Физическое развитие ребенка до года с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями.

У детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5  годам, у слабовидящих – к 1,5 годам, тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действий рук. Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и нарушение тонуса различных групп мышц.

Кроме того, специалисты выделяют следующие особенности развития детей с нарушениями зрения:

  • меньшая подвижность,
  • нечеткость координации движений,
  • снижение темпа выполнения заданий,
  • уменьшение ловкости,
  • нарушение ритмичности,
  • трудности при ориентировке в пространстве,
  • трудности при выполнении движений на равновесие.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.

Моторика детей с патологией зрения отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму. Мышечные возможности руки ребенка с патологией зрения требуют особой тренировки и коррекции. Упражнения для кисти и пальцев позволяют корригировать движения, воздействовать на все мышцы руки, тренировать мышечные усилия и точность двигательных реакций. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи, а также является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.

Упражнения, рекомендованные для физического развития детей с нарушениями зрения в домашних условиях

  1. Ходьба на месте или с продвижением вперед. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения – 1-2 минуты.
  2. Напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета – напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3-4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.
  3. Ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.
  4. «Медвежий шаг» — перемещение вперед с выносом вперед одновременно левой руки и ноги, а затем – правой.
  5. «Гусиный шаг» — перемещение с приседанием и опорой ладонями о колени, с удержанием спины в прямом положении.
  6. «Птичий шаг» — передвижение вперед, прыгая на одной ноге, вторую согнуть и взяться рукой за щиколотку.
  7. Наклоны вперед-назад.
  8. Вращение туловищем.

Комплекс упражнений должен включать дыхательные упражнения и пальчиковую гимнастику.

Кроме того, детям с нарушениями зрения может быть рекомендовано выполнение следующих упражнений в зависимости от возраста:

  • 4 года: ходить на носках, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске, положенной наклонно, перепрыгивать через небольшие препятствия (5 см), бросать мяч, влезать на гимнастическую стенку.
  • 5 лет: подпрыгивать, поворачиваясь кругом; прыгать в длину на 60 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5-6,5 м, бросать мяч двумя руками снизу, из-за головы; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
  • 6 лет: стоять на одной ноге; ударять мяч, отскочивший от земли; делать «ласточку», желательно без поддержки взрослого; ходить по гимнастической скамейке; прыгать с места в длину на 80 см.
  • На 6-7 и последующих годах жизни данные упражнения усложняются и совершенствуются.

Важно помнить, что часто слова, обозначающие движения, ребенку с нарушениями зрения ни о чем не говорят, поэтому взрослый должен показывать движения с помощью манипулирования телом ребенка, его руками и ногами таким образом, чтобы он мог представить себе названные движения. Так формируется тактильно-кинестетический образ при минимальном участии зрения.

Важно помнить, что для детей с нарушениями зрения имеется ряд противопоказаний при занятиях физкультурой и спортом, что важно учитывать и родителям, и специалистам.

К примеру, при миопии и гиперметрии, аккомодационном косоглазии, амблиопии, афакии, атифакии, дистрофии птоз, нистагме с осторожностью необходимо выполнять прыжки, поднимать тяжести, противопоказаны упражнения в висе, прыжки в длину, высоту с приземлением на всю стопу, кувырки вперед-назад, стойка на лопатках «березка», резкие повороты туловища с поворотом головы, выполнения «мостиков», бег на скорость.

Детям с более тяжелыми заболеваниями зрения (отслойка сетчатки, глаукома, острые воспалительные заболевания, в послеоперационном периоде) разрешены только пальчиковая и дыхательная гимнастика, ЛФК, игры малой подвижности, все остальные упражнения запрещены.

Слабовидящим детям показаны все упражнения в соответствии с учетом возраста и возможностей детей.

У людей с нарушениями зрения хорошие перспективы для занятий спортом. Они принимают участие в Паралимпийских играх. Традиционные виды спорта для них: легкая атлетика, гимнастика, плавание, классическая борьба, лыжные гонки, коньки, шахматы и шашки, биатлон, футбол.

Источник

Содержание:

  • Таблица: Изменения показателей ЧСС и АД после стойки на лопатках
  • Таблица: Изменения ЧСС и АД при локальной статической работе
  • Выводы

Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте. В настоящее время социальные и экологические условия, затруднения в организации медицинского обслуживания привели к росту всех видов заболеваемости и сокращению продолжительности жизни населения России. Снижаются показатели физического развития, уменьшается количество детей с проявлениями акселерации развития, у каждого четвертого ребенка отмечается нарушение осанки. Растет инвалидность, в том числе детей; только в домах-интернатах Москвы находится около 35 тысяч детей-инвалидов.

