Физиология развития ребенка 1

Физиология развития ребенка 1 thumbnail

Анатомо-физиологические особенности детей от двух месяцев до года

Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.

Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.

Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году — большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) способствует гидроцефалии — водянке головного мозга.

Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 — верхних, после них — еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее — дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38ЬС) «сбивать» не следует — это естественная защитная реакция организма (см. также гл. Стоматология).

Мышечная система. Если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги — в коленях и притянуты к животу, оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких. Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. — 35-40, в 7-12 мес. — 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости. Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, «гулит». При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти — этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства — любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.

В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.

5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.

6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.

8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

9-месячный выполняет довольно сложные движения — перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: «дай ручку» и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.

10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.

11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

Источник

Ãëàâà 19. ÐÀÍÍÈÉ ÂÎÇÐÀÑÒ (ÎÒ 1 ÃÎÄÀ ÄÎ 3 ËÅÒ)

Ñêîðîñòü ðîñòà. Íà÷èíàÿ ñî 2-ãî ãîäà æèçíè ñêîðîñòü ðîñòà ðåáåíêà áûñòðî ñíèæàåòñÿ. Íà ñìåíó èíòåíñèâíûì ðîñòîâûì ïðîöåññàì ïðèõîäÿò ïðîöåññû êëåòî÷íûõ äèôôåðåíöèðîâîê, ÷òî îáåñïå÷èâàåò ñóùåñòâåííî êà÷åñòâåííîå èçìåíåíèå ñâîéñòâ äåòñêîãî îðãàíèçìà, ïîñòåïåííî ïðèáëèæàÿ åãî ê çðåëîìó ñîñòîÿíèþ. Ïðîïîðöèè òåëà ïðîäîëæàþò èçìåíÿòüñÿ, óìåíüøàåòñÿ îòíîñèòåëüíûé ðàçìåð ãîëîâû.

Çóáû. Ïðîäîëæàåòñÿ ðîñò ÷åëþñòåé è ïðîðåçûâàíèå ìîëî÷íûõ çóáîâ. Íà 2-ì ãîäó æèçíè â íîðìå çóáû ïîÿâëÿþòñÿ â òàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: ïðåäêîðåííûå (14–15 ìåñ), êëûêè (18–19 ìåñ) è êîðåííûå (20–24 ìåñ). Ê êîíöó ýòîãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ ó ðåáåíêà äîëæíû ïðîðåçàòüñÿ âñå 20 ìîëî÷íûõ çóáîâ, ÷òî ðåøàþùèì îáðàçîì âëèÿåò íà ïèùåâîå ïîâåäåíèå, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò ðåáåíêó ê êîíöó ýòîãî âîçðàñòíîãî ýòàïà ïåðåéòè ïðàêòè÷åñêè íà âçðîñëûé ðàöèîí ïèòàíèÿ.

Ñêåëåòíî-ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà. Ðîñò êîñòåé ïðîäîëæàåòñÿ, õîòÿ äàëåêî íå òàê èíòåíñèâíî, êàê â 1-é ãîä æèçíè. Êîñòè ÷åðåïà ê 3-ëåòíåìó âîçðàñòó ïðàêòè÷åñêè ïîëíîñòüþ ñðàñòàþòñÿ, è ïîñëå ýòîãî ãîëîâà î÷åíü ìàëî óâåëè÷èâàåòñÿ â ðàçìåðå, ïðè÷åì ãëàâíûì îáðàçîì çà ñ÷åò óòîëùåíèÿ êîñòíîé òêàíè. Ñêîðîñòü ðîñòà ïîçâîíî÷íèêà òàêæå ñíèæàåòñÿ, îäíàêî â íåì ïðîèñõîäÿò âàæíûå êà÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ôîðìèðîâàíèåì èçãèáîâ.

Î÷åíü âàæíî â ýòîì âîçðàñòå îáðàùàòü âíèìàíèå íà ðàçâèòèå ñâîäà ñòîïû è ïðîôèëàêòèêó ïëîñêîñòîïèÿ. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà êà÷åñòâîì è óäîáñòâîì îáóâè, à òàêæå ïîîùðÿòü ðåáåíêà ê õîäüáå áîñèêîì ïî ãðóíòó è òðàâå â ëåòíåå âðåìÿ. Ýòà ïðîöåäóðà áóäåò îäíîâðåìåííî ñëóæèòü è ìÿãêèì ñðåäñòâîì çàêàëèâàíèÿ.

