Развитие общения ребенка в онтогенезе
Развитие общения в онтогенезе широко исследовалось в отечественной психологии, в частности, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой [7, 14]. Если рассматривать общение как деятельность, то ее целью является внимание партнера, а мотивация может принимать (по крайней мере, у детей дошкольного возраста) один из трех видов: познавательная, деловая и личностная [7]. М.И. Лисина выделяла различные формы общения, каждая из которых описывается по пяти параметрам: 1) время появления в онтогенезе, 2) место в системе общей жизнедеятельности, 3) содержание удовлетворяемой общением потребности, 4) ведущие мотивы, 5) основные средства.
Познавательные мотивы обеспечивают стремление к новым впечатлениям, ледовые опосредствуют развитие активной деятельности ребенка, а личностные обеспечивают удовлетворение эмоциональной потребности в общении именно с данным конкретным взрослым.
Средства общения выражают, изображают, обозначают содержание общения и могут быть 1) экспрессивно-мимическими,
2) предметно-действенными и 3) речевыми.
Этапы развития общения ребенка со взрослым:
- 1. Ситуативно-личностное’, доминирует потребность в доброжелательном внимании, проявляется только сопереживание в контексте ситуации, за пределами которой мотивы ослабевают. Проявляется до второго полугодия.
- 2. Ситуативно-деловое: преобладает потребность в сотрудничестве, общение также возникает по поводу помощи и сотрудничества. Чисто эмоциональное общение отходит на второй план, ребенок начинает хватать предметы, взрослый для него — средство овладения предметным миром. Появляется речь. Ведущая форма на протяжении раннего возраста (до двух-трех лет).
- 3. Внеситуативное общение появляется после трех лет. Его содержание выходит за рамки отдельной ситуации и связано с речью.
Внеситуативно-познавательное развивается к четырем-пяти годам. Для него характерны 1) хорошее владение речью, 2) любознательность, 3) потребность в уважении взрослого (выражается в обиде на его замечания).
Внеситуативно-личностное — самая сложная и высшая в дошкольном возрасте форма общения, для которой важны совпадения взглядов, разделение мнений. Для этого общения характерны 1) потребность в сопереживании и понимании, 2) личностные мотивы, 3) речевые средства общения. Значение этой формы состоит в том, что ребенок учится принимать разные роли и строить свои отношения с другими людьми.
Общение со взрослым на протяжении дошкольного и младшего школьного детства «подтягивает» деятельность ребенка на новый уровень, создавая зону ближайшего развития. Затем коммуникативное поле ребенка изменяется в результате замены значимых взрослых значимыми сверстниками, но «вертикальные» отношения сохраняют свою ценность, выражаясь, в частности, в потребности зрелого мужчины иметь наставника-учителя (в периодизации Д. Левинсона) [4].
Этапы развития общения со сверстниками. «Горизонтальное» общение также имеет свой онтогенез. В школе М.И. Лисиной выделены следующие его этапы:
- 1. Эмоционально-практическое общение отмечается в возрасте от двух до четырех лет. Оно основано на подражании, совместной деятельности, ярких эмоциях. Основные средства общения на этом этапе — локомоции и экспрессивные движения; в сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя, а его индивидуальных особенностей не замечают. Наблюдения за 12-месячными младенцами показывают, что никто из них не помогает другим детям. В 18 месяцев эпизоды сотрудничества случайны, но уже есть, а в два года практически все дети способны к сотрудничеству.
- 2. Ситуативно-деловое общение продолжается в возрасте от четырех до шести лет, когда наблюдается расцвет ролевой игры, и сверстник начинает привлекать внимание. Главное содержание общения — деловое сотрудничество; начинает проявляться конкурентное начало и соревновательность.
- 3. Внеситуативно-деловое общение складывается у некоторых детей к концу дошкольного возраста. На этом этапе становится возможным «чистое» общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь; эта форма общения знаменует собой начало появления дружбы.
В школьном возрасте социальная ситуация развития ребенка вращается вокруг учебной деятельности, поэтому круг значимых взрослых расширяется за счет включения в него учителей; дружба со сверстниками во многом окрашена отношением со стороны учителя. В подростковом возрасте ситуация радикально меняется: резко возрастает авторитет группы ровесников, а мнение старших надолго отходит на второй план.
Зрелое общение взрослых людей характеризуется децентра- цией (способностью принять позицию другого, не сливаясь с ней), ответственностью, личностным отношением к другому и уважением его индивидуальности. Зрелое общение свободно от объектных манипулятивных тенденций и является условием и проявлением способности человека к личному росту и самоактуализации [17].
Источник
Онтогенез общения в дошкольном возрасте.
