Формы работы развитию ребенка связной речи

Формы работы развитию ребенка связной речи thumbnail

hello_html_6f347551.png

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных

 приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. 

  • Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

  • В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

  • Речь – это инструмент развития высших отделов психики.

  • С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.

  • Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

  • Связная речь — смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Задачи развития связной речи.

  • Формирование элементарных представлений о структуре текста(начало, середина и конец);

  • Обучение соединению предложений разными способами связи;

  • Развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания.

  • Обучение построению высказываний разных типов –описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов(сказок, рассказов, историй) соблюдением логики изложения и использование средств художественной выразительности;

  • Обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений;

  • Использование для высказываний различных типов соответствующих моделей(схем), отражающих последовательность изложения текста.

Функции связной речи

Основная функция связной речи – коммуникативная. Включает в себя установление связей с окружающими людьми и определение, и регулирование норм поведения в обществе.

Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты).

В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов.

Описание – это характеристика предмета. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.

Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях).

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

Ведущими формами выступают:

  • Образовательные ситуации

  • планируются и организовываются воспитателем в любое время в режиме дня;

  • — длится от 3-5 до 10 минут;

  • — предполагает участие небольшой подгруппы детей;

  • — несколько ситуаций с одним дидактическим средством;

  • — повтор одной ситуации с разными подгруппами детей;

— могут быть реально- практическими и игровыми

  • Специальные занятия

  1. Занятие – это итоговая форма работы по определённой теме или разделу.

  2. На занятии решается основная речевая задача.

  3. Занятия по развитию речи могут быть познавательно-речевыми или комплексными речевыми.

  4. Выбор типа занятия осуществляет воспитатель, ориентируясь на особенности поставленных задач, содержание занятия и возможности детей.

  • Ситуации общения

Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:

  • сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) — комментирование действия детей;

  • предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);

  • предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;

  • использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.

Рассмотрим методы развития связной речи:

  1. Организованная деятельность

  2. Совместная деятельность

Организованная деятельность включает в себя:

Пересказ

Рассматривание по картине

-по серии сюжетных картинок

-из личного опыта

Творческое рассказывание

-по заданной теме

  • По стихотворению

  • -по сказке

  • -по скороговорке

  • Составление описательного рассказа

Заучивание стихотворений

Совместная деятельность

Беседа

Сюжетно-ролевая игра

Речевые игры

Индивидуальная работа

Интеграция видов деятельности

Наблюдения

Экскурсии

Игры-драмматизации

Игры-инсценировки

Загадки

.Рассмотрим ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Наглядные

Показ иллюстраций, картин, объекта

Моделирование (схемы, мнемотехника)

Словестные

Чтение литературных произведений

Речевые упражнения

Речевой образец

Вопрос

Подсказка

Повторное проговаривание

Оценка детской речи

Напоминание

Объяснение

Указание

Словесные поручения

Игровые

Сюрпризный момент

Игровой персонаж

Речевые игры, дидактические с речевым содержанием, сюжетно-ролевые, театрализованные

Эмоциональность педагога

Косвенные

Подсказки

Совет

Исправление

Реплика

Замечание

Рассмотрим, какие возрастные изменения в речи детей.

Первая младшая группа

  • Поделиться информацией, пожаловаться на неудобство, действия сверстника.

  • Сопровождать речью игровые и бытовые действия.

  • Отвечать на простейшие вопросы.

  • Повторять несложные фразы.

Вторая младшая группа

  • Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

  • Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения с одинаковыми членами.

  • Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

  • Делиться своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми.

  • В играх принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстником.

  • Разыгрывать по просьбе взрослого небольшие отрывки из знакомых сказок

Средняя группа

  • Рассказать о содержании сюжетной картинки.

  • Участвовать в беседе, понятной для слушателей, отвечать на вопросы и задавать их.

  • Описывать предмет, картину.

  • Пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок.

  • В играх проявлять инициативу и предлагать новые роли и действия.

  • Обогащать сюжет, вести ролевые диалоги.

  • Разыгрывать несложные отрывки по знакомым литературным произведениям.

  • С помощью взрослых повторять образцы описания игрушки.

Старший дошкольный возраст

  • Аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе.

  • Составлять рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательностью развивающимся действием;

  • Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

  • Использовать монологическую и диалогическую форму речи.

