Фонематическое развитие ребенка 2 3 лет

Фонематическое развитие ребенка 2 3 лет thumbnail

Алла Богданова
Развитие фонематического слуха у детей 2–3-х лет

Развитие фонематического слуха у детей 2-3-х лет.

«Плохо говорит. «, «Не произносит шипящие звуки. «, «Во рту будто каша», «Пропускает звуки, слоги», «Заменяет многие звуки речи

другими» — типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало

общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.

Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом:

прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки —

назовем ее «речевой слух» — не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У

детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном

проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки

фонем.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть

умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического

восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Фонематический слухвключает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и

процесс развития восприятия звуков речи.

Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык

начинает служить с появления первых слов (к одному году).

К двум годам произношение ещёнесовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся

слоговая структура слов.

К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов,

пропуски слогов.

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

Первый год жизни – уже на третьей неделе жизни младенец должен проявлять внимание к резким звукам, а в два месяца начинать

прислушиваться и к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука,

реагирует на него улыбкой, с удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, лепетать, к полугоду

различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые

слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он

уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук

в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует. Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни

– возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического

восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением. Дети с хорошим

фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с

недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут

отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково,например: сами-сани, почка-бочка,

лиса (животное) — леса (мн. число слова лес).

Если у ребёнка нарушена моторика артикуляционного аппарата и фонематическое восприятие, то тяжело будет формироваться

звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме, и поэтому ему необходимы специальные

коррекционные занятия.

Поэтому так важно своевременно начать работу по развитию фонематического слуха. Условно её можно разделить на шесть этапов.

1. Этап. Узнавание неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д.

2. Этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. В ходе игр дети учатся различать друг

друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных.

3. Этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, вагон) то правильно,

то неправильно («фагон, вакон»). Если произносит неправильно дети хлопают в ладоши.

4. Этап. Умение различать слоги. Например, игра «определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка).

5. Этап. Умение различать фонемы (звуки) родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук

с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

6. Этап. Звуко-буквенный анализ

Рассмотрим развитие фонематического слуха в соответствие с детским возрастом — 3 года.

Этапы работы. Формирование слухового восприятия (внимания и памяти)

1. Привлечение внимания к звучащему предмету.

2. Формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов, голосов ближнего окружения.

3. Знакомство с характером звучащих предметов.

4. Определение места звучащего предмета в пространстве. (Впереди, сзади, справа, слева, близко, далеко).

5. Изменение места звучащего предмета.

6. Определение говорящего по характеру звучащей речи. (Дифференциация мужского и женского голосов, ласкового и строгого тона,

вопросительной и повествовательной интонации).

7. Различение неречевых звуков. (Транспортные шумы, подзывы животных, звукоподражания голосам животных, птиц, насекомых, шум

предметов, музыкальные инструменты, эмоциональные восклицания).

8. Дифференциация двух звучащих игрушек, различных по характеру звучания.

9. Дифференциация трёх звучащих игрушек, различных по характеру звучания.

10.Воспроизведение звучания двух предметов в заданной последовательности: с опорой на зрительный анализатор, без опоры.

11. Определение последовательности звучания трёх предметов, далёких по звучанию.

Шаг первый:

Узнаем неречевые звуки.

Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить

ребенку послушать звуки за окном: что шумит? (деревья); что гудит? (машина); кто кричит? (мальчик) и т. д.

Помогите малышу определить источник звука.

Игра «Громкие подсказки». Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен,

хлопки в ладоши и т. д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, — удары громкие, если он удаляется — тихие.

Читайте также:  Заполненная история развития ребенка образец

Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.

Игра «Где позвонили?» учит определять направление звука.

Игра «Узнай, что звенит (гремит?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать

и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или

гремит.Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их.Можно узнавать по звукам и предметы обихода:

шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т. д.

Шаг второй:

Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса

Игра «Узнай, кто позвал». Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей

называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.

Игра «Близко — далеко». Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) — далеко (тихо) или близко

(громко).Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

Сказка «Три медведя». Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать,кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья

Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет

изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за

медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра «Узнай по голосу». Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей — коровы и теленка, овцы и

ягненка и т. п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова, то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на

качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

Шаг третий:

Различаем близкие по звучанию слова

Игра «Правильно-неправильно». Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано,например:

«Вагон».Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь — хлопни

в ладоши. Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т. д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем — более сложные.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки с предметами,названия которых близки по звучанию:

рак — лак, мак — бак

сок — сук

дом- ком, лом- сом

коза — коса

лужи — лыжи

мишка — мышка, миска и т. д.

