Стратегия развития личности ребенка в семье

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.

Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия,    приобретает готовность и умение решать проблемы в процессе общения. Усвоение норм человеческого общения начинается с момента рождения и его базис формируется к пяти годам. К этому возрасту у ребенка складывается целостное представление о том, что можно и нельзя делать, что ожидать от других, как лучше себя вести в той или иной ситуации.  Семейное воспитание предопределяет систему потребностей и мотивации взрослого человека, его восприятие окружающего мира. То фундаментальное, что закладывается в семье, с трудом поддается изменениям в дальнейшем. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, оно основано на родительской любви и вызывает ответные чувства детей к родителям.

Семья – это малая социально-психологическая группа, основанная на браке, её члены объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, тесными эмоциональными связями и моральной ответственностью друг перед другом.

Семья явление историческое. Общество предъявляет к семье свои требования: семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты, является вечной и очень ответственной задачей общества и всего человечества в целом. Сколько в мире семей, столько и разновидностей семейных моделей воспитания. Каждая семья неповторима и уникальна по-своему, в каждой преобладает свой путь воспитания и развития ребенка, который несёт  в себе яркий отпечаток личности родителей.

Что же такое «семейное воспитание» — это общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Принято выделять несколько факторов, определяющих семейное воспитание:

— распределение ролей в семье,

— модели отношения родителей с детьми,

— система наказаний и поощрений,

— ценностная ориентация родителей.

«У хороших родителей вырастают хорошие дети» — мы часто слышим это утверждение, а какие они «хорошие» родители? При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. Но вряд ли такая абсолютная норма существует в воспитательной деятельности. Быть родителем надо учиться, так же как мы постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

Многие родители знают, как не надо воспитывать, но не знают и не умеют воспитывать так, как им того бы хотелось, и тут на помощь должен прийти педагог. Его цель – содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями. Следует учитывать и тот факт, что некоторые родители не желают вмешательства со стороны, полагаясь на собственные возможности.

 Но оказать поддержку родителям в создании условий для полноценного развития личности и в понимании поступков  собственного ребенка можно только тогда, когда педагог знает и умеет определять семейную модель и тип отношений в семье, предвидеть путь развития ребенка и прогнозировать его жизненную позицию. Очень подробно  этот вопрос рассматривается  в книге Горловой Н.А. «Речевой фитнес» и др..   Предложенный  алгоритм,  связывает воедино механизмы эмоционально-личностного развития, типы семейных отношений и жизненный стиль семьи, определяющий путь развития ребенка.  Это ни сколько не умаляет основных методов работы с семьей, как то: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, но дает мощный фундамент для этой работы.

Предпочтительным является тип семейных отношений, который настраивает членов семьи на общение и компромиссное решение семейных проблем под девизом «Безвыходных ситуаций не бывает», формирует автономный путь развития личности ребенка, порождает действенную личную позицию, основанную на активности и осознанности. Человек не просто осознаёт течение своей жизни, но способен встать по отношению к ней в активную позицию и управлять ею.

В заключении я хочу напомнить, что воспитание – это взаимодействие равноправных участников и держится на любви к детям. Если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным:    

          5 объятий – для выживания,            

          10               —   для поддержки,

          15                – для роста и развития.

Наилучший результат, когда все это происходит в нужный момент, в этом и заключается мастерство воспитателя.

Источник

Автор: д. п.н., профессор

Задание для педагогов

«Стратегия социального развития ребенка в семье»

После знакомства со стратегией развития личности ребенка в семье:

Раскрыть интегративные качества «активность» и «осознанность», включив в них другие качества, которые необходимо формировать в соответствии с требованиями ФГОС. Ориентируясь на качества детей своей группы (класса), выявить наличие или отсутствие таких качеств как «активность» и «осознанность». Заполнить таблицу 1. С учетом выделенных качеств детей, определить группы семей (родителей) в соответствии с типом семейных отношений. Заполнить таблицу 2. Провести анкетирование родителей и определить «характер общения с ребенком в семье».

Таблица 1.

Качества детей, формируемые в семье

ФИО педагога____________  Группа/класс__________ Возраст детей________

Фамилия и имя ребенка

Активность +/-

Осознанность +/-

1

Отв.: обобщить данные, просчитать в процентном соотношении – сколько детей какими качествами обладают, подготовить аналитический материал (количественный и качественный анализ).

