Диагностика уровня развития ребенка поступающего в 1 класс

Диагностика уровня развития ребенка поступающего в 1 класс thumbnail

Тестирование при поступлении в 1 класс

Диагностические задания.

Фамилия, имя, отчество. (Как тебя зовут?)

ФИО мамы и папы.

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?

У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

Сколько тебе лет? А сколько будет через год, два?

Назови свой день рождения (желательно год, месяц и день).

Сейчас утро или вечер? День или ночь? (почему ты так думаешь?, что может показать нам это).

Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?

Где ты живешь? Назови свой адрес.

Кем работают твои родители? (ответ должен быть достаточно простым, не обязательно называть должность родителей, важно, чтобы ребенок понимал, поэтому продумайте, как можно легко назвать вашу работу. Так же надо сказать, где работают мама и папа).

Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?

Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь? (весна — снег начинает таять, дни стали длиннее, стало тепло, месяц апрель, а это весенний месяц).

Когда можно кататься на санках – зимой или летом, почему? (летом можно кататься, если есть колеса, а санки плохо катятся по земле).

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Что делает почтальон, врач, учитель?

Звонок, парта, доска, мел для чего служат в школе? (звонок сообщает детям, что пора идти на урок. За партой дети сидят, пишут, читают. На полу делать это не очень удобно. На доске можно писать мелом. Доска удобная, так как можно стереть и написать еще, а если бы была бумажная доска, то каждый раз надо было бы менять).

Ты хочешь пойти в школу?

Чему ты там научишься? (Обязательно поговорите на эту тему. Дети говорят о чтении и письме. Если есть возможность, покажите учебники по разным предметам, расскажите, что есть еще и пение, рисование, физкультура…).

Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего человеку глаза, уши, рот?

Каких домашних животных ты знаешь? Диких? (Поговорите о том, какое домашнее животное что нам дает, почему люди одомашнили то или иное животное).

Каких ты знаешь птиц? Так же домашних и диких (домашних птиц легко запомнить в таком порядке: куры, гуси, утки, индюки. Попугай не является домашней птице. Домашние это те, что несут нам яйца).

Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?

У кого больше лап: у собаки или у петуха?

Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

Что нужно сделать, если случайно сломал чужую вещь?

Чем отличаются (похожи) молоток и топор, гвоздь и шуруп, молодой человек и старый. (Обязательно рассмотрите инструменты, ребенку проще понять отличия, если он может потрогать, рассмотреть. Со старым и молодым человеком сложнее. Присмотритесь к бабушке на лавочке, попробуйте вместе с ребенком сформулировать).

Дать определение слову тигр. (Не менее трех пунктов: тигр — это хищное животное, живет в Африке и Азии, у него есть полосы, он похож на большую кошку).

Зачем люди делают что-то: умываются, занимаются спортом, соблюдают правила дорожного движения.

Почему плохо врать, воровать, драться, ломать и портить вещи.

Что значат слова: велосипед, нож, кепка, письмо, одеяло, гвоздь, винт…

Какие достопримечательности есть в твоем городе?

Чем отличается город от деревни?

Как называется наша планета? Какие ты еще знаешь планеты?

Луна — это планета?

Собеседование по этим вопросам проходит в форме беседы. Чем больше может рассказать ребенок, подробнее, тем лучше.

Исследование памяти.

Слуховая память.

Назвать 10 слов : стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, бак, окно.

Ребенок должен назвать не менее 5-6 слов в любой последовательности.

Зрительная память.

Показать 10 картинок. Ребенок должен запомнить не менее 6.

Показать 16 схематичных картинок (дом, флаг, дерево, цветок, цифры, буквы, геометрические фигуры и т. д.).

Смысловая память.

Назвать пары слов: шум – вода, стол – обед, мост – река, лес – медведь, рубль – копейка, школа – ученик, снег – зима.

Затем назвать только первое слово из пары, а ребенок должен назвать второе.

Ребенок должен запомнить не менее 3 пар из 5.

Повторить порядок действий: мальчик встал, умылся, оделся, позавтракал и пошел в школу.

Прочитайте фразы:

1. Летом ярко светит солнце.

