Если ребенок говорит слогами в 3 года

Речь — один из признаков человека, отличающий его от животного. Она возникла в процессе эволюции человека и необходима для его полноценного развития и успешной социализации, так как посредством вербального общения устанавливается контакт и происходит обмен информацией между разными членами общества. Если ребенок говорит только первые слоги слов в три года или вообще не разговаривает, необходимо сделать шаг навстречу, разговорить его или лечить — принимать меры, в зависимости от проблемы.

Ребенок в 3 года плохо разговаривает: стоит ли беспокоиться

Причины задержки развития речи ребенка на третий год жизни могут быть различными. Основными факторами, если ребенок говорит только первые слоги слов или не говорит вообще, являются физиология и психология, к которой относятся и социальные причины:

  • Индивидуальный ритм. Развитие каждого ребенка происходит в своем ритме. В этом случае не стоит беспокоиться, что с малышом что-то не так, но это относится только к тем ситуациям, когда в развитии ребенка наблюдается лишь небольшое отклонение от нормы.
  • Отсутствие необходимости. В случае чрезмерной родительской опеки, у ребенка просто отсутствует мотивация учиться словесно выражать свои желания. А мотивация — это основной двигатель развития.
  • Педагогическая заброшенность. Чадо с первых дней жизни должен быть окружен речью. Если родители, другие взрослые с ним мало разговаривают, выполняя только необходимый минимум по уходу и кормлению, то формирование речи и лексического запаса слов просто невозможно.

Молчаливый малыш

  • Двуязычная семья. У малышей-билингвов также наблюдается отставание от нормы, так как их окружает речь на разных языках, и мозгу требуется дополнительное время для разделения языков, формирования речевого аппарата и словарного запаса.
  • Психологические потрясения. Сильный испуг, частые семейные конфликты, дискомфортная психологическая обстановка также являются причинами отставания. Для любого развития необходимы положительные эмоции, доброжелательность окружающих, а для развития детей, тем более.
  • Негативизм ребенка. Если на малыша часто оказывать сильное давление, требуя произнести определенные слова или фразы, то у него формируется стойкое нежелание это делать, особенно если он отличается особо упрямым характером.
  • Генетическая предрасположенность. Если один из родителей малыша начал разговаривать относительно поздно, то это может передаться ему по наследству.

Двуязычная семья

  • Осложненные беременность и роды у матери. Сложности внутриутробного развития или тяжелое течение родов могут сказаться на формировании нервной системы и повлиять на разговорчивость ребенка.
  • Нарушение слуха. Одна из самых частых проблем развития речевого аппарата у малыша, так как он не воспринимает речь вокруг себя.
  • Несовершенство артикуляционной системы. Наличие физических проблем (короткая уздечка, неразвитость мышц языка) приводит к проблемам с формированием звуков и, соответственно, речевого аппарата.
  • Патологические проблемы развития. Различные генетические заболевания (такие как синдром Дауна, аутизм) напрямую влияют на развитие речи чада. В этих случаях необходима помощь профильных специалистов для коррекции задержки в развитии его речи.

Важно. В случае с задержкой формирования речи ребенка, проверка слуха у отоларинголога необходима в первую очередь.

Ребенку 3 года, плохо разговаривает: что делать

Необходимо бить тревогу (у ребенка явная задержка в развитии речи), если к трем годам у ребенка:

  • Не сформировался достаточно развитый речевой аппарат.
  • Отсутствует употребление распространенных фраз.
  • Отсутствует хорошее говорение (нарушено произношение шипящих, свистящих, мягких и твердых звуков), неправильно произносит близкие по произношению звуки С и Ш, З и Ж, Ч и Щ, в словах пропускаются, переставляются, заменяются слоги, бедный словарный запас, используются только односложные слова, неправильно согласуются слова по родам, падежам и числам.
  • Отсутствуют навыки чтения вслух, декламации стихов и пения наизусть, и при этом отсутствуют признаки задержки умственного развития.