Таблица 2.

Типы семенных отношений

Фамилия ребенка (родителей)

Тип семейных отношений

1

Отв.: обобщить данные, подготовить аналитический материал (количественный и качественный анализ).

Провести анкетирование родителей и оказать консультативную помощь.

АНКЕТА

«Общение с ребенком в семье»

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы, выберите только один подходящий ответ и обведите его в кружок или поставьте «галочку».

Читайте также:  Презентация игрушка в развитии ребенка

Результаты анкетирования помогут педагогам снять барьеры общения Вашего ребенка с окружающими взрослыми и детьми, повысить качество его социально-коммуникативного и познавательно-речевого развития.

Каким тоном Вы чаще всего разговариваете с ребенком?

1

Повелительным

4

Доброжелательным

2

Требовательным

5

Заискивающим

3

Просящим

6

Тихим

Другое:____________________________________

Как Вы общаетесь с ребенком?

1

Как с маленьким, которого надо оберегать и защищать

3

Как с приятелем

2

Как с равноправным партнером

4

Как старший с младшим, соблюдая дистанцию

Другое: ____________________________________

Что Вы испытываете при общении с ребенком?

1

Деловой настрой

4

Беспокойство

2

Радость

5

Раздражение

3

Ощущение недопонимания

6

Страх

Другое:____________________________________

Как часто ребенок обращается к Вам с просьбой?

1

Постоянно

3

Редко

2

Не часто

4

Очень редко

Другое:____________________________________

Что, по Вашему мнению, испытывает ребенок, когда обращается к Вам с просьбой?

1

Уверенность, что его поймут

4

Страх

2

Дискомфорт

5

Волнение

3

Доверие

6

Радость

Другое:_____________________________________

В каком настроении чаще всего находится Ваш ребенок?

1

Радостном

4

Грустном

2

Тревожном

5

Веселом

3

Подавленном

6

Постоянно меняющемся

Другое: ____________________________________

Как Вы реагируете на негативные поступки ребенка?

1

Разбираюсь, а потом ругаю

4

Ругаю, а потом разбираюсь

2

Говорю, что сам виноват

5

Читаю «нравоучения»

3

Говорю, что виноваты другие

6

Пытаюсь выяснить причину

Другое: ____________________________________

Как Вы относитесь к просьбам ребенка?

1

Разрешаю все, ни в чем не ограничиваю

3

Доверяю и не проверяю

2

Ограничиваю во многом и проверяю каждый шаг

4

Доверяю и проверяю

Другое:____________________________________

Что Вы делаете для того, чтобы ребенок убрал игрушки (убрался в комнате)?

1

Приказываю

4

Используя игру

2

Угрожаю

5

Разъясняю

3

Уговариваю

6

Убираю вместе с ним

Другое: ____________________________________

Как Вы относитесь к мнению Вашего ребенка?

1

Считаю, что мое мнение важнее

3

Выслушиваю и учитываю

2

Выслушиваю, но не учитываю

4

Не выслушиваю  и не учитываю

Другое: ____________________________________

Как часто ребенок делится с Вами своими переживаниями?

1

Очень часто

3

Очень редко

2

Иногда

4

Не делится

Другое: ____________________________________

Как Вы считаете, испытывает ли ребенок страх перед Вами?

1

Очень часто

3

Очень редко

2

Иногда

4

Нет

Другое: ____________________________________

Где Ваш ребенок любит проводить больше времени?

1

Дома

3

В гостях

2

На улице

4

В детском саду (школе)

Другое: ____________________________________

С кем Ваш ребенок любит проводить время?

1

В кругу семьи

4

У друзей дома

2

С друзьями на улице

5

На улице с родителями

3

С друзьями у себя дома

6

У родственников

Другое: ____________________________________

Отмечаете ли Вы семейные праздники?

1

Всегда

3

Очень редко

2

Иногда

4

Нет

Другое: ____________________________________

Сложились ли в Вашей семье семейные традиции?

Другое: ____________________________________

Спасибо за участие в анкетировании!