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в

названном порядке.

Игра «Доскажи словечко». Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово,которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка —

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его. (белка).

Ты не бойся — это гусь,

Я сама его. (боюсь).

Грязнулю всегда

Выручает. (вода).

В дом войти боится вол:

— Подо мной прогнется. (пол).

Свистнул чижик:

— Фью, фью, фью!

Я с утра росинки. (пью)

Шаг четвертый:

Различаем слоги.

К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги.Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в,

п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите

ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или

начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

Игра «Одинаковые или разные». Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то

же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те,

которые малыш уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом,

что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба — у дороги два стол. (ба).

За-зу-за — уходи домой, ко. (за).

Ти-ди-ти — на Луну ле. (ти).

Де-де-те — сядем в темно. (те).

Лю-лу-лю — лук зеленый я по. (лю).

Фе-ве-фе — посижу я на со. (фе).

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие

и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Шаг пятый:

Различаем фонемы.

На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

Игра «Угадай-ка». У малыша картинки с изображением волка, младенца, птички.Взрослый объясняет: «Волк воет: у-у-у», «Младенец

плачет: а-а-а», «Птичка поет: и-и-и». Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.

Аналогично учимся различать согласные звуки.

Игра «Звук заблудился».Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и — айда!

По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом).

Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.

Источник

/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

фонематический слухФонематический слух – очень важный навык для овладения устной речью, а затем и грамотным письмом. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.

Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Как помочь ребенку в этом? Конечно же, играючи!

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного (например, «дом-сом-лом-ком»). Если этот навык не сформирован, ребёнок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развивать фонематический слух у детей необходимо для успешного обучения чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, и это иногда тормозит развитие связной речи. Развитое фонематическое восприятие нужно и для обучения иностранным языкам.

Обычно звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры головного мозга, распознается, преобразуется в нейронный код. Затем сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока) и подается на артикуляционный аппарат. 

Читайте также:  Развивающие игры для развития речи ребенка

Если звуковой сигнал был воспринят с нарушением, то оно передается и дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку. 

Чаще всего исследователи определяют фонематическое восприятие как умственные действия по анализу, специально воспитанные умения по выделению фонем (значимых звков) и установлению звуковой структуры слова.

Какими бывают нарушения фонематического слуха?

Обычно фонематический слух развивается к пятилетнему возрасту. Но иногда его формирование задерживается. Это может быть вызвано проблемами во внутриутробном периоде или во младенчестве. При этом физиологический слух порой прекрасно развит, ребенок произносит все звуки правильно.

В этом случае родители не замечают проблемы. Но когда ребенок идет в школу и начинает писать, появляются ошибки. Получив рекомендации обратиться к логопеду, многие родители недоумевают: зачем, если ребенок хорошо говорит?

Но часто при нарушении или недоразвитии фонематического слуха звукопроизношение также нарушено. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п. 

В письменной речи возможны следующие ошибки::

  • замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например): «верплюд»;
  • пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно): «корва» вместо «корова»;
  • перестановка букв и слогов: «Моксва» вместо «Москва»;
  • недописывание слов: «пое» вместо «поет», «разны» вместо «разный». Очень часто в тетрадях наблюдаю недописывание буквы «й». Чаще всего дети не слышат именно звук [й’] – [j].

Все эти особенности указывают на нарушение звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: логопедов-дефектологов и нейропсихологов.

При регулярных занятиях с логопедом 2–3 раза в неделю проблема устраняется в среднем за 3–12 месяцев.

Игры для развития фонематического слуха

«Эхо»

Взрослый рассказывает детям, что такое эхо и где с ним можно повстречаться: эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение.

«Перевозим грузы»

В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).

«Заколдованное слово»

Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки – тогда слово становится свободным.

«Путаница»

Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:

Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия: пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также памяти, воображения и исполнительности.

23.04.2020
Подготовила Tonje

  

   Обсуждение на форуме («связанная» тема)

Лёля
(26/04/2015)

Цитата:
Во втором полугодии происходит различение самих речевых звуков: в них выделяются два разных компонента — тембровой (фонематический) и тональный (звуковысотный), которые несут разную нагрузку в понимании речи. В большинстве современных языков, в том числе и в русском, смыслоразличительными единицами являются тембровые различия звуков, или фонемы. Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который осуществляет определенный анализ, отделяя высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое дифференцирование самих фонематических различий. Речевое общение требует особенно тонкого различения тех звуковых единиц, изменение которых влечет за собой изменение смысла слова (например, «том-дом» или «мак-лак» и пр.).

