Гезелл и развитие ребенка

А. Гезелл предпринял попытку упорядочить накопленный эмпирический материал в операциональной концепции развития по критерию «степени взрослости». С помощью измерения степени взрослости А. Гезелл стремился преодолеть дуализм организма и среды. Пытаясь выделить чередующиеся шкалы развития — обновление, интеграцию, равновесие, — А. Гезелл, признавая факт культурных влияний, отрицал определяющий их характер для процесса развития личности. Культура, по его мнению, моделирует и канализирует, но не порождает этапов и тенденций развития.

А. Гезелл. Согласно его теории, развитие не простая функция, определяющаяся х-элементами наследственности и у-элементами среды. Это самообусловливающийся процесс, поскольку развитие — приспособление ребенка к окружающей социальной среде, т. е. адаптация. Чтобы решить проблему взаимоотношения биологического и социального в процессе развития, нужен был адекватный метод. И один из таких методов был найден в сравнительных исследованиях близнецов (близнецовый метод). Близнецы бывают монозиготными (МЗ — идентичная наследственность) и дизиготными (ДЗ — у них разные наследственные основы). Возникает перспектива исследования относительного влияния наследственности и среды на психическое развитие детей, на их поведение. Сопоставляя коэффициенты различий в этом развитии, можно судить о взаимоотношении биологического и социального. Эти исследования проводились А. Гезеллом.

А. Гезелл сопровождает положения о росте и развитии идеей культурных влияний. Он пишет, что «культура модулирует и канализирует, но не порождает этапов и тенденций развития». Юношеский возраст он соотносит с периодом от 11 до 21 года. На основе лонгитюдных исследований 165 детей А. Гезелл описывал важные новообразования каждого года жизни. Так, он считал, что в 11 лет начинается перестройка организма и ребенок становится импульсивным, негативным, ему свойственны частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 12 лет турбулентность частично проходит; отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно — влияние сверстников. Главные черты этого возраста — разумность, терпимость и юмор; подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола. Ведущее свойство 13-летнего подростка — обращение вовнутрь, он становится более интровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе; соматические сдвиги усиливают и без того частые колебания настроения.

В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток экспансивен, энергичен, общителен, нарастают его уверенность в себе, а также интерес к другим людям и различиям между ними; он очарован словом «личность», любит обсуждать и сравнивать себя с другими, активно идентифицируется с героями книг и литературы, узнавая в них собственные черты. Сущность 15-летия, по А. Гезеллу, выражается в нарастании индивидуальных различий. Новообразования этого возраста — дух независимости, который делает отношения подростка в семье и школе напряженными; жажда свободы от внешнего контроля сочетается с развитием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Все это повышает ранимость и восприимчивость к вредным влияниям.

В 16 лет, по А. Гезеллу, снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности; значительно увеличиваются внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее.

Вклад А. Гезелла в детскую психологию, прежде всего, состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативнойдисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Он ввел в психологию метод лонгитюдного (продольного) исследования, разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, проводил систематические сравнительные исследования нормы и разных форм патологии.

Отмечая важные результаты этих исследований, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений. В своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что скрывается за изменением темпа развития? В работах А. Гезелла трудно найти ответ на этот вопрос. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста.

Работы А. Гезелла были критически проанализированы Л. С. Выготским, который назвал концепцию А. Гезелла «теорией эмпирического эволюционизма», раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка к своей среде. Однако призыв А. Гезелла к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет не потеряли своего значения до сих пор.

Источник

известный американский психолог А. Гезелл

(1880—1971) проводил лонгитюдное изучение психического раз-

вития детей с рождения до подросткового возраста с помощью по-

вторяющихся срезов1. Он сделал весомые шаги к тому, чтобы по-

ставить изучение проблем развития маленьких детей на научную ос-

нову, проследить фазы развития отдельных слагаемых поведения от

рождения до подросткового возраста.

