Диагностика социального развития ребенка банкова

Диагностика социального развития ребенка банкова thumbnail

Методика 1

Вопросы для собеседования

(тест разработан С.А.Банковым)

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты станешь, когда вырастешь:
ей или дядей?

4. У тебя есть брат (сестра), кто из вас старше?

5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром- или днем? Что бывает раньше — обед или ужин? День или ночь?

8. Где живешь? Назови домашний адрес.

9. Кем работает твой отец (мама)?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (лентой-
, платье)?

11. Какое сейчас время года — зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь?

12. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон (врач, учитель)?

15. Зачем нужны в школе звонок, парта?

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи у себя правый глаз, левое ухо. Для чего нужны гла-
за, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц?

20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого
больше ног: у собаки или петуха?

21. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что ты скажешь, как поступишь, если нечаянно сломаешь
чужую вещь?

Оценка ответов

1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок
может получить 1 балл ( за исключением контрольных).

2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на дополнительные вопросы пункта.

3. Правильными считаются ответы типа: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки ног больше, чем у петуха, у собаки
их четыре, у петуха — две». Неверными считаются ответы типа:
«Мама-Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во
временах года, в признаках «больше — меньше».

4. Кконтрольным вопросам относятся 5, 8, 15, 22. Ответы на
них оцениваются так:

5-й: если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет — 1
балл, если называет года с учетом месяцев — 3 балла.

8-й: за полный домашний адрес с названием своего города — 2
балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) — 2 балла, менее 3 признаков — 1 балл;

15-й: за каждое правильно указанное применение школьной
атрибутики — 1 балл;

22-й: за правильный ответ — 2 балла.

5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в
пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на
пункт 16, в протоколе отмечается положительная мотивация к
обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не
менее 4).

Оценка результатов беседы

Вполне зрелыми для школы считаются дети, получившие в
сумме 24-29 баллов, менее подготовленными — получившие 20-
24 балла, не подготовленными — получившие 15 — 20 баллов.

Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, — вспомогательный метод. Психолого-педагогическое заключение можно дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования.

Беседа может проходить и по более широкой программе. Ответы —
детей позволяют составить представление об их нравственных занятиях, ценностных ориентациях, умении выйти из проблемной ситуац
ии, руководствуясь личным опытом.

Методика 2

Вопросы для собеседования

I серия

1. Назови, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество.

2. Как фамилия, имя, отчество твоих родителей?

3. Где и кем работают твои отец и мать? Хочешь ли ты быть похожим
на них? Почему?

4. Какую работу выполняет учитель, врач, портниха, продавец,
милиционер?

5. Сколько тебе лет?

6. У тебя есть сестра или брат (родные или двоюродные)? Ты любишь его (ее, их)? Кто из вас старше, кто моложе? Почему ты так думаешь?

7. Какие правила поведения ты знаешь? Их надо выполнять
всегда или нет?

8. Ты сам(а) себе нравишься? За что тебя любят дома и в дет-
ском саду?

9. У тебя есть недостатки? Какие? Ты хочешь их исправить?

10. Чем занимаются дети в школе?

11. Ты хочешь пойти в школу? А почему? Зачем надо уметь читать-
, писать, считать?

12. Если щенок оставил грязные следы на полу, что ты будешь
делать?

13. Кем ты станешь, когда вырастешь?

14. Каким ты хочешь стать?

II серия

15. Алеся — украинка, Чубо — молдаванин (предъявляется цветная картинка с изображением детей в национальных костюмах), а
ты кто? Почему ты так думаешь?

16. Представь себе, что ты отправился путешествовать по родной —
стране, но вскоре соскучился по маме и решил написать ей письмо. Какой адрес ты укажешь на конверте?

17. Как называется твоя Родина? Ты любишь ее? За что ты ее любишь?

18. Как называется страна, в которой ты живешь?

19. Что надо делать, чтобы люди нашей страны жили счастливо?

20. Что больше: Москва или Россия? Почему ты так думаешь?

21. Какие есть страны кроме России?

22. В какой стране ты хотел бы жить? Почему именно в ней?

23. Хотел бы ты жить там, где мир, или там, где война? Почему?