Читайте также:  Влияние школы на развитие личности ребенка

Åñëè òîíè÷åñêàÿ ìóñêóëàòóðà, êîòîðàÿ îáåñïå÷èâàåò óäåðæàíèå ïîçû, óæå äîñòàòî÷íî ñôîðìèðîâàíà è äàëüíåéøåå åå ðàçâèòèå èäåò â ñòîðîíó êîëè÷åñòâåííîãî íàðàñòàíèÿ è ïîâûøåíèÿ ôóíêöèîíàëüíîé óñòîé÷èâîñòè, òî ôàçè÷åñêèå ìûøöû, îò êîòîðûõ çàâèñÿò ñèëà è áûñòðîòà, ïðîõîäÿò â ýòîì âîçðàñòå ëèøü î÷åðåäíîé, äàëåêî íå ïîñëåäíèé ýòàï ñâîåãî ðàçâèòèÿ. Ñ ýòèì ñâÿçàíû ìíîãèå îñîáåííîñòè äâèæåíèé äåòåé ýòîãî âîçðàñòà, â ÷àñòíîñòè èõ áîëüøàÿ ìåäëèòåëüíîñòü, ïëàâíîñòü äâèæåíèé, îòñóòñòâèå â äâèãàòåëüíûõ ðåàêöèÿõ ðåçêèõ ðûâêîâ. Íåäîñòàòî÷íàÿ ñèëà ìûøö íîã ïðåïÿòñòâóåò ðåàëèçàöèè ôàçû ïîëåòà âî âðåìÿ áåãà.  òî æå âðåìÿ èìåííî â ýòîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò èíòåíñèâíîå ðàçâèòèå ìûøö ðóê, îñîáåííî óïðàâëÿþùèõ òîíêèìè äâèæåíèÿìè ïàëüöåâ. Åñëè ãîäîâàëûé ðåáåíîê èñïîëüçóåò êèñòè ðóê åùå ãëàâíûì îáðàçîì äëÿ õâàòàíèÿ è óäåðæàíèÿ ïðåäìåòîâ è ïðîñòåéøåé ìàíèïóëÿöèè ñ íèìè, òî ê âîçðàñòó 3 ëåò ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê íåêîòîðûì òîíêèì äâèæåíèÿì (íà÷àëî ðèñîâàíèÿ). Òàêæå ïðèìå÷àòåëüíî îáðàùåíèå ðåáåíêà ñî ñïîðòèâíûìè ñíàðÿäàìè, íàïðèìåð ñ ìÿ÷îì. Äëÿ ãîäîâàëîãî ðåáåíêà ìÿ÷ íå ïðåäñòàâëÿåò ñïåöèàëüíîãî èíòåðåñà. Ðåáåíîê â âîçðàñòå 3 ëåò ñ óäîâîëüñòâèåì áóäåò îòòàëêèâàòü ìÿ÷ ðóêàìè èëè íîãàìè — òàêîå äâèæåíèå ñîîòâåòñòâóåò óðîâíþ çðåëîñòè íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà, íî âîò ëîâèòü ìÿ÷ ðåáåíîê â ýòîì âîçðàñòå åùå ïðàêòè÷åñêè íå ñïîñîáåí: ñëàáàÿ êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé ðóê åùå íå ïîçâîëÿåò îñóùåñòâëÿòü äàæå òàêèå íåñëîæíûå ñ òî÷êè çðåíèÿ âçðîñëîãî äåéñòâèÿ. Ñòåïåíü ðàçâèòèÿ ñêåëåòíûõ ìûøö è óðîâåíü ñêîîðäèíèðîâàííîñòè äâèæåíèé âî ìíîãîì îïðåäåëÿþò îáëèê ðåáåíêà â ýòîì âîçðàñòå.

Ìûøå÷íàÿ àêòèâíîñòü. Ìûøöû ãîäîâàëîãî ðåáåíêà îáåñïå÷èâàþò åìó âîçìîæíîñòü ïðÿìîõîæäåíèÿ â íåâûñîêîì òåìïå, à ê 3-ëåòíåìó âîçðàñòó ðåáåíîê ìîæåò óæå ïåðåäâèãàòüñÿ äîñòàòî÷íî áûñòðî (õîòÿ íàñòîÿùèé áåã ïîÿâèòñÿ òîëüêî íà ñëåäóþùåì ýòàïå — â ýòîì âîçðàñòå ðåáåíîê íå îòðûâàåò íîã îò çåìëè, à èñòèííûé áåã îáÿçàòåëüíî âêëþ÷àåò áåçîïîðíóþ ôàçó). Íè íàñòîÿùåé ñèëû, íè áûñòðîòû, íè âûíîñëèâîñòè ðåáåíîê åùå ïðîÿâèòü íå ìîæåò: äëÿ ýòîãî íå ãîòîâû íè ñàìè ìûøöû, íè óïðàâëÿþùèå èìè íåðâíûå öåíòðû. Ñîäåðæàíèå îêèñëèòåëüíûõ ôåðìåíòîâ â ìûøå÷íûõ êëåòêàõ åùå î÷åíü íåâåëèêî, è îáùèå çàòðàòû ýíåðãèè íà ìûøå÷íóþ àêòèâíîñòü îñòàþòñÿ íèçêèìè. Ïðè ýòîì ìûøöû-ñãèáàòåëè ðàçâèòû ãîðàçäî ëó÷øå, ÷åì ìûøöû-ðàçãèáàòåëè. Îñîáåííî õîðîøî ðàçâèòû â ýòîì âîçðàñòå ìûøöû, îáåñïå÷èâàþùèå ñãèáàíèå â ëîêòåâîì ñóñòàâå è ñãèáàòåëè êèñòè: ðåáåíîê 3 ëåò ìîæåò óäåðæèâàòüñÿ íåêîòîðîå âðåìÿ íà âåñó, óõâàòèâøèñü ðóêàìè çà ïåðåêëàäèíó. Îäíàêî ïîäòÿíóòüñÿ òàêîé ðåáåíîê åùå íå ìîæåò, íåîáõîäèìûõ äëÿ ýòîãî àíàýðîáíî-ãëèêîëèòè÷åñêèõ âîëîêîí â ñòðóêòóðå åãî ìûøö åùå íåò.