Совместная игра с детьми

Основные действия родителей в этом случае следующие:

  • Начинать активно разговаривать с молчуном. Необходимо озвучивать все свои действия, вовлекая ребенка в процесс общения. При этом следует слушать и понимать, реагировать на его лепет, разгадывать его интонацию. Это поощряет малыша к дальнейшему развитию своих навыков общения.
  • Вовлекать в активные игры. Задача взрослого давать чаду не только физическую пищу ребенку, но и эмоциональную «пищу» для ума. Сам малыш, в силу своего возраста, еще не способен к этому. Простые игрушки (шарики, пирамидки, игры (прятки, догонялки)) необходимы ребенку в раннем возрасте для его полноценного развития, и не стоит их недооценивать. И здесь самое главное, чтобы взаимодействие проходило между взрослым и ребенком не в тишине, а с проговариванием совершаемых действий, чтобы мозг малыш создавал устойчивые связи между словами и действиями.
  • Совместное чтение вслух. Сказки с интересными и простыми для понимания сюжетами, и яркими иллюстрациями, смешные песенки и стишки, прочитанные вслух или наизусть, обогащают словарный запас. Во время чтения следует проговаривать происходящее, описывать героев, иллюстрации, обращаясь к малышу, вовлекая его в общение.
  • Общение со сверстниками. Возможно, что ребенку не хватает общения с другими детьми. Малыш по характеру может быть робким, пассивным. В этом случае родителям следует взять инициативу на себя, вовлекать малыша в совместные игры с другими детьми, гулять с ним на детских площадках, где он может встретить своих одногодков, организовывать у себя дома мероприятия, на которые приглашаются знакомые, соседи, родственники со своими детьми. Все это крайне необходимо, чтобы ребенок учился общаться, чтобы у него возникала необходимость выражать свои желания посредством слов.
  • Развитие мелкой моторики. Участок мозга, ответственный за точные движения пальцев, находится рядом с речевым центром, поэтому развитие моторики способствует преодолению отставания. Для улучшения мелкой моторики, можно собирать пазлы, лепить из пластилина, завязывать шнурков, застегивать пуговицы.

Обратите внимание! Общение, совместные чтения вслух должно проходить в доброжелательной и дружественной атмосфере. Только в этом случае все эти действия поспособствуют достичь желаемой цели (развить у малыша речевые навыки и преодолеть отставание в развитии).

Читайте также:  Нормы речи ребенка 3 года

Ребенок мало говорит в 3 года: как научить разговаривать

Помимо всех вышеперечисленных действий, родителям дошкольника следует обратиться к специалистам, которые занимаются подобного рода проблемами:

  • Логопед — специалист, занимающийся исправлением речевых недостатков (неумение произносить определенные звуки, заикание, картавость, шепелявость).
  • Дефектолог специализируется на малышах с разнообразными отклонениями в развитии. Он занимается корректировкой отставания без глубоко вмешательства, либо компенсацией – восполнением обеденного недостатка.

Посещение логопеда

В случае выявления серьезных недостатков в развитии речи, следует провести следующие исследования:

  • поверка слуха;
  • обследование понимания речи;
  • обследование крупной и мелкой моторики;
  • обследование органов артикуляции;
  • оценка словарного запаса;
  • оценка грамматического строя речи;
  • обследование фразовой речи;
  • обследование слоговой структуры слова.

К сведению! По результатам обследования специалист делает заключение по форме и степени задержки речевого развития, и составляет четкий план по коррекции или компенсации данного недостатка.

Самостоятельная учеба и занятия: учебное пособие Цейтлин С.Н. «Язык и ребенок: лингвистика детской речи»

Задержка развития речи может стать достаточно серьезной проблемой, если ее не обнаружить вовремя и запустить.

Чем раньше обнаружена болезнь, тем легче ее вылечить.

К сведению! Для самообразования родителям подойдет пособие. Оно поможет понять, как ребенок учится говорить, развивается его речь, и на что следует обращать внимание, чтобы вовремя обнаружить отклонение в развитии.