  • Составлять рассказы и события из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

  • Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

  • Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Рассмотрим требования к диалогической речи

  • Ранний возраст — понимание речи окружающих и использование активной речи детей как средства общения

  • Младший дошкольный — возраст выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы

  • задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем? )

  • Средний дошкольный возраст — вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их

  • рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях

  • Старший дошкольный возраст —участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника

  • формулировать и задавать вопросы

  • формирование культуры общения

Читайте также:  Центр развития ребенка ульяновска

«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы»
К.Д.Ушинский

  • Работа по развитию связной речи трудоемка и почти всегда полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать свою речь.

  • В связи с этим существуют требования к речи педагогов

  • Эмоциональность

  • Выразительность

  • Ясность (понятность для окружающих)

  • Логичность(последовательное изложение мысли)

  • Содержательность (хорошее значение предмета о котором говорится)

  • Точность

Правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих данному содержанию)

«Подготовка к публичным выступлениям взрослого человека должна начинаться с раннего возраста.»

Е.И. Тихеева

ГБДОУ « Детский сад № 91 комбинированного вида»

Доклад – презентация на тему:

« Формы работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель 1 категории

Кулик Е.И

9

Источник

Нэлли Саванина
Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. К сожалению практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объеме. На сегодняшний день ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью — явление очень редкое. В речи детейсуществует множество проблем:

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

• бедность речи, недостаточный словарный запас;

• бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопросы, построить краткий и развернутый ответ;

•неспособность построить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

• отсутствие умения обосновать свои утверждения;

• отсутствие навыков культурной речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

• плохая дикция;

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. К. Д.Ушинский сказал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный и великий педагог — родное слово!»

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.

Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но, чтобы достигнуть более высоких результатов, решили использовать современные инновационныетехнологии в воспитательно-образовательном процессе: развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника, развитие речи детей через ТРИЗ-технологию.

Мнемотехника (в переводе с греческого — «искусство запоминания») — это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. То, что прочно ассоциируется, — запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей. — забывается. К. Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Задачами использования мнемотехнических средств обучения является:

способствовать развитию умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;

создавать условия для умственной активности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

способствовать развитию у детейпсихических процессов: памяти, внимания, мышления;

Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Сначала в работе используются простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, а затем постепенно вводятся мнемотаблицы.

Мнемотаблица — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т. д. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а так же те предметы, действия и явления, которые «завязаны » вокруг них.

Мнемотаблицы -схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей.Мы используем их для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов;

Заучивание — утомительный процесс для ребенка, чтобы облегчить запоминание используем в работе и такой прием: расскажи стихи руками. Интересным приемом мнемотехники является пиктограмма — рисунчатое письмо. Рисуется оно взрослым одновременно с рассказыванием сказки, стихотворения. Вначале обговариваем каждую строчку стихотворения, дети предлагают нужный символ для обозначения героя или действия. Затем проговариваем текст с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, по одному, по желанию. Таблица-рисунок остается в группе на видном месте в течение нескольких дней.

При обучении составлению рассказов-описаний на занятиях используем сенсорно-графические схемы В. К. Воробьевой, которые позволяют получить информацию о признаках предметов.

Дошкольное детство — это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развивать у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь.

ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и пятиэтажным домом?

2. Учить детей фантазировать, изобретать. Например, придумай новый дом красивый и необычный.

3. Программа ТРИЗ позволяет детям интересно и необычно работать со сказкой,то есть привычные объекты начинают обладать необычными свойствами:

— Что стало с репкой, когда ее вытянули?

— Разбилось золотое яичко, а из него выскочило…

— Испекла баба колобок, оставила на окошке… Покатился он… а на дворе зима.

Читайте также:  Этапы социального развития ребенка

— Посадил дед не репку, а тыкву…

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети сочиняют сказки с помощью схем. Эту работу необходимо начинать со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Затем нужно давать возможность придумывать сказки самим детям и схематично выкладывать их, например, с помощью счетных палочек или геометрических фигур.

Таким образом, инновационные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а лишь совершенствуют их, дополняют. Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное — увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит результат — это интересно и увлекательно вдвойне.

Источник

«Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»

             Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи.

К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи. Все эти отклонения сами по себе  не исчезают и  при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшее развитии ребенка.

Дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка, но при стихийном речевом развитии лишь не многие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.

