Грубая задержка развития ребенка

Грубая задержка развития ребенка thumbnail



По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:


  • 4 месяца

    : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев

    : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год

    : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года

    : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года

    : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года

    : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года

    : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
Читайте также:  Ребенок в 2 года развитие рост вес таблица

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.


Основные методы лечения ЗПРР:


Микротоковая рефлексотерапия

— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.


Занятия с дефектологом и логопедом

. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.


Лекарственная терапия

. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.


Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Источник

коррекционный сад обязательно! обследование полное, рентген шеи, УЗДГ сосудов головы (исключить смещение), ЭЭГ (исключить эпи-активность), выяснить причину задержки, затем, медикаменты (или без них — зависит от результатов обследования), затем коррекция: дефектолог, нейропсихолог.

Читайте также:  Уровни организации диагностики математического развития ребенка в доу

И тогда увидите результаты!

По поводу смещения: если оно есть, и поехали позвонки, нарушен венозный отток, скапливается жидкость в мозге — тогда остеопат, препараты и только потом коррекция (ибо не даст она результатов пока есть жидкость и нарушения).

по поводу эпи… необходимо понимать, может она так влияет на развитие+ не все занятия можно проводить при эпи

по поводу МРТ — пожалейте деток! какой наркоз? маску одели — один вдох, ребенок уснул на 20 минут, потом проснулся и все… уж насколько я трусиха и боялась его как огня — ничего поковыряла инет и все почитала, что это безопасно и никак не влияет на состояние детеныша.

Сама живу в Москве. Кому интересны какие-либо контакты — скину в ЛС. Надо бороться, девочки!

ОтветитьНравится 

ЕленаЭЭГ во сне делали. Эпи активности нет. К остеопату 23 идем. Так как нарушения кровообращения есть. УЗДГ делали. На счет МРТ нам его не говорили делать. Считаете нужно? И не поняла по поводу контактов. Мы не в Москве.

ОтветитьНравится 

ЮляшкаНа счет МРТ, считаю что прям сильной необходимости нет, но мне врачи говорили делать и мы делали. Теперь просто врачам показываю заключение, но особо то никто и не смотрит, но для успокоения себя я бы сделала)
По поводу контактов — я поняла что Вы из Уфы) я просто к тому, что если вдруг Вы захотите пройти какое-то лечение (реабилитацию) в Москве — могу дать Вам контакты центров, где работают хорошие специалисты (невролог, дефектолог, нейропсихолог)

ОтветитьНравится 

ЕленаСпасибо. Буду иметь в виду. Сначала у себя попробуем.

ОтветитьНравится 

Елена

Здравствуйте Елена, Вы не могли бы дать мне контакты хороших центров для реабилитации, мы только начинаем и не знаем куда бежать. Заранее спасибо.

ОтветитьНравится 

Инвалидность сейчас тяжело получить, у нас эпилепсия и не дают.

ОтветитьНравится 

Сейчас проходим диагностический курс у логопеда в Центре патологии речи, ребенку 4 будет в сентябре, после кортексина (кололи в апреле) прорыв в речи колоссальный начался в мае, до этого был 1,5 месяца пантогам, т.е. через месяц после кортексина, а тут и место предложили после всех консультаций в июне, так что у нас все получилось как нельзя во время, развитие идет полным ходом, конечно нам выписали еще препараты, не без этого, но мы кроме понимания и произношения сразу читать учимся, активный словарь пополняется с каждым днем на 10 слов как минимум, конечно из-за проблем еще каша во рту, у нас псевдо-бульбарная дизартрия ср. тяжести, так что работаем до конца месяца, а дальше посмотрим.

ОтветитьНравится 

ОльгаКаждый день по 10 слов? Нам бы хоть за месяц столько.

ОтветитьНравится 

Юляшкавводятся новые слова каждый день слов 6 по карточкам + 4 картинки в альбоме, вначале логопед утром добивается хоть какого то произношения хотя бы каши, тут речь идет даже о понимании того что ребенок видит и говорит, а я вечером еще раз по старым словам + по новым + слоги. Даже ввели понятие прилогательное, добиваемся словосочетаний сущ+прил или сущ+глагол, чтоб отвечал, на вопрос что делает?

Дааа если учесть, что мы до мая практически молчали, то сейчас уже в активном словаре очень много слов

ОтветитьНравится 

инвалидность снимается, диагноз тоже… в чем проблема… делайте. у моего аутизм. 3,5 речи нет совершенно… ни слова… объясняет действиями то что ему нужно, за руку водит))) интересный… предложили, думаю пока… у меня нет времени проходить врачей… жалко от Максима отрывать эти часы…

ОтветитьНравится 

не отчаивайтесь! пробуйте лечение.