2. Дети играют в мяч.

3. Машина едет по дороге.

4. В поле растут ромашки и васильки.

5. Бабушка вяжет носки.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.

Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

В 6 – 7 лет обычно справляются с этим заданием со 2 – 3 попытки.

Логическое мышление.

Определить, что лишнее среди 4 – 5 картинок (надо объяснить свой выбор).

Разложить картинки по порядку и составить рассказ.

Объяснить, почему снег растает в комнате.

Нога — носок — ботинок. Рука — ? надо продолжить. Ответ – варежка, перчатка.

Разложить картинки по категориям: машины к машинам, фрукты к фруктам и т. д.

Выбрать нужное слово: больница – лечение; школа – (учитель, парта, учение, ученик). Дом – крыша; книга – (бумага, буквы, обложка, знание) и т. п.

Нарисовать геометрические фигуры внутри и вне круга. Затем надо поставить точки в различных местах: внутри треугольника внутри круга, внутри квадрата вне круга.

Чтение. (Во многих школах не проверяется)

Чтение беглое плавное до 30 слов в минуту. Пересказ своими словами. Умение видеть главные члены предложения.

Прохлопать слово по слогам. Разделить картинки по слогам. Соединить слова и соответствующие им схемы. В схемах звуки изображены кружочками.

Слышать первый и последний звуки в слове. Конечно лучше, если ребенок слышит все звуки, но это важно для учебы, а не для поступления. Найти картинки с определенным звуком. Различать мягкость-твердость, парные согласные.

Из набора слов составить предложение. Слова могут быть на отдельных карточках или на одном листе бумаги. Слова могут быть в начальной форме: мальчик, кататься, лыжи, на.

Описать картинку (детям трудно бывает начать описание. Можно услышать подобное: мальчик, велосипед, едет… Если научить ребенка правильно начинать рассказ, то дальше ему будет легче в любом случае).

Математика.

Считать до 100, но не обязательно. Считать до 20 в прямом и обратном направлении – обязательно в большинстве школ. Считать от 7 до 14, от 17 до 9 и т. п. Складывать и вычитать до 10. Понятия больше и меньше. Комбинаторика — у тебя есть 3 яблока и 3 груши, ты взял 4 фрукта, что это может быть (это могут быть 1 яблоко и 3 груши, 2 яблока и 2 груши, 3 яблока и 1 груша. Задания могут быть разные, важно перечислить все возможные варианты. Для того, чтобы ребенок понял, берем 2 желтых карандаша и 2 красных, надо взять 3 карандаша. Перебираем все варианты. Затем берем по 3 карандаша и так же перебираем все варианты. Сравниваем, сколько вариантов было в первом случае и сколько во втором. Потом берем по 4 карандаша и все повторяем. Вместо карандашей можно взять пуговицы).

Задачи в два действия: у Маши 3 куклы, а у Кати — на 2 куклы больше, сколько кукол у них вместе?

Обратные задачи: на ветке сидели птички, когда 3 улетели, осталось 4. Сколько было птиц на ветке до того, как улетели?

Задачи с использованием понятия пара: у Маши было 2 пары носков, а у Пети — 3 пары. Сколько носков у них было?

В некоторых школах используются задачи шуточные, на смекалку. К примеру: если 2 яблока разрезать пополам, то сколько будет яблок? Горело 7 свечей, 3 загасили, сколько осталось?

Математический диктант: 2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 1 клетку вниз и т. д. Это простой вариант. Может быть более сложный: 3 клетки вверх, 2 по диагонали вправо вверх… (некоторые преподаватели говорят — по диагонали, некоторые — наискосок).

Читайте также:  К теории развитие ребенка по леонтьеву

Основные понятия.

1. Семья.

2. Место жительства.

3. Школа.

4. Животные: дикие и домашние.

5. Птицы: дикие и домашние.

6. Растения: деревья, кустарники, травы. Знать наиболее часто встречающиеся названия растений.

7. Овощи, фрукты.

8. Времена года, месяцы, дни недели, сутки.

9. География: материки, горы, океаны, моря, реки, острова, страны, города.

10. Материалы: естественные — искусственные.

11. Состояния воды: жидкое, твердое и газообразное.

12. Свойства воды: прозрачная, мокрая, растворитель.

13. Транспорт: наземный, воздушный, водный.

14. Мебель.

15. Одежда: верхняя, обувь, головные уборы.

16. Профессии: врач — лечит, учитель — учит и т. д.

17. Праздники.

Другие тесты.

Змейка. Проставить точки внутри цепочки кружков.

Корректурная проба — вычеркнуть определенные буквы или геометрические фигуры. Либо в геометрических фигурах надо проставить разные знаки — плюс, палочку…

Найди отличия.

Лабиринты.

Из каких фигур состоят рисунки. В этом тесте используется рисунок из геометрических фигур.

Игра: да и нет не говорить. Это задание на внимательность. Вопросы могут быть самые разные, важно только, что говорить да и нет нельзя. Например: Ты мальчик? Снег белый?

Когда так бывает: сын старше отца. Всегда, часто, иногда, редко, никогда. Вместо «Сын старше отца» может быть любой вопрос. Например: летом идет снег, собака лает, зимой радуга.

Психологическая готовность к школе.

— Умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что отчего и почему.

— Способность слушать, понимать смысл прочитанного.

— Умение пересказывать.

— Качество мышления.

— Чувствует дистанцию с чужими взрослыми, не фамильярен.

— Легко устанавливает связи, контактен.

— Считается с другими детьми.

— Умеет играть по правилам.

— Умеет обосновать свой выбор.

Источник

1 класс

Стартовая диагностика

Содержание инструкций и заданий

Задание 1

Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

баллов — не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.

балл — существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

В случае, если фигура изображена «нетвердой» рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 2

Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.

Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

баллов — не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.

балл — выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.

 балла — выполнены верно два или три пункта задания.

балла — все пункты задания выполнены верно.

В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при правильном понимании текста задачи перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания: «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурят сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)

В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)»

Оценка выполнения задания:

баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

балл — выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.

балла — одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.

балла — обе задачи выполнены верно.

Задание 4

Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания: «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».

Оценка выполнения задания:

0 баллов — сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник).

3 балла — сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Задание 5

Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания: «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».

Оценка выполнения задания:

баллов — задание не принято, линия не проведена.

балл — линия проведена неверно.

3    балла — линия проведена правильно.

Задание 6

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Текст задания: «Посмотрите на эти картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней.

Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».

Оценка выполнения:

баллов — отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.

балл — наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]).

балла — выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет.

балла — правильное выполнение задания.

Задание 7

Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания: «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко — звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».

Оценка выполнения:

 баллов — непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек».

балла — наличие ошибок в один звук.

3     балла — правильное выполнение задания.

После проведения групповой работы по предложенной программе у Вас появятся данные об уровне развития у каждого ребенка:

пространственного восприятия (задание 2);

зрительного восприятия (задание 1);

представлений, лежащих в основе счета, представлений об операциях сложения и вычитания (задание 3);

умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4);

умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 5);

сформированности фонематического слуха и восприятия (задание 6);

сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 6, 7);

мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задания 1, 2).

Читайте также:  Картинки индивидуальное развитие ребенка

Таким образом, в большей или меньшей степени представлены все 4 выделенные в начале беседы группы показателей готовности к обучению:

уровень общего развития — задание 5;

степень развития ряда неречевых функций, лежащих в основе овладения грамотой (и математической, и лингвистической), — задания 1, 2;

наличие интуитивных дочисловых представлений — задания 3, 4;

уровень развития речи — задания 6, 7.

№ п/п

Фамилия

ребенка

Задание 1

Зрительное

восприятие

Задание 2

Пространственное восприятие

Задание 3

Выбор и выполнение

арифметических действий

Задание 4

Сравнение

множеств

Задание 5

Классификация

предметов

Задание 6

Фонематический слух

Задание 7

Предпосылки

к овладению звуковым

анализом

Произвольность (умение следовать указаниям)

Источник

Изучение стартового уровня первоклассников

Назначение диагностических методик:

– обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;

– выявить индивидуальные различия между детьми.

Методики позволяют учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.

