Нормы развития ребенка в европе

Нормы развития ребенка в европе thumbnail

Я большая планировщица и мечтательница. Представлять себе, что хорошего будет завтра — одно из величайших моих удовольствий.
И вы же понимаете, сколько ожиданий рождается вместе с ребёнком! Ох, как мы с ней и то, и это!.. И сразу всплывает вопрос: а когда она это сможет? И я стала искать нормы развития, чтоб знать, чего мне ожидать и на что рассчитывать. Нашла — каюсь, на русском языке — и ужаснулась! Мой ребёнок ничему такому не соответствовал! Я, конечно, сразу по врачам, а они мне: «Ребёнок в  порядке!»
— Как? — говорю я, — Вот написано, она должна уметь это и это, а она этого не делает!
— Извините, — говорят врачи, — у нас написано другое.
Действительно, у них — по-немецки — было написано другое.
Углублённо изучив вопрос, я установила поразительный факт:  нормы развития детей в возрасте до года в русскоязычных источниках отличаются от норм в немецкоязычных источниках минимум на 3 месяца. Позже я узнала, что в других странах Западной Европы нормы такие же, как в Германии.
И вот что самое смешное: если вы думаете, что немецкие младенцы прозябают, уткнувшись носом в пол, а российские активно познают мир, носясь по нему на своих двоих, вы ошибаетесь! На самом деле картинка такая: пока немецкие младенцы нежатся на солнышке, помахивая розовыми пятками в воздухе, российские детки кряхтят в душных кабинетах врачей и массажистов. Потому что отставание от норм в России лечат. Сложно и дорого.
У меня это вызвало подозрения.
Скажу прямо: мне это кажется выкачиванием денег. 

Кому выгодно? Дело не в том, что назначаемые всем подряд массажи неээфективны. Нет, они  что-то дают, и детки действительно начинают переворачиваться и ползать чуть скорее, чем им это предназначено природой. Вопрос в том, зачем это нужно. Можно оставить ребёнка в покое и он поползёт в 9 месяцев, а можно подстегнуть его массажем, гимнастикой или какими-то, не дай Бог, химическими препаратами, и он поползёт в 7 месяцев. И что дали эти два месяца? В чём польза для ребёнка и его родителей?
Единственным человеком, которому есть с этого реальная, понятная польза, является массажистка, которой заплатили за работу.

Если с выгодой от массажа дело более-менее ясно, то выгода врача — под вопросом. 
«Задержка развития!» — говорит невропатолог и выписывает ребёнку 2-3 вида таблеток, воздействующих на нервную систему.  Если мама здесь же, у врача, эти таблетки и покупает, то смысл такого поступка понятен — врач купил таблетки дёшево, продал дорого, на разницу живёт. А если мама в слезах несётся в аптеку, то что врачу толку с такого диагноза? Может, он действительно верит в то, что малейшее отклонение от норм нуждается в медикаментозном лечении? А откуда взялись вообще эти нормы?

Кто придумал нормы?

Шкалы развития детей, которыми сейчас пользуются педиатры, пришли к нам из глубины веков. Вернее, прошлого века — это старые добрые советские нормы.
Создавались эти нормы в нелёгкое для страны время. Работницы (вернее, работницы) были остро нужны на производстве, поэтому длинные отпуска по уходу за детьми не поощрялись. Моя тётя в 1956 году вышла на работу через три месяца после родов, а её трёхмесячная дочь отправилась в ясли. Учитывая отсутствие памперсов, можно понять, что работники ясель и детских садов были весьма заинтересованы в том, чтобы дети как можно раньше приучались проситься на горшок и вообще ухаживать за собой самостоятельно. Социальная система в целом предполагала и всячески поощряла как можно более раннюю самостоятельность детей. Нечего родителям рассиживаться с младенцами — труба зовёт, надо возвращаться в строй! Скорее сажайте их, скорее ставьте на ноги, пусть как можно раньше включаются в работу, нам не нужны бездельники, нам надо страну поднимать! О цене торопливости (искривленный позвоночник, деформации мышц) то ли не задумывались, то ли считали её меньшим злом по сравнению с «потерей времени».

