Функции семьи в процессе развития ребенка

Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи.

Воспитание    в    семье    отличается   глубоким    эмоциональным,    интимным

характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всем на свете у дедушки, который «самый, самый умный». Домашнее тепло — одно из условий счастливого детства.

Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители.

Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает. Например, возвращаясь с прогулки в испачканной куртке, он заранее готовит себя к неодобрительной реакции мамы, настораживается на ту деятельность, которая требуется для «успокоения» мамы («Попрошу прощения, поцелую, возьму и почищу куртку»).

Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая .

Выражение «Дети — зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те, духовные и моральные ценности, которые исповедуют его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жесткости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-х летнего сына «давать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывает не столько злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения.

Многие великие педагоги считали, что семейное воспитание, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья -не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама — учительница, папа — шофер, бабушка -медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности.

Итак, семья — начальная структурная единица общества, закладывающая основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа и мама, бабушка и дедушка, внуки и правнуки. Брак двух людей еще не составляет семью:   она   появляется   и   укрепляется   с   рождением   детей.    В   Воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть, в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным

достижениям   человечества,   с   поддержанием   его   здоровья,   а   также   с предотвращением  «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий» семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи, в семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом опыта. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Третий аспект -постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Источник

ирина щеглова
Влияние семьи на развитие личности ребенка. Понятие, типы, функции семьи

Понятие, типы, функции семьи

Семья — уникальная подсистема государства, способна успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечны ценности добра, красоты, разумности и любви.

Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно или же, наоборот, — базовое недоверия, которое служит основной для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, — той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.

Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучшие других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я»

В процессе близких отношений с матерью, отцом, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

Семья — это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.

Семья формирует ребенка базовые смысловые понятия.В первую очередь:

• отношение к себе;

• стиль отношений с другими людьми;

• представления о себе как о мужчине или женщине;

• нравственные ценности, ощущение о том,»что такое хорошо и что такое плохо»;

• чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.

Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, вступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Читайте также:  Ранее развитие ребенка с 10 месяцами

Таким образом, семья — это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие.

Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, здоровый или больной, добрый или очень покладистый или колючий и дерзкий там он свой.

Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.

Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.

Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений.

Семья — это группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия объединить удовлетворение различных потребностей:

• Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.

• Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.

• Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.

• Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.

• Периодизации развития семьи может определять по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.

• На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.

Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семьеможно расположить на двух условных шкалах:

«нормальная — аномальная семья»;

«идеальная — реальная семья»;

Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие,«идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается как принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной, Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами.

Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.

Типы семей:

Семья и брак — культурно- исторические явления, претерпевшие значительное изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений.

Представления типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Назовем часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей,

•Принадлежность супругов к определенной социальной общности:

1. Эндогамия;

2. Экзогамия.

•Количество брачных партнеров:

1. Моногамия;

2. Полигамия;

• Юридическое оформление брачных отношений;

1. Официально зарегистрированный брак;

2. Фактический («гражданский») брак.

• Структура власти в семье:

1. Традиционная патриархальная;

2. Традиционная матриархальная;

3. Неопатриархальная;

4. Неоматриархальная;

5. Эгалитарная.

• Количество поколений в семье:

1. Однопоколенная;

2. Нуклеарная;

3. Многопоколенная (расширенная, большая, сложная).

•Наличие родителей:

1. Полная;

2. Неполная (материнская и отцовская);

3. Функционально неполная(«квазинеполная»);

4. Особая (сложноорганизованная, смешанна, в том числе бинуклеарная.

• Количество детей в семье:

1. Малодетная;

2. Среднедетная;

3. Многодетная.

Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.

• Качество выполнения семейных функций:

1. Нормально функционирующая;

2. Дисфункциональная.

•Состояние психологического комфорта:

1. Благополучная;

2. Неблагополучная.

•Способность продуктивно разрешать семейные проблемы:

1. Зрелая;

2. Проблемная.

•Удовлетворенность супругов своим браком:

1. Оба удовлетворены браком;

2. Один из супругов удовлетворен браком, другой нет;

3. Оба не удовлетворены браком.

Представления о структуре семьи лежат в основе большинства типологий, позволяющих выяснить происхождение и доминирование той или иной формы брака, понять своеобразие брачно-семейных отношений [20; 233].

Функции семьи:

Психологи чаще всего приписывают семьи следующие функцию

• Порождение и воспитание детей.

• Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально – воспитательного потенциала.

• Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви

• Создание условий для развития личности всех членов семьи.

• Удовлетворение сексуально – эротических потребностей.

• Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

• Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

• Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.

• Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

• Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

• Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организациях отдых, снятие с людей стрессовых ситуаций.

Источник

Ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, ôóíêöèè ñåìüè âëèÿþùèå íà íåãî. Îñîáåííîñòè âîçäåéñòâèÿ ñåìüè íà ïðîöåññ îáó÷åíèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. Óêëàä æèçíè ñåìüè, ðàñïðåäåëåíèå îáÿçàííîñòåé è òðåáîâàíèé ê èõ âûïîëíåíèþ, îòâåòñòâåííîå îòíîøåíèå ê äåëó.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

1. Ôóíêöèè ñåìüè â ïðîöåññå ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè

Ñåìüÿ — âàæíåéøèé èñòî÷íèê ñîöèàëüíîãî è ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ îáùåñòâà. Ýòî áåçâîçìåçäíûé âêëàä îòöîâ è ìàòåðåé â îáùåñòâåííîå ïðîèçâîäñòâî. Âîçðàñòàåò ðîëü ñåìüè êàê ïñèõîëîãè÷åñêîé, êîììóíèêàòèâíîé ÿ÷åéêè, ÿ÷åéêè îðãàíèçàöèè äîñóãà è îòäûõà, óêðåïëåíèÿ çäîðîâüÿ ÷åëîâåêà. Âñå ñêàçàííîå òîëüêî îäíà èç ñòîðîí çíà÷èìîñòè ñåìüè. Äðóãàÿ (íå ìåíåå âàæíàÿ) — áåç ñåìüè íè îäèí ÷åëîâåê íå ÷óâñòâóåò ñåáÿ â ïîëíîé ìåðå ñ÷àñòëèâûì.

