Какие перспективы развития ребенка

nata_tursha все записи автора

Низкий поклон родителям и педагогам, которые всеми силами стремятся делать все для гармоничного развития ребенка!

В данной статье я раскрою перед вами основные направления развития ребенка. Если вы занимаетесь с детьми, важно, чтобы в своих занятиях вы не упустили ничего, чтобы развитие ребенка было не односторонним, а разноплановым. И зная все направления развития детей, вы легко сможете этого добиться.

Вы ведь хотите, чтобы ваш ребенок развивался полноценно? Тогда в путь!   

Прочтите внимательно следующее высказывание, подумайте, согласны ли вы с ним:

Дети — это чистые полотна разных форм и размеров, данные женщине и мужчине Богом… и смешивая краски физического, интеллектуального и духовного — родители в ответе за создание гармоничного произведения искусства…

Исходя из вышеприведенного высказывания, я осмелюсь сказать, что единство, целостность личности создается благодаря системности. Системности в обучении, воспитании и развитии.

В данной статье я буду говорить именно о системности развития. В дальнейшем мы коснемся и воспитания, и обучения. Чтобы не пропустить эти важные темы, подпишитесь на обновления блога в конце статьи.

Итак, какие направления развития детей существуют? Их не много и все они могут удобно расположиться в одной схеме.

Как видно по схеме, основные направления развития ребенка имеют свои ответвления, где более полно и вполне доступно перед вами раскрывается смысл и содержание каждого направления.

Я рекомендую вам распечатать такую схему и иметь ее перед глазами в качестве напоминания и родительской шпаргалки. И вы всегда будете знать ответ на вопрос: а все ли я делаю для своего ребенка? Или, может, я что-то упускаю из виду?

Однако давайте я поясню вам лично каждое из данных направлений развития ребенка. И я очень надеюсь, что мои пояснения приведут вас к глубокому убеждению, что, да, действительно, все они должны быть приняты во внимание и ни одно не должно быть упущено.

Основные направления развития детей:

1. Физкультурно-оздоровительное развитие

Для каждого человека в любом возрасте очень важно его здоровье. Недаром говорят:будет здоровье – будет и все остальное. Поэтому обязательно нужно уделять этому внимание уже с малого детства: выполнять физические упражнения, играть с ребенком в подвижные игры, вырабатывать равновесие, выносливость, скорость и другие физические качества, а также соблюдать правила гигиены. Не стоит отказываться и от массажа, закаливания, воздушных ванн, профилактики различных заболеваний. Прививайте ребенку навыки здорового образа жизни (ЗОЖ).

2. Познавательно-речевое развитие

Занимайтесь с ребенком познавательной, исследовательской деятельностью. Поддерживайте ребенка, поощряйте его стремление к новым знаниям. Перед малышом открыт целый мир, который таит в себе столько всего интересного! Дети по природе своей очень любознательны, и если это не подавлять, то это приведет к хорошим результатам. В данном аспекте я рекомендую вам прочитать мою статью: Если ребенок любознателен, что делать?

Очень важна здесь и коммуникативная сторона, другими словами – общение. Разговаривайте со своим ребенком с самых первых дней. Многие даже рекомендуют разговаривать с ним еще тогда, когда он у вас в животике живет. И я с этим согласна. И имею этому обоснование, о котором тоже расскажу вам в будущем на этом сайте.

Беседы, чтение книжек, рассказывание стихов и сказок, использование фольклора и т.д. – все это со временем принесет свои плоды.

Здесь я тоже рекомендую вам прочесть некоторые из статей, которые помогут вам в познавательно-речевом развитии ребенка:

Носик-пуговка или Песенки для деток

На улице прянички или Колыбельные песни для детей

Как правильно читать детям сказки?

В данных статьях рассказывается о различных жанрах литературы, о их специфике и целях, а не просто подаются тексты произведений.

3. Социально-личностное развитие

Человек – существо социальное. Это не моя фраза, но я с ней полностью согласна. Кто не согласен, можете высказать свое мнение в комментариях ниже (я думаю, таких не будет). Так вот, исходя из этого утверждения, можно делать вывод, что социализация ребенка – это также одна из важнейших задач, поставленных перед нами.

Социализация ребенка, его вхождение в общество начинаются с жизни в семье. А потом и за границами семьи. Важно выработать в ребенке важные человеческие, личностные качества, дать ему понимание общественных правил и норм, привить культуру общения, научить сопереживанию, взаимопониманию. Вырабатывайте и поддерживайте самостоятельность ребенка в решениях и действиях.

