Дневник развития речи ребенка

Дневник развития речи ребенка thumbnail

23.10.2015,

 Статьи  

Речевой дневник ребенка

Достаточно часто молодых родителей беспокоит вопрос: «В правильном ли темпе развивается речь нашего ребенка?» И не напрасно! Ведь речь – это основное средство мышления и общения!

Мамы и папы штудируют различную литературу, консультируются со специалистами, знакомыми и ищут ответы на свои вопросы на просторах интернета.

Детские специалисты (психологи, педиатры, логопеды) и внимательные родители выявляют явную связь между развитием речи ребенка и участием взрослых в этом развитии. Все дети растут и совершенствуются, но бывает что эти процессы протекают неблагоприятно и не соответствуют нормам .

Планомерное развитие речи (т.е. систематизированное, организованное) всегда стоит на ступень выше спонтанного. При планомерном развитии родители заинтересованы в процессе, участвуют в нем, находят свои ошибки, радуются достижениям и поэтому, если возникают какие-то проблемы в развитии речи,  раньше отмечают их и быстрее с ними справляются.

Бесценную помощь в этом деле может принести ведение речевого дневника ребенка.

В дневнике развития речи ребенка записываются понимание речи взрослого, умения подражать речи окружающих, произношение звуков, слогов, первые слова, выстраивание предложений. Любопытно описывать чувства и эмоции ребенка при общении, т.е. его умение радоваться, удивляться, настаивать на своем, сердиться, жаловаться, делиться, уступать и т.д. Интересно отмечать развитие способности ребенка проявлять инициативу в общении, умение развивать общение, боязнь общения с кем либо, предпочтения в общении, умение переносить навыки общения  в игровую ситуацию. Так же можно описывать речевое окружение ребенка.

Какие бывают речевые дневники?

Формат дневника может быть различным: от простого блокнота с пометками до онлайн-дневника. Так же это могут быть аудиозаписи на диктофон или видеосъемка и создание  фильма с комментариями родителей.

Для того чтобы выбрать для себя форму ведения речевого дневника и какую информацию записывать в него, нужно заглянуть немного вперед и подумать, кому и зачем могут быть полезны данные записи. 

Зачем нужен речевой дневник?

  • Заполняя дневник, последовательно выстраиваются этапы развития речи ребенка, которые можно сопоставить с возрастными нормами (читайте подробнее о нормах развития речи детей 1 года, 2 лет, 3 лет, 4 лет, 5 лет, 6 -7 лет) и к которым можно обратиться в случае возникновения проблем на последующих этапах развития. Так, например, логопед, проводя обследование речи ребенка, может поинтересоваться у родителей, в каком возрасте появилось гуление, в каком лепет, когда появились первые слова и т.д. Такая информация помогает поставить конкретный диагноз. Дневник в этом случае поможет родителям найти подробную и точную информацию.rechevli-dnevnik-rebenka2
  • Иногда необходимо воссоздать цепочку причинно-следственных событий и этому отлично может поспособствовать дневник. Например, ребенок начал заикаться. Одной из причин возникновения заикания может быть раннее развитие речи. Когда в возрасте 1,5-1,8 лет у ребенка интенсивно растет активный словарь и он овладевает фразовой речью. При произнесении длинной фразы может сбиваться дыхание. А рассказать-то хочется все и сразу! Но язычок и легкие малыша еще не в состоянии справиться с длинными предложениями. Наряду с этим, заикание может возникнуть на фоне позднего развития речи. Обычно причина этому двигательная расторможенность нервной системы. В этом случае дети часто нечетко произносят звуки и речь их невнятна.  На самом деле причин заикания больше (в одной из предыдущих статей мы подробнее уже рассматривали причины заикания) , но мы говорим о том, что дневник может помочь зафиксировать моменты связанные с отклонениями в речевом развитии в определенном периоде и установить причины заикания.rechevli-dnevnik-rebenka3
  • Если ваш ребенок, по тем или иным причинам, уже занимается с логопедом, то дневник позволяет отследить динамику развития. Необходимо знать, что результаты работы с речью малыша не всегда проявляются быстро. Записывайте в дневник появляющиеся слова, фразы, предложения, а так же число и месяц их появления. Пролистав свои записи за три-четыре месяца, можно четко увидеть результаты общего труда ребенка, логопеда и родителей.rechevli-dnevnik-rebenka5
  • А в будущем дневник может стать ценным подарком уже повзрослевшим детям. Очень интересно и весело читать о себе маленьком!rechevli-dnevnik-rebenka4

Для детей имеет огромное значение видеть и знать, что родители уделяли внимание его личности, его развитию, его успехам. Поэтому постарайтесь записывать то, как развивается речь  вашего малыша, фотографируйте ребенка и подписывайте фото его словами и высказываниями, снимайте видео, сохраняйте память о радостном и прекрасном в жизни вашего малыша-детстве! Успехов!