Îñíîâíîå íàçíà÷åíèå ñåìüè — óäîâëåòâîðåíèå îáùåñòâåííûõ, ãðóïïîâûõ è èíäèâèäóàëüíûõ ïîòðåáíîñòåé ÷åëîâåêà. ßâëÿÿñü ñîöèàëüíîé ÿ÷åéêîé îáùåñòâà, ñåìüÿ óäîâëåòâîðÿåò ðÿä åãî âàæíåéøèõ ïîòðåáíîñòåé.  òî æå âðåìÿ îíà óäîâëåòâîðÿåò ëè÷íîñòíûå ïîòðåáíîñòè êàæäîãî ñâîåãî ÷ëåíà, à òàêæå îáùåñåìåéíûå (ãðóïïîâûå) ïîòðåáíîñòè.

Íà îñíîâå ïîíèìàíèÿ ñåìüè ñëîæèëîñü ïðåäñòàâëåíèå î ôóíêöèÿõ ñåìüè, îñíîâíûå èç íèõ òàêîâû:

-ôóíêöèÿ ïðîäîëæåíèÿ ðîäà — ðîæäåíèÿ è âîñïèòàíèÿ äåòåé;

Читайте также:  Воспитание в семье ребенка имеющего проблемы в развитии

-ôóíêöèÿ ñîçäàíèÿ ãàðìîíèè èíòèìíûõ îòíîøåíèé ñóïðóãîâ; ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé ðàçëè÷íûõ ÷ëåíîâ ñåìüè, îñíîâàííûõ íà ÷óâñòâå ìàòåðèíñòâà — îòöîâñòâà, ñåñòðèíñêî-áðàòñêèõ îòíîøåíèÿõ, ëþáâè áàáóøåê, äåäóøåê è ò.ä.;

-ôóíêöèÿ îðãàíèçàöèè áûòà è âåäåíèÿ õîçÿéñòâà;

-ôóíêöèÿ ïîääåðæàíèÿ ôèçè÷åñêèõ è äóõîâíûõ ñèë, ñîçäàíèÿ óñëîâèé äëÿ ïîëíîöåííîãî ðàçâèòèÿ êàæäîãî ÷ëåíà ñåìüè;

-ôóíêöèÿ ñîçäàíèÿ óñëîâèé äëÿ ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè;

-ôóíêöèÿ îáùåíèÿ, âîçíèêàþùàÿ çàäîëãî äî îáðàçîâàíèÿ ñåìüè;

-ôóíêöèÿ îðãàíèçàöèè äîñóãà.

Äèàëåêòè÷åñêèé ïîäõîä ê èçó÷åíèþ ôóíêöèé ñåìüè âûâîäèò íà ïîíèìàíèå òîãî, ÷òî íà ðàçëè÷íûõ ýòàïàõ æèçíè ñåìüè çíà÷èìîñòü ðàçëè÷íûõ ôóíêöèé íåîäíîçíà÷íà, íîñèòåëåì èõ ìîãóò áûòü ðàçíûå ÷ëåíû ñåìüè. Ýòî îáåñïå÷èâàåò ïðååìñòâåííîñòü ðàçâèòèÿ ñåìüè.

 ñåìüå âîñïèòûâàþòñÿ è âçðîñëûå, è äåòè. Îñîáåííî âàæíîå çíà÷åíèå èìååò åå âëèÿíèå íà ïîäðàñòàþùåå ïîêîëåíèå. Ïîýòîìó âîñïèòàòåëüíàÿ ôóíêöèÿ ñåìüè èìååò òðè àñïåêòà. Ïåðâûé — ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà, ðàçâèòèå åãî ñïîñîáíîñòåé è èíòåðåñîâ, â òîì ÷èñëå è ðàçâèòèå ó äåòåé ïîçíàâàòåëüíûõ èíòåðåñîâ, ïåðåäà÷à äåòÿì âçðîñëûìè ÷ëåíàìè ñåìüè íàêîïëåííîãî îáùåñòâîì ñîöèàëüíîãî îïûòà; âûðàáîòêà ó íèõ íàó÷íîãî ìèðîâîççðåíèÿ, âûñîêîíðàâñòâåííîãî îòíîøåíèÿ ê òðóäó; ñîáëþäàòü íîðìû ïîâåäåíèÿ; ïîñòîÿííîå îáîãàùåíèå èõ èíòåëëåêòà, ýñòåòè÷åñêîå ðàçâèòèå, ñîäåéñòâèå èõ ôèçè÷åñêîìó ñîâåðøåíñòâîâàíèþ, óêðåïëåíèþ çäîðîâüÿ è âûðàáîòêå íàâûêîâ ñàíèòàðíî-ãèãèåíè÷åñêîé êóëüòóðû. Âòîðîé àñïåêò — ñèñòåìàòè÷åñêîå âîñïèòàòåëüíîå âîçäåéñòâèå ñåìåéíîãî êîëëåêòèâà íà êàæäîãî åãî ÷ëåíà â òå÷åíèå âñåé åãî æèçíè. Àñïåêò òðåòèé — ïîñòîÿííîå âëèÿíèå äåòåé íà ðîäèòåëåé (è äðóãèõ âçðîñëûõ ÷ëåíîâ ñåìüè), ïîáóæäàþùåå èõ àêòèâíî çàíèìàòüñÿ ñàìîâîñïèòàíèåì.

Óñïåõ âûïîëíåíèÿ ýòîé ôóíêöèè çàâèñèò îò âîñïèòàòåëüíîãî ïîòåíöèàëà ñåìüè.

