Грудной ребенок особенности развития

Грудной ребенок особенности развития thumbnail
Грудной ребёнок.

Период грудного возраста продолжается до одного года.
Это период дальнейшего бурного роста и развития организма ребенка.
За год длина тела ребенка увеличивается в среднем на 25 см, к 4-5-му месяцу его вес удваивается, а к году — утраивается и достигает в среднем 10-11 кг.
Очень быстро развиваются двигательная и психическая сферы ребенка:
вначале он начинает сидеть, стоять, узнавать близких, а к году уже ходит, начинает говорить первые слова и из маленького беспомощного существа превращается в человечка, еще не совсем совершенного, но со своими чувствами, переживаниями и заботами.
В этом периоде все органы и системы организма ребенка все более развиваются, однако в функциональном отношении довольно несовершенны и имеют свои особенности. 
Как и у новорожденных, кожные покровы нежные, легко ранимые и требуют тщательного ухода.
В первые 3-4 месяца функция потовых желез недостаточная, что ухудшает теплорегуляцию, и при смене температуры ребенок может легко перегреваться или переохлаждаться. В первое полугодие быстро нарастает, особенно на лице, подкожный жировой слой.
В грудном возрасте начинается постепенное отложение солей кальция в костях; кости становятся более твердыми. В области хрящей появляются так называемые точки окостенения.
Большой родничок закрывается не позже чем к 1-1,5 годам.
К 3-4 месяцам постепенно уплотняются швы между костями черепа.
При неправильном уходе за ребенком, недостаточном пребывании его на свежем воздухе процессы формирования скелета нарушаются, что может привести к появлению у ребенка рахита и других заболеваний.
К концу первого полугодия (6-8 месяцев) начинают прорезываться зубы, причем вначале появляются нижние центральные резцы, затем верхние — вначале центральные,   затем  боковые, к концу года прорезываются и нижние боковые резцы.
К концу года ребенок должен иметь 8 зубов.
Прорезывание зубов — нормальное явление и само по себе никаких заболеваний вызвать не может, но у некоторых детей может сопровождаться беспокойством, недомоганием, бессонницей, небольшим повышением температуры, появлением жидкого стула.
При появлении этих симптомов необходимо обратиться к врачу.
Мышечная система развита еще недостаточно, однако по мере того как ребенок начинает сидеть, вставать, ходить, она все больше совершенствуется, мышцы становятся более сильными, выносливыми.
Сгибание мышц перестает быть преобладающим к 3-4 месяцам, в связи с этим характерная поза новорожденного с согнутыми руками и ногами постепенно меняется. Наиболее правильно и гармонично мышечная система развивается при систематических занятиях   ребенка   физкультурой.
По сравнению с новорожденными в этом возрасте дыхательная мускулатура более развита и грудная клетка активно участвует в дыхании. Увеличивается емкость легких.
Дыхание становится более глубоким, его частота постепенно урежается и к году достигает 30-35 в 1 минуту.
Легкие в этом возрасте несут большую нагрузку, слизистая оболочка дыхательных путей нежная, поэтому при плохом уходе за ребенком легко возникают заболевания органов дыхания.
Сердечно-сосудистая система все более развивается и совершенствуется, нарастает вес сердца.
Особенности строения сердца и сосудов облегчают циркуляцию крови. Частота пульса постепенно уменьшается, а артериальное давление с возрастом увеличивается.
На первом году жизни органы пищеварения продолжают развиваться.
К 4-6 мес. увеличивается количество слюны, больше вырабатывается пищеварительных соков, желчи.
С 3-4-го месяца ребенку начинают постепенно вводить в питание, помимо молока, необходимые ему продукты растительного и животного происхождения строго по возрасту, то есть по мере совершенствования желудочно-кишечного тракта.
Количество опорожнений кишечника постепенно уменьшается и к году составляет 1-2 раза в сутки.
Органы пищеварения несут нагрузку большую, чем у взрослых (на  1 кг веса ребенку требуется пищи в 2 раза больше, чем взрослому).
При неправильном вскармливании в этом возрасте легко развиваются желудочно-кишечные заболевания и различные нарушения обмена веществ.
Мочеполовая система продолжает также развиваться.
Увеличивается объем мочевого пузыря, его стенки становятся более эластичными. Число мочеиспусканий к концу года уменьшается  до  15-16 раз в сутки.
Развитие нервной системы ребенка на первом году жизни происходит очень быстро.
К концу первого года вес мозга увеличивается в 2,5 раза.
Происходит развитие органов чувств, движения ребенка становятся все более сложными, появляются положительные и отрицательные эмоции, начинает развиваться речь.