Данная книга поможет понять, что:

  • Независимо от индивидуальных особенностей детей, их речевой среды и особенностей постигаемого языка, общая стратегия усвоения языковых правил для всех одинакова: сначала постигаются самые основные модели языка и основанные на них языковые правила.
  • Непонятный детский лепет — это необходимый этап в развитии речевого аппарата человека. Начиная с шести месяцев до годика, младенческое гуление переходит в изначально неосознанные звуки, которых может даже не существовать в окружающей ребенка языковой среде. Потом эти звуки эволюционируют в слоги, которые малыш слышал в речи взрослых, и с помощью этих звуков и интонаций малыш пытается выражать свои желания, общаться с родителями. И чем разнообразнее детский лепет, тем более можно быть уверенным, что развитие речи у малыша проходит в нормальном режиме. Поэтому, если ребенок в возрасте трех лет говорит только первые слоги слов, то это является признаком отставания в развитии речи малыша.
  • На втором году жизни жесты становятся основным средством общения маленького человечка с окружающим их миром, в дополнение к попыткам выразить свои желания звуковой речью. Язык жестов — это необходимая стадия для гармоничного развития речи ребенка, и для его усвоения, детям необходимо общение с родителями или другими окружающими их взрослыми.

Общение родителей с малышом

  • Общение мамы со своим ребенком, очень важная и необходимая стадия в развитии речи малыша. Мамы, не обладая специализированными знаниями в области лингвистики, интуитивно понимают, в каком возрасте и как общаться со своим малышом, создают необходимый положительный эмоциональный фон, мотивирующий малыша развивать речевые навыки.
  • Освоение языка у каждого ребенка происходит своим путем, различия которого обуславливают группа определенных факторов: биологические (наличие патологий, мальчик, девочка, левша, правша), речевая среда (достаточность речевого окружения), наличие старших или младших братьев и/или сестер, близнеца или двойняшки. Последние факторы не всегда оказывают положительное влияние на развитие речевых навыков, потому что велика вероятность возникновения дефицита общения с родителями. Родители являются ключевыми факторами, влияющими на полноценное развитие чада.

Совместное времяпровождение на природе

В процессе развития речи человека не бывает мелочей. Пропущенную стадию развития невозможно наверстать в дальнейшем. Очень важно вовремя реагировать на отклонения от нормы и выявлять его причины.

И самое главное, что требуется от родителей — это проводить достаточно времени со своим ребенком, чтобы обеспечить его необходимым количеством внимания и общения (того, чем сам себя он обеспечить не в состоянии).

Источник

  1. Главная
  2. Архив

Время: 20:55
  Дата: 28 май
2006

Никите через месяц три года.
Все понимает, выполняет просьбы, ласков,
подвижен, но с речью беда. Я уже обращалась
за советом в этом разделе, мне сказали что
пока рано-нам тогда было около двух с
половиной лет. Теперь он говорит обо всем
не переставая, как-бы фразами из 3-5 слов,
но эти слова представляют собой лишь первый
слоги слов-мама ди я хо ку-мама иди я хочу
кушать-вот пример нашего общения, стараемся
больше разговаривать с ним, если медленно
по слогам произносить слово, то он
повторить может, а сам целиком сказать нет.
Что делать?

ненавязчиво заниматься. Ведь
говорить может, мысли есть, выражать их в
состоянии. Тренировать нужно
артикуляционный аппарат — гимнастика для
языка, логопедические упражнения,
разговаривать с ребенком четко, ясно,
достаточно громко и медленно. Сначала
короткими фразами…задача- вызвать
правильную речь и закрепить достижение,
произнес слово правильно — закрепляем,
произнес словосочетание правильно-
закрепляем, фраза- закрепляем, предложение
— …..