Áîëüøîå çíà÷åíèå ïðèíàäëåæèò êîììóíèêàòèâíîé ôóíêöèè ñåìüè. Ìîæíî íàçâàòü ñëåäóþùèå êîìïîíåíòû ýòîé ôóíêöèè: ïîñðåäíè÷åñòâî ñåìüè â êîíòàêòå ñâîèõ ÷ëåíîâ ñî ÑÌÈ, ëèòåðàòóðîé è èñêóññòâîì; ÷èòàÿ êíèãè, çíàêîìÿñü ñ íîâûìè ïðîèçâåäåíèÿìè èñêóññòâà, íîâîñòÿìè, ðîäèòåëè äîëæíû îáÿçàòåëüíî îáñóäèòü ýòî ñ ðåáåíêîì òàê, ÷òîáû ó íåãî ïîÿâèëñÿ èíòåðåñ è ðàçâèâàëñÿ äàëåå; âëèÿíèå ñåìüè íà ìíîãîîáðàçíûå ñâÿçè ñâîèõ ÷ëåíîâ ñ îêðóæàþùåé ïðèðîäíîé ñðåäîé è íà õàðàêòåð âîñïèòàíèÿ; îðãàíèçàöèÿ âíóòðèñåìåéíîãî îáùåíèÿ.

Åñëè ñåìüÿ óäåëÿåò âûïîëíåíèþ ýòîé ôóíêöèè äîñòàòî÷íîå âíèìàíèå, òî ýòî çàìåòíî óñèëèâàåò åå âîñïèòàòåëüíûé ïîòåíöèàë. Íåðåäêî ñ êîììóíèêàòèâíîé ôóíêöèåé ñâÿçûâàþò äåÿòåëüíîñòü ïî ñîçäàíèþ ïñèõîëîãè÷åñêîãî êëèìàòà ñåìüè. Ñ ýòèì íåëüçÿ íå ñîãëàñèòüñÿ: â íàøó äèíàìè÷åñêóþ ýïîõó ñèëüíî âîçðàñòàåò çíà÷åíèå ñåìüè êàê ïñèõîëîãè÷åñêîé ÿ÷åéêè.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ âîçðàñòàåò ôóíêöèÿ ñåìüè ïî îðãàíèçàöèè äîñóãà è îòäûõà. Ïîä äîñóãîì ïîíèìàåòñÿ âíåðàáî÷åå (ñâîáîäíîå) âðåìÿ, êîòîðûì ÷åëîâåê ðàñïîðÿæàåòñÿ âñåöåëî ïî ñâîåìó âûáîðó è óñìîòðåíèþ. Ñâîáîäíîå âðåìÿ — îäíà èç âàæíåéøèõ ñîöèàëüíûõ öåííîñòåé, íåçàìåíèìîå ñðåäñòâî âîññòàíîâëåíèÿ ôèçè÷åñêèõ è äóõîâíûõ ñèë ÷åëîâåêà, âñåñòîðîííåãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Ïîâûøåíèþ ðîëè äîñóãà ñïîñîáñòâóþò ïðàâèëüíûé ðèòì è ðåæèì æèçíè ñåìüè, ðàçóìíîå ðàñïðåäåëåíèå îáÿçàííîñòåé ìåæäó åå ÷ëåíàìè, ïëàíèðîâàíèå òðóäà è îòäûõà. Ñåìåéíûé äîñóã âêëþ÷àåò â ñåáÿ: ÷òåíèå, ðàçãàäûâàíèå êðîññâîðäîâ, ïðîñìîòð ôèëüìîâ, âñòðå÷è ñ ðîäñòâåííèêàìè, äðóçüÿìè è çíàêîìûìè, ñîâìåñòíûé îòäûõ, ïîñåùåíèå òåàòðîâ, ìóçååâ, êèíîòåàòðîâ è êîíöåðòîâ; ïðîâåäåíèå åæåãîäíîãî îòïóñêà; ïîñåùåíèå ïàðêîâ, òóðèñòñêèå ïîõîäû, ýêñêóðñèè, ïðîãóëêè íà ïðèðîäó; çàíÿòèÿ ñïîðòîì, ó÷àñòèå â ñîðåâíîâàíèÿõ, â ïðîâåäåíèè ïðàçäíèêîâ. Ýòî âñå âëå÷åò çà ñîáîé ïîçíàíèå îêðóæàþùåãî ìèðà. Äåòè óçíàþò ìíîãî íîâîãî è ïîëåçíîãî. Ïîÿâëÿåòñÿ èíòåðåñ ê òîìó, ÷òîáû óçíàòü ÷òî-òî åùå, íå îñòàíàâëèâàòüñÿ íà äîñòèãíóòîì. Òàêèì îáðàçîì, ðàñøèðÿåòñÿ êðóãîçîð ðåáåíêà. È ðîäèòåëè äîëæíû ñäåëàòü òàê, ÷òîáû èíòåðåñ áûë óñòîé÷èâûì è ïîòîì íå ïðîïàë.

Íî â îðãàíèçàöèè ñåìåéíîãî äîñóãà îáíàðóæèâàåòñÿ íåìàëî îøèáîê: ñëèøêîì ìíîãî âðåìåíè äåòè íàõîäÿòñÿ ó òåëåâèçîðà èëè êîìïüþòåðà, ìàëî áûâàþò íà ñâåæåì âîçäóõå, ðîäèòåëè çà÷àñòóþ íåäîñòàòî÷íî óäåëÿþò âðåìåíè ñâîèì äåòÿì, ññûëàÿñü íà çàíÿòîñòü, óñòàëîñòü è ò. ï. Ïðåîäîëåòü ýòè îøèáêè — çàäà÷à ñîâðåìåííîé ñåìüè.

