Место адаптации в социальном развитии ребенка

Место адаптации в социальном развитии ребенка thumbnail

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособле- ние, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направ- лена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Социальная педагогика изучает проблему социальной адапта- ции — активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наи- более благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, при- нятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ре- бенка — процесс и результат согласования индивидуальных возмож- ностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических

6 — 5887

82 Раздел II. Социальное формирование личности

общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Социальная адаптация является необходимым условием для обес- печения оптимальной социализации человека. Она позволяет челове- ку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосо- вершенствование. Природа сформировала предрасположенность че- ловека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различ- ной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно при- спосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, ак- тивность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат. Адаптация как процесс представляет естественное развитие адап- тационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в дет- ском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она по- зволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстанов- ке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благо-

приятными. Это может быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, от- ношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптиро- ванности к определенным условиям среды в данный период времени. Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные прояв- ления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его диском- фортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания по- мощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятель- ности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социаль- ного развития.

Глава 7. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 83

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и прави- лам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она — показа- тель его социального развития и воспитания, степени его соответст- вия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами — это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаи- моотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположен- ность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоак- тивности.

Индивидуальное своеобразие человека — это личные качества, при- сущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспо- собляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедея- тельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям об- становки.

Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабли- ваться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваи- вает опыт адаптации к ней и подобной ей (типичной) ситуации. Одно- временно у него формируется способность к приспособлению, что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореали- зации. Чем больше у человека опыт приспособления к новым услови- ям, тем быстрее происходит его адаптация. Он способен достаточно активно привыкнуть к типичным (сходным) для него условиям, тем, в которых он уже бывал.

Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды. Данный факт имеет исключительно важное значение в пони- мании природы формирования адаптационных возможностей. Ребен- ку, который постоянно находится в одних и тех же условиях, сложно приспособиться к новым, например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется к группе детского сада, школе.

Раздел II. Социальное формирование личности

Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный пери- од жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации снижают действенность его опыта. Возникновение такой потребности вызовет у него определенные трудности.

Настрой — это внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации. Он сказывается на состоянии человека. Даже при наличии опыта, если нет соответствующего настроя на самопроявле- ние, самореализацию, адаптации может не получиться. В то же время он может формироваться в процессе самопроявления человека, кото- рое способно увлекать, стимулируя интерес, желания, устремлен- ность.

Читайте также:  Проблемы эмоционального развития ребенка

Состояние — определяет внутреннюю предрасположенность к самопроявлению. Оно влияет на настрой и бывает благоприятным и неблагоприятным. Состояние определяется внутренним фактором (например, состоянием здоровья, положительным или отрицательным настроем, страхом и др.) и внешним (новизна, приятие или неприятие средой и др.). Оно может меняться в процессе адаптации как в пози- тивную, так и в негативную сторону в зависимости от изменения об- становки и степени самореализации.

Самоактивность — это фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации. От нее зависит очень много. Она позволяет преодолевать значительные трудности и независимо от влияния многочисленных факторов адаптироваться в среде либо нет.

Предрасположенность человека к адаптации представлена в схеме 1.

Схема 1. Предрасположенность человека к адаптации

Глава 7. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 85

Большое значение адаптация имеет для ребенка, находящегося в различных условиях: в семье, детском саду, школе. Адаптация в дет- ском саду, позволяет ему чувствовать себя в группе естественно и наи- более полно проявлять себя. Для адаптированных детей воспитатель- ная деятельность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития и воспитания ребенка во многом определяется программой и деятельностью воспитателей. В школе (среднем и высшем учебном заведении) она позволяет ребен- ку приспосабливаться к условиям обучения и успешно овладевать школьной (профессионально-технической, вузовской) программой с учетом индивидуальных возможностей.

Адаптация нужна и в других условиях. Главными являются: адап- тация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника профтехучилища (вуза); профессиональная в связи со сменой места работы; адаптация пенсионера. Каждая из них имеет свое содержание и жизненно важное значение для человека. Например, адаптация вы- пускника профессионального образовательного учреждения (началь- ного, среднего или высшего) представляет собой процесс и результат успешного приспособления его к социальным условиям среды про- фессиональной деятельности. От успешности адаптации зависит, в какой степени специалист реализует себя в профессии, найдет свое место в производственном коллективе, будет успешно справляться с профессиональной деятельностью, достигнет положительного резуль- тата. В этом нуждается и выпускник, и производство.

Выделяют такое понятие как функциональная адаптация. Она ха- рактеризует процесс и результат приспособления человека к выпол- нению определенной деятельности, профессиональных обязанностей. Она присуща любому человеку, приступающему к какой-либо дея- тельности. Время, необходимое для функциональной адаптации, зави- сит от перерыва в деятельности. Чем больше перерыв в деятельности, тем больше времени необходимо человеку для его функциональной адаптации.

Функциональная адаптация также зависит от опыта в соответст- вующейдеятельности,длительностивременногоперерыва,например, настроянадеятельность,состоянияисамоактивности.