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка от 1 го

И делается это все не только в жизненных ситуациях, которые предстают перед ребенком! Помните, что основной деятельностью ребенка является игровая! В игре дети все гораздо быстрее схватывают и понимают. И при этом интерес их не угасает, что также немаловажно. Например, для развития социальных навыков хорошо подходят ролевые игры.

Коснусь здесь и трудовой деятельности. Позволяйте ребенку участвовать в домашних и общественных делах. Радуйтесь каждый раз, когда ребенок хочет что-то сделать. Привлекайте его к совместному труду. Как привлекать ребенка к труду, я рассказываю в новой статье.

4. Художественно-эстетическое развитие

Слушание музыки, воспроизведение, придумывание своих музыкальных этюдов. Вот я для своей малышки часто включаю различные музыкальные произведения, не только классику. Кроме того, у нас есть ксилофон, на котором мы играем: и просто беспорядочно стучим, и проигрываем гамму, и напеваем ноты (пока только я). Все это формирует вкус ребенка, развивает его музыкальный слух. И даже не проблема тут, что мне самой медведь на ухо наступил 

Занятия художественным творчеством: рисование, лепка, аппликации и т.д. тоже должны присутствовать в жизни ребенка. И тут важно не только показывать образец для творчества, но и давать ребенку творить и фантазировать самостоятельно. Так сказать, отправлять его в свободное плавание.

Важное место в художественно-эстетическом развитии занимает и созерцание (рассматривание) работ художников, скульпторов и других творцов прекрасного.

Что ж, дорогие родители, если вы дочитали эту статью до сих пор, то я уже уверена, что вы готовы делать все для своего ребенка и будете это делать. Посему я желаю вам, чтобы все, что вы делаете, было не напрасным, приводило к своим результатам и доставляло вам и вашим детям несказанное удовольствие!

Источник

Источник

Блохина Оксана
Консультация «Основные направления психического развития ребенка»

Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей книге «Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы», если в процессах обучения центральную роль играют совместная деятельность и способы совместного выполнения различных действий, то в процессах личностного развития центральную роль приобретают образцы, средства и способы общения и организации межличностных взаимодействий. В отечественной психологии различными авторами в качестве важнейших выделяется следующий ряд психических новообразований, которые формируются в дошкольном возрасте (об этом говорит Л. Ф. Обухова в исследовании «Детская психология: теории, факты, проблемы»):

1) возникновение цельного детского мировоззрения;

2) возникновение первичных этических инстанций;

3) возникновение соподчинения мотивов;

4) возникновение произвольного поведения;

5) появление внутреннего плана умственных действий;

6) возникновение личного сознания.

В качестве основных линий развития ребенка, определяющих его включение в новый вид деятельности – учебную деятельность,принято указывать:

1) формирование произвольного поведения;

2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека, считаться с интересами других людей);

4) мотивационное развитие познавательной деятельности.

Считается, что именно эти линии развития ребенка определяют его готовность к школьному обучению.

Исследователи выделяют ряд направлений образовательной деятельности и умения, которые являются показателем развитияу детей дошкольного и младшего школьного возраста:

1) развитие умений включаться в достойные формы общения и взаимодействия с другими людьми, а также умений считаться с интересами других людей.

2) развитиеречевых умений и способностей:

а)фонематические и грамматические умения:

– умение дифференцировать звуковой состав речи;

– умение согласовывать слова в предложениях;

– устанавливать значения слов;

б)регулятивные функции речи:

– выполнение действий по словесной инструкции;

– организация действий другого человека с помощью речи;

– выполнение действий на основе самостоятельного речевого планирования;

– умение подчиняться правилам и следить за этим;

в)коммуникативные функции речи:

– речевое описание каких-либо предметов;

– умение передавать содержание какого-либо впечатления, события, сказки;

– совместное планирование действий в речевом общении;

– понимание смысла сообщений;

г)коммуникативно-личностные и рефлексивные функции речи:

– умение рассказать о поведении другого и объяснить его;

Читайте также:  Развитие полутора годовалого ребенка

– умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их;

– умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины;

3) формирование и развитиеумений выполнять знаково-символические действия и умений выполнять действия во внутреннем умственном пространстве:

а) умение обозначать и замещать различными знаками явления, процессы и события;

б) умение разводить обозначаемое содержание и средства обозначения;

в) умение «наполнять» условные знаковые схемы и модели содержанием;

г) умение выполнять простые действия схематизации и моделирования;

д) умение объективировать представления;

е) умение использовать речь как средство преобразования внешней формы ориентировки в умственное действие;

4) развитие простых логических и математических умений и способностей –дифференциация качественных и количественных характеристик предметов:

а) умение сравнивать множество предметов;

б) умение выделять и классифицировать свойства и признаки предметов по различным основаниям;

в) использование эталонов измерения с целью сравнения предметов и их количества;

г) умение использовать простые математические знаки;

д) умение выполнять последовательности математических действий по речевой инструкции.