Æèçíü ñåìüè ìíîãîãðàííà. Ìû êðàòêî ðàññìîòðåëè òîëüêî åå îñíîâíûå ôóíêöèè è ïðåäíàçíà÷åíèå. Íî äàæå îòñþäà âèäíî, ÷òî îíà óäîâëåòâîðÿåò è ìíîãîîáðàçíûå èíäèâèäóàëüíûå ïîòðåáíîñòè ëè÷íîñòè, è ãðóïïîâûå (îáùåñåìåéíûå) ïîòðåáíîñòè, è âàæíåéøèå ïîòðåáíîñòè îáùåñòâà. Êàê îáùåñòâî âëèÿåò íà ñåìüþ, ñîçäàâàÿ îïðåäåëåííûé åå òèï, òàê è ñåìüÿ îêàçûâàåò íåìàëîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå è îáðàç æèçíè îáùåñòâà. Ñåìüå ïðèíàäëåæèò âàæíàÿ ðîëü â óñêîðåíèè ýêîíîìè÷åñêîãî è ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ îáùåñòâà, â âîñïèòàíèè ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ, â äîñòèæåíèè ñ÷àñòüÿ êàæäûì ÷åëîâåêîì. Êàæäàÿ ñåìüÿ äîëæíà âûïîëíÿòü äàííûå ôóíêöèè, íî, ê ñîæàëåíèþ, äàëåêî íå âî âñåõ ñåìüÿõ ñóùåñòâóþò óñëîâèÿ äëÿ èõ âûïîëíåíèÿ. Òàê êàê íàø ìèð íå èäåàëåí, ïîýòîìó è èäåàëüíûõ ñåìåé â íåì íåìíîãî.

ðàçâèòèå ëè÷íîñòü ñåìüÿ øêîëüíèê

2. Îñîáåííîñòè âîçäåéñòâèÿ ñåìüè íà ïðîöåññ îáó÷åíèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ

Ñóùåñòâóþò ðàçëè÷íûå ïóòè è ñïîñîáû ôîðìèðîâàíèÿ èíòåðåñà ê ïðîöåññó îáó÷åíèÿ: â øêîëå îäíè ìåòîäû, äîìà äðóãèå. Äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ óñòîé÷èâûõ èíòåðåñîâ ó äåòåé íåîáõîäèìî ñîòðóäíè÷åñòâî ñåìüè è øêîëû.

Âîñïèòàíèå èíòåðåñà â îòðûâå îò âîñïèòàíèÿ âñåé ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà íåâîçìîæíî. Äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïîçíàâàòåëüíîãî èíòåðåñà ó ðåáåíêà íåîáõîäèìà «ïî÷âà», êîòîðóþ è äîëæíû ïîäãîòàâëèâàòü ðîäèòåëè ñ ñàìîãî äåòñòâà ó ñâîèõ äåòåé. Âî-ïåðâûõ, ðîäèòåëè äîëæíû îðãàíèçîâàòü æèçíü ðåáåíêà, âî-âòîðûõ, ñîçäàòü óñëîâèÿ äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ íóæíûõ êà÷åñòâ, ò.å. óïîðÿäî÷èòü æèçíü ðåáåíêà, ñîçäàòü, ñâîåãî ðîäà, ðåæèì äíÿ.Èíòåðåñ ê îáó÷åíèþ íàäî ñïåöèàëüíî âîñïèòûâàòü: âûçûâàòü ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê ïðåäìåòàì è äåÿòåëüíîñòè.

Ïóòè ïîÿâëåíèÿ èíòåðåñà ó ðåáåíêà:

1. ýìîöèîíàëüíîå îòíîøåíèå ê äåëó;

2. âîñïèòàíèå ñîçíàòåëüíîñòè, îòâåòñòâåííîãî îòíîøåíèÿ, ïîíèìàíèå îáùåñòâåííîé âàæíîñòè, íóæíîñòè âûïîëíÿåìîãî äåëà.

Êàê âûçâàòü ýìîöèîíàëüíîå îòíîøåíèå ê äåÿòåëüíîñòè:

-ðîëü ðîäèòåëåé â âîñïèòàíèè ëþáâè ê ðàçëè÷íûì âèäàì äåÿòåëüíîñòè;

-ïðèìåð îòöà è ìàòåðè, ñòàðøèõ áðàòüåâ è ñåñòåð;

-èõ îòíîøåíèå ê äåëó;

-ñîâìåñòíàÿ äåÿòåëüíîñòü;

-áåñåäû î ðîëè çíàíèé;

-èãðû-ïóòåøåñòâèÿ (ðàçâèâàþò ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå, òâîð÷åñòâî, óñèä÷èâîñòü, ïîâûøàþò èíòåëëåêòóàëüíûé óðîâåíü, ðàñøèðÿþò êðóãîçîð, âîñïèòûâàþò ÷åëîâå÷åñêèå êà÷åñòâà: âçàèìîïîìîùü, ñîïåðåæèâàíèå, ÷óâñòâî îòâåòñòâåííîñòè è ò. ä.);

-èñïîëüçîâàíèå èãðîâûõ ñèòóàöèé: èãðû-óïðàæíåíèÿ, èãðû-çàãàäêè, êðîññâîðäû, ãîëîâîëîìêè, ðåáóñû, ëàáèðèíòû, èãðû-ñîðåâíîâàíèÿ, ñþæåòíî-ðîëåâûå èãðû (÷àùå èñïîëüçóþòñÿ â äåòñêîì âîçðàñòå, äî 13 ëåò, ó÷àò äåòåé âûáèðàòü, èñêàòü íîâûå âîçìîæíîñòè, ïóòè âûèãðûøà, ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ ïîçíàâàòåëüíîãî èíòåðåñà, åñëè ðåáåíîê íå ìîæåò îòãàäàòü ñëîâî â êðîññâîðäå, îí ïîñìîòðèò â ñïðàâî÷íèêå, ÷òî ïðèâåäåò ê óçíàâàíèþ íîâîãî è èíòåðåñíîãî äëÿ íåãî, ðàñøèðåíèå êðóãîçîðà);

