Движение и ребенок развитие
Для здорового ребенка является вполне нормальным стремление двигаться, проявление любознательности и активности. Поэтому большое значение имеет развитие движений у детей, как важный фактор, оказывающий влияние на психическое становление личности. Очень часто малыш становится настолько активным, что родители вынуждены его всячески ограничивать. В целом, это неправильный подход, поскольку стремление двигаться заложено природой и является непременным условием всестороннего развития ребенка.
Развитие движений в раннем возрасте
Развитие малыша начинается сразу же после рождения и в дальнейшем охватывает несколько периодов жизни. Эти временные рамки присущи большинству нормально развивающихся детей. Новорожденный ребенок обычно находится в положении согнутого туловища. Голова немного склоняется в сторону, руки располагаются возле головы и согнуты в локтях, ноги сгибаются в тазобедренных суставах. Это наиболее характерная поза для всех младенцев сразу после рождения в самом раннем периоде.
По достижении возраста от 6 до 8 недель малыш уже сопровождает взглядом некоторые движения окружающих. При этом, голова поворачивается в их сторону. Различая знакомые голоса, ребенок направляет взгляд в ту сторону. Он внимательно наблюдает за тем, как двигаются его собственные руки, ноги и пальцы, улыбается, шевелит руками, отводит их в стороны, может взять одну руку в другую. Кисти часто подносятся к глазам, сжимаются и разжимаются.
Когда наступает возраст 4-5 месяцев, ребенок становится более активным. Он может протянуть руку за предметом, который привлек его внимание, взять его рукой и подтянуть к себе. В некоторых случаях малыш пробует вещь на вкус, поднося ее ко рту. Однако он еще не догадывается самостоятельно разжать пальцы и выпустить предмет. Такая привычка появляется после нескольких попыток и уверенно закрепляется в качестве приобретенного навыка.
Достигнув 5-6-месячного возраста, ребенок может уверенно повернуть голову, свободно взять и отпустить любую вещь. Собственные руки становятся предметом активных игр. Взгляд уверенно фиксирует движение даже небольших предметов, например, бабочку или муху. Иногда малышу удается повернуться на бок и лечь на живот.
Движения в возрасте от шести месяцев до 1 года
В возрасте от 6 до 7 месяцев дети более уверенно ложатся на живот, но руки из под себя еще не могут вытащить. Когда эта поза надоедает, малыш пытается лечь на спину, но не всегда удачно, как это было в самом раннем возрасте. Это связано с увеличением размеров туловища, затрудняющего движение. Ребенок может повернуться, только опираясь на руки. При этом верхняя часть тела значительно приподнимается. К семи месяцам поворот на спину и обратно на живот выполняется вполне свободно, голова держится уверенно. В некоторых случаях сроки развития тех или иных движений могут быть разными.
Следует помнить, что материнская помощь в выполнении поворотов вовсе не способствует ускорению развития двигательных функций у малыша. Необходимо проявить терпение и дождаться, когда его мышцы станут более крепкими, что позволит переворачиваться без посторонней помощи. В дальнейшем, в период от 7 до 8 месяцев, перевороты со спины на живот и обратно выполняются совершенно свободно. Ребенок выполняет перекаты в сторону игрушки, чтобы самому достать ее. Большие предметы надежно удерживаются в руках. Выработка движение происходит в правильном направлении, с учетом возможных опасностей, которые таит в себе окружающая среда. Например, малыш перестает двигаться, если край кровати оказался слишком близко. Таким образом, ребенок постепенно накапливает опыт.
В 8-9 месяцев развитие активно продолжается. Вместе с головой поворачивается и верхняя половина тела, движения ногами выполняются свободно. Ребенок становится на колени и пытается ползать, что способствует укреплению мышц туловища, особенно спины. В период от 9 до 12 месяцев многие дети уже пытаются встать. Иногда ребенок не может опуститься обратно, поэтому ему нужно помочь. Это временные трудности, которые быстро проходят по мере укрепления мышц ног и туловища. После нескольких тренировок, малыш уже достаточно уверенно опускается из положения стоя. Вставая на ноги, ребенок пытается сделать свои первые шаги. Через несколько недель предпринимаются попытки сесть, в том числе из лежачего положения. Некоторые дети очень любят сидеть или стоять, иногда они могут простоять на ногах целый день.
