Дозы витаминов в каждом возрастном периоде развития ребенка

Дозы витаминов в каждом возрастном периоде развития ребенка thumbnail

Особенности взаимодействия организма и лекарства у детей и людей пожилого и старческого возраста.

Теперь нам уже известно, что деятельность органов и систем нашего организма оказывает существенное влияние на всасывание, воздействие и выведение принимаемого нами препарата. Такое влияние может носить как общий, так и частный характер. К числу факторов частного характера относятся индивидуальные особенности организма, которые в значительной степени влияют на действие лекарств и требуют определенного подхода в каждом конкретном случае. К числу общих факторов, которые учесть значительно легче, относится возраст пациента. Чувствительность по отношению к лекарствам меняется в зависимости от возраста. Поэтому выделяют две категории пациентов – дети (до 14 лет) и пожилые люди (старше 65 лет), для которых в силу возрастных особенностей организма отдельно устанавливают дозировки и частоту приема лекарств.

Для пациентов моложе 14 лет и старше 65 лет в силу возрастных особенностей организма отдельно устанавливают дозировки и частоту приема лекарств.

Воздействие лекарства на организм, то есть его фармакодинамические свойства, практически не зависят от возраста пациента. Поэтому специальных лекарств для пожилых людей или для детей не существует. Исключение делается только для детей младшего возраста, лечение которых предъявляет особые требования не столько к самому лекарству, сколько к лекарственной форме. Детям чаще дают сиропы, эликсиры, порошки, то есть лекарственные формы, которые им легче принимать или которые можно добавлять в пищу при кормлении ребенка.

Тем не менее, физиологические процессы, влияющие на фармакокинетику лекарств (всасывание, выведение и другие) у детей и у пациентов пожилого возраста, имеют свои особенности, и в большинстве случаев требуется изменение дозировки препарата в сторону уменьшения.

Дети и подростки до 14 лет. Одним из факторов, влияющих на изменение дозировок препаратов, назначаемых детям, является постоянное изменение массы тела быстро растущего организма.

Поправка на каждый год жизни ребенка составляет примерно 1/20 дозы взрослого человека.

Помимо массы тела, по мере взросления у детей значительно изменяются и особенности протекания физиологических процессов, которые определяют фармакокинетику лекарств. Этот фактор играет особенно существенную роль в первые несколько месяцев жизни. Период развития плода от 28 недель до родов и по 7-е сутки жизни ребенка называют перинатальным периодом. В этот период влияние лекарств на организм ребенка особенно велико. Это связано с недостаточностью ферментов, незрелостью многих систем, в том числе центральной нервной системы. Некоторые из этих особенностей остаются и на протяжении всего первого года жизни.

Как мы уже упоминали в главе 2.4, весь путь лекарства в организме человека любого возраста можно разделить на четыре этапа: всасывание, распределение, превращение (биотрансформация) и выведение (экскреция). И каждый из этих этапов в детском организме имеет свои особенности, которые врач учитывает при назначении лекарств.

Всасывание лекарств у детей происходит по тем же законам, что и у взрослых, однако имеет некоторые особенности. Например, из-за малой мышечной массы и недостаточности периферического кровообращения трудно предсказать, какие результаты могут дать внутримышечное и подкожное введение лекарств. Препарат может оставаться в мышце и всасываться медленнее, чем ожидалось. Но в какой-то момент возможна активация кровообращения (использование грелки, физические упражнения), и тогда в общий кровоток быстро и неожиданно поступает большое количество лекарства. Это может привести к созданию высоких и даже токсических концентраций лекарственного вещества в организме. Примерами препаратов, наиболее опасных в таких ситуациях, являются: сердечные гликозиды, антибиотики аминогликозидного ряда и противосудорожные средства.