Современная наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, создающей внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. Именно в процессе непрекращающегося, разнопланового общения происходит постижение ребенком духовных и материальных ценностей общества, знакомство с его культурными нормами и традициями.
Общение выступает тем инструментом, который приспособлен для воспитания человека, для развития и становления сознания личности, ее мировосприятия и мироощущения, гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.
Невозможно представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связи с обществом вне процесса общения с другими людьми. В современных условиях «к числу существеннейших всепронизывающих и коренных недостатков следует отнести глубинную необщительность каждого из нас и всех нас, вместе взятых, как совокупности. Только определенная мера такой общительности и существенной открытости оправдала бы собою определенную, ей адекватную меру нашей развитости: нравственной, художественной и особенно — познавательно-технической» (Г.С.Батищев).
Если мы обратимся к энциклопедическому словарю, то увидим что термин «общение» истолковывается как « взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.»
Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.
Потребность в общении — одна из первых социальных потребностей, возникающих в онтогенезе. Благодаря ей ребенок вступает в разнообразные контакты с окружающим его природным, предметным и социальным миром, познает и приобщается к культурным и нравственным ценностям общества, в котором он живет, познает самого себя, устанавливает взаимосвязи с этим миром. Основные этапы развития форм общения приходятся на период дошкольного детства.
Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребёнка в ответ на ласку взрослого ( примерно 4-я неделя жизни).
К четырём месяцам у младенцев появляется комплекс оживления как первая форма общения со взрослыми. Это непосредственно эмоциональное общение вне практического сотрудничества с партнёром. В таком общении, выражая своё отношение к партнёру, дети используют различные экспрессивно- мимические средства ( взгляды, улыбка, выразительные движения, вокализации)
Во втором полугодии первого года жизни у детей формируется ещё одна форма контактов с окружающими – предметно- действенное общение, включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребёнка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения ( приближение, подтягивание предмета и др.) Ребенок переходит к болеесложному характеру взаимодействий со взрослым, в процессе чего у него возникает потребность в новых средствах коммуникации, которые обеспечивали бы ему взаимопонимание со взрослым. Таким средством общения для ребенка становится речь, которой он начинает овладевать вначале пассивно (понимание), а затем и активно (возникновение первых вербализаций).
Общение, являясь одним из первых видов деятельности которыми овладевает ребенок в онтогенезе, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий егоприродный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой «образ Я», присваивает и созидает культурные ценности, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия. Основные этапы развития общения приходятся на дошкольный возраст.
С момента появления первых слов начинается этап развития речевого общения, продолжающийся на протяжении всего дошкольного возраста. Качественные изменения в речевом общении ребенка в раннем и дошкольном возрасте происходят по двум основным линиям:
изменение содержания общения и развитие соответствующих
этому функций речи как средства общения;овладение ребенком произвольной регуляцией речевыми средствами.
На этапе ситуативно-делового общения речь носит ситуативный характер и сопровождает действие, речевые коммуникации развиты достаточно слабо. Это объясняется возрастными особенностями развития психических процессов ребенка и характером его деятельности.
Внеситуативно — познавательный этап общения характеризуется постепенным отделением речи от непосредственного практического опыта ребенка. Речь уже становится доминирующим средством коммуникации, так как слово позволяет преодолеть детям рамки конкретной ситуации и выйти за ее пределы. Характерной чертой речи является ее яркая эмоциональная окрашенность. В связи со все возрастающими потребностями в общении, с одной стороны, и неимением достаточного словарного запаса и навыков речевого взаимодействия, с другой стороны, эмоциональная окрашенность речи помогает ребенку выйти за пределы конкретно произносимых слов. При этом подлинный смысл раскрывается по большей мере именно через такие выразительные моменты.
В период среднего дошкольного возраста у ребенка развивается следующая форма коммуникативной деятельности — внеситуативно-познавательная. Начиная приблизительно с трехлетнего возраста речь становится основной коммуникативной операцией. Идет активный процесс самоутверждения по отношению к взрослым и сверстникам. В этом возрасте игра начинает занимать доминирующее место в активности ребенка. Игровая деятельность немыслима без речевых коммуникаций и напрямую зависит от уровня их развития, поскольку процесс игры требует устойчивых во времени контактов между детьми, что предполагает наличие у них навыков речевой деятельности, необходимых для совместного обсуждения сюжета игры, распределения ролей, согласованности действий в игре.