Периферические нервы (отходят от головного и спинного мозга) к концу года покрываются миелиновой оболочкой, которая служит своего рода изолятором — на различные раздражения ребенок начинает реагировать не хаотичными движениями, а целенаправленными.
Появляются и развиваются все новые условные рефлексы, которые вырабатываются в процессе жизни ребенка. Так, горизонтальное положение ребенка на руках, запах молока заставляют его крутить головой, искать грудь.
В возрасте 1 месяца ребенок начинает фиксировать взгляд на предмете, при появлении чувства голода — плакать, сосать пальцы.
При близости материнской груди оживляется — поворачивает голову, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается поднять ее.
При прикосновении к подошвам в положении ребенка на животе он отталкивается ногами и пытается ползти.
Если его поддерживать под мышки, он опирается ногами.
При пеленании размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается. В этом возрасте дети спят около 20 часов в сутки.
В возрасте 2 месяца ребенок обычно хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении 1-1,5 минуты, лежа на животе, приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении.
Ребенок уже хорошо следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или достаточно громкого звука перестает сосать.
Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам.
В ответ на обращение к нему ребенок реагирует более определенно и разнообразно — улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним «гулит» или издает неопределенные звуки, активно реагирует на пеленание. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.
В возрасте 3 месяца ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 минут.
Он хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и активно следит за движущимся предметом.
Появляется четкая зрительная реакция на кормление — при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки ребенок открывает рот, тянется к груди или в сторону предмета.
Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок.
Движения рук становятся более свободными и целесообразными — ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку.
Любит, если с ним играют взрослые, улыбается, начинает узнавать мать и кричит, если с ним перестают заниматься.
В возрасте 4 месяца ребенок свободно переворачивается со спины на живот, лежа на животе приподнимается и следит за движущимся предметом. Может сидеть при поддержке.
Начинает совершенно определенно реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет в руки, ощупывает, тянет в рот. Когда приподнимается, то опирается только на ладони.
Постоянно гулит, появляются мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется. В этом возрасте ребенок уже различает некоторые цвета.
В возрасте 5 месяцев ребенок хорошо знает мать, не идет на руки к чужим. Хорошо различает тон голоса, с которым к нему обратились.
Движения его становятся все более уверенными, он крепко берет игрушки и подолгу удерживает их в руках.
При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может. Поддерживаемый под  мышки,  стоит  ровно  на  ножках.
В возрасте 6 месяцев самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами.
Пытается ползать на четвереньках.
Свободно играет с игрушками — перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку.
При виде пищи открывает рот, может  есть  из  ложки.
Начинает произносить первые слоги.
В возрасте 9 месяцев ребенок может выполнять довольно сложные движения — перебирает кубики, собирает мелкие предметы, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой, до свидания» и так далее.
Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры, держась за предметы или руку, ходит.
Садится из вертикального   положения.
В возрасте 10 месяцев сам поднимается и стоит без опоры.
Может ходить, держась лишь за одну руку, за стулом или за коляской.
Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Очень хорошо подражает движениям взрослых.
Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить простые слова, окружающие предметы и животных называет отдельными слогами.
В возрасте 11-12 месяцев ребенок хорошо ориентируется в пространстве — встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки.
Ребенок знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела и так далее.
Понимает запрещения и выполняет многие требования.
Произносит отдельные короткие слова и знает их. Словарный запас ребенка этого возраста около 10 слов.
Спит он 14-16 часов в сутки.
По материалам  «Популярная медицинская энциклопедия».
Здоровья Вам и вашему ребёнку!