Гезелла интересовало, как изменяется детское поведение с воз-

Читайте также:  Образец карты развития ребенка начальной школы

растом, он хотел составить примерный временной график появле-

ния конкретных форм психической активности, начиная с двига-

тельных умений ребенка, его предпочтений в занятиях, включая и

интеллектуальные интересы.

Сам Гезелл называл свой метод исследования ≪биографически-

лабораторным≫. В созданном им центре (лаборатории) использо-

валась специальная аппаратура для объективной регистрации

(фото- и киносъемки) моторики, речи, социального взаимодейст-

вия детей, применялось стекло с односторонней проницаемостью

(≪зеркало Гезелла≫). Он стремился приблизить условия наблюде-

ния к естественным условиям жизни ребенка. В специально обору-

дованной экспериментальной комнате ребенку предоставлялась

возможность выбрать род занятий — игра с песком или с водой,

приготовление еды, подвижные игры (в одиночку или в общении с

другими детьми). Диагносты и консультанты могли понаблюдать за

характерными способами поведения ребенка, а не ориентироваться

только на сообщения родителей.

Гезелл также использовал метод сравнительного изучения раз-

вития близнецов, развития в норме и патологии (например, у сле-

пых детей). В результате им был составлен Атлас поведения мла-

денца из 3200 фотографий, тщательно описана феноменология

развития (роста) детей до 16 лет, выведены показатели норм разви-

тия в отношении моторики, речи, поведения. Система тестов Гезел-

ла составила основы практической диагностики психического разви —

тия ребенка в рамках нормативного подхода.

Согласно теории созревания Гезелла, существует врожден-

ная тенденция к оптимальному развитию: ≪Врожден-

ная тенденция к оптимальному развитию настолько неискоренима,

что ребенок полной горстью черпает все, что он находит полезного

кругом себя, и страдает в гораздо меньшей степени, чем можно

было бы ожидать, от нашего невежества≫1.

Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят

ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности.

Выявленные Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом

развития, количественным ≪приростом поведения≫. Сфор-

мулированный Гезеллом общий закон развития гласит, что темп

психического развития наиболее высок и достижения наиболее зна-

чительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка проис-

ходит замедление, затухание скорости развития. Периодизация воз-

растного развития (роста) Гезелла предлагает расчленение детства

на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа

роста: от рождения до 1 года — наиболее высокий ≪прирост≫ пове-

дения, от 1 года до 3 лет — средний и от 3 до 18 лет — низкий темп

развития. В центре научных интересов Гезелла было именно раннее

детство — до трехлетнего возраста. Гезелл рассматривал развитие

ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологиче-

ских факторах созревания организма.

Критикуя позицию Гезелла, Л.С. Выготский называл ее ≪ульт-

рабиологизмом≫ и ≪эмпирическим эволюционизмом≫, когда соци-

альное полностью растворяется в биологическом, когда весь ход

детского развития подчиняется вечным законам природы1.

Таблица 4

Основной предмет исследования

Содержание и темпы психического развития ребенка от рождения до полового созревания

Методы

Исследования Наблюдения (в специально оборудованном помещении,

с кино- и фоторегистрацией), тесты, опросы родителей;

лонгитюд; сравнение развития близнецов, здоровых де-

тей и больных

Основные понятия Созревание, развитие, прирост поведения, последова-

тельность развития, скорость роста (развития)

Основные идеи Зависимость психического развития (всех его компо-

нентов — от моторики до личности) от созревания

нервной системы, неравномерность темпа психического

развития, замедление темпа на протяжении детства. Необходимость контроля за развитием

Факторы развития Биологический фактор, генетически заданное созревание преформизм)

Ценное Внедрение новых методов, методик и оборудования для

проведения психологических исследований. Мощная эм-

пирическая база. Основательность и тщательность в

описании феноменологии детского развития. Привлече-

ние внимания к важности процессов созревания. Со-

здание нормативов моторного развития

Направления

критики

Акцентирование биологической основы развития —

≪эмпирический эволюционизм≫ (ЛС. Выготский); аб-

солютизация нормативов, перенос данных, полученных

на детях среднего класса, на все остальные

13.Теория трех ступенейв развитии ребенка К. Бюлера.

