Развитие органов чувств ребенка по месяцам

Развитие органов чувств ребенка по месяцам thumbnail
Сразу после появления на свет органы чувств у новорожденных далеки от совершенства и имеют ряд особенностей. К примеру, первое время младенец видит все в «перевернутом виде», кожная чувствительность крохи развита неравномерно, а температура тела, как правило, слегка повышена. Зная об этапах развития зрения у новорожденных и периодах формирования других органов чувств, можно отследить, все ли «идет по плану», и нужно ли начинать беспокоиться при малейшем отклонении от нормы.

Развитие органов чувств у новорожденных детей

Пробуждение чувств начинается у ребенка еще в материнской утробе. Психологи доказали, что плод чувствует настроение матери, слышит ее голос и музыку, его глаза реагируют на яркий свет, падающий на мамин живот, а кожа испытывает приятные ощущения от колебаний околоплодной жидкости. Органы чувств новорожденного испытывают колоссальную нагрузку от обрушившихся на них раздражителей: света, шума, прикосновений акушерки, резкого перепада температур и т. д. Этот шквал ощущений способен вызвать настоящий стресс.

Недаром всемирно известный новатор в области деторождения Мишель Оден рекомендует создавать в родильном зале обстановку, благоприятную для рождающегося ребенка: уменьшить свет, приглушить звуки, младенца сразу же положить матери на живот, дать ему грудь, а все неприятные для него процедуры проводить на мамином животе, и как можно бережнее. Оден утверждает, что существует четкая взаимосвязь между началом жизни и будущей судьбой человека, так как обстоятельства рождения оказывают долговременное воздействие на такие качества, как общительность, дружелюбие, агрессивность, то есть на способность и неспособность любить.

Молодых мам очень часто беспокоят вопросы, развиваются органы чувств у новорожденных детей: как видит, как слышит и что чувствует их малыш.

Как формируется зрение у новорожденного ребенка

Раньше в народе бытовало мнение, что ребенок рождается на свет слепым. Это неверно. Ваш малютка хорошо видит ваше лицо, когда вы держите его на руках.

Почти 80% информации из окружающего мира ребенок воспринимает зрительно. Поэтому огромное значение для младенца имеет качество зрения. Органы зрения у новорожденных — это не только глазные яблоки, но и нервно-мышечный аппарат, и соответствующий отдел головного мозга, который анализирует полученную зрительную информацию. Не зря говорят, что человек видит не глазами, а головой.

Как формируется зрение у новорожденного и как видит малыш, только что появившийся на свет?

Глазные яблоки младенца имеют относительно большие размеры, чем у взрослого человека. Белки глаз с голубоватым оттенком, конъюнктива розовая, блестящая, радужная оболочка обычно темно-голубая, а постоянный цвет устанавливается в течение первых месяцев. Одна из особенностей органов зрения у новорожденных – узкие зрачки, вяло реагирующие на свет.

До рождения у младенца не было потребности видеть, поэтому зрение развито недостаточно: зрительный нерв еще не обзавелся миелиновой оболочкой, необходимой для передачи нервных импульсов, а центральная часть сетчатки, на которую проецируется изображение предметов, недостаточно развита. Поэтому зрение у новорожденных детей нечеткое, нерезкое. Но ребенок видит с первого дня жизни. В этом вы можете убедиться воочию, проследив за его реакцией на яркий свет. Даже во сне малыш плотно смыкает веки, если перед глазами поместить источник света. Немецкие ученые экспериментально доказали, что младенцы уже в утробе матери реагируют на яркий свет и активными движениями дают знать об этом.

Особенности и этапы развития зрения у новорожденных

Согласно законам оптики, изображение окружающего мира проецируется у человека на сетчатке в перевернутом виде. Но кора головного мозга с возрастом приспосабливается переворачивать картинку. Мозг младенца еще несовершенен и не способен к таким сложным действиям, поэтому малыши видят мир «вверх ногами». В первые дни после рождения малютка встречается с большим количеством зрительных раздражителей. Но умная природа защитила его от огромной зрительной нагрузки, дав возможность видеть только крупные предметы, расположенные возле его лица. Мамино лицо он сначала видит схематично как овал с двумя темными кругами (глазами). Но изображение, подкрепляемое звуковыми сигналами (маминым ласковым обращением, тихим пением) очень скоро станет для него родным и знакомым. С развитием зрения новорожденный начинает узнавать свою маму и отличит от других людей, ответив на ее появление оживлением и улыбкой.