III серия

24. У тебя есть друг? Как бы ты поступил, если бы:

а) во время урока он не смог ответить на вопрос учителя;

б) обидел кого-нибудь из ребят;

в) его кто-нибудь захотел обидеть;

25. Представь, что в комнате два стола. На каждом из них дети
строят улицы большого города. За одним столом играют Таня,
Алеша, Наташа, Варя и Андрей, за другим — Адия, Сара, Моника,
Марат и Хорст. За каким столом ты стал бы играть? Почему
именно за этим? Что для тебя важно?

26. Как бы ты поступил, если бы нечаянно порвал чужую книгу, но никто этого не видел?

27. Представь себе, что ты с мамой едешь в автобусе, немного
устал, в руках у мамы тяжелые сумки с продуктами. Вдруг освобождается место у окна. Как бы ты поступил?

Ответы оформляются в виде протокола на каждого ребенка.

При проведении диагностики социального развития ребенка используйте метод индивидуальной беседы ( тест С.А. Банкова). В ходе ее педагогу легко установить контакт с ребенком, завоевать его доверие, что чрезвычайно важно для правильной диагностики. Чтобы
достичь этого, ведите беседу доброжелательно, непринужденно, со
знанием дела; не торопите ребенка с ответом, предоставьте ему возможность подумать, вернуться к тем вопросам, на которые он затрудняется ответить; если первоклассник устал — сделайте небольшой
перерыв, затем закончите беседу; записывайте ответы дословно, постарайтесь- дать им правильную оценку.

Задание

Задачи:

-пронаблюдать особенности проявления дисциплинированности младших школьников;

-выявить сформированность у детей навыков организации собственной деятельности и поведения;

-выявить приемы и методы, применяемые учителем для организации детей и их дисциплинирования.

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ

1.Пронаблюдайте, как дети вашего класса готовятся к уроку:

-достают из портфеля все необходимое к уроку до звонка, аккуратно раскладывают на парте;

-забывают подготовиться к уроку, достают все необходимое к уроку со звонком или после звонка;

-готовятся до звонка, но торопливо, небрежно.

Читайте также:  Уровень умственного развития который достигается ребенком в сотрудничестве

2.Пронаблюдайте, как каждый ребенок организует работу в ходе урока:

-успевает за темпом всего класса, быстро включается в любой вид работы;

-постоянно отстает, проявляет несобранность, неорганизованность.

3.Обратите внимание, кто из детей вашего класса нарушает дисциплину( мешает работе одноклассников разговорами, берет без спроса чужие вещи, пытается испортить в тетради работу другого ученика). Подумайте, почему ребенок ведет себя недисциплинированно:

-ему скучно на уроке, так как учебный материал он не понимает;

-ему неинтересно, так как материал урока он знает;

-ребенку не хватает доброжелательного отношения, он привык, что его относят к «плохим» детям.

4.Пронаблюдайте, какими приемами добивается учитель порядка на уроке, рабочей дисциплины:

-четкой организацией урока, четкими распоряжениями, указаниями (словесными приемами, методами);

-постоянно вовлекает детей в работу, беседу;

-использует на уроке разные виды работ, интересные и практические задания;

-использует в ходе урока разнообразный материал, наглядные пособия;

-использует прием соревнования на уроке;

-применяет метод примера.

5.Пронаблюдайте, как учитель приучает детей к самоорганизации:

-какие указания дает по организации рабочего места, разных видов работ на уроке;

-как поощряет, как порицает за проявление неорганизованности, несобранности, недисциплинированности.

6.Сделайте вывод, какие приемы работы учителя по организации и дисциплинированию детей наиболее результативны.

Тема 4 Речевая подготовка первоклассников

Речь — одна из основных высших психических функций. Известно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Понимание речи связано с развитием чувственной основы речи-предметных образов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека, — она организует все высшие психические функции, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь каксамостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять функции опосредования высших психических функций, их связывания и организации. Фонематический слух, чистота фонематического восприятия.

Наблюдение за уроками, их анализ.

Методические рекомендации для студентов

Предметом наблюдений на этот раз сделайте изучение ново-
го материала на уроках.