К. Бюлер известен как автор преформистской теории трех

ступеней в развитии ребенка. Каждый ребенок в своем развитии

закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эво-

люции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект.

Биологический фактор (саморазвитие психики, саморазвертыва-

ние) рассматривался им как основной. Бюлер настаивал на биоло-

гической обусловленности развития в детстве, на наследственной

природе способностей, однако подчеркивал, что без упражнения

природные задатки не раскроются в полной мере.

Инстинкт — низшая ступень развития; наследственный фонд

способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь

в определенных стимулах. Инстинкты у человека — расплывчатые,

ослабленные, расщепленные, с большими индивидуальными разли-

чиями. Набор готовых инстинктов у ребенка (новорожденного)

узок — крик, сосание, глотание, защитный рефлекс.

Дрессура (образование условных рефлексов, прижизненно

складывающиеся навыки) дает возможность приспособиться к раз-

личным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и нака-

зания, или на успехи и неудачи. Детская игра, по Бюлеру, — естест-

венное продолжение игры у животных, возникает на данной стадии.

Интеллект — высшая стадия развития; приспособление к си-

туации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания

проблемной ситуации. Бюлер всячески подчеркивает ≪шимпанзепо-

добность≫ поведения детей первых лет жизни. Типичное изменение

поведения при решении интеллектуальных задач высшими обезья-

нами и детьми: при предъявлении новой задачи испытуемый де-

монстрирует волнение и осуществляет беспорядочные пробы. ≪Ага-

реакция≫, ≪ага-переживание≫, мгновенное схватывание сути вещей

и отношений трансформирует поведение, которое превращается в

Читайте также:  Остановка в развитии ребенка после прививки

спокойное, упорядоченное решение задачи. При повторении ситуа-

ции решение находится сразу.

При переходе от одной стадии развития психики к другой разви-

ваются и эмоции, причем происходит смещение удовольствия от

конца деятельности к началу. Эволюционно раннее соотношение

действия и эмоции таково: сначала действие, а потом удовольствие

от его результата. Далее действие сопровождается функциональным

удовольствием, т.е. удовольствием от самого процесса. И наконец,

представление (предвосхищение) удовольствия предшествует собст-

венно действию.

Центральным для Бюлера было изучение мышления, роли твор-

чества в психическом развитии. Так, он предложил теорию развития

речи у ребенка как процесса ее изобретения, придумывания ребен-

ком в процессе общения со взрослым.

Источник

Арнольда Луция Гезелл (1880-1961) получил степень доктора философии по психологии от Университета Кларка в 1906 г. После длительных наблюдений в школах для лиц с психическими расстройствами, он развил свой интерес к изучению особенностей развития детей с ограниченными возможностями. Он изучал медицину и служил в качестве помощника профессора Йельского университета, где основал Йельскую клинику детского развития или нормального детства.

В клинике изучалось психическое развитие детей раннего возраста – от рождения до 3 лет. Периоды младенчества и раннего детства были в центре научных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал, что за первые три года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, так как темпы этого развития наиболее высоки именно в первые три года, а затем со временем постепенно замедляются. На этой основе им была создана и периодизация психического развития, в которой выделялось три периода – от рождения до года, от года до трех лет и от трех до восемнадцати лет, причем первый период характеризуется максимально высокими темпами психического развития, второй – средними, а третий – низкими. Он помог разработать успешные программы для детей с ограниченными возможностями. В своих исследованиях он изучил многих детей, в том числе Камалу — девушку, выросшую в волчьей стае.

Исследования Гезелла, в отличие от работ Н.М. Щелованова и его Лаборатории генетической рефлексологии, которая также изучала детей раннего возраста, были направлены не на анализ закономерностей развития психики в первые три года жизни, а на разработку нормативности этого развития.

