Динамика развития ребенка с зпр 1 класс

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития

Что такое задержка психического развития?

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с ЗПР.

Кто эти дети?

Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря. Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.

В младшем школьном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

Такие дети почти не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.

У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания — многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.

Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности — в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и на закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

В плане организации коррекционной работы с детьми, важно учитывать и своеобразие формирования функций речи. Методический подход предполагает развитие всех форм опосредования — использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог — давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы — составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.

Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.

В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

При выстраивании тактики коррекционно-развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития (Л.С. Выготский). Это понятие можно определить как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников. Коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.

Читайте также:  Нормы развития ребенка сроки

Можно выделить следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности:

Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей), введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д.

Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль).

Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.

Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах( даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное — родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

Читайте также:  Развитие ребенка в масловке

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,

Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).

Заключительная часть — продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.

9. Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для детей с особенностями в развитии, так как эта методика дает уникальную возможность ребенку работать и развиваться по своим внутренним законам. Вальдорфская педагогика как система не очень подходит для таких детей, так как личность ребенка с ЗПР легко подавить, а учитель в данной системе выступает в главенствующей роли. Как единственная оптимальная методика обучения грамоте, до сих пор остается методика Н.А.Зайцева. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны и «Кубики» — единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.

  • Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром
  • Игры с песком или «пескотерапия». Специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним очищает человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению.

Но, наша задача в дошкольном мире – привить такому ребенку умение к социальной адаптации. Мне кажется, здесь есть над чем подумать. Неправда ли?

Список литературы:

1. С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

2. Л.Г. Петерсон «Методические рекомендации»

3. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей.

Источник

                            Особенности детей с задержкой психического развития.

Дети группы ЗПР отстают в развитии, медленно усваивают учебный материал, но  они не являются умственно отсталыми. Их поведение, как и учебная деятельность, характеризуются не равномерностью проявлений. Они не удерживают в памяти  условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных  работах, оказываются неспособными оценить результаты своих действий. Их представления об окружающем мире недостаточно широки.  Дети с ЗПР  не всегда могут сосредоточиться на задании (даже игровом),у многих из них преобладают игровые мотивы.

Дети этой группы отличаются не устойчивостью внимания, слабостью  памяти и речевых средств. Неумение мыслить сочетается с не желанием мыслить.

У детей с ЗПР значительно большие, по сравнению с умственно отсталыми, потенциальные  возможности их развития и более высокий уровень обучаемости. но особенности детей с ЗПР обуславливают пониженную обучаемость, пониженную способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности.

Отставание в развитии ведет к тому, что интеллектуальные функции, (умственные операции, пространственные представления, навыки, умения) формируются с опозданием и не всегда оказываются полноценными даже к более поздним по сравнению с нормальными детьми срокам.

Продолжительность периода хорошей работоспособности весьма не велика. Отмечено что многие дети в состоянии работать всего 15- 20 минут, затем наступает утомление и истощение. В этом состоянии работоспособность и внимание резко снижается, возникают импульсивные действия. На замечания вспыхивают реакции  раздражения, отказываются работать, если задания им кажутся трудными.

С наступлением утомления дети ведут себя по-разному. Одни вялые пассивные ложатся на парту смотрят в окно, притихают, не досаждают, но и не работают. У других наоборот  появляется повышенная возбудимость, расторможенность двигательное беспокойство. Дети с ЗПР с трудом переключаются с одного вида деятельности  на другой. С такими детьми очень трудно входить в режим занятий – они вскакивают, ходят по классу, разговаривают с товарищами, выкрикивают, задают посторонние вопросы и без конца переспрашивают. Дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию – они мало активны, безынициативны не стремятся улучшить свой результат осмыслить работу в целом понять причины ошибок.  Это приводит к тому, что учащиеся продолжают допускать   прежние ошибки. Непосредственный интерес к заданию у них быстро угасает,  особенно при возникновении ,затруднений в работе ,которые они не стремятся преодолеть.

Среди детей с ЗПР  можно выделить две подгруппы. Некоторые дети не решительны, не верят в собственные силы, боятся даже не больших трудностей. Другие наоборот излишне активны, импульсивны, переоценивают свои возможности. Они начинают выполнять задания с уверенностью в успехе, однако их действия оказываются малопродуктивными.

Во внеклассной жизни дети более активны. Одни предпочитают  спокойные  занятия – лепку, рисование, конструирование (строительный материал разрезные картинки). Таких детей   меньшинство. Большинство  отдает  предпочтение подвижным играм, любят бегать, возиться.

К сожалению, у «тихих», и у  «шумных» детей фантазии и выдумки в самостоятельных играх, как правило, бывает мало. Их игры отличаются примитивным содержанием трафаретностью. Чаще всего дети устраивают возню, валяются на полу, на земле ,на снегу и бегают. При этом не щадят друг друга и нередко стараются причинить умышленно боль. Лишь при непосредственном руководстве взрослых удается организовать детей подчинить их игру цели и правилам придать ей смысл.