В первые годы жизни большие изменения происходят в желудочно-кишечном тракте ребенка. Увеличивается выделение (секреция) желудочного сока, меняются скорость удаления содержимого из кишечника, активность ферментов, концентрация желчных кислот и другие факторы, определяющие скорость и полноту всасывания лекарства из желудочно-кишечного тракта. Интенсивность перистальтики и, следовательно, время прохождения пищи по кишечнику трудно предсказать, поэтому, если перистальтика ослаблена, то всасывание лекарственных средств в тонком кишечнике увеличивается, и стандартная доза может оказаться токсичной. При поносе, сопровождающемся усилением перистальтики, время прохождения пищи, следовательно, и лекарственных средств по кишечнику сокращается, это ведет к уменьшению всасывания. Пониженная активность пищеварительных ферментов и желчных кислот уменьшает всасывание жирорастворимых лекарств.

!У новорожденных (до 4 недель) и грудных детей (до 1 года) наблюдается повышенная проницаемость кожи, поэтому местное применение лекарств или их случайное попадание на тело ребенка могут вызвать системные и токсические эффекты из-за всасывания препарата прямо через кожные покровы.

Свои особенности у детей, в том числе раннего возраста, имеет и распределение лекарств. Детский организм отличается повышенным содержанием воды.

У новорожденного вода составляет 70-75% массы тела, в то время как у взрослых этот показатель равен лишь 50-55%. Межтканевой жидкости у детей также больше – 40% массы тела, по сравнению с 20% у взрослых.

Это следует учитывать при определении дозировок. В меньшей степени это относится к жирорастворимым лекарствам, хотя и содержание жира в организме меняется с возрастом.

Другим фактором, влияющим на распределение лекарств, является их связывание с белками плазмы крови. Как правило, у новорожденных связывание с белками ослаблено, поэтому концентрация свободного препарата в плазме повышается. Поскольку именно свободное (несвязанное) вещество оказывает фармакологическое действие, это может привести к усилению действия лекарства или даже к проявлениям токсичности. Например, если назначить диазепам в рассчитанной в соответствии с массой тела дозе, но не учитывать низкого связывания его с белками плазмы, то можно получить концентрацию свободного препарата, которая в пять раз превысит концентрацию у взрослых при той же суммарной (связанный плюс несвязанный препарат) концентрации в крови. Такая доза может с самого начала оказаться токсичной.

Читайте также:  Динамика развития ребенка логопеда

Биотрансформация большинства лекарств происходит в печени. У новорожденных и детей до 4 лет активность ферментов печени, ускоряющих и облегчающих превращение лекарств, более низкая, чем у взрослых, поэтому многие препараты медленно разрушаются и долго циркулируют в организме. Период полувыведения, который характеризует время нахождения лекарства в организме, у детей раннего возраста в 2-3 раза выше, чем у взрослых. Особенно это касается фенитоина, анальгетиков, сердечных гликозидов, барбитуратов.

Например, у новорожденных теофиллин выводится из крови крайне медленно, достигая уровня выведения у взрослых только через несколько месяцев жизни ребенка. А вот к 1-2 годам этот показатель начинает даже превышать взрослый, но к школьному возрасту нормализуется. Поэтому для поддержания концентрации теофиллина в крови на терапевтическом уровне новорожденному нужна очень низкая доза, а детям от 4 месяцев до 6 лет – более высокая, чем даже для взрослых (в пересчете на массу тела).

Выведение лекарств из организма происходит главным образом с участием почек. Мочевыделительная система у новорожденных детей развита недостаточно, ее функция достигает значений, характерных для взрослых (из расчета на единицу площади поверхности тела), только к концу первого года жизни. Поэтому выведение лекарств почками у грудничков происходит медленнее, чем у детей постарше и у взрослых, что также учитывается при подборе дозы.

Другой особенностью раннего детского возраста является незрелость гематоэнцефалического барьера, защищающего центральную нервную систему, что создает опасность проникновения лекарств из крови через этот барьер и, соответственно, повышает вероятность токсического воздействия на центральную нервную систему, которая и так еще не до конца сформировалась. Например, по этой причине детям до 5 лет противопоказано применение морфина.