Источник

ÏÐÅÄÈÑËÎÂÈÅ

Âûÿñíåíèå çàêîíîìåðíîñòåé ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ñïåöèôèêè ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñèñòåì íà ðàçíûõ ýòàïàõ îíòîãåíåçà è ìåõàíèçìîâ, ýòó ñïåöèôèêó îïðåäåëÿþùèõ, ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì óñëîâèåì îáåñïå÷åíèÿ íîðìàëüíîãî ôèçè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ.

Ãëàâíûå âîïðîñû, êîòîðûå äîëæíû âîçíèêàòü ó ðîäèòåëåé, ïåäàãîãîâ è ïñèõîëîãîâ â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ ðåáåíêà äîìà, â äåòñêîì ñàäó èëè â øêîëå, íà êîíñóëüòàòèâíîì ïðèåìå èëè èíäèâèäóàëüíûõ çàíÿòèÿõ, — ýòî êàêîé îí, êàêîâû åãî îñîáåííîñòè, êàêîé âàðèàíò çàíÿòèé ñ íèì áóäåò íàèáîëåå ýôôåêòèâíûì. Îòâåòèòü íà ýòè âîïðîñû ñîâñåì íå ïðîñòî, èáî äëÿ ýòîãî òðåáóþòñÿ ãëóáîêèå çíàíèÿ î ðåáåíêå, çàêîíîìåðíîñòÿõ åãî ðàçâèòèÿ, âîçðàñòíûõ è èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòÿõ. Ýòè çíàíèÿ ÷ðåçâû÷àéíî âàæíû è äëÿ ðàçðàáîòêè ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ îñíîâ îðãàíèçàöèè ó÷åáíîé ðàáîòû, âûðàáîòêè ó ðåáåíêà ìåõàíèçìîâ àäàïòàöèè, îïðåäåëåíèÿ âëèÿíèÿ íà íåãî èííîâàöèîííûõ òåõíîëîãèé è ò. ï.

Ïîæàëóé, âïåðâûå çíà÷èìîñòü êîìïëåêñíîãî çíàíèÿ ôèçèîëîãèè è ïñèõîëîãèè äëÿ ïåäàãîãà è âîñïèòàòåëÿ âûäåëèë èçâåñòíûé ðóññêèé ïåäàãîã Ê.Ä. Óøèíñêèé â ñâîåì òðóäå «×åëîâåê êàê ïðåäìåò âîñïèòàíèÿ» (1876). «Èñêóññòâî âîñïèòàíèÿ, — ïèñàë Ê.Ä. Óøèíñêèé, — èìååò òó îñîáåííîñòü, ÷òî ïî÷òè âñåì îíî êàæåòñÿ äåëîì çíàêîìûì è ïîíÿòíûì, à èíûì äàæå — äåëîì ëåãêèì, — è òåì ïîíÿòíåå è ëåã÷å êàæåòñÿ îíî, ÷åì ìåíåå ÷åëîâåê ñ íèì çíàêîì òåîðåòè÷åñêè è ïðàêòè÷åñêè. Ïî÷òè âñå ïðèçíàþò, ÷òî âîñïèòàíèå òðåáóåò òåðïåíèÿ; íåêîòîðûå äóìàþò, ÷òî äëÿ íåãî íóæíû âðîæäåííàÿ ñïîñîáíîñòü è óìåíèå, ò. å. íàâûê; íî âåñüìà íåìíîãèå ïðèøëè ê óáåæäåíèþ, ÷òî, êðîìå òåðïåíèÿ, âðîæäåííîé ñïîñîáíîñòè è íàâûêà íåîáõîäèìû åùå è ñïåöèàëüíûå çíàíèÿ, õîòÿ ìíîãî÷èñëåííûå áëóæäàíèÿ íàøè è ìîãëè áû âñåõ óáåäèòü â ýòîì». Èìåííî Ê.Ä. Óøèíñêèé ïîêàçàë, ÷òî ôèçèîëîãèÿ îòíîñèòñÿ ê ÷èñëó òåõ íàóê, â êîòîðûõ «èçëàãàþòñÿ, ñëè÷àþòñÿ è ãðóïïèðóþòñÿ ôàêòû è òå ñîîòíîøåíèÿ ôàêòîâ, â êîòîðûõ îáíàðóæèâàþòñÿ ñâîéñòâà ïðåäìåòà âîñïèòàíèÿ, ò. å. ÷åëîâåêà». Àíàëèçèðóÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå çíàíèÿ, êîòîðûå áûëè èçâåñòíû, à ýòî áûëî âðåìÿ ñòàíîâëåíèÿ âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè, Ê.Ä. Óøèíñêèé ïîä÷åðêèâàë: «Èç ýòîãî èñòî÷íèêà, òîëüêî ÷òî îòêðûâàþùåãîñÿ, âîñïèòàíèå ïî÷òè åùå íå ÷åðïàëî». Ê ñîæàëåíèþ, è ñåé÷àñ ìû íå ìîæåì ãîâîðèòü î øèðîêîì èñïîëüçîâàíèè äàííûõ âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè â ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêå. Åäèíîîáðàçèå ïðîãðàìì, ìåòîäèê, ó÷åáíèêîâ óøëî â ïðîøëîå, íî ïåäàãîã ïî-ïðåæíåìó ìàëî ó÷èòûâàåò âîçðàñòíûå è èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè ðåáåíêà â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ.