Стремление родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников невольно сдерживает развитие их адаптационных возможностей. Такие дети в новых условиях испытывают большие трудности в адаптации, а сле- довательно, в самореализации и социальном развитии, например, не посещавшие детский сад значительно сложнее адаптируются к школе, школьному коллективу.

Раздел II. Социальное формирование личности

Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или ти- пичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность). Она необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, об- щении с другими людьми. В учебе, например, она означает способ- ность обучаемого к гибкой переориентации относительно содержания, форм и методов обучения, которые используются в образовательном учреждении. В специальной литературе существует такое выражение, как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы, и др.), функциональные изменения со стороны нервной и сер- дечно-сосудистой систем.

Неадаптивность характеризует то, что у человека имеется несоот- ветствие между целями и достигаемыми результатами деятельности. Она свидетельствует о его неспособности адаптироваться в этих усло- виях к предлагаемой деятельности.

Приспособляемость человека во многом зависит от среды. Суще- ствуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адап- тации определенной категории людей. Адаптированность среды ха- рактеризует ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека (группы). Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школь- ного возраста и пр.

Ситуационные адаптационные возможности человека непостоян- ны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ    4
1.1. Факторы социализации    4
1.2. Механизмы социализации    5
1.3. Сущность социальной адаптации    8
ГЛАВА 2. МЕСТО АДАПТАЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА    14
2.1. Место адаптации в социализации личности    14
2.2. Адаптация в социальном развитии детей раннего возраста    22
2.3. Результаты исследования о роли адаптации в социализации детей    23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    28

Краткое содержание работы:

ВВЕДЕНИЕ

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
При более широком истолковании (Ильясов Ф. Н.) под социализацией понимается процесс включения индивида в систему общественных отношений. В этом случае социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов:
интернализации социальных норм;
усвоения социальных функций;
вхождения в социальную группу (социальной мобильности).
Актуальность курсовой работы. Социальная адаптация – процесс интеграции человека в обществе, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Социальная дезадаптация – частичная или полная утрата ребенком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Формы приспособительных реакций ребенка должны быть определены как социальная адаптация. В отличие от всех живых существ человек должен обладать возможностью адекватно реагировать и на изменения социальной среды и вырабатывать целесообразные поведенческие реакции для данной ситуации.
Целью курсовой работы является рассмотрение роли адаптации в социальном развитии ребенка.
Задачами курсовой работы является:
— рассмотрение сущности социальной адаптации личности;
— изучение факторов социализации и ее механизма;
— анализ места адаптации в социальном развитии ребенка.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Читайте также:  Игры для ребенка 2 лет для развития мелкой моторики

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Источник

Социальное развитие человека во многом зависит от его активности в самопроявлении. Последняя во многом определяется его состоянием, тем, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде. Чем более комфортно человек чувствует себя в социуме, тем больше он предрасположен к самопроявлению, социальному развитию.

В результате изучения главы 10 студент должен:

знать

  • • сущность адаптации, дезадаптации и реадаптации их место и роль в социальном развитии, социализации человека;
  • • причины дезадаптации, ее проявление и влияние на процесс и результат социализации человека;
  • • взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации; реадаптации и ресоциализации;

уметь

• учитывать взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации; реадаптации и ресоциализации в социально-педагогической работе с ребенком;

владеть

• знаниями о взаимосвязи адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации; реадаптации и ресоциализации, необходимыми в социально-педагогической работе с ребенком.

Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации

Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации, которая характеризует активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для социализации, самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения общества. Социальная адаптивность человека – состояние наиболее благоприятное для его социализации при проявлении целесообразной активности.

Особое значение имеет социальная адаптация ребенка – процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет последнему не просто проявлять себя, свое отношение к людям и деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различных условиях жизнедеятельности в том числе, к исключительно сложным и неблагоприятным. Адаптационные возможности у каждого человека свои и они значительны. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды жизнедеятельности (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе). Она позволяет человеку накапливать опыт, необходимый для успешной самореализации, социализации. Для ребенка – это наиболее благоприятные естественные и необходимые условия, которые могут быть созданы в семье, детском саду, школе.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях конкретной среды в данный период времени, как отражение степени его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней.

Умение видеть нетипичное проявление ребенка в среде (семье, детском саду, школе, сотрудничестве со сверстниками, на улице) позволяет воспитателю своевременно реагировать на его дискомфортность. Однако, практика свидетельствует, что последний далеко не всегда может сделать это, так как необходимо хорошо знать ребенка и присущее ему своеобразие проявления в различных условиях. Воспитатель должен внимательно изучать причины подобного состояния воспитанника и помочь ему в адаптации, преодолении возникших противоречий, трудностей, что позволит лучше реализовываться в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития, социализации.

Адаптация человека как результат является свидетельством того, в какой степени он приспособлен к условиям среды жизнедеятельности. Для ребенка она указывает на комфортность для него данных условий, что выступает одним их факторов благоприятного самопроявления в развитии и социализации. Это – оценка соответствия (несоответствия) адаптивности ребенка применительно к его возрасту к условиям среды, что позволяет ему наиболее полно проявить себя во взаимоотношениях и поведении, в учебе и играх. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Читайте также:  Образец индивидуального развития ребенка

Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависит от индивидуального своеобразия, опыта адаптации, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности.