Фронтальное изучение детей осуществляется на

второй-третьей неделе сентября, когда учитель уже имеет некоторое представление о своих учениках.Представленные здесь методики позволяют установить:

– владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень ее произвольности;

– интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;

– развитие устной речи (внешнюю характеристику, связность);

– фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на…», «меньше на…»), представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.

1. «Рисование бус» (методика И.И. Аргинской)

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.Организация работы. Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку. У каждого ребенка должно быть шесть разноцветных карандашей.

Работа состоит из двух частей:

1) выполнение задания (рисование бус);
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание бус.

Инструкция к 1-й части задания (повторяется два раза):

«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать».

Инструкция ко 2-й части задания: 

«Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки – всё ли сделано правильно. Кто заметит ошибку, сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие задания повторяется еще раз медленно, каждое условие выделяется голосом.)

а)

Оценка задания (оценивается лучший вариант)

4-й уровень: задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин (пять), их форма (круглая или близкая к круглой), использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины;3-й уровень: учтены три условия;2-й уровень: учтены два условия;1-й уровень: учтено одно условие.

б)

Оценка самоконтроля4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.2. «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной)Назначение задания: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.Организация работы. Узор-образец выполняется заранее на доске, расчерченной в клетку (или на большом листе бумаги, прикрепленном к доске):

Узор выполняется двумя цветами, например красным и синим. Детям раздаются чистые листы в клетку. Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.Работа состоит из двух частей: 

1) срисовывание и продолжение трех узоров;
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание узора (узоров), в котором (в которых) допущены ошибки.

Инструкция к 1-й части задания состоит из трех этапов: 

а) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор – такой же, как на доске, – и продолжите его до конца строки».

б) «Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и его тоже продолжите до конца строки». 

в) «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки».Инструкция ко 2-й части задания: 

«Теперь сверьте всю вашу работу с узорами, нарисованными на доске: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже. (Учитель показывает на доске, где следует рисовать исправленный вариант.) Все ли поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно».

а)

Оценка задания (оценивается лучший вариант)4-й уровень: все три узора срисованы и продолжены правильно: соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередовании цветов;3-й уровень: срисованы правильно второй и третий варианты узора;2-й уровень: срисован правильно третий вариант;1-й уровень: все узоры срисованы неправильно.

б)

Оценка самоконтроля4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

в)

Оценка развития графических навыков4–3-й уровень: линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;2–1-й уровень: линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.3. «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)Назначение задания: выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.

Организация работы.
Детям раздаются листы с нарисованными треугольниками. Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.

Инструкция: 

«Вы много раз рисовали и раскрашивали разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами». (Задание повторяется дважды.)

Оценка задания

4-й уровень: классификация выполнена – выделены три группы треугольников (3 равнобедренных треугольника, 3 равносторонних и 3 прямоугольных – названия треугольников даются для учителя);

3-й уровень:
допущена одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении или неразличение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);

2-й уровень: допущены две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и в прямом и зеркальном положении);1-й уровень: а) допущены три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных треугольников); б) бессмысленное хаотическое раскрашивание фигур.4. «Заселение дома» (методика И.И. Аргинской)Назначение задания: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого.Организация работы. Учитель заранее на доске рисует дом (см. рисунок) и готовит три большие карточки с изображением «жильцов» дома: точки, палочки, галочки. Каждому ребенку дается листок с изображением такого же дома. Для работы нужен карандаш или ручка.

Задание состоит из двух частей: 1) обучающей; 2) основной.Инструкция к 1-й части задания: 

«На ваших листочках нарисован дом. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. В этом доме на каждом этаже живут такие жильцы: точка, палочка и галочка (учитель сопровождает свой рассказ показом карточек). На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева живет точка (рисует в окошке дома на доске точку), в средней комнате живет палочка (рисует). Подскажите, кто живет в последней комнате? (Дети называют галочку, и учитель рисует ее в окне.) Теперь нарисуйте карандашом на своем листочке, в какой комнате кто живет на шестом этаже. (Дети рисуют, учитель проверяет, правильно ли они выполняют рисунок, помогает тем, кто испытывает трудности.)