Читайте также:  Занятия по развитию речи если ребенок не говорит

Источник

Рост и развитие грудного ребенка, вес

При рождении ребенок имеет рост 48—54 сантиметра и вес 2800—4000 граммов.

На первом году жизни ребенок растет и развивается особенно быстро.

Так, например, вес грудного ребенка к 5—6 месяцам удваивается, к концу первого года жизни увеличивается в 2′ 1/2—3 раза, а рост — в 1- 1’1/2раза. В возрасте одного года ребенок уже весит 9—10 килограммов и рост его равен 72—75 сантиметрам.

Кожа, кости и мышцы

Кожа грудного ребенка и слизистые оболочки рта, носа, глаз, половых органов очень нежны и топки. Близко от поверхности слизистых оболочек и кожи разветвляется большое количество кровеносных сосудов, богато снабжающих их кровью.

При плохом уходе и при опрелостях через мельчайшие ссадины и царапины на коже и слизистых оболочках микробы легко попадают в организм ребенка и могут вызвать гнойничковую сыпь и чирьи на коже, а также молочницу (белые круглые пятна) и язвочки во рту, причиняющие ребенку боль и мешающие ему сосать.

Цвет кожи у грудного ребенка бледно розовый. Под кожей у него постепенно развивается жировой слой, придающий округлость формам, нежность, упругость коже. На теле появляются ямочки, на руках и ногах — перетяжки. Это доказывает, что ребенок хорошо развивается ч правильно питается.

Плохое развитие жирового слоя показывает, что ребенок питается недостаточно и неправильно.

Кости новорожденного ребенка содержат мало известковых и других солей и состоят большей частью из хрящевых тканей. Поэтому они не так плотны, как у взрослых, и при давлении могут изменять форму. Кости черепа у маленьких детей еще не срослись, и на темени между костями есть место, где мозг прикрыт только мягкими тканями. Это «большой родничок». Постепенно у грудного ребенка в костях откладываются соли, весь скелет его становится крепче, плотнее. К году или к полуторагодовалому возрасту зарастает и «большой родничок». С 6—7 месяцев начинают прорезываться зубы.

Мышцы у грудного ребенка в первые месяцы жизни развиты еще очень слабо. Для нормального развития и укрепления мышц нужно, чтобы ребенок правильно питался, имел возможность свободно двигаться, много гулял. Чем больше у ребенка свободы для движения, тем быстрее крепнут его мышцы и тем лучше он развивается.

При уходе за ребенком мать должна учитывать особенности его скелета и мышц. Завертывать ребенка надо так, чтобы не сдавливать грудь, руки и ноги. Ни в коем случае нельзя употреблять свивальники, лишающие ребенка возможности двигаться.

Очень важно правильно держать ребенка па руках. Пока у него еще не окреп позвоночник и мышцы спины, его нельзя держать в сидячем положении, сажать в креслице или в подушки.

Когда ребенок начинает ползать, нужно особенно следить за чистотой пола, расстилать на полу старое чистое одеяло, на котором ребенок мог бы играть.

Нельзя ставить ребенка на ноги и учить его ходить, пока он сам не начнет становиться в кроватке и ходить, держась за перила.

Органы пищеварения грудного ребенка

В первые месяцы жизни ребенок может только сосать и глотать жидкую пищу; во рту у него нет зубов, жевать он еще не способен. Зубы начинают появляться у ребенка с б—7 месяцев. К году у него бывает 8 передних зубов-резцов; к 1 !/2 годам прорезываются еще коренные зубы и клыки, а к 2 годам у ребенка имеется 20 зубов. Прорезывание зубов не вызывает у ребенка каких-либо заболеваний, как думают некоторые матери. Однако если при появлении зубов у ребенка наблюдаются признаки нездоровья, родители должны обязательно обратиться к врачу и не успокаивать себя тем, что это болезненное состояние само собой пройдет, когда прорежется зуб.

В первые месяцы жизни грудное молоко является для ребенка лучшей пищей, к перевариванию которой приспособлены его пищеварительные органы. Только постепенно желудок и кишечник ребенка приобретают способность переваривать коровье молоко и другую пищу.

Порядок прорезывания зубов у ребенка

Порядок прорезывания зубов у ребенка.


первые месяцы жизни испражнения (стул) ребенка, находящегося па грудном вскармливании, имеют ярко-желтый цвет и густоту яичного желтка и не обладают неприятным запахом. Иногда в первые два месяца испражнения ребенка напоминают рубленые яйца с зеленью, но ребенок при этом может оставаться здоровым; к 3—4 месяцам стул становится нормальным. Если же при этом ребенок беспокоен и не прибавляет в весе, нужно обратиться к врачу.

Читайте также:  Цель развитие моторики ребенка

В первые два месяца стул у ребенка бывает от 2 до 6 раз в сутки, а потом он становится все реже, и к 12-месячному возрасту ребенок испражняется 1—2 раза в сутки.

При неподходящей пище, слишком частом или слишком обильном кормлении, несоблюдении чистоты при кормлении у ребенка может возникнуть понос и рвота.

Кроме того, при слишком частых кормлениях или перекорме у ребенка вследствие скопления газов появляются боли в кишечнике. Он кричит, не может спать. Нередки случаи, когда неопытная мать, не понимая причины крика ребенка, решает, что он остался голодным, и начинает успокаивать его, снова прикладывая к груди. Этим она только ухудшает его состояние.