 

Сообщение 20053429.   Ответ на сообщение
19972939 
Автор: Maria    
Статус: Пользователь  

Время: 18:31
  Дата: 31 май
2006

Я стараюсь, очень стараюсь, но
он когда чувствует что его что называется
ЗАСТАВЛЯЮТ произнести или повторить слово,
отказывается наотрез. Баба Катя ба ка,
БА-ба Ка-тя, ба ка и ВСе! единственное что
он повторяет это двойные слоги-мама, папа и
т.д. и языком прошу его подвигать,
повысовывать, и песни поем, книжки
читаем-нет прогресса в произношении, хотя
умственное и физическое развитие
совершенствуется каждый день и это очевидно
даже посторонним

Читайте также:  Норма веса ребенка в 3 года мальчику

у нас аналогичная ситуация
(нам 2 и 7, только-только появилась
фразовая речь и как раз в таком же как у
вас виде). вообще нас педиатр предупреждал,
что у детей, которые поздно говорить
начинают, слово за мыслью не успевает.
говорил, что логопед потребуется. вот как
раз с сентября хотим заняться :))

Гоше сейчас 3 года и 5 мес., у
нас с речью были большие проблемы, и если и
были слоги, то в тарабарском языке они еле
улавливались, и человек со стороны совсем
не понимал «пламенные речи»:)))
Консультировались у логопеда, у
невропатолога, тоже говорили об
артикуляционной гимнастике. Мы сами
потихоньку учили его говорить: по слогам
медленно каждое слово проговаривали, иногда
даже сложные сова. Например, слово
«Геркулес» мы с мужем еще долго будем
помнить (и смех, и слезы с нашей стороны
были!:))

И вот месяц, или два назад что называется
«прорвало». Тут-то мы и узнали, какие мысли
ребенок в голове крутит (и откуда он все
это знает??) и какие песни он слушает (и
куплеты и припевы поет) и какие сказки ему
читали (Чуковского цитирует практически
всего!).

Источник

вот ждали до трех лет, и слов очень мало может слов 15-20 да и то половина просто слогами…. Тут пришли к логопеду он нам говорит наверное у вас алалия… Так то доча все понимает остальное то все вроде по возрасту а вот речь.. У кого так же что вам врачи говорят сколько ждать то еще?

ох…у меня около 3 начал говорить…прошло полгода — болтает без умолку…не идиально, но понятно, предложениеми, все как пологается 😉
не партесь! 🙂

Не заморачивайтесь раньше времени!У вас хоть что-то а у меня сын к 3 годам ни гу-гу,начал разговаривать в три с половиной года,теперь всё супер.Паниковать будете,когда вашему дитенку будет ровно 4 года и ситуация не поменяется.

как не паниковать? некоторые уже читают к 3 годам. Думаю, что надо обратиться к хорошему врачу.

Lusha

надо обратиться к хорошему врачу.

мы вроде и лечимся у хороших, в платных центрах но тут недавно невропатолог говорит подождем еще полгода, ходим к логопеду с сентября… но вот три исполнилось и у меня прямо как бзик, надо чтобы заговорила 🙂 🙂

golubka1988

у меня сын к 3 годам

Вот прямо совсем ни гугу? а то некоторые говорят ни гугу а оказывается у них говорят хотя бы первыми слогами… И знаете , 🙁 она совсем ни гулила, как маленькие- вот просто либо орала ( плакала) либо молчала…

А вы хотите чтобы войну и мир ребенок читал. отстаньте от нее со своим бзиком,больше играйте речевыми играми.

в садик ходит? нужно общение со сверстниками или другими людьми. вы уже её знаки понимаете — а там придется выражать свои мысли
племянник до 2,5 говорил 5 слов — папа, мама и тд, и все кругом называл ка (машинКА, собачКА — вот он только ка), пошел в садик и стал говорить через пол года

Разговаривайте больше с ребенком, задавайте вопросы ему и ждите ответа. Общение-и все получится. Из мультиков и в тишине ребенок не узнает новых слов, так и до 10т лет молчать будет.