Источник

Статья:

Достаточно часто молодых родителей беспокоит вопрос: «В правильном ли темпе развивается речь нашего ребенка?» И не напрасно! Ведь речь – это основное средство мышления и общения!

Читайте также:  Мозаичность развития ребенка это

Мамы и папы штудируют различную литературу, консультируются со специалистами, знакомыми и ищут ответы на свои вопросы на просторах интернета.

Детские специалисты (психологи, педиатры, логопеды) и внимательные родители выявляют явную связь между развитием речи ребенка и участием взрослых в этом развитии. Все дети растут и совершенствуются, но бывает что эти процессы протекают неблагоприятно и не соответствуют нормам .

Планомерное развитие речи (т.е. систематизированное, организованное) всегда стоит на ступень выше спонтанного. При планомерном развитии родители заинтересованы в процессе, участвуют в нем, находят свои ошибки, радуются достижениям и поэтому, если возникают какие-то проблемы в развитии речи,  раньше отмечают их и быстрее с ними справляются.

Бесценную помощь в этом деле может принести ведение речевого дневника ребенка.

В дневнике развития речи ребенка записываются понимание речи взрослого, умения подражать речи окружающих, произношение звуков, слогов, первые слова, выстраивание предложений. Любопытно описывать чувства и эмоции ребенка при общении, т.е. его умение радоваться, удивляться, настаивать на своем, сердиться, жаловаться, делиться, уступать и т.д. Интересно отмечать развитие способности ребенка проявлять инициативу в общении, умение развивать общение, боязнь общения с кем либо, предпочтения в общении, умение переносить навыки общения  в игровую ситуацию. Так же можно описывать речевое окружение ребенка.

Какие бывают речевые дневники?

Формат дневника может быть различным: от простого блокнота с пометками до онлайн-дневника. Так же это могут быть аудиозаписи на диктофон или видеосъемка и создание  фильма с комментариями родителей.

Для того чтобы выбрать для себя форму ведения речевого дневника и какую информацию записывать в него, нужно заглянуть немного вперед и подумать, кому и зачем могут быть полезны данные записи. 

Зачем нужен речевой дневник?

  • Заполняя дневник, последовательно выстраиваются этапы развития речи ребенка, которые можно сопоставить с возрастными нормами (читайте подробнее о нормах развития речи детей 1 года, 2 лет, 3 лет, 4 лет, 5 лет, 6 -7 лет) и к которым можно обратиться в случае возникновения проблем на последующих этапах развития. Так, например, логопед, проводя обследование речи ребенка, может поинтересоваться у родителей, в каком возрасте появилось гуление, в каком лепет, когда появились первые слова и т.д. Такая информация помогает поставить конкретный диагноз. Дневник в этом случае поможет родителям найти подробную и точную информацию.
  • Иногда необходимо воссоздать цепочку причинно-следственных событий и этому отлично может поспособствовать дневник. Например, ребенок начал заикаться. Одной из причин возникновения заикания может быть раннее развитие речи. Когда в возрасте 1,5-1,8 лет у ребенка интенсивно растет активный словарь и он овладевает фразовой речью. При произнесении длинной фразы может сбиваться дыхание. А рассказать-то хочется все и сразу! Но язычок и легкие малыша еще не в состоянии справиться с длинными предложениями. Наряду с этим, заикание может возникнуть на фоне позднего развития речи. Обычно причина этому двигательная расторможенность нервной системы. В этом случае дети часто нечетко произносят звуки и речь их невнятна.  На самом деле причин заикания больше (в одной из предыдущих статей мы подробнее уже рассматривали причины заикания) , но мы говорим о том, что дневник может помочь зафиксировать моменты связанные с отклонениями в речевом развитии в определенном периоде и установить причины заикания.
  • Если ваш ребенок, по тем или иным причинам, уже занимается с логопедом, то дневник позволяет отследить динамику развития. Необходимо знать, что результаты работы с речью малыша не всегда проявляются быстро. Записывайте в дневник появляющиеся слова, фразы, предложения, а так же число и месяц их появления. Пролистав свои записи за три-четыре месяца, можно четко увидеть результаты общего труда ребенка, логопеда и родителей.
  • А в будущем дневник может стать ценным подарком уже повзрослевшим детям. Очень интересно и весело читать о себе маленьком!

Для детей имеет огромное значение видеть и знать, что родители уделяли внимание его личности, его развитию, его успехам. Поэтому постарайтесь записывать то, как развивается речь  вашего малыша, фотографируйте ребенка и подписывайте фото его словами и высказываниями, снимайте видео, сохраняйте память о радостном и прекрасном в жизни вашего малыша-детстве! Успехов!

