Длина шага ребенка 5 лет

При формировании новых движений большое значение имеет взаимодействие двигательной системы с другими сенсорными системами: зрительной, слуховой, вестибулярной.

Ходьба. Второе полугодие жизни ребенка является периодом подготовки к ходьбе. Сначала он усваивает принципы самостоятельной ходьбы при посторонней поддержке. Переступание при поддержке под мышками отмечается приблизительно к 5-месячному возрасту, но ребенок может переступать 1—2 шага и только к 6,5—8 месяцам переступает уверенно. Овладев переступанием, он начинает все чаще и дольше ходить при поддержке. От ходьбы с поддержкой под мышками ребенок переходит к ходьбе с поддержкой за две руки, затем к двуручной опоре о посторонние предметы, к ходьбе за одну руку и к ходьбе с одноручной опорой о те или иные предметы. Началом самостоятельной ходьбы считается тот момент, когда ребенок может пройти без посторонней помощи несколько шагов. Дети, которые начинают ходить, передвигаются быстро, так как при таком перемещении они легче удерживают равновесие.

Шаги у начинающих ходить детей короткие и составляют в среднем 24,5 см. Длина шага у детей ограничивается: во-первых, тем, что туловище наклонено вперед, согнутые в коленях ножки создают невыгодные условия для размаха переносной ноги, а во-вторых, недостаточной гибкостью стопы. Малоподвижная стопа не обеспечивает полностью переката на носок и препятствует отталкиванию носком от почвы. Кроме того, шаги ребенка еще и неравномерны.

Неравномерность шагов начинающих ходить детей связана с преодолением силы тяжести и инерции. Длина шага с момента самостоятельной ходьбы увеличивается от 42 см в 1 год 1 месяц до 73 см в 2 года 2 месяца; с 2 до 4 лет — от 61 до 89 см. Начиная с 2-летнего возраста стабилизируется темп шага. Так, у детей в возрасте от 4-х до 7 лет длина шага увеличивается, а темп уменьшается. В этом возрасте отсутствует прямая зависимость между темпом и длиной шага. У детей от 8 до 15 лет длина шага продолжает увеличиваться, а темп ходьбы снижается. Уже у детей с 8 лет при ускорении темпа удлиняется шаг, то есть устанавливается прямая зависимость между темпом и длиной шага, характерная для взрослых.

При ходьбе большинство маленьких детей ставят стопы параллельно, и они значительно чаще, чем у взрослых, повернуты внутрь. В дошкольном возрасте у 23% детей стопы незначительно развернуты кнаружи, затем постепенно увеличивается число детей, ставящих стопы под углом. У взрослых людей при ходьбе стопы развернуты кнаружи под углом 35° (П. Ф. Лесгафт). Содружественные движения рук и ног при ходьбе устанавливаются у детей тогда, когда уже развиты центральные координационные механизмы. Так, в 4-летнем возрасте реципрокные отношения между руками и ногами при ходьбе имеют 54% детей, в 5—6 лет — 70%, а в 7 лет — 100%. Возрастает скорость ходьбы, и у большинства детей наблюдается правильная осанка при ходьбе.

Бег.Для бега характерным является отрыв обеих ног от пола, то есть полетность (Атл., рис. 110, Б, с. 114). Элементы полета отмечаются уже у детей в возрасте около двух лет. В возрасте 4—5 лет отрыв ног от пола встречается у 20%, а к 7 годам более чем у 70% детей. Время полета от шага к шагу изменяется. В возрасте от двух до пяти лет полет имеет достаточную длительность, но время полета еще неравномерно от шага к шагу. За период с трех до десяти лет время полета увеличивается более чем в два раза.

Длина шага при беге увеличивается, он становится более равномерным, движения ног более частыми, и в 6—7 лет значительно возрастает скорость бега, ее увеличение продолжается вплоть до 13-летнего возраста. У мальчиков дошкольного возраста скорость выше, чем у девочек. В дальнейшем увеличение средней скорости у мальчиков происходит значительно быстрее, чем у девочек тех же возрастов.

Максимальная скорость бега с возрастом увеличивается: в среднем она равна у детей 7 лет — 4,5 м/с; 10—11 лет — 5,37 м/с; 12—13 лет — 5,78 м/с; 14—15 лет — 6,07 м/с; 15—16 лет — 7,59 м/с; 17—18 лет — 8,08 м/с. У детей 7—8 лет способность сохранять высокую скорость бега развита меньше, чем у подростков и юношей.