В детском саду предусмотрены такие средства развития речи:

  • свободное речевое общение;
  • культурно – языковая среда;
  • обучение родному языку и речи на специальных занятиях;
  • различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);
  • художественная литература;
  • различные виды искусства (изобразительное искусство, музыка, театр);
  • использование произведений народного творчества;
  • взаимосвязь с семьей по речевому развитию.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает воспитателю разнообразить методики стимулирующие развитие речи у детей. Оптимизировать учебный процесс, повысить его эффективность уже невозможно, пользуясь лишь традиционными, а иногда, откровенно говоря, устаревшими методами и приёмами воспитания и обучения связной речи детей  дошкольного возраста. Чтобы речевое взаимодействие детей было эффективным, воспитатель должен создать условия для речевого творчества и развития коммуникативных навыков воспитанников.

Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи. Речевое творчество – это проявления творчества в речевой деятельности. Рассмотрим некоторые творческие формы работы с детьми.

Хочется сказать про театральную деятельность в детском саду. Это настолько обширная тема, что она требует отдельного разговора, поэтому  затронем её чуть-чуть.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении воспитатели проводят, начиная с младших групп.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения является лишь канвой,   в которую вплетаются новые сюжетные линии, вводятся новые герои и т.д.  Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы  это осуществить, надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся: настольный и теневой театры, театр на фланелеграфе. В данных видах театрализованных игр ребенок или взрослый не являются действующими персонажами, а создают сцены и ведут роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Персонаж изображается с помощью интонационной выразительности голоса, частично – мимики.

К играм-драматизациям относят: игры-драматизации с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли,  в которых задействованы все средства выразительности – интонация, мимика, пантомимика. Самой сложной разновидностью игр-драматизаций является импровизация. Она предусматривает разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. Импровизация требует совместного продумывания и проговаривания темы,  обсуждения средств ее изображения, характерных эпизодов. К старшему дошкольному возрасту,  дети могут предлагать свои варианты изображения темы либо самостоятельно выбирать  и разыгрывать тематику.

Рассмотрим, как должна быть развита связная речь у дошкольников по возрастам.

Средняя группа: дети составляют небольшие рассказы и сочиняют рассказы из личного опыта. Это предполагает обучение разным типам высказывания – описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения. Используя схемы для составления рассказа, дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Развивается интонационный синтаксис – умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

Старшая группа: дети связно, последовательно и выразительно передают готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику или моделирование; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Читайте также:  Развитие ребенка при мальабсорбции

Подготовительная группа: дети составляют текст коллективно (командами), проявляя творчество; умеют выстраивать сюжет, связывать между собой части текста; выстраивают сюжетную линию в рассказе; используют разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания.

В старших и подготовительных группах педагогам от репродуктивных форм связной речи (пересказ, заучивание) следует переходить к её инициативным формам. К ним относиться творческое рассказывание, которое считается наиболее сложным.

При обучении детей связной речи специалисты рекомендуют педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:

  • добавление в рассказ предшествующих или последующих событий;
  • составление рассказа, аналогично данному, с изменением времени или результата действия;
  • составление рассказа с включением (исключением) объектов;
  • составление рассказа по комплекту игрушек;
  • рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;
  • придумывание рассказа о знакомом герое;
  • составление рассказа по его названию;
  • придумывание рассказа по нескольким опорным словам.

Подробнее рассмотрим некоторые из них.

  • Метод противоречий. Один из элементов диалектики (закон единства и борьбы противоположностей) – наличие двух противоречивых качеств в одном объекте. В бытовой ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть – будешь сытым, здоровым; не надо кушать – растолстеешь, будет тяжело; драться плохо – сделаешь больно; бейся – ты защищаешь слабого, обиженного. Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного» во всем, в каждом явлении (событии, факте, веществе) – когда что-то в нем хорошо, а что вредно; что-то мешает, а что-то нужное.

Используем игры: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот» — это игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали». Например, игра «Хорошо – плохо». Дети делятся на две команды. Одна – «хорошо», другая — «плохо». Они передают игрушку (собачку) как эстафету друг другу, называя положительные и отрицательные качества: хорошо, что песик пушистый; но плохо, что быстро сбивается шерсть.

  • Метод решения проблем или «дерево решений».  Сначала нужно выбрать проблему, которая не имеет однозначного решения (эпизоды из сказок, ситуации из жизни), например: «Что нужно цветочку для счастья?».

