Главное в развитии ребенка

Детское развитие — это важная часть воспитания ребенка. Если интеллектом малыша заниматься с раннего возраста, взрослея, он будет легче воспринимать информацию, добиваться значительных успехов в умственной, творческой, эмоциональной сферах. При этом не существует универсальной методики развития мозга ребенка. Родители должны подобрать ее индивидуально, опираясь на особенности собственного малыша. Для этого нужно прислушиваться к его потребностям и интересам, избегать чрезмерной критики, помогать и поддерживать на пути к взрослению. Как вырастить ребенка способным? Каких ошибок следует избегать родителям и какими правилами руководствоваться?

Периодизация детского развития

Жизнь малыша начинается с периода младенчества. Этот этап входит в закономерности детского развития, когда новорожденный только начинает осваиваться в мире. Постепенно совершенствуются способности видеть и слышать, различать цвета и формы.

Годовалый ребенок переходит в период раннего детства. Теперь он начинает активно интересоваться предметами. Закономерности детского развития утверждают, что на этом этапе малыш особенно любознателен, поэтому родителям стоит уделять больше времени играм и обучению.

Далее следует дошкольный возраст, который делится на младший и старший. Это время для развития речи, совершенствования мыслительных процессов. Ребенок увлекается ролевыми играми, ставит себя на место взрослых. Он интересуется общением со сверстниками, стремится совершенствовать слуховое восприятие речи окружающих.

Следуя закономерностям детского развития, далее, наступают младший школьный возраст, а после него – подростковый возраста. В это время заканчивается основная часть формирования интеллектуальных способностей и личности человека.

Какие бывают теории детского развития

Существует множество теорий, объясняющих процесс развития ребенка. Распространена гуманистическая концепция А. Маслоу, согласно которой, человек подвергается влиянию своих потребностей и мотивация. Благодаря этому происходит детское развитие. Человек постепенно удовлетворяет свои потребности в безопасности, любви, самореализации и других сферах общества, стремясь к независимости, духовному росту.

Психоаналитическая теория Э. Эриксона сосредоточена на эмоциях и взаимоотношениях. Согласно ей, ребенок постепенно переходит от чувств доверия и недоверия к миру к ощущению полноты жизни, преодолевая различные возрастные и поведенческие этапы.

Развитие детского интеллекта попытался объяснить З. Фрейд. По его теории, ребенок проходит несколько стадий (от оральной до генитальной). Во время прохождения каждой из них он концентрирует внимание на определенном участке тела, приносящем ему удовольствие.

Родителям полезно знать основные теории детского развития, чтобы помочь ребенку вырасти всесторонне развитой и здоровой личностью.

Что такое раннее детское развитие?

Развитие детского интеллекта необходимо начинать с появлением младенца в доме. Чем раньше родители возьмутся за обучение малыша, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.

Раннее детское развитие может начинаться с младенческого возраста – ребенок развивается, когда с ним общаются взрослые, знакомится с простыми игрушками и предметами, эмоционально откликается на поведение родителей. именно эти реакции малыш закладывают в нем хорошую основу для высокого уровня интеллекта в будущем.

Ранее детское развитие, также, предполагает занятия с ребенком дошкольного возраста, то есть, от трех до шести лет. В это время дети начинают по-настоящему интересоваться окружающим миром. Им хочется бегать, прыгать, исследовать и изучать окружающий мир. Они овладевают речью, их привычки формируются, поведение становится более осознанным. Детское творчество и развитие родители часто стараются стимулировать дополнительными занятиями, которые проводят дома или водят малыша на специальные кружки. Это возможность заниматься развитием ребенка всесторонне.

Психологи, однако, напоминают, что не нужно резко отрывать ребенка от игрушек и приучать к умным книгам. Развивать умственные способности малыша нужно в игровой форме, не требуя от него напряженной работы.

Методики детского развития: что нужно знать родителям?

Многообразие методик позволяет родителям подобрать что-то подходящее конкретно их ребенку. Прежде чем приступить к обучению малыша, необходимо ознакомиться со всеми вариантами.

Метод Глена Домана предполагает развитие детского мышления практически с рождения. Родителям необходимо позаботиться о том, чтобы все игрушки, упражнения, карточки, которыми занимается малыш, совершенствовали его интеллектуальные навыки.

Методика М. Лазарева предполагает обучение ребенка с малых лет при помощи музыки, ярких цветов и движения. Техника гарантировано стимулирует развитие детского интеллекта, а для ее применения на практике существуют специальные «бимбаскеты» — специальные наборы.

Популярный метод М. Монтессори гласит, что детям необходимо лишь создать атмосферу для развития умственных способностей. По теории специалиста, ребенок до трех лет обучается быстрее и эффективнее.