Двигательные функции у детей 1-3 лет
К 1 году ребенок еще не приобрел окончательной самостоятельной устойчивости. Делая первые шаги, он держится за ограждение кроватки и вначале переставляет руки и только потом – ноги. Вместо кроватки может использоваться огороженный угол комнаты. Постепенно малыш начинает все более уверенно стоять на ногах и редко использует опору для рук. Очень часто он вообще ни за что не держится, но все еще боится окончательно расстаться с точкой опоры.
Проходит совсем немного времени, и ребенок начинает уверенно ходить с гордым и счастливым видом. Медленные шаги делаются осторожно, ноги при этом поднимаются высоко. Как правило, в этот период развитие мышц вполне достаточное для нормального сохранения равновесия. В возрасте полутора лет ребенок окончательно расстается с опорой и начинает самостоятельно ходить. Еще раньше многие малыши могут самостоятельно залезть на кровать или стул и слезть с них. Существует ошибочное мнение, что развитие движений у детей на этом заканчивается и ребенок ходит так же как любой взрослый человек.
Окончательное формирование правильной походки происходит в возрасте 1,5-2 лет и заканчивается к трем годам. Это происходит благодаря продолжительным упражнениям. Дети не только ходят, но и охотно встают на четвереньки, перемещаются на полу в сидячем положении во время игр. Такие движения служат не только гимнастикой, но и отдыхом. Первоначальная ходьба осуществляется с прямой спиной и ногами, согнутыми в коленях. Постепенно вырабатывается правильная походка, в процессе которой происходит выпрямление голеней, формирование свода стопы. Таким образом, к трем годам осанка становится прямой, а ходьба — красивой и уверенной. После трех лет ребенок начинает бегать и прыгать.
Загрузка…
Источник
Татьяна Гибадулина
Движение — это развитие ребенка!
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается полноценного физического и психического развития ребёнка, то его всестороннее воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, влияющего на состояние здоровья и работоспособность растущего организма. Для детей I младшей группы двигательная активность – необходимое условие разностороннего развития ребенка. Движения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом, движение – это жизнь ребенка, его стихия. Но, благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
В этом возрасте у детей развивается речь, внимание становится более устойчивым, совершенствуется память. Однако дети быстро утомляются, легко возбуждаются. Движения ребенка еще недостаточно сформированы, не до конца произвольны. Малыш импульсивен, не может придерживаться точно заданной формы движения, но способен действовать подражательно.
Для создания у детей положительного отношения к двигательной активности,занятие проводится в игровой форме: малыши с удовольствием имитируют движения и голоса животных, изображают различные предметы и явления, за которыми они часто могут наблюдать в своей повседневной деятельности Желательно дать каждому движению образное название, подобрать соответствующие слова для тренировки речевого выдоха. Перед тем как познакомить детей с новым игровым комплексом общеразвивающих упражнений, взрослый может прочитать вслух соответствующее художественное произведение, рассмотреть картинки, разучить с детьми потешку и т. д.
На начальном этапе овладения различными движениями, многообразием поз, предметных действий важная роль принадлежит взрослым. Они создают условия для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования, широко используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия, которые являются стимулом к выполнению ими разных движений. Малыши тянутся к понравившемуся предмету, стараются преодолеть некоторое расстояние, с целью достать его, а затем пытаются действовать с ним. Через действия с разными предметами ребенок знакомится с окружающей его предметной средой. Постепенное овладение разными видами движений способствует расширению возможностей ребенка в познании им окружающего мира. В процессе проявления двигательной активности у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи в коре головного мозга, интенсивнее происходит его всестороннее развитие.
В нашем МБДОУ, разработан режим двигательной активности детей,который включает в себя: ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в зале, ежедневные прогулки с включением подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений, спортивные игры и упражнения в течение дня, физминутки на различных занятиях, минутки здоровья, релаксации.
Конспект сюжетного физкультурного занятия в первой младшей группе «Озорные ребятки»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности, вхождении на бум и спрыгивании с него.
2. Упражнять детей быстро реагировать на сигнал.
3. Содействовать развитию выразительности движений, умению передавать простейшие действия.
4. Совершенствовать умение детей ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, со свободными движениями рук и ног.
5. Закреплять умение подлезать под дугу, переступать через препятствия.
Развивающие задачи:
1. Развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.
2. Развивать желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием.
3. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание заниматься.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к двигательной деятельности.
2. Воспитывать умение слышать указания воспитателя и реагировать на них.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Оздоровительные задачи:
1. Формировать опорно-двигательный аппарат, осанку.
2. Содействовать развитию адаптационных возможностей
Физкультурное оборудование и пособия:
Дуга, мяч, дорожка, кольца, дуга, предметы для перешагивания, музыкальное сопровождение.