Читайте также:  Развитие творческого потенциала личности ребенка

Почти все дети с ЗПР любят спорт, хотя им присущи  двигательная неловкость некоординированность  движений, неумение подчиняться заданному ритму (музыкальному словесному)

Они проявляют  исполнительность, и аккуратность при выполнении работ  по уборке помещения по уходу за растениями, но только в том случае если эти работы не требуют  от них длительного напряжения и однообразия.

Такие дети любят участвовать в самодеятельности, причем именно в этом случае весьма отчетливо проявляются их интересы и возможности. При этом тексты стихотворений заучивают легче, чем аналогичный  материал из обязательной учебной программы. Наиболее активизирует деятельность детей тот материал, с которым они имеют или имели дело непосредственно сами. Чужой опыт или чужая работа оставляют их равнодушными.

Дети с ЗПР дорожат доверием взрослых, но это не избавляет их от срывов часто происходящих помимо их воли и сознания без достаточных на то оснований. Потом они с трудом приходят  в себя и еще долго чувствуют неловкость, угнетенность извиняются перед взрослыми (перед товарищами редко) но через некоторое время срыв может повториться. Дети с ЗПР тяготеют большинство к механической  работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление не очень сложных поделок. Любой новый вид работы или способ действия даже самый простой вызывает неудовольствие, а иногда и протест. Даже элементарные новые навыки вырабатываются крайне медленно и для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.  Дети с ЗПР тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой,  но зато  перескакивают с одного  на другое, не завершив начатого.

Они постоянно, что- то вертят в руках, теребят пуговицы на своем костюме ,играют разными предметами. Эти дети обидчивы  вспыльчивы. Часто без достаточных оснований могут нагрубить  обидеть товарища порой становятся жестокими. Для вывода детей из таких  состояний требуется время особые меры и большой такт. Лучше всего в таких случаях  помогает переключение на практическую деятельность  с предметами  или на другие облегченные и доступные задания подкрепляющие их веру в собственные силы. Некоторые из детей пытаются самоутвердиться: подчиняют себе более слабых физически товарищей, командуют ими, заставляют выполнять за себя неприятную им работу, показывают свое «геройство» совершая рискованные поступки (прыгают с высоты, влезают по опасной лестнице и т.д.) могут сказать неправду, например, похвастаться какими либо делами которые они не совершали. В тоже время эти дети чувствительны к несправедливым обвинениям остро на них реагируют, с трудом успокаиваются.

Физически слабые дети легко подчиняются таким «авторитетам» и могут поддерживать своих «вожаков» даже тогда когда они явно неправы.

Игровая деятельность у детей  с ЗПР сформирована не полностью.  Предпочитают наиболее простые игры. Ролевая игра, требующая выполнения определенных правил  осуществляется  ими в ограниченной форме: они соскальзывают на стереотипные действия часто простые манипуляции игрушками, а в целом игра носит процессуальный характер.

Дети фактически не принимают отведенной им роли и, следовательно, не выполняют функций, возлагаемых на  них  правилами игры, свойственные более  младшему возрасту.

У детей с резко отрицательным отношением к школе доминирует игровая мотивация. Отрицательное  из- за негативного отношения к учению  или из-за заниженной самооценки своих возможностей. С такими детьми хорошо использовать сюжетно- ролевую игру на тему  «школа» в качестве вспомогательного средства формирования учебной деятельности. В этой игре дети с наибольшей полнотой раскрывают свои потенциальные  возможности в отношении к учению в уровне проявления учебных навыков  знаний и представлений. Эту игру большинство детей предпочитают другим играм даже отказываются идти гулять, желая продолжать играть.

К содержанию игры относятся весьма ответственно и соблюдают не только все правила внешнего поведения, но и основные компоненты  учебного процесса. Детей привлекает в игре содержательная сторона учебной деятельности.  Ребенок, играющий роль учителя стремится выполнить те же задания, которые выполняли ученики.

Очень важно чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъемом. Этому способствует использование красочного дидактического материала и игровых моментов. Очень важно говорить с детьми мягким доброжелательным тоном и поощрять их за малейшие успехи. Задания должны быть доступны интересны не требующие длительного умственного напряжения и протекающие в спокойной  доброжелательной обстановке тогда такие дети  проявляют некоторую работоспособность.

С детьми группы ЗПР важна специальная коррекционная работа по восполнению пробелов в элементарных знаниях и практическом опыте. Задача этой работы – обогащение детей разнообразными знаниями об окружающем мире развивать у них наблюдательность способность к познавательной деятельности. Особый упор необходимо делать  на становление коллектива и воспитание дружеских взаимоотношений через все виды деятельности. Основа – индивидуальный подход.

Дети этой категории требуют особого внимания и подхода к ним, а их коррекционное обучение  необходимо сочетать с лечебно – оздоровительными  мероприятиями.

Источник