Между четырьмя и пятью годами речь уже предшествует деятельности и организовывает ее. Речевые коммуникации претерпевают серьезные качественные изменения. Если раньше общение строилось с опорой на зрительные, экспрессивно — мимические контакты и предметные действия, что объясняется преобладанием у ребенка наглядно- действенного, а затем и наглядно — образного типов мышления, то в старшем дошкольном возрасте речь ребенка начинает приобретать автономный характер, становится внеситуативной, что свидетельствует о начальном этапе развития логического или абстрактного типа мышления. Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их знакомства с окружающей действительностью и к вовлечению в сферу их внимания мира людей — взаимоотношений и взаимосвязей внутри этого мира и с ним. При этом перестраивается и форма общения детей — она становится внеситуативно — личностной. В этом возрасте у детей наблюдается проявление повышенного интереса к сверстнику как к партнеру по совместной разнообразной деятельности с позиции сотрудничества. Это обуславливает резкое возрастание потребности ребенка в речевых коммуникациях.
К старшему дошкольному возрасту дети все более овладевают произвольной регуляцией речи. Речь становится самостоятельным (а не только обслуживающим и сопровождающим) видом деятельности. У ребенка проявляется способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения. Все это дает основание говорить о потенциальных возможностях старшего дошкольника быть субъектом полноценного речевого взаимодействия.
В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает внеситуативно — личностной формой общения. Главенствующее место в ней занимает личностный мотив. Усложняется основной вид деятельности — игра, активизируется процесс обучения. Ведущей потребностью в общении у ребенка старшего дошкольного возраста выступает потребность во взаимопонимании, сопереживании и сотрудничестве. Происходят серьезные изменения в характере взаимодействия ребенка-дошкольника со сверстниками. Если ранее у ребенка в процессе общения с другими детьми преобладала потребность в признании и самоутверждении, и другой ребенок зачастую воспринимался как объект его наблюдения и воздействия, то в старшем дошкольном возрасте сверстник рассматривается уже в качестве субъекта взаимодействия и общения. Ребенок изучает своего сверстника, сравнивает себя с ним, согласовывает с ним свои желания и поступки, устанавливает партнерские отношения. Все это является фундаментом полноценных межсубъектных взаимоотношений, в которых ребенок проявляет себя с позиции активного, свободного и творческого субъекта собственной жизнедеятельности, где общение, речевые коммуникации являются одним из способов осознания себя во внутреннем плане становления личности и позволяют понять другого человека, рассматриваемого полноправным субъектом взаимодействия.
Являясь неотъемлемой частью человеческого бытия, общение выступает важнейшим средством и источником развития личности.
Известный отечественный философ М.С.Каган в своих работах выдвигает положение о том, что человеческое общение имеет постоянную деятельную природу, проявляющуюся в направлении действий субъекта на другого субъекта. Им разработана, на наш взгляд, универсальная философская теория общения, характеризующаяся системностью и многогранностью.
А.А.Мелик-Пашаевым отмечается двусторонняя диалогическая активность субъектов взаимодействия. По его мнению, «общение с другим человеком будет диалогическим лишь для того, кто может и хочет воспринимать другого как родственное и в то же время отличное от себя существо; кто ценит эту «другость» другого, а не игнорирует и не нивелирует ее; кто способен увидеть мир глазами другого, не теряя собственной точки зрения, — и в силу этого раскрыть в себе новые грани самосознания и самоощущения».
Источник
Слайд 1
От 0 до 7 лет Онтогенез общения Выполнила: учитель-логопед Наталья Владимировна Протасенкова
Слайд 2
Что такое общение? Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение. Действие общения – это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект.
Слайд 3
Две основные категории действий общения – инициативные акты и ответные действия. Задачи общения – это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой. Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения. Продукты общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. К ним относится прежде всего тот «общий результат», о котором мы упоминали в определении общения, но также и взаимоотношения
Слайд 4
Роль общения в психическом развитии ребенка. Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка: 1) изучение «детей– маугли »; 2) исследование природы и причин так называемого госпитализма ; 3) прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.
Слайд 5
Влияние общения на общее психическое развитие ребенка Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка: в самой области общения в области любознательности детей в сфере их эмоциональных переживаний при формировании любви ко взрослому в сфере овладения речью в сфере личности и самосознания детей
Слайд 6
Возникновение общения у ребенка Процесс становления первичной коммуникативной потребности протекает стремительно и занимает около 2 мес. Онтогенез общения первых восьми недель жизни ребёнка 0 – 2 недели 2 – 4 недели 4 – 8 недели Только в «положении под грудью» длительный ласковый разговор и поглаживание приводит к появлению у младенца сосредоточения: он замирает и напрягается. Воздействия взрослого начинают вызывать у ребёнка ориентировочно–исследовательскую активность, направленную на ознакомление с этим человеком. Сначала ребёнок пристально вглядывается во взрослого, а позднее начинает следить за ним, рассматривать его лицо. Далее в обследование вовлекается помимо глаз головка и все тело ребенка. В ответ на воздействие взрослого у детей появляются эмоциональные реакции. У ребенка можно наблюдать улыбку в ответ на улыбку, а потом и на иное воздействие взрослого. Затем ребенок начинает улыбаться людям по своей инициативе, лишь завидев издали фигуру взрослого. На 2-м мес. жизни ребёнка появляется «комплекс оживления».