А куда нам торопиться сейчас? Страна «поднята» до дальше некуда. Отпуск по уходу за ребёнком длительностью в полтора года — норма. Так зачем торопить ребёнка в первый год жизни? Зачем мерить детей по шкале, на которой искусственно передвинут рычажок нормы? Давайте сместим рычажок в сторону западно-европейских норм, и диагноз «задержка развития» станет редкостью, потому что за те три месяца, которые сейчас искусственно отняты у детей, все они «выполнят и перевыполнят» норму. 

Это моё мнение. А вот мнение специалистов, которым я задала свои вопросы. 
Дальше мои слова идут курсивом

Мои вопросы:
1. Откуда взялись эти нормы для рекордсменов? Кому и чем полезно более раннее развитие младенцев?
2. Может быть, стоит изменить нормы, приспособив их к возможностям большинства? Это всё же лучше, чем «лечить» 80% младенцев от отставания в развитии — младенцев, которых в любой стране Западной Европы (тут схожие нормы) сочли бы совершенно здоровыми и хорошо развитыми.
3. Что бы Вы посоветовали родителям, моторное развитие младенца которых отстаёт от российских норм — лечить ребёнка или подождать?

Отвечает врач-невролог Ефимов Игорь Олегович, специалист по проблемам нарушений речи и поведения, главный врач Санкт–Петербургского центра неврологической реабилитации на Коломяжском 33, заместитель генерального директора неврологического центра «Прогноз»:

«Дело в том, что нормы придумали далеко не дураки. И их надо иметь ввиду. Мой подход таков: если ребенок, несмотря на отставание демонстрирует положительную динамику, то тревогу бить не надо. А если ребенок не получает нужного навыка и ничто не говорит о том, что это скоро может произойти — идите к врачу.
Надо выбрать несколько простых навыков и опираться на них.
Моторное: перевернулся, пополз, сел, встол, пошел.
Эмоциональное: ответная улыбка, опознавание мамы, опознавание близких.
Речевое: гуление, направленные звуки, слоги, мама/папа/баба, 10 слов, фраза из 2 слов (подходит даже «да сёк»).

В чем то вы правы, в чем то нет.
Ослабление норм на западе связаны с особенностями (далеко не позитивными) страховой медицины. Российские нормы актуальнее, но, как я говорил и ранее, при правильном отношении. Но поверьте мне, человеку с раннего детства наблюдающего общение отечественных и западных специалистов высочайшего («мирового») уровня — если есть запаздывание от них  — это повод для внимания к параметру. Тут, для коррекции, может хватить и самостоятельных упражнений на фитболе (по книжке).
Даже идеальный ребенок требует внимания и периодических коррекционных мер. В моем центре К33 достаточно молодой персонал и у нас масса друзей/знакомых — в плотнейшем наблюдении находится 20-25 детей 0-5 лет — все без исключения по совершенно объективным причинам попадали на курсы немедикаментозной коррекции (массаж, БОС по ЭМГ при плоскостопии, ЛФК, речевые программы — Fast For Word, развитие вестибулярной функции — Learning Breaktrough, развития «моторного планирования» — Interactive Metronome и т.п.) Но в РФ курс из 10-15 занятий стоит 100-200 евро… А Германии??? Вот то-то…»

Читайте также:  Витамины для развития памяти ребенка

В Германии курс из 10 занятий стоит около 500 евро. Государственная страховка (которая есть у всех) оплачивает около 300 евро, дорогая частная мед.страховка оплачивает 80% суммы. С учётом того, что средняя зарплата в Германии выше, чем в России, и ежемесячное пособие на ребёнка составляет 184 евро, в Германии выходит не дороже.   
Отвечает Комаровский Евгений Олегович, педиатр

Вопрос:
— … разница между российскими и немецкими нормами составляет приблизительно 3 месяца. В материалах Вашего сайта сказано, к примеру, что ребёнок начинает ползать в 6 месяцев. Согласно немецким нормам, ребёнок начинает ползать в 9 месяцев.
Ответ:
— Материалы по приведенной вами ссылке не имеют никакого отношения к моим представлениям о нормах. Там присутствует конкретная ссылка на отечественных ученых, коие подобные нормы и придумали. 