-êîíêóðñû (âëèÿþò íà ôîðìèðîâàíèå ïîçíàâàòåëüíîãî èíòåðåñà, ò. ê. ïðèâëåêàþò ñâîåé íå òðàäèöèîííîñòüþ, çàíèìàòåëüíîñòüþ, ðàñøèðÿþò êðóãîçîð, ïîâûøàþò àêòèâíîñòü äåòåé, çàñòàâëÿþò òâîð÷åñêè ïðîÿâèòü ñåáÿ);

-ïîõîäû, ñåìåéíûé âûåçä çà ãîðîä, íà ïðèðîäó, àêòèâíûé îòäûõ (êðàñîòà ïðèðîäû, ñìåíà îáñòàíîâêè è åå íåîáû÷íîñòü àêòèâèçèðóþò ýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó ëè÷íîñòè, ÷òî âåäåò ê ñòðåìëåíèþ óçíàâàòü ÷òî-òî íîâîå îá îêðóæàþùåì ìèðå, ê âîçìîæíîñòè ñäåëàòü ÷òî-òî êðàñèâîå è íåîáû÷íîå);

-ýêñêóðñèè, â ðåçóëüòàòå êîòîðûõ äåòè âîñïðèíèìàþò è óñâàèâàþò çíàíèÿ ïóòåì âûõîäà ê ìåñòó ðàñïîëîæåíèÿ îáúåêòîâ è íåïîñðåäñòâåííîãî îçíàêîìëåíèÿ ñ íèìè. Ñ ïîìîùüþ ýêñêóðñèé ðàñòåò óðîâåíü íàó÷íîñòè, óêðåïëÿåòñÿ åãî ñâÿçü ñ æèçíüþ, ïðàêòèêîé, à òàêæå ôîðìèðóåòñÿ ó÷åáíî-ïîçíàâàòåëüíûé èíòåðåñ…

-ñîâåòû (âîâðåìÿ äàííûå), ïîìîùü (ñâîåâðåìåííî îêàçàííàÿ);

-äðóçüÿ, òîâàðèùè (ñîðåâíîâàíèÿ ñ òîâàðèùåì ïî êëàññó, ñ ñàìèì ñîáîé);

-ïîëîæèòåëüíûé ðåçóëüòàò, óñïåõ (ýòî ýìîöèîíàëüíîå ïîäêðåïëåíèå ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè øêîëüíèêà ÷àùå âñåãî ñâÿçàíî ñ óñïåõîì åãî â ëþáîé äåÿòåëüíîñòè. Ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå óñïåõà íà àêòèâíóþ ìûñëèòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü øêîëüíèêà íåîñïîðèìî. ×óâñòâî ãîðäîñòè è ðàäîñòè, âîçíèêàþùèå ó ðåáåíêà â ñâÿçè ñ îñîçíàíèåì èì ñâîåãî ïðîäâèæåíèÿ â äåÿòåëüíîñòè, â ò.÷. è â óìñòâåííîé, óêðåïëÿþòñÿ ó íèõ ñ êàæäîé íîâîé óäà÷íîé ðàáîòîé. Óñïåõ èìååò ñòèìóëèðóþùåå çíà÷åíèå â ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè øêîëüíèêà, àêòèâèçèðóåò åå è â òî æå âðåìÿ ÿâëÿåòñÿ âåñüìà çíà÷èòåëüíûì ïîáóäèòåëåì ïîçíàâàòåëüíûõ èíòåðåñîâ) [2].

Ñîçäàíèå ýìîöèîíàëüíîé îáñòàíîâêè âûçûâàåò ó ðåáåíêà æåëàíèå óçíàòü ÷òî-òî íîâîå, èíòåðåñíîå, ñòðåìëåíèå ñîâåðøåíñòâîâàòü ñâîþ óìñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü.  ýìîöèîíàëüíîé îáñòàíîâêå ïîçíàâàòåëüíûé èíòåðåñ âûñòóïàåò êàê îòíîøåíèå è ìîòèâ. Ýìîöèîíàëüíàÿ îáñòàíîâêà, «íàñòðàèâàþùàÿ» ðåáåíêà íà ïîçíàâàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü, ñêëàäûâàåòñÿ èç ñàìûõ ðàçíîîáðàçíûõ ìîìåíòîâ, èìåþùèõ îòíîøåíèå è ê ñîäåðæàíèþ ó÷åáíîãî ìàòåðèàëà, è ê ïðîöåññó äåÿòåëüíîñòè, è ê êîëëåêòèâó òîâàðèùåé. Ñîâîêóïíîñòü âñåõ ýòèõ óñëîâèé ñîçäàåò ñîîòâåòñòâóþùèé ýìîöèîíàëüíûé òîíóñ äåÿòåëüíîñòè è â ïîäêðåïëåíèè ïîçíàâàòåëüíîãî èíòåðåñà èìååò ÷ðåçâû÷àéíî áîëüøîå çíà÷åíèå.