 òî æå âðåìÿ ïåäàãîãè÷åñêàÿ ýôôåêòèâíîñòü ïðîöåññà îáó÷åíèÿ âî ìíîãîì çàâèñèò îò òîãî, íàñêîëüêî ôîðìû è ìåòîäû ïåäàãîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ àäåêâàòíû âîçðàñòíûì ôèçèîëîãè÷åñêèì è ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèì îñîáåííîñòÿì øêîëüíèêîâ, ñîîòâåòñòâóþò ëè óñëîâèÿ îðãàíèçàöèè ó÷åáíîãî ïðîöåññà âîçìîæíîñòÿì äåòåé è ïîäðîñòêîâ, ó÷èòûâàþòñÿ ëè ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè ôîðìèðîâàíèÿ áàçèñíûõ øêîëüíûõ íàâûêî⠗ ïèñüìà è ÷òåíèÿ, à òàêæå îñíîâíûõ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ â ïðîöåññå çàíÿòèé.

Ôèçèîëîãèÿ è ïñèõîôèçèîëîãèÿ ðåáåíêà — íåîáõîäèìûé êîìïîíåíò çíàíèé ëþáîãî ñïåöèàëèñòà, ðàáîòàþùåãî ñ äåòüìè, — ïñèõîëîãà, âîñïèòàòåëÿ, ó÷èòåëÿ, ñîöèàëüíîãî ïåäàãîãà. «Âîñïèòàíèå è îáó÷åíèå èìååò äåëî ñ öåëîñòíûì ðåáåíêîì, ñ åãî öåëîñòíîé äåÿòåëüíîñòüþ, — ñ÷èòàë èçâåñòíûé ðîññèéñêèé ïñèõîëîã è ïåäàãîã Â.Â. Äàâûäîâ. — Ýòà äåÿòåëüíîñòü, ðàññìàòðèâàåìàÿ êàê îñîáûé îáúåêò èçó÷åíèÿ, ñîäåðæèò â ñâîåì åäèíñòâå ìíîãî àñïåêòîâ, â òîì ÷èñëå… ôèçèîëîãè÷åñêèé» (Â.Â. Äàâûäîâ «Ïðîáëåìû ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ». — Ì., 1986. — Ñ. 167).

Âîçðàñòíàÿ ôèçèîëîãèÿ — íàóêà îá îñîáåííîñòÿõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà, î ôóíêöèÿõ åãî îòäåëüíûõ ñèñòåì, ïðîöåññàõ, â íèõ ïðîòåêàþùèõ, è ìåõàíèçìàõ èõ ðåãóëÿöèè íà ðàçíûõ ýòàïàõ èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. ×àñòüþ åå ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå ôèçèîëîãèè ðåáåíêà â ðàçíûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû.

Ó÷åáíîå ïîñîáèå ïî âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè äëÿ ñòóäåíòîâ ïåäàãîãè÷åñêèõ âóçîâ ñîäåðæèò çíàíèÿ î ðàçâèòèè ÷åëîâåêà íà òåõ ýòàïàõ, êîãäà íàèáîëåå çíà÷èìî âëèÿíèå îäíîãî èç âåäóùèõ ôàêòîðîâ ðàçâèòèÿ — îáó÷åíèÿ.

