Физическое развитие ребенка после 5 лет

Мария Орел
Особенности физического развития детей 5,5–6,5 лет

У детей 5-6 лет совершенствуются двигательные умения и навыки. Развивается культура движений и телесная рефлексия. Развиваются психофизические качества: быстрота, сила, выносливость, гибкость. Формируется умение осознанно и творчески выполнять движения. У детей закрепляется умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры. Они учатся бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учатся лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учатся прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, правильно отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учатся сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе. Всесторонне развивается личность ребенка, формируются физические, умственные, нравственные, эстетические, духовные качества.

К концу года дети 5-6 лет мог

ут:[/b]

1. Ходить и бегать легко и ритмично, сохранять правильную осанку, направление и темп.

2. Лазать по гимнастической стене, с изменением темпа.

3. Прыгать в длину с места, с разбега, не менее 100 см., прыгать через скакалку.

4. Метать предметы правой и левой рукой на расстоянии 5-9м., в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м., бросать мяч верх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч о землю не менее 10 раз, владеть школой мяча.

5. Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.

6. Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, в шеренге; выполнять повороты на право, налево, кругом.

7. Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и не имитационные упражнения, демонстрируя красоту и грациозность, выразительность и пластичность движений.

Физическое развитие детей 6 – 7 лет:

У детей 6-7 лет формируется потребность в ежедневной двигательной деятельность. Совершенствуется техника основных видов движений, появляется естественность, легкость, точность, выразительность их выполнения. Закрепляется умение соблюдать заданный темп при ходьбе и беге. Дети учатся сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Учатся перелазать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учатся перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе. Также у детей развиваются психофизические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Дети продолжают упражняться в статистическом и динамическом равновесии, развивают координацию движений и ориентировку в пространстве. Закрепляют навыки спортивных упражнений. Учатся самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвуют в уходе за ними. Продолжают учиться самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

К концу года дети 6-7 лет мог

ут:[/b]

1. Выполнять правильно все основные виды движений.

2. Прыгать в длину с места не менее 100см., с разбега 10см., в высоту 50см., прыгать через короткую и длинную скакалку.

3. Перебрасывать набивные мячи, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с 4-5 м., метать предметы правой и левой рукой на 5-12 м., владеть школой мяча.

4. Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко, ритмично, в заданном темпе.

5. Сохранять правильную осанку.

6. Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений.

Совет родителям:

Родители должны поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

Источник

Никифорова Наталья
Физическое воспитание детей 5–6 лет в условиях детского сада

Статья на тему:

«Физическое воспитание детей 5-6 лет в условиях детского сада».

Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети в них проводят большую часть дня. В детских садах предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также должны предусматривать физиолого-педагогические оправданные нагрузки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении.

Читайте также:  Логопедия развитие ребенка 3 лет

Задачи физического воспитания детей

Физическое воспитаниедошкольников призвано решать три группы задач:

• оздоровительные;

• образовательные;

воспитательные.

К оздоровительным задачам относятся:

• сбережение и укрепления детского здоровья;

• закаливание детского организма;

• профилактика плоскостопия;

• формирование правильной осанки;

• развитие у ребёнка достаточных двигательных навыков.

В образовательные задачи входят:

• ознакомление малыша с устройством организма человека;

• обучение базовым физическим навыкам (хождению, лазанию, бегу, прыжкам и пр.);

• обучение подвижным играм;

• научить малыша самому дозировать физическую нагрузку на свой организм.

К воспитательным задачам относится:

воспитание смелости;

воспитание честности;

• привитие культурно-гигиенических навыков.

Нужно воспитывать у малыша физические качества: ловкость, быстроту, силу, гибкость, выносливость. Все эти задачи решаются с помощью различных средств и форм физического воспитания. Все они вполне доступны и легко могут быть реализованы в домашней обстановке.

Эффективность физического развития и оздоровления дошкольников во многом зависит от правильного подбора педагогических методов.

Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребёнка является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду и семье. Здоровый малыш стремится к активной деятельности, движениям. В этом он находит источник радости. Во многом подвижность ребёнка зависит от его двигательных умений.

Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Физическое упражнение как сущность физического воспитания — это главное средство направленного воздействия на физическое развитие.

Развитие способностей у детей происходит в результате прямого контакта с окружающим миром, в процессе постепенного познания окружающей среды. У ребёнка начинают бурно развиваться способности, для развития которых имеются стимулы и условия. У ребёнка в возрасте 5 лет и старше наблюдаются склонности к различным сферам творческого развития. Развивая интеллектуальные, артистические, художественно-эстетические склонности ребёнка необходимо развивать и его физическое развитие. При выдающихся физических способностях ребёнка необходимо уделять повышенное внимание его интеллектуальному, артистическому, художественно-эстетическому воспитанию.

