Воспитание в семье ребенка имеющего проблемы в развитии

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему:

«ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ:

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»

Процесс воспитания – это длительный и сложный процесс.  Все мы знаем, что на формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Но ДОУ и школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей.

Если проанализировать, то воспитание детей в современной семье отличается от методов, которые применялись в воспитании еще двадцать лет назад, пятьдесят, а про сотню и говорить не приходится.

Основная проблема воспитания детей связана с тем, что их родители понятия не имеют, как именно нужно воспитывать детей. С этим связано множество трудностей.

Перед нами стоит вопрос: почему же так происходит, и с какими еще проблемами сталкивается современная семья в воспитании детей?.

1. В нашей стране, России, за воспитание детей в современной семье (за редким исключением) контролирует женщина, то есть мать ребенка.

Но далеко не у каждой современной мамы за плечами имеется диплом педагогического института, но под рукой всегда есть Интернет.

У медали, как обычно, две стороны, потому что сколько пишущих людей в Интернете, столько и мнений о том, как именно нужно воспитывать детей.

Почему от воспитания детей отодвинули мужчин?

Да, в России существует множество неполных семей, и отсутствие в них мужчин становится настоящей проблемой современной семьи в воспитании детей. Однако и при наличии мужчины рядом, ответственность за воспитание ребенка все равно лежит на женщине. Почему же так происходит?

С одной стороны, мужчине проще сосредоточиться на внешней стороне заботы о семье: он добытчик, который приносит в семью деньги.

С другой, многие женщины сознательно или на бессознательном уровне пытаются ограничить участие мужчины в воспитании ребенка. Одной из причин такого поведения женщины является страх: мужчина не будет слишком долго вникать в эмоции или мотивы поступков, которыми руководствуется ребенок. Скорее, он предпочтет простое и кардинальное решение проблемы: установит правила и наказания за их нарушения. Иными словами, просто даст ремня своему отпрыску за неправильное поведение. Либо обойдется разговором на повышенных тонах.

Как мужчины воспитывают детей

Современной маме такой подход не нравится. Она читала в интернете о том, что «бить детей и кричать на них непедагогично». Зато она готова мириться с тем, когда поведение ребенка становится вовсе невыносимым, а он, чувствуя проявление слабости со стороны матери, часто садится ей на голову. (прощает его проступки) Такие перекосы в детском воспитании встречаются на каждом шагу, а для того, чтобы снова стать авторитетом для ребенка, маме придется приложить больше усилий, чем наличие отцовского ремня в воспитании.

2. Занятость обоих родителей, как проблема воспитания детей в семье

Современные реалии таковы, что даже полная семья имеет очень ограниченное время, чтобы встретиться всем вместе. Это происходит либо вечером, когда оба родителя приходят с работы усталыми, либо ранним утром, когда полусонная семья собирается за завтраком.

В такой ситуации советы из умных книжек по педагогике или все те же рекомендации из интернета «поговорите с ребенком, поучаствуйте в его проблемах, вместе ищите решения» становятся практически невыполнимыми.

Когда оба родителя сосредоточены исключительно на добывании денег, чтобы обеспечить потомство едой и одеждой, общение с ребенком превращается в пустую формальность. Максимум, что могут спросить родители, как дела в школе, и лениво поругать за плохие отметки. О контроле и речи быть не может.

Участие мужчины в воспитании ребенка необходимо

Дети чутко реагируют на подобный формализм, а к ругани вырабатывают иммунитет. Особенно, когда достигают «бунтарского» возраста 13-14 лет, начиная отрицать авторитеты. И отсутствие свободного времени – еще одна большая проблема воспитания детей в современной семье.

3. Электронные гаджеты – воспитатели современных детей

О пагубном влиянии электроники на неокрепшие молодые умы исписаны километры компьютерных экранов. К сожалению, проблема заключается в том, что далеко не у каждого родителя хватает силы запретить пользоваться детям планшетами или смартфонами или жестко ограничить время их нахождения у детей.