По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55% зависит от условий и образа жизни. Главным фактором здорового образа жизни является физическая культура, привычка к которой должна прививаться в детском возрасте как элемент общей культуры. По мнению И.А. Аршавского, жизнью организма, его ростом и развитием управляет двигательная активность. Считается, что гипертоническая болезнь и атеросклероз закладываются в детском возрасте.

Читайте также:  Игрушки для развития мелкой моторики рук ребенка

Особое значение здоровый образ жизни приобретает для детей с нарушением развития, например, снижением зрительной функции. Существует точка зрения, что таким детям нужно снижать объем двигательной активности по сравнению со здоровыми. Известно, однако, что люба степень гипокинезии в детском возрасте отрицательно влияет на развитие сердечно-сосудистой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата; снижает функциональные резервы организма, устойчивость к заболеваниям.

Укрепление общего физического состояния и здоровья, а главное — привитие навыков постоянных занятий физической культурой в будущем будет, по-видимому, способствовать и сохранению и улучшению зрительной функции. Поэтому представляется целесообразной разработка оптимумов двигательных режимов, которые в сочетании с коррекционными упражнениями для глаз могли бы стать основой физкультурно-оздоровительных программ для слабовидящих детей.

Разработка подобных программ требует тщательного обоснования и учета индивидуальных функциональных возможностей организма таких детей. Поэтому задача нашего исследования состояла в изучении физических качеств и функционального уровня важнейших систем организма у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями зрения (сходящееся косоглазие, миопия, амблиопия и т.д.), с использованием тестов и оценочных критериев целевой спортивно-оздоровительной программы «Президентские состязания».

Таблица: Изменения показателей ЧСС и АД после стойки на лопатках

* Указана достоверность различий с исходными показателями, показатели с индексом 1 — после упражнения; остальные обозначения — как в табл. 1.

Возраст, летПоказатели
 ЧСС,
уд/мин
АДс,
мм рт. ст.
АДд,
мм рт. ст.
ЧСС1,
уд/мин
АДс1,
мм рт. ст.
АДд1,
мм рт. ст.
4-596,0±2,5 95,0+2,893,0±2,6 94,0+2,860,0±1,9 59,0+1,7114,0±1,9* 111,0+3,0*103,0±2,4* 105,0+2,9*70,0±2,0* 65,0+3,2
5-692,1±2,9 85,3+2,198,1±1,9 95,8+2,658,1±1,8 57,5+1,891,6±3,0 89,0+2,489,7±2,l* 89,2+1,949,7±1,5* 53,3+2,0
7-883,0±2,7 84,0±2,9103,0±2,6 104,0±2,864,0±2,1 64,0±1,585,0±3,2 83,0±1,9101,0±2,9 95,0±1,8*61,0±1,8 60,0±0,2

Таблица: Изменения ЧСС и АД при локальной статической работе

* Обозначения те же, что и в предыдущей таблице.

Возраст, летПоказатели
 ЧСС,
уд/мин
АДс,
мм рт. ст.
АДд,
мм рт. ст.
ЧСС1,
уд/мин
АДс1,
мм рт. ст.
АДд’,
мм рт. ст.
3-489,0±6,2 94,0+3,192,0±2,0 94,0+2,857,0±3,0 63,0+2,199,0±3,2* 103,2+3,4*103,0±3,1* 97,0+2,955,0±2,4 52,0+1,7*
4-596,0±3,0 93,4+3,195,0±4,5 98,8+2,163,0±2,4 56,3+1,8102,0±2,5* 105,4+3,2*103,0±4,0 103,8+2,458,0±2,1 51,3+1,2*
6-792,0±3,0 93,3±2,691,0±1,5 99,0±2,362,1±1,4 60,0±l,595,2±1,8 96,20±2,495,4±1,4* 103,0±2,868,3±1,6* 66,2±1,8*
8-988,5±1,8 89,0±2,492,8±1,9 100,5±3,557,2±1,3 60,9±1,998,7±1,6* 97,5±3,1*97,5±2,4 101,4±3,957,8±2,3 62,5±1,7