Читайте также:  Дошкольное развитие ребенка запорожье

Ñîçäàíèå ïîëîæèòåëüíîé îáñòàíîâêè ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè â ñåìüå äîëæíî ïðåäóñìàòðèâàòü ïî ìåíüøåé ìåðå ñëåäóþùèå îñíîâíûå óñëîâèÿ:

-èñïîëüçîâàíèå ýìîöèîíàëüíûõ ñðåäñòâ: èãðà (â äîøêîëüíîì, ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå), îòäûõ íà ïðèðîäå, ýêñêóðñèè, ïîñåùåíèå ìóçååâ è òåàòðîâ, ñèòóàöèè óñïåõà, êðàñîòà îôîðìëåíèÿ, íàïðèìåð, êíèãè (ðåáåíêó èíòåðåñíåå ñìîòðåòü êíèãó ñ êðàñî÷íûìè êàðòèíêàìè, ÷åì âîîáùå áåç ðèñóíêîâ);

-ýìîöèîíàëüíîå ïîäêðåïëåíèå ïðîöåññà ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, îíî îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåç îôîðìëåíèå ïîìåùåíèÿ, èíòåðüåðà (â ëþáîé øêîëå êàæäûé êàáèíåò îôîðìëåí ïî-ñâîåìó: ïëàêàòû, ìîäåëè, êàðòû è ò.ï., ÷òî âûçûâàåò áîëåå ñåðüåçíîå îòíîøåíèå ê äàííîìó ïðåäìåòó), ó÷åáíèêà (ëþáîé êíèãè) è äàæå ðàáî÷åé òåòðàäè (â òåòðàäè äîëæíû áûòü ïîëÿ è æåëàòåëüíî êðàñíîãî öâåòà — ýòî âûçûâàåò ó ðåáåíêà ñòðåìëåíèå ê êðàñîòå è àêêóðàòíîñòè);

-ïîáóæäåíèå ðåáåíêà âûñêàçûâàòü ñâîå îòíîøåíèå ê ïðåäìåòó èçó÷åíèÿ (îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåç êîíêóðñû, ñîðåâíîâàíèÿ, ñèòóàöèè óñïåõà, îáñóæäåíèÿ ñîâìåñòíîãî äåëà è ò.ï.);

-âûðàæåíèå ïîëîæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ (ãëàâíîå çäåñü — ýòî âçàèìîäåéñòâèå ðîäèòåëåé ñ äåòüìè, î÷åíü âàæíî ïîîùðåíèå ðîäèòåëåé: ïîõîä, êíèãà, öèðê, ïðàçäíèê, âêëþ÷åíèå â äåÿòåëüíîñòü, êîòîðàÿ èíòåðåñíà ðåáåíêó è ò.ï.) [1].

Ñëåäóåò èìåòü â âèäó, ÷òî ñîçäàíèå ïîëîæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ó÷åíèþ, ê òðóäó è ê äðóãèì âèäàì äåÿòåëüíîñòè ôîðìèðóåòñÿ â îñíîâíîì â øêîëå; èìååò ãðîìàäíîå çíà÷åíèå âåñü ñòèëü ðàáîòû øêîëû, ëè÷íîñòè è ìàñòåðñòâî ó÷èòåëÿ. Ïîýòîìó âñÿ ðàáîòà ðîäèòåëåé ïî âîñïèòàíèþ ïðåäïîñûëîê èíòåðåñà, à òàêæå ïî ôîðìèðîâàíèþ ñàìîãî ïîçíàâàòåëüíîãî èíòåðåñà äîëæíà èäòè â òåñíîì êîíòàêòå ñî øêîëîé, ñ ó÷èòåëåì.

Êàê âîñïèòàòü ñîçíàòåëüíîñòü, îòâåòñòâåííîå îòíîøåíèå ê äåëó.

Ðåøàþùóþ ðîëü èãðàåò, êîíå÷íî, øêîëà, íî îò ðîäèòåëåé çàâèñèò ïîíèìàíèå ðåáåíêîì çíà÷åíèÿ òåõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè, ñ êîòîðûìè îí çíàêîìèòñÿ ïîìèìî øêîëû.

Îáùåñòâåííàÿ íàïðàâëåííîñòü òðóäà ðåáåíêà, óâàæåíèå ê íåìó, ïîíèìàíèå — â ñèëüíîé ñòåïåíè çàâèñèò îò ðîäèòåëåé.

Èõ ñîáñòâåííàÿ ñîçíàòåëüíîñòü, îòâåòñòâåííîñòü ïî îòíîøåíèþ ê ñâîèì îáÿçàííîñòÿì, ñòðîãîå èõ âûïîëíåíèå, äîáðîñîâåñòíîå îòíîøåíèå ê ðàáîòå âîñïèòûâàåò è â äåòÿõ ÷óâñòâî îòâåòñòâåííîñòè.

Ïîêàç ïðàêòè÷åñêîãî ïðèìåíåíèÿ çíàíèé â ñâÿçè ñ æèçíåííûìè ïëàíàìè (çíàíèÿ, ïîäêðåïëåííûå ïðàêòèêîé, æèçíåííûì îïûòîì, ñîáñòâåííîé çàèíòåðåñîâàííîñòüþ íàìíîãî ïðî÷íåå), ïîêàç äîñòèæåíèé ñòèìóëèðóåò ïîçíàâàòåëüíóþ àêòèâíîñòü, æåëàíèå äîñòè÷ü òàêîãî æå óðîâíÿ, ñòðåìëåíèå ê ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèþ. ×ðåçâû÷àéíî âàæíûì ÿâëÿåòñÿ ïîáóæäåíèå âûñêàçàòü ñâîå îòíîøåíèå ê ïðåäìåòó, ê òåìå, èçó÷àåìîé ïðîáëåìå, îòâåòó. Òåì ñàìûì îáîãàùàåòñÿ ýìîöèîíàëüíûé îïûò ðåáåíêà, âûçûâàåò îñîçíàíèå åãî è ïîäêðåïëÿåò ïîçíàâàòåëüíûé èíòåðåñ.