5) Развитиедвигательных умений и способностей:

а) умение выполнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве;

б) умение ориентировать локомоторные действия во внешнем пространстве;

в) умение выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами;

г) умение изменять, поддерживать и произвольно регулировать тонус мускулатуры;

д) развитие «тонкой моторики» манипулятивных действий;

е) умение осознавать выполняемые действия (рассказать о выполняемом действии);

ж) умение выполнять последовательности действий в соответствии с речевой инструкцией и намеченным планом;

6) развитие художественно-изобразительных умений и способностей. Умения,связанные с техникой использования орудий художественно-изобразительной деятельности:

а) умение пользоваться карандашом;

б) умение пользоваться кисточкой и красками;

7) умения,связанные с техникой построения изображения:

а) умение ориентироваться в пространстве листа бумаги;

б) умение передавать изображение в цвете;

в) умение соблюдать пропорции между изображаемыми предметами и использовать «глубину».

8)умения рассказывать о замысле будущего изображения и переносить его во внешний план рисунка:

а) умение рассказать о сюжете предъявляемого изображения;

б) умение рассказать о своем сюжете изображаемого и перечислить элементы сюжета;

в) умение отразить в рисунке сюжет и его элементы в соответствии с планом;

9) развитиемузыкально-выразительных умений и способностей:

а) умение ориентироваться в ритмических характеристиках музыки;

б) умение ориентироваться в звуковысотных отношениях;

в) умение рассказать об объективных особенностях музыкального произведения;

г) умение рассказать о переживаниях и образах, которые вызывает музыкальное произведение;

д) умение выражать свои эмоционально-ценностные переживания, отношения и представления через музыкальные произведения;

е) умение самостоятельно воспроизводить и интонировать мелодии, песни;

ж) умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Источник

Физическое развитие

Познавательное развитие

Социально-

Коммуникативное

 развитие

Художественно –

Эстетическое

 развитие

Цель и задачи

цель: формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие

задачи:

— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Цель: развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задачи: 

— сенсорное развитие;

-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

— формирование элементарных математических представлений;

— формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Цель :позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Задачи: 

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Цель: Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Задачи: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

Читайте также:  Влияние семьи на развитие личности ребенка примеры

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Содержание

приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Средства

— Физические упражнения

— Воспитание культурно – гигиенических навыков

— Подвижные и спортивные игры

—  Закаливающие процедуры с использованием природных факторов: воздух, солнце и вода

—  внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);

-игры

-Познавательные занятия

— применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);

Наблюдения – рассматривание картин- чтение художественной литературы – просмотр видеоматериалов – беседы – игры – драматизации – сюжетно – ролевые игры

— разнообразные виды игр

— искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества

Методы и приемы

— наглядные,

— словесные,

— практические

-игра

-сюжетно-ролевая игра

-рассматривание

-наблюдение

-чтение

-игра-экспериментирование

-конструирование

-исследовательская деятельность

-беседа

-проектная деятельность.

Проблемная ситуация.

— наглядные,

— словесные,

 — практические

Наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры.

Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ.

Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы), культурно-гигиенические процедуры (напоминание), игровая деятельность во время прогулки (напоминание),  организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми

метод приучения,

.

— метод убеждения,;

— метод приучения,;

— метод проблемных ситуаций,

— метод побуждения.

— наглядные,

— словесные,

 — практические

Формы организации

физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).

— Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы

— дидактические и развивающие игры,

Индивидуальная работа,

Прогулки,

Организованная образовательная деятельность,

применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения,

Организованная образовательная деятельность,

с/р игры,

— дидактические и развивающие игры.

Организованная образовательная деятельность,

Досуги,

утренники,

театральная деятельность,

музыкальные занятия,

самостоятельная деятельность.

Источник