Ïðåäìåòîì âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè (ôèçèîëîãèè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà) êàê ó÷åáíîé äèñöèïëèíû ÿâëÿþòñÿ îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé, èõ ôîðìèðîâàíèÿ è ðåãóëÿöèè, æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà è ìåõàíèçìîâ åãî ïðèñïîñîáëåíèÿ ê âíåøíåé ñðåäå íà ðàçíûõ ýòàïàõ îíòîãåíåçà.

Îñíîâíûå ïîíÿòèÿ âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè:

Îðãàíèçì — ñëîæíåéøàÿ, èåðàðõè÷åñêè (ñîïîä÷èíåííî) îðãàíèçîâàííàÿ ñèñòåìà îðãàíîâ è ñòðóêòóð, îáåñïå÷èâàþùèõ æèçíåäåÿòåëüíîñòü è âçàèìîäåéñòâèå ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé. Ýëåìåíòàðíîé åäèíèöåé îðãàíèçìà ÿâëÿåòñÿ êëåòêà. Ñîâîêóïíîñòü êëåòîê, ñõîäíûõ ïî ïðîèñõîæäåíèþ, ñòðîåíèþ è ôóíêöèè, îáðàçóåò òêàíü. Òêàíè îáðàçóþò îðãàíû, âûïîëíÿþùèå îïðåäåëåííûå ôóíêöèè. Ôóíêöèÿ — ñïåöèôè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü îðãàíà èëè ñèñòåìû.

Ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ñèñòåìà — ñîâîêóïíîñòü îðãàíîâ è òêàíåé, ñâÿçàííûõ îáùåé ôóíêöèåé.

Читайте также:  Развития ребенка 900 грамм

Ôóíêöèîíàëüíàÿ ñèñòåìà — äèíàìè÷åñêîå îáúåäèíåíèå ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ èëè èõ ýëåìåíòîâ, äåÿòåëüíîñòü êîòîðûõ íàïðàâëåíà íà äîñòèæåíèå îïðåäåëåííîé öåëè (ïîëåçíîãî ðåçóëüòàòà).

×òî êàñàåòñÿ ñòðóêòóðû ïðåäëàãàåìîãî ó÷åáíîãî ïîñîáèÿ, òî îíî âûñòðîåíî òàê, ÷òîáû ó ñòóäåíòîâ ñôîðìèðîâàëîñü ÷åòêîå ïðåäñòàâëåíèå î çàêîíîìåðíîñòÿõ ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà â ïðîöåññå îíòîãåíåçà, îá îñîáåííîñòÿõ êàæäîãî âîçðàñòíîãî ýòàïà.

Ìû ñòàðàëèñü íå ïåðåãðóæàòü èçëîæåíèå àíàòîìè÷åñêèìè äàííûìè è â òî æå âðåìÿ ñ÷èòàëè íåîáõîäèìûì äàòü îñíîâíûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ñòðóêòóðå îðãàíîâ è ñèñòåì íà ðàçíûõ ýòàïàõ âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ, ÷òî íåîáõîäèìî äëÿ ïîíèìàíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé îðãàíèçàöèè è ðåãóëÿöèè ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé.

Êíèãà ñîñòîèò èç ÷åòûðåõ ðàçäåëîâ.  ðàçäåëå I — «Ââåäåíèå â ôèçèîëîãèþ ðàçâèòèÿ» — ðàñêðûâàåòñÿ ïðåäìåò ôèçèîëîãèè ðàçâèòèÿ êàê ñîñòàâíîé ÷àñòè âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè, äàåòñÿ ïðåäñòàâëåíèå î âàæíåéøèõ ñîâðåìåííûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ òåîðèÿõ îíòîãåíåçà, ââîäÿòñÿ áàçîâûå ïîíÿòèÿ, áåç êîòîðûõ íåâîçìîæíî ïîíèìàíèå îñíîâíîãî ñîäåðæàíèÿ ó÷åáíèêà.  ýòîì æå ðàçäåëå äàåòñÿ ñàìîå îáùåå ïðåäñòàâëåíèå îá óñòðîéñòâå îðãàíèçìà ÷åëîâåêà è åãî ôóíêöèÿõ.

Ðàçäåë II — «Îðãàíèçì è ñðåäà» — äàåò ïðåäñòàâëåíèå îá îñíîâíûõ ýòàïàõ è çàêîíîìåðíîñòÿõ ðîñòà è ðàçâèòèÿ, î âàæíåéøèõ ôóíêöèÿõ îðãàíèçìà, îáåñïå÷èâàþùèõ âçàèìîäåéñòâèå îðãàíèçìà ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé è ïðèñïîñîáëåíèå åãî ê èçìåíÿþùèìñÿ óñëîâèÿì, î âîçðàñòíîì ðàçâèòèè îðãàíèçìà è õàðàêòåðíûõ îñîáåííîñòÿõ ýòàïîâ èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

 ðàçäåëå III — «Îðãàíèçì êàê öåëîå» — ñîäåðæèòñÿ îïèñàíèå äåÿòåëüíîñòè ñèñòåì, èíòåãðèðóþùèõ îðãàíèçì â åäèíîå öåëîå.  ïåðâóþ î÷åðåäü ýòî öåíòðàëüíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà, à òàêæå âåãåòàòèâíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà è ñèñòåìà ãóìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè ôóíêöèé. Îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà è åãî èíòåãðàòèâíîé äåÿòåëüíîñòè — êëþ÷åâîé àñïåêò ñîäåðæàíèÿ äàííîãî ðàçäåëà.