1. Исследуйте, прежде всего, эффективность выбора учителем содержания и методов изучения нового материала:

какими способами и насколько удалось учителю подготовить учащихся к восприятию нового материала; как актуализировались опорные знания, умения; насколько эффективно осуществлялась мотивация учения первоклассников;

каково содержание учебного материала (научность, связь с жизнью, воспитательное и развивающее значение);

как происходит объяснение нового материала (система, логика, ясность, доступность, реализация межпредметных связей);

насколько рационально использовались методы, приемы обучения (словесные, наглядные, практические, проблемно-по-
исковые методы). Было ли занятие обеспечено техническими
средствами обучения;

применял ли учитель различные способы повышения самостоятельности и активности детей на уроке: учет возрастных и

индивидуальных особенностей; раскрытие перспективы учебной
деятельности; организация самостоятельной учебной деятельности; использование проблемного объяснения, постановка проблемных вопросов; введение заданий программированного характера (тетради с печатной основой); какие использовал пред-
писания, памятки; уделял ли внимание формированию умений
самопроверки; решению учебных задач в занимательной, игровой форме, включению детей в соревнование в процессе учебной
работы, осуществлению внутрипредметных и межпредметных
связей, использованию элементов новых инновационных педагогических технологий;

насколько эффективно сочетались на уроке индивидуальные, групповые, общеклассные формы учебной работы;

каким образом учитель обеспечивал на уроке атмосферу делово-
го сотрудничества, доброжелательности, доверия, взаимопомощи.

2. Отдельно проанализируйте такой важный этап урока, как закрепление нового материала:

рационально ли учитель отобрал материал для закрепления;
какие использованы пути, способы, средства закрепления, обобщения, систематизации нового материала;

о чем свидетельствуют ответы учащихся.

3. Подумайте и попытайтесь определить общую целевую установку, с которой учитель осуществлял воспитательный процесс на
данном или ряде ранее наблюдаемых уроков:

обеспечить прочное и правильное усвоение детьми материала,
предусмотренного программой;

максимально полно реализовать воспитательные возможности
учебного материала урока; обеспечить нравственное, эстетическое, экологическое воспитание, сформировать основы научного
мировоззрения у детей;

выработать у первоклассников прочные учебные умения и на-
выки (чтения, письма, счета и др.);

сформировать у детей первоначальные умения самообразования;

развить умственные способности учащихся в процессе обучения,
обеспечить постепенный переход от наглядно-действенного к абстрактно-логическому способу мышления; развить память, внимание,
воображение ребенка; создать благоприятные условия для выявления задатков детей и максимального развития их творческих способностей;

комплексное решение ранее перечисленных целей.

Возможно, вы обнаружите дополнительные, не названные выше задачи (укажите их).

2.Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития

детей дошкольного возраста (Ф.Г.Даскалова)

1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
.
Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово,
а ты скажешь мне другое — какое хочешь».

1 — стул;

2 — мяч;

3 — Иван;

4 — зайчик;

5 — пою;

6 — красный.

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные слову —
-раздражителю ассоциации).

2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных

1 — Ребенок толкает….

2 — Девочка качает….

3 — Зайчик хрупает….

4 — Мама стирает….

5 — Девочка поливает….

Оценка: 5 верных ответов.



Источник

Методика
3.

Вопросы
для собеседования
(тест
разработан С.А.Банковым)

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

  2. Назови
    фамилию, имя, отчество мамы, папы.

  3. Ты девочка
    или мальчик? Кем ты станешь, когда
    вырастешь:

  4. тетей или
    дядей?

  5. У тебя
    есть брат (сестра), кто из вас старше?

  6. Сколько
    тебе лет? Сколько будет через год, через
    два?

  7. Сейчас
    утро или вечер (день или утро)?

  8. Когда ты
    завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь
    ут­ром или днем? Что бывает раньше —
    обед или ужин? День или ночь?

  9. Где живешь?
    Назови домашний адрес.

  10. Кем
    работает твой отец (мама)?

  11. Ты любишь
    рисовать? Какого цвета этот карандаш
    (ленточ­ка, платье)?

  12. Какое
    сейчас время года — зима, весна, лето,
    осень? Почему ты так думаешь?