Как психолог, Гезелл понял огромное значение природы и воспитания. Он предостерегал не быть поспешными в выводах, приписывая конкретные причины умственным недостаткам. Многие аспекты человеческого поведения, например беспристрастность и темперамент, он считал наследственными, и напоминал, что «ребенок адаптирован к родителю, родитель адаптирован к ребёнку». Он считал, что общенациональная система детских садов будет благом для его страны.

Будучи новатором, Гезелл использовал в своих исследованиях последние достижения в кино и фотографии. В клинике Гезелла была разработана специальная аппаратура для объективной диагностики динамики психического развития маленьких детей, в том числе кино- и фотосъемка, «зеркало Гезелла» (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей). Он также ввел в психологию новые методы исследования – лонгитюдный (метод продольного изучения одних и тех же детей в течение определенного периода времени, чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецовый (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов). На основе этих исследований была выработана система тестов и показателей нормы для детей от 3 месяцев до 6 лет по следующим показателям – моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Модификация этих тестов (как и тестов Бине) лежит в основе современной диагностики психического развития детей.

Геззел утверждал, детство – это также и продукт эволюции. У самых низших животных детство практически отсутствует; период детства тем длиннее, чем выше на эволюционной лестнице располагается данный вид. У человека не только самое длинное детство, но оно качественно другое. Сохраняется общая функция психического – биологическая адаптация к окружающей среде. Главную роль в психическом развитии ребенка он отводил созреванию нервной системы, где основным показателем развития является темп. Он сформулировал закон замедления развития с возрастом: темп развития максимален на начальных этапах развития и минимален на конечных.

Значительный вклад А.Гезелла в детскую психологию состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Нормативный подход в детской психологии ориентирован на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром.

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Цитата сообщения Jolochka

Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла

                         Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла

Шкалы Гезелла в своем первоначальном виде появились в 1925 году. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. На первом году жизни тестовые карты позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году — в 3 месяца, начиная с третьего года жизни — раз в полугодие.

Психомоторное развитие оценивается по пяти основным областям:

1) адаптивное поведение: восприятие взаимоотношений частей целого, их интеграцию; координацию движений глаз и рук в достижении и захватывании предметов; использование моторных возможностей для достижения практических целей; способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта;

Читайте также:  Ребенок 3 года развитие воображения

2) грубая моторика: постуральные реакции, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба;

3) тонкая моторика: использование руки и пальцев в схватывании и манипулировании с объектами;

4) речевое развитие включает все видимые и звуковые формы коммуникации: выражение лица, жесты, постуральные движения, вокализацию, слова, фразу и предложения. Правильно артикулированная речь зависит от социального окружения, но требует определенной зрелости сенсорно-моторных и кортикальных систем;

5) социализация личности отражает реакции ребенка на социально-культурное окружение. Хотя социализация зависит от особенностей самой личности и ее окружения, тем не менее есть определенные возрастные нормативы, отклонения от которых имеет диагностическое значение.

Образцы поведения подразделяются на временные и постоянные. Временными называются те, которые далее трансформируются или заменяются более совершенными (в скобках указан возраст их исчезновения). Некоторые временные образцы образуют последовательность, другие заменяются полностью. В переходной фазе могут наблюдаться оба вида.

Проведение диагностической оценки развития включает 5 этапов:

  1. Сбор анамнеза и предварительная беседа:

На данном этапе необходимо собрать информацию о семье, её составе; течении беременности, родов, периода новорожденности; о темпах развития до настоящего момента, поведении в текущий период; непосредственном социальном окружении.

Благодаря предварительной беседе можно достичь эффективного контакта с ребёнкомЛучше поначалу уделять больше внимания родителям, а не ребёнку, таким образом ребёнок поймёт, что у Вас нет никаких агрессивных намерений по отношению к нему. Можно предложить ребёнку игрушку. Если он её возьмёт из ваших рук, рук незнакомого человека, значит можно осторожно, не торопясь, приступать к тестированию.

Беседа с родителями должна носить спокойный и доброжелательный характер. Вопросы должны подразумевать однозначный ответ, при необходимости нужно иллюстрировать их примерами. Доверие родительским ответам обязательно, но имеет смысл переспросить родителей ещё раз, если данная ими информация не совпадает с Вашим впечатлением от ребёнка.