Новорожденный еще не координирует движения глаз, не фиксирует предметы взглядом, поэтому косоглазие в период новорожденности — явление обычное, свидетельствует о функциональной незрелости зрительного анализатора, и не надо этого пугаться. К концу первого месяца вы заметите, что ребенок следит глазами за ярко освещенными предметами, и успокоитесь: со зрением у него все в порядке.

Новорожденные видят мир в черно-белом цвете, а с формированием зрения у новорожденных цветное зрение появляется не ранее 3-го месяца. Это установлено экспериментально на основании изучения условных рефлексов в ответ на цветовые раздражители. На втором полугодии жизни дети уже различают все цвета, раньше всего узнавая желтый, белый и розовый.

Боковое зрение у детей первых месяцев жизни отсутствует и появляется приблизительно с 5-6 месяцев. У большинства детей при рождении отмечается дальнозоркость. Повесьте над кроваткой подвижные игрушки — мобили, вращающиеся под влиянием легких движений воздуха. Малыш с удовольствием будет разглядывать яркие красочные предметы. Психологи утверждают, что дети первых месяцев жизни любят желтый, зеленый, красный цвета и круглые предметы. Оптимальное расстояние висящих игрушек составляет 40-50 см от глаз ребенка.

Для нормального развития зрения новорожденный не должен постоянно находиться в кроватке, рассматривая одни и те же объекты. Взяв малыша на руки и перемещаясь по квартире, вы расширяете для него обзор, способствуете получению новых впечатлений и формированию более сложных образов, а следовательно, даете стимул к познавательному развитию. Помещение, где находится ребенок, должно иметь хорошее освещение. Учитывайте это при выборе детской комнаты. Острота зрения в течение года значительно возрастает, и 2-3-летний малыш видит мир во всей его красоте.

Читайте также:  Развитие рационального мышления у ребенка

Чтобы обеспечить правильно развитие органов чувств у детей, малышей нужно регулярно показывать специалистам. На первом году жизни ребенок должен посетить окулиста в 3 месяца, в 6 месяцев и в 1 год, чтобы не пропустить симптомов какого-либо глазного или общего заболевания. Окулист на ранней стадии заметит помутнение роговицы или хрусталика, выявит истинное косоглазие, обнаружит застойные диски зрительных нервов и заподозрит внутричерепную гипертензию. Только врач с помощью специальной аппаратуры определит остроту зрения у малыша, еще не умеющего назвать картинку на таблице для определения зрения. В раннем возрасте у детей выявляется дальнозоркость, что является нормой. Однако необходимо выявить степень дальнозоркости. Если она высокая, то речь пойдет о коррекции зрения с помощью очков.

Развитие слуха у новорожденного ребенка

Органы слуха у новорожденных детей, к которым относятся наружное, среднее и внутреннее ухо, слуховые нервы и слуховые центры, сформированы к рождению полностью. Слух у новорожденного ребенка несколько понижен, но не отсутствует, как принято, было считать раньше. Сейчас достоверно известно, что плод воспринимает внешние звуки, находясь в утробе матери, а после рождения узнает их. Проводилось наблюдение за детьми, которым мамы во время беременности пели песенки, давали слушать музыку Моцарта или Вивальди через наушники, приложенные к животу. С изумлением мамы обнаруживали, что, услышав эти мелодии после рождения, малыши узнавали их. Па громкую рок-музыку будущие детишки реагировали недовольством и возмущением, проявлявшимся усилением двигательной активности.