помимо постоянных коррекционных занятий+арт-терапевт, лфк, массажи, работа с пальчиками(стимуляция речевого потока), — есть новые методики.В «Прогнозе» Санкт Петербургском- микрополяризация мозга, Томатис-терапия. Пробуйте!

Мы имеем хорошие успехи на курсе(уже два прошли) микрополяризации мозга, мы его проходим не в Росии, а в украинском Центре Стимуляции Мозга на аппарате Сотерикс(США)- очень довольны- и по деньгам не так дорого как у нас и сразу много всего с ребенком делают- мы сразу и с коррекционным педагогом работаем, интерактивный метроном подключили, арт терапию, ЛФК…

Главное- не отчаиваться. Мозг- удивительны, он столько всего может, компенсируется удивительным образом.

советую еще книгу Домана » когда у вашего ребенка поврежден мозг» она для всех особенных деток- не зависимо от диагноза. Я знаю мам у которых дети были как «трава» до 2-3 лет а потом-когда те начали усиленно работать с детками- столько всего поменялось, сколько умеют и дальше развиваются-пусть потихоньку, не такими темпами но- идет вперед.и еще- у всех особых деток- есть свой талант.Это доказано миллиард раз. Ищите и предлагайте. И вас ребенок всегда вас любит- это так важно!

ОтветитьНравится 

Леся ЛитвинСпасибо. Он у меня моё солнышко. Очень жизнерадостный. И у него просто обязано всё наладиться.

ОтветитьНравится 

Здравствуйте! Даже не хочется читать, что Вам ответили… ни как не решусь создать пост о наших проблемах… Сама безумно переживаю,! Желаю Вам всего наилучшего! Чтобы малыш Ваш во многом преуспел!!!

ОтветитьНравится 

Здравствуйте, Юлия, у нас такие же проблемы что и у вас.речи нет, на имя отзывается. этим летом переезжаем в Уфу на родину, хотела бы поближе с вами пообщаться так как не знаю что и куда обращаться, какие центры посещать.

ОтветитьНравится 

Здесь девушка на сайте-ник Valkiria, у них похожая проблема, они с рождения лечатся. Оформляла она недавно инвалидность, найди поспрашивай

Читайте также:  Как выбрать центр развития для своего ребенка

ОтветитьНравится 

И я вам все таки советую агапова, он подберет лекарства в комплексе, распишетна полгода курс. Один раз потратитесь на прием, но толк будет. А к логопеду мы ходили в домашний догопед, погугли, у них цены неплохие

ОтветитьНравится 

ЕвгенияСпасибо. Нам кроме лекарств и логопеда ещё дефектолог нужен. Вчера в коррекционный садик ходили. Нас берут туда с сентября. Теперь ПМПК надо пройти. Дай бог всё нормально будет. А летом всё же попробуем в кратковременного походить. А на счет лекарств переборщить тоже нехорошо. Там в центре много неуправляемых деток. Не хочу, чтобы после большого количества лекарств мой таким стал. Не такой ценой.

ОтветитьНравится 

ЮляшкаНу ты капец Юль. Вот честно. Ну какой дефектолог, если у вас к примеру проблема с кровообращением? А хороший невролог это увидит. И такие проблемы лечатся лекарствами.

ОтветитьНравится 

Тем более у вас гипоксия была. И не факт что с лекарств хуже будет, Кирилл наоборот стал спокойнее. Ну тебе решать

ОтветитьНравится 

ЕвгенияНу с тех, что сейчас принимаем наоборот более капризным стал. Но одними лекарствами тожеине достаточно. Мы у Агапова не были. Но уже не один невролог смотрел нас. Все говорят, что лекарства вместе с занятиями.

ОтветитьНравится 

ЮляшкаНу понятно что лекарства с занятиями. У меня племяш заговорил в пять, когда мощно пролечили ноотропами и логопед. Логопед сказала, что он языком не так управлял как надо, что то типа такого. По апгару низкие баллы были

ОтветитьНравится 

Евгения

У нас по Апгар тоже не очень. Как мне сказали, не сразу закричал значит. Мне же ЭКС делали под общим. Я и не знала.

ОтветитьНравится 

ЮляшкаЭто значит, что у вас органическое поражение мозга, которое один дефектолог не решит

ОтветитьНравится 

У нас ЗПРР, причина генетическая, сделали инвалидность, проходим лечение, лучше с пониманием стало

ОтветитьНравится 

Night-FuryИнвалидность по Зпрр сдели? Это как? Ее разве по зпрр дают?