Слайд 7
Существует 4 критерия, свидетельствующие о том, что у младенца уже есть потребность в общении: внимание и интерес ребенка ко взрослому (взгляд в глаза взрослого) – 3 нед . эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого(ответная улыбка на воздействия взрослого) – ко нец 1-го мес. инициативные действия ребенка, направленных на то, чтобы привлечь интерес взрослого(инициативные улыбки и двигательное оживление). чувствительность ребенка к отношению взрослого, реакция на отношение к ребёнку взрослого, проявляющаяся в стремлении продлить эмоциональный контакт.
Слайд 8
Основные мотивы общения Мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению. Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребёнка. К которым относится потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Категории мотивов общения: 1)Познавательные мотивы; 2)Деловые мотивы; 3)Личностные мотивы.
Слайд 9
Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение со взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми потребностью во впечатлениях потребностью в активной деятельности потребностью в признании и поддержке Общение протекает в форме действий, которые составляют единицу целостного процесса. В его состав входят несколько ещё более мелких единиц, которые называются средствами общения .
Слайд 10
Три основных категории средств общения: экспрессивно-мимические предметно-действенные речевые операции возникают в онтогенезе первыми, но они сохраняют свое значение для взаимодействия с окружающими людьми на протяжении всей остальной жизни изолированно или в сочетании с другими коммуникативными операциями. Такие средства возникают в онтогенезе следующими в совместной деятельности ребенка со взрослым и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения, локомоции и статичные позы. Их основное назначение – выразить готовность ребенка к взаимодействию со взрослым и в своеобразной форме показать, к какому сотрудничеству он приглашает взрослого. появляются в онтогенезе позднее всего, после того как экспрессивно–мимические и предметно–действенные средства общения уже достигли высокого развития и большой сложности. улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта со взрослым или, наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки; высказывания, вопросы, ответы, реплики.
Слайд 11
Формы общения в онтогенезе 2-6 мес. 6 мес. – 2 года 3 – 5 лет 6 – 7 лет Ситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым Ситуативно-деловое общение ребёнка со взрослым Внеситуативно-познавательное общение ребёнка со взрослым Внеситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым Развитие общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет происходит, как смена нескольких целостных форм общения. Форма общения – деятельность общения на определённом этапе её развития. На каждом возрастном этапе возникает новое содержание потребности в общении: что именно ищет ребенок в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью желает понять в самом себе. 1) потребности в доброжелательном внимании (от 2 до 5 мес.); 2) потребности в сотрудничестве (от 6 мес. до 3 лет); 3) потребности в уважительном отношении взрослого (3–5); 4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (5–7).
Слайд 12
Развитие форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет Формы общения Параметры форм общения Примерная дата появления в онтогенезе Место общения в системе общей жизнедеятельности ребёнка Содержание потребности в общении(ведущий вид деятельности) Ведущий мотив общения(выделен) Основные средства общения Значение формы общения в общем развитии психики Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональна) 2 мес. Общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Потребность в доброжелательном внимании взрослого. Личностный; взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности. Неиндивидуализированный источник активной ласки и внимания, не связанный с действиями ребёнка. Экспрессивно-мимические операции Неспецифическая общая мотивация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием. Ситуативно-деловая(предметно-действенная) 6 мес. Общение развёртывается в ходе совместной со взрослым ведущей предметной деятельности и её обслуживает Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве Деловой; взрослый как партнёр по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний. Помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности. Предметно-действенные операции Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью и первый этап развития активной речи.
Слайд 13
Внеситуативно-познавательная 3-4 года Общение развёртывается на фоне совместной со взрослым самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с визическим миром и её обслуживает. Потребность в доброжелательном внимании , сотрудничестве и уважении. Познавательный; взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнёр по обсуждению причин и связей в физическом мире Речевые операции Первичное проникновение во внечувствительную суть явлений, развитие наглядных форм мышления. Внеситуативно-личностная 5-6 лет Общение развёртывается на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов. Потребность в доброжелательном внимании , сотрудничестве,уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию Личностный; взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг. Речевые операции Приобщение к моральным нравственным ценностям общества; переход к дискурсивному мышлению, создание мотивационной, интеллектуальной и коммукативной готовности к школе.
Источник