Часто происходит наоборот. Ребенок с головой погружается в виртуальный мир, используя гаджеты, с молчаливого согласия родителей. Родители же в это время наслаждаются обществом друг друга или образовавшимся свободным временем, которое можно потратить на себя (лишь бы не мешали). Они понимают, что могут спровоцировать у ребенка компьютерную зависимость, но это понимание находится в умозрительной плоскости, потому что обычный родитель вряд ли всерьез считает, что компьютерная зависимость может возникнуть именно у его ребенка. И это – еще одна проблема воспитания детей в современной семье.

4. Еще одной проблемой в воспитании детей в семье является организация свободного времени семьи. Это проведение праздников, знаменательных  дат, выезды на природу, совместные игры с детьми, чтение книг и т.д. Сейчас родители настолько заняты, что на эти как казалось бы «незначительные» моменты жизни абсолютно не остается времени. В большинстве случаев, дети дома предоставлены сами себе. После школы, придя домой, их никто не контролирует, от домашних обязанностей они освобождены. Иногда бывает, что некоторые дети до позднего вечера находятся вне дома, на улице. А родители при этом удивляются, почему так: ведь все делается ради ребенка.

Читайте также:  Этапы развития ребенка чем заниматься с ним

Для того, чтобы проблема была решена, сначала необходимо признать, что в вашей семье действительно есть проблема с воспитанием детей.

Как решать проблемы воспитания детей?

Вы можете понять это по косвенным признакам: участившиеся вызовы в школу, плохие отметки у ребенка, грубость и нервозность вашего чада при малейшей попытке обратиться к нему или призвать к порядку.
Обычно воспитание детей в современной семье превращается в комплекс проблем. Все зависит от степени запущенности процесса воспитания. И что делать в этом случае?

Мы не будем говорить, что воспитанием ребенка нужно заниматься непрерывно с момента его рождения.

Вот лишь несколько советов:

  • если у вас полная семья, взрослым нужно раз и навсегда договориться, что своих детей они все-таки воспитывают вместе;
  • обсудить допустимые методы воспитания, а на неприемлемые установить табу;
  • как бы ни было тяжело, действительно выбирать время на неформальное общение с ребенком;
  • общаться с ребенком в выходные и планировать их так, чтобы учитывались и его интересы;
  • если за те или иные проступки для ребенка установлено наказание, оно должно быть неотвратимым;
  • маме, которая воспитывает ребенка сама, нужно выбрать какую-то одну методику воспитания, а не охотиться за модными веяниями и не менять принципы воспитания в зависимости от трендов;
  • даже если дети растут в неполной семье, маме стоит находить варианты, когда они могут общаться с представителями мужского пола из числа родственников или знакомых. Особенно это актуально при воспитании мальчиков.
  • при общении с ребенком нужно быть добрым, а не добреньким, но при этом следить и за своим поведением, чтобы не допустить попыток манипулирования собственным ребенком.

Старайтесь придерживаться этих принципов, чтобы устранить проблемы воспитания детей и жить красиво в той семье, которая у вас есть.

В конце своего выступления хотелось бы прочитать одну притчу, касающуюся проблемы воспитания детей, когда заняты оба родителя.

Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.

— Папа, можно у тебя кое-что спросить?

— Конечно, что случилось?

— Пап, а сколько ты получаешь?

— Это не твоё дело! — возмутился отец.

— И потом, зачем это тебе?

— Просто хочу знать.

Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

— Ну, вообще-то, 500. А что?

— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. — Пап, ты можешь занять мне 300?

— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?»

Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.

— Ты не спишь, сынок? — спросил он.

— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.

— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец.

— У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.

— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок.

— Папа, здесь ровно пятьсот. 

Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.

Читайте также:  Кинетический песок и развитие ребенка

Мораль
Морали нет. Просто хотелось напомнить, что наша жизнь слишком коротка, чтобы проводить её целиком на работе. Мы не должны позволять ей утекать сквозь пальцы, и не уделять хотя бы крохотную её часть тем, кто действительно нас любит, самым близким нашим людям.

