппу из двух или трех детей.

Чтобы дать ребенку первые, хотя бы самые элементарные навыки общения, педагогами используются игры с движениями в кругу, которые напоминают упражнения по логоритмике. Даже если ребенок сразу не включается в игру и не выполняет движения, то он находится вместе или рядом с другими детьми, имеет возможность привыкнуть, освоиться в новой, непривычной для него обстановке, понаблюдать за действиями детей и взрослых. Иногда требуется значительное время, чтобы ребенок начал включаться в общую игру и выполнять по подражанию определенные движения и действия. Игры с движениями в кругу помогают формировать у «особых детей» мотивацию к участию в групповых занятиях и общению с другими детьми.

Читайте также:  Выявление отклонений и нарушений в развитии ребенка

Для осуществления деятельности по коррекции нарушений речевого и психического развития в группе с данными детьми работают двое взрослых: воспитатель или учитель-логопед и педагог-психолог. Они помогают детям осваивать общие правила,оказывают физическую помощь отдельным детям при выполнении движений: помогают удерживать определенную позу детьми (если у ребенка имеются нарушения в данном направлении развития, помогают ребенку удерживать предмет, который используется в игре, выполняют руками ребенка необходимые движения до тех пор, пока ребенок сам не начнет действовать, повторяя движения за ведущим.

В период адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям группы кратковременного пребывания в качестве помощников привлекаются родители. Они принимают активное участие в проведении занятий как индивидуальных, так и подгрупповых, являются основными помощниками для своих детей в период освоения новых видов детской деятельности.

Помимо решения основной проблемы, связанной с социализацией ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в группе кратковременного пребывания решаются и другие задачи. У детей в связи с особенностями их физического и психического развития практически не развита крупная моторика и координация движений. Данные дети часто не понимают инструкцию взрослого, а потому и не выполняют предлагаемые им задания. Игры с движениями, организованные педагогами в кругу, помогают решить задачу развития общей моторики «особых детей», а также развития слухового восприятия и понимания обращенной речи.

Многие виды движений, которые с легкостью выполняют их сверстники, не доступны для выполнения детьми с ОВЗ. Особому ребенку трудно успеть за общим темпом выполнения движений, трудно переключиться с одного движения на другое, хотя ритмические действия привлекают детей, нравятся им. Поэтому педагоги стараются значительно снижать темп выполнения движений, повторять одну и ту же команду по несколько раз, чтобы дать детям возможность понять указание взрослого и выполнить то или иное движение,используют в играх и упражнениях самые простые движения и действия: сделать хлопки по коленкам, поднять руки вверх, опустить руки вниз, развести в стороны, присесть-встать, протянуть руки вперед и т. п., разные виды ходьбы, бег.

Мелкая моторика у детей с ОВЗ не развита или развита очень слабо, движения рук и пальцев нескоординированы. Поэтому на занятиях вводятся элементы массажа рук и пальчиковой гимнастики, которые дети делают при помощи родителей, педагогов или пытаются выполнить самостоятельно. Здесь, также как и в играх с движениями, используется замедление темпа выполнения и многократное повторение самых простых движений.

Развитию мелкой моторики, ручной умелости, а также развитию восприятия, внимания, мышления, памяти «особых детей» способствуют игры и пособия М. Монтессори. Поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья имеют серьезные речевые нарушения, то более всего для работы с этими детьми подходят пособия для сенсорного развития и упражнений в практической жизни (пересыпание, перекладывание, переливание, закручивание – откручивание крышек и т. п.).

Каждому дошкольнику, особенно детям, имеющие ограниченные возможности здоровья, нравятся физкультурные и музыкальные занятия, которые проходят в физкультурном и музыкальном залах под руководством инструктора по физической культуре и музыкальных руководителей. Дети с удовольствием играют с мячами разных размеров (пытаются бросать их в кольцо или в мишень, прокатывают их в ворота, «играют в футбол», учатся бросать и ловить мяч руками, забивают клюшкой шайбу в ворота, ходят по дорожкам. На музыкальных занятиях наибольший эмоциональный отклик у ребят вызывают движения под музыку и игра на детских музыкальных инструментах.