Часто у грудных детей наблюдается срыгивание; во время кормления или после него через рот выливается небольшое количество грудного молока. Если при этом ребенок чувствует себя хорошо, по теряет в весе, мать может не беспокоиться — после 3—4 месяцев это явление постепенно само прекратится. Если же ребенок беспокоен, не прибавляет в весе, нужно обратиться к врачу.

Органы дыхания грудного ребенка.

Нос, зев, дыхательное горло, бронхи грудных детей покрыты тонкой, нежной слизистой оболочкой. Микробы, попадающие с загрязненным воздухом на слизистые оболочки дыхательных путей, могут вызвать у ребенка такие опасные болезни, как, например, грипп, коклюш, корь, воспаление легких.

Грудная клетка маленького ребенка при вдохе расширяется незначительно: дыхание у ребенка не глубокое, как у взрослого, а поверхностное. Поэтому ребенок дышит гораздо чаще, чем взрослый. Нужно иметь в виду, что при тугом пеленании, а особенно при употреблении свивальников, еще неокрепшая, податливая грудная клетка ребенка сдавливается и в результате нарушается правильное дыхание. Особенно вредно тугое пеленание при заболевании дыхательных органов — бронхите, воспалении легких.

Нервная система

Рост, развитие и работа всех органов ребенка в значительной мере зависит от состояния центральной нервной системы. А на развитие нервной системы и особенно головного мозга в огромной степени оказывает влияние обстановка, в которой растет ребенок. Этому развитию способствуют и движения ребенка, и то, что он видит и слышит, и те впечатления, которые он получает при общении со взрослыми.

Под влиянием развития головного мозга и всей нервной системы беспорядочные и бессознательные движения новорожденного постепенно заменяются у грудного ребенка более осмысленными, целесообразными движениями.

На втором месяце жизни ребенок поднимает голову, в 2—3 месяца удерживает ее в вертикальном положении, а в 3 месяца поворачивается на бок и лежит на

животе; с 4—5 месяцев берет в руки различные предметы.

В 5—6 месяцев ребенок делает попытки садиться, в 7 месяцев сидит самостоятельно. Сажать ребенка можно лишь тогда, когда он будет в состоянии сидеть без поддержки. В 8 месяцев ребенок уже может ползать и вставать в кроватке, в 10 месяцев он ходит, держась за руку взрослого, а в 12 месяцев большая часть детей делает первые самостоятельные шаги.

Одновременно с развитием движений у ребенка начинает развиваться речь. К году он уже вполне сознательно произносит некоторые слова.

Для того чтобы нервная система ребенка развивалась нормально, надо предоставлять ему возможность больше двигаться, давать соответствующие его возрасту игрушки, подвешивая их над кроваткой так, чтобы он мог их ловить, хватать руками и притягивать к себе. Нужно развлекать ребенка, чаще гулять и разговаривать с ним.

При правильном уходе, питании и воспитании грудной ребенок спокойно спит, с аппетитом ест в положенные часы, хорошо прибавляет в росте и весе, мало болеет и нормально развивается.

Примечания

См. также

  • Течение послеродового периода
  • Особенности развития новорожденного

Источник

Дети — они не такие, как взрослые. Особенно это касается совсем маленьких детей.

Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.

Подкожно-жировой слой: Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.

Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1–2 месяцам закрывается малый родничок, а к году — большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) сопутствует гидроцефалии — водянке головного мозга.

Прорезывание зубов начинается в 6–8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 — верхних, после них — еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее — дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38° С) “сбивать” не следует — она естественная защитная реакция организма.

Мышечная система: Если поза, когда у ребен ка руки в покое согнуты в локтях, а ноги — в коленях и притянуты к животу, поза оправданная до 2,5 месяцев, сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, так как это может быть признаком неврологического заболевания.

Дыхательная система: Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких.

Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 месяцев частота дыханий составляет в 1 минуту 40–45, в 4–6 месяцев — 35–40, в 7–12 месячев — 30–35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система: В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/ 63 милиметра ртутного столба.

Пищеварительная система: Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5–5 месяцев ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости.

Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2–2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система: Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15–16 раз в сутки.

Нервная система: Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Читайте также:  У кого ребенок отстает в развитии и почему

Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, “гулит”. При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти — этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства — любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.

В4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.

5–месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает топ голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.

6–месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

7–месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.

8–месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

9–месячный выполняет довольно сложные движения — перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: “дай ручку” и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.

10–месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произпсить простые слова.