Нами было обследовано 7 возрастных групп детей — с 4-5 до 9-10 лет, воспитанников детского сада-школы для слабовидящих детей. Каждая возрастная группа включала как здоровых детей, так и детей с нарушением зрения. Изучались показатели физического развития, работоспособность и реакция сердца на три вида физических нагрузок: пробу Мартинэ, стойку на лопатках, в течение 10-60 с, в зависимости от возраста, и локальное статическое напряжение (на кистевом динамометре со средними нагрузками). Использовали принятые в Целевой программе тесты оценки физического развития (челночный бег, прыжки с места, метание, бег на 30 и 500 м и т.д.), а также методики оценки функционального состояния (время задержки дыхания на выдохе, измерение АД по Короткову, регистрация электрокардиограмм). Функциональные показатели регистровали до, после нагрузок и во время статических напряжений общего (стойка) и локального (динамометрия) характера.

Получены оригинальные данные о характере возрастных изменений у здоровых и слабовидящих детей. Так, результаты исследований показали, что у большинства детей 4-5 лет с нарушением зрения (табл. 1) такие показатели физического развития, как наклоны вперед, разгибание туловища и метание (у мальчиков) были выше, чем у здоровых детей. В остальные возрастные периоды некоторые показатели также были выше у слабовидящих детей; например показатели статического равновесия у детей 5-6 лет, прыжки в длину у мальчиков 5-6 и 9-10 лет, время задержки дыхания у девочек 6-8 лет, наклоны вперед у детей 6-7 и 9-10 лет.

После приседаний у всех детей отмечено достоверное увеличение ЧСС и в той или иной степени — АД. Реакция сердца на нагрузку с возрастом увеличивалась; у детей 7-10 лет большие изменения показателей после нагрузки выявлялись у слабовидящих, причем у мальчиков — больше, чем у девочек.

После упражнений с общей статической нагрузкой типа стойки на лопатках также выявлялись различия в изменении показателей у детей разного возраста и состояния здоровья (табл. 2). Так, реакции ЧСС у детей младшего возраста были выражены больше, чем у старших. Представляет интерес факт, что отмеченный в той или иной степени рост показателей в начале упражнения у большинства детей уже в конце его выполнения сменялся снижением относительно исходного уровня.

При локальных статических нагрузках с усилием в 1/3 от максимального у детей младшего возраста отмечалось увеличение ЧСС и снижение диастолического АД (АДд), остальные показатели изменялись несущественно. Лишь у детей старше 6 лет были выявлены типичные для локальной работы прессорные реакции, то есть увеличение АДд.

Таким образом, наши данные свидетельствуют, что у слабовидящих детей существуют определенные компенсаторные механизмы, позволяющие сохранять оптимальный уровень физического развития и функций. Однако уже в исследованном возрастном периоде большинство показателей у старших испытуемых в группах слабовидящих были ниже, чем у здоровых, что свидетельствует о снижении функциональных резервов, по-видимому, за счет истощения механизмов адаптации. Как показывают данные, у детей раннего возраста снижение зрительной афферентации приводит к дефициту корковых механизмов таламо-кортикальной системы генерации a-ритмов, при преимущественном нарушении источников a 2-ритма. Отмечается также высокая пластичность мозга детей даже с грубым ограничением зрительного опыта при проведении определенных занятий.

Анализ суммы очков по рекомендациям программы «Президентские состязания» показал, что у детей дошкольного возраста в отличие от школьников эти цифры в основном были ниже средних, что сочеталось и со значительно меньшим объемом у них физических нагрузок различного характера. Полученные данные составили основу научных рекомендаций по разработке коррекционных оздоровительных программ для детей с нарушением зрения, учитывающих рекомендации по использованию таких нетрадиционных упражнений Хатха-йоги, как стойка на лопатках. Считается, что подобные упражнения приводят к улучшению кровообращения глазных яблок и, как показали наши результаты, не вызывают патологических изменений функций сердца при кратковременном выполнении.

Выводы

  1. В период 4-10 лет у слабовидящих детей отдельные показатели физического развития и функционального состояния имеют более высокие значения, чем у здоровых сверстников.
  2. Реакция ЧСС и АД на стандартные физические нагрузки с возрастом неравномерно увеличивается.
  3. Прессорная реакция на локальные статические напряжения в исследуемые возрастные периоды проявляется у детей старше 6 лет.
  4. Во время выполнения стойки на лопатках у всех испытуемых отмечается кратковременное повышение ЧСС (до 15 уд/мин) и АД (до 10 мм рт. ст.), с последующим их снижением в конце упражнения.
  5. Судя по реакции на нагрузку, изученные физические упражнения можно использовать в физкультурно-оздоровительных программах у здоровых и слабовидящих детей 4-10-летнего возраста.

