Группа раннего развития ребенка я сам

Ольга Анатольевна Максимова
Долгосрочный творческий проект «Я сам!» (группа раннего возраста)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г. Каменногорска»

Долгосрочный творческий проект «Я сам!» (группа раннего возраста)

Воспитатели: Максимова О. А. ; Гуляева Д. В.

2016-2017 уч. год.

Образовательные области:

— социально-коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие.

Актуальность проекта:

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

— сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

— воспитание культурно-гигиенических навыков;

— формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Начиная работу с детьми младшей группы детского сада, необходимо отметить, что у детей, пришедших в детский сад,отсутствуют или частично отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Спустя определенный промежуток времени пребывания в группе ДОУ, у воспитанников формируются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания,вырабатываются привычки: мытьё рук перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию, задвигать стул.

Для содействия развития КГН и навыков самообслуживания нами был разработан проект «Я сам!», который позволяет закрепить элементарные правила гигиены на данном этапе развития ребенка и расширить формы работы с детьми и родителями.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач. Для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей:

— прямое обучение;

— показ;

— объяснение;

— пояснение;

— поощрение;

— беседы;

— упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

— систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним;

— художественное слово, фольклор (потешки, прибаутки, песенки, сказки, стихи);

— наглядные приемы (картинки, фотографии).

— практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола, разбор проблемных ситуаций с игрушками,например: зайчик пригласил ежика в гости – нужно помочь накрыть стол).

— гигиенический индивидуализм: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце.

— игры-занятия с куклой («Умоем куклу Катю», «Кукла Катя идёт на прогулку», «Причешем куклу Катю»).

— наглядные схемы действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется в тесном контакте с семьей, т. к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно быть непрерывным и в домашних условиях.

Формы работы с родителями:

— беседы;

— консультации;

— мастер-класс;

— папки-передвижки;

— сайт группы.

Цель проекта: совершенствование культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания, за столом.

2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

3. Закреплять культурно — гигиенические навыки в домашних условиях.

4. Пополнить и обогатить предметно-развивающую образовательную среду.

Сроки проведения проекта: октябрь – май 2016-2017 учебного года.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Продукт проекта:

— итоговое мероприятие: «Вот какие мы большие»;

— анкетирование родителей на тему: «Чему научился Ваш ребёнок?».

План реализации проекта

Месяц Мероприятия Ответственные

октябрь 1. Сбор литературы по данной теме;

2. Диагностика детей по данной теме;

3. Составление плана работы;

4. Разработка содержания проекта.

Максимова О. А.

Гуляева Д. В.

ноябрь 1.Консультация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным» (папка-передвижка).

2. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

3. Художественное слово,детский фольклор в свободное время от непосредственно образовательной деятельности: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература.

4.Дидактические упражнения:

«Оденем куклу на прогулку».

«Уложим куклу спать». Максимова О. А.

Гуляева Д. В

декабрь 1. Памятка для родителей «Внешний вид малышей».

2.Чтение русской народной сказки: «Про непослушные ручки и ножки».

3.Дидактическое упражнение: «Айболит встречает ребят»

4.Игры- ситуации: «Купание куклы»,«Накормим куклу».

5.Беседа с родителями на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

6.Дидактические игры: «Водичка, водичка», «Вымой руки», «Умывалочка», «Делаем причёску».

Читайте также:  Оценка развития ребенка по шкале kid расшифровка результатов

Максимова О. А.

Гуляева Д. В

январь 1.Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол».

2.Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем».

3.Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы делаем зарядку после дневного сна».

Максимова О. А.

Гуляева Д. В

февраль 1.Беседа-наблюдение с детьми по теме: «Учимся у старших детей умываться».

2.Консультация для родителей на тему: «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно».

3.Дидактическое упражнение: «Возьмём Катю на зимнюю прогулку».

Максимова О. А.

Гуляева Д. В

март 1. Игровая ситуация «Варвара- краса, длинная коса».

2.Игровая ситуация: «Кукла Катя заболела».

3. Игровая ситуация «Купание».

4.Дидактическое упражнение: «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол».

5.Консультация для родителей: «Сон и его значение в жизни ребенка» (папка-передвижка).

Максимова О. А.

Гуляева Д. В

апрель 1.Дидактическое упражнение: «Моем чисто руки и лицо».

2. Подвижная игра «Зайка белый умывается».

3. Сюжетно- ролевая игра «Больница».