В это время начинается интенсивное развитие фонематического слуха ребенка, в результате которого к концу года ребенок уже различает многие слова взрослого и понимает их значение.

Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет. Шести-семимесячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, если он находится на постоянном месте, и фиксирует его взглядом. В 7-8 месяцев младенец уже может найти названный предмет в любом месте. В этом же возрасте ребенок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения на слово «ладушки», например он хлопает в ладошки, а на слово «до свидания» — машет ручкой. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.).

Помимо развития фонематического слуха и понимания слов взрослого, во втором полугодии интенсивно развиваются собственные голосовые реакции ребенка, которые на первом году имеют характер предречевых вокализаций, которые входят в состав комплекса оживления и достаточно часто наблюдаются уже в первом полугодии жизни. К ним относятся:

• вскрики (громкие эмоционально насыщенные звуки);

• гуканье (короткие согласные звуки типа «кхх», «хм» или «агу»);

• гуление (протяжные звуки, напоминающие пение, например «аааа», «гулиии»)

Вокализации младенца первого полугодия мало напоминают человеческую речь, они скорее похожи на бульканье воды или пение птиц, их очень трудно воспроизвести. И вот, в середине первого года, когда это «щебетание» достигает своего апогея, в вокализациях ребенка появляются совсем четкие и ясные звуки, очень похожие на осмысленную человеческую речь: «ба-ба-та», «ма-ма-да-да» и пр. Вокализации такого типа, воспроизводящие звуки речи, называют лепетом. С появлением лепета (к 5-6 месяцам) ребенок охотно использует свои голосовые возможности для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Лепет впервые появляется и наиболее ярко обнаруживает себя в ситуациях общения со взрослым. К концу года появляются своеобразные лепетные тирады с ярко выраженным интонационным рисунком. Это так называемое «лепетное говорение», которое всегда обращено к взрослому: ребенок заглядывает ему в глаза, жестикулирует, улыбается или сердито ворчит. Внешне он совершенно точно воспроизводит ситуацию речевого общения, и хотя никакого речевого содержания в таком общении пока что нет, взрослый без труда понимает, что хочет «сказать» ему ребенок. Лепет является наиболее прогрессивным видом предречевых

вокализаций младенца, предшествующим появлению активной речи. Его появление свидетельствует о том, что голосовой аппарат ребенка готов к воспроизведению «человеческих слов». Интересно отметить, что предречевая активность есть абсолютно у всех детей, даже глухих от рождения. Но в случаях отсутствия слуха никогда не появляются лепетные вокализации. Характерно, что лепетные вокализации, в отличие от гуканья и гуления, по своему фонематическому составу отражают особенности родного языка окружающих взрослых. Например, российские и китайские дети гукают одинаково, а лепечут совсем по-разному.

К концу года у многих детей также появляются отдельные слова, которые имеют свое постоянное значение и свое звучание. Например: няй-няй (дай), ав-ав (собака), ам-ам (кушать). Это так называемые «автономные слова».

Очевидно, что появление лепета — это результат насыщения слышимой речью. Однако возникает вопрос: всякая ли слышимая ребенком речь ведет к его собственному речевому развитию. Ответу на этот вопрос была посвящена работа В. В. Ветровой, выполненная под руководством М. И. Лисиной.

Читайте также:  Методическая работа развитие ребенка в творческом коллективе

ВЗЯТО ИЗ: ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ https://psyera.ru/2353/predposylki-razvitiya-rechi

Tatyana_T, зачем же начинать со сбора слов? Конечно, ребенок не вдохновится этим «вдруг». Кубики и склады нужно изучать в игре.

Хочет считать — пожалуйста. Он считает, а вы добавляйте: «раз — это БЫ, два — это ДУ, три — это ЛЮ» и т.д.

Стройте башни, дома. А потом пропевайте, например, фасад (или крышу) на любую мелодию.

Вариантов игр можно придумать великое множество. А сидеть составлять слова, конечно, скучно.

Tatyana_T, посоветую вам купить какой-нибудь букварик или азбуку для первоклашек. Там как раз уроки начинаются с изучения крупных единиц. Есть картинки, по которым можно составлять предложения, потом такие полосочки, обозначающие слова — их надо делить на слоги, потом гласные звуки находить. Необязательно по ним заниматься, но это может вам подсказать, в каком направлении работать.