Как видно из приведенных выше примеров, число факторов, влияющих на выбор препаратов и их дозировку для детей, чрезвычайно велико. Поэтому не следует пытаться самостоятельно решить такую сложную проблему.

Нет никаких универсальных правил расчета дозы, которые могли бы гарантировать эффективность и безопасность применения лекарств у детей, особенно новорожденных, и правильно назначить препарат может только врач-педиатр.

Рациональный подход заключается в расчете дозировки на основе знаний фармакокинетики детского организма с поправкой на ожидаемую ответную реакцию и индивидуальные особенности каждого ребенка. Такими знаниями и опытом располагает врач-педиатр, поэтому родителям не следует подменять его и пытаться самостоятельно назначать лечение ребенку. Это может привести к печальным последствиям.

Пациенты старше 65 лет. Другую возрастную группу, физиологические особенности которой требуют корректировки доз в сторону уменьшения, составляют люди пожилого и старческого возраста. Это связано с тем, что функциональные возможности большинства систем и органов постепенно снижаются в течение всей жизни. Большая часть связанных с возрастом объективных биологических изменений не оказывает практического влияния на повседневную активность, но в период болезни или существования в условиях стресса эти изменения становятся очень важным фактором. Разумеется, это только определенная тенденция, нельзя считать возрастные изменения решающим фактором, определяющим качество жизни каждого человека старше определенного возраста. Приблизительно у трети здоровых людей возрастного ослабления функций не происходит. Однако со временем накапливается все больше “мелких поломок”. Во многом они обусловлены образом жизни, привычками, характером питания и воздействием окружающей среды. Часть из них являются последствиями перенесенных ранее заболеваний.

С возрастом люди начинают также по-другому использовать лекарства. Во-первых, их принимают значительно чаще, поскольку чаще болеют. Во-вторых, увеличивается число взаимосвязанных друг с другом заболеваний. Лечение каждого из них требует назначения особых препаратов, которые должны правильно сочетаться друг с другом.

Какие же возрастные особенности организма в наибольшей степени влияют на фармакокинетику лекарств? Наиболее важными изменениями являются снижение выделительной способности почек, ухудшение кровоснабжения различных органов и тканей, в том числе печени из-за склерозирования сосудов и снижения величины сердечного выброса, уменьшение мышечной массы и содержания альбумина плазмы, накопление жировой ткани, уменьшение содержания воды в тканях, вероятно ограничение компенсаторных возможностей в связи с возрастными изменениями в мозге. Все эти нарушения могут замедлять всасывание лекарств, уменьшать интенсивность биотрансформации и скорость выведения. В пожилом возрасте переносимость нагрузок, в том числе и фармакологических, значительно снижена, в связи с чем даже незначительная интоксикация представляет серьезную опасность. Также возрастает вероятность того, что накопление в организме лекарства дойдет до токсического уровня при назначении обычных терапевтических доз. Это требует уменьшения доз и увеличения интервалов между их приемом.

Дополнительным фактором риска для пациентов пожилого возраста является употребление большего (почти в три раза) количества лекарств по сравнению с представителями всех остальных возрастных групп. Причем женщины используют большое число препаратов в 2 раза чаще, чем мужчины. В среднем пожилой человек получает около 18 рецептов в год, при этом более 50% пациентов не соблюдают в точности предписанный врачом режим приема, а примерно 25% совершают ошибки, приводящие к развитию побочных действий. Известно, что число пациентов с проявлениями побочных действий возрастает от 10%, когда принимается один препарат, и до 100%, если в арсенале больного 10 лекарственных средств.

Частота побочных действий у пожилых людей более чем в 2 раза выше, чем у молодых. Число пациентов с проявлениями побочных действий возрастает от 10%, когда принимается один препарат, до 100%, если в арсенале больного 10 лекарственных средств.