Lusha

некоторые уже читают к 3 годам

%)

самое драгоценное ожерелье на шее женщины — это объятия ее ребенка

Lusha

некоторые уже читают к 3 годам

:gy: :gy: :gy:
зашли тут с дочкой в магазин 2,9 , подошли к отделу молочному и там плакат рекламный и на нем нарисован молочник, пакет молока и написано большими буквами — МОЛОКО такое-то. и вот дочка на этот плакат смотрит и указательным пальцем ведет по буквам и как будто читает — МО-ЛО-КО, очередь в полнейшем шоке, а потом наверное своим говорят — вот, ребенок-то — уже и читает :gy: —

— должен ли я сожалеть об этом? да. — буду ли я делать так снова? разумеется.

Считаю, что надо сходить к неврологу — запускать нельзя. Нам выписали лекарство — ночью кричать начал, я 3 дня всего давала, отменила из-за ночных криков, но это был толчок…чего и не хватало как раз

мы наблюдаемся у невролога, нам 3,1 год. 3 курса пропили и прокололи (кортексин, церебрализин). Неделю назад заболел и в садик не пошли, а пошли к бабушке т.к. мне работать надо. И там моя мама его достала. Начали говорить: собака, машина и т.п. Все слова говорю по слогам по 10 раз, начал только сейчас повторять и то через раз. На след неделе к логопеду и неврологу снова идем. Посмотрим чего скажет

У знакомых к 5 годам так и не заговорил, поэтому считаю лучше показаться ко врачу, чем ждать 3 года + еще полгода, а потом в спец садик (и уже поздно).

У меня сын заговорил в 3,2 года. Я как и вы все ждала чего-то. Невролога особо слушать не хотела. Никакие лекарства не давала. Я ведь его немногочисленные слова и знаки понимала. В итоге во дворе дети стали его дразнить и смеяться. А у ребенка агрессия — как ответная реакция. И когда я поняла, что ждать чуда не стоит, то стала заниматься своим сыном. Мы ходили к остеопату, неврологу, логопеду. Плюс съездили в санаторий на бромные ванны. Соответственно исключив телевизор и комп. Лечение должно быть комплексное!!! Через 4 месяца ребенок после трехкратного прочтения мог полностью рассказать любую сказку Чуковского. Сейчас ходим в логопедический садик. И мы одни из лучших)))

Читайте также:  Меню ребенка при поносе в 3 года меню

такая же проблема была в 3 года.Сейчас сынуле 4 года-есть прогресс, но уже пожалела, что ждала 3-х лет и стимуляции речи садиком.Сейчас ходим в речевой садик — не нарадуюсь.

Nadira

, очередь в полнейшем шоке, а потом наверное своим говорят — вот, ребенок-то — уже и читает

моя дочь начала читать в 2,10, в 3,5 уже сама себе книги читала, сыновья позже, младшему сейчас 3,8, не рвется читать, но слова из 3-4 букв может прочесть
Но разговор не об этом, не надо утешаться, что потом заговорит, чем раньше начато лечение, тем лучше. Сообщение выше было написано именно, на успокоительные фразы форумчанок.
Племянница все позже делала, я сестре говорила, что это плохо, но она все считала, что девочка догонит и обижалась, результат очень плохой. Тоже в 3 года не говорила почти, если бы начали лечить с 1 года, а не ждали, что само пройдет, то может и лучше бы было. Я это написала не в качестве негатива, а в качестве примера, что надо обращать внимание.
Я поняла, что автор и не запускают.
К дефектологу сходите. В Бонуме хорошие специалисты.

[cit]

Lusha

дефектологу [/c
а почему к дефекктоглогу? а не к логопеду?

лисенок25

почему к дефекктоглогу? а не к логопеду?

потому что логопед исправляет речь, а у автору надо чтобы эта речь появилась, потом уже к логопеду. ну и к неврологу тоже надо.
нам 3г, говорит не очень хорошо, но с каждым днем все больше. лечить начала в 2,5г. уколы, капли, таблетки, витамины группы В, все по рекомендации невролога. считаю, что помогло.
Это я к тому, что не надо ждать 3, 4, 5 лет. надо сразу успевать и не запустить.
автору удачи)

golubka1988

Не заморачивайтесь раньше времени!