Наружный слуховой проход у новорожденного может быть заполнен жидкостью, а барабанная полость заполняется воздухом постепенно, этими причинами объясняется снижение слуха в первые дни жизни. Кроме того, слуховой нерв развивается в течение всего первого года, и соответственно этому улучшается слух. Так что не стоит беспокоиться, если на громкий звук младенец не реагирует и продолжает безмятежно спать.

Довольно рано малыш учится координировать зрительные и слуховые раздражители. Уже с двухмесячного возраста он поворачивает голову на звук и следит глазами за звучащим предметом. Опытным путем доказано, что младенец различает звуки по тембру и высоте и отличает музыкальные звуки от других шумовых сигналов. В этом вы можете убедиться и сами: малыш отличает мамин голос от любого другого, с удовольствием слушает мелодичную музыку и реагирует недовольством на резкие неприятные звуки.

Самая лучшая музыка для развития слуха у новорожденного — это ласковый мамин голос. С первых дней жизни малыш должен «купаться в звуках». Чаще разговаривайте с ним, пойте детские песенки. Пусть он пока не понимает слов, но прекрасно разбирается в интонации и с радостью приветствует ваше общение. Вовлекайте в разговор папу и других родственников, и скоро малыш будет различать их по голосам. Только помните, что звуки повышенной громкости пугают ребенка и вызывают нагрузку на его слуховой аппарат. Поэтому создайте в доме звуковой комфорт.

Как проверить слух новорожденного: проверка в роддоме и домашних условиях

К сожалению, рождение ребенка с пониженным слухом — далеко не редкость в наше время. Приблизительно 1-2 новорожденных из 100 имеют проблемы со слухом в той или иной степени. Поэтому проверка слуха у новорожденного необходима для своевременного и эффективного лечения глухоты.

Как проверяют слух у новорожденных в роддоме в первые дни жизни? Недавно российскими учеными был изобретен уникальный прибор: в ухо младенцу вводится зонд, по которому направляются звуковые сигналы, и воспринимается ответ из органа слуха. Полученный результат анализируется, и при подозрении на тугоухость данные обрабатываются на компьютере. При необходимости назначается более сложное обследование. Новая методика проверки слуха у новорожденных в роддоме позволяет выявлять детей с проблемами в первые дни жизни и предупреждать дальнейшее развитие глухоты.

Проверить, хорошо ли слышит ваш малыш, нужно обязательно. Для этого вовсе необязательно идти к врачу. Как проверить слух новорожденного в домашних условиях, чтобы своевременно заметить отклонения? Сначала понаблюдайте за поведением ребенка. Во время сна произнесите негромкую фразу рядом с его кроваткой и прислушайтесь к дыханию. У малыша должен измениться ритм дыхания: за короткой паузой последует глубокий вдох и несколько ускоренных дыхательных движений. Он может открыть таза и взмахнуть ручками. Во время бодрствования проверить слух еще проще. Поднесите к его уху звучащую игрушку или тикающий будильник, и по его реакции сразу поймете, как обстоят дела со слухом. Выявление тугоухости или полной глухоты должно произойти как можно раньше. В противном случае малыш будет отставать в развитии и не сможет разговаривать.

Особенно внимательными должны быть мамы, если:

  • ребенок родился недоношенным;
  • при рождении младенец получал реанимационную помощь;
  • в семье наблюдались случаи врожденной глухоты;
  • во время беременности мама получала антибиотики с ототоксическим эффектом (стрептомицин, гентамицин, канамицин, мономицин).

При подозрении на снижение слуха ребенка надо немедленно проконсультировать у специалиста.

Вкус, кожная чувствительность и обоняние у новорожденных

Вкус. На язычке новорожденного имеются вкусовые сосочки, с помощью которых он воспринимает и оценивает вкусовые раздражения. На попадание в рот сладкого маминого молочка он отвечает сосанием, глотанием и общей реакцией успокоения. А попробуйте предложить ему горькое лекарство — и убедитесь, что такой вкус ему не по нраву: появится недовольная гримаса, сосание прекратится, зато усилится слюноотделение. Чувство вкуса имеется даже у недоношенных малышей и у детей с врожденными дефектами развития нервной системы. На третьем месяце жизни ребенок уже прекрасно дифференцирует вкусовые сигналы и открыто дает понять, нравится ему данный продукт или нет. Это может подтвердить любая мама малыша-«искусственника», предложившая ему после сладкой смеси кисломолочную. Ощутив вместо привычной сладости непонятный новый вкус, малыш откажется от смеси и выразит недовольство. Потребуется некоторое время и настойчивость с маминой стороны, чтобы кроха убедился в питательных и вкусовых достоинствах новой пищи.