Источник

Внутрисемейные отношения очень часто являются для ребенка образцом для подражания, и развитие его личности во многом зависит от того, как родители воспринимают ребенка и как ведут себя с ним.

Специалисты выделяют четыре основных типа семейного воспитания, в основе которых два критерия: уровень эмоционального приятия ребенка взрослыми и контроль с их стороны. Необходимо учитывать, что стили воспитания чаще всего смешанные, ведь человек – существо гибкое, вписать его поведение в рамки какой-либо концепции невозможно. Тем не менее, в каждой семье есть основной стиль воспитания, черты которого проявляются ярче остальных.

Стили воспитания

Авторитетный стиль

Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.

Ребенок, воспитанный в семье, использующей авторитетный стиль воспитания, будет отличаться высокой самооценкой, целеустремленностью, силой воли, ответственностью. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, чаще всего дружелюбны. Они готовы к выполнению социальных норм, обладают высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, соответственно, риск возникновения девиантного поведения в таких семьях достаточно низкий.

Авторитарный стиль

Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.

Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.

Либеральный стиль

Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.

Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.

У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.

Индифферентный стиль

Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.

Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.

Читайте также:  Диагностика индивидуального развития ребенка

Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.

Рекомендации

Анализ стилей воспитания показывает, что авторитетный стиль — наиболее благоприятный для формирования гармоничной личности. Самое главное при его использовании – обозначить границы еще в раннем детстве.

Либеральный стиль может показаться привлекательным тем родителям, что радеют за свободу и независимость ребенка, но на деле он не приносит должного результата.

А вот индифферентного и авторитарного стилей надо избегать…

Итак, знания о многообразии стилей воспитания подразумевают их эффективное и своевременное использование. В любом случае детям необходима душевная теплота, эмоциональное общение, понимание и приятие.

Любите своих детей, будьте внимательны к ним и соблюдайте баланс между строгостью и добротой.

Автор: Екатерина Головин

Источник

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Стратегия развития личности ребенка в семье и её значение для педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание

  • 1. Теоретические основы развития личности ребенка в семье

    • 1. 1. Степень изученности вопроса развития личности ребенка в семье
    • 1. 2. Влияние семьи на развитие личности ребенка
  • 2. Педагогическое значение семейной стратегии развития личности ребенка

    • 2. 1. Использование семейной стратегии в педагогической практике
    • 2. 2. Внедрение инновационных технологий социально-педагогической работы с учащимися и их семьями в деятельности специалистов (социального педагога)
  • Заключение
  • Список литературы

Не хочется никого обидеть, и, проявив глубочайшее уважение к коллегам педагогам, медикам, психологам хочется сказать, что весь профессионально-личностный потенциал данных профессий может направить в нужное русло именно социальный педагог. И только в этом случае деятельность социальных педагогов, психологов, классных руководителей и т. д. окажется намного эффективнее. Ведь редкий педагог изыскивает возможность интересоваться судьбой «трудного», «сложного» ребенка.

Воспитательная деятельность современных образовательных учреждений, которая в некоторый период развития педагогической теории и практики начала уходить в тень, сейчас активно осуществляется во всех образовательных учреждениях — от детского сада до вуза. И это бесспорно позитивный момент. Однако почему же государство и общество день ото дня шокированы все увеличивающимися масштабами малолетней преступности и преступлениями, совершенными в отношении несовершеннолетних, насилием над детьми и детским насилием, количеством попрошайничающих и беспризорных детей (особенно в городской среде)? Средства массовой информации пестрят страшными заголовками об очередных происшествиях. Дети, бесспорно, самая незащищенная, уязвимая и полностью зависящая от взрослых часть общества. И хотя создаются новые центры, ведутся разговоры о необходимости реорганизации системы социальной защиты детей, органов опеки и попечительства, тем не менее пока ситуация в позитивное русло не меняется. Без специалиста, способного организовать взаимодействие различных структур и ведомств, чтобы обеспечить жизнедеятельность каждого ребенка не обойтись.

Для создания эффективной системы помощи, защиты и поддержки населения необходима интеграция усилий хотя бы нескольких смежных отраслей, их взаимодействие во благо человеку, которое помогло бы обществу выйти из кризиса, а личности обрести себя и достойно жить в нем. Символом изменений в лучшую сторону становится одна из молодых специальностей — социальная педагогика, в основе которой лежит воспитание личности в обществе и для общества (5).