Кубики Зайцева купили, но деть ими абсолютно не вдохновился. Одно слово с трудом собираем (и то в основном с помощью мамы), а дальше говорит «что-то уже не хочется больше. Все хватит. Давай я лучше тебе сосчитаю эти кубики… »

Зато начали играть и неплохо справляться с заданиями типа «хлопай в ладоши, когда услышишь что-то съедобное» и называю ему разные предметы.

KR*OKSA, спасибо за совет!

Попробуем вычленять слова их простых предложений. Казалось бы идея-то на поверхности лежит! А я слоги, буквы… даже не подумала о словах! Видимо рано начинать с букв, нужно сначала учиться просто слушать и слышать, и воспринимать услышанное.

Развивать фонематический слух надо в комплексе. Обычно в школе он изучается с более крупной единицы. Так из речи сначала выделяют предложение. Из предложения слово. (Сколько слов в предложении) Потом определяют сколько в слове слогов. А потом уже звуков. А если уж совсем правильно то — сколько гласных и сколько согласных.

Вам в вашем возрасте можно уже выделять слово из предложения. Но предложения на первом этапе должны быть без предлогов и частиц. Н-р: Девочка играет. А ребенку можно предложить положить столько карандашей сколько он услышал слов.(В нашем случае 2) Многие занимаются с детьми так называемыми диктантами: мама проговаривает предложение, а дитё палочки чертит или карандашики на столе выкладывает. Естественно как и слова в предложении палочки чертятся раздельно и в конце ставится точка. Когда ребенок научился слышать и выделять слова можно переходить к слову.Рисовать точки или выкладывать кружочки, столько сколько в слове звуков. Слова следует брать без Ь и Ъ знаков и без букв: Е Ё Ю Я.

Потом следует знакомить с ударением.

Заметьте,что все это можно проделывать без знания букв. Это азы развития фонематического слуха.

И чем дальше, тем больше.Научились считать звуки — учим гласным и согласным. А согласные бывают твердые и мягкие.Например МА-твердо МЯ- мягко. Можно как игру использовать.

Цитата:
с кубиками Зайцева нужно заниматься по особой методике, вроде как воспитатели и педагоги должны пройти специальную подготовку, чтобы учить детей, иначе эти кубики не помогут, что занятия должны обязательно согласно приложенной инструкции проходить, по какой-то там хитрой методике.

Действительно, очень «хитрая» методика, без пол-литра не разобраться!

Извините. Не удержалась. К Вам это ни в коей мере не относятся. Любят у нас педагоги объяснять свое бездействие посторонними факторами.

Большинству моих знакомых для работы с кубиками не потребовалось ничего более, чем книга, которая идет в комплекте с кубиками. Если останавливает только незнание методики — можете смело приобретать комплект, там есть все необходимые рекомендации.

Еще есть замечательная книга, где описано много интересных игр с использованием КЗ. Завтра посмотрю автора и название и напишу (сейчас в той комнате ребенок спит).

Что касается возраста — уже с года-полутора вполне можно начинать постепенно вводить игру с кубиками.

Про кубики Зайцева думала неоднократно.

Несколько раз советовалась с воспитателем в саду. Но она меня «отговорила», объяснив тем, что с кубиками Зайцева нужно заниматься по особой методике, вроде как воспитатели и педагоги должны пройти специальную подготовку, чтобы учить детей, иначе эти кубики не помогут, что занятия должны обязательно согласно приложенной инструкции проходить, по какой-то там хитрой методике. В итоге кубики я так и не купила (решив что мы пока еще малы, тогда нам еще 4 лет не было), а сейчас думаю стоит приобрести.

По Зайцеву не пробовали заниматься?

Мы с сыном кубиками Зайцева именно играли, а не занимались. Читать начал как-то без особых усилий.

Система Зайцева хороша как раз тем, что ребенок учит не буквы (Тэ и Ю), а запоминает сразу склад (ТЮ), и перед ним не стоит задача «сложить буквы в слог». Сейчас он любое слово легко раскладывает на буквы-фонемы («пишет» по таблице указкой). Конечно, «пишет» так, как слышит, а не по правилам русского языка, но это поправимо.

что-то меня тоже возраст ребенка смущает… Рано еще..

А может ему рано в слога скадывать буквы? С 5 лет рекомендуют чтению учить. У нас после 5 лет все фонематические нарушения прошли сами собой, потому-что время пришло.

Фонематическое развитие ребенка 2 3 лет

Увидели ошибку?

выделите фрагмент текста мышкой и нажмите «ctrl+enter»
ошибки в отзывах пользователей не исправляются

Источник