Прыжки.(Атл., рис. 110, В, с. 115). Прыжок — сложный двигательный навык, который требует значительной силы и быстроты движений. Он развивается по мере роста ребенка. Дети раннего возраста при подпрыгивании не отрывают ноги от почвы, и движения сводятся к ритмичным приседаниям и выпрямлениям тела. С 3 лет ребенок начинает подпрыгивать на месте, слегка отрывая ноги от почвы, что дается трудно и не сразу. Например, в возрасте 3 лет одновременный подъем ног при прыжках на месте отмечается лишь в 50—60%, а перепрыгивание через веревочку в 30—40 случаев.

Читайте также:  Шелушение у ребенка 1 5 лет

Следующим этапом в формировании прыжка является одновременное разгибание обеих ног. Этому акту предшествует шагание с подъемом одной ноги. Совершив подряд 2—3 прыжка в длину, дети переходят от симметричных движений ног к перекрестным или, наоборот, сделав сначала несколько шагов, только потом прыгают.

Начиная с 6—7 лет симметричные движения ног при многократных прыжках не сбиваются на попеременные движения.

У маленьких детей руки при прыжке вначале двигаются в направлении, противоположном перемещению тела, потом перемещаются вверх, то есть становятся стабилизаторами, а затем усилителями скорости движений.

Координация движений при приземлении, сохранение равновесия у маленьких детей несовершенны. Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте недостаточно сгибают колени, не одновременно ставят стопы на землю, тяжело опускаются на всю стопу сразу без перехода с пятки на носок.

Наряду с совершенствованием координации движений при осуществлении прыжка растет его дальность. Наибольший рост результатов отмечается у мальчиков до 13 лет, а у девочек — до 12—13 лет. После этого периода отмечается менее значительный рост длины прыжка и даже некоторое уменьшение его. Начиная с 13 лет отмечаются половые различия в длине прыжка, и в 16—17 лет длина прыжка девочек значительно отстает от длины прыжка мальчиков (Маркосян, 1969).

С возрастом увеличивается не только длина прыжка, но и точность. Как отмечает А. И. Васютина (1963 г.), точность прыжка в полную силу с возрастом от 4 до 16 лет увеличивается больше чем в 5 раз. Наибольшее увеличение точности наблюдается в возрасте от 4 до 6 лет, а затем отмечается некоторое снижение до 9—10 лет. Дальнейшее изменение точности прыжка после 9—10 лет незначительно.

По мере роста детей возрастает роль зрительного анализатора в точности прыжка. Тренировка способствует быстрому развитию точности прыжка детей, а также значительно растет его длина.

Метание предметов вдаль и в цель является распространенным двигательным актом. Эта форма движения встречается в спортивных играх (городки, теннис, баскетбол). В возрасте 1 года ребенок может бросить мяч двумя руками вниз из положения сидя. В 2 года дети могут бросать одной рукой попеременно маленький мяч вдаль на расстояние 40—50 см и в крупную горизонтальную цель (корзина), находящуюся на полу на расстоянии 20—40 см или на уровне груди ребенка на расстоянии 50—70 см. К 3 годам дети уже могут бросить маленький мяч в вертикальную цель, находящуюся на высоте 80 см (примерно на уровне глаз ребенка) на расстоянии 100—125 см, а также бросать и ловить мяч на расстоянии 70—100 см (по данным кабинета физического воспитания Института педиатрии Министерства здравоохранения РСФСР).

По мере развития мышц плечевого пояса растет дальность броска детей. Так, например, у детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет увеличивается дальность броска, которая в школьные годы продолжает повышаться у мальчиков в 11 и 13—14 лет, а у девочек с 14 лет отмечается некоторое понижение дальности броска. Имеются различия в метании правой и левой рукой.

При метании, как и при прыжках, с ростом детей увеличивается значение зрения. Это проявляется увеличением разницы между показателями меткости при закрытых и открытых глазах (А. И. Васютина, 1963).

Ряд авторов (Кабанов, Васютина, 1963) отмечают, что роль различных функциональных структур глаза (бинокулярное, монокулярное, периферическое и центральное зрение), участвующих в оценке удаленности цели при метаниях, с возрастом меняется. Так, например, монокулярное зрение лишь после 12 лет становится достаточным для образования прочных условных связей, необходимых для точного выполнения метательного акта.

Роль центрального зрения начинает возрастать лишь с 13—14 лет в установлении зрительно-двигательных условных связей, обеспечивающих точность метания.

При систематических тренировках меткость при метаниях в горизонтальную цель у детей всех возрастов увеличивается, уменьшается количество грубых ошибок, и соответственно увеличивается количество попаданий у детей 7—8 лет и в большей степени у детей 9—10 лет при метании на 1—4 м, у детей 11—12 лет — при метании на 2—5 м, у детей 13—14 лет — при метании на 2—7 м.