Что включает в себя развитие детской моторики

Развитие детской моторики тесно связано с формированием речи и интеллекта ребенка, что обеспечивает близость двух отделов головного мозга. Именно по способности управлять руками часто судят подготовленность малыша к занятиям в школе, усвоению информации.

Заниматься ребенком нужно с младенчества. Развитие детской моторики предполагает игры с бусами, ладушки, манипуляции с бумагой. Можно предоставить ребенку возможность играть с маленькими крупинками или порисовать на песке, обязательно под присмотром взрослых. Моторику развивает классический массаж ладоней.

Читайте также:  Консультация семья ребенка с отклонениями в развитии

Развитие детской моторики стимулирует лепка, раскрашивание, вырезание и собирание паззлов. Способности рук улучшает перелистывание страниц книги, завинчивание крышек.

Какие бывают детские игры для развития речи?

Детские игры для развития речи — это действенный способ научить ребенка говорить четко и правильно. Малыши охотно учатся, когда они делают это в игровой форме. Родителями важно максимально разнообразить процесс обучения детей, сделать его проще и приятнее.

Необходимо заинтересовать ребенка, прежде чем начать работать над его устными навыками. Родители могут начать детские игры для развития речи с изучения животных. Мама или папа должны научить малыша имитировать звуки различных зверей и время от времени просить повторять их. Таким образом, ребенок сумеет отточить произношение отдельных слогов.

В специальной развивающей литературе и на просторах интернета можно найти множество стихов, полезных для совершенствования устных навыков малыша. Они легко запоминаются и содействуют отработке произношения различных звуков.

Детские игры для развития речи предполагают дыхательную гимнастику. Она помогает овладеть звуками «ш», «с», «э» и некоторыми другими.

Детские скороговорки для развития речи

Использовать детские скороговорки для развития речи можно с одного года, едва малыш научиться произносить первые отчетливые слоги и полноценные слова. Однако лучше всего заниматься с ребенком позже, когда он начнет понятно излагать собственные мысли.

Главное условие, которое нужно соблюдать, выбирая детские скороговорки для развития речи — веселье. Важно стараться превратить обучение в игру, а фразы подбирать запоминающиеся и забавные. Тогда ребенку будет интереснее повторять их за мамой или папой, учебный процесс не оставит плохих впечатлений.

Чтобы выучить вместе с малышом детские скороговорки для развития речи, следует повторить фразу несколько раз, четко проговаривая слова и звуки. Нельзя сразу требовать от ребенка быстрого произношения. Лучше всего использовать короткие стишки, чтобы их было проще запоминать. Для того чтобы был хороший результат – детские скороговорки для развития речи помогли сформировать речевой аппарат – заниматься необходимо регулярно, каждый раз внося в занятия разнообразие, чтобы ребенок не потерял интерес.

С чего начать детское творчество и развитие?

Развитию младенца содействует постоянное общение. Когда мама и папа читают малышу книги, поют песни, рассказывают стихи, они активизируют его умственную деятельность. Таким образом, детское творчество и развитие начинается с первых дней жизни.

Чтобы дополнительно стимулировать ребенка, можно начать интенсивные занятия. Проводить их можно как самостоятельно, так и с помощью педагога. В любом случае необходимо подобрать индивидуально методику обучения в соответствии с особенностями малыша. Некоторые из них можно применять с рождения, другие — при достижении определенного возраста.

В детском творчестве и развитии главное – постепенность и отсутствие напряжения. Нельзя многого требовать от малыша и заставлять его учиться, иначе можно «отбить» у него тягу к знаниям.

Развитие детской инициативы

Самостоятельность — качество, которое необходимо воспитывать в ребенке с малых лет. Главное в этом деле — запастись терпением и приучать малыша постепенно.

Детское воспитание и развитие не должно начинаться со сложных поручений. Родители должны обучать ребенка самостоятельности с задач, которые он точно сможет выполнить. Для начала можно попросить собрать лишь часть игрушек в ящик или надеть штаны без помощи мамы или папы. Постепенно нужно усложнять задачи.

Важная часть детского воспитания и развития — родительская поддержка. Если ребенок проявляет инициативу и пытается справиться с вопросом самостоятельно, не нужно подавлять это желание и оказывать помощь, пока ее не попросят.

Что такое развитие детского самоуправления?

Детское самоуправление — это способность ребенка справляться без посторонней помощи. Формировать самостоятельность необходимо, ведь она важна для развития детского мышления. Ребенок, способный учиться и ухаживать за собой с минимальной помощью взрослых людей, упрощает и свою жизнь, и родительскую и вся семья получает больше времени для приятных и веселых совместных занятий.

Приучать малыша к самостоятельному выполнению заданий необходимо постепенно, однако, с раннего возраста. Пусть сначала дети собирают игрушки в комнате и одеваются с помощью родителей, но, с каждым разом помощь должна уменьшаться. Важно объяснять ребенку, почему необходимо поддерживать порядок и делать что-либо самостоятельно, хвалить его за проявление инициативы.