Способы организации: поточный, стайкой
Ход занятия:
Речь воспитателя
Вводная часть:
— Дети, дети, хватит спать пора глазки открывать.
Дети стоят произвольно вокруг воспитателя. Воспитатель выступает в роли ведущего.
— Нам лениться не годится,
Помните, ребятки,
Даже птицы, даже звери
Делают зарядку.
— Я на луг вас отведу,
Побываем и в лесу.
Становитесь все за мной,
Мы отправимся гурьбой.
Обычная ходьба.
Ходьба на носочках.
Большие ножки идут по дорожке,
Маленькие ножки бегают по дорожке.
Бег в среднем темпе, в чередовании с ходьбой.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Мячи пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Побежали, не догнать.
Бег врассыпную.
Основная часть: ОРУ
Тишина смотри вокруг
Вышли мы с детьми на луг.
Пришли на полянку,
Сделаем зарядку.
1. И. п. – ноги слегка расставлены, руки внизу.
Птички машут крылышками.
Птичка смотрит на свой хвостик.
Поднять руки в стороны, помахать, опустить (3 раза)
2. И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Повороты в стороны (3+3)
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
3. И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны вниз с покачиванием рук внизу.
Аккуратно нужно сесть,
Чтоб цветочки не задеть.
4. И. п. – ноги слегка расставлены, руки внизу.
Приседание.
А теперь легли все дружно,
Делать так ребятам нужно.
5. И. п. – лежа на спине. Прощальные движения рук и ног.
Прыг – скок, прыг – скок,
Прыгать нужно на носок.
6. И. п. – ноги слегка расставлены, руки внизу. Прыжки на двух ногах.
В сад, ребята, мы пойдем
И по мостику пройдем.
Ходьба боком по веревочке
Ходьба по ребристому мостику
Путь неровный: рвы, канавы,
Их преодолеть нам надо.
Перешагивание через две линии.
Нам забор не обойти,
Под ним нужно проползти.
Подлезание под дугу (основ. движения повторить по три раза)
Упражнения на восстановление дыхания
Молодцы, мои ребятки!
Ловкие, умелые,
Дружные и смелые!
Все вы постарались, детки,
Получайте по конфетке.
Сюрпризный момент: угощение детей.
Источник
Двигательное развитие детей играет огромную роль в психическом становлении личности ребенка.
Здоровый малыш любознателен, активен и всегда стремится двигаться. Это стремление сохраняется в ребенке довольно долго, в то время как взрослые, будто сговорившись, стараются всячески ограничить его двигательную активность: «Не вертись!», «Сиди спокойно!», «Хватит крутиться!»… Эти слова ребенок слышит дома, в детском саду, в школе… А как ему сидеть спокойно, если движение – непременное условие для развития, в том числе физического, психического, умственного? Движение заложено в человеке самой природой.
Развитие движений у детей – «Как у всех» или «по-своему»?
Медики нередко встречают у родителей неадекватную оценку двигательных способностей их детей. Например, малыш в 9 месяцев еще не умеет сидеть, а мама совершенно спокойно заявляет: ничего страшного, мол, у соседки тоже сын еще не сидит, хотя такого же возраста. Или наоборот: трехмесячный ребенок уже может стоять, придерживаясь за спинку кроватки, и родители просто тают от восхищения: какой развитой малыш! Попробуем выяснить, насколько это нормально и правильно – запоздалое или слишком раннее двигательное развитие младенца.
И в первом, и во втором описанных случаях ситуация требует немедленного реагирования. Чтобы это понять, давайте рассмотрим этапы развития движения малыша до года.
Медики признают четыре периода:
1-3 месяца – ребенок умеет держать головку.
3-6 месяцев – ребенок может сидеть.
6-9 месяцев – ребенок научился стоять, держась ручками за кроватку или другую опору.
9-12 месяцев – ребенок может ходить без опоры.
Эти цифры не придуманы в кабинетах – они взяты из жизни: именно в такой последовательности развивается каждое здоровое человеческое дитя на протяжении тысячелетий.
Если рассмотреть последовательность освоения новых движений, они будут выглядеть примерно так:
– Ребенок проходит родовые пути.
– Лежит на спинке.
– Учится поворачиваться с боку на бок и на животик.
– Ползает по-пластунски.
– Поднимает ручки, опирается на них.
– Поднимает головку, осматривает пространство вокруг.
– Учится сидеть.
– Ползает уже на четвереньках.
– Самостоятельно встает, придерживаясь за опору.
– Начинает ходить – сначала держась за руку взрослого, чуть позже – самостоятельно.