Читайте также:  Возрастной портрет развития ребенка в и

С возрастом, по-видимому, истощаются и некоторые механизмы регуляции гомеостаза – способности к сохранению постоянства внутренней среды организма в условиях непрерывно меняющегося состояния внешней среды. А ведь гомеостатические реакции являются важным компонентом общей реакции на лекарство, они могут менять характер или интенсивность ответа на введение препарата. Например, увеличение сердечного выброса, необходимое при слабой или умеренной физической нагрузке, происходит у пожилых людей не за счет повышения частоты сердечных сокращений, как у молодых людей, а в результате увеличения ударного объема (количество крови, выбрасываемое сердцем при очередном сокращении). В старости у большинства пожилых людей развитых стран повышается кровяное давление, нарушается температурная регуляция (поэтому старые люди плохо переносят понижение температуры), повышается чувствительность к снотворным и успокаивающим средствам, анальгетикам. С другой стороны, уменьшается выраженность реакций на стимуляторы и блокаторы бета-адренорецепторов, что связано с изменением свойств и числа этих рецепторов.

Выяснением особенностей действия и применения лекарств у людей пожилого и старческого возраста занимаются гериатрическая фармакология и гериатрическая медицина (от греческого geron – старик и iatros – врач), приобретающие в последнее время все большее значение в связи со значительным увеличением числа пожилых людей.

Литература
  1. Антибактериальная терапия. Практическое руководство / Под ред. Страчунского Л.С., Белоусова Ю.Б., Козлова С.Н. – М.: РЦ “Фармединфо”, 2000. – 190 с.
  2. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия: Руководство для врачей. – М.: Универсум, 1993. – 398 с.
  3. Горячкина Л., Ещанов Т., Коган В. и др. Когда лекарство приносит вред. – М.: Знание, 1980.
  4. Каркищенко Н.Н. Клиническая и экологическая фармакология в терминах и понятиях: Тезаурус. – М.: IMP-Медицина, 1995. – 304 с.
  5. Каркищенко Н.Н. Фармакологические основы терапии: Руководство и справочник для врачей и студентов. – М.: IMP-Медицина, 1996. – 560 с.
  6. Крылов Ю.Ф., Бобырев В.М. Фармакология. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 352 с.
  7. Кудрин А.Н. Лекарства не только лечат… – М.: Знание, 1971.
  8. Кудрин А.Н., Пономарев В.Д., Макаров В.А. Рациональное применение лекарств: серия “Медицина”. – М.: Знание, 1977.
  9. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. – 664 с.

Источник

29 Ноябрь 2014      

admin      

     Просмотров:  
2558

2014-11-28_233157Каждой матери полезно знать о возрастных, анатомо-физиологических особенностях детского организма и о связанных с ними возможностях заболеваний. Почему у грудных детей чаще всего наблюдается расстройство пищеварения, а у ребят школьного возраста — острозаразные заболевания? Характер детских болезнен зависит во многом от возрастных особенностей организма и от окружающей ребенка среды.

Внутриутробный период развития ребенка

Развитие человека проходит два этапа: внутриутробное и внеутробное. Внутриутробный период длится около 9 месяцев (270 дней). Правильное развитие плода зависит в основном от состояния здоровья матери, условий ее труда, быта. Некоторые заболевания матери (особенно вирусной инфекцией), неправильное питание, неправильный образ жизни могут привести к мертворождению, дефектам развития, уродствам и заболеваниям в периоде новорожденности и в последующей жизни малыша.

Период новорожденности

2014-11-28_233353Первый период внеутробного развития — период новорожденности — длится 3—4 недели от момента рождения. Новорожденный попадает в совершенно новые условия жизни: из среды стерильной, то есть безмикробной, утробного периода развития, ребенок переходит к жизни во внешней среде, населенной микробами и богатой разными раздражителями. Он должен приспособиться к новым условиям жизни, но незрелость органов в систем организма новорожденного, в том числе и центральной нервной системы, делает это приспособление довольно сложным, поэтому организм новорожденного особенно неустойчив и раним.