Точность метаний в вертикальную цель также повышается с возрастом. Для детей дошкольного возраста метание в вертикальную цель является трудным, а у 5-летних детей часто носит случайный характер. В школьном возрасте наблюдается дальнейшее повышение меткости при бросках в вертикальную цель. Точность метаний девочек-дошкольниц и школьниц значительно ниже точности метания мальчиков.

Читайте также:  Распевка для ребенка 5 лет



Источник

Ирина Захтаренко
Ходьба для здоровья. Консультация для родителей

Ходьба для здоровья

Консультация для родителей

Дошкольный возраст — один из важнейших периодов в жизни человека. Именно в это время формируются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, основные двигательные навыки, проявляется интерес к физкультуре.

Движения — важнейшая потребность ребенка, с их помощью он познает окружающий мир, формируется психика, активизируется внимание.

Активные движения — непременное условие нормального развития, укрепления здоровья. Для этого полезно не только выполнять специальные упражнения, но и просто ходить. Научными исследованиями и практическим опытом доказана эффективность такого вида деятельности, как ходьба, поддающаяся дозированию, обладающая выраженным тренирующим эффектом.

Ходьба — одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать.

Умение ходить формируется у него в конце первого — начале второго года жизни.

Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.

В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться в пространстве, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.

Ходьба представляет собой циклическое движение умеренной интенсивности, т. е. происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно-мышечного аппарата на высоком уровне. Поэтому ходьба широко использоваться в физическом развитии детей разных возрастов.

Величина нагрузки при ходьбе зависит от скорости движения и условий выполнения. Так, при медленной ходьбе по относительно ровной поверхности (грунтовой или асфальтовой дорожке) интенсивность нагрузки незначительна. Но она заметно увеличивается, если повысить темп движения, включить преодоление спусков и подъемов или двигаться по дорожкам с разным грунтом (песчаным, травянистым).

При кажущейся простоте движений в ходьбе ребенок не может сразу овладеть правильными навыками, особенно на начальном этапе, когда малышу трудно сохранять равновесие из-за колебаний общего центра тяжести (он раскачивается, туловище излишне наклоняет вперед). Поэтому ребенок двигается быстро,мелкими шагами: стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на носок, ребенок как бы «шлепает». Шаги неуверенные, неравномерные. Плохо согласованы движения рук и ног, руки мало участвуют в движении. Эти особенности ходьбы ребенка вызваны слабостью мышц, участвующих в движении, плохой согласованностью их работы, более высоким, чем у взрослого, расположением центра тяжести тела. Слабо выраженный свод стопы, отсутствие умения при движении напрягать или расслаблять соответствующие мышцы не выполняет рессорной функции стопы, делая шаги ребенка тяжелыми.

Ходьба у детей в возрасте 3 — 4 лет имеет еще неравномерный темп и недостаточную четкость движений, несоблюдение указанного направления, боковые раскачивания, разведение рук для сохранения равновесия, шарканье ногами, ноги при ходьбе полусогнуты.

В возрасте 5 — 6 лет координация движений улучшается, согласованные движения рук и ног улучшаются более чем у 70 % детей, становится более равномерным шаг.

К 7 годам почти у 1 % детей более согласованные движения рук и ног, увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы, возрастает скорость ходьбы на расстояние. У большинства детей имеется правильная осанка при ходьбе.

«Дозированная ходьба»

Термин «дозированная ходьба» означает, что физические нагрузки регламентируются (увеличиваются или уменьшаются дистанция, темп, продолжительность) в зависимости от состояния здоровья и возраста воспитанников.

Оздоровительно-спортивная ходьба доступна и показана всем здоровым людям, в том числе и детям. Оптимальный ее эффект может достигаться лишь при соблюдении правильного общего режима.

Начинать с ходьбы по ровной поверхности в безветренную погоду (ветер увеличивает нагрузки, в медленном темпе (при быстрой ходьбе организм не успевает вработаться, что приводит к утомлению).

Величина нагрузки в оздоровительной ходьбе складывается из двух компонентов — интенсивности и объема. Интенсивность ходьбы должна быть такой, при которой можно вести разговор на ходу, не допуская перенапряжения, чтобы ЧСС составляла 60% от максимальной. Лучше увеличить дистанцию или время ходьбы, но не скорость передвижения.

Читайте также:  Что приготовить на ужин для ребенка 5 лет

Осваивать оздоровительно-спортивную ходьбу лучше в два этапа.

Первый этап — прогулочная ходьба в привычном для детей темпе.Нагрузка дозируется по продолжительности: начиная с 15 минут, доходя через несколько недель до 30. При хорошем самочувствии можно увеличивать расстояние, сохраняя скорость ходьбы постоянной (ЧСС 14-16 уд. /10 с).