11–месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

ЗАНЯТИЯ:

От 1 до 3 месяцев. Выкладывать ребенка на живот не только перед кормлением, но и в середине бодрствования, периодически подставлять к стопам ребенка свою ладонь (опора при ползании).

От 3 до б месяцев. Разговаривать с ним, вызывая ответный лепет. Часто и на более долгое время класть ребенка на стол или в манеж на живот, стимулируя ползание, протягивать ему игрушки. Показывая их сбоку, добиваться переворачивания. В этом возрасте ни в коем случае не следует ни ставить, ни сажать ребенка.

Из рекомендуемых игрушек функциональны кольца, удобные для захватывания.

От 6 до 12 месяцев. Вызывать подражание произносимым слогам и простым словам. Называть окружающих людей, предметы, действия. Учить выполнять некоторые движения и действия по слову взрослого, подкрепляя его показом. Побуждать к ползанию, вставанию, ходьбе с опорой, а позднее и без нее. Для обогащения ребенка впечатлениями и развития его речи показывать животных, заводные игрушки, а с 10 месяцев и картинки. Игрушки не подвешивать, а класть в манеж, в кроватку, на пол. Совершать элементарные приемы с предметами, наглядные для подражания.

Рекомендуемые игрушки: многокрасочные, звучащие, мячи, легкооткрывающиеся коробочки, складные матрешки, небольшие пирамидки.

Воздушные ванны, закаливание и гимнастика грудных детей. Воздушные ванны летом проводят на воздухе, а зимой в помещении, в любом случае температура воздуха не должна быть ниже 22–20° С. Начинают их с 1–1,5 месяцев, оставляя ребенка обнаженным на 1–2 минуты, 2–3 раза в день. Затем это время постепенно увеличивают и к 6 мес. доводят до 8–10 минут, а к концу года — до 12–15 минут. Во время воздушной ванны надо менять положение ребенка, одновременно можно проводить массаж или гимнастику. Летом воздушные ванны проводят в тени, так каку детей до 1 года прямые солнечные лучи могут легко вызвать перегревание (тепловой удар или ожоги кожи).

Водные процедуры начинают обычно в 3–4-месячном возрасте с влажных обтирании, постепенно и осторожно. Вначале в течение 1,5–2 недель кожу ребенка 2 раза в день растирают сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. После сухих обтираний начинают влажные. Для этого рекомендуется пользоваться варежкой, сшитой из мягкой махровой ткани. Ее смачивают в воде, отжимают и равномерно растирают кожу туловища и конечностей. Растирают постепенно отдельные участки тела, остальные в это время находятся под одеялом. Температура воды вначале 35–36° С, через неделю 32–33° С, затем каждый месяц температуру снижают на 1° С, но не ниже 30° С. Обтирания проводят обычно после утреннего сна в течение 4–6 минут. Закаливание должно вызывать у ребенка только положительные эмоции. При заболевании, остановке в весе, повышенной возбудимости процедуры следует прекратить. После перерыва их возобновляют с начальных этапов.

Под влиянием физических упражнений улучшается деятельность всех органов и систем организма, лучше развиваются двигательные навыки, правильно формируются мышцы и скелет, ребенок быстрее растет. Основное внимание при занятиях гимнастикой в грудном возрасте уделяют развитию правильных движений. До 3 месяцев активно сгибать и разгибать руки и ноги не следует, так как можно растянуть мышцы и связки. Применяют так называемые пассивные упражнения: проводят пальцами по позвоночнику, что вызывает его разгибание, укладывают ребенка на живот — он старается приподнять голову, когда прикасаются к стопам, отталкивается ногами. Полезно, поглаживая его, вызывать активные движения ногами, руками и всего тела.

В возрасте 3–6 месяцев вводят движения конечностями ребенка — скрещивание рук и ног для растягивания мышц-разгибателей спины, а в конце этого периода — активные упражнения, стимулирующие ползание и движения рук, которые проводят с яркими игрушками.

В возрасте 6–10 месяцев на ползание обращают основное внимание: оно укрепляет многие группы мышц туловища и конечностей. Следует как можно больше разговаривать с ребенком во время упражнений, фиксируя их словом-указанием. Закрепляя рефлекс, одновременно развивают его речь. В комплекс упражнений вводят повороты со спины на живот и обратно, круговые движения руками, выгибание, приседание и др.

В 10–14 месяцев ребенок начинает вставать и ходить, понимать речь. Поэтому в комплекс вводят такие упражнения, как — поднимание ног, приседание при поддерживании за руки, наклон и выпрямление туловища и др. Занятия способствуют приобретению двигательных навыков, развивают активность и самостоятельность ребенка.

Источник