— Откуда взялись эти нормы для рекордсменов? Кому и чем полезно более раннее развитие младенцев?

— Это и для меня всегда было загадкой. По-видимому главная цель — внести психологическую ясность во взаимоотношения родители-система здравоохранения.  Дескать ваше дитя нормам не соответствует (т.е. ненормальное), значит все претензии к системе безосновательны — сами виноваты, такие уродились

— Может быть, стоит изменить нормы, приспособив их к возможностям большинства? Это всё же лучше, чем «лечить» 80% младенцев от отставания в развитии — младенцев, которых в любой стране Западной Европы (тут схожие нормы) сочли бы совершенно здоровыми и хорошо развитыми.

— Норм на самом деле множество, и присутствующие в американских учебниках многократно более лояльны. К сожалению, пока не хватает рук и средств на расширение (наполнение) сайта, но мы этим занимаемся.

— Что бы Вы посоветовали родителям, моторное развитие младенца которых отстаёт от российских норм — лечить ребёнка или подождать? 

— Самое главное — понимание того, что «ненормальность» моторного развития не может быть излечена никакими волшебными таблетками. Главное лекарство — время (поэтому  совет про подождать оптимален), ну а неглавное лекарство  — это создание условий, по мотивам главы в книге «Здоровье ребенка…» про нормы и сроки. Почти всегда, когда отставание лечат (лекарствами!) это не лечение ребенка, а психотерапия мамы.

Источник

Физическое развитие ребенка — это динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.

Успех работы врача — педиатра зависит от знания динамики анатомических и физиологических особенностей ребенка, его реактивности, потребностей в основных пищевых ингредиентах (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах).

Как педиатр я часто сталкиваюсь с тем, что родители сравнивают физическое и психоэмоциональное развитие своего ребенка и со сверстниками. И конечно же сразу возникают вопросы: когда в норме ребенок должен начать ползать – в полгода или в девять месяцев? Когда должен сделать первые шаги или привыкнуть к горшку?

Различия в нормах развития детей раннего возраста часто становятся предметом жарких споров во врачебном сообществе и, естественно, вызывают вопросы, а иногда и тревогу у молодых родителей.

Так кто же прав и какими нормами должны руководствоваться родители и педиатр?

На сегодняшний день европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян, но нормы развития детей в России и странах Европы отличаются.

Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей первого года.

В нашей стране нормы физического развития являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.   

Как формируются нормы физического развития ребенка?

В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал — это определенное количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое иногда даже в сотнях тысяч человек.

На основании анализа физических параметров этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону.

Так, собственно, и сформировались нормативы:

  • держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам;
  • переворачиваться со спины на живот – к 3 месяцам;
  • ползать – к 6 месяцам;
  • самостоятельно ходить – к 12 месяцам.

И все было просто в оценке физического развития – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет.

Для советской поликлинической медицины это было удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей.

Но при этом наличие норм физического развития лишало развитие ребенка индивидуальности

Но в последние годы нормы физического развитя принятого на постсоветском пространстве стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками.

Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физическому развитию первого года:

повороты со спины на живот – к 4 месяцам;

ползание – к 7;

ходьба – к 12-13 месяцам.

Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.

В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично:

  • перевороты теперь с 3 до 6 месяцев;
  • ползание – с 6 до 9;
  • ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.
Читайте также:  Упражнения по развитию речи ребенка аутиста

Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах развития ребенка на Западе — там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав.

Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать).

Когда-нибудь все это будет и в нашем сообществе, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам.

Сейчас перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?

Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?

Стоит отметить, что западные нормы физического развития откорректированы по сравнению с «советскими нормами» — все показатели считаются нормой, если запаздывают на  2-3 месяца.

Выходит, все здоровы – надо только ждать.