Детское воспитание и развитие невозможно без доверия и свободы. Если родители запрещают малышу делать элементарные вещи без посторонней помощи, он не сможет стать самостоятельным. Важно постепенно увеличивать масштабы свободы и больше доверять ребенку, чтобы помочь ему добиться успеха.

Читайте также:  Классификация отклонений в развитии ребенка лебединского

С чего начинается развитие детской одаренности

Одаренный ребенок требует повышенного внимания родителей и педагогов. Для развития детского интеллекта в таком случае необходимы особые условия. Важно окружить его предметами, нужными для удовлетворения любознательности и проявления изобретательности. Главным фактором развития является поддержка, исходящая от родителей и педагогов. Нельзя подавлять инициативу и творчество малыша, строго наставлять его и диктовать, что делать.

Кроме этого необходимо подобрать грамотного педагога, способного составить индивидуальную программу для ребенка. Полноценное развитие детского мышления со школьным учителем, который устанавливает для всех единые требования, может не привести к развитию детской одаренности.

Развитие детского интеллекта: правила

Тренировать умственные способности ребенка можно как дома, так и с педагогом. Однако в любом случае важно обеспечить ощущение поддержки и атмосферу дружелюбности во время занятий.

Развитие ребенка должно проходить в игровой форме. Не нужно заставлять малыша заниматься целыми днями — достаточно часа ежедневно. Для совершенствования умственной деятельности рекомендуют решать с ребенком логические задачи, отгадывать загадки на смекалку. Вероятно, детей постарше заинтересуют головоломки и интеллектуальные игры.

Детские отклонения в развитии

Для родителей ребенка, у которого наблюдаются детские отклонения в развитии, воспитание может стать трудным процессом. Стоит всерьез заняться малышом при проявлении следующих признаков:

  • страсть к однообразию;
  • нежелание общаться;
  • беспричинная агрессия;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • нарушения сна.

При подборе правильной методики обучения и профессиональных педагогов можно значительно уменьшить детские отклонения в развитии или ликвидировать их вовсе, в том случае, если они вызваны педагогической запущенностью.

Если причиной детского отклонения в развитии является задержка умственных способностей, ребенку нужно дополнительное сопровождение педагогов и родителей, возможно, занятия в коррекционной школе.

Какие есть нарушения психического развития в детском возрасте

Родители могут столкнуться с сенсорными нарушениями у ребенка. В таком случае у него будут наблюдаться серьезные проблемы со слухом и зрением. При поражениях нервной системы заметны умственная отсталость, нарушения речи и двигательных функций.

Если родители своевременно заметили тревожные симптомы и обратились за помощью к специалисту, есть высокий шанс ликвидировать детские отклонения в развитии. Поэтому при необычном поведении ребенка, прогрессировании нарушений стоит немедленно начать терапию.

Детское развитие — область, требующая определенных знаний и умений. Когда родители и педагоги активно вкладываются в этот процесс, у них есть все шансы вырастить психически здорового и способного ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Исследование способности к выбору в детских возрастах / Носкова Н. В. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология.. = 2010. — ВАК
  2. Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста / Ефимова М. В. // Ярославский педагогический вестник. = 2016. — ВАК
  3. Игра — форма организации жизни и деятельности детей / Батурина О. В. // Достижения науки и образования. = 2018
  4. Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / Алексеева С. О., Башкатов И. А. // Историческая и социально-образовательная мысль. = 2017. — ВАК
  5. Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности / Юнхуэй Се // Эксперимент и инновации в школе. = 2013
  6. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник

Мы живем в очень быстро меняющееся время. Если вспомнить жизнь наших родителей, то это была совершенно другая жизнь. Мой отец закончил только три класса церковно-приходской школы, у него не было больше возможности продолжить образование, он уже с 7-8 лет помогал отцу и работал. У него были способности к рисованию, но развить это не было никакой возможности, он работал водителем самосвала и ко всем праздникам мы вместе с ним делали красочные газеты. Он очень завидовал нам и говорил, какие мы счастливые, что у нас есть возможность учиться. Моя мама пережила в детстве голод войны и работала с пятого класса, чтобы помочь семье и оплатить свое образование.

В основном многие люди их поколения всю жизнь занимались одним и тем же занятием, жили на одном и том же месте, иногда ездили в гости к родственникам. Все примерно одинаково одевались, покупали одинаковые вещи, ели одинаковую еду. Все были одинаково бедными и кто выделялся своим внешним видом или более хорошим материальным положением, на такого смотрели подозрительно. Богатым было быть не очень хорошо. Разводились редко, это тоже не приветствовалось и считалось, что если муж с женой развелись, то виновата женщина, что не удержала семью.