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Читайте также:  Развитие ребенка раннем онтогенезе

Источник

Уважаемы родители.                                                             Предлагаем Вашему вниманию                                                  «Дневник развития речи моего ребенка»,                                  с помощью которого вы сможете проследить и зафиксировать речевое развитие Вашего ребенка                   от рождения  и до 6 лет.                                                                                                                                                                                                                               ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ РЕЧИ МОЕГО РЕБЕНКА

8 недель

Первые восемь недель жизни. (Отметьте, сразу ли закричал ваш новорожденный малыш и каким был его крик. Фиксируйте, какой у ребенка крик — ясный, чистый и громкий или сиплый и хриплый. Заметьте, когда кричит ваш ребенок, не бывает ли у него сильного крика по ночам.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2—5 месяцев

2—5 месяцев. Период гуления. (Ребенок сначала произносит звуки, подобные звукам [у], [а], плачет: «Уа! Уа!» Потом у него появляются сложные звукокомплексьг. агу, угу ага и т. п. Фиксируйте каждый появившийся у ребенка звукокомплекс и момент его появления.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5-10 месяцев

5—10 месяцев. Период лепета. (Отмечайте, когда у ребенка появляются новые звуки и звукокомплексы ма, ба, па, тя и т. п., когда он начинает произносить длинные цепочки слогов: ня-ня-ня-ня, дя-дя-дя и т. п. Не забудьте записать, когда у ребенка появится некое подобие интонации.)

________________________________________________________________________________________________________________________

10-12 месяцев

10—12 месяцев. Период произвольного подражания. (Запишите, когда ребенок начал повторять за вами отдельные слоги и даже слова, какие это слоги и слова, как часто малыш повторяет их. Отметьте, появились ли у малыша слова да и нет с соответствующими жестами к 11 месяцам. Сосчитайте, сколько слов в лексиконе вашего ребенка к году. Запишите эти слова.)

________________________________________________________________________________________________________________________

12—14 месяцев.

12—14 месяцев (Продолжайте записывать новые слова, появившиеся у вашего ребенка, фиксируйте, когда они появляются. Запишите, когда у ребенка отмечались первые проявления инициативы в употреблении слов.)

________________________________________________________________________________________________________________________

14-18 месяцев

14—18 месяцев. (Записывайте, как развивается речь малыша в этот период. Фиксируйте все новые слова. Отметьте, когда появились первые предложения-требования: «Дай! Хочу!», когда появились первые глаголы — спать, пить и т. п. Сосчитайте, сколько слов в лексиконе ребенка к полутора годам. Запишите эти слова.)

________________________________________________________________________________________________________________________

18—24 месяца

18—24 месяца. (Записывайте, как развивается речь малыша, когда появились первые предложения из двух-трех слов, какие Месяца это предложения. Сосчитайте, сколько слов активно использует малыш. Запишите их. Запишите образцы высказываний ребенка, сохраняя особенности его произношения. Отметьте, когда малыш запомнил и рассказал первый стишок или потешку.)

________________________________________________________________________________________________________________________

2-3 года

Период с двух до трех лет. (Записывайте, какие новые слова появляются у ребенка, отражая в записях особенности его произношения. Фиксируйте, как изменяются предложения, которые строит ребенок. Отметьте, исчезло ли физиологическое смягчение согласных к трем годам. Постарайтесь отметить, какие части речи использует ваш ребенок к трем годам.)

________________________________________________________________________________________________________________________

3-4 года

Период с трех до четырех лет. (Отметьте, появились ли в речи ребенка сложные предложения, постоянно ли он использует простые распространенные предложения. Каждый месяц фиксируйте состояние звукопроизношения ребенка. Записывайте, какие стихи умеет рассказывать малыш, какие сказки может пересказать. Зафиксируйте, чисто ли произносит ребенок звуки [с], [с’], [з], [з’], [ц] к четырем годам.)

________________________________________________________________________________________________________________________

4-5 лет

Период с четырех до пяти лет. (Продолжайте отмечать, как развивается речь ребенка. Записывайте образцы его высказываний. Отмечайте, какие стихи он знает наизусть, какие сказки может пересказать, может ли составить рассказ по серии картинок, может ли связно рассказать, что видел на прогулке или делал в детском саду. Отметьте, чисто ли произносит ребенок к пяти годам звуки [ш], [ж], [ч], [щ].)

Читайте также:  Роль мамы в развитии ребенка

________________________________________________________________________________________________________________________

5-6 лет

Период с пяти до шести лет. (Записывайте образцы высказываний вашего ребенка. Фиксируйте, какие грамматические ошибки есть у него в речи. Отметьте, не путает ли ребенок похожие звуки. Проверьте, может ли ребенок оставить рассказ по картине. Умеет ли он отгадывать загадки? Все ли звуки ребенок правильно произносит к шести годам? Умеет ли ребенок читать, может ли печатными буквами написать свои имя и фамилию?)