    1. Исследование поведения в соответствии с протоколом и порядком проведения:

Тестирование должно проводиться в промежуток времени, когда ребёнок наиболее активен и спокоен, то есть, когда имеются предпосылки для получения лучших результатов. До 18-месячного возраста собеседование и обследование могут быть совмещены в одном сеансе, далее, особенно после 2,5 лет, для выяснения исходного состояния требуется четкое отделение первого и второго этапов.

Порядок выполнения тестовых заданий подробно расписан в электронном пособии.

    1. Запись результатов и диагностический обзор всего собранного материала:

Минимальная запись — заполнение карты с проставлением в ней плюсов и минусов. Рекомендуется иметь видеозапись, стенографическую запись комментария наблюдаемого поведения.

    1. Обсуждение и рекомендации для родителей:

Присутствие родителей при тестировании поможет им понять, каким образом производится обследование, лучше представить сущность имеющихся проблем. Обстановка беседы должна быть самой располагающей, не должно быть ни тени пренебрежения, неуважения к ребёнку.

    1. Письменный отчёт.

Следует отметить, что исследование проводится не только по профилю соответствующего возраста, но и по предыдущему и последующему профилям с целью выявления базового и верхнего уровня развития в той или иной области.

Для проведения диагностики всех компонентов психомоторного развития потребуются следующие материалы:

  • Мячики: большой и маленький.

  • Колокольчик с деревянной ручкой.

  • Стеклянная бутылочка и пилюли из сахара.

  • Бубенчики на ленточке.

  • Погремушка.

  • Красное кольцо на веревочке

  • Тестовые объекты: карандаш, ключ, ножик, монета, т.е. предметы, используемые в повседневной жизни.

  • Взвешенные блоки: 6 штук.

  • Карта с нарисованными на ней зеленым цветом геометрическими фигурами и соответствующие фигуры красного цвета.

  • Десять деревянных красных кубиков.

  • Чашка из алюминия.

  • Доска с вкладывающимися в нее формами.

  • Карты с картинками: а) собачка, ботинок, чашка, дом; б) часы, корзина, книга, флаг, листик, звезда.

  • Мелки.

  • Книжка с детскими стихами.

  • «Чудесная коробка».

  • Карточки для срисовывания с нарисованными жирными линиями фигурами.

  • Тестовые объекты для тестирования по Стэнфорду – Бине (карта и геометрические фигуры к ней, рисунок неоконченного человечка).

Запись результатов наблюдения ведется следующим образом:

(+) — образец поведения хорошо развит, является неотъемлемой частью поведения ребенка.

(±) — образец поведения наблюдается, как случайный или скопированный, но не постоянный.

(-) — постоянный образец в поведении отсутствует, или временный не заменен более зрелым.

Если временный образец, свойственный данному возрасту полностью отсутствует, т.к. ребенок демонстрирует опережающее развитие, то ставится знак (+++).

Таким образом, знаки (+) и (±) обозначают, что данные навыки присутствуют и ребенок прошёл тестовый пункт, а знак (-) обозначает обратное. На полях могут быть проставлены комментарии отсутствию того или иного навыка: О — явный отказ, Н — невозможность выполнить задание в связи с наличием органических причин.

Обработка результатов:

Дикретированный возраст (y) разделить на количество пунктов (na). Результат деления умножить на количество минусов (nb).

x = (y : na) * nb

Дикретированный возраст — это интервал между ключевыми возрастами шкал Гезелла (например, на трертьем году жизни этот интервал составляет 6 мес., на втором — 3 мес., а на первом году жизни измеряется в неделях).

В любой из пяти областей уровнем развития считается возраст, когда сочетание плюсов переходит в сочетание минусов.

Приложения:

Порядок выполнения тестовых заданий

Методика проведения обследования

Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей первого года жизни

Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей второго года жизни

Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей третьего года жизни

Источник