Если один ребенок начал делать что-то позже сверстников, означает ли это, что он отстает в развитии? Этот график поможет любой маме разобраться и оценить развитие своего малыша.

Специалисты утверждают, что в конкретном возрасте каждый ребенок должен уметь справляться с определенными задачами. Эти задачи разделены на 5 главных категорий:

  • крупная моторика, например ползание и ходьба;
  • мелкая моторика, например складывание кубиков и раскрашивание;
  • языковые навыки, включая речь и понимание;
    интеллектуальные навыки;
  • социальные навыки.

График этапов развития ребенка

2 месяца. Улыбается, когда слышит ваш голос.

3 месяца. Поднимает головку и грудь, лежа на животике. Хватает предметы. Улыбается другим людям.

4 месяца. Лопочет, смеется и пытается имитировать звуки.

5 месяцев. Гулит, переворачивается со спины на живот, пытается сесть.

6 месяцев. Переворачивается со спины на животик и с животика на спину. Перекладывает предметы из одной руки в другую.

7 месяцев. Откликается на свое имя. Находит частично спрятанные предметы.

8 месяцев. Активно ползает, понимает простые просьбы.

9 месяцев. Сидит без поддержки. Ползает.

10 месяцев. Отбрасывает предметы.Стоит. Учится ходить.

11 месяцев. Учится с поддержкой ходить по лестнице.

12 месяцев. Ходит с поддержкой или без нее. Произносит, по крайней мере, одно слово. Любит подражать.

18 месяцев. Самостоятельно ходит. Пьет из чашки. Знает не менее 15 слов.

2 года. Бегает. Строит предложения из двух слов. Выполняет простые указания. В игре воображает себя каким-то персонажем «понарошку».

3 года. Хорошо карабкается. Строит многословные предложения. Классифицирует предметы по цвету и форме.

4 года. Дружит и общается с людьми вне своей семьи. Рисует круги и квадраты. Ездит на трехколесном велосипеде.

5 лет. Может назвать свое имя и адрес. Прыгает, подпрыгивает и скачет на одной ноге. Одевается самостоятельно. Умеет считать до 10 или больше.

Возможные причины задержки в развитии

  • Бывает, что родители не дают детям возможности развиваться, сами того не осознавая. Например, если ребенок не может самостоятельно сидеть, причиной этому может быть то, что родители его все время поддерживают, вместо того, чтобы дать ему возможность самому играть на полу. 
  • Если ваш малыш родился раньше срока, развиваться он будет с отставанием. У недоношенных детей менее развитые и слабые мышцы. Это вызывает задержку в развитии моторики. Со временем это проходит. 
  • Если ваш ребенок отстает в речевом развитии и понимании речи, причина может быть в потере слуха, например, на фоне частых ушных инфекций. 
  • Есть и другая, менее распространенная причина: аутизм. 
  • Дети, рожденные в двуязычных семьях также имеют задержки речевого развития. Обычно они догоняют сверстников к двум годам. 
  • Другие причины существенных отклонений в развитии – это генетические нарушения, например, синдром Дауна, а также отклонения в развитии, такие как церебральный паралич или задержка умственного развития. 
  • В некоторых случаях, причина отклонений так и остается неизвестной.

Что делать

1. Выполнять упражнения на развитие крупной моторики:

После пробуждения кладите младенца на животик (для развития мышц шеи и спины).

  • Выкладывайте малыша на пол. Пусть он исследует окружающие предметы.
  • Дайте ребенку постарше возможность находиться на улице, где он может бегать и прыгать.

2. Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики:

  • Давайте ребенку игрушки из различных материалов, чтобы он захотел исследовать их пальцами.
  • Обеспечьте соответствующие возрасту развивающие игры: головоломки, кубики, бумагу и мелки.
  • Поощряйте малыша постарше есть самостоятельно.

3. Развивать речевые навыки

  • Включайте новорожденным музыку, чтобы стимулировать развитие слуха.
  • Разговаривайте с ребенком.
  • Читайте ему.
  • Называйте предметы, показывая их на картинках в книге.

4. Не оставлять ребенка

  • Старайтесь больше времени проводитьс ребенком за игрой.
  • Улыбайтесь и смейтесь вместе с малышом.
  • Ограничьте просмотр телевизора и больше играйте вдвоем.