Âåñü óêëàä æèçíè ñåìüè, ðàñïðåäåëåíèå îáÿçàííîñòåé è òðåáîâàíèé ê èõ âûïîëíåíèþ çàêëàäûâàþò îñíîâû ñîçíàòåëüíîãî, îòâåòñòâåííîãî îòíîøåíèÿ ê òðóäó, ê ó÷åíèþ, ê ëþáîìó ïîðó÷åííîìó äåëó. Òàêæå ãëàâíûì ýëåìåíòîì ÿâëÿåòñÿ çàíèìàòåëüíîñòü, íî îíà íå äîëæíà ïðèâîäèòü ê ðàçâëåêàòåëüíîñòè. Çàíèìàòåëüíîñòü îáû÷íî ñâÿçàíà ñ ýëåìåíòàìè íåîæèäàííîñòè, íàñòîðàæèâàþùåé ÷åëîâåêà. Êàê ïðàâèëî, â çàíèìàòåëüíîì ïðèâëåêàåò ýëåìåíò íîâèçíû, êîòîðàÿ âûçûâàåò, ïðåæäå âñåãî, ðåàêöèþ óäèâëåíèÿ, à óäèâëåíèå ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê ïåðâè÷íûé àêò ïîçíàíèÿ. Ïîìèìî ýòîãî, ïîçíàâàòåëüíûé èíòåðåñ, êàê âñÿêîå ïñèõè÷åñêîå îáðàçîâàíèå, ñîäåðæèò â ñåáå ýëåìåíòû ïðåäøåñòâóþùèõ ñòóïåíåé ñâîåãî ðàçâèòèÿ, ñëåäîâàòåëüíî, ëþáîïûòñòâî, êàê ïðèìèòèâíàÿ ñòàäèÿ îðèåíòèðîâêè, âûçâàííîå çàíèìàòåëüíîñòüþ, ìîæåò ïðè èçâåñòíûõ óñëîâèÿõ, ïåðåðàñòè â áîëåå âûñîêóþ ñòóïåíü èçáèðàòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ïðåäìåòàì âíåøíåãî ìèðà. Îäíàêî íàäî èìåòü â âèäó, ÷òî ïîëîæèòåëüíûé ýôôåêò çàíèìàòåëüíîñòè â ôîðìèðîâàíèè ïîçíàâàòåëüíûõ èíòåðåñîâ äåòåé 7-10 ëåò ìîæåò áûòü ëèøü ïðè ñîáëþäåíèè ðÿäà óñëîâèé:

-èñïîëüçóÿ ýëåìåíòû çàíèìàòåëüíîñòè, êàê ñðåäñòâà ïðèâëå÷åíèÿ äåòåé ê ïðåäìåòó èçó÷åíèÿ, íóæíî ïåðåâîäèòü èõ ñ ïðèìèòèâíîé ñòàäèè îðèåíòèðîâêè íà áîëåå âûñîêèå ñòóïåíè èçáèðàòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ÿâëåíèÿì;

-çàíèìàòåëüíîñòü îáó÷åíèÿ äîëæíà áûòü òîëüêî ñðåäñòâîì, ïîä÷èíåííûì öåëè îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ.  ïåðñïåêòèâå äîëæíà ñòîÿòü íåîáõîäèìîñòü ðåøåíèÿ ïîçíàâàòåëüíûõ çàäà÷;

-ýìîöèîíàëüíîñòü çàíèìàòåëüíûõ ñðåäñòâ íå äîëæíà áûòü íàñòîëüêî ñèëüíîé, ÷òîáû òîðìîçèòü àêòèâíîñòü óìñòâåííîãî íàïðÿæåíèÿ ðåáåíêà [1].

Ïðåîáëàäàþùåé â ïîçíàâàòåëüíîì ïðîöåññå ÿâëÿåòñÿ èíòåëëåêòóàëüíàÿ àêòèâíîñòü, ñâÿçàííàÿ ñ ïðåîäîëåíèåì òðóäíîñòåé, ñ âîëåâûì óñèëèÿìè, íàïðàâëåííûìè íà ðåøåíèå ñëîæíûõ ïîçíàâàòåëüíûõ çàäà÷.

Òàêèì îáðàçîì, çàíèìàòåëüíûå ñðåäñòâà ñïîñîáñòâóþò ïîâûøåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî òîíóñà ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé è ìîãóò ñëóæèòü èñõîäíûì ìîìåíòîì â ðàçâèòèè èíòåðåñà ê îáó÷åíèþ.

 áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ëó÷øå âñåãî äåéñòâîâàòü â äâóõ íàïðàâëåíèÿõ:

1. ñîçäàòü ðàäîñòíûå îòíîøåíèÿ ïåðåæèâàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ äàííûì âèäîì äåÿòåëüíîñòè;

2. ïîêàçàòü åå îãðîìíîå îáùåñòâåííîå çíà÷åíèå, åå ïåðñïåêòèâû.

Îðãàíèçàöèÿ äåÿòåëüíîñòè:

-ñîçäàòü ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå, ÷òî âûçîâåò æåëàíèå èì çàíèìàòüñÿ. Íåîáõîäèìî, ÷òîáû ïåðåä ðåáåíêîì ñòîÿëà êàêàÿ-ëèáî çàäà÷à, êîòîðóþ îí áóäåò ðåøàòü ñàìîñòîÿòåëüíî. Îòñþäà ïîÿâëÿåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü;

-ñîäåéñòâîâàòü äåòÿì, ïîìîãàòü â êàêèõ-ëèáî îïûòàõ, ýêñïåðèìåíòàõ;

-âîâëåêàòü äåòåé â ðåøåíèå ïðàêòè÷åñêèõ è ïîçíàâàòåëüíûõ çàäà÷, ñîâìåñòíàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Èíîãäà ðîäèòåëè ïîëàãàþò, ÷òî ñ ïðèõîäîì ðåáåíêà â øêîëó ñíèæàåòñÿ ðîëü ñåìüè â åãî âîñïèòàíèè, âåäü îñíîâíîå âðåìÿ òåïåðü äåòè ïðîâîäÿò â ñòåíàõ øêîëû. Îòìåòèì, ÷òî âëèÿíèå ñåìüè íå òîëüêî íå ñíèæàåòñÿ, íî è âîçðàñòàåò.