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка в школьном возрасте

Теперь будем заселять жильцами пятый этаж. В первой комнате слева на пятом этаже тоже живет точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже?» 

Дети. В средней комнате – галочка, в последней – палочка.

Дети и учитель размещают жильцов на пятом этаже.

Инструкция ко 2-й части задания: 

«Мы вместе узнали, как живут жильцы на двух этажах. Осталось еще четыре этажа. Их вы заселите сами. На каждом этаже заселите одну точку, одну палочку и одну галочку так, чтобы на всех шести этажах они жили в разном порядке». (В случае необходимости инструкция повторяется дважды.)

Оценка задания (учитывается заселение только четырех нижних этажей)4-й уровень: задание выполнено полностью – найдены четыре разных варианта размещения, не повторяющих заселение пятого и шестого этажей;

3-й уровень: найдены 2–3 различных варианта из четырех возможных;2-й уровень: найден 1 вариант из четырех возможных;1-й уровень: самостоятельных решений не найдено.5. «Разметка» (методика Н.К. Индик, Н.А. Цирулик)Назначение задания: диагностика особенностей зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности.Организация работы. Подготовить для каждого ребенка лист белой бумаги размером 12 ґ 16 см, шаблон из тонкого картона (прямоугольник 6 ґ 4 см), простой карандаш.Работа состоит из двух частей: 

1) основная; 2) самоконтроль и в случае необходимости – выполнение заново.

Инструкция к 1-й части задания: 

«Ребята, представьте, что надо украсить комнату флажками вот такой формы (показывает прямоугольник). Сегодня мы научимся размечать такие флажки на бумаге. Перед вами лист бумаги. Нужно сделать так, чтобы из него получилось как можно больше флажков. Поэтому, прежде чем обводить прямоугольники, подумайте, как вы это будете делать. Начинайте работу».

Инструкция ко 2-й части задания: 

«Сейчас каждый из вас внимательно посмотрит на свою разметку и сам ее оценит. Повторяю, что нужно было разместить на листочке как можно больше флажков. При разметке мы должны быть экономными. Если вы увидите, что можно было сделать лучше, разместить больше флажков, сделайте работу заново на оборотной стороне листка».

Оценка задания (оценивается лучший вариант)4-й уровень: прямоугольники размещены на листе рационально – обводятся начиная от края листа, вплотную прилегают друг к другу; на листе 5 заданий выполнены верно;3-й уровень: 3–4 задания выполнено верно;2-й уровень: 1–2 задания выполнены верно;1-й уровень: задание не выполнено.6. «Диктант» (методика Н.В. Нечаевой)Назначение задания: выявить уровень развития фонетического анализа слов, а также способности к переводу звуков речи в знаки, в данном случае – в кружки (перекодирование).

Организация работы.
Диктант выполняется на листке в клетку.

Работа состоит из двух частей: 

1) обучающей; 2) основной.

Инструкция к 1-й части задания: 

«Несмотря на то что вы еще не умеете писать, вы сейчас сможете записать под диктовку несколько слов. Писать вы их будете не буквами, а кружками». Далее разбирается образец: «Хором произнесите медленно слово рак, а я под вашу диктовку запишу это слово кружками:

Проверим написанное, «прочитаем» кружки:

Все правильно».

Инструкция ко 2-й части задания: 

«Сейчас я буду диктовать разные слова, а вы на листочках нарисуйте столько кружков, сколько должно быть букв в каждом слове. Первое слово – ум. (Дети записывают.) Теперь под этим словом запишите слово ухо. (Указание о написании нового слова под уже написанным напоминается при записи каждого следующего слова.)

Для диктанта предлагаем шесть слов, в которых не расходится количество звуков и количество букв, различающихся по слоговой трудности. Слова проговариваются четко, но без разделения на слоги: ум, ухо, сок, лапа, сосна, звезда, капитан.

Оценка задания4-й уровень: правильно выполнены схемы всех семи слов;3-й уровень: правильно выполнены 5–6 схем:2-й уровень: правильно выполнены 2–4 схемы:

1-й уровень: правильно выполнена одна или не выполнено ни одной схемы.7. «Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой)

Назначение задания: выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ученик при диктанте).Организация работы.