Спектр деятельности социального педагога довольно широк. Социальный педагог занимается проблемами воспитания в школе и учреждениях дополнительного образования, заботится о детях и взрослых, больных и здоровых, проживающих в детских домах и домах престарелых, школах-интернатах, школах для одаренных детей, имеет дело с законопослушными гражданами и правонарушителями, заключенными и отбывшими сроки наказания, приходит на помощь всем, кто в ней действительно нуждается.

Основным инструментом социально-педагогической практики или деятельности социального педагога выступают социально-педагогические технологии.

Существуют различные понятия, утвердившиеся в науке и успешно реализующиеся на практике, такие как «педагогические технологии», «социальные технологии». Однако ни те, ни другие не направлены на решение сугубо социально-педагогических проблем современного детства.

Под социально-педагогической технологией следует понимать совокупность методов, приемов, средств, направленных на выявление и преумножение педагогического потенциала стихийно и целенаправленно складывающейся среды субъекта (ребенка, семьи и т. д.) решение социально-педагогической проблемы.

Социально-педагогическая технология может быть одна, а вариантов ее реализации несколько (1). Это зависит от опыта работы социального педагога, инициативности, творчества, гибкости в социально-педагогической деятельности. Разнообразие и самих социально-педагогических технологий и подходов к их классификации впечатляет. Трудность классификации социально-педагогических технологий состоит также в том, что поле деятельности социального педагога велико — от учреждений, подведомственных министерству внутренних дел до учреждений, подведомственных министерству здравоохранения и социального развития. Мы попытаемся классифицировать социально-педагогические технологии по общим основаниям. На наш взгляд следует выделять следующие группы социально-педагогическихе технологий:

диагностические;

профилактические;

коррекционные.

Диагностические технологии в работе социального педагога выступают основой его профессиональной деятельности. В рамках данной технологии социальный педагог формирует банк данных воспитанников, школьников и т. д. (в любом учреждении, где работает социальный педагог); также выявляет детей группы риска по объективным показателям (наличие инвалидности у ребенка, дети, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, дети из семей, где родители злоупотребляют психоактивными веществами, алкоголем и т. д., неполные семьи (при этом неполная семья не означает наличие ущербности), семьи мигрантов, опекунские семьи, семьи осужденных, либо освободившихся из мест лишения свободы и т. д.); диагностирует особенности межличностных отношений детей, педагогов, родителей и детей, проблемы профессионального, социального и личностного развития субъектов образовательного процесса. По результатам диагностики специалисту требуется разработка программ профилактики, коррекции, создание карт социально-личностного развития ребенка, карт семьи.

Однако специфика деятельности социального педагога, его главная особенность в том, что он не работает сугубо с проблемами («трудными» детьми, неблагополучными семьями), его задача в профилактике проблем и трудностей, создании условий для полноценного развития ребенка в каждый возрастной период. Это уже профилактические социально-педагогические технологии, основная задача которых состоит в создании благоприятных психосоциальных условий для развития ребенка в социальной среде (образовательном учреждении, семье), а также педагогизации стихийной среды развития ребенка. Социальный педагог патронирует семьи, состоящие на внутреннем учете, проводит информационно-разъяснительную работу (на темы «Что нужно знать о наркотиках» или «Мифы о наркотиках»; «Моя будущая семья», «Дети — это наша ответственность» и т. п.); проводит родительские круглые столы, интерактивные собрания, с участием детей, семейные праздники. Весьма эффективными является посещение центров планирования семьи, специалисты которых на конкретных примерах, с применением яркой и поучительной наглядности предостерегают подростков от совершения необдуманных поступков. Также мощным профилактическим действием обладают экскурсии в патологоанатомический музей, экскурсии в центры временной изоляции несовершеннолетних подростков.

Коррекционные технологии направлены на преодоление уже имеющихся как групповых, так и индивидуальных проблем. С этой целью социальный педагог проводит круглые столы с педагогами, родителями, детьми, разрабатывает и проводит совместно с психологом тренинги, проводит социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическое внушение (13), осуществляет социально-педагогическую поддержку. Эффективным корректирующим приемом может послужить вовлечение в коррекционную деятельность тех подростков, которые прошли успешную реабилитацию и коррекцию какой-либо девиации, ведь дети лучше понимают сложности и переживания друг друга.