Îáðàòèì âíèìàíèå íà ñëîâà âûäàþùåãîñÿ ïåäàãîãà Â.À. Ñóõîìëèíñêîãî. Îí ãîâîðèò î òîì, ÷òî ñåìüÿ áåðåò íà ñåáÿ âåñîìóþ äîëþ çàáîòû î âñåñòîðîííåì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Ðîäèòåëÿì íóæíî õîðîøî ïîíèìàòü, êàêîé âêëàä âíîñèò ñåìüÿ â ïðîöåññ âëèÿíèÿ íà ìëàäøåãî øêîëüíèêà, êàêîâû òðåáîâàíèÿ ó÷åáíîãî çàâåäåíèÿ ê óðîâíþ îáðàçîâàííîñòè, âîñïèòàííîñòè ðåáåíêà. Ýòî âàæíî äëÿ òîãî, ÷òîáû íå âîçíèêëè ñèòóàöèè, êîãäà â øêîëå òðåáóþò îäíî, à â ñåìüå — äðóãîå. Åñëè ó ðîäèòåëåé ïîÿâëÿþòñÿ ñîìíåíèÿ â ïðàâèëüíîñòè òðåáîâàíèé ó÷èòåëÿ è ìåòîäèêå îáó÷åíèÿ, ñëåäóåò ïîãîâîðèòü îá ýòîì ñ ïåäàãîãîì, à íå ïûòàòüñÿ äîìà ïåðåó÷èòü ðåáåíêà.

Êàêóþ ïîìîùü ìîæåò îêàçàòü ñåìüÿ ðåáåíêó, íà÷èíàþùåìó îáó÷åíèå â øêîëå?

1. Âîñïèòûâàéòå ó ðåáåíêà îòíîøåíèå ê ó÷åáå íå êàê ê òÿæêîé ïîâèííîñòè, íàâÿçûâàåìîé âçðîñëûì, à êàê ê ïîçíàíèþ ìèðà, ïðîÿâëÿéòå ñàìè óâàæåíèå ê ó÷èòåëþ, ðàñêðûâàéòå äåòÿì îñîáåííîñòè è çíà÷åíèå åãî òðóäà, âîñïèòûâàéòå èíòåðåñ ê îäíîêëàññíèêàì. Èìåéòå â âèäó, ÷òî èíôîðìàöèÿ î øêîëå, ó÷èòåëå, äåòÿõ, êîòîðóþ âû ïîëó÷àåòå îò ñâîåãî ðåáåíêà, ìîæåò áûòü ñóáúåêòèâíîé, èñêàæåííîé. Íåîáõîäèìî ñàìèì áûòü áëèæå ê øêîëå, ÷òîáû èìåòü ðåàëüíûå ïðåäñòàâëåíèÿ î òîì, â êàêîé ïîìîùè íóæäàåòñÿ ðåáåíîê.

2. Òåðïèìî îòíîñèòåñü ê òîìó, ÷òî ðåáåíîê íå ñðàçó óñâàèâàåò íîâûå çíàíèÿ, îâëàäåâàåò ó÷åáíûìè íàâûêàìè, íå âïàäàéòå îò ýòîãî â ïàíèêó è íå äåëàéòå ïðåæäåâðåìåííûõ âûâîäîâ. Ñòàðàéòåñü èçáåãàòü òàêèõ îöåíîê: «íå äóìàë», «íå ñòàðàåøüñÿ», «íå âûó÷èë».

Åñëè ðåáåíîê âñå âðåìÿ áîèòñÿ, ÷òî åãî áóäóò ðóãàòü çà ïëîõóþ óñïåâàåìîñòü, íàêàæóò, ýòî íå òîëüêî íå ñïîñîáñòâóåò æåëàíèþ ó÷èòüñÿ, èíòåðåñó ê çíàíèÿì, íî è âûçûâàåò îòðèöàòåëüíîå îòíîøåíèå ê øêîëå è ó÷èòåëþ, ðàçðóøàåò âçàèìîïîíèìàíèå äåòåé è ðîäèòåëåé. Ñòðàõ — ïëîõîé ïîìîùíèê, êàê â âîñïèòàíèè, òàê è â îáó÷åíèè.

3. Ïðè âîçíèêøèõ ó ðåáåíêà òðóäíîñòÿõ â îáó÷åíèè íå îáâèíÿéòå â íèõ åãî ñàìîãî. ×ðåçìåðíàÿ ñòðîãîñòü, îñóæäåíèå, óãðîçû íå òîëüêî íå ñòèìóëèðóþò æåëàíèå ïðåîäîëåâàòü òðóäíîñòè ó÷åíèÿ, íî è ëèøàþò ó÷åíèêà óâåðåííîñòè, ÷òî îí ñ íèìè ñïðàâèòñÿ, ôîðìèðóþò ÷óâñòâî âèíû, ñîçíàíèå ñîáñòâåííîé íåïîëíîöåííîñòè. Ïîñòàðàéòåñü âìåñòå ñ ó÷èòåëåì ðàçîáðàòüñÿ â ïðè÷èíàõ âîçíèêøèõ òðóäíîñòåé è ïîìîãèòå óñòðàíèòü èõ. Çàäóìàéòåñü íàä òåì, ÷òî âû ñàìè äåëàåòå íå òàê. Ïî÷åìó ðåáåíîê èñïûòûâàåò òðóäíîñòè? Êàê ïîìî÷ü åìó èõ ïðåîäîëåòü?

4. Íè â êîåì ñëó÷àå ðåáåíîê íå äîëæåí îùóòèòü, ÷òî íåóñïåõè â øêîëå ìîãóò ëèøèòü åãî ëþáâè ðîäèòåëåé. Åñëè ÷ëåíû ñåìüè ñòàâÿò ñâîå îòíîøåíèå ê øêîëüíèêó â çàâèñèìîñòü îò ïîëó÷åííûõ èì îöåíîê («ÿ íå ìîãó è íå õî÷ó ëþáèòü äâîå÷íèêà»), òî îíè îòäàëÿþò åãî îò ñåáÿ, à çíà÷èò, óìåíüøàþò âîçìîæíîñò?