Второй этап — оздоровительная ходьба. После того как дети могут без напряжения ходить в течение 30 минут, целесообразно переходить ко второму этапу. Нужно постепенно увеличивать скорость ходьбы (контролировать пульс, который на этом этапе должен быть в пределах 18— 20 уд. /10 с). Дыхание должно быть произвольное, через нос.

Рекомендации: если вы видите, что ребенок дышит через рот, значит, скорость слишком велика и ее нужно уменьшить.

Для оздоровительной ходьбы характерны:

— активное отталкивание стопой с мягким перекатом с пятки на носок;

— поворот таза и активное движение в тазобедренном суставе путем подтягивания туловища к опорной ноге;

— постановка стоп почти параллельна друг другу с минимальным разворотом их в стороны. При этом нужно избегать «стопора», т. е. натыкания на край пятки, для чего голень не следует выносить слишком далеко вперед.

Переходить от обычной ходьбы к оздоровительной нужно постепенно, с периодическим включением ее отдельных элементов, пока новая техника не станет привычной. Тренировка в оздоровительной ходьбе проводится раз в день (4—5 раз в неделю, в зависимости от самочувствия. Второй раз в течение дня может использоваться только медленная, прогулочная ходьба.

Так постепенно ребенок приобретает подвижность, гибкость, силу и выносливость. Физические упражнения — незаменимые средства поддержания и укрепления здоровья.

Дозированная физическая нагрузка в виде ходьбы, регламентированной по продолжительности, темпу, расстоянию,используется как метод физкультуры в лечебных целях:

формировать правильный стереотип ходьбы и правильную осанку;

развивать ориентировки в пространстве и зрительное внимание.

Рекомендации: обязательно измеряйте у детей пульс до и после ходьбы, а также наблюдайте за их самочувствием визуально во время ходьбы.

Упражнения в ходьбе для детей 3 — 4 лет.

Эти упражнения развивают чувство равновесия. Ребенок приобретает гибкость, быстроту и грацию будущей походки.

Исходное положение (одно и то же для всех упражнений): руки на поясе, большие пальцы сзади. Плечи и локти отведены назад. Лопатки сведены. Голова держится прямо.

«Волчий шаг» — поднять ногу, вынося колено вперед. Ступню выпрямить. Бесшумно поставить ее на землю.

«Мышиный шаг» — укрепляет свод ступни. Выполняется так же, как и предыдущее упражнение, но ногу нужно опускать на носок.

«Шагом, рысцой, галопом» — при ходьбе поднимать бедро до горизонтального положения. Ступня расслаблена и вытянута вперед.Передвигаться в различном темпе: шагом, рысцой, галопом.

«Солдатский шаг» — развивает чувства равновесия и ритма. Руки опустить. Идти, выбрасывая ногу вперед. Размахивать в такт руками.

«Подпрыгивание» — развивает мышцы ног и укрепляет ступню. Руки все время на поясе. Пятки вместе.

«Прыжки на носках».

Упражнения в ходьбе для детей 4—5 лет.

Исходное положение то же.

«Краб» — развивает равновесие и рефлексы. Пятиться назад, грудь слегка наклонена вперед для сохранения равновесия.

«Гигантский шаг» — развивает мышцы ног и придает легкость походке. Выбросить согнутую ногу как можно дальше вперед. Туловище наклонить вперед. Руками покачивать в такт движению.

«Ходьба с остановкой» — развивает координацию движений и внимание. По сигналу (например, хлопку руками) ребенок останавливается и стоит на правой ноге. Затем начинает движение. Новый сигнал — останавливается на левой ноге. И так далее.

«Ходьба с предметом на голове» — вырабатывает легкую походку, ребенок учится правильно держать голову.

Найти легкий предмет, например большую пластиковую губку. Вначале можно разрешить ребенку поддерживать предмет рукой. Потом нужно научить его поворачиваться на месте, удерживая предмет на голове, без помощи рук.

«Газель» — руки на поясе. Голову держать прямо. Ходить, выдвигая прямую ногу вперед. Ставить ступню на носок. Постепенно ускорять темп. Не утомляйте ребенка, делая эти упражнения слишком много раз в день. Варьируйте их.

ДЕТСКАЯ ОБУВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ:

1. легкая и гибкая нескользящая подошва;

2. небольшой каблучок, который предотвращает заваливание назад;

3. жесткий удлиненный задник, фиксирующий ступню и повышающий устойчивость;

4. широкий носок, дающий свободу пальчикам;

5. шнурки (или липучки, которые позволяют закрепить ботинок так, чтобы он плотно прилегал к ножке;

6. супинатор внутри.

ХОДИТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!

Источник