Литература

  1. Алферова-Попова Т.В., Пястолова Н.Б. Адаптационные реакции сердца на локальную работу мышц у дошкольников //Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, с. 118-120.
  2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982.
  3. Виноградов П.А., Жолдак В.И. и др. Основы физической культуры. Ч. 4. Челябинск, 1997. — 80 с.
  4. Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий длительной депривации у детей с низким зрением //Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, с. 85.
  5. Калюжна Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии //Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980, с. 1-18.
  6. Мотылянска Р.Е., Якубовская А.Р. Антистрессовая пластическая гимнастика //Теория и практика физической культуры, 1991, № 5, с. 10-15.
  7. Толстова В.А., Котелов Ю.М. Зависимость эквивалентных источников разных поддиапазонов a-ритма от состояния зрительной системы у детей 8-10 лет //Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, с. 13.
Читайте также:  Социальное развитие ребенка юношеского возраста

Источник

Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья, приводящих к социальному дефекту, социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения офтальмологии, распространенность слепоты в мире снижается медленно.

 Число слабовидящих в нашей стране колеблется  от 5 до 7 миллионов человек и постепенно растет. Если ничего не предпринимать для сохранения этим людям «остаточного» зрения, то многие из категории слабовидящих могут вскоре перейти в разряд полностью  слепых.

Очень большую роль в профилактике слабовидения и в приостановке его прогрессирования призваны сыграть средства физической культуры, особенно специальные упражнения для глазных мышц (глазотренинг), и другие оздоровительные технологии. 

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные кон  такты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

 Причины, вызывающие нарушение зрительной функции, бывают врожденные и приобретенные. Приобретенные аномалии зрения распространены больше, чем врожденные.

Врожденные нарушения зрительного анализатора могут быть вызваны воздействием на него различных патогенных агентов в период эмбрионального развития или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения). К аномалиям развития наследственного происхождения относится микрофтальм (уменьшение размеров одного или обеих глаз), в редких случаях встречается анофтальм (безглазие). Самой распространенной формой  врожденного изменения зрения является катаракта (помутнение хрусталика). К врожденным заболеваниям относятся: пигментная дистрофия сетчатки (сужение поля зрения до полной его потери) и астигматизм (аномалия рефракции).

Иногда встречаются нарушения зрения, обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями, сопровождаемые повышенной утомляемостью и головными болями.

Приобретенные аномалии зрения являются следствием перенесенных детских болезней: корь, скарлатина, дифтерия и др. внутричерепное и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы вследствие осложненных родов, различные травматические повреждения мозга (ушибы и ранения головы) и глаз в послеродовой период могут привезти к нарушению зрения.  Приобретенная катаракта нередко бывает травматического происхождения.  К приобретенным заболеваниям относятся: глаукома (повышение внутриглазного давления и изменения в тканях глаза)атрофия зрительного нерва (нарушение связи между сетчаткой  и зрительными центрами) менингит, менингоэнцефалит (заболевания ЦНС), осложнения после гриппа и др.

В школах для слабовидящих физическое воспитание является одним из важнейших средств всестороннего развития детей и подготовки, приобщения их к трудовой деятельности. Физическое воспитание слабовидящих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии.

К общим задачам адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) школах III—IV видов относятся:

·        воспитание гармонически развитого ребенка;

·        укрепление здоровья;

·        воспитание волевых качеств;

·        обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;

·        развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.

К специальным (коррещионным) задачам относятся:

·        охрана и развитие остаточного зрения;

·        развитие навыков пространственной ориентировки;

·        развитие и использование сохранных анализаторов;

·        развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; развитие двигательной функции глаза;

·        укрепление мышечной системы глаза;

·        коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;

·        коррекция скованности и ограниченности движений;

·        коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства;

·        активизация функций сердечно-сосудистой системы;

·        улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;

·        коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений;

·        развитие межпредметных знаний;

·        развитие коммуникативной и познавательной деятельности и пр.

В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений.

1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

2.    Общеразвивающие упражнения:

3.    без предметов;

4.    с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи,
мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с
песком, гантели 0,5 кг и др.);

5.          — на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.).

