Диагностика развития ребенка инвалида

Диагностика развития ребенка инвалида thumbnail

Тест различения и выбора фонем.

Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое — состояния фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое – фонематического анализа и восьмое — фонематического синтеза. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания. К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

Задание 1.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку.

Слушай:

Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш».

После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: «А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3′ (зъ). Слушай:

С’, Ц’, 3′, Т ‘, 3’ «.

И, наконец, учитель говорит: «Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:

С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ».

Примечание: Звуки Ш, 3′, Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

Задание для углубленной диагностики.

«Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА». После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: «А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:

ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ».

Задание 2.

Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: «Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках». Далее учитель называет следующие пары:

трава — дрова, уточка — удочка,

крыша — крыса, мишка — мышка,

бочки — почки.

Задание 3.

Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: «Все ли предметы тебе известны?» Ребенок обычно отвечает утвердительно. Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй — черный. Учитель вновь обращается к ученику: «Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика — со звуком Д».

Задание 4.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце».

Задание 5.

Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

«сковородка».

Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: «Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем — второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные». Затем учитель по очереди называет слова:

нос, паук, школа, палатка, сковородка.

Задание для углубленной диагностики.

«Назови первый и последний звук в слове  СЛОН».

Задание 6.

Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: «Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове «ласточка».

Задание для углубленной диагностики.

«Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В».

Задание 7.

Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

Ч Ш Ц Т

Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: «Сейчас я произнесу одно слово — это слово «чашка». А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова».

Задание для углубленной диагностики.

«Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ».

О У А М

Задание 8.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков». (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

Задание для углубленной диагностики.

«Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу». (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

«Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках».

Источник

Дети с ОВЗ: диагностика, общие принципы обучения, воспитания и общения.

Задачи ранней диагностики:

    1. Раннее выявление отклонений в развитии.

    2. Определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также степени выраженности нарушений.

Читайте также:  Игры для ребенка для развития памяти

    3. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка.

    4. Определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-развивающего воздействия.

    5. Обоснование психолого-педагогического прогноза.

В основе комплексной диагностики — своевременное выявление отклонений в различных функциональных системах. Это можно сделать с помощью следующих методов:

    1. Изучение медицинской и педагогической документации детей, сбор и анализ анамнестических данных.

    2. Беседа с родителями, врачами — неврологом, детским психиатром: сбор сведений о раннем моторном, нервно-психическом, доречевом развитии детей на первом году жизни.

    3. Педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности ребенка, на специальных занятиях у дефектолога, логопеда, воспитателя, во время режимных моментов

    4. Индивидуальный обучающий эксперимент: задания, адекватные возрасту и состоянию.

Когда нужно обратиться к специалисту для диагностики?

Родитель или обычный педагог не может заменить учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Но именно родитель и педагог может и должен ПЕРВЫМ заметить проблемы ребенка, которые требуют обращения к специалистам дефектологического профиля.

Что должно в первую очередь (без проведения диагностики) насторожить родителя и стать возможным поводом для обращения к специалисту?

    1. Ребенок отстает от возрастных норм развития.

    2. Ребенок плохо реагирует на визуальные (зрительные) и звуковые стимулы/сигналы.

    3. Ребенок почти не идет на контакт со взрослыми и детьми: избегает прямого контакта, отсутствует глазной контакт.

    4. Ребенок не дифференцирует «своих» и «чужих».

    5. У ребенка по-разному работает правая и левая стороны тела.

    6. Ребенок мало смотрит или вообще не смотрит в глаза.

Проблемы речевого развития

Поводом для обращения к специалисту является, если:

  • Ребенок не понимает или испытывает затруднения в понимании обращенной к нему речи.

  • Ребёнок не желает вступать с родителями в речевой контакт.

  • Ребенок активно использует жесты без речевого сопровождения, от 2,5-3 лет —  совсем не разговаривает, общается жестами.

  • Речь исчезла (утрата речи) у ребенка после 1,5-2 лет.

  • Отсутствует фразовая речь (к 3 годам).

  • Ребенок искажает слоговую и звуковую структуру слов (в возрасте от 3 лет); 3-4 года, но ребенок сокращает длинные слова, искажая их до неузнаваемости; переставляет слоги в слове; произносит не слова, а лишь отдельные слоги; не выговаривает слова полностью; неправильно произносит звуки, путает их; не делает паузы между словами и фразами.

  • Неточно воспроизводит элементарные ритмы, не может выполнять обычные артикуляционные движения — высунуть по просьбе язык, например, не научился глотать слюну (3 года).

  • У ребенка наблюдается нарушение звукопроизношения.

  • Не может составить простое предложение, описывая картинку.

  • Не может установить во время рассказа последовательность действий (просто перечисляет предметы).