  13. I Составитель
    и автор диагностических материалов Э.
    К. Суслова.

  14. Когда
    можно кататься на санках — зимой или
    летом?

  15. Почему
    снег бывает зимой, а не летом?

  16. Что делает
    почтальон (врач, учитель)?

  17. Зачем
    нужны в школе звонок, парта?

  18. Ты сам
    (а) хочешь пойти в школу?

  19. Покажи у
    себя правый глаз, левое ухо. Для чего
    нужны гла­за, уши?

  20. Каких
    животных ты знаешь?

  21. Каких
    птиц?

  22. Кто больше:
    корова или коза? Птица или пчела? У кого
    больше ног: у собаки или петуха?

  23. Что больше:
    8 или 5, 7 или З? Посчитай от 3 до 6, от 9 до
    2.

  24. Что ты
    скажешь, как поступишь, если нечаянно
    сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов

1. За правильный ответ на все вопросы
одного пункта ребенок может получить
1 балл (за исключением контрольных).

2. Ребенок может получить 0,5 балла за
правильные, но непол­ные ответы на
дополнительные вопросы пункта.

3. Правильными считаются ответы типа:
«Папа работает ин­женером на заводе»,
«У собаки ног больше, чем у петуха, у
собаки их четыре, у петуха — две». Неверными
считаются ответы типа:

«Мама-Таня»,
«Папа работает на работе», а также ошибки
во временах года, в признаках
«больше-меньше».

4. К контрольным вопросам относятся 5,
8, 15, 22. Ответы на них оцениваются так:

5-й: если ребенок может вычислить сколько
ему будет лет — 1 балл, если называет года
с учетом месяцев — 3 балла.

8-й: за полный домашний адрес с названием
своего города — 2 балла, за обоснованный
по признакам ответ (не менее 3 призна­ков)
— 2 балла, менее 3 признаков — 1 балл;

15-й: за каждое правильно указанное
применение школьной атрибутики — 1 балл;

Читайте также:  Влияние игрушек на развитие ребенка презентация

22-й: за правильный ответ — 2 балла.

5. Пункт 16 оценивается совместно с
пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок
набрал 3 балла и дал положительный ответ
на пункт 16, в протоколе отмечается
положительная мотивация к обучению в
школе (общая сумма баллов при этом должна
быть не менее 4).

Оценка результатов беседы

Вполне
зрелыми для школы считаются дети,
получившие в сумме 24-29 баллов, менее
подготовленными — получившие 20-24 балла,
не подготовленными — получившие 15-20
баллов.

Давая заключение, следует помнить, что
беседа, как и любой ла­бораторный
метод изучения ребенка, — вспомогательный
метод. Психолого-педагогическое
заключение можно дать только на осно­ве
анализа всех данных комплексного
исследования.

Беседа
может проходить и по более широкой
программе. Отве­ты детей позволяют
составить представление об их нравственных
занятиях, ценностных ориентациях, умении
выйти из проблемной ситуации, руководствуясь
личным опытом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    10.02.201520.08 Mб17Практический курс 1-го ин.языка. Аракин.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

КОУ ВО «Верхнемамонская школа — интернат для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья»

Формирование банка данных учащихся «группы риска». Итоги обследования подопечных, многодетных семей. Посещаемость и успеваемость занятий учащимися, в том числе, состоящих на внутришкольном учете, группы социального риска.

Подготовил: социальный педагог

Неповинных Н.В.

2017 – 2018 учебный год

Формирование банка данных учащихся «группы риска». Итоги обследования подопечных, многодетных семей. Посещаемость и успеваемость занятий учащимися, в том числе, состоящих на внутришкольном учете, группы социального риска.

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях.

Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитации и коррекция.

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система школы-интернат, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами образовательного учреждения, обеспечивала, возможно, более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

К категории детей “группы риска” обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д

Дети “группы риска” есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в “группу риска”:

  • Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.,

  • Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка,

  • Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению),

К внутренним факторам риска относятся:

  • ощущение ребенком собственной ненужности,

  • низкая самооценка, неуверенность в себе,

  • недостаточный самоконтроль и самодисциплина,

  • незнание и непринятие социальных норм и ценностей,

  • неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях,

  • неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы нашей школы-интернат – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а так же раннего семейного неблагополучия.