Читайте также:  Развитие носа у ребенка

Кожная чувствительность. Чувствительность кожи у новорожденных выражена хорошо, но неравномерно. Наиболее чувствительна к прикосновениям и раздражениям кожа ладоней (вот почему не следует надевать на новорожденного рукавички или распашонки с зашитыми рукавами), подошв, лица, промежности, менее чувствительны разгибательные поверхности предплечий и голеней. Еще меньшей чувствительностью обладает кожа спины, груди, живота и бедер. Младенец чутко отзывается на прикосновения, давая понять, нравится ему или нет, как его берут на руки, вынимают из кроватки, погружают в ванну.

В наличии у новорожденного болевой чувствительности никого убеждать не приходится. Его реакция на кишечные колики, инъекции и другие болезненные процедуры предсказуема и ничем не отличается от ощущений взрослого человека.

Обоняние. В определении запахов основная роль принадлежит тройничному и обонятельному нервам, чувствительные окончания которых воспринимают обонятельные раздражители. С самого рождения младенец чувствует запах маминого молочка и способен отличить ее от любого другого человека. Чем сильнее выражен любой запах, тем выше реакция малыша на него. На резкие неприятные запахи он отвечает недовольством. Поэтому не рекомендуется общаться с маленьким тем людям, которые пользуются парфюмерными средствами. Это в первую очередь относится к маминым подругам, которые пришли познакомиться с младенцем и желают его потискать. Неприятно для малыша и тесное общение с папой сразу после бритья, сопровождающегося применением туалетной воды или одеколона. Зато запах родной мамы, оказывающий успокаивающее действие, для него дороже любого самого изысканного парфюма.

Острота обоняния у новорожденных, конечно, меньше, чем у взрослых. Но это дело наживное. По мере взросления и знакомства с окружающим миром обоняние совершенствуется, и через пару лет ребенок поразит вас своим чутким носиком, способным унюхать самый слабый запах.

Какая температура тела у новорожденного ребенка соответствует норме

Температурное чувство новорожденного зависит от состояния терморегуляции, которая еще довольно несовершенна. Многих родителей интересует, какая температура тела у новорожденных соответствует норме. В момент рождения температура младенца составляет приблизительно 38 °С. Уже через 30-40 минут температура тела у новорожденных заметно снижается, а через 2-3 часа может упасть ниже 36 °С. Особенно заметен этот процесс у слабых, травмированных и недоношенных младенцев. У здорового новорожденного в норме температура тела в течение первых суток вновь повышается и устанавливается на постоянных цифрах в пределах 36-37 °С. Иногда процесс вхождения в норму температуры тела у новорожденных затягивается до 5-7 дней.

Поддержание постоянной температуры тела зависит от состояния терморегуляции, которая состоит из двух основных процессов: теплопродукции и теплоотдачи. У новорожденного выявляется недостаточность теплопродукции, зато теплоотдача повышена, в первую очередь, за счет непривычной для него низкой температуры окружающего воздуха. На степень и длительность снижения температуры тела у новорожденного ребенка оказывают влияние вес ребенка, размеры его тела, состояние при рождении, количество околоплодных вод и первородной смазки, а также условия ухода и способ вскармливания.

Температура тела 37 °С у новорожденных детей является нормальной, и беспокойство матери по этому поводу ничем не обосновано. В течение суток температура тела может меняться неоднократно в зависимости от обстоятельств: после кормления и беспокойства повышается, в голодном состоянии и после сна понижается. Такая подвижность температуры также свидетельствует о несовершенстве терморегуляции и превышении теплоотдачи над теплопродукцией. Круглосуточное пребывание младенца в одноразовых подгузниках способствует затруднению теплоотдачи, и температура тела может постоянно держаться на показателях 37,3-37,5 °С, вызывая беспокойство у родителей. Попробуйте измерить температуру через 15 минут после снятия подгузника — и убедитесь, что она нормализовалась. С возрастом способность организма удерживать температуру собственного тела повышается, и температура тела становится стабильной, не зависящей от температуры окружающей среды.