Без крепкого здоровья и надлежащей физической подготовки ребёнок теряет необходимую работоспособность, не в состояние проявлять волевые качества и настойчивость в преодолении трудностей, что, безусловно, будет мешать ему в развитие личности. Поэтому так важна диагностика психомоторной одаренности и физического развития детей.

Дети дошкольного возраста продолжают расти быстро, хотя и не так, как в первые, годы жизни. У них продолжается формирование костной системы, образуются физиологические изгибы позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах. Скелет детей дошкольного возраста в значительной степени состоит из хрящевой ткани, обладающей большой гибкостью и подвижностью, и неблагоприятные условия могут вызвать деформации позвоночника и нарушение осанки.

Осанка формируется в процессе роста ребенка в тесной связи с развитием костно-мышечной системы и совершенствованием двигательных функций организма. При правильной осанке голова чуть приподнята, спина прямая, живот втянут, грудь выдвинута вперед, ноги прямые (не согнуты в коленях, ступни параллельны. Однако у детей преддошкольного и дошкольного возраста осанка неустойчива и может легко изменяться в результате неправильного положения тела на протяжении длительного времени.

Мышечная система малыша развивается постепенно и неравномерно: крупные мышцы достигают полной зрелости значительно раньше, чем средние и особенно мелкие (кистей, стоп, пальцев). В костном же скелете ребенка в преддошкольном и дошкольном возрасте идет замена хрящевой ткани на костную, однако кости эти еще не достаточно прочны, в них мало минеральных солей, и первые их деформации начинаются именно в этом возрасте.

Сидение для детей раннего возраста не отдых, а акт статического напряжения, так как они еще не только учатся удерживать равновесие, которое легче сохранить в движении. Поэтому дети охотнее бегают, меньше уставая при этом. Особенно вредно, когда ребенок сидит за столом, не соответствующим его росту. Высокий стол вынуждает ребенка приподнимать предплечье, отчего искривляется позвоночник, нарушается осанка, малыш сутулится, сгибая туловище вперед.

Читайте также:  Влияние речевого развития на общее развитие ребенка

Когда осанка формируется ее нарушения можно предотвратить и исправить. Для формирования правильной осанки необходима разнообразная двигательная активность, направленная на укрепление мышечной системы спины, груди, живота. При нарушении осанки, следует немедленно принять меры к их устранению. Исправляют осанку лечебной физкультурой, сочетая ее со школьной физкультурой и занятиями спортом. Детям с нарушениями осанки рекомендуется заниматься плаванием, гимнастикой, лыжами и др.

Период жизни ребёнка с 5-6 лет называют воспроизводящим, в этом возрасте у ребенка еще более значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Ребенок любит бегать, соревноваться, он может выполнять несколько движений одновременно. Дети к 6 годам становятся менее возбудимыми, у них более уравновешены возбудительные и тормозные процессы коры головного мозга. Эти физиологические особенности оказываются благоприятным условием для развития у детей сосредоточенности, наблюдательности и внимания.

У ребенка этого возраста продолжается процесс окостенения скелета и развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Главным достижением старших детей является постепенное овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца.

В дошкольном возрасте продолжается дальнейшее совершенствование движений. Однако у младших дошкольников еще нет достаточной четкости движений при ходьбе и беге, для них характерен мелкий семенящийся шаг. Дети этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованы, глазомер слабо развит, поэтому им трудно ловить мяч, попадать им в цель. Они не могут бросить далеко.

У 6-летних детей появляется легкость, ритмичность бега, исчезают боковые раскачивания. Они могут прыгать в высоту, в длину и на одной ноге. Развивается глазомер, осваивается метание на дальность и в цель [1].

Дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности и благоприятным для развития многих физических способностей, а так же способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности. В условиях возрастания объёма учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребёнка-дошкольника.

Развитию способностей у дошкольников, в первую очередь способствует игра. Краснощёкова Н. В. [6, с. 4] разрабатывая методические рекомендации по обучению детей при помощи игры как метода,пишет: «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив, которой заключается не в её результатах, а самом процессе».

Сюжетно-ролевые дети воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя. Рубинштейн Л. С. [10, с. 451] подчёркивал: «Сюжетно-ролевая игра – наиболее спонтанное проявление деятельности ребёнка, строиться на его взаимодействие с окружающим миром».

На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОО путём приобщения детей к спортивным играм. Спортивные игры, формируют основные виды движений и физические качества и воспитывают положительное отношение к спорту. При этом необходимо помнить, что используются именно лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы игры, которые проводятся по упрощенным правилам. [13].

Итак, в основу эффективного воспитательного процесса берется система методов, приёмов и средств. Но состав и количество методов, приёмов и средств развития способностей постоянно изменяется и варьируется в зависимости от возраста детей и уровня их воспитания.