Опомнитесь, что вы советуете? Раньше какого времени? Все время уже давно вышло, уже отставание в развитии пошло, в 4 года уже и ЗПР могут поставить на фоне такой конкретной задержки речи. К тому же я много раз слышала от врачей и 3 дефектологов, что речевые проблемы у мальчиков и девочек имеют разное течение: у мальчиков это может быть просто особенностью развития, само по себе проходит и не имеет тяжелых последствий, у девочек же ЗРР практически всегда свидетельство именно серьезных проблем.

РЕБЕНОК — это вечный двигатель, а еще дрыгатель, прыгатель, скакатель, кусатель, обниматель и крепко целователь…

Мы лечение у невролога получали постоянно, она сразу сказала,что просто так не заговорит.С 3.3-х лет начали заниматься с дефектологом, а в 4года пошли в речевой садик.Не ждите!!!В сентябре прошли курс физиолечения в «бонуме»-отличная стимуляция и гипертонус уменьшился-ушло бесконечное «ФЫ-ФА-Ф-ФФ»

AnnaCh

Считаю, что надо сходить к неврологу — запускать нельзя

а еще не плохо было бы обратиться к дефектологу, в 3 года детки уже должны рассказ по картинке составлять или сказку знакомую рассказывать, стихи запоминать. Я много видела примеров «ожидания чуда», родители потом волосы на себе рвали, чем дольше будете тянуть, тем сложнее будет исправлять.

ну я вот не тянула. пили все лекарства. и ни капли эффекта…. вот нисколько. я вижу, что новое слово дается с помощью других факторов, а не лекарств. ходила и к платным врачам и бесплатным, говорят как будто отсебятину, одна травму придумала родовую, другая другое, третья третье. и к психотерапевту ходили. выписала тоже, что и неврологи, по развитию ребенок в норме, речь отстает.
вот че делать? затюкать ребенка в край этими больничками? :eerm:

Я шла по городу,приковывая к себе взгляды прохожих.Популярность?Нет. Красота?Вряд ли.Желтая бензопила в руках?Возможно.

найти одного своего специалиста — врача
и регулярные занятия (включая домашние), курсы физиотерапии. Обязательное внимание физическому развитию.
Короче сложный, но интересный труд).
Я на своего смотрю, иногда кажется, выправится к школе, а иногда руки опускаются… Тогда настраиваюсь на речевую школу. Надеюсь, у нас на уралмаше она откроется

Гризликова

найти одного своего специалиста — врача

дак они все одинаковые. я честно искала. но у меня денег столько нет, всех пробовать 🙁

Гризликова

и регулярные занятия (включая домашние)

все уже переделали. ну реально. рисовать научились(понятно, что нет предела совершенству, но разговаривать то не научились с помощью этих занятий), лепим, собираем, складываем. короче много чего. физически очень активна, висит, прыгает и т.д. :boom: правда нам до трех лет еще 4 месяца. может «о!чудо» произойдет все же :gy: :crazy:

Гризликова

Я на своего смотрю, иногда кажется, выправится к школе, а иногда руки опускаются… Тогда настраиваюсь на речевую школу. Надеюсь, у нас на уралмаше она откроется

а в лого садик не ходите?

Я шла по городу,приковывая к себе взгляды прохожих.Популярность?Нет. Красота?Вряд ли.Желтая бензопила в руках?Возможно.

слушайте, так вы еще малявки) выправитесь

Гризликова

так вы еще малявки) выправитесь

дак вот у меня голова кругом, то ждите, то не ждите. иной раз думаю, ай норм все будет. а иной аж волосы шевелятся, от мысли, что сижу на попе, а очень важное время уходит :wizard:

Я шла по городу,приковывая к себе взгляды прохожих.Популярность?Нет. Красота?Вряд ли.Желтая бензопила в руках?Возможно.

как оно может уходить, в сутках часы не раздвинешь)

Источник