Ðàçäåë IV — «Ýòàïû ðàçâèòèÿ ðåáåíêà» — ñîäåðæèò ìîðôîôèçèîëîãè÷åñêîå îïèñàíèå îñíîâíûõ ýòàïîâ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà îò ðîæäåíèÿ äî ïîäðîñòêîâî-þíîøåñêîãî âîçðàñòà. Ýòîò ðàçäåë íàèáîëåå âàæåí äëÿ ïðàêòèêîâ, íåïîñðåäñòâåííî ðàáîòàþùèõ ñ ðåáåíêîì, äëÿ êîòîðûõ âàæíî çíàòü è ïîíèìàòü îñíîâíûå ìîðôîôóíêöèîíàëüíûå âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè îðãàíèçìà ðåáåíêà íà êàæäîì èç ýòàïîâ åãî ðàçâèòèÿ. ×òîáû ïîíÿòü ñîäåðæàíèå ýòîãî ðàçäåëà, íåîáõîäèìî îñâîèòü âåñü ìàòåðèàë, ïðåäñòàâëåííûé â òðåõ ïðåäûäóùèõ. Ýòîò ðàçäåë çàâåðøàåò ãëàâà, â êîòîðîé ðàññìàòðèâàåòñÿ âëèÿíèå ñîöèàëüíûõ ôàêòîðîâ íà ðàçâèòèå ðåáåíêà.

 êîíöå êàæäîé ãëàâû ïîìåùåíû âîïðîñû äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû ñòóäåíòîâ, êîòîðûå ïîçâîëÿþò îñâåæèòü â ïàìÿòè îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ èçó÷àåìîãî ìàòåðèàëà, òðåáóþùèå îñîáîãî âíèìàíèÿ.

Источник

Дети, родившиеся здоровыми, развиваются нормально при условии правильного воспитания и хорошего ухода за ними.
Для того чтобы правильно ухаживать за новорожденными дома, родителям необходимы хотя бы элементарные знания об особенностях их организма. Обычно у молодых родителей, тем более воспитывающих первенца, возникает много вопросов.

Зачем так часто кормить младенца? Почему он должен спать на жесткой постели без подушки? Стоит ли использованную соску каждый раз кипятить или можно просто сполоснуть водой? Что делать, если малыш часто плачет по ночам? И так далее и тому подобное.

Прежде всего следует знать, что все получаемые родителями от педиатров, невропатологов, гигиенистов рекомендации даются с учетом анатомо-физиологических особенностей малыша. Эти рекомендации вырабатываются на строго научной основе и направлены на создание самых благоприятных условий для роста и развития ребенка.

В момент рождения резко изменяется среда существования ребенка.

В утробе матери он получал питание от материнского организма через плаценту (детское место) и пуповину. У него не было легочного дыхания, не функционировали пищеварительные органы, мочевыделительная система. С первых мгновений самостоятельного существования организм младенца резко перестраивается.

Первый вдох, первый крик новорожденного сигнализируют о включении многих «дремавших» до этого органов и систем. Но еще много времени пройдет, прежде чем они заработают с полной нагрузкой. Адаптация новорожденных происходит медленно, постепенно. Отсюда и характерные особенности в строении и жизнедеятельности организма младенца.

Кожа новорожденного нежная, тонкая.

Под ней располагается хорошо выраженный к моменту рождения подкожный жировой слой. Особенностью кожного покрова в этом возрасте является повышенная ранимость. Этим объясняется склонность новорожденных и грудных детей к опрелостям, ссадинам. Нижние слои кожи пронизаны большим количеством капилляров — очень мелких кровеносных сосудов. Поэтому младенец так легко краснеет при крике, перегревании.

Терморегуляция организма еще несовершенна, температура тела ребенка может быстро изменяться под влиянием внешних условий.

Эти изменения сразу же сказываются на состоянии кожных покровов. При переохлаждении они бледнеют, покрываются мелкими пупырышками, иногда приобретают синюшный оттенок. При сильном перегревании быстро выступает испарина в виде мельчайших капелек. Следует знать, что перегревание маленькие дети переносят хуже переохлаждения. Через поры кожи осуществляется кожное дыхание, которое протекает интенсивнее, чем у детей старшего возраста. Вот почему уходу за кожей придается в грудном возрасте такое большое значение.

