Дом ребенка программы развития от рождения

Дом ребенка программы развития от рождения thumbnail

Доклад на тему: «От рождения до школы».

 1.    Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» обеспечена наиболее полным учебно-методическим комплектом по всем направлениям развития ребенка. По этой программе работают около 80% детских садов России. Авторский коллектив ведет постоянную работу по совершенствованию Программы, в том числе, планируется создание разделов, посвященных работе с одаренными детьми и детьми разновозрастных групп. В учебно-методический комплект входят методические пособия, наглядно-дидактические пособия, рабочие тетради для детей, диски.

2.  Новое инновационное  издание программы  было впервые представлено педагогическому сообществу    26 августа 2019 г. на форуме   «ОРИЕНТИРЫ   ДЕТСТВА 2.0» 

3. В основе этого по-настоящему инновационного переиздания программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» лежит выпущенная в 2004 году, рекомендованная Министерством образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Прошло 15 лет, проделана колоссальная работа.

4. В новом издании Программы сохранены все достоинства первого издания и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК), который постоянно обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе безусловно сохраняет свою актуальность.

В пятом (инновационном) издании в основе своей сохранены цели, задачи и содержание образовательной работы (чему учим). Однако есть и изменения, связанные в первую очередь с образовательными технологиями (как учим).

5. Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.

6.  Важно, что инновации, предлагаемые в новом издании Программы, не требуют резкой перестройки. Инновации могут вводиться постепенно, в том объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом. По времени введения инноваций также нет ограничений — можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года. Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Поэтому по-прежнему необходимы все ранее изданные пособия.

7. Новое (инновационное) издание Программы  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» открывает новые возможности для детей, родителей и воспитателей и при этом может быть успешно реализовано в массовом детском саду без привлечения дополнительного финансирования.

Главная идея издания — это оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий.

Главное нововведение издания — это нацеленность на создание пространства детской реализации — поддержку творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации.

8.  Основные инновации нового издания Программы:

  • Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр. 

Задача педагога создать каждому ребенку возможность найти себе занятие по своим интересам — недопустимо, чтобы дети скучали, не находили, чем заняться.

  • Введены новые элементы режима дня: утренний круг и вечерний круг. 

          Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить совместные планы, договориться о правилах.

Проводится в форме развивающего общения (диалога) и предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных (познавательный интерес, умение детей думать, формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения, анализировать, делать выводы) и коммуникационных способностей, саморегуляции детей.

          Вечерний круг – обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Проводится в форме рефлексии, помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников, справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга.

  1. Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков.

           Образовательные результаты, это результаты, достигнутые в процессе образовательной деятельности.

— мотивационные, сформированные в образовательном процессе первичные ценные представления, мотивы, интересы, потребности, система ценностных отношений к окружающему миру, к себе, другим людям, инициативность, критическое мышление.

— универсальные, это развитие общих способностей (когнитивных-способности мыслить, коммуникативных — способности взаимодействовать, регуляторных — способности к саморегуляции своих действий).

— предметные, это усвоение конкретных элементов социального опыта, в том числе элементарных знаний, составляющих предпосылки научного представления о мире, предметных умений и навыков.

Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и другие. 

Образовательное событие – это захватывающая, достаточно длительная (от нескольких дней до нескольких недель) игра, где участвуют все, и дети и воспитатели. Причем взрослые и дети в игре абсолютно наравне, а «руководят» всем дети. Задача взрослого найти внести в детское сообщество такую проблемную ситуацию, которая заинтересует детей и подтолкнет их к поиску решения.

Развивающий диалог — это инструмент здорового разрешения проблем и конфликтов, это система отношений, которая позволяет разрешать проблемы развития. Он эффективен даже в тех случаях, когда проблем так много, что «не срабатывают» традиционные методы обучения.

Под ровесничеством понимает: «Путь к нормализации  жизни детей в

детском саду, то есть  изменение структуры отношений между детьми и

персоналом детского сада. Это снятие регламентации в поведении детей,

освобождение их от назойливого лидерства взрослого, появление обращенности друг к другу, способствующее становлению групп ровесников».

Ровесническое образование учит дошкольников общаться, сострадать,

помогать в беде не только друг другу, но и взрослым. Одной фразой: воспитывает людей 21 века!

Технология позитивной социализации и эмоционального благополучия- дети с удовольствием ходят в детский сад, радуются встрече со сверстниками и воспитателями.

Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, предназначенных для самостоятельных занятий детей, выбранных по интересам.

  1. Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы. 

Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.

Читайте также:  Как спровоцировать развитие речи у ребенка

Как превратить праздник в ДОО в настоящий детский праздник?

Есть несколько условий:

— разнообразие форматов (концерт, квест, проект, образовательное событие, мастерилки, соревнования, выставка, спектакль, викторина, фестиваль, ярмарка, чаепитие и т.д.).

— участие родителей (дети сидят вместе с родителями, проводятся конкурсы для родителей и совместные детско-родительские выступления, импровизации и т.д.).

— поддержка детской инициативы, это самое важное и значимое для детей- создание и конструирование праздника самими детьми. Взрослый, участвуя в придумывании праздника вместе  с детьми, не должен брать на себя руководящую роль – надо дать возможность детям проявить инициативу и помочь им реализовать задуманное.

Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», союзники, коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.

Чтобы некоторые родители не воспринимали детский сад как своеобразную «камеру хранения для детей», где детей накормят, с детьми погуляют, и даже чем-то позанимаются.

  1. Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам. 
  1. Создание ПДР (пространства детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка. 

          ПДР обеспечивает развитие личности, поддержку ее индивидуальности, уникальности, неповторимости, уважительное отношение к результатам детского труда и творчества, предоставляет свободу способов самореализации, открывает путь самостоятельного творческого поиска. Для этого взрослый должен уметь поддерживать инициативу ребенка на всех этапах, во всех видах деятельности, помочь ребенку осознать пользу и значимость своего труда для окружающих.

  1. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  базируется на семи основополагающих  принципах  дошкольной психологии и педагогики.

     ЗБР (Зона Ближайшего Развития)

Характеризуется содержанием, которым ребенок способен овладеть, подражая действиям взрослого. ЗБР – это область, создаваемая взрослым, внутри которой ребенок действует разумно и осмысленно. Это особое пространство взаимодействия взрослого и ребенка, в котором ребенок с помощью взрослого осваивает образцы человеческой культуры.

      Культуросообразность

      Деятельностный подход

      Возрастное соответствие

      Развивающее обучение

      Амплификация развития

      ПДР (Пространство Детской Реализации)

Если первые шесть принципов это уже всемирно признанная классика отечественной науки, то седьмое положение о необходимости создания ПДР -это одно из новейших открытий дошкольной педагогики, нацеленное на формирование личности ребенка и развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацеленность на достижение инновационного результата, необходимого окружающим людям и обществу.

Новый термин – пространство детской реализации(ПДР) противоположный понятию «зона ближайшего развития» (ЗБР). Если в зоне ближайшего развития(ЗБР) ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации (ПДР) — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности; если в ЗБР продуктом является освоения уже известного образца, то в ПДР создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в ЗБР ребенок осваивает прошлое культуры, а в ПДР развитие ребенка происходит за счет создания будущей культуры,  т.е. мы имеем два пути развития: в ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, в ПДР – развитие, ориентированное на будущее.

Таким образом, можно сказать, что развитие ребенка в детском возрасте, представленное в программе «От рождения до школы», характеризуется не столько наличием предметно-развивающей среды, сколько возможностью пребывания в двух пространствах: ЗБР и ПДР, т.е. в освоении культуры прошлого и участия в построении культуры будущего.

14.  Содержание и структура  программы

 По всем предлагаемым инновациям изданы либо готовятся методические пособия, при этом все ранее изданное к Программе  сохраняет свою актуальность.

Программа обновилась не только по содержанию, но и по оформлению, теперь она стала удобнее в использовании, а информация в ней доступнее.

 По мере того, как книги в старом оформлении будут заканчиваться, часть из них будут просто переизданы в новом оформлении, часть переработаны и переизданы, некоторые книги будут сняты с допечаток и заменены.

Кроме того, будет выпущено достаточно большое количество новинок, которые никогда ранее не издавались.

Список рекомендуемой литературы:

1. Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 2004г.

2. Примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2009г.

3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014г.

4. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (издание пятое) под ред. Белой К.Ю., Борисовой М.М., Вераксы А.Н. 2019г.

Источник

ОБЗОР ПАРЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ПРОГРАММА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города». Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности. Рекомендована Министерством образования РФ.

Читайте также:  Основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка

ПРОГРАММА «Я, ТЫ, МЫ» (О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

Предлагаемая программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных учреждений и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования. Обеспечивает базовый (федеральный) компонент государственного стандарта дошкольного образования. Разработана в целях восполнения существенного пробела в традиционном отечественном образовании, связанном с социально-эмоциональным развитием ребенка дошкольного возраста. Направлена на решение таких важных задач, как формирование эмоциональной сферы, развитие социальной компетентности ребенка. Программа помогает также решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности. Рекомендована Министерством образования РФ. ПРОГРАММА «ОТКРОЙ СЕБЯ» (Е. В. Рылеева) Посвящена важнейшей проблеме современного дошкольного образования — индивидуализации личностного развития детей двух — шести лет и неразрывно связанной с ней задачей развития самосознания у дошкольников средствами речевой активности. В основе программы лежат принципы гуманистической психологии и строящаяся на них авторская технология, позволяющая персонализировать образовательное содержание, сделать его более гибким, адекватным запросам и интересам детей с разным уровнем развития личности и способностей. Охватывает несколько ведущих направлений государственного стандарта дошкольного образования: «Речевое развитие», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», «Развитие естественнонаучных представлений», «Развитие экологи ческой культуры». Имеет блочное строение, концентрическую компоновку учебного материала, позволяющую детям избирательно усваивать учебное содержание программы. Основные тематические блоки программы: «Я такой», «Мир людей», «Мир нерукотворный», «Я могу» — обеспечивают формирование представлений о значимых сферах жизнедеятельности человека, позволяют провести коррекцию самооценки, подготовить детей к самостоятельному преодолению трудностей. Программой предусматривается возможность активного включения в педагогический процесс родителей воспитанников. Адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам образовательных учреждений типа «Начальная школа — детский сад», психологам, гувернерам, родителям. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

 ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ» (Д. И. Воробьева) Основная идея программы — целостное развитие личности ребенка двух – пяти лет, его интеллектуально-художественного и творческого потенциала. Ведущий принцип — многоступенчатая интеграция образовательных и воспитательных задачи различных по содержанию видов деятельности с акцентом на продуктивную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную). Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть, создать) и реализация его в условиях самостоятельной деятельности детей. Программа содержит новые оригинальные технологии, в основе которых лежит поисковая деятельность ребенка, обеспечивающая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе. Составной частью программы «Гармония» является подпрограмма развития ритмической пластики ребенка «Ритмическая мозаика», выстроенная на единой концептуальной основе.

ПРОГРАММА «КРАСОТА — РАДОСТЬ — ТВОРЧЕСТВО» (Т. С. Комарова и др.) Является целостной интегрированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллек¬туальному развитию детей в дошкольном детстве. Строится на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу, которой положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка. Имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до шести лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства — досуги и развлечения.

ПРОГРАММА «КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ» (Л. В. Куцакова) Опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель — развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов конструирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дошкольный возраст — от трех до шести лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей. Рекомендована Министерством образования РФ. ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА» (Н. А. Рыжова) Содержание программы обеспечивает ознакомление детей с разнообразием и богатством природного мира, содействует развитию начальных естественно — научных представлений и экологических понятий. Разработана в целях образования детей старшего дошкольного возраста. Обеспечивает преемственность с обучением в начальной школе по курсам «Окружающий мир» и «Природа». Основные цели — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Особенность программы заключается в формировании у ребенка целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения. Элементы экологических знаний органично вписаны в общее содержание, включающее природные и социальные аспекты, что определяется структурными особенностями программы, учебный материал которой включает обучающий и воспитывающий компоненты. Программа предусматривает широкое использование разнообразной практической деятельности детей в вопросах изучения и охраны окружающей среды. Содержание программы может уточняться в соответствии с местными природными и климатическими условиями. Рекомендована Министерством образования РФ.

 ПРОГРАММА «ЖИЗНЬ ВОКРУГ НАС» (Н. А. Авдеева, Г Б. Степанова) Разработана в соответствии с содержанием государственного стандарта дошкольного образования по разделу «Развитие экологической культуры детей». Предусматривает экологическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста, изучение доступной для их понимания взаимосвязи природы и социальных явлений. Теоретической основой программы является концепция личностно-ориентированного образования, в центре которой — создание условий для развития личности ребенка. Предоставляет возможность ребенку в доступной игровой форме освоить экологическую информацию, сформировать эмоционально-положительное, бережное и ответственное отношение детей к живой природе. Программа дополнена примерным тематическим планом занятий и организационно-методическими рекомендациями по ее реализации.

Читайте также:  Рекомендации родителям по развитию речи ребенка раннего возраста

ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (С. Н. Николаева) Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух — шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы — взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию

ПРОГРАММА «МАЛЫШ» (В. А. Петрова) Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствует их приобщению к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр. Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» (О. П. Радынова) Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех — семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой дет кого сада. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева) Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель — способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Программа рассчитана на работу с детьми трех — семи лет, включает перспективное и календарное планирование. Предлагает новые организационно-методические формы работы; содержит информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и других источников. Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «НЕПРЕХОДЯЩИЕ ЦЕННОСТИ МАЛОЙ РОДИНЫ» (Е. В. Пчелинцева) Посвящена историко-культурному аспекту развития ребенка в возрасте от трех до семи лет. Создана на основе достижений современной науки и передового педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений Ивановской области. Onределяет содержание и необходимые условия для становления на ранних этапах гражданских основ личности, ее патриотической, нравственно-этической и эстетической направленности, воспитания любви и уважения к своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту. Особенность программы — в интеграции исторических, экологических, эстетических, этических представлений ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям, самобытной природе родного края. Главный критерий отбора материала — краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России. Программа включает три блока, которые содержат широкий круг тем, предусматривающих на специально организованных занятиях и вне занятий ознакомление детей с родным краем, его историей, фольклором, народным и изобразительным творчеством и др. В программе определено содержание совместной деятельности воспитателя и детей, предусмотрена организация свободной самостоятельной деятельности, в рамках которой развивается творческая активность каждого ребенка. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию. ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ» (Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова) Разработана в соответствии со структурным компонентом государственного стандарта дошкольного образования «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Особое внимание в программе уделено непреходящим ценностям мировой цивилизации. Основная цель — формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов, развитие познавательной активности, творческих способностей. Содержание программы на доступном детям уровне знакомит их с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе. ПРОГРАММА «ТЕАТР — ТВОРЧЕСТВО — ДЕТИ» (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович) Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. В ней научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения; системно представлены средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей; предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы — вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональные переживания. Программа является парциальной и может служить дополнением к комплексным и базисным программам. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

Источник