  • Не пытается составлять грамматически правильные предложения, в которых слова должны быть согласованы (род, число, падеж).

  • Не использует в речи союзы и предлоги (5 лет).

  • У ребенка нарушена подвижность или неправильное строение речевого аппарата: недоразвитие нижней челюсти, массивный язык, укороченная подъязычная связка и т.д.

  • У ребенка школьного возраста имеется нарушение письменной речи — письма, чтения.

  • У ребенка наблюдается нарушение дикции («каша во рту»).

  • У ребенка наблюдается нарушение темпа речи: слишком быстрая, с ошибками, слишком медленная; нарушение темпа и ритма речи — заикание.

  • Речь исчезла или отмечается ее серьезное нарушение после травмы или инсульта.

Глубокое дефектологическое и логопедическое обследование позволяет выявить не только речевые нарушения, но и состояния, при которых необходимо дифференцировать умственную отсталость, сенсорные нарушения и подобные.

Цели создания инклюзивной среды и её характеристики

Инклюзия (от inclusion – включение) — процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. В контексте образования создание инклюзивной среды предполагает, прежде всего, разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому ученику равноправно участвовать в образовательной (а следом и общественной) жизни.

Цели инклюзии:

    1. Возможность развития среди нейротипичных сверстников.

    2. Успешная социализация ребёнка с ОВЗ: воспитание максимальной самостоятельности и способности существовать в обществе.

    3. Развитие толерантности в обществе.

    4. Повышение социальной активности и статуса семей с ребенком с ООП.

Инклюзия и интеграция

Инклюзивное образование часто путают с интегрированным. Это ошибка.

Интеграция подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения. Инклюзия же создает и поддерживает условия для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.

Важные принципы инклюзии:

    1. Выявление интересов ребенка, проявляющихся естественно, и профориентация в этой сфере. Чем раньше, тем лучше.

    2. Дозирование нагрузки.

    3. Школа для ребенка, а не ребенок для школы.

    4. Ориентация на преемственность во всех образовательных ступенях – учить в садике тому, что поможет учиться в школе; учить в школе тому, что ребёнок сможет реализовать в колледже; учить в колледже тому, что сможет реализовать в профессии.

Основные проблемы на пути к инклюзии и пути их преодоления

Инклюзия реализуется прежде всего через педагога, но подготовленных педагогов мало, а только вошедшие в этот процесс чаще всего сталкиваются с этими проблемами:

    1. Восприятие образа ребенка как «больного», восприятие ребенка как непредсказуемого в своем поведении.

    2. Восприятие некоторых чрезмерно проявленных интересов и привязанностей к какой-либо идее ученика рассматриваются как патологические.

    3. Проблемы с оцениванием ребенка, который не усваивает школьную программу.

    4. Ориентация в обучении ребенка на результат, а не на процесс.

    5. Появление на уроках других взрослых: тьютор, родитель в качестве тьютора.

Составляющие инклюзивной среды

Что делает  инклюзивную среду инклюзивной?
Объектная составляющая:
    1. Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы – на стенах и индивидуальные), таблички-тексты.
    2. Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности.
    3. Мебель, организация пространства, место парты в классе.
    4. Учебные материалы – бумажные (в т.ч. карточки), электронные материалы.
Субъектная составляющая:
    1. Наличие взрослых, понимающих цели инклюзии, поддерживающих и транслирующих гуманистические ценности, способных работать в команде и встать на исследовательскую позицию. Это касается всех специалистов — от педагога до дворника, а также родителей обычных детей.
    2. Формирование у детей правильного отношения к детям с ООП. Привлечение детей к помощи сверстникам с ООП.
    3. Организация мероприятий, в которых ребёнок с ООП мог бы проявить себя: субботники, помощь в классе и пр.
Информационная составляющая:
    1. Методические материалы, пособия, в том числе карточки, аудио- и видеофайлы и другие электронные материалы.
    2. Адаптированная программа и индивидуальный учебный план.
    3. Информационные брошюры.
    4. ТСО.

Читайте также:  Как влияет занятие танцами на развитие ребенка

Нормативная составляющая:
    1. Закон об образовании: большая свобода для локального регулирования процессов.
    2. Разнообразие характеристик инклюзивной среды. Ориентир на индивидуализацию.
    3. Перестройка сознания педагогического сообщества: осознанность и ответственность перед каждым ребёнком.

Законы, которые регламентируют работу с детьми с ОВЗ.

Есть четыре основных нормативных документа, на которые опирается работа педагога:
    1. 

Закон “Об образовании”: в статье 79 закона «Об образовании» сказано, как должна быть организовано получение образования детьми с ОВЗ.

    2. 