6.    Упражнения на формирование навыка правильной осанки.

7.    Упражнения для укрепления сводов стопы.

8.    Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного
аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних
и верхних конечностей).

9.    Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой
систем.

10.Упражнения на развитие равновесия, координационных спо
собностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вес
тибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации
движений используются необычные или сложные комбинации раз
личных движений, упражнения на тренажерах.

11.Упражнения на развитие точности движений и дифференци-
ровки усилий.

12.Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).

13.Упражнения на расслабление (физическое и психическое),
расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение то
нуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и
локальный характер.

14.  Специальные упражнения по обучению приемам простран
ственной ориентировки на основе использования и развития сохран
ных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).

15.Упражнения на развитие и использование сохранных анали
заторов.

16.Упражнения для развития мелкой моторики руки.

17.Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улуч
шение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообраще
ния тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза;
на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного
восприятия окружающей обстановки и др.

18.Плавание.

19.Лыжная подготовка.

К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.

Методы и методические приемы обучения, коррекции и  развития

В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

Читайте также:  Центр развития ребенка от 1 года щукино

Остановимся на некоторых из них.

Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, который вызывают доверие у учащихся, ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки.

Опыт работы позволяет выделить следующие направления использования метода практических упражнений:

— выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;

—выполнение движения в облегченных условиях(например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т. д.);

—выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений — гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т. д.);

—использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т. д.);

—использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.);

—использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положении лежа, метание без снаряда и т. д.);

—подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса»; «стойка аиста»; «лягушка» — присесть, положив руки на колени, и т. д.);

—использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с
остаточным зрением);

—использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения;

—использование изученного движения в сочетании с другимидействиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.);

—изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т. д.;

—изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола);

—использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки тактильных ощущений — отделение риса от гороха и т. д.);

— изменение внешних условий выполнения упражнений: на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т. д.;

— варьирование состояния учащихся при выполнении физических упражнений: в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок и т. д.); в соревновательных условиях (внутри класса, школьные, районные, городские и т. д.); использование разученных двигательных умений в повседневной жизни;

— использование упражнений, которые требуют согласованных и
синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг дру
гу с постепенным увеличением расстояния между партнерами и т. д.);

— изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением и пр.).

Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т. д. Дети с нарушением зрения часто пользуются звуковой информацией. В большинстве упражнений при взаимодействии с опорой или предметом возникает звук, на основании которого можно составить представление о предмете. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные представления.

Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Этот метод направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность. Например, можно предложить ребенку побегать за лидером, догнать его, обратить внимание ребенка на движение рук, ног, почувствовать мышечное ощущение, а затем предложить бежать самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером.

Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия.

Требования к средствам наглядной информации: большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов. При изготовлении наглядных пособий используются преимущественно красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Чтобы сформировать у детей полноценное восприятие учебного материала, необходимо использовать демонстрацию двигательных, действий и спортивного инвентаря. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием, что поможет избежать искаженного представления о предмете, а также позволит активизировать мыслительную деятельность занимающихся.

Метод стимулирования двигательной активности — отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с нарушением зрения. Необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах. По возможности создавать условия успеха. Желательно участие педагога в игре, что позволяет сохранить темп и активность детей. При правильном руководстве дети со зрительной депривацией овладевают различными двигательными умениями, формирующими эмоциональное восприятие движений, особенно в игровой деятельности, развитие волевых качеств, смелости и решительности, уверенности в себе.

При обучении детей с нарушением зрения крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей.[2,35]

Зрению принадлежит исключительно важная роль, так как оно несет ребенку наиболее полную информацию об окружающем мире. Известно, что количество детей с нарушением зрения растет от класса к классу и к окончанию школы более 30% имеют различные нарушения органов зрения. [37,69]

1. Таким образом дети с нарушением зрения, отличаются в своем  физическом развитии, задержкой формирования двигательных способностей, навыков и умений а так же овладении пространственными представлениями и двигательными действиями.

2.  В ходе исследования проанализированы 19 литературных источников,     где использовались труды видных отечественных и зарубежных  специалистов. В результате улучшилось общая физическая подготовленность и эмоциональное состояние школьников.

3. Важную роль в профилактике слабовидения и в приостановке его прогрессирования призваны сыграть средства физической культуры, особенно специальные упражнения для глазных мышц (глазотренинг) и ОРУ.

Источник