Источник

С самого раннего возраста надо позаботиться о воспитании положительных и предупреждении отрицательных чувств у малыша. Первые проявления радости в виде ответной улыбки возникают у ребенка в трех-, пятинедельном возрасте.

Если малыш здоров, если организован правильный уход за ним, строго соблюдается режим сна и питания, он в два-три месяца совсем почти не кричит и в часы бодрствования находится в радостном состоянии.

Чувства ребенка

Что же надо знать и как следует воспитывать ребенка для того, чтобы он всегда был весел и не плакал?

Во-первых, необходимо своевременно удовлетворять органические потребности ребенка, создать ему правильный режим дня и хороший уход. Это устранит многие причины крика.

Во-вторых, если ребенок все же кричит, его надо успокаивать, однако такими приемами, которые не только не ведут к образованию у него вредных привычек, но содействуют его общему развитию.

В-третьих, надо вызывать у ребенка чувство радости. Часто возникая, это чувство закрепляется, становится привычным состоянием ребенка.

Нельзя согласиться с довольно распространенным мнением, что ребенку полезно кричать, так как у него при этом развиваются легкие, что крик маленького ребенка неизбежен.

Крик возникает или при каком-либо неблагополучии в организме младенца, или при неудовлетворении его физических потребностей и, как любое отрицательное эмоциональное состояние, не может быть полезным. Крик без видимых причин, возникающий у детей в первые недели жизни, обычно к полутора-двум месяцам прекращается.

Особенно часто малыши кричат перед кормлением или когда им пора спать. Однако обе эти причины устраняются, если жизнь ребенка организована по правильному режиму.

Некоторые дети этого возраста немного кричат перед сном. Но если их не приучать к укачиванию, то они быстро успокаиваются и засыпают.

И, наконец, последняя причина крика порождается тем, что взрослые не удовлетворяют ими же созданные у ребенка вредные привычки к укачиванию, к пустышке. При правильном воспитании эта причина устраняется.

Однако порой и при правильном воспитании бывает, что ребенок, особенно в конце первого — начале второго месяца, кричит, казалось бы, без всяких видимых причин: он недавно хорошо поел и поспал, сухой, в тепле, лежать ему удобно, и все же он кричит.

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка в семье

Если вы хотите, чтобы ребенок ваш был счастлив, чтобы удовлетворялись только его разумные потребности, а не любая прихоть, следует успокаивать его такими приемами, которые не прекращаются, когда вы отходите, и не только не создают у него вредной привычки, но содействуют его развитию.

Стараясь успокоить ребенка в возрасте четырех-пяти недель, положите его на другое место так, чтобы в поле его зрения попали новые для него предметы, если этот прием поможет, используйте его несколько раз.

Пяти-, шестинедельного малыша постарайтесь отвлечь звуками погремушки. Не забывайте, что ребенок в этом возрасте уже различает разные по цвету и форме игрушки, и надо подобрать именно такую, которая его заинтересует.

Когда он стихнет, сосредоточенно разглядывая ее, отойдите от кроватки малыша. Ваш уход не вызовет у него плача, так как он заинтересовался игрушкой. Если эта игрушка ему наскучит, замените ее другой.

Успокаивают также ребенка и доставляют ему удовольствие собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Поэтому разверните малыша и предоставьте ему возможность свободно подвигаться, если он был завернут в одеяло, или пусть полежит недолго на животе. Это и полезно ему и действует успокаивающе.

К сожалению, родители чаще используют неправильные приемы: они или начинают укачивать ребенка, или носят его на руках. Укачивать ребенка ни в коем случае не надо, так как если ему время спать, то надо его приучать засыпать без всяких укачиваний.