Профилактика в педагогике рассматривается как особый вид социально педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении ребенка.

Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.

Для этого в нашем учреждении созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • Гуманный стиль общения между всеми участниками образовательного процесса,

  • Разумная дисциплина и порядок, как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве.

  • Возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых

Цель– оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.

Задачами являются:

– предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

– обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

– социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

– обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.

В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

С помощью диагностических методик происходит

  • выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,

  • определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,

  • положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях.

  • изучение интересов, способностей и склонностей ученика,

  • изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,

  • выявление уровня социального благополучия ребенка,

  • выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе

Профилактическая работа с детьми «группы риска» школы-интернат направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” с учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:

– изучение особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучения навыкам общения,

– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям,

– посещение на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, подготовкой к урокам, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время,

– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей – предметников, классных руководителей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению учащихся школы,

– индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися и их родителями,

– вовлечении подростков в социально значимую деятельность через реализацию проектов, программную деятельность, занятость их в учреждениях дополнительного образования, участия в школьных мероприятиях.

Читайте также:  Речевого развития ребенка в дошкольном возрасте

Для эффективной индивидуальной профилактической работы имеет место сотрудничество социального педагога с психологом, с классными руководителями, родителями, ученическими коллективами, так как это обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни.

Сотрудничество с учителями и воспитателями необходимо, так как с ними ребенок взаимодействует больше всего. Огромное значение играет работа с родителями: индивидуальные консультации, психолого-педагогическое взаимодействие с родителями для бесконфликтного общения в семье.

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических средств и других психоактивных веществ, превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.

Работа по формированию навыков здорового образа жизни.

Особое внимание при формировании культуры здорового образа жизни уделяется созданию “моды на здоровье” в окружающих подростка условиях. Определенная система социально-педагогических мероприятий, формирующих сознание, духовность, индивидуальный образ жизни, направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Особое внимание в формировании ЗОЖ в школе уделяется вопросам психического (душевного) здоровья ребенка.

Работа ведется в нескольких направлениях:

  • Диагностическая, коррекционно-развивающая деятельность (выявление причин возникающих проблем на начальной стадии, работа по ликвидации проблем через индивидуальные занятия, беседы и т.д.),

  • Оказание детям “группы риска” психолого-социальной поддержки (индивидуальные консультации, часы общения, коррекционно-развивающие занятия психолога с детьми),

  • Вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность.

Ведется инд. работа инспектора ПДН, КДН с учащимися и их семьями, состоящих на различных видах учета.

Проводятся индивидуальные и коллективные беседы специалистов служб системы профилактики (социального педагога, педагога-психолога, инспектора ПДН ОМВД, специалиста КДН и др.).

Профилактическая работа с обучающимися, пропускающими учебные занятия.

В школе-интернате осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих обучающихся, коррекционно-развивающие занятия с ними, деятельность по выявлению детей, которым учеба дается очень трудно.

Принимаются решения и проводится работа по ликвидации пропусков без уважительной причины: устанавливаются причины пропусков, проводятся беседы и консультации с обучающимися, их родителями, привлекаются различные специалисты, проводится совместная работа со специалистами ПДН и КДН (по мере необходимости).

Взаимодействие специалистов в работе и оказании помощи и поддержки детям “группы риска”.

На рост правонарушений, асоциального поведения подростков оказывает множество факторов. Данная проблема является серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, школы, общественности. Школа организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики. Партнерские отношения педагогов со всеми заинтересованными службами, сотрудничество с ними так же способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка.

Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: КДН при администрации района, ПДН при районном отделении полиции, отделом опеки и попечительства при администрации района.

Проводимая работа школой-интернат совместно со службами и ведомствами системы профилактики:

  • Организуется летний отдых детей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

На данный период наши обучающиеся не состоят на учете КДН и ЗП.

Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении:

Семья – основа первичной социализации личности.

Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно полноценно воспитать ребенка, но не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному развитию.