Из заболеваний в этом периоде, помимо врожденных пороков развития и врожденных инфекций (малярия, сифилис, реже туберкулез и др.), различных травм, отмечаются заболевания пупка и пупочной ранки. В этом возрасте наблюдаются нередко воспалительные процессы кожи, гнойничковые высыпания. Большая восприимчивость к некоторым микробам при особенностях строения кожи новорожденных приводит нередко, под влиянием незначительной инфекции, к тяжелому общему заражению крови — сепсису.

Физиология ребенка грудного возраста

2014-11-28_233317Следующий период—грудной возраст—длится в основном 1 год. (Некоторые считают его большим — до 1,5 лет.) В этом возрасте усиливается обмен веществ, ребенок быстро растет и развивается. В первое полугодие жизни он удваивает свой вес, к году — утраивает. Длина тела увеличивается на 20—25 см. Такой усиленный рост требует и усиленного питания. Однако органы пищеварения ребенка еще недостаточно приспособлены к перевариванию пищи, так как в период утробного развития питание происходило через организм матери. Незначительные погрешности в кормлении ребенка (например, перекорм) легко выводят из строя пищеварительный тракт, вызывают несварение пищи, неусвоение— диспепсию (понос). Вот почему в этом возрасте особенно часто отмечаются так называемые «острые расстройства пищеварения и питания», которые тяжело отражаются на общем состоянии детей.

Неправильное вскармливание, недочеты ухода, режима и воспитания, инфекционные заболевания приводят и к хроническим расстройствам питания (гипотрофии). При этом нарушается правильное развитие ребенка: он отстает в весе и росте, нарушаются высшая нервная деятельность, функция важнейших органов и систем организма, понижается сопротивляемость инфекции.

Среди заболеваний детей грудного возраста особенно часто встречается рахит. Рахит — заболевание всего организма, связанное с нарушением фосфорно-кальциевого обмена. Он возникает в результате недостатка витаминов в пище, в основном витамина D, неблагоприятных условий внешней среды—недостаточного пребывания на воздухе, солнце, плохого ухода за ребенком. При рахите поражается нервная система (появляется возбудимость, беспокойство, потливость, плохой сон), костная система (наблюдается размягчение костей черепа, искривление длинных трубчатых костей, в тяжелых случаях — их надломы), мышечная система, нарушается функция и других органов и систем организма. Рахит опасен и тем, что он задерживает психическое развитие детей; такие ребята значительно позже здоровых начинают сидеть, стоять, ходить.

Читайте также:  Развитие общения ребенка в онтогенезе

Иногда в первые месяцы жизни наблюдаются и проявления экссудативного диатеза. Появляются воспалительные поражения кожи и слизистых оболочек (себорея, экзема, почесуха, крапивница, опрелость), частые насморки, бронхиты.

Оберегайте грудных детей от острых заболеваний дыхательных путей, в том числе и пневмонии (воспаление легких). Легочные заболевания у маленьких детей протекают очень тяжело и вызывают осложнения в виде нагноительных процессов (плевриты н т. д.). Осложнения нередко приводят к воспалению среднего и внутреннего уха и сопровождаются поносом.

Корь, скарлатина, дифтерия до шести месяцев жизни наблюдаются относительно редко, особенно до трех месяцев. Это связано с врожденным иммунитетом — невосприимчивостью организма к заболеванию. После рождения ребенок получает с молоком матери ценные вещества, которые повышают его сопротивляемость инфекции.

В период новорожденности и грудного возраста наблюдается наиболее высокая заболеваемость и смертность детей. Поэтому родителям следует особенно тщательно выполнять все указания врача и медицинской сестры по уходу, режиму и питанию ребенка.