4. Игровая ситуация «Обед для кукол».

5.Беседа на тему: «Наш зайчонок заболел».

Максимова О. А.

Гуляева Д. В

май Анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок?»

Итоговое мероприятие на тему: «Вот какие мы большие».

Максимова О. А.

Гуляева Д. В

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3

«Родничок» с. Правда муниципального образования «Холмский городской округ»

_____________________________________________________________________________

694615, Сахалинская область, Холмский район, с. Правда ул. Речная д. 48 А, телефон 93-2-96

 Проект

 по формированию навыков самообслуживания

у детей раннего возраста

«Я — САМ»

                                                                           Воспитатель: Михайлова      

                                                                           Юлия Александровна                                                                                                                                                  

                                                                              2018 г.

Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, обучающий, долгосрочный.

Участники проекта: дети I младшей группы, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: годовой.

Срок реализации проекта: сентябрь 2018г- май 2019г.

Предполагаемые итоги проекта: Осознание детьми необходимости овладения навыками самообслуживания

Актуальность проекта:

Начиная работу с детьми младшей группы детского сада, необходимо отметить, что у детей, пришедших в детский сад, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность её формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Таким образом, для содействия развития навыков самообслуживания мной разработан проект «Я сам!», который позволяет закрепить элементарные правила самообслуживания на данном этапе развития ребенка и расширить формы работы с детьми и родителями.

Выбор моей темы связан с необходимостью решать проблему навыков самообслуживания, именно в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для личностного развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Самое главное нельзя забывать, что именно в этом возрасте у детей в яркой степени начинает проявляться собственное «Я», а значит и его самостоятельность, которая и будет способствовать ребенку в развитии полезных навыков.

Читайте также:  Упражнения для развития глазомера ребенка

Цель: формировать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время еды, раздевания, одевания, умывания).

2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды , учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

           Предполагаемый результат проекта для детей:

           Овладение навыками самообслуживания детьми 1 младшей группы:

  • Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
  • Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .
  • пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
  • Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
  • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.
  • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

             Предполагаемый результат проекта для родителей:

  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
  • Получение консультаций по данной теме.
  • Укрепление связей между детским садом и семьёй.

В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:

  • личный пример работников детского сада, родителей;
  • использование художественной литературы, фольклора;
  • схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
  • обеспечение чистоты среды;
  • соблюдение правил этикета.

Этапы реализации проекта:

 1 этап — подготовительный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

 2 этап — основной: выполнение плана работы  с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3 этап — заключительный: Подведение итогов работы над проектом; диагностическое исследование форсированности навыков самообслуживания у детей после реализации проекта; презентация проекта.

Формы работы:

         Задачи

              Мероприятия

Диагностика сформированности навыков

Приём новых ребят, адаптационный период, наблюдения и игры на сближение

Знать и находить свои картинки, пиктограммы, символизирующие место хранения предметов гигиены, предметов быта

Игры на внимание «Угадай , чей шкафчик», «Чья картинка»

Подворачивать рукава одежды перед умыванием с помощью взрослого

Игра «Купание куклы», «Катя умывается»

Учить правильно сидеть за столом – не ставить локти на стол, ноги под прямым углом

Традиция «Самый красивый стол», образец взрослых.

Учить снимать одежду и вешать на стул

Игровая ситуация «Уложим куклу Таню спать», «Пропало платье»

Чтение: К. Чуковский «Федорино горе»

Учить подставлять руки под струю, делать круговые движения ладошками

— Использование стих — я Г.Ладонщикова

«Я под краном мыла руки»,

— пед. ситуация «Научим обезьянку Читу мыть руки»

Учить держать хлеб в левой, а ложку в правой руке.

Игра «Мои любимые ложки»

Учить детей помогать в уборке игрушек

Игра «Спрячь в домики», совместная деятельность с воспитателем

Учить детей  самостоятельно надевать трусики, колготки

Пед. ситуация «Поможем куклам одеться»

Учить самостоятельно брать мыло, смочив его, намыливать руки

— Чтение С.Я.Маршака «Мойдодыр»,

— проблемная ситуация  «Грязные руки»,

 —  пед. ситуация «Всё для умывания»

Учить есть с широкого края ложки

— Игра «Накорми мишку мёдом»,

 — рассматривание картинок на тему – «посуда»

С помощью воспитателя ставить стулья к столам

— Игра «Найди свой домик »,

— пед. ситуация «Помоги друг другу»

Учить детей складывать одежду после прогулки и класть её в шкаф.