Брать малыша на руки, чтобы успокоить, надо только в самом крайнем случае, когда он долго кричит и все другие приемы не помогают. Если же брать его на руки каждый раз, как он раскричится, то на руках, он, правда, замолкает, но, как только вы положите его обратно в кроватку, он снова начинает кричать, нередко еще громче.

Вместе с тем у ребенка очень скоро образуется привычка, в силу которой он будет хорошо себя чувствовать, только находясь на руках у взрослого. Образовав у него эту потребность, вы создали новую, часто возникающую причину плача — недовольство тем, что он лежит в кроватке, а не находится на руках у взрослого.

Родители, правильно воспитывающие своего ребенка, почти всегда знают причину его крика. Родители же ребенка, живущего вне всякого режима, избалованного, приученного к рукам, всегда теряются в догадках о возможной причине его крика. Не зная ее, они используют всевозможные приемы, чтобы как-то успокоить ребенка: то кладут ему грелку на живот, то ставят клизму, то усиленно качают, то развлекают, держа его на руках.

Чтобы ребенок был весел и не плакал, очень важно, как уже говорилось, развивать у него чувство радости. Это требует определенных воспитательных воздействий. Мнение, будто достаточно удовлетворить лишь органические потребности ребенка, чтобы вызвать у него чувство радости, неверно.

Сон, еда, снимающие утомление и голодное возбуждение, создают тем самым благоприятные предпосылки для возникновения положительных чувств у младенца, но отнюдь не порождают их. Первая ответная улыбка возникает у ребенка в возрасте трех — пяти недель, когда он смотрит в лицо разговаривающего с ним взрослого и прислушивается к звуку его голоса.

Вначале, когда мать, отец, бабушка разговаривают с двух-, трехнедельным ребенком, он не только не улыбается в ответ, но даже не смотрит на них. Чем меньше малыш и чем меньше у него развиты зрение и слух, тем дольше приходится с ним «разговаривать», прежде чем он сосредоточит свой взгляд на говорящем.

Но постепенно он начинает быстрее и на более длительное время задерживать свой взгляд на лице говорящего. И вот наконец малыш, которому всего лишь три — пять недель, улыбнулся взрослому. После того как он улыбнулся однажды, вызвать у него улыбку бывает легче, улыбка появляется быстрее и не так скоро исчезает.

Вместе с тем проявления радости становятся более разнообразными: ребенок улыбается, глазки его блестят, он пытается произнести какие-то звуки, вскидывает ручки вверх, быстро двигает руками и ногами.

Радостное состояние малыша свидетельствует о его хорошем самочувствии, благоприятствует протеканию физиологических процессов и повышает его общую активность. Кроме того, для ребенка первых месяцев жизни радостное состояние имеет особо важное значение потому, что оно содействует развитию его движений и органов чувств.

С момента возникновения движений, выражающих радость, увеличивается общая подвижность ребенка. И в более младшем возрасте он много двигался, но лишь когда кричал. Теперь же почти в течение всего времени бодрствования он энергично двигается, выражая свою радость. Эти движения являются для него своеобразной гимнастикой. В результате многократного выпрямления рук и ног характерное для новорожденного преобладание мышц сгибателей ослабевает: к двум с половиной-трем месяцам ребенок уже не прижимает руки к груди, не сжимает пальчики в кулачки. Он все чаще выпрямляет руки над грудью. Движения его становятся плавными, а не резкими, отрывистыми, как это было в первые недели его жизни.

Радуясь, ребенок не только двигается, но и гулит. В начале второго месяца жизни он издает звуки редко, тихо и только в ответ на обращенную к нему речь взрослого. Но затем на втором-третьем месяцах начинает гулить и когда взрослого нет около него.

По мере того как чувство радости у ребенка закрепляется, оно возникает по все более разнообразным поводам, сохраняется довольно продолжительное время и проявляется ярче. Ребенок улыбается взрослому или другому ребенку, увидя его издали или даже только услышав его голос, радуется блестящим, красочным предметам и радуется, даже ни на что определенное не глядя.

Источник