Мои личные наблюдение – это вариант нормы, но ребенок нуждается в наблюдении невролога, особенно если беременность протекала патологически, были сложные или наоборот стремительные роды и длительная неонатальная желтуха, перенесенные заболевания в раннем возрасте.

И все же нужно ждать как будет развиваться малыш.

Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:

  • темповая задержка моторного развития;
  • заместительная гидроцефалия;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • синдром повышенной возбудимости;
  • гипертонус и другие.

но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.

Эти дети здоровы, и не надо лишать их детства: не ползает в 7 месяцев? — не страшно, поползет в 8 или 9 месяцев.

А если не поползет, а сразу начнет вставать? Ничего, быстрее пойдет. Не ходит в год? Не страшно, подождем до 18 месяцев. Если и тогда не будет ходить, подумаем, что делать».

Но при этом вопросы отставания в физическом развитии волнуют не только врачей-педиатров, но главным образом у родителей.  Они обсуждаются в семейном кругу, у песочницы, на прогулке идет «сравнительный анализ» чужих и собственных детей.

Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».

В ужасе родители отправляются к неврологу (педиатру, ортопеду) и слышит: «Не беспокойтесь, ждите, время не пришло, все дети разные», на определенное время приходит успокоение, но только до первого визита на детскую площадку, где соседский годовалый малыш активно ходит по двору, а наш кроха даже не пытается ходить за две руки. И снова одолевают сомнения: «А вдруг отстает? А вдруг невролог чего-то не увидел?»

На фоне одолевающих сомнений родители приходят на консультации к другому специалисту, а может, и к третьему. И хорошо, если мнения этих троих более или менее совпадают – а если нет?

Начинается тернистый путь по врачам….

Родители с опытом (2-й, 3-й ребенок) спокойнее смотрят на вещи.

Но родителям первого ребенка приходится очень тяжело, особенно после путешествия по просторам Интернета, где не всегда можно найти правильный ответ, плюс еще и растущее недоверие к врачам — неучи, рвачи, бездари, «поколение с купленными дипломами»….

Наверное мне повезло и с учителями, и с коллегами и даже с начальством, в наше время и в нашей стране — это большая удача!

Мое мнение — надо, прежде всего, оценивать свой личный опыт, без оглядок на какие -то рекомендации.

В Российской (советской) педиатрии накоплен гигантский опыт наблюдения и ведения детей, поэтому по многим вопросам физического развития надо учиться именно у российской педиатрии, но при этом не исключая возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Так кто все-таки прав? Чьи нормы развития ближе к истине? Как это ни парадоксально, в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых. Мы не можем сейчас сказать: вот, мол, наши нормы отстали от жизни, западные нормы более современные и демократичные.В то же время мы не можем утверждать, что западные нормы неверны.

Грубые отклонения видны и заподозрить ДЦП,  другие неврологические или соматические патологии, влияющие на развитие ребенка можно на основании нескольких факторов.

Поэтому оценка физического развития ребенка должна основываться на тщательном изучении и динамическом наблюдении анамнеза неврологического и соматического статуса ребенка, начиная с рождения и до момента оценки.

Врач, проводящий оценку, должен четко представлять динамику развития ребенка в течение ближайшего времени (недели-месяцы).

Например:

ребенок 4-х месяцев не делает самостоятельный переворот со спины на живот. Родители обеспокоены. Невролог говорит: «Подождем месяц, до пяти. Если и там поворотов не будет, будем лечить».

Врач на этом этапе должен четко знать: а оправдано ли это ожидание? Есть ли смысл подождать или уже в четыре стоит назначить терапию? А если поворот и пойдет к пяти, не повлияет ли такая задержка на дальнейшие двигательные схемы (ползание, ходьбу), вербальные схемы общения, тонкую моторику?

Ждать формирования очередной схемы движения и ничего не делать  просто, но врачу необходимо правильно оценить развитие мышечного тонуса и предвидеть его влияние на развитие разных сфер в ближайшие годы жизни ребенка.

Поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение специалиста. При этом не вижу большой проблемы в консультации другого врача, если определяются значительные нарушения физического развития. Если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо — проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций зав. педгруппой, узких специалистов, консультации в области.

Читайте также:  Программы развития для детей домов ребенка

Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма — в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны — не начать лечить, без причин.

Источник

Лет десять назад мне пришлось осматривать ребенка восьми месяцев, приехавшего с родителями из Германии. Малыш в 8 месяцев с трудом переворачивался со спины на живот, и то только в одну сторону. На мой вопрос, как оценивали ребенка немецкие коллеги, папа малыша ответил, что, по мнению врачей, ребенок был в полном порядке.

По мере накопления данных по развитию детей из других стран возникло ощущение, что существует некий диссонанс между нормами физического развития детей первого года в России и за рубежом, в частности в Европе. Подняв таблицы физразвития в Германии, я немало удивился: почти все двигательные схемы (перевороты со спины на живот, ползание, ходьба) по срокам отставали от российских на 2-3 месяца.

Так кто же прав? В советское время на этот вопрос был бы однозначный ответ: то, что советские дети начинают ползать в 6 месяцев, а немецкие (французские и т.д.) – к девяти месяцам, свидетельствует о более высоком уровне здоровья и физического развития советского ребенка, растущего в советской стране.

Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?

Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей (ФРД) первого года. В нашей стране нормы ФРД являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.        

Как формируются нормы? В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал (некое количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое в десятках, а то и сотнях тысяч человек). На основании анализа физических параметров и параметров ФРД этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону. Так, собственно, и сформировались нормативы: держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам, переворачиваться со спины на живот – к 3, ползать – к 6, самостоятельно ходить – к 12 месяцам.

И все было просто в оценке ФРД – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет. Для советской поточной поликлинической медицины это было выгодно и удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей. Правда, наличие норм ФРД лишало развитие ребенка индивидуальности. Но кто про это тогда думал? «Быстрее, выше, сильнее», «Догнать и перегнать…» – все помнят лозунги тех лет. Так что наличие норм в то непростое время было реальной необходимостью, вполне соответствующей духу времени, если бы не одно «но».

Вторая составляющая при формировании норм ФРД – это, к сожалению, политика. Возьмем три примера: физразвитие первого года, календарь основных прививок и сроки ввода прикормов. Все три варианта норм приурочены к одному году жизни: ходить к году (плюс навыки опрятности и владение столовыми приборами), базовые прививки к году, основной прикорм к году. Дальше ребенок отправлялся в детское дошкольное учреждение, а родители – строить социализм.

Это все я говорю, конечно, не без сарказма, но ведь нормы формировались на основе гигантского статистического материала. А это, на мой взгляд, говорит только о том, что среднестатистический ребенок в середине 60-х действительно мог в 3 месяца переворачиваться, в 6 – ползать, а в год –  самостоятельно ходить. Шутка сказать, эти нормы ФРД работали добрых 50 лет, и ни у кого не возникало мысли оспорить их. Все педиатры, окончившие медицинские вузы в конце 90-х – начале нулевых, выросли на этих нормах и их же изучали. Эти нормы стали частью нас самих.  

Однако в последние десять лет «советские» нормы стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками. Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физразвитию первого года: повороты со спины на живот – к 4 месяцам, ползание – к 7, ходьба – к 12-13 месяцам. Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.

В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично: перевороты теперь с 3 до 6 месяцев, ползание – с 6 до 9, ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.

Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах ФРД на Западе. Там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав. Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать). Когда-нибудь все это будет, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам. 

Например, сегодня в европейских странах считается нормальным, если ребенок осваивает вертикальную ходьбу между 12 и 24 месяцами, окончательно отказывается от подгузников в промежутке между двумя и шестью годами, а читать начинает между четырьмя и девятью годами.

На Западе врачи давно привыкли к демократии, либерализму и плюрализму. А вот как быть российскому педиатру, неврологу, ортопеду, коль в рассуждении о нормах такая разноголосица?

Перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?  

Свои взгляды на решение этого вопроса я предложу в следующей статье.

Источник