— Игровое упражнение «Каждой вещи своё место»,

 -рассматривание альбома «Одежда»,

— пед. ситуация «Помогаем куклам Ане и Кате раздеться после прогулки»

Отжимать воду с рук (кулачки), не капать на пол

— Пед. ситуация «Помогаем Мишутке мыть лапы»,

— традиция «Сухой пол»

Учить детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом

-Традиция «Чистый стол»

Учить детей своевременно пользоваться туалетом

— Традиция «Сухие штанишки»,

— игра «Напои крокодила»

Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху

— Настольная игра «Одень куклу»,

— чтение стих – я О.Кригер «На прогулку»,

 -игра на внимание «Исправь ошибку»

Самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания

Традиция «Сухие рукава»

Учить детей тщательно пережёвывать пищу, откусывая хлеб, заедать супом

Игра «Мы едим»

Учить детей пользоваться расчёской с помощью воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком

— Игровое упражнение «Мы моем свои расчёски», «Парикмахерская»,

—  игра-упражнение «Найди домик своей расчёски»,

— игровая ситуация  «Рассматриваем себя в зеркало»

Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания

— Пед. ситуация «Поможем Зайке вытирать лапы полотенцем»,

— игровое упражнение «Умоем Петрушку»,

— чтение Н. Найдёновой «Наши полотенца». — рассматривание полотенец – цвет, ткань.

Учить детей  застёгивать и расстёгивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, расстёгивать и застёгивать обувь на «липучках»

— Использование дидактических пособий «Шнуровки – сапожки»,

«Липучки»,

«Застёжки»

Учить детей пользоваться салфеткой во время еды и после приёма пищи

Традиция «Чистюли»

Самостоятельно убирать игрушки после игры в группе и на участке

Педагогическая ситуация «Потерялись игрушки»

Учить помогать друг другу в одевании и раздевании

— Педагогическая ситуация «Умелый и Неумелый рядом»,

— рассматривание картин «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости»,

 — поручения «Помоги другу»

Учить детей мыть лицо сверху вниз

— Чтение книги Благининой «Девочка — чумазая»,  

— игра-развлечение «Научим зайку умываться»

Учить детей сидеть близко к столу, наклоняя голову над тарелкой

— Беседы на тему « Как правильно сидеть за столом»

Учить поддерживать порядок в групповой комнате – сложить кубики в коробку, собрать пирамидки

— Просмотр диафильма «Федорино горе»,

 -игра « Мы – помощники»,

— пед ситуация « Почему плачут игрушки»

Учить детей выворачивать одежду на правую сторону

— Пед. ситуация «Что неправильно одел  Саша, как надо»

Учить быть последовательными в процессе умывания

Режимные процессы

Переносить реальные бытовые действия на игру с образными игрушками

-Сюжетно-ролевые игры « Столовая», «Парикмахерская», «Дочки-матери»

Читайте также:  Ребенок один год и десять месяцев развитие

Работа с родителями

  • Оформление папки-передвижки для родителей.
  • Памятка: Как приучить ребенка мыть руки?

Список используемой литературы

  1. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006
  2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985
  4. Вераксы Н.Е. Программа От рождения до школы. – М.:  Мозаика-Синтез, 2013.
  5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
  6. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
  7. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.

Диагностический инструментарий

Определить уровень знаний в области культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста можно  через наблюдения, беседы.

Таблица 1.   Сформированность культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшей группы.

Имя, фамилия ребенка

Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены

Сформированность навыка опрятной еды

Сформированность навыка самообслуживния при одевании и раздевании

Уровень сформированности

1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

-Мыть лицо, руки ;
-Закатать рукава;
— Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
— Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
-Пользоваться расческой;
-Пользоваться носовым платком.

  1. Навыки опрятной еды включают умение:

-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-Не крошить хлеб;
— Пережевывать пищу с закрытым ртом;
— Не разговаривать с полным ртом;
-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
— Благодарить.

  1. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:

-Расстегнуть пуговицы, замок;
-Снять платье (рубашку, шорты);
-Аккуратно повесить;
-Снять обувь;
-Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за: 

  • правильно выполненное действие ребенок получает — «3»;
  • действие выполненное с небольшими неточностями — «2»;
  • неумение выполнять действие — «1».

Таблица 2. Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей младшего дошкольного возраста

уровень

низкий

средний

высокий

баллы

0 – 27   баллов

28 – 40   баллов

41 – 51   баллов

Источник