Закон  “О социальной защите инвалидов”: в законе “О социальной защите инвалидов” дополнительно сказано о праве детей с ОВЗ на получение образования в разных формах и праве на дальнейшее трудоустройство.

    3. 

ФГОС для детей с ОВЗ: регулирует содержание и результаты обучения.  

    4. 

СанПиН: в СанПин сказано об условиях, которые должны быть созданы в школах, где обучаются дети с ОВЗ, в том числе, инклюзивных школах.

Что должен делать учитель с точки зрения закона?Выполнять требования закона “Об образовании”. Все то же самое, что и с другими детьми. То есть заботиться о психологическом и физическом здоровье учеников, уважать их границы. Он должен учитывать особенности учеников с ОВЗ, также как и должен учитывать особенности других учеников. То есть не смотреть на детей с ОВЗ, как на более слабых — просто знать об их ограничениях и работать с ними.Выполнять требования ФГОС.  По стандарту учитель в рамках ОПОП должен решать такие задачи:

  • Формировать общую культуру для развития личности.

  • Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

  • Формировать основы гражданской идентичности, основы учебной деятельности.

  • Создавать специальные условия для получения образования в соответствие с особенностями, развивать творческий потенциал учеников.

То есть почти те же задачи, что стоят перед учителем в рамках других ФГОС. Другое дело, что речь идет об адаптивных образовательных программах и учитель должен хорошо знать особенности детей с ОВЗ, чтобы не нагружать их сверх меры и при этом давать новые знания.Взаимодействовать с тьютором. Обязанности учителя зависят от того, есть ли у ученика с ОВЗ тьютор или другой сопровождающий. Если тьютор есть у каждого нуждающегося ребенку, то учителю проще вести урок и меньше думать о безопасности детей.

Какие есть права и обязанности у родителей детей с ОВЗ.Право на получение образования.  По закону “Об образовании” право на получение образования есть у каждого независимо от его здоровья. Там же сказано, что гражданам с особыми возможностями здоровья государство создает особые условия для получения образования. Есть несколько вариантов: домашняя форма обучения, обучение в обычной школе, обучение в коррекционном классе обычной школы, в коррекционной школе, в негосударственной организации.

Родители, в России действует “Конвенция о правах инвалидов” (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006. Подписана Россией 24.09.2008). Согласно этому документу, государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни!

Право представлять интересы ребенка. Это право есть у всех родителей, но в случае с детьми с ОВЗ оно становится наиболее важным. Школа не может решить за родителя судьбу ребенку: именно законный представитель обращает внимание на состояние ребенка, его желания и особенности и решает, как именно получать образование. Родитель должен спорить с психолого-медико-педагогической комиссией, если он не согласен с их решением. Но если родитель берет на себя ответственность учить ребенка по более сложной программы, то ему и помогать.Право сопровождать ребенка в учебном процессе. В школу с особым ребенком может (но не должен) ходить сопровождающий. Если правильно оформить документы, то можно получать за это деньги, чтобы не метаться между работой и учебой ребенка.Право на материальное обеспечение.  Если ребенок с ОВЗ учится в интернате, он находится на полном государственном обеспечении и получает питание, одежду, обувь, мягкий и жесткий инвентарь. Также бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Образовательный стандарт для особенных детей.

Впервые в истории России образовательный стандарт для детей с особыми образовательными потребностями был разработан в 1992 году, однако на законодательном уровне так и не принят. Система образования таких детей требовала реорганизации, потому что изменился контингент в различных аспектах: утяжеление структуры дефекта, изменения личностного и социального плана и т.д. 

Новые ФГОС обучающихся с ОВЗ ориентированы на изменение образовательной парадигмы, так как дети с особыми образовательными потребностями, но обучающиеся по устаревшим программам и учебным планам, оказались не подготовленными к самостоятельной жизни, к продолжению обучения и получению профессии.

Читайте также:  Методика физвоспитания и развития ребенка

В соответствии с требованиями стандарта организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных учреждений должен содержать описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов. Основные требования:

    1. Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольной и начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся.

    2. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.

    3. Обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

 Кто должен сопровождать особенных детей?

Чтобы успешно исправлять нарушения и компенсировать деятельность всех физиологических систем организма детей с нарушениями развития, — необходимо хорошо знать, какие именно нарушения присущи той или иной группе, в каких формах проявляются недостатки, первичны они или вторичны.

Поэтому для коррекции и компенсации недостатков развития необходимо сопровождение узких специалистов —  врача –психиатра, невролога, офтальмолога, сурдолога, логопеда, дефектолога и психолога. 

Психолог будет корректировать недостатки и нарушения эмоционально-личностной сферы, логопед преодолевать речевые нарушения, дефектолог работать по развитию познавательной деятельности. Врачи назначат лечение по профилю заболевания. 