Подумайте об этом, ведь мы уделяем работе гораздо больше времени, чем семье.

Источник

1. Проблемы в развитии, причины, виды (наследственные, врож­денные, приобретенные).

2. Нужды ребенка с проблемами развития (любовь и поддер­жка в семье, удовлетворение потребностей и комплексная по­мощь в коррекции развития, адекватные воспитательные меро­приятия).

3. Нужды родителей, воспитывающих ребенка с проблемами в развитии. Традиционно: требования и назидания, поучения со сто­роны персонала учреждения, его специалистов. С одной стороны, это правильно, потому что родителям нужна квалифицированная помощь, научение, но, с другой — часто эмоциональное состояние родителей игнорируется (чувство вины, обида, тревога, злость, не­устроенность, жалость, растерянность, усталость и т.п.). Отношение к таким семьям со стороны общества и его представителей опреде­ляет характер взаимодействия родителей с ребенком.

4. Взаимодействия родителя с персоналом. Желательно выстраи­вать их с учетом нужд и переживаний родителя. Заносчивость, не­приветливость, нежелание слушать педагога, обвинения педагогов, обидчивость, вязкость — как примеры поведения родителей. Как не «заразиться» подобными эмоциями и распознавать защитные фор­мы поведения родителей.

5. Сложную проблему представляет отцовство. В большинстве се­мей отцы отстранены от воспитания детей или самоустраняются. Часто у отца нет навыка налаживания контакта с ребенком (его собственный отец с ним в детстве не играл). Особенности воспита­ния в семье детей с проблемами развития. Привлечение отцов к семейному воспитанию. Семья как система. Взаимозависимость ро­дительских и детских проблем.

Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе

Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоци­ональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловлены возрастом. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это заслуживает специального внимания. Обычно это свидетельствует о каком-то неблагополу­чии, нервной ослабленности детей, неправильном поведении ро­дителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношениях в семье.

В общем виде страх условно делится на ситуативный и лично­стный: ситуативный — возникает в необычной, шокирующей об­становке; обусловленный личностно — предопределен характером человека. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто дополняют друг друга.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хро­нический. Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пуга­ются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить «раз­гулявшиеся» чувства. При длительно действующем страхе, искажа­ющем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение ок­ружающих воспринимается все более неадекватным образом. Это уже мнительность. Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально-психологи­ческой изоляции.

Однако следует иметь в виду, что большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чув­ствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер:

♦ от 1 до 3 лет — главным персонажем страшных сновидений чаще оказывается Волк;

♦ от 3 до 5 лет — возраст эмоционального наполнения «Я» ре­бенка. Часто встречается триада страхов: одиночества, темно­ты и замкнутого пространства. После трех и особенно четырех лет к Волку и Бабе Яге присоединяются Кощей Бессмертный и Бармалей с общими у них чертами: черствостью, злом, коварством. Воплощая собой наказание, сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанны­ми. Значительно меньше страхов у детей, имеющих возмож­ность общения со сверстниками;

♦ от 5 до 7 лет — интенсивно развиваются абстрактное мышле­ние, способность к обобщениям, осознание категории време­ни и пространства, поиск ответов на вопросы: откуда все взялось, зачем живут люди? Формируются опыт межличност­ных отношений, система ценностей, чувство родства, дома. Типичны для этого возраста страхи перед чертями как нару­шителями социальных правил и устоев, а заодно и как пред­ставителями потустороннего мира. Этим страхам больше под­вержены послушные дети. Ведущим страхом старшего дош­кольного возраста является страх смерти.

Прежде чем начать помогать детям в преодолении страхов, необ­ходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены (в литературе выделено 29 видов страха). Страхи, проявляющиеся в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внут­ренних, часто неотделимых от опасений, страхов.