Каждый ребенок получает лист с рисунками животных и схемами их названий:Работа состоит из двух частей: 

1) обучающей;
2) основной.

Количество квадратов в схемах соответствует количеству букв в слове. Схемы расположены вразбивку по отношению к рисункам. Дети должны установить соответствие между названием животного и схемой, соединив их линией.

И

нструкция к 1-й части задания:

«Сегодня вы попробуете «читать” слова, но написаны они не буквами, а квадратами».

Далее разбирается образец. На доске две схемы:

Рядом с первой схемой прикрепляется рисунок, изображающий, например, волка, а рядом со второй схемой – сома.

Учитель. Кто нарисован на этом рисунке?

Д. Волк.

У. Какой набор квадратов подходит к этому слову?

Читаем вместе первую схему:

Она не подходит. Читаем вторую схему:

Она подходит. Соединим линией эту схему и рисунок.

Так же проводится «чтение» слова сом.

Инструкция ко 2-й части задания: 

«Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках. Возьмите простой карандаш. Тихо произнесите название нарисованного животного. Найдите схему, которая соответствует этому названию. Соедините схему и рисунок. Не смущайтесь, если линии будут пересекаться, как это вышло на нашем образце». (Задание повторяется дважды.)

Оценка задания4-й уровень: правильно соединены с рисунками все 5 схем;3-й уровень: правильно соединены с рисунками 3–4 схемы;2-й уровень: правильно соединены с рисунками 1–2 схемы;1-й уровень: все схемы соединены с рисунками неправильно.

8. «Упорядочивание» (методика И.И. Аргинской)

Назначение задания: выявить уровень начальных математических представлений детей о счете предметов и умение упорядочивать.Организация работы. 

Каждый ребенок получает лист, на котором нарисованы 7 кругов с разным количеством точек: от одной до семи. Круги расположены в беспорядке. На листе должно быть место для выполнения задания ребенком.Инструкция: 

«Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точек мало, в других – много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки».

Оценка задания4-й уровень: задание полностью выполнено верно – круги нарисованы в порядке убывания количества точек или в порядке их возрастания;

3-й уровень: в выстроенной последовательности кругов допущены 1–2 ошибки;2-й уровень: в расположении кругов допущены 3–4 ошибки;1-й уровень: допущено более 5 ошибок.9. «Математический диктант» (методика И.И. Аргинской)Назначение задания: выявление представлений о геометрических фигурах и счете.Организация работы. 

Предъявляются семь разных предметов. Детям выдаются лист бумаги и карандаш. Задание состоит из 5 частей. Инструкция:

1) нарисуйте на листе столько же кругов, сколько на доске предметов (не меньше 5);

2) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов;

3) нарисуйте треугольников на 2 меньше, чем кругов;

4) обведите линией шесть квадратов;

5) закрасьте пятый круг.Оценка задания:4-й уровень: 5 заданий выполнены верно;3-й уровень: 3–4 задания выполнены верно;

2-й уровень: 1–2 задания выполнены верно;1-й уровень: ни одно задание не выполнено.10. «Развитие устной речи» (методика Н.В. Нечаевой)Назначение методики: установить внешние особенности устной речи, ее развернутость и связность.Инструкция. Оценка развития устной речи устанавливается учителем на основании наблюдений за речью учащихся на уроках и вне уроков.

а)

Оценка внешней характеристики устной речи

4-й уровень: в норме 5 показателей:

1) говорит охотно;

2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации;

3) речь в основном грамматически правильна;

4) артикуляция достаточно чистая;

5) громкость нормативная;3-й уровень: в норме 4 показателя;2-й уровень: в норме 2–3 показателя;1-й уровень: в норме 1 показатель.

б)

Оценка связности устной речи4-й уровень: говорит связными предложениями;

может дать развернутую характеристику объекта или явления;3-й уровень: речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение;

характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;2-й уровень: предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова;

ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;1-й уровень: речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом. (См. таблицу.)

Ф. И. ученика

Результаты выполнения диагностических заданий

(в уровнях)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

<