В моем детстве на семейные праздники собирались все родственники и надо было всем есть одинаковые салаты, пельмени, картошку с рыбой, которые даже и готовили все вместе. И если дети, что-то не хотели есть, это воспринималось как капризы и наказывалось. Также примерно и с занятиями: нужно было заниматься или в музыкальной школе или в рисовальном кружке, потом чуть постарше спортом и побеждать на всяческих олимпиадах.

Читайте также:  Дневник динамического развития ребенка на дому

Это был обязательный набор благополучного детства.

Я не представляю, чтобы было, если бы Дизайн Человека появился тогда, скорее всего ничего бы не было. Никто бы не пошел в эксперимент проживания себя, своей уникальности. Зачем? Всех детей воспитывали по доктору Споку, вся литература, которая не вписывалась в общепринятые рамки была запрещена и ее можно было прочитать только в самиздате, в рукописных или на печатных машинках распечатанных текстах. Даже, чтобы прочитать разрешенные книги или журналы, надо было стоять в очереди, ждать когда появиться возможность подписаться и купить не ту книгу, которую ты хочешь, а ту, которую «выбросят» в продажу. Мы не могли просто так поехать заграницу и посмотреть как живут люди в других странах. Это было ограничено узким кругом комсомольских активистов. Я стояла в очереди на турпутевку в районе пяти лет и мне досталась путевка только в Прибалтику. В очередь на телефон стояли годами, чтобы позвонить к врачу ходили к соседке в соседний подъезд.

Сейчас дети приходят в совершенно другой мир. Мир интернета, открытой информации, открытых связей, всеобщих путешествий, постоянной смены занятий, хобби, увлечений, индивидуальных сотовых телефонов, видео связи по скайпу со всем миром. Развитие уникальности, индивидуальности, своего пути – это то, чем сейчас заняты люди практически до середины жизни. И дальше это будет усиливаться все больше.

Также темы, связанные со здоровьем, с безопасностью жизни, с выживанием. Посмотрите новости – наводнения, цунами, войны, нападения животных, различные новые заболевания, аутизм, геи, однополые браки. Это тоже будет усиливаться все больше, экология не будет становиться лучше, детям нужно выживать и учиться быть здоровыми с самого раннего возраста. Как нужно воспитывать ребенка, который будет жить в другом мире, не в том сером и одинаковом, в котором жили мы? Самое лучшее, что может сделать Дизайн Человека – это дать возможность родителям воспитывать детей в соответствии с их уникальностью и тогда они смогут выжить в любом мире.

Родители, которые участвовали в семинаре «Развитие ребенка. Важные моменты о здоровье», услышали о природе своего ребенка, заложенном в определенных центрах и о потенциале обучения открытых центров, также о том, как сознательная и подсознательная части дизайна соединяются на Бодиграфе, каким генетическим типом – энергетическим или не энергетическим, является ребенок и как с ним правильно обращаться. Мы посмотрели на то, как развивать тело ребенка до 7 лет, на какие особенности, касающиеся здоровья детей, стоит обратить внимание родителей, как правильно питать ребенка в соответствии с его уникальным типом питания.

Здесь некоторые выдержки из материалов семинара:

Правильное питание по своему типу ведет к увеличению интеллектуального потенциала мозга.

Нужно больше наблюдать за ребенком и давать возможность развиться его уникальности, поддерживать то, что ему нравится.

Для энергетических типов важно движение, важно развивать тело и давать возможность что-то делать самому.

Для неэнергетических типов важно развивать интеллект, важно раннее обучение.

Ребенка — Манифестора – учить спрашивать разрешения и объяснять последствия их действий.

Ребенка — Генератора – спрашивать, ты хочешь это сделать, ты хочешь есть, хочешь играть? Следовать их отклику.

Ребенка — Проектора – приглашать ко взаимодействию, советоваться.

Ребенка – Рефлектора – не торопить в решениях, спрашивать нравиться ли ему место и водить в разные сообщества людей, которые ему нравятся.

Начинать развивать уникальность, надо через мать. Так как мать до 7 лет проводит наибольшее время в ауре ребенка.

В семинаре участвовали родители и семейные врачи. Большинство из них получили базовое чтение своей карты, прошли Курс «Проживая Свой Дизайн» и хотят обучаться дальше.

Мнения участников после семинара:

«Очень практический материал. Все очень полезно и для работы и для жизни. Опять узнали о себе много нового, о чем даже не догадывались. Удивительно, но по воспоминаниям детства, именно так, по своему типу питания нам и хотелось есть, только родители заставляли питаться по-другому».

«Дизайн Человека нужен именно детям, так здорово, что мы знаем тип своего ребенка, можем наблюдать за его развитием, а не пытаться его изменить».

Источник