________________________________________________________________________________________________________________________

Использованные источники:

Нищева Н.В. /Если ребенок плохо говорит

Источник

8 недель

Первые восемь недель жизни. (Отметьте, сразу ли закричал ваш новорожденный малыш и каким был его крик. Фиксируйте, какой у ребенка крик — ясный, чистый и громкий или сиплый и хриплый. Заметьте, когда кричит ваш ребенок, не бывает ли у него сильного крика по ночам.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2—5 месяцев. Период гуления. (Ребенок сначала произносит звуки, подобные звукам [у], [а], плачет: «Уа! Уа!» Потом у него появляются сложные звукокомплексьг. агу, угу ага и т. п. Фиксируйте каждый появившийся у ребенка звукокомплекс и момент его появления.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5—10 месяцев. Период лепета. (Отмечайте, когда у ребенка появляются новые звуки и звукокомплексы ма, ба, па, тя и т. п., когда он начинает произносить длинные цепочки слогов: ня-ня-ня-ня, дя-дя-дя и т. п. Не забудьте записать, когда у ребенка появится некое подобие интонации.)

________________________________________________________________________________________________________________________

10—12 месяцев. Период произвольного подражания. (Запишите, когда ребенок начал повторять за вами отдельные слоги и даже слова, какие это слоги и слова, как часто малыш повторяет их. Отметьте, появились ли у малыша слова да и нет с соответствующими жестами к 11 месяцам. Сосчитайте, сколько слов в лексиконе вашего ребенка к году. Запишите эти слова.)

________________________________________________________________________________________________________________________

12—14 месяцев (Продолжайте записывать новые слова, появившиеся у вашего ребенка, фиксируйте, когда они появляются. Запишите, когда у ребенка отмечались первые проявления инициативы в употреблении слов.)

________________________________________________________________________________________________________________________

14—18 месяцев. (Записывайте, как развивается речь малыша в этот период. Фиксируйте все новые слова. Отметьте, когда появились первые предложения-требования: «Дай! Хочу!», когда появились первые глаголы — спать, пить и т. п. Сосчитайте, сколько слов в лексиконе ребенка к полутора годам. Запишите эти слова.)

________________________________________________________________________________________________________________________

18—24 месяца. (Записывайте, как развивается речь малыша, когда появились первые предложения из двух-трех слов, какие Месяца это предложения. Сосчитайте, сколько слов активно использует малыш. Запишите их. Запишите образцы высказываний ребенка, сохраняя особенности его произношения. Отметьте, когда малыш запомнил и рассказал первый стишок или потешку.)

________________________________________________________________________________________________________________________

2-3 года

Период с двух до трех лет. (Записывайте, какие новые слова появляются у ребенка, отражая в записях особенности его произношения. Фиксируйте, как изменяются предложения, которые строит ребенок. Отметьте, исчезло ли физиологическое смягчение согласных к трем годам. Постарайтесь отметить, какие части речи использует ваш ребенок к трем годам.)

________________________________________________________________________________________________________________________

3-4 года

Период с трех до четырех лет. (Отметьте, появились ли в речи ребенка сложные предложения, постоянно ли он использует простые распространенные предложения. Каждый месяц фиксируйте состояние звукопроизношения ребенка. Записывайте, какие стихи умеет рассказывать малыш, какие сказки может пересказать. Зафиксируйте, чисто ли произносит ребенок звуки [с], [с’], [з], [з’], [ц] к четырем годам.)

________________________________________________________________________________________________________________________

4-5 лет

Период с четырех до пяти лет. (Продолжайте отмечать, как развивается речь ребенка. Записывайте образцы его высказываний. Отмечайте, какие стихи он знает наизусть, какие сказки может пересказать, может ли составить рассказ по серии картинок, может ли связно рассказать, что видел на прогулке или делал в детском саду. Отметьте, чисто ли произносит ребенок к пяти годам звуки [ш], [ж], [ч], [щ].)

________________________________________________________________________________________________________________________

5-6 лет

Период с пяти до шести лет. (Записывайте образцы высказываний вашего ребенка. Фиксируйте, какие грамматические ошибки есть у него в речи. Отметьте, не путает ли ребенок похожие звуки. Проверьте, может ли ребенок оставить рассказ по картине. Умеет ли он отгадывать загадки? Все ли звуки ребенок правильно произносит к шести годам? Умеет ли ребенок читать, может ли печатными буквами написать свои имя и фамилию?)

________________________________________________________________________________________________________________________

Источник