Если малыш последовательно проходит все перечисленные стадии, значит, двигательное развитие младенца проходит правильно, тем самым запуская важнейшие механизмы и позволяя малышу воспринимать окружающее пространство без искажений. Каждый период предваряется подготовкой группы мышц к этой деятельности, и если ребенок стоит в три месяца – это значит, что он испытывает огромную нагрузку, к которой еще не готов. Здоровью этого ребенка угрожает серьезная опасность, которую не осознают родители, радуясь «раннему развитию» своего чада. Не меньшей опасности подвергается здоровье ребенка, который, достигнув 9 месяцев, еще не научился сидеть – любой врач вам скажет, что, вероятнее всего, такому малышу угрожает ДЦП или другая тяжелая патология.
Так что, уважаемые родители, никогда не смотрите, «как у других», и не успокаивайте себя этим – малейшее отклонение в двигательной активности ребенка в ту или иную сторону должны вас насторожить и лучше обратиться за помощью к специалисту.
Наиболее часто задаваемые вопросы по теме «Двигательное развитие детей»
Что значит выражение «повышенный тонус»?
В первые три месяца жизни ребенку свойственен повышенный тонус, или физиологический гипертонус. Его ручки прижаты к телу, согнуты в локтях, кулачки крепко сжаты, ножки тоже согнуты. Так задумано природой и состояние это необходимо для того, чтобы поддержать форму тела ребенка. Со временем оно пройдет, на смену придут произвольные движения, которые малыш будет постепенно осваивать – удержание головки, перевороты с боку на бок и на живот, опора на руки… Если вы замечаете, что, переодевая малыша, не можете прижать его бедра к столу – значит, мышечный тонус повышен по сравнению с нормой, а это является тревожным сигналом. Повышенный тонус в некоторых случаях может помешать правильному и своевременному развитию головного мозга. Родителям необходимо срочно обратиться к неврологу, а иногда и к ортопеду. У малыша, которому больше 3 месяцев, может наблюдаться как симметрично, так и асимметрично повышенный тонус. В первом случае вы заметите отставание в навыках движения. Об асимметричном гипертонусе расскажут такие симптомы, как скошенный на одну сторону или облысевший с одной стороны затылочек, головку такой ребенок чаще поворачивает в одну сторону, игрушку хватает только одной ручкой и следит за ней лишь с одной стороны – справа или слева. Своевременное обращение к специалистам поможет исправить ситуацию.
Если ребенок начал ходить раньше сверстников – например, в 8 месяцев – это хорошо или плохо?
В том случае, если ребенок перед этим вовремя начал держать голову, период ползания занял 3-4 недели, ножки у него достаточно сильные и он сам встает, а при падении группируется и редко ударяется – это нормально. Если же ребенок, пропустив фазу ползания, сразу начинает ходить или требует, чтобы его водили за ручку, при падении не умеет группироваться и все время ударяется лбом или затылком, ему тяжело самостоятельно вставать с пола – необходима консультация невролога. Есть вероятность, что малыш нуждается в курсе лечебного массажа и специальных физических упражнений. Если вы будете и дальше водить его за ручку и позволять ему самостоятельно ходить – вы добьетесь только нарушения координации движений. Упражнения, рекомендованные специалистом, помогут ребенку укрепить брюшной пресс и научат группироваться.
Нормально ли, если ребенок продолжает ползать и после года, а вставать не хочет?
Не нужно волноваться. Даже если ваш ребенок начнет ходить к полутора годам – это нормально, если он успешно ползает. При этом важно убедиться, что у малыша достаточно сильные ножки, спина, ягодицы, нормальная координация – а определить это может только врач.
Должен ли ребенок сам начать вставать или лучше ему помочь?
Малыш сам решает, когда ему пора вставать. Если у него появляется желание встать – значит, его ножки и спинка достаточно окрепли, чтобы выдержать вес тела. Если вы чувствуете, что ребенок уже должен вставать, но он этого не делает – возможно, вы чрезмерно опекаете его, приносите все «на блюдечке», лишая малыша стимула к движению.
Когда можно сажать ребенка?
Многие родители стремятся как можно раньше посадить ребенка, подперев его подушками или привязав в детском стульчике. Этого делать не следует до тех пор, пока ребенок не научится садиться самостоятельно. В противном случае можно спровоцировать искривление позвоночника.
Развитие движений у детей – сфера очень важная и тонкая, необходимо тщательно наблюдать за ребенком, чтобы убедиться в том, что все этапы проходят последовательно.
Источник