ОтветитьНравится 

Ольга ЧереповскаяДают, если грубая задержка и курсы лечения проходили до этого. А результатов нет.

ОтветитьНравится 

Ольга Череповскаяговорю же причина генетическая, а ЗПРР это следствие

ОтветитьНравится 

Night-FuryЗпрр это временная стадия, нет такого диагноза

Это следствие

ОтветитьНравится 

Ольга Череповская

мне кажется вы не вникаете в то что я пишу вас, я так и сказала что ЗПРР это следствие другого заболевания у нас.

ОтветитьНравится 

Мы планируем но как получится.говорим слов 20 но редко в основном лепечит у нас ЗПРР

ОтветитьНравится 

Оформляйте инвалидность, будет проще. Потом же можно снять его.

ОтветитьНравится 

А совсем не говорит? Наш и ваш ровестник вот тоеа тока начал говорить но оч оч плохо, обрывки слов. До этого молчал и мычал, а шас что-то прям тараторит на своем. Кроме зрр ниче не стоит у них. Никаких медикаментов тут они запрещены, тока занятия с логопедом. Понимает тока на бытовом уровне. У вас да/нет кивает?

ОтветитьНравится 

ChicaДа, нет показывает жестами. И вместо нет говорит еа(неа), а вместо да а. То есть согласных у нас почти нет. Вместо идём ём сказал сегодня. Вместе с жестом.

ОтветитьНравится 

В 3 года у нас было 10 слов( типа мама, папа, дай…)нам помогли уколы кортексин и дефектолог

ОтветитьНравится 

ДильчикА с дефектологом где занимались?

ОтветитьНравится 

И через какое время после лечения прогресс появился?

ОтветитьНравится 

ЮляшкаДомой приходила, часто. Развивала понимание и речь! в 3,5 года нам невролог поставила ОНР2 степени, моторная дизартрия.опять таки надо видеть причину задержки, а это и перенесенные инфекции, и перинатальной повреждение, утробное… и тд

ОтветитьНравится 

ДильчикНу и гипоксия была и баллов по шкале Апгар мало. ЭКС. А в два года еще и общий наркоз перенес ребенок. После этого с речью хуже стало.

ОтветитьНравится 

ЮляшкаПонимала? К 4,5 годам речь в 4 года

ОтветитьНравится 

ДильчикУ меня сынишка. Речь понимает.

ОтветитьНравится 

ЮляшкаЗначит органика у вас присутствует. Не знаю… насколько я права, но при органике медикаментозное лечение помогает. Это не отменяет дефектолог и психолога

ОтветитьНравится 

ДильчикНе поняла. Если понимает то присутствует или наоборот? У нас понимает все.

ОтветитьНравится 

ЮляшкаНа бытовом наверное да, а вот если сложнее вопрос задать то может нет. Как я поняла, отсутствие речи влечет за собой и понимание тоже

ОтветитьНравится 

ЮляшкаНет, гипоксия- органика

ОтветитьНравится 

ДильчикНу да. Отвечать то не умеет. Понимает на бытовом уровне.

ОтветитьНравится 

Если невролог сама оформит вам инвалидность по ее части то супер! Может не поняла вопроса, но реабилитация по инвалидности не зависит от вашего вложенного в ребенка, то есть помимо инвалидности вам надо делать большой упор на речь, логику и понимание! Нанимать специалистов, и много заниматься!!! дефектологом и психологи, психоневрологический и невролог- ваши верные друзья.

ОтветитьНравится 

ДильчикПросто со статусом инвалидности занятия с дефектологом, логопедом, с психологом бесплатно в реабилитационном центре. А так во первых очень дорого. Во вторых до 4 лет практически никто не берется. Нам это уже и психиатр и вот в центре развития речи посоветовали.

ОтветитьНравится 

ЮляшкаДа, только не знаю как у вас, но у нас не позолотив карман… будут заниматься с тобой плохо… без особого энтузиазма… как на ковеере… а хороший логопед дефектолог( это почти одно и тоже) занимается с 2 х лет…

ОтветитьНравится 

ДильчикЯсно. У нас даже на дому до 4 лет не особо охотно идут заниматься. На счет занятий реабилитационном центре сегодня спрашивала маму мальчика инвалида. Говорит хорошо занимаются.

ОтветитьНравится 

Я ничего не знаю об этом((((

но желаю тебе терпения, сил… и естественно чтоб твои малыш заговорил

ОтветитьНравится 

Источник