Таким образом, детям дошкольного возраста следует вести образ жизни, насыщенный подвижными играми, при проведении занятий за столом, необходимо следить за осанкой, регулярно проводить обследования детей, по контролю роста костно-мышечной ткани и своевременному осуществлению профилактических мероприятий по предотвращению нарушения осанки.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ДЕТСКОМ САДУ

В образовательном процессе ДОО вопросы, развития и обучения решаются в комплексе созданных педагогических условий, разработанной программе. В соответствие с Федеральным законом об образовании она чётко и доступно описывает особенности воспитательно-образовательной системы учреждения. С её содержанием можно ознакомиться на сайте дошкольного образования.

Детей 5-6 лет отличает широта интересов и потребностей, следовательно, программа должна способствовать всестороннему развитию двигательной, эмоциональной сферы, общения. Для достижения этого условия необходимо обеспечить ребёнку наиболее благоприятные условия творческого самосовершенствование и самореализации.

Читайте также:  Нормы развития ребенка в европе

Средства физического воспитания требуют учета специфики и организации мероприятий, направленных на охрану здоровья, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учётом психических и физических возможностей каждого ребёнка. На занятиях должно обеспечиваться эмоционально-нравственное воздействие, ускоренное развитие делового сотрудничества педагога и ребёнка. Ведущая идея таких занятий – искусство общения, что побуждает к активной мыслительной деятельности и усвоению учебного материала.

В средней группе проводятся два физкультурных занятия в неделю. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счёт усложнения упражнений, отработки техники движений и увеличения времени выполнения. Продолжительность занятий для 5-6 летних детей может составлять 20-25 мин. Детей следует привлекать к подготовке и раздаче инвентаря и его уборке после занятия. При обучении основным видам движений применяются игровые приёмы.

В 5-6 лет дошкольников учат строиться по росту, перестраиваться в колонну по двое, трое, четверо. Приёмы обучения различны. При перестроении в колонну по двое можно использовать ориентиры, а при перестроении в три колонны воспитатель может назвать детей – новых направляющих, которые пойдут к ориентирам. В занятие следует включать шесть – семь обще-развивающих упражнений, которые выполняются из разных исходных положений и повторяются четыре – шесть раз.

Одна из главных задач физического воспитания дошкольника – совершенствование у них основных движений (ходьбы, бега, лазания, бросания) и развития необходимых для этого навыков. Этому служат гимнастические упражнения, которые необходимо выполнять 2 раза в день в форме организованных занятий в течение 15-30 мин, а так же в виде гимнастики. Подбор, дозировка и методика проведения занятий зависят от возраста, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка.

С совершенствования навыка ходьбы начинается и заканчивается каждое занятие. Постепенно нужно уменьшать площадь опоры, ходить по доске, по полоске, начерченной по полу и т. д.

У детей 5-6 лет мускулатура уже развита более пропорционально, движения более согласованы, выносливость у них значительно улучшилась, ходьба и бег у них постепенно автоматизируются. Им под силу упражнения на равновесие, а также метание и прыжки, бег с элементами ловли и увертывания, чаще менять, разнообразить движения.

При развитии навыка лазания необходимо учитывать, что оно требует значительного напряжения сил и большой затраты энергии. Очень полезны такие упражнения, как пролезание через обруч, подлезание под веревку, лазание по лесенке и др.

Метание требует точной координации движений, глазомера, способности удерживать равновесие. Уже, с 4-5 летнего возраста детям доступны различные виды бросания малого мяча, метания мелких предметов в горизонтальную и вертикальную цель. С 5-6 лет можно развивать силу броска (бросание мяча вдаль, учить правильной стойке и движению рук при броске. Полезно бросать мяч в цель попеременно правой и левой рукой, катать по полу шарики и мячи в заданном направлении, отталкивать, бросать и ловить большие мячи.

Прыжки дети дошкольного возраста осваивают медленнее, поскольку их выполнение требует определенной силы и координации. Необходимо детей учить элементам приземления после прыжков. Для этого в занятия включают подскоки и невысокие прыжки на одной или обеих ногах (подражание движениям птиц, зверей).

С 5,5-6 лет уже возможна 30-35 минутная ходьба во время прогулок, преодоление простейших препятствий (переход по доске через канаву, восхождение на невысокий пригорок и т. п.).

Для 5-7 летних полезны специальные упражнения в беге: широкими шагами, с препятствиями, с горки, на скорость и др. С детьми дошкольного возраста рекомендуется несколько раз в день, не в строго определенное время, проводить физические упражнения в виде кратковременных имитационных движений и игр, объединенных в комплексы по 6-8-10 упражнений. Занятия утром, а также после дневного сна совершенно обязательны и проводятся всегда в одно, и тоже время. В теплое время года лучше всего заниматься во дворе, в холодное время в хорошо проветренной комнате, при открытой форточке.

Таким образом, полноценное физическое развитие дошкольника способствует развитию интереса к различным, доступным ребенку видам движений; всестороннему развитию двигательной, эмоциональной сферы и общению. А искусство общения побуждает к активной мыслительной деятельности, воспитанию положительных нравственно-волевых черт личности и усвоению азов учебного материала.

Источник