Помимо развивающих занятий в детском саду для воспитанников группы «Особый ребенок» организуются посещения репетиций и музыкальных занятий в группах общеразвивающей направленности, чтобы дети могли понаблюдать за тем, как танцуют и поют их сверстники, проводятся совместные музыкальные развлечения и праздники. На праздниках Новогодней елки воспитанники группы «Особый ребенок» вместе с родителями и детьми детского сада водят хороводы вокруг нарядной елки, играют на детских музыкальных инструментах, танцуют под музыку, играют в подвижные игры. Во время «Недели психологии» воспитанники группы кратковременного пребывания участвуют в акции «Сказка в подарок»: они посмотрят сказки, которые им показывают воспитанники подготовительной к школе группы. В конце таких развлечений дети все вместе танцуют и поют песни. Подобные мероприятия очень нравятся детям с ОВЗ, дарят им много положительных эмоций.

Положительным моментом в деятельности группы кратковременного пребывания является то, что родители «особых детей» имеют возможность получать квалифицированную помощь специалистов. Советы и рекомендации педагогов по взаимодействию с ребенком в домашних условиях очень помогают в организации воспитательного процесса дома, поскольку большинство этих родителей не имеют специального образования и, конечно, не были готовы к появлению в их семье ребенка с проблемами.

Читайте также:  Физические развитие ребенка 5 лет для школы

Пока дети находятся на занятии, родители, ожидая их, имеют возможность поучаствовать в тренингах, получить консультацию и обсудить со специалистом проблемы, касающиеся воспитания и обслуживания своих «особых детей». Это общение позволяет родителям ощутить, что они не одиноки, что есть и другие семьи со сходными проблемами.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольной организации изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». Посещая группу кратковременного пребывания, дети с ограниченными возможностями здоровья приобретают элементарные навыки общения, делают первые маленькие шаги на пути социализации. Ведь жить им предстоит в социальном мире, в человеческом обществе. Большая победа, если этот первый опыт оказывается удачным, и ребенок получает возможность развивать наравне со своими сверстниками.

Список литературы:

1. Безделева М. Ю. «Организация преемственности дошкольного и школьного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Источник

Группа кратковременного пребывания

«Особый ребенок»

С 1998 года в нашем детском саду работает группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» для социальной адаптации детей, имеющих заболевание «детский церебральный паралич».

Проблема социальной адаптации этих детей остро стоит и перед их родителями. В результате первых бесед с родителями и наблюдений за детьми стало понятно, что родители видят цель группы как лечебно-профилактическую и самым главным для них является посещение сеансов массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии и занятия в бассейне.

Мы постарались убедить родителей в необходимости проведения комплексной работы с детьми, которая включает в себя интеллектуальное развитие, лечебно-оздоровительные и коррекционные мероприятия, объяснили важность гибкого режима, соблюдения гигиенических требований к нагрузкам и проведения занятий по подгруппам.

С детьми этой группы работают следующие сотрудники: воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, инструктор по плаванию, педагог-психолог, медицинский персонал.

Одной из форм сотрудничества с родителями воспитанников является проведение «круглых столов». На этих встречах наши педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей этой группы в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения.

Периодически проводятся комплексные занятия, необходимые как для детей, так и для родителей. Занятия «Здравствуй, малыш!», «Новый мир для ребенка», «Я познаю себя», «Что я умею?», «Какое у меня настроение?» помогают детям понять друг друга, а их родителям — ближе познакомиться друг с другом.

Не менее важными оказались вопросы, как и во что играть с ребенком. Поэтому стал периодичным психолого-педагогический практикум. Еще одной формой работы с родителями стали «Дни совместных игр». Они дают детям возможность почувствовать радость общения со взрослыми и способствуют организации сотрудничества наших педагогов и родителей.

Проводятся интегрированные игровые занятия по музыкальному развитию совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем.

Родители принимают участие в написании сценариев праздников, в которых они принимают непосредственное участие, исполняя роли вместе с детьми, и такое совместное творчество стало традиционным. Необходимыми оказались для родителей и занятия по обучению детей навыкам самообслуживания, в результате чего к концу года некоторые дети стали обедать без помощи взрослых. Обеды в нашем детском саду — это тоже большая помощь родителям, хотя проблем у них остается еще очень много: транспорт, специальное оборудование, медицинское обслуживание и другие.

Результатом взаимодействия между родителями и специалистами стало взаимопонимание — исчезли напряжение, недоверие, боязнь за ребенка. Теперь родители сами становятся инициаторами общих мероприятий для детей: отмечают дни рождения детей в детском саду, готовясь к этому заранее, продумывая игры, забавы.

Особенно трогательно проходят праздники 8 Марта. Дети научились поздравлять мам, бабушек — каждый по-своему: кто умеет говорить, тот читает стихи, поет песни, кто еще плохо владеет речью — рисует, делает поделки, и эти усилия трогают взрослых до слез.