Подробный функционал узких специалистов и с какими вопросами к ним можно обращаться можно посмотреть в профессиональных стандартах: 

приказ минтруда России от 24.07.2015 № 514-н, в едином квалификационном справочнике, утвержденном минтруда России 21.08.1997 № 37; в едином квалификационном справочнике, утвержденном приказом минздравсоцразвития от 23.07.2010 № 541-н; в единых квалификационных требованиях, утвержденных приказом минздрава России от 08.10.2015 № 707-н.

Психолого-педагогическое сопровождение.

Для успешного обучения и развития особенного ребенка в школьной среде должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование педагогов, родителей (в том числе с помощью современных форм), экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы с процессом социализации включаемого ребенка. 

Поэтому в этой работе обязательно участвуют школьный педагог-психолог, социальные работники, педагоги в структуре образовательных организаций, родители, специалисты ПМПК.

Общение детей с ОВЗ: основные проблемы и пути их преодоления

Общение — обязательное условие процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Оно важно для формирования активной речи, что служит основой психического и личностного развития:  устраняются речевые недостатки, ребенок учится слушать и понимать поступающую к нему информацию и в соответствии с ней действовать. Общение помогает сформировать коммуникативные и другие качества, необходимые для нормального вхождения в окружающий его социальный мир.

Но всё это справедливо, если речь идет о правильном общении, а с ним-то как раз и бывают основные сложности, которые возникают из-за недопонимания особенностей развития и восприятия особенных детей:

  • Неравномерность развития разных сфер жизни. Об этом очень важно помнить.

  • Рассогласованная работа сенсорных систем. Это очень важно учитывать.

  • Высокий уровень тревожности и низкая мотивированность к изучению окружающего мира. Здесь поможет сопереживающая и поддерживающая позиция.

  • Трудности в установлении причинно-следственных связей в ситуации общения с людьми, поэтому проговариваем, объясняем, показываем, рисуем. «Социальные истории» будут вам в помощь.

Трудности в понимании абстрактных понятий. Это надо учитывать, а значит общаться общаемся на простом языке. Юмор, намёки, подтекст, метафоры и т.п. — всё это стараемся использовать очень дозированно.

Какие еще особенности детей с ОВЗ важно учитывать при выстраивании контакта?

Всегда помните, что ребенок с ОВЗ — другой. Его может отличать:

  • Скорость обработки входящих сигналов. Даем время на понимание, на ответ.

  • Интересы, то есть включение в задания тематики интересов ребенка. Утомляемость. Давайте чаще отдыхать

  • Желание поощрения  — пищевое, карточки, жетоны, физическое – «дай пять» и т.п., словесное. Это нормально!

  • Повышенная доверчивость. Принимайте как данность, уважайте и не злоупотребляйте доверием.

  • Сложности в планировании и ориентировке во времени. Учите альтернативным способам: визуальному расписанию, PECS, звуковым подсказкам и др.

Неспособность терпеть дискомфорт. Предупреждайте по возможности, учите справляться, переключайте внимание.

 Определение интересов ребенка.

Учитывать интересы другого — в целом, важный аспект правильного общения. Как учитывать интересы особенного ребенка?

    1. Интерес нередко равен тому, что хорошо получается. Хорошо бы это и развивать, при условии, что ребёнку это нравится.

    2. При гипер или гипо-чувствительность важно  добавить соответствие: гипо — усиливаем, а гипер — уменьшаем.

    3. Если ребенок визуал, то есть внимательно смотрит на изображения, он может захотеть забрать их с собой. Учитывайте социально приемлемые действия в соответствии с уровнем актуального развития.

    4. Если ребенок аудиал — слушает и реагирует на звуки (например, может зажать уши), подстройтесь под это: не говорите громко или наоборот слишком тихо, понаблюдайте, что из звуков особенно нравится, включайте их для поощрения.

    5. Если ребенок кинестетик – очень быстро передвигается, пытаться взять в рот предметы или понюхать или лизнуть, научите его социально приемлемому поведению, найдите предметы, помогающие социально-приемлемой стимуляции.

Общие правила.
Не забывайте, что если ребёнок не говорит, это не значит, что он не понимает.
Если ребёнок говорит хорошо и много, это не значит, что он мыслит также, как и мы.
Если ребёнок использует обидные слова, как правило, он не вкладывает в них тот же смысл, что и взрослые.
Многие очевидные для нас вещи ребёнок может не знать или не понимать – нужно объяснять – простым языком .
Если ребёнок дерётся или проявляет другие агрессивные действия — значит, он не знает (или не может) как по-другому объяснить, что ситуация для него непереносима

Источник