Предрасположенность человека к адаптации представлена на рис. 10.1.

Предрасположенность человека к адаптации

Рис. 10.1. Предрасположенность человека к адаптации

Индивидуальное своеобразие человека – это то, что характерно для него, позволяет ему адаптироваться в той или иной ситуации, и проявляется его качествах и свойствах. С возрастом человек меняется, на его своеобразии сказывается жизнедеятельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям обстановки. В процессе изменения качества и возможности совершенствуются или утрачивают, что сказывается на его приспособляемости.

Опыт адаптации способствует формированию у человека качеств, которые помогают ему быстро вживаться в новые условия той или иной ситуации, приспосабливаться к ней и подобной ей (типичной), что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореализации. Чем больше у человека опыта приспособления к новым условиям, тем быстрее происходит адаптация. Опыт позволяет ему сокращать время адаптации к среде и он способен достаточно активно приспосабливаться к условиям, в которых уже был (типичным, сходным).

Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный период жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации, снижает действенность его опыта. Постоянно находясь в одних условиях он с трудом адаптируется к новым. Возникновение такой потребности вызовет у человека определенные трудности. Например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется в детском саду, школе.

Настрой – это внутренняя предрасположенность к адаптации, которая сказывается на состоянии человека. При наличии опыта, но отсутствии настроя на самопроявление, самореализацию, адаптации может не получиться. В то же время, настрой может формироваться в процессе самопроявления человека, которое способно его увлекать, стимулируя проявление интереса, желания, устремленности.

Состояние определяет настрой. Оно определяется внутренними (состоянием здоровья, положительным или отрицательным настроем, страхом) и внешними (новизной, приятием или неприятием среды) факторами. Состояние бывает благоприятным и неблагоприятным и может меняться в процессе адаптации в зависимости от изменения обстановки и степени самореализации как в позитивную, так и в негативную сторону.

Самоактивность – это фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации к среде, позволяя или преодолевать трудности и адаптироваться, или не адаптироваться.

Для ребенка большое значение имеет адаптация в семье, детском саду, школе. В детском саду она позволяет ребенку чувствовать себя в группе естественно и наиболее полно проявлять себя. Для адаптированных детей самоактивность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития, социализации ребенка во многом определяется воспитательной программой и деятельностью воспитателей. В школе (среднем и высшем учебном заведении) она позволяет ребенку приспосабливаться к условиям обучения и успешно овладевать школьной (ссузовской, вузовской) программой с учетом индивидуальных возможностей.

Адаптация важна и в других условиях. Это:

  • – адаптация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника профтехучилища (вуза);
  • – профессиональная адаптация в связи со сменой места работы;
  • – адаптация в после профессиональной сфере (пенсионера).

Каждая из них имеет свое содержание и жизненное значение для человека. Например, адаптация выпускника образовательного учреждения (начального, среднего или высшего) представляет собой процесс и результат его приспособления к социальным условиям среды профессиональной деятельности. От успешности адаптации зависит, в какой степени человек реализует себя в профессии, найдет свое место в производственном коллективе, будет успешно справляться с профессиональной деятельностью, достигать положительных результатов. В этом нуждается и выпускник, и производство.

Выделяют такое понятие как функциональная адаптация. Она характеризует процесс и результат приспособления человека к выполнению определенной деятельности, профессиональных обязанностей и применима к любому человеку, приступающему к какой-либо деятельности. Время, необходимое для функциональной адаптации, зависит от опыта соответствующей деятельности, настроя, состояния, самоактивности и, возможно, временного перерыва в деятельности.

Стремление родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников невольно сдерживают развитие их адаптационных возможностей. Такие дети, появляясь в новых условиях, испытывают большие трудности в адаптации, а, следовательно, в самореализации, социальном развитии и социализации.

Человек, который приобретает опыт адаптации, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность). Последнее необходимо ему в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, общении с другими людьми. В учебе оно обозначает способность обучаемого к гибкой переориентации на содержание, формы и методы обучения, которые используются в образовательном учреждении.

В специальной литературе существует такое выражение как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы) и функциональные изменения нервной и сердечно-сосудистой систем.

Если существует адаптивность, то должно иметь место и противоположное качество. Неадаптивность проявляется в том, что человек испытывает большие трудности в адаптации к новым условиям обстановки, характеру общения и деятельности, преодолеть которые самостоятельно он, как правило, не может.

Адаптация человека во многом зависит от среды. Адаптированность среды характеризует ее приспособленность для естественной адаптации к ней человека (группы). Существуют адаптированные среды, наиболее подготовленные для определенных категорий людей. Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста.

Ситуационные адаптационные возможности человека не постоянны. В зависимости от условий, своеобразия и состояния последнего они могут снижаться или повышаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.

Источник