Дети, которые проходят адаптацию, усваивают навыки самообслуживания и общения, переводятся в общие группы детского сада, где их тепло встречают дети и воспитатели.

Несомненным достижением данной работы является то, что большинство выпускников данный группы детского сада учатся в коррекционных классах, и можно порадоваться тому, что избавлены от надомного обучения и не лишены общения со сверстниками.

Читайте также:  Центр развития ребенка солнышко п чернянка белгородской области

Программа реабилитационной работы с детьми-инвалидами (ДЦП)  

Программа базируется  на документах:

  1. Президентская программа «Дети России»
  2. Программа «Столичное  образование»
  3. Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» и Всемирной декларации об обеспечении  выживания, защиты, и развития детей.
  4. Конвенция о правах ребенка.
  5. Об образовании закон РФ.

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование  процесса обучения с отклонениями в развитии  (и с нарушением интеллекта) в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной  подготовки к обучению  в школе и социальной адаптации.

Основные задачи в работе с детьми, имеющими диагноз ДЦП

в детском саду:

1.            Социальная адаптация.

2.            Психологическая подготовка детей к восстановительному лечению.

3.            Создание реабилитационного психотерапевтического климата в группе.

4.            Коррекция психических процессов у детей.

5.            Оказание психологической помощи родителям.

6.            Развитие и коррекция речи детей.

7.            Обучение основам самообслуживания.

8.            Начальный этап трудотерапии (лепка, рисование).

9.            Развитие движений на воде.

10.       Лечебная физкультура с постепенным наращиванием нагрузки в индивидуальном обучении.

11.       Лечение положением, применение лангет, туторов, корсетов, ортопедической  обуви.

12.       Различные формы массажа (точечный, сегментарный).

13.       Работа с родителями: обучение проведению восстановительных мероприятий в  домашних условиях.

Источник

Ирина Дымникова
Особенности образовательного процесса в группе «Особый ребёнок» (дети со сложной структурой дефекта)

Состав воспитанников группы «Особый ребенок» неоднозначен, что затрудняет создания единой программы воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Организация деятельности специалистов группы «Особый ребенок» определяется особенностями развития данной категории детей и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы в специальном детском саду. Приоритетным направлением в работе специалистов данной группы становится оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями интеллекта.

Все пребывание ребенка в специальном ДОУ имеет коррекционно-развивающую направленность, а педагогическая деятельность специалистов

в группесозданы необходимые условия: специальная развивающая среда, оборудование и игрушки имеют коррекционно-развивающую направленность. С детьми группы работаю педагоги компетентные в вопросах обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

Задачи и образовательная программа, по которой работают специалисты группы реализуется через специальн0-организованные занятия с опорой на основные дошкольные виды деятельности и режимные моменты;

через оздоровительные и психолого-педагогические мероприятия

При планировании конкретного содержания оздоровительной и педагогической работы в каждой возрастной группеспециалисты и воспитатели учитывают: принципы специального обучения и воспитания;

результаты комплексного изучения детей; результаты диагностического обследования группы и каждого ребенка с целью разработки или корректировки планов коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы; задачи и содержание основных разделов Программы.

Организация жизни и деятельности детей в группе «Особый ребенок»

определяется «Режимом дня», который имеет свои особенности.

Утренний отрезок времени (с 7-ми до 9-ти) включает традиционные для дошкольного образовательного учреждения режимные моменты, которые организует воспитатель. При этом он стремится в каждый момент общения с детьми реализовать определенные задачи коррекционного воспитания и обучения.

Основной формой организации занятий с детьми являются индивидуальные занятия. Учитель-дефектолог и воспитатель работают с детьми параллельно. При составлении сетки занятий, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, учитываются максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. Кабинет специалиста находится рядом с тем местом, где проводит занятие воспитатель. Это позволяет ребенку отдохнуть, а не тратить время на переходы из одного помещения в другое.

С детьми группы проводиться «коррекционный час». Воспитатель проводит индивидуальные занятия или с малой группой детей по заданию учителя-дефектолога. Целью этих занятий является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программы. Содержание работы определяют специалисты, которые оставляют задание для индивидуальной работы в «Тетради преемственности». Чтобы обеспечить оптимальную эффективность «коррекционного часа»,воспитатель организует параллельную работу детей: для одних детей подбираются знакомые дидактические игры, другим детям — подбираются графические задания и упражнения, а один воспитанник или малая подгруппа (2-3 ребенка) занимаются непосредственно с воспитателем. Индивидуально воспитатель занимается 10 — 15 минут, затем дети меняются местами.

Источник