Затем рассматриваем схему – «дерево решений». Ствол «дерева» обозначает проблему, крона – пути ее преодоления, а листочки – ее решение. Предлагаем детям разбиться на подгруппы и, общаясь между собой, найти решение данной проблемы нарисовать его на листе бумаги и прокомментировать. Дети, достигнув взаимной договоренности путем обсуждения, находят свое решение: бабочку, пчелку, солнышко, дождик и тому подобное. Затем каждая группа размещает свой рисунок на дереве решений и объясняет свой выбор.

Нужно учить детей выслушивать каждого, кто хочет высказаться. Воспитатель оценивает детей только положительно. При оценивании, желательно, не называть слово «правильно», а говорить: «интересно», «хорошо»,  «прекрасно»,  «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

  • Придумывание рассказа по логически стройной цепочке высказываний.

Чем выше интеллект, тем интереснее рассказ. Например, что можно рассказать о бабе Яге? Кодируем информацию  в пиктограммы и составляем рассказ. Сам процесс создания пиктограмм является творческим, т.к. ребёнок может пользоваться не только готовыми пиктограммами, но и придумывать и зарисовывать их самостоятельно. Один из вариантов рассказа:

  • Придумывание рассказа с продолжением.

Например, воспитатель говорит, что ему на глаза попался рассказ «Прогулка в лес», но он не закончен: «Папа с Димой пошли на прогулку в зимний лес. Погода была хорошая, слегка пощипывал морозец, светило солнце. Снег блестел на солнце и поскрипывал под ногами. Вдруг Дима увидел чьи-то следы на снегу…»

Попробуем придумать:

  • радостный, веселый конец рассказа;
  • поучительный;
  • фантастический вариант.
  • Рассказ-зарисовка по опорным словам.

Сейчас вы будете художниками и нарисуете две картины. Я назову только слова-действия.

  1. Скрылось, набежали, подул.

Закачались, сверкнула.

Согнулись, ударил, и полил.

  1. Прошла, выглянуло.

Распрямились, зазеленело, запели.

Вышли погулять.

А теперь, глядя на свои рисунки, составьте рассказ.

  • Рассказы – небылицы.

Они учат детей фантазировать, развивают ассоциативную память, внимание, воображение, чувство юмора.

  • Небылица может начинаться с предложения: «На окне стоял цветок, в лепестках цветка жили крошечные человечки…».
  • Небылица возможна по заданной теме («Если бы я был волшебником», «Фантастические страны», «Винегрет из сказок»).
  • По множеству предложенных картинок, по силуэтам, фигуркам.
  • Небылицы могут быть и в стихах.
  • Сочинение сказок «наизнанку». Использовать этот приём можно в различных вариантах:
  • «Свойства наоборот». Берётся любая знакомая сказка, и её героям приписываются прямо противоположные свойства. Или меняются духовные свойства, внешность. Это даёт возможность крупному стать маленьким, но ловким и незаметным, а маленькому и слабому – великим и могучим. Например, сказка «Красная шапочка». Волк в ней будет маленький и добрый, а Красная шапочка большая и злая.
  • «Задом наперёд». Этот вариант предлагает рассказывать сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первоначальное использование приёма предполагает опору на картинки или иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.
  • «Из собственного опыта». Предложите ребёнку пофантазировать. Пусть он попробует придумать сказку или рассказ, в котором обязанности, поступки, мысли взрослых и детей поменялись местами.
  • Модификация сказок. Ребёнок изменяет знакомые сюжеты сказок. Использовать этот приём также можно в различных вариантах:
  • «Введение в название сказки нового объекта». В название хорошо знакомой ребёнку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер», «Теремок и паровоз».
  • Салат из сказок – создание новой сказки на основе эпизодов, выбранных детьми из разных сказок.
  • Продолжение сказки – каждый придумывает продолжение сюжетной линии сказки.
  • «Я – герой сказки». Предложить ребёнку представить, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости.
  • «Смена места действия». Сюжет сказки перемещается в другое место и пространство. Например, жили-были старик со старухой в наши дни, Красная шапочка в космосе.

Умение ребёнка придумывать разные истории, сказки, загадки, считалки поможет ему в дальнейшем. Например, писать сочинения в школе. Возможно, кто-то из них станет писателем или поэтом.

Используемая литература:

  1. Большева Т. В. Учимся по сказке.
  1. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
  3. Рудик О. С. Развитие речи детей в свободной деятельности.
  4. Филатова н. А. Моделирование в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Источник