Мышечно-связочный аппарат новорожденного развит слабо. Поэтому в течение нескольких месяцев после рождения ребенок рефлекторно стремится сохранить внутриутробную позу, поджимает ножки к животу, голову пригибает к груди. Ограничены двигательные способности малыша, мышцы сгибатели и разгибатели почти постоянно напряжены, конечности полусогнуты. Слабые мышцы шеи не могут еще удерживать голяку в вертикальном положении.

Скелет к моменту рождения полностью сформирован.

Но костная ткань еще рыхлая, из-за чего кости сравнительно мягкие, податливые. Вместо некоторых костей имеются хрящи, с возрастом они затвердевают, превращаясь в костную ткань. Череп новорожденного состоит из отдельных долей, не имеющих между собой жестких соединений. Такое строение черепа обеспечивает уменьшение его объема при прохождении через родовые пути: доли черепа сдвигаются, заходят одна на другую. Через некоторое время после родов черепные доли вновь расходятся. Под кожей на темени и в лобно-теменной части черепа новорожденного мягкие впадинки, не защищенные костями. Это большой и малый роднички. Малый родничок в результате дальнейшего роста костей черепа закрывается к достижению ребенком возраста 7 — 8 месяцев, большой — к 1 году или 1 году 3 месяцам.

Система кровообращения работает со значительно большей нагрузкой, чем у взрослых.

Нормальная частота пульса у новорожденных — 120 — 140 ударов в минуту; при напряжении, крике быстро возрастает до 160 — 180 и даже до 200! Сердце у грудных детей относительно больше, чем у взрослых, к году его масса удваивается. Кровь циркулирует со значительно большей скоростью.

Органы дыхания также имеют целый ряд характерных особенностей.

Носовые ходы и гортань грудного ребенка относительно короткие и узкие. Они выстланы нежной рыхлой слизистой оболочкой, богатой кровеносными сосудами. Слизистая носоглотки весьма чувствительна к воздействию холода, тепла. Она быстро набухает, в результате чего может создаваться отек, затрудняющий дыхание ребенка. Гортань переходит в трахею, которая на уровне П1 грудного позвонка делится на два главных бронха, ведущих к правому и левому’ легкому.

Дыхание у грудных детей поверхностное, неглубокое, неравномерное и по сравнению со взрослыми учащенное— 40 — 60 раз в минуту (у взрослых норма — 18 — 20 раз), так как потребность в кислороде очень велика.

Читайте также:  Центр здоровья и развития ребенка тульская

Желудочно-кишечный тракт новорожденных и грудных детей имеет весьма существенные особенности.

Полость рта у них невелика, ее слизистая оболочка — нежная, тонкая, чрезвычайно чувствительная, легко инфицируется. На наружной стороне слизистой губ хорошо различаются небольшие припухлости, так называемые сосательные валики, которые позволяют ребенку хорошо захватывать и сосать грудь.

Зубов при рождении у младенца нет. Прорезывание зубов начинается в 6— 7 месяцев.

Принято считать, что это весьма болезненный процесс, сопровождающийся воспалением десны, подъемом температуры тела. Однако в тех случаях, когда уход за ребенком осуществляется правильно, с соблюдением всех гигиенических правил, никаких патологических явлений не бывает. Для профилактики рекомендуется после кормления смазывать десны малыша ватным тампоном, смоченным светло-розовым раствором марганцовокислого калия. Еще более тщательно нужно следить за чистотой рук малыша, его игрушек, посуды. И тогда прорезывание зубов будет проходить безболезненно.

Слюноотделение у новорожденного довольно слабое, к 4 — 5 месяцам оно заметно увеличивается. Нужно аккуратно промокать слюну, попавшую на лицо ребенка, что помогает предотвратить раздражение кожи.

Пищевод в младенческом возрасте довольно короткий. Желудок располагается почти вертикально, размером он примерно с кулачок ребенка. Запирательный клапан, соединяющий пищевод с желудком, развит еще недостаточно, поэтому у младенца часто бывают срыгивания (обратный заброс пищи из желудка в полость рта).

Мышечные слои желудка и кишечника сформированы неокончательно.

Тонкий кишечник относительно длинен. Стенки кишечника проницаемы для токсинов. Вот почему грудной ребенок очень чувствителен к малейшим нарушениям режима кормления.

Опорожнение кишечника в норме происходит 2 — 3 раза в сутки. Кал светлый, желтовато- коричневый, довольно мягкой консистенции. Примерно к году стул бывает один раз, реже — два раза в сутки. При запорах или поносах ребенка нужно обязательно показать педиатру.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь новорожденного развиты хорошо. В течение первых 3 — 4 от рождения суток мочевыделение замедлено. Количество мочи невелико. Мочится младенец всего 5 — 6 раз в сутки. Моча прозрачная, без запаха.