Семья, находящаяся в социально-опасном положении – это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.

На учете в КДН и ЗП состоят четыре семьи из числа обучающихся нашей школы-интернат.

В нашем учреждении можно выделить несколько форм неблагополучных семей:

  • Семьи, где родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей (не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью; антисанитарные условия жизни, периодическое отсутствие родителей дома без уважительной причины, оставление ребенка одного дома без контроля со стороны взрослых);

  • Бытовое пьянство родителей (систематическое употребление родителями спиртных напитков, сборы по месту жительства посторонних лиц для распития спиртных напитков);

  • Семьи, где родители страдают хроническим алкоголизмом;

  • Безработные родители или временно неработающие,

  • Благополучные с виду семьи, но в семье нет тесных эмоциональных связей, ребенок чувствует себя одиноким, нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, потеря родителями авторитета перед ребенком.

Профилактика дезадаптации детей и проблем детей “группы риска” в первую очередь заключается в раннем выявлении неблагополучных, проблемных семей. Чем раньше выявлена таковая семья, тем больше шансов ее реабилитировать, сделать все возможное для того, чтобы ребенок остался в семье с родителями.

Для раннего выявления семей, находящихся в социально-опасном положении у нас есть несколько источников:

  1. Родственники ребенка. (Родственники, которые проявляют тревогу о несовершеннолетних детях, о тех проблемах, которые существуют в семьях их родственников),

  2. Отдел опеки и попечительства администрации района.

  3. Комиссия по делам несовершеннолетних.

  4. Отдел по делам несовершеннолетних ОМВД.

  5. Выявление неблагополучных семей происходит и при поступлении ребенком в школу. Для знакомства с семьями социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители посещают семьи обучающихся. Банк данных составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.

Банк данных семей, находящихся в социально-опасном положении.

При выявления неблагополучной семьи мы придерживаемся следующего алгоритма работы, включающего в себя несколько этапов:

  • 1-ый этап: знакомство с членами семьи, проводится первичное обследование жилищно-бытовых условий,

  • 2-ой этап: осознание и определение проблем, существующих в ней путем бесед, наблюдений,

  • 3-ий этап: анализируются и выясняются причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, ценностные ориентации, личностные качества членов семьи. Проводится диагностика внутренних отношений к друг другу, социуму, школе.

  • 4-ый этап: знакомство с ее окружением, социальными связями,

  • 5-ый этап: профилактическая работа с семьей,

  • 7-ый этап: анализ результатов работы с семьей, планируются дальнейшие действия.

Индивидуальная профилактическая работа с семьей проводится в комплексе, применяются разнообразные формы и методы, привлекаются специалисты различных ведомств:

  • Индивидуальные беседы,

  • Посещение семьи,

  • Привлечение необходимых специалистов: инспекторов ПДН, КДН и ЗП, медиков (по необходимости),

  • Консультации по различным вопросам,

  • Организация каникулярного и летнего отдыха детей.

Вопросы профилактической работы с детьми и неблагополучными семьями всегда стоят на постоянном контроле у администрации школы-интернат, рассматриваются на заседаниях Совета по профилактике правонарушений, где обсуждаются трудности, возникающие в неблагополучных семьях, намечаются пути их преодоления. Кроме этого, проводятся с родителями индивидуальные консультации.

В связи с тем, что проводимая профилактическая работа с некоторыми семьями не всегда имеет положительный результат (родители отказывались приходить в школу, нарушали права детей на получение образования), с целью воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, администрация школы была вынуждена обратиться за помощью в КДН и ЗП, к руководителям предприятий, на которых работают родители, в местные администрации.

Не каждой семье можно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучие достигают такого уровня, что остается один выход – изъять ребенка из семьи и определить в приемную семью. Стабильными остаются категории семей с опекаемыми детьми. С каждым годом растет число многодетных семей и семей с приемными детьми.

Но сохраняется тенденция к увеличению числа малообеспеченных семей. Это происходит потому, что родители потеряли работу или же их достаток меньше прожиточного минимума. Хотя положительно то, что при хорошей разъяснительной работе родители из семей, где не хватает средств, определяются со статусом, что позволяет получать им определенные льготы.