Читайте также:  Развитие ребенка для самореали

Наконец, нельзя не отметить, что все социально-педагогические технологии дифференцируются весьма условно, поскольку профилактика выступает мощным диагностическим средством, и наоборот. Так, в процессе профилактических мероприятий специалист выявит источник невротизации ребенка, обнаружит напряжение в межличностных отношениях подростков, между учителем и учениками или в семье, признаки жесткого обращения с ребенком, и наоборот диагностические материалы могут послужить необходимым средством профилактики и коррекции.

Воспитание в УДО реализуется через воспитательный процесс — взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию (20, «https://referat.bookap.info»).

В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Заключение

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Процесс семейного взаимодействия избирательно контролирует проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у индивида образа своего «Я». Семья определяет опасности, с которыми индивиду предстоит столкнуться в жизни.

Ведущая роль семейных отношений в воспитании заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности других компонентов педагогического воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения членов семьи. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами. В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а, следовательно, ее воспитательные возможности.

Список литературы

Алмазов Б.Н., Беляева М. А., Бессонова Н. Н. и др. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др. / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Академия, 2006.

Загвязинский В.И., Зайцев М. П., Кудашов Г. Н., Селиванова О. А., Строков Ю. П. Основы социальной педагогики [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. — Педагогическое общество России, 2002.

Бочарова В. Г. Личность — семья — община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа. -1992. — № 1. — С.3−9.

Концепция воспитания учащихся / НИИ теории и истории педагогики; А. А. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. // Педагогика. — 1999. — № 3−4.

Кубисенова, А. Р. Социально-педагогический профессионализм — показатель стабильности в России. [Электронный ресурс] / www.aspu.ru.

Культура семьи: Учебное пособие/Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. — Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005

Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991

Липский И. А. Современное состояние и перспективы развития социальной педагогики. [Электронный ресурс] Часть 1. 2007 г. www. social-pedagog.edu.mhost.ru / Docum / Public / menu. htm

Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького человека. — СПб: Речь, 2002

Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: инновационная деятельность/ В. А. Сластенин. — М.:ИЧП Изд-во АСОПиР, 1993. — С. 158−163.

Социальная педагогика [Текст] / Под ред. В. А. Никитина. — М.: ВЛАДОС, 2000

Справочник социального педагога: 5−11 классы [Текст] /Т.А. Шишковец. — М.: ВАКО, 2007.

Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. — Питер, СПб., Москва, Харьков, Минск, 2000

Шнейдер Л. Б. Семейная психология. — М, 2005

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алмазов Б.Н., Беляева М. А., Бессонова Н. Н. и др. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др. / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Академия, 2006.
  2. Загвязинский В.И., Зайцев М. П., Кудашов Г. Н., Селиванова О. А., Строков Ю. П. Основы социальной педагогики [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. — Педагогическое общество России, 2002.
  3. Бочарова В.Г. Личность — семья — община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа. -1992. — № 1. — С.3−9.
  4. Концепция воспитания учащихся / НИИ теории и истории педагогики; А. А. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. // Педагогика. — 1999. — № 3−4.
  5. Кубисенова, А. Р. Социально-педагогический профессионализм — показатель стабильности в России. [Электронный ресурс] / www.aspu.ru.
  6. Культура семьи: Учебное пособие/Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. — Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005
  7. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991
  8. Липский И.А. Современное состояние и перспективы развития социальной педагогики. [Электронный ресурс] Часть 1. 2007 г. www. social-pedagog.edu.mhost.ru / Docum / Public / menu. htm
  9. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького человека. — СПб: Речь, 2002
  10. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  11. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: инновационная деятельность/ В. А. Сластенин. — М.:ИЧП Изд-во АСОПиР, 1993. — С. 158−163.
  12. Социальная педагогика [Текст] / Под ред. В. А. Никитина. — М.: ВЛАДОС, 2000
  13. Справочник социального педагога: 5−11 классы [Текст] /Т.А. Шишковец. — М.: ВАКО, 2007.
  14. Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. — Питер, СПб., Москва, Харьков, Минск, 2000
  15. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. — М, 2005

Источник