Наиболее адекватный путь — отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Нужно и самим родителям самокритично задать себе вопросы: какие страхи у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас? Общие страхи должны устраняться общими усилиями, совместными мероп­риятиями, той же игрой, преодолевающей страх. Более действенным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства. Решиться помочь детям полностью избавиться от стра­ха — это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает постоянную возможность вмешиваться в личную жизнь детей. Главный фактор, препятствующий избавлению детей от стра­хов, — неблагополучное нервно-психическое состояние самих родите­лей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь всей семье в целом, только после этого имеет смысл проведе­ние методик преодоления страхов детьми.

Читайте также:  Таблица возрастного развития ребенка дошкольного возраста

С помощью рисования удается устранить страхи, порожденные воображением ребенка, а также страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и ос­тавивших не очень выраженный к настоящему времени эмоцио­нальный след в памяти ребенка. При использовании игры для пре­одоления страха психотерапевтический механизм заключается в пе­ремене ролей, когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.

Родители и педагогический коллектив. Методология взаимодействия

1. В системе социальных отношений взаимодействие является коммуникацией.

2. Условно можно выделить два типа знаний: о существовании чего-либо и о смысле этого существующего. Психологически чело­век не может выжить в мире, который он себе не в состоянии объяснить и который не имеет для него смысла. Реальность вокруг нас — это наш субъективный опыт существования; это то, что мы сами строим из того, что, по всей вероятности, понимаем или ду­маем, что знаем (например, один педагог убежден, что родители заинтересованы в своих детях — это убеждение будет реальностью его существования, он свои поступки и отношения, т.е. коммуни­кацию, будет выстраивать с учетом этой реальности). Поэтому в коммуникации так много барьеров — смысловых и других, и она так часто бывает проблемной, конфликтной.

3. Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрос­лого. Причем у каждой роли может быть своя реальность, так каж­дый из участников коммуникации, например педагог — родитель, будет прав, но по-своему.

4. Родители — это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как на детских площадках «вспыхивает» мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Нередко можно услы­шать довольно агрессивную ответную реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя детского сада «Мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.

5. Специалисты — это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.

6. Технологии коммуникации. Важно понимать, что любой ро­дитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги. Родитель унижает, не удовлетворяет потребности ребенка, бьет его, потому что только так умеет общаться с ним и делает все с убеждением, что это на пользу ребенку (субъективная реальность). Кроме того, родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний. Родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для пос­леднего во многом обучающей (средством обучения при этом явля­ется то, как говорит специалист, о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонациями сопровождается сообщение, о чем это сооб­щение и пр.).

7. Необходимые навыки: умение слушать (слушать с желани­ем понять ту самую субъективную реальность собеседника); по­нимание невербального языка сообщения и адекватное его при­менение (жесты, мимика, интонации не должны противоречить содержанию беседы); овладение навыками передачи и приема об­ратной связи (прямое обращение к партнеру с просьбой выска­зать его мнение относительно ваших действий). Навык выраже­ния неодобрения (негативная обратная связь): прямое выражение недовольства или неодобрения действий человека может вклю­чать предположение о том, как эти действия улучшить, то есть какие действия были бы вами одобрены. Общение с рассержен­ным взрослым:

♦ показать собеседнику свое уважение к нему, отметив вслух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы раз­гневаны»), и дать ему возможность выговориться;

♦ настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы сердиты, однако я выслушаю вас, но слушать брань, оскорб­ления я не готова и не стану»);

♦ исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению та­кие действия, которые помогли бы ему справиться с соб­ственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и т.п.);

♦ избегать скоропалительных выводов, типа «вечно у вас так», «все время вы так» и т.п.;

♦ встретиться с родителем, который был в разгневанном состо­янии на следующий день после общения с ним, ведь боль­шинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.

8. Профессиональное поведение педагога есть отражение его нрав­ственной личностной и педагогической идеологии (субъективная ре­альность). Неэффективное коммуникативное поведение свидетель-

ствует и о проблемах педагога, возможно об «эмоциональном выго­рании», усталости, истощении, о профессиональной деформации личности. Грамотное общение — залог хорошего психического само­чувствия педагога и его профессионального долголетия.

Источник