Затем количество мочеиспусканий доходит до 20 — 25 раз в сутки, так как объем мочевого пузыря невелик и требуется частое его опорожнение. По мере взросления ребенка увеличивается количество однократно выделяемой мочи и уменьшается число мочеиспускания, достигая к году 14 — 16 раз в сутки.

Мочеиспускание у детей первого года жизни происходит рефлекторно, по мере наполнения мочевого пузыря. Но уже с 2 — 3 месяцев надо стараться выработать у ребенка условный рефлекс. Для этого грудного ребенка периодически — до и после кормления, во время активного бодрствования — держат над тазиком или горшком. С 5 — 6 месяцев высаживают на горшок. Ночью этого делать не следует, так как привычка просыпаться по ночам может остаться на многие годы.

Если вы заметили учащенное мочеиспускание у малыша, обратитесь к врачу, так как оно может служить признакам воспалительных заболеваний мочевыводящей системы.

Наружные половые органы и у мальчиков и у девочек к моменту рождения хорошо сформированы. Следует знать, что их слизистые покровы очень чувствительны к инфицированию, и гигиенический уход за ними должен быть чрезвычайно аккуратным.

Нервная система. Все действия новорожденного — результат безусловных рефлексов: сосательного, глотательного, мигательного, хватательного, защитных и других. Головной мозг относительно велик, но клетки его развиты недостаточно. Новорожденный различает яркий свет, но видеть отдельные предметы еще не умеет. Слух также понижен, реакция наступает только на резкие, громкие звуки. Хорошо действуют вкусовые, обонятельные, тактильные (осязательные) рецепторы.

Почему новорожденные и грудные дети так часто плачут? Что делать в таких случаях?

Плач в этом возрасте — реакция на неблагоприятные внешние раздражители: боль, голод, холод, мокрую пеленку и т. д. Малыш хочет избавиться от неудобства и привлекает к себе внимание единственным доступным ему способом — криком. Следовательно, задача взрослого — прежде всего выяснить и устранить причину беспокойства ребенка.

Посмотрите, сухой ли он, удобно ли лежит, теплые ли у него ручки. А может быть, приближается время кормления? Не вздут ли животик? Не хочет ли малыш пить? Словом, спокойно разберитесь, в чем дело.

Большую ошибку совершают родители, которые при малейшем хныканье берут ребенка на руки, начинают трясти, укачивать. На короткое время это может помочь, потому что в таком случае ребенка отвлекают новые ощущения. Но затем он снова начинает плакать, еще громче и упорнее, поскольку причина его плача не устранена.

Некоторые родители, сетуя на частый крик малыша, считают, что это неизбежно — «такой уж он уродился». Все вроде бы в порядке  — здоров, сыт, ухожен, а вот плачет часами. В таком случае обратите внимание на моральный климат в семье. Если дома нет мира, часты ссоры, разговоры на «повышенных тонах», родители нервозны, раздражены, малышу это небезразлично. Он чутко улавливает настроение окружающих его людей.

Нервная система ребенка отзывается не только на физические, но и на психоэмоциональные раздражители.

Поэтому только в спокойной, доброжелательной семейной атмосфере можно вырастить здорового, жизнерадостного ребенка. Решающее значение в выхаживании младенца имеет правильно организованный режим дня. К сожалению, далеко не все родители понимают, что режим дня — их союзник в этом чрезвычайно ответственном и трудном деле. Встречаются еще противники всякого, даже разумного, распорядка жизнедеятельности. Если ребенок спит, пусть спит! Есть не просит, значит. не голоден и т. д. Главный принцип сторонников такой позиции — никакого насилия, полная свобода действий.

Не следует, однако, забывать, что все живое на Земле в своем развитии подчиняется строго определенным ритмам. Смена дня и ночи, времен года, океанские приливы и отливы, цветение, плодоношение, увядание и отдых растений… Примеры можно множить до бесконечности. Человек — такая же часть живой природы, ему тоже физиологически свойственны определенные биоритмы.

Но организм новорожденного еще так хрупок, центральная система так несовершенна, что надо на первых порах помочь ему войти в определенный ритм. Регулярно повторяющиеся действия запоминаются клетками головного мозга, образуется так называемый динамический стереотип. Тогда переход от одного вида деятельности к другому осуществляется как бы автоматически.

Таким образом, четкое соблюдение режима дня не насилие, а большая помощь младенцу.

Обычно новорожденные буквально в 3 — 4 дня привыкают к режиму, просыпаются, когда наступает время кормления, у них налаживается хороший аппетит, они вовремя засыпают, спокойно бодрствуют. У родителей появляется больше свободного времени, возникает меньше поводов раздражаться, а ведь это тоже очень важно для сохранения здоровья, особенно психического, как ребенка, так и родителей.

По материалам издания «Физкультура для всей семьи», 1988 г.

Источник