Преддошкольный и дошкольный периоды развития

213kkТретий период — преддошкольный (от 1 года до 3 лет) и четвертый — дошкольный (от 3 до 7 лет) характеризуются дальнейшим ростом и развитием ребенка, но темпы роста по сравнению с грудным возрастом значительно ниже. Условия жизни ребенка резко меняются — он начинает ходить, знакомиться с окружающими его предметами, с внешней средой. Переход от грудного вскармливания к разнообразной пище повышает опасность заражений. Поэтому в эти периоды, особенно в дошкольном, часто наблюдаются глистные заболевания. Врожденный иммунитет и то противодействие заболеваниям, которое ребенок получает с молоком матери, после года ослабевают. Дети в этом возрасте болеют корью, коклюшем, скарлатиной, ветрянкой. Опасность заболевания еще более усиливается, если детям не делаются своевременно прививки, благодаря которым в организме искусственно вырабатывается иммунитет. Очень важны и повторные прививки — они укрепляют невосприимчивость организма к заболеванию.

В преддошкольный и дошкольный периоды происходит дальнейшее развитие и укрепление всего организма ребенка. Органы пищеварения приспосабливаются к новому питанию, поэтому желудочно-кишечные заболевания, экссудативный диатез в дошкольном возрасте встречаются уже реже. Органы дыхания тоже укрепляются, заболевания дыхательных путей протекают менее тяжело, особенно в дошкольном возрасте, реже появляются такие осложнения, как заболевания уха. Туберкулез дает более благоприятный исход, чем у грудных детей. Смертность детей значительно ниже.

Возрастные периоды развития ребенка: Младший школьный возраст

01Пятый период — младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). В этом возрасте расширяется общение детей с окружающей средой. Ребята учатся в школе, находятся в коллективе. Особенно опасны для этого возраста инфекционные заболевания. Очень часто заболевание распространяется через воздух — капиллярная инфекция. Поэтому важно в школах тщательно следить за чистотой помещения, регулярно проветривать классы.

Болезнью школьного возраста признается и ревматизм. В последние годы некоторые ученые говорят об омоложении этого заболевания, то есть о том, что ревматизм стал чаще появляться в дошкольном возрасте и даже в преддошкольном, но все же в основном это заболевание школьного возраста, причем заболевание тяжелое, ведущее к глубоким поражениям сердечно-сосудистой системы, к ранней инвалидности детей. Причины заболевания и его возбудитель до сих пор не установлены. Однако бесспорно, что общее укрепление организма закаливанием, правильным питанием, режимом занятий и отдыха способствует выработке невосприятия к этому заболеванию. Школьными заболеваниями признаны искривление позвоночника и близорукость, связанные во многом с неправильным положением туловища во время занятии в школе и дома. При неправильном режиме, недостаточных занятиях физкультурой и пребывания на свежем воздухе у детей развиваются малокровие, заболевания нервной системы.

Подростковый период развития ребенкаtrtt

Шестой период — период полового созревания, или подростковый (от 12 до 18 лет). Быстрый рост в этом возрасте приводит к заболеваниям, связанным с несоответствием, диспропорцией между ростом и величиной некоторых органов (например, сердца — это так называемое «юношеское сердце»), а также некоторые функциональные нарушения со стороны желез внутренней секреции, особенно часто — щитовидной, нарушения со стороны нервной системы — невропатия и др. В подростковый период, период бурного роста и перехода к зрелости, заболевания носят острый характер вспышек. В этом отношении особенно опасен туберкулез.

Таким образом, характер заболевания детей тесно связан с особенностями их организма в различные возрастные периоды и с окружающими ребенка условиями В различные периоды детства меняется характер заболеваний и их течение.

Основная задача здравоохранения заключается не только в том, чтобы лечить болезни, но и в том, чтобы предупреждать их появление. А задача родителей— оказывать в этом повседневную помощь: следить за своевременным проведением предохранительных прививок, за систематическими занятиями физкультурой, спортом, за правильным положением корпуса ребенка при выполнении домашних заданий, правильно подходить к детям с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Совместная забота родителей и работников органов здравоохранения поможет вырастить здоровым, жизнерадостным, хорошо сопротивляющимся инфекции наше молодое поколение.

Метки: возрастные периоды развития ребенка, физиология развития, болезни детей разных